Родная литература на русском языке для обучающихся 11 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Родная литература на русском языке» направлена на
решение важнейшей задачи современного образования – воспитание гражданина,
патриота своего Отечества. Образовательные задачи курса связаны, прежде всего, с
формированием умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать
художественный текст. Родная художественная литература, как одна из форм освоения
мира, отражает богатство и многообразие духовной жизни человека, влияет на
формирование нравственного и эстетического чувства учащегося. В родной (русской)
литературе отражается общественная жизнь и культура России, национальные
ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской
литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Рабочая программа
курса «Родная (русская) литература» составлена на основании:
Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897»
Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношение к родной
литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского
народа.
Задачи:
формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения
родной литературы;
обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным
ценностям и художественному многообразию родной литературы;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание
исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение
культуры народа;
формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы
личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историкокультурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа
художественного литературного произведения.
Общая характеристика учебного курса
ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для
школьника
– будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и
уважающего его традиции, язык и культуру. Изучение родной литературы играет
ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и
творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и
исторической
преемственности поколений. Родная литература как культурный символ России,
высшая форма существования российской духовности иязыка в качестве школьного
предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке

патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и
всему человечеству. Содержание программы включает в себя произведения (или
фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить
её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль. Критерии
отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная
ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика,
соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурноисторические традиции.
Место учебного курса «Родная литература на русском языке»
Учебный предмет как часть образовательной области «Родной язык и литература»
тесно связан с предметом «Родной язык». Родная литература является одним из
основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры
и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных способствует
пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически
окрашенной родной речью.
Место учебного курса в учебном плане
Согласно учебному плану на изучение родной (русской) литературы в 11классе
отводится 17,5 часа: из расчёта 0,5 часа в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые личностные результаты:
формирование российской идентичности, способности к осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историкокультурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к
служению Отечеству, его защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат
каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без
нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и
свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам

международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
правовая и политическая грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив,
инициативность, креативность, готовность и способность к личностному
самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в
процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию
по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на
основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей
страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,
на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей,
их чувствам, религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и
способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного
сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и
нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности;

бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;
понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности.
Планируемые метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики
и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами);
подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды
в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.
Планируемые предметные результаты
Выпускник на базовом уровне научится:
демонстрировать знание произведений родной литературы (русской), приводя
примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
понимать значимость чтения на родном языке (русском) и изучения родной
литературы (русской) для своего дальнейшего развития; осознавать потребность в
систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире,
гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
осознавать родную литературу (русскую) как одну из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
обеспечению культурной самоидентификации, осознанию коммуникативноэстетических возможностей родного языка (русского) на основе изучения
выдающихся произведений культуры своего народа;
навыкам понимания литературных художественных произведений, отражающих
разные этнокультурные традиции;
в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а
именно:
• обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в
качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику
(содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты
произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или
более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета,
их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного
мира произведения;
• анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и
связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия,
способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и
средства раскрытия и/илиразвития их характеров;

• определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном
произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их
художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и
смысловой наполненности, эстетической значимости;
• анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в
произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных
частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает
эстетическое воздействиена читателя (например, выбор определенного зачина и
концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой,
открытым или закрытым финалом);
• анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев
требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается
(например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
–осуществлять следующую продуктивную деятельность:
• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или
создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения,
демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание
принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурноисторической эпохе (периоду);
• выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои
собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с
использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических
документов и т. п.);
анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем
объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской
индивидуальности;
анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими
областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического
произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись
художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как
интерпретируется исходный текст.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В рабочей программе по учебному предмету «Родная литература на русском языке»
предложен модульный принцип формирования рабочей программы: структура
каждого модуля определена логикой освоения конкретных видов читательской
деятельности и последовательного формирования читательской компетентности, т.е.
способности самостоятельно осуществлять читательскую деятельность на незнакомом
материале.
Содержание рабочей программы оформляется в проблемно-тематические блоки,
обусловленные историей России, ее культурой и традициями:
Личность (человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и человек-деятель,
я и другой, индивидуальность и «человек толпы», становление личности: детство,

отрочество, первая любовь; судьба человека; конфликт долга и чести; личность и мир,
личность и Высшие начала).
Личность и семья (место человека в семье и обществе, семейные и родственные
отношения; мужчина, женщина, ребенок, старик в семье; любовь и доверие в жизни
человека, их ценность; поколения, традиции, культура повседневности).
Личность–общество–государство (влияние социальной среды на личность человека;
человек и государственная система; гражданственность и патриотизм; интересы
личности, интересы большинства/меньшинства и интересы государства; законы
морали и государственные законы; жизнь и идеология).
Личность –природа –цивилизация (человек и природа; проблемы освоения и
покорения природы; проблемы болезни и смерти; комфорт и духовность; современная
цивилизация, ее проблемы и вызовы).
Личность –история –современность (время природное и историческое; роль личности
в истории; вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в культуре;
свобода человека в условиях абсолютной несвободы; человек в прошлом, в настоящем
и в проектах будущего).
Данные тематические блоки определяются, исходя из современного состояния
отечественной культуры, нацелены на формирование восприятия русской литературы
как саморазвивающейся эстетической системы, на получение знаний об основных
произведениях отечественной литературы, их общественной и культурноисторической значимости.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
11 класс
Личность
Г.Н. Щербакова. Повесть «Вам и не снилось».
П. Казаков. Рассказ «Во сне ты горько плакал»
Личность и семья
Е.И. Носов. Повесть «Усвятские шлемоносцы».
Ю.В. Трифонов. Повесть «Обмен».
А.Н. Арбузов. Пьеса «Жестокие игры»
Личность-общество-государство
З. Прилепин. Роман «Санькя»
Личность-природа-цивилизация
Л.С. Петрушевская. «Новые робинзоны»
Личность-история-современность
Ю.О. Домбровский. Роман «Факультет ненужных вещей»
В.Ф. Тендряков Рассказы: «Пара гнедых», «Хлеб для собаки».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№

1-2
3-4

5-6
7-8
9-10

1112
1314
15
16
17
18

Тема урока
Личность
Г.Н. Щербакова. Повесть «вам и не снилось». Человек перед судом своей
совести.
П. Казаков. Рассказ «Во сне ты горько плакал». Детство, отрочество, личность
и мир.
Личность и семья
Семейные и родственные отношения в повести Е. Носова «Усвятские
шлемоносцы»
Место человека в семье в повести Ю. Трифонова «Обмен»
Мужчина, женщина, ребенок в семье, любовь и доверие в жизни человека: пьеса
А.Н. Арбузова «Жестокие игры».
Личность-общество-государство
Законы морали и государственные законы; жизнь и идеология в романе З.
Прилепина «Санькя».
Личность–природа–цивилизация
Комфорт и духовность; современная цивилизация, ее проблемы и вызовы в
рассказе Л.С. Петрушевской «Новые робинзоны».
Личность-история-современность
Роль личности в истории, свобода человека в условиях абсолютной несвободы в
романе Ю.О. Домбровского «Факультет ненужных вещей».
Историческое время в рассказе В.Ф. Тендрякова «Пара гнедых»
Вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в культуре: В.Ф
Тендряков «Хлеб для собаки»
Итоговый урок
Итого:

Кол-во
часов
2
2

2
2
2

2

2

1
1
1
0,5
17,5 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».