Комплексный анализ текста для обучающихся 8 класса

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Русский язык» составлена в соответствии с:
1. Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря
2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России
от 31 декабря 2015 г. № 1577).
Программа составлена на основе учебного пособия «Анализ текста. Практикум»
для 8 класса М. В. Григорьева. Курс рекомендован для учащихся 8 класса
общеобразовательной школы. В школьной практике всё чаще используется анализ
текста, в котором наблюдения над текстовыми характеристиками сочетаются с
языковым разбором: синтаксическим, морфологическим, лексическим, фонетическим,
пунктуационным, орфографическим. Актуальность темы курса состоит в том, что
компетентностный подход к обучению русскому языку требует формирования
коммуникативной, языковой и культурологической компетенции. Коммуникативная
компетенция предусматривает овладение всеми видами речевой деятельности и
основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования
языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам,
психологическим особенностям обучающихся. Это потребовало усиления
практической направленности преподавания русского языка
Программа курса предусматривает более глубокое овладение навыками
комплексного анализа текста, совершенствование и систематизация знаний по
русскому языку, а также подготовка учащихся к школьной итоговой аттестации.
Она включает в себе уроки повторения и систематизации знаний из разных
областей русского языка и литературы, практические занятия по комплексному
анализу текста, анализу лирических миниатюр, творческие работы и практические
работы.
Цель курса: овладение учащимися практической грамотностью, языковой и
речевой компетентностью; тренировка зрительной памяти, орфографической зоркости
при детальном исследовании текстов; активизация пассивного словаря учащихся.
Умение анализировать тексты разных стилей и типов, освещение важнейших аспектов
теории и практики комплексного анализа текста.
Задачи курса:
- при работе с текстом вырабатывать умение доказывать, что предложенный
отрывок является текстом, с этой целью обращать внимание на тему, композицию,
лексические и грамматические связи, опорные слова;
- анализируя содержание текста, выделять главные и второстепенные мысли,
делить текст на смысловые отрезки и устанавливать между ними логическую связь,
находить опорные слова;
2

- в процессе работы над текстом определять тему текста, функциональный
стиль и тип речи, что способствует формированию навыков устной монологической
речи в её жанровом и стилистическом своеобразии;
- систематически повторять фонетику, лексику, орфографию, орфоэпию,
пунктуацию, стилистику, синтаксис, которые формируют навыки грамотного письма,
грамотную устную и письменную речь.
Анализ текста предполагает не только выработку практических навыков
грамотного письма и речевого развития, но и даёт каждому учащемуся возможность
реализовывать и развивать свой потенциал, поэтому программа рассчитана на
выработку следующих основных умений:
- систематизировать имеющиеся знания, заполнить существующие «пробелы»;
- самостоятельно анализировать текст, видеть и понимать отдельные языковые
явления и их место в системе языка в целом;
- наблюдать за «жизнью» слова в лексическом контексте и интерпретировать
текст;
- редактировать свою и чужую письменную речь, качественно её изменять;
- овладев умением осмысленно читать текст и комментировать авторские
приёмы, развивать способности по созданию связных текстов.
Таким образом, учёт внутреннего опыта учащихся и опора на их
познавательные способности на уроках КАТ становятся необходимым условием для
эффективного формирования знаний, умений, навыков и делают процесс обучения
полезным и увлекательным.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня
подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления,
предметных умений и творческих способностей учащихся.
Место элективного курса «Комплексный анализ текста» в базисном
учебном плане: учебный план школы предусматривает на изучение курса 35часов из
расчета 1 час в неделю.
Формы организации образовательного процесса.
Основной формой
обучения является урок. Выбор форм зависит от уровня подготовленности учащихся,
от объема изучаемого материала, его новизны, трудности.
Основные формы
организации образовательного процесса: индивидуальные, групповые, фронтальные.
Технологии обучения: Технология проблемного обучения с целью развития
творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала,
познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск
результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуальнопознавательное
усвоение
учениками
заданного
предметного
материала.
Информационно-коммуникационные
технологии,
тест-технологии;
здоровьесберегающие технологии,
технология уровневой дифференциации,
технология обучения в сотрудничестве.
Программа курса «Русский язык» реализуется по учебному пособию:
3

Григорьева М. В. Русский язык. Анализ текста. Практикум. 8 класс. ФГОС.
Серия «Анализ текста».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами изучения курса являются следующие умения и
качества:
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,
стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметными
результатами изучения
курса
является
формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к
целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью,
прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного
чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную,
подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную
информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,
ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст;
несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным,
детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато,
4

выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его
методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и
координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего
решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать
решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в
том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами
монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса является сформированность
следующих умений:
– по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей
речи;
– по лексике: пользоваться разными видами словарей;
– по морфемике и словообразованию: производить морфемный и
словообразовательный разбор наречий и деепричастий; образовывать новые слова с
помощью характерных для изученных частей речи способов словообразования;
– по морфологии: давать определения изученных частей речи; производить
5

морфологический разбор изученных частей речи; различать омонимичные формы
разных частей речи;
– по синтаксису: образовывать словосочетания с наречием и деепричастием в качестве
одного из компонентов; выполнять разбор словосочетаний; составлять предложения с
разными видами обстоятельств; составлять предложения с разными способами связи
между частями;
– по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами,
правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор
написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать
изученные в 7-м классе слова с непроверяемыми написаниями;
– по пунктуации: находить смысловые отрезки, пунктуационно правильно оформлять
предложения изученных типов; обосновывать место и выбор знака препинания;
находить и исправлять пунктуационные ошибки;
– по связной речи, чтению и работе с информаципей: составлять предложения с
учётом текстообразующих свойств изученных групп слов; использовать синонимику
предложений с деепричастными оборотами и сложноподчиненных предложений,
стилистически обоснованно использовать предлоги, союзы; использовать частицы в
стилистических целях; находить в тексте языковые средства, характерные для
публицистического стиля речи; излагать подробно, сжато и выборочно текст
публицистического стиля; осознанно и бегло читать тексты публицистического стиля;
описывать внешность, состояние и действия человека; создавать тексты изученных
типов речи, тексты, сочетающие в себе разные типы речи
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Текст как речевое произведение. Теоретические сведения и языковой анализ
1. Ключевые понятия текста. Признаки текста.
2. Средства и способы связи предложений в тексте. Лексические, морфологические и
синтаксические средства связи предложений в тексте. Семантические и
ассоциативные связи частей. Цепная (последовательная) и параллельная связи.
3. Типы речи: описание, повествование и рассуждение.
4. Стили речи. Характеристика функциональных стилей: а) сфера применения; б)
основные функции; в) ведущие стилевые черты; г) языковые особенности; д)
специфические формы (жанры).
5. Средства выразительности в тексте. Выразительные средства фонетики.
Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы. Стилистически окрашенная
лексика и лексика ограниченного употребления. Выразительные средства морфологии
и словообразования. Выразительные средства синтаксиса.

6

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Тема урока
Понятие о тексте. Признаки текста. Тема, идея, тип речи, стиль речи.
Ключевые слова. Микротема. Микротекст.
Абзац. Композиционно-содержательный анализ текста.
Средства и способы связи предложений в тексте
Типы речи: описание, повествование и рассуждение
Стили речи. Характеристика функциональных стилей
Средства выразительности в тексте
Орфография. Культура речи
Пунктуация. Культура речи
Итого:

Кол-во часов
3
4
2
4
4
4
4
5
5
35

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».