Методические рекомендации Современный урок ФГОС

-

Никаких монологов на уроке! Только диалог, живой, в котором участвуют все; - На каждом уроке – работа в

группах: парах, четвёрках, больших группах.
Учимся общаться, спорить, отстаивать своё мнение, просить помощи или предлагать её другим.
-

Самое главное –эмоциональный настрой урока. - Я умею управлять своими эмоциями и учу этому детей.

Современный урок начинается с учителя… Современный урок – удивление, удовольствие, усилия, успех!
Основной формой организации обучения является урок, то в рамках системно- деятельностного подхода
учителю необходимо знать:
•

принципы построения урока;

•

современные педагогические технологии;

•

методы ведения урока;

•

средства;

•

приёмы;

•

примерную типологию уроков;

•

критерии оценивания урока.

Современный урок по ФГОС – это
•

Профессиональная и методическая подготовка учителя

•

Целеполагание и мотивация учения

•

Системно-деятельностный подход

•

Современные средства обучения

•

Выбор оптимальных средств обучения

•

Создание условий для саморазвития

•

Анализ каждого учебного занятия

В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?
Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно
преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. …

Какие требования предъявляются к современному уроку:
•

хорошо организованный урок (желательно в хорошо оборудованном кабинете) должен иметь хорошее начало и хорошее

окончание;
•

учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность обучающихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

•

урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять

учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
•

учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность обучающихся;

•

вывод делают сами обучающиеся;

•

минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

•

время сбережение и здоровьесбережение;

•

в центре внимания урока — дети;

•

учет уровня и возможностей обучающихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление обучающихся,

настроение детей;
•

планирование обратной связи;

•

урок должен быть добрым;

•

урок должен иметь результат!!!

Основные компоненты урока ФГОС
Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.

Целевой – постановка целей учения , как на весь урок, так и на отдельные его этапы.
Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всём курсе.

Коммуникативный – уровень общения учителя с классом.
Содержательный

–

подбор

материала

для

изучения,

закрепления, повторения, самостоятельной работы и

т.п.
Технологический – выбор форм, методов и приёмов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для
данного класса и т.п.
Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития
познавательного интереса.
Рефлексия – анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.

Организация рабочего времени по видам деятельности:
•

Занятость направленной деятельностью (плотность урока) - от 60 до 80 % времени

•

Продолжительность различных видов деятельности от 5 до 10 минут

•

Частота чередований различных видов деятельности через 7-10 минут

•

Продолжительность физкультминуток – на 20-35 минуте по 1 минуте из 3

лёгких упражнений с 3-4 повторами
Организация деятельности учащихся:
•

Количество видов учебной деятельности от 4 до 7

•

Частота чередований различных видов деятельности через 7-10 минут

•

Частота чередования позы ученика – 4-7

•

(столько, сколько видов деятельности )

•

Наличие эмоциональных разрядок – 2-3 за урок

Принципы обучения

o

деятельности; o

o

психологической комфортности;

o

вариативности;

o

творчества.

1.

целостности; o

непрерывности; o минимакса;

Принцип деятельности предполагает такую организацию обучения, когда обучающийся не получает готовое знание, а

«открывает» его в процессе собственной деятельности
2.

Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщённое,

целостное представление о мире, о роли и месте каждой науки в системе наук.
3.

Принцип непрерывности означает организацию учебного процесса, при которой результат деятельности на

предыдущем этапе обеспечивает включение в деятельность на
последующем этапе.
4.

Принцип минимакса заключается в следующем: школа обязана предложить ученику содержание образования по

максимальному уровню и обеспечить усвоение этого знания по минимальному уровню.
5.

Принцип психологической комфортности

предполагает снятие стресс образующих факторов учебного процесса,

создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.
6.

Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, т. е. формирование

способности к систематическому перебору возможных вариантов и выбору оптимального варианта.
7.

Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности

школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Современные педагогические технологии
К современным педагогическим технологиям реализации ФГОС относятся 8 основных

технологий:
•

развития критического мышления;

•

технология проектного метода;

•

технология проблемного обучения;

•

игровые технологии;

•

технология продуктивного чтения;

•

информационно-коммуникативные технологии;

•

здоровьесберегающие технологии

•

технология формирования УУД.

Методы обучения
Метод - способ профессиональной совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения образовательновоспитательных задач.
В современной дидактике все многообразие методов обучения сведено в три основные группы:
1.

Методы организации учебно-познавательной деятельности. К ним относятся словесные, наглядные и практические,
репродуктивные и проблемно-поисковые, индуктивные и дедуктивные методы обучения.

2.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: познавательные игры, учебные
дискуссии и др.

3.

Методы контроля (устный, письменный и др.) и самоконтроля в процессе обучения.

Реализация системно – деятельностного подхода обучения опирается на методы:
o

активные; o интерактивные; o исследовательские; o

проектные.

4.

Методы активного обучения (МАО) — совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на
организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к
самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной
деятельности.

5.

Интерактивный – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы,
диалога с кем-либо . Главная особенность интерактивного обучения в том, что процесс учения происходит в
совместной деятельности

6.

Исследовательский - учащимся предъявляется познавательная задача,
которую они решают самостоятельно, подбирая для этого приемы. Этот метод призван обеспечить развитие у
учащихся способностей творческого применения знаний.

7.

Проектное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне
конкретные и прогнозируемые цели.

Средства обучения
Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.)
Электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедийные учебники, сетевые
образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)
Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на
цифровых носителях (Video-CD, DVD.)
Наглядные плоскостные (плакаты, иллюстрации настенные, магнитные доски)
Формы обучения:
Групповая - учащиеся работают в группах из 3-6 человек или в парах.
Парная – предполагает работу учащихся в паре.
Фронтальная - совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя.
Индивидуальная - самостоятельная работа каждого ученика в отдельности Типология уроков по ФГОС

Типы уроков

Урок изучения нового

Урок закрепления знаний
Урок комплексного
применения знаний
Урок обобщения и
систематизации знаний
Урок контроля, оценки и
коррекции знаний

Виды уроков
традиционный (комбинированный), лекция,
экскурсия, исследовательская работа, учебный и
трудовой практикум.
практикум, экскурсия, лабораторная работа,
собеседование, консультация.
практикум, лабораторная работа, семинар и т.д.

семинар, конференция, круглый стол и т.д.

контрольная работа, зачет и т д

Структура каждого типа урока по ФГОС
1. Структура урока усвоения новых знаний:
1)

Организационный этап.1-2 мин

2)

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся 5 мин

3)

Актуализация знаний.1-5 мин

4)

Первичное усвоение новых знаний.20 мин

5)

Первичная проверка понимания 10 мин

6)

Первичное закрепление.3 мин

7)

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 5мин

8)

Рефлексия (подведение итогов занятия) 2 мин

2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) .
1)

Организационный этап.1-2 мин

2)

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний

учащихся. Актуализация знаний.5 мин
3)

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.3 мин

4)

Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые) в изменённой ситуации (конструктивные) 15 мин

5)

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные

задания) 15 мин
6)

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 4 мин

7)

Рефлексия (подведение итогов занятия) 2 мин

3.

Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

1)

Организационный этап.1-2 мин

2)

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для
творческого решения поставленных задач.5 мин

3)

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.3 мин 4)

с целью подготовки к контрольному уроку с целью подготовки к изучению новой
темы 3мин
5)

Применение знаний и умений в новой ситуации 15 мин

Актуализация знаний.

6)

Обобщение и систематизация знаний 10 мин

7)

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.5мин

8)

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 2 мин

9)

Рефлексия (подведение итогов занятия) 2 мин

4.

Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1)

Организационный этап.1-2 мин

2)

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.3 мин

3)

Актуализация знаний.3 мин

4)

Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).10 мин
5)

Применение знаний и умений в новой ситуации 15 мин

6)

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.5 мин

7)

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
3 мин

5.

Структура урока контроля знаний и умений
1)

Организационный этап. 1-2 мин

2)

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 2 мин

3)

Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений.

(Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В
зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура 35- 40 мин
4)

6.

Рефлексия (подведение итогов занятия) 2 мин

Структура урока коррекции знаний, умений .
1)

Организационный этап.1-2 мин

2)

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.1-2 мин

3)

Итоги диагностики (контроля) знаний, умений . Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях,

путей их устранения и совершенствования знаний и умений.10 мин
В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.
Работы над ошибками 20 мин

7.

4)

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 3-4мин

5)

Рефлексия (подведение итогов занятия) 2 мин

Структура комбинированного урока.
1)

Организационный этап.2 мин

2)

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся..5мин

3)

Актуализация знаний. 3мин

4)

Первичное усвоение новых знаний.5 мин

5)

Первичная проверка понимания. 5 мин

6)

Первичное закрепление. 15 мин

7)

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.10мин

8)

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению .4мин

9)

Рефлексия .Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу. 2 мин

Цели и задачи урока:
Как же определяется цель урока в логике системно-деятельностного подхода к образованию? В соответствии с ФГОС цель
урока заключается в достижении личностных (принятие
(освоение

новых ценностей,

нравственных

норм), метапредметных

способов деятельности, навыков самоорганизации), предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету)

результатов образования.
Цель урока должна определять, чему обучающиеся должны научиться на уроке.
Цель урока – должна быть одна и выражена отглагольным существительным (имя существительное, образованное
непосредственно от глагола).
Примеры: изучение (от изучать), формирование (от формировать). Например, ее можно
конкретизировать следующим образом:
-

Обеспечение усвоения учащимися закона, признаков, свойств, особенностей ...; о ..

-

Устранение пробелов в знаниях;

-

Усвоение учащимися понятий (каких?).

--Выявление и закрепление знаний по теме …
--Устранение пробелов в знаниях учащихся …
--Формирование новых понятий (идет их перечень) …
--Обучение навыкам чтения …
--Изучение принципа действия и устройства …
--Расширение знаний о …
--Выявление знаний по теме …,
--Умение применять в условиях …

Обобщение и систематизация знаний

--Изучение способов определения …
--Изучение последовательности действий …
--Изучение общих схем …
--Изучение назначения различных …
--Изучение особенностей протекания явлений …
--Знакомство с порядком выполнения действий …
--Систематизация и обобщение знаний по теме …
--Обеспечение знаний учащимися каких-то понятий, определений, теорем ...
--Установление уровня знаний по теме...
--Обобщение изученного материала по теме...
--Систематизация изученного материала по теме...
--На основе анализа фактов... подвести учащихся к пониманию того, что...
--Обеспечить освоение учащимися следующих фактов..., понятий..., идей..., терминов...
--Выявить и осмыслить причины..., сущность..., значение...
Задачи урока – шаги по направлению к цели: что нужно сделать для достижения результата. Образовательные – это задачи,
которые направлены на усвоение учебного материала, расширения собственного мировоззрения, формирования определенных
знаний, умений и
навыков, необходимых для успешной реализации в жизни
Развивающие задачи урока – предполагают развитие психических свойств и качеств, необходимых
(мышление, память,

внимание,

познавательные

в

деятельности

умения, самостоятельность и т.д.)..

Воспитательные – это задачи, направленные на воспитание личности учащегося, овладение им общечеловеческой культурой и
нормами поведения, принятыми в современном обществе.

Формулирование задач урока( примеры):
I.

Образовательные: (примеры).
1.

Обеспечить в ходе занятия освоение (повторение, закрепление) основных понятий, законов, теорий...

2.

Сформировать (продолжить формирование), закрепить следующие специальные умения по данному вопросу...

3.

Добиться,

чтобы обучающиеся

за

занятие

обрели

определенный

запас

знаний по вопросам...
4.

Сформировать у обучающихся понятия о...

5.

Углубить знания обучающихся о...

6.

Закрепить знания обучающихся и научить самостоятельно проводить анализ...

7.

Сформировать научные знания….

8.

Раскрыть содержание знаний и понятий...

9.

Расширить

знания

обучающихся

по

отдельным вопросам. 10.Закрепить и расширить знания по

теме….

II.

Развивающие: (примеры)
1.

Продолжить формирование общеучебных знаний , планирования ответов,

сравнения обобщения...
2.

Содействовать развитию воли, настойчивости посредством решения проблемных задач, вовлечение обучающихся

в дискуссию...
3.

Развивать

эмоции учащихся

(посредством

удивления,

переживаний).
4.

Развивать интерес к учению (применением ТСО, игровых моментов).

радости,

эмоциональных

5.

Развивать

интеллект

(умение

выделить

главное,

существенное,

самостоятельность мышления).
6.

III.

Сформировать положительное отношения к учению, интересов, способностей.

Воспитательные: (примеры)
1.

Содействовать в ходе занятия формированию основных мировоззренческих идей ...

2.

Обеспечить изучение работ...

3.

Содействовать воспитанию эстетических взглядов...

4.

Содействовать воспитанию нравственных качеств у обучающихся, уделить особое внимание воспитанию

патриотизма, эстетических норм, гуманизма, активной жизненной позиции.
5.

Содействовать воспитанию аккуратности, сосредоточенности, ответственности...

6.

Содействовать воспитанию сознательного отношения к процессу обучения (дисциплинированность,

организованность).
7.

Содействовать воспитанию чувства бережного отношения к каждой минуте рабочего времени.

8.

Содействовать воспитанию чувства товарищества, заботы о положении дел в группе и у отдельных товарищей.

9.

Содействовать воспитанию бережливого отношения к собственности.

Как помочь ученику освоить УУД?
Универсальные учебные действия (УУД) делятся на четыре основные группы:
Коммуникативные УУД - обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции
других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в
коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество
со сверстниками и взрослыми.

Личностные действия УУД - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и
события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и
ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида
действий: 1) действие смыслообразования; 2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.
Регулятивные действия УУД - обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:
целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль в форме сличения способа
действия и его результата; коррекция; оценка; волевая саморегуляция.
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».