О коррекционном и инклюзивном образовании

Письмо Минобрнауки России
от 07.06.2013 N ИР-535/07
"О коррекционном и инклюзивном образовании детей"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 июня 2013 г. N ИР-535/07
О КОРРЕКЦИОННОМ И ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ

В связи с реализуемой в рамках вступающего в силу 1 сентября 2013 года Федерального закона от 29
декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" реструктуризацией образовательных
учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья Минобрнауки России направляет
разъяснения своей позиции в части коррекционного и инклюзивного образовании детей.
И.М.РЕМОРЕНКО
Приложение
О КОРРЕКЦИОННОМ И ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ
В связи с обращениями депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации Ломакина-Румянцева А.В. и коллективов образовательных учреждений ряда субъектов
Российской Федерации по вопросу о реструктуризации образовательных учреждений для детей с
ограниченными возможностями здоровья с учетом норм Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", вступающего в силу 1 сентября 2013 года (далее Федеральный закон), Департамент считает необходимым отметить следующее.
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из
приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации.
Усилия Минобрнауки России сосредоточены на том, чтобы в рамках модернизации российского
образования создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования
для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом особенностей их
психофизического развития и состояния здоровья.
В рамках разработки нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального
закона, подготовлены проекты приказов Минобрнауки России об особенностях организации
образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, об
установлении порядка выдачи свидетельства об обучении лицам с ограниченными возможностями
здоровья, не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по
адаптированным основным общеобразовательным программам, об установлении образца свидетельства
об обучении, выдаваемого лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами
умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по
адаптированным основным общеобразовательным программам (размещены на сайте: regulation.gov.ru).
Согласно статье 79 Федерального закона органами государственной власти субъектов Российской
Федерации создаются отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам, для глухих, слабослышащих,
позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорнодвигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами
аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья.
В настоящее время в России для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
существует дифференцированная сеть специализированных образовательных учреждений. Она включает
в себя специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья (школы, школы-интернаты) (далее - СКОУ).
В последние несколько лет в субъектах Российской Федерации произошло сокращение на 5
процентов СКОУ при одновременном росте на 2 процента количества обучающихся, воспитывающихся в
них детей (по состоянию на начало 2009/2010 учебного года в России функционировало 1 804 СКОУ, в
которых обучалось 207 тыс. детей с различными недостатками в физическом и (или) психическом развитии,
в 2012/2013 учебном году соответственно: 1 708 - 211 тыс. детей).

Страница 2 из 3

Минобрнауки России обеспокоено наметившейся тенденцией к тому, что развитие форм обучения
детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в регионах не всегда носит
спланированный, последовательный характер, зачастую не сопровождается созданием необходимых
условий. Часть субъектов Российской Федерации неоправданно сориентированы на сокращение сети
специальных (коррекционных) образовательных учреждений. В указанный период времени в большинстве
субъектов Российской Федерации прекращена образовательная деятельность от 1 до 3 СКОУ, в
Хабаровском крае - 4, Калининградской области - 5, Ивановской области - 6, Красноярском крае - 7,
Тверской области - 8, Пермском крае - 9, Свердловской области - 10, Краснодарском крае - 14,
Новгородской области - 18.
Основные направления организации совместного обучения детей с ограниченными возможностями
здоровья и сверстников, не имеющих нарушений развития, отражены в рекомендациях Минобрнауки
России по созданию условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями
здоровья и детьми-инвалидами в субъекте Российской Федерации, которые были направлены
руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих
управление в сфере образования, в апреле 2008 года (письмо от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06).
Региональные программы, направленные на развитие образования детей этой категории, включая их
интеграцию в обычную образовательную среду, разрабатываются и реализуются с учетом указанных
рекомендаций.
В настоящее время в рамках государственной программы Российской Федерации "Доступная среда"
на 2011 - 2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября
2012 г. N 2181-р (далее - Программа), реализуются мероприятия по оснащению обычных образовательных
учреждений специальным оборудованием и приспособлениями для беспрепятственного доступа и обучения
детей-инвалидов, в том числе с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.
Реализация мероприятий Программы позволит в течение 5 лет (в 2011 - 2015 годах) создать условия
для беспрепятственного доступа инвалидов, совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих
нарушений развития, лишь в 20 процентах от общей численности общеобразовательных школ.
В этой связи Департамент обращает внимание органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, на то, что инклюзивное (интегрированное)
образование детей-инвалидов не должно становиться самоцелью, тем более приобретать формальный
характер - инклюзия (интеграция) ради инклюзии (интеграции).
Развитие инклюзивных (интегрированных) форм обучения инвалидов должно осуществляться
постепенно, на основе планирования и реализации комплекса мер, обеспечивающих соблюдение
требований к организации этой деятельности (включая наличие соответствующей материальной базы,
специальных образовательных программ, подготовку педагогических коллективов, проведение
разъяснительной работы с обучающимися и их родителями). Иначе подобная мера не только не позволит
обеспечить полноценную инклюзию (интеграцию) обучающихся детей-инвалидов, но и негативно скажется
на качестве работы образовательных учреждений с другими обучающимися.
Развитие совместного образования инвалидов и здоровых обучающихся не означает отказа от
лучших достижений российской системы специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка-инвалида, в том числе
об определении формы и степени его инклюзии (интеграции) в образовательную среду, должен решаться
психолого-медико-педагогическими комиссиями исходя, прежде всего, из потребностей, особенностей
развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей.
Департамент считает необходимым обратить внимание на функционирование существующей сети
специальных (коррекционных) образовательных учреждений с учетом того, что для части детей более
целесообразным является обучение в специальном (коррекционном) образовательном учреждении. Такие
учреждения на современном этапе могут выполнять функции учебно-методических (ресурсных) центров,
оказывающих методическую помощь педагогическим работникам общеобразовательных учреждений,
психолого-педагогическую помощь детям и их родителям, координировать работу в этом направлении
системы образования субъекта Российской Федерации.
Директор Департамента
Е.А.СИЛЬЯНОВ

Страница 3 из 3

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».