Русский язык для обучающихся 11 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Русский язык 10–11 класс» составлена на основе
государственного стандарта образования, Примерной программы среднего полного
общего образования, а также на основе программы Бабайцевой В. В. «Русский язык.
10–11 классы» и предназначена для углубленного изучения русского языка в 10–11
классах.
Данная программа предполагает работу с учебником В. В. Бабайцевой «Русский язык.
10–11 классы» и обеспечивает подготовку к единому государственному экзамену
(ЕГЭ) по русскому языку.
Русский язык – национальный язык русского народа и государственный язык
Российской Федерации, являющийся также средством межнационального общения.
Русский язык обеспечивает развитие личности обучающегося, участвует в создании
единого культурно-образовательного пространства страны и формировании
российской идентичности у ее граждан.
В системе общего образования русский язык является не только учебным
предметом, но и средством обучения, поэтому его освоение неразрывно связано со
всем процессом обучения на уровне среднего общего образования. Предмет «Русский
язык» входит в предметную область «Русский язык и литература», включается в
учебный план всех профилей и является обязательным для прохождения итоговой
аттестации.
Изучение русского языка способствует восприятию и пониманию
художественной литературы, освоению иностранных языков, формирует умение
общаться и добиваться успеха в процессе коммуникации, что во многом определяет
социальную успешность выпускников средней школы и их готовность к получению
профессионального образования на русском языке.
Как и на уровне основного общего образования, изучение русского языка на
уровне среднего общего образования направлено на совершенствование
коммуникативной компетенции (включая языковой, речевой и социолингвистический
ее компоненты), лингвистической (языковедческой) и культуроведческой
компетенций. Но на уровне среднего общего образования при обучении русскому
языку основное внимание уделяется совершенствованию коммуникативной
компетенции через практическую речевую деятельность.
Целью реализации основной образовательной программы среднего общего
образования по предмету «Русский язык» является освоение содержания предмета
«Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с
требованиями, установленными ФГОС СОО.
Главными задачами реализации программы являются:
 овладение функциональной грамотностью, формирование у
обучающихся понятий о системе стилей, изобразительно-выразительных
возможностях и нормах русского литературного языка, а также умений
применять знания о них в речевой практике;
 овладение умением в развернутых аргументированных устных и
письменных высказываниях различных стилей и жанров выражать личную
позицию и свое отношение к прочитанным текстам;
 овладение умениями комплексного анализа предложенного текста;

 овладение возможностями языка как средства коммуникации и
средства познания в степени, достаточной для получения профессионального
образования и дальнейшего самообразования;
 овладение навыками оценивания собственной и чужой речи с
позиции соответствия языковым нормам, совершенствования собственных
коммуникативных способностей и речевой культуры.
Программа сохраняет преемственность с примерной основной образовательной
программой основного общего образования по русскому языку и построена по
модульному принципу. Содержание каждого модуля может быть перегруппировано
или интегрировано в другой модуль.
На уровне основного общего образования обучающиеся уже освоили основной
объем теоретических сведений о языке, поэтому на уровне среднего общего
образования изучение предмета «Русский язык» в большей степени нацелено на
работу с текстом, а не с изолированными языковыми явлениями, на систематизацию
уже имеющихся знаний о языковой системе и языковых нормах и совершенствование
коммуникативных навыков. В то же время учитель при необходимости имеет
возможность организовать повторение ранее изученного материала в рамках
предметного содержания модуля «Культура речи», посвященного нормам русского
языка, или отразить в содержании программы специфику того или иного профиля,
реализуемого образовательной организацией.
В целях подготовки обучающихся к будущей профессиональной деятельности
при изучении учебного предмета «Русский язык» особое внимание уделяется
способности выпускника соблюдать культуру научного и делового общения, причем
не только в письменной, но и в устной форме.
При разработке рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» на
основе ПООП СОО необходимо обеспечить оптимальное соотношение между
теоретическим изучением языка и формированием практических речевых навыков с
целью достижения заявленных предметных результатов.
Планируемые результаты
Личностные результаты
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему
здоровью, к познанию себя:
 ориентация обучающихся на достижение личного счастья,
реализацию
позитивных
жизненных
перспектив,
инициативность,
креативность, готовность и способность к личностному самоопределению,
способность ставить цели и строить жизненные планы;
 готовность и способность обеспечить себе и своим близким
достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
 готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного
достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать
собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям
прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных
ценностей и достижений нашей страны;

 готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и
идеалами
гражданского
общества,
потребность
в
физическом
самосовершенствовании,
занятиях
спортивно-оздоровительной
деятельностью;
 принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа
жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному
физическому и психологическому здоровью;
 неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к
Родине (Отечеству):
 российская идентичность, способность к осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историкокультурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм,
готовность к служению Отечеству, его защите;
 уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение к государственным символам
(герб, флаг, гимн);
 формирование уважения к русскому языку как государственному
языку Российской Федерации, являющемуся основой российской
идентичности и главным фактором национального самоопределения;
 воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям
народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону,
государству и к гражданскому обществу:
 гражданственность,
гражданская
позиция
активного
и
ответственного
члена
российского
общества,
осознающего
свои
конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в
общественной жизни;
 признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека,
которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению
собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц,
готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина
согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в
соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и
политическая грамотность;
 мировоззрение, соответствующее современному уровню развития
науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;

 интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности,
готовность к договорному регулированию отношений в группе или
социальной организации;
 готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии
решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных
формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно
значимой деятельности;
 приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства,
взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к
национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
 готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими
людьми:
 нравственное сознание и поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими
людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
 принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению;
 способность к сопереживанию и формирование позитивного
отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к
физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать
первую помощь;
 формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в
том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного
сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и
нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
 развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми
младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему
миру, живой природе, художественной культуре:
 мировоззрение, соответствующее современному уровню развития
науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству,
владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях

мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об
устройстве мира и общества;
 готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
 экологическая культура, бережное отношения к родной земле,
природным богатствам России и мира; понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды,
ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки
разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям,
приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности;
 эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому
обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и
родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
 ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни;
 положительный образ семьи, родительства (отцовства и
материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:
 уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности,
 осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации
собственных жизненных планов;
 готовность
обучающихся
к
трудовой
профессиональной
деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем;
 потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым
достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к
разным видам трудовой деятельности;
 готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение
домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического,
социального и академического благополучия обучающихся:
 физическое,
эмоционально-психологическое,
социальное
благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение
детьми безопасности и психологического комфорта, информационной
безопасности.

Планируемые метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;
 оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь
на соображениях этики и морали;
 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
 оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные
ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
 выбирать путь достижения
цели,
планировать решение
поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
 организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели;
 сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной
заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебные и познавательные) задачи;
 критически оценивать и интерпретировать информацию с разных
позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках;
 использовать различные модельно-схематические средства для
представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
 находить и приводить критические аргументы в отношении действий
и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как
ресурс собственного развития;
 выходить за рамки учебного предмета и осуществлять
целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и
способов действия;
 выстраивать
индивидуальную
образовательную
траекторию,
учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные
ограничения;
 менять и удерживать разные позиции в познавательной
деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами),
подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
 при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и
членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.);
 координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
 развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с
использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
 распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать
конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную
коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты
Выпускник на углубленном уровне научится:
 воспринимать
лингвистику
как
часть
общечеловеческого
гуманитарного знания;
 рассматривать
язык
в
качестве
многофункциональной
развивающейся системы;
 распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и
видеть взаимосвязь между ними;
 анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки
зрения правильности, точности и уместности их употребления при оценке
собственной и чужой речи;
 комментировать авторские высказывания на различные темы (в том
числе о богатстве и выразительности русского языка);
 отмечать отличия языка художественной литературы от других
разновидностей современного русского языка;
 использовать синонимические ресурсы русского языка для более
точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
 иметь представление об историческом развитии русского языка и
истории русского языкознания;
 выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в
соответствии с правилами ведения диалогической речи;
 дифференцировать главную и второстепенную информацию,
известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
 проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой
информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
 оценивать стилистические ресурсы языка;

 сохранять стилевое единство при создании текста заданного
функционального стиля;
 владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и
прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов;
 создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
 соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
 соблюдать культуру научного и делового общения в устной и
письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
 соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в
учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
 осуществлять речевой самоконтроль;
 совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и
навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
 использовать основные нормативные словари и справочники для
расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
 оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при
анализе текстов (в том числе художественной литературы).
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
 проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте;
 выделять и описывать социальные функции русского языка;
 проводить
лингвистические
эксперименты,
связанные
с
социальными функциями языка, и использовать его результаты в
практической речевой деятельности;
 анализировать языковые явления и факты, допускающие
неоднозначную интерпретацию;
 характеризовать роль форм русского языка в становлении и
развитии русского языка;
 проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и
представлять их в виде доклада, статьи, рецензии, резюме;
 проводить комплексный лингвистический анализ текста в
соответствии с его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью;
 критически оценивать устный монологический текст и устный
диалогический текст;
 выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой
принадлежности;
 осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;
 использовать языковые средства с учетом вариативности
современного русского языка;
 проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности
речи;
 редактировать устные и письменные тексты различных стилей и
жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка;

 определять
пути
совершенствования
коммуникативных способностей и культуры речи.

собственных

Контроль предметных результатов обучения осуществляется через использование
следующих видов контроля: диагностический, текущий, тематический, итоговый. При
этом используются различные формы текущего и итогового контроля: диктант,
устный опрос, тест, проверочная самостоятельная работа, контрольная работа.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Положением о
промежуточной и переводной аттестации ОУ в форме административной контрольной
работы.
Контроль результатов обучения осуществляется через проведение комплексных
работ на каждой ступени обучения.
Место предмета в учебном плане. Федеральный базисный учебный план для
образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное
изучение русского языка на углубленном
уровне среднего (полного) общего
образования в объеме 210 часов, в том числе: в 10 классе – 105 часов, 11 классе – 105
часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Углубленный уровень
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Язык как многофункциональная развивающаяся знаковая система и общественное
явление. Языки естественные и искусственные. Языки государственные, мировые,
межнационального общения.
Основные функции языка. Социальные функции русского языка.
Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских
языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие
русского языка. Роль старославянского языка в развитии русского языка.
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в
Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в
межнациональном общении.
Формы существования русского национального языка (литературный язык,
просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Роль
форм русского языка в становлении и развитии русского языка. Активные процессы в
русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как результат
взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка.
Лингвистика в системе гуманитарного знания. Русский язык как объект научного
изучения. Русистика и ее разделы. Лингвистический эксперимент. Виднейшие ученыелингвисты и их работы. Основные направления развития русистики в наши дни.
Речь. Речевое общение
Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательнотрудовой деятельности.

Основные сферы речевого общения, их соотнесенность с функциональными
разновидностями языка. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности:
продуктивные (говорение, письмо) и рецептивные (аудирование, чтение), их
особенности.
Особенности восприятия чужого высказывания (устного и письменного) и создания
собственного высказывания в устной и письменной форме.
Овладение речевыми стратегиями и тактиками, обеспечивающими успешность
общения в различных жизненных ситуациях. Выбор речевой тактики и языковых
средств, адекватных характеру речевой ситуации.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и
ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Осознанное использование разных видов чтения и аудирования в зависимости от
коммуникативной установки. Способность извлекать необходимую информацию из
различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том
числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях,
официально-деловых текстов, справочной литературы. Владение умениями
информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление
их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов. Комплексный лингвистический
анализ текста.
Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и
диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и
диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социальнокультурной и деловой сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в
официальных инеофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного
общения. Выступление перед аудиторией с докладом; представление реферата,
проекта на лингвистическую тему.
Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической
дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой,
публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как
разновидности современного русского языка. Стилистические ресурсы языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые
средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического,
официально-делового стилей.
Культура публичного выступления с текстами различной жанровой принадлежности.
Речевой самоконтроль, самооценка, самокоррекция.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия,
выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк и
др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.)
стилей,
разговорной речи (рассказ,
беседа, спор).
Виды сочинений.
Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функциональносмысловых типов, стилей и жанров.
Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка
художественной литературы от других разновидностей современного русского языка.
Основные признаки художественной речи. Синонимика русского языка. Лексические,
морфемные, морфологические, синтаксические синонимы. Роль А.С.Пушкина в
расширении возможностей русского литературного языка.
Основные изобразительно-выразительные средства языка.

Текст. Признаки текста
Понятие о тексте. Тема, идея. Способы выражения темы. Заглавие, начало, конец,
ключевые слова. Предложение в составе текста. Способы и средства связи
предложений в тексте. Лексический повтор, однокоренные и местоимённые слова,
союзы-частицы. Типы речи: повествование, описание, рассуждение.
Виды чтения текста. Использование различных видов чтения в зависимости от
коммуникативной задачи и характера текста.
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
Проведение стилистического анализа текстов разных стилей и функциональных
разновидностей языка.
Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи:
нормативный, коммуникативный и этический.
Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления
традиционного русского быта; историзмы и архаизмы; фольклорная лексика и
фразеология; русские имена. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия
национальных культур.
Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность
речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Причины
коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.
Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели,
поиск материала. Композиция публичного выступления.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности
речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах
общения. Культура разговорной речи.
Устная и письменная формы речи. Русский литературный язык и его нормы.
Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм: орфоэпические
(произносительные
и
акцентологические),
лексические,
грамматические
(морфологические и синтаксические), стилистические нормы русского литературного
языка.
Орфографические
нормы,
пунктуационные
нормы.
Совершенствование
орфографических и пунктуационных умений и навыков. Совершенствование
собственных коммуникативных способностей и культуры речи. Соблюдение норм
литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых
средств в речевом высказывании. Варианты языковых норм. Осуществление выбора
наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого
общения.
Способность осуществлять речевой самоконтроль, анализировать речь с точки зрения
ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач. Разные
способы редактирования текстов.
Анализ коммуникативных качеств и эффективности речи. Редактирование текстов
различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка.
Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники;
их использование.

Использование этимологических словарей и справочников для подготовки сообщений
об истории происхождения некоторых слов и выражений, отражающих исторические
и культурные традиции страны.
Лингвистика в системе гуманитарного знания. Русский язык как объект научного
изучения. Русистика и ее разделы. Лингвистический эксперимент. Виднейшие ученыелингвисты и их работы. Основные направления развития русистики в наши дни.
Фонетика. Орфоэпия. Орфография
Звуки и буквы. Ударение в русском языке. Основные нормы современного
литературного произношения и ударения в русском языке. Чередование звуков.
Фонетический разбор.
Лексика. Фразеология
Слово как основная единица языка. Однозначные и многозначные слова. Прямое и
переносное значения слов. Изобразительно-выразительные средства. Омонимы, их
употребление. Паронимы, их употребление. Словари паронимов. Синонимы, их виды.
Функции синонимов в речи. Антонимы. Их употребление. Происхождение лексики
современного русского языка. Исконно русская заимствованная лексика. Лексика
общеупотребительная и лексика, ограниченная в употреблении. Устаревшая лексика и
неологизмы. Фразеология. Фразеологические единицы, их употребление. Отличие
фразеологизмов от свободных сочетаний слов. Лингвистический анализ поэтического
текста.
Морфемика. Словообразование. Орфография
Состав слова. Морфемы. Морфемный анализ слова. Словообразование.
Словообразовательные модели. Словообразовательный разбор слова. Принципы
русской орфографии. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне
слова. Чередующиеся гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих.
Употребление гласных после Ц. Употребление букв Э, Е, Ё и сочетаний ЙО в
различных морфемах. Правописание согласных в корне слова. Правописание звонких
и глухих, непроизносимых и двойных согласных. Правописание гласных и согласных
в приставках. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Гласные И и Ы после приставок. Употребление
Ъ и Ь. Употребление прописных букв. Правила переноса слов. Лингвистический
анализ прозаического текста.
Морфология и орфография. Самостоятельные части речи
Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний имен
существительных. Правописание суффиксов имен существительных. Правописание
сложных имен существительных. Имя прилагательное как часть речи. Лексикограмматические разряды имён прилагательных. Правописание окончаний имён
прилагательных. Правописание суффиксов имен прилагательных. Правописание -Н- и
-НН- в суффиксах имён прилагательных. Правописание сложных имён
прилагательных. Имя числительное как часть речи. Местоимение как часть речи.
Глагол как часть речи. Правописание глагола. Причастие как глагольная форма.
Правописание -Н- и -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.
Деепричастие как глагольная форма. Наречие как часть речи. Правописание наречий.
Слова категории состояния. Предлог как служебная часть речи. Союз как служебная
часть речи. Частицы. Разряды частиц. Правописание частиц. Частицы НЕ и НИ. Их

употребление и значение. Правописание НЕ с разными частями речи. Междометие как
особый разряд слов.
Морфология и орфография. Служебные части речи
Предлог как служебная часть речи. Союз как служебная часть речи. Частицы.
Разряды частиц. Правописание частиц. Частицы НЕ и НИ. Их употребление и
значение. Правописание НЕ с разными частями речи. Междометие как особый разряд
слов. Синтаксис и пунктуация. Однородные члены предложения и знаки препинания
при них. Однородные и неоднородные определения. Обособление определений.
Приложение. Обособление обстоятельств и дополнений. Пунктуация при вводных и
вставных конструкциях, сравнительных оборотах, обращениях и междометиях.
Порядок слов в предложении. Сложное предложение и его виды. Знаки препинания в
сложносочиненном
предложении.
Основные
группы
сложноподчиненных
предложений. Типы придаточных в СПП. Знаки препинания в СПП с одним и
несколькими придаточными. Знаки препинания в ССК.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
№

Тема

Планируемые результаты

Кол-во
часов

Текст. Признаки текста (10 часов)
1
2-3

4-5
6-8
9-10

Понятие о тексте
Способы и средства
связи предложений в
тексте.
Виды чтения текста.
Информационная
переработка текста.
Лингвистический
анализ текста.

Знать:
Понятие о тексте. Тема, идея. Способы выражения темы. Заглавие, начало, конец,
ключевые слова. Предложение в составе текста
Лексический повтор, однокоренные и местоимённые слова, союзы-частицы. Типы речи:
повествование, описание, рассуждение.
Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и
характера текста.
Виды преобразования текста.
Проведение стилистического анализа текстов разных стилей и функциональных
разновидностей языка

1
2

2
3
2

Культура речи. Основные принципы русской пунктуации (12 часов)
Культура научного и
делового общения
(устная и письменная
формы).
12-13 Диагностическая
контрольная работа
11

14-15 Русский литературный
язык и его нормы.

Знать:
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической
сферах общения. Культура разговорной речи. Основные пунктуационные нормы русского
языка. Трудные случаи орфографии и пунктуации.
Устная и письменная формы речи. Русский литературный язык и его нормы. Языковая
норма и ее функции. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные
и
акцентологические),
лексические,
грамматические
(морфологические
и

1

2

2

16-17 Способы
редактирования
текстов.
18
Соблюдение норм
литературного языка в
речевой практике.
19-20 Нормативные словари
современного русского
языка и
лингвистические
справочники.
21-22 Анализ
коммуникативных
качеств и
эффективности речи.

синтаксические), стилистические нормы русского литературного языка. Интонация.
Способность осуществлять речевой самоконтроль, анализировать речь с точки зрения ее
эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач. Разные способы
редактирования текстов. Некоторые случаи согласования в числе сказуемых с
подлежащим
Уместность использования языковых средств в речевом высказывании. Варианты
языковых норм. Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в
соответствии со сферами и ситуациями речевого общения. Именительный и
творительный падежи в сказуемом
Использование этимологических словарей и справочников для подготовки сообщений об
истории происхождения некоторых слов и выражений, отражающих исторические и
культурные традиции страны.Тире между подлежащим и сказуемым
Анализ коммуникативных качеств и эффективности речи. Редактирование текстов
различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка.
Управление при словах, близких по значению

2

1

2

2

Синтаксис и пунктуация (52 часа)
23-24 Однородные члены
предложения и знаки
препинания при них
25-26 Однородные и
неоднородные
определения
27-28 Обособление
определений
29-30 Синонимика

Знать:
Правила пунктуации и уметь их применять.

2

2

2
2

31-32 Приложение

2

33-34 Обособление
обстоятельств
35-36 Обособление
дополнений

2
2

37-39 Пунктуация при
вводных и вставных
конструкциях
40-41 Пунктуация при
обращениях.
42-43 Порядок слов в
предложении
44-46 Лингвистический
анализ текста.
47-48 Сложное предложение.
Виды сложных
предложений
49-51 Знаки препинания в
ССП
52
Основные группы СПП

3

53-54 СПП с придаточным
изъяснительным
55-56 СПП с придаточным
определительным
57-58 СПП с придаточным
обстоятельственным
59-60 Знаки препинания в
СПП с одним
придаточным
61-62 Знаки препинания в
СПП с несколькими
придаточными
63-64 Знаки препинания при
сравнительных
оборотах
65-68 Знаки препинания в
ССК

2

2
2
3
2

3
1

2
2
2

2

2

4

69-70 Диктант с
грамматическим
заданием. Анализ
лексических
особенностей текста.
71-74 Контрольная работа в
формате ЕГЭ

2

4
Речь. Функциональные стили (16 часов)

75-76 Монологическая и
диалогическая речь.
77-78 Стилистические
ресурсы языка
79-80 Ситуации речевого
общения
81-82 Культура публичного
выступления
83-84 Лингвистический
анализ текста.
85-86 Основные жанры
научного,
публицистического,
официально-делового
стилей, разговорной
речи .
87-88 Основные
изобразительновыразительные
средства языка.
89-90 Синонимика русского
языка.

Знать:
Устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов
и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения. Речевое
поведение в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях
межкультурного общения.
Функциональная
стилистика
как
учение
о
функционально-стилистической
дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой,
публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как
разновидности современного русского языка. Стилистические ресурсы языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые
средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического,
официально-делового стилей. Жанры публицистического стиля речи
Культура публичного выступления с текстами различной жанровой принадлежности.
Речевой самоконтроль, самооценка, самокоррекция. Дискуссия
Виды сочинений. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных
функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной
литературы от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки
художественной речи. Художественно-языковые средства. Тропы поэтической речи,
стилистические фигуры.
Лексические, морфемные, морфологические, синтаксические синонимы. Роль
А.С.Пушкина в расширении возможностей русского литературного языка.

Повторение и систематизация изученного материала (15 часов)

2
2
2
2
2
2

2

2

91-93 Фонетика
94-96 Орфоэпия
97-98 Словообразование
99101

Морфология и
орфография

102105

Итоговая
контрольная работа

Знать:
Проведение стилистического анализа текстов разных стилей и функциональных
разновидностей языка. Уметь проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте;
выделять и описывать социальные функции русского языка; использовать его результаты
в практической речевой деятельности; анализировать языковые явления и факты,
допускающие неоднозначную интерпретацию

3

Уметь осуществлять речевой самоконтроль; совершенствовать орфографические и
пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного
языка, использовать основные нормативные словари и справочники для расширения
словарного запаса и спектра используемых языковых средств; оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной
литературы).

4

3
2
3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».