Индивидуальный проект для обучающихся 10-11 классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Индивидуальный проект» для 10 – 11 классов
составлена на основе:
 Требований Федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования (ФГОС СОО);
 основной образовательной программы среднего общего образования
МОУ «Деевская СОШ»;
 примерной программы надпредметного курса для обучающихся 10 – 11
классов «Индивидуальный проект» / Л. Е. Спиридонова, Б. А. Комаров,
О. В. Маркова, В. М. Стацунова. — СПб, АППО, 2022.
Цели программы:
– формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения
методов, технологий и форм организации проектной и учебноисследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных
результатов образования;
– формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации
обучающимися результатов исследования, индивидуального проекта,
направленного на решение научной, личностной или социально значимой
проблемы
Задачи программы:
 сформировать
навыки
коммуникативной,
учебно-исследовательской
деятельности, критического мышления;
 выработать способность к инновационной, аналитической, творческой,
интеллектуальной деятельности;
 продолжить
формирование
навыков
проектной
и
учебноисследовательской деятельности, а также самостоятельного применения
приобретённых знаний и способов действий при решении различных
задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или
предметных областей;
 развитие навыков постановки цели и формулирования гипотезы
исследования, планирования работы и контроля, отбора и интерпретации
необходимой информации, структурирования аргументации результатов
исследования на основе собранных данных, презентации результатов;
 развить навыки самоанализа и рефлексии (самоанализа успешности и
результативности решения проблемы проекта);
 развить навыки публичного выступления.
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации
деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под
руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или
нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области
деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской,
социальной, художественно-творческой, иной).
На уровне среднего общего образования роль учителя сводится к следующему:

старшеклассники сами определяют личностно-значимую проблему,
формулируют тему, ставят цели и задачи своего проектирования, выдвигают
гипотезу. Ставя практическую задачу, ученики ищут под эту конкретную задачу
свои средства и предлагают варианты практического использования проектного и
исследовательского продукта.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух
лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и
должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или
разработанного проекта: информационного, творческого, социального,
прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
Учебный предмет «Индивидуальный проект» изучается на уровне среднего общего
образования в 10–11 классах, как полидисциплинарный курс.
Описание места учебного предмета «Индивидуальный проект» в учебном плане
Согласно учебному плану на изучение предмета «Индивидуальный проект» в
основной школе выделяется 68 часов; из них в 10 классе – 34 часа, 11 классе – 34
часа (34 учебных недели, 1 час в неделю).
Срок реализации программы: 2 года.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
 словесные методы (проблемная беседа, диспут, дискуссия, публичное
выступление учащегося с докладом);
 наглядные методы (демонстрация способов деятельности: способы
решения задач, правила пользования приборами, демонстрация опытов,
презентации);
 практические методы (самостоятельное выполнение творческих
упражнений прикладной направленности, проведение учащимися
опытов, исследовательской деятельности); логические методы
(индукция, дедукция, анализ, синтез, сравнение);
 проблемно-поисковые методы (проблемное изложение знаний, эвристический
метод, исследовательский метод);
 методы самостоятельной работы (методы управления собственными
учебными действиями: учащиеся приобретают навыки работы с
дополнительной литературой, с учебником, с сетью ИНТЕРНЕТ, навыки
решения учебной проблемы (проверка гипотезы, проведение эксперимента,
выполнение исследовательской деятельности, составление презентации и
её защита);
 дистанционные (видеолекции (of-line), on-line лекции (Skype технологии),
форумы, дискуссии; чат (видеочат), семинары, деловые игры,

Основные технологии обучения:
1. Модульно – блочная технология;
2. Технология развития критического мышления;
3. Интерактивные технологии;
4. Технологии дистанционного обучения.

Характерные для учебного курса формы организации деятельности учащихся:
 индивидуальная, фронтальная, групповая;
 самостоятельная работа, совместная деятельность;
 практические и семинарские занятия;
 видеолекции, лекции и семинары в режиме online;
Формы контроля освоения программы:
Формами отчётности проектной деятельности являются: доклады; презентации;
видеофильмы; фоторепортажи с комментариями; стендовые отчёты и т.д.
Предусматривается организация учебного процесса в двух взаимосвязанных и
взаимодополняющих формах:
- урочная форма, в которой учитель объясняет новый материал и консультирует
учащихся в процессе выполнения ими практических заданий на компьютере;
- внеурочная форма, в которой учащиеся после уроков (дома или в
школьном компьютерном классе) выполняют на компьютере
практические задания для самостоятельного выполнения.
Проект должен быть представлен на носителе информации вместе с описанием
применения на бумажном носителе. В описании применения должна
содержаться информация об инструментальном средстве разработки проекта,
инструкция по его установке, а также описание его возможностей и применения.
В течение учебного года осуществляется текущий и итоговый контроль за
выполнением проекта.
Первый контроль осуществляется после прохождения теоретической
части (цель контроля: качество усвоения теории создания проекта) и
оценивается отметкой.
В течение работы над учебным проектом контроль за ходом выполнения
осуществляется два раза (в декабре и в апреле), в ходе которого обучающиеся
совместно с руководителем представляют рабочие материалы и проделанную
работу (оценивается отметкой).
В качестве формы итоговой отчётности в конце изучения курса проводится
конференция учащихся с предоставлением проектной работы. Итоговая
аттестация включает в себя основные этапы контроля над выполнением
работы:
защиту исследования (проекта);
обсуждение исследовательской
работы (проекта) на заседании
экспертной группы ОУ. Итоговая
аттестация оценивается отметкой.
Во время ученической научно-практической конференции работу оценивает
экспертная группа, в состав которой входят педагоги – независимые эксперты
и обучающиеся из числа наиболее успешных в области выполнения проектов и
имеющие опыт защиты проектов на других конференциях.
1) Формы контроля для 10 класса.
Оценка проектной/ исследовательской деятельности обучающихся проводится
по результатам представления результата работы над проектом. Публично
должна быть представлена защита темы проекта/исследования (идеи).
Оценивание производится на основе критериальной модели (Приложение):

Оценка за выполнение и содержание теоретической части
проекта/исследования;
 Оценка за защиту темы проекта/исследования (идеи);
 Итоговая оценка выставляется по пятибалльной системе, как среднее
арифметическое двух вышеуказанных оценок.
2)Формы контроля для 11 класса.
Оценка проектной/ исследовательской
деятельности обучающихся
проводится
по
результатам представления
продукта/учебного исследования. Публично должна быть представлена
защита реализованного проекта/исследования.
Оценивание производится на основе критериальной модели (Приложение):
 Оценка за выполнение и содержание практической части
проекта/исследования;
 Оценка за защиту проекта/исследования;
 Итоговая оценка выставляется по пятибалльной системе, как среднее
арифметическое двух вышеуказанных оценок.
Итоговая оценка за курс «Индивидуальный проект» 10–11 класса выставляется
по пятибалльной системе, как среднее арифметическое шести вышеуказанных
оценок.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Основные результаты обучения в рамках учебного предмета должны отразить:
 сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской
деятельности, критического мышления;
 способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной
деятельности;
 сформированность
навыков проектной деятельности,
а также
самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий
при решении различных задач, используя знания одного или нескольких
учебных предметов или предметных областей;
 способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования,
планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации,
структурирования аргументации результатов исследования на основе
собранных данных, презентации результатов.
Планируемые личностные результаты включают:
 гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного
достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и
общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
 сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания, осознание
своего места в поликультурном мире;
 сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
 толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и















способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам и другим негативным социальным
явлениям;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическомсамосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения,
употребления алкоголя, наркотиков;
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей,
умение оказывать первую помощь;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем;
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.

Планируемые метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
 самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
 оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей,
основываясь на соображениях этики и морали;
 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности
и жизненных ситуациях;
 оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
 выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
 организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
 сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее

целью.
Познавательные универсальные учебные действия:
 искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебные и познавательные) задачи;
 критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
 использовать различные модельно-схематические средства для
представления существенных связей и отношений, а также
противоречий, выявленных в информационных источниках;
 выходить за рамки учебного предмета и осуществлять
целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств
и способов действия;
 менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
 осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее
пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из
соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
 координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
 развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
 распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до
их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную
коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Планируемые предметные результаты
 формулировать цели и задачи проектной и учебно-исследовательской
деятельности
 планировать деятельность по реализации проектной и учебноисследовательской деятельности;
 реализовать запланированные действия для достижения поставленных цели и
задач;
 оформлять информационные материалы на электронных и бумажных
носителях с целью презентации результатов
работы над проектом, учебным исследованием;
 осуществлять рефлексию деятельности, соотнося ее с поставленными
целью, задачами и конечным результатом
 использовать технологию учебного проектирования
 презентации результатов проекта, учебного исследования;
 осуществлять осознанный выбор направлений продуктивной деятельности.
Обучающийся (10 класс)/Выпускник (11 класс) научится:
 планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект,
используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные
исследуемой проблеме;
 выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;











распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены
путём научного исследования; отбирать адекватные методы исследования,
формулировать вытекающие из исследования выводы;
использовать такие методы и приёмы, как наблюдение, постановка
проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование,
использование математических моделей, теоретическое обоснование,
установление границ применимости модели/теории;
использовать некоторые методы получения знаний, характерные для
социальных и исторических наук: постановка проблемы, опрос, описание,
сравнительное историческое описание, объяснение, использование
статистических данных, интерпретация фактов;
ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые
средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к
суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок,
моральных суждений при получении, распространении и применении
научного знания.

Обучающийся (10 класс)/Выпускник (11 класс) получит возможность научиться:
 самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное
исследование, учебный и социальный проекты;
 использовать догадку, озарение, интуицию;
 использовать некоторые методы получения знаний, характерные для
социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск
исторических образцов;
 использовать некоторые приёмы художественного познания мира:
целостное отображение мира, образность, художественный вымысел,
органическое единство общего особенного (типичного) и единичного,
оригинальность;
 целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности,
осваивать новые языковые средства;
 осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний,
за качество выполненного проекта.
Воспитательный потенциал
При выполнении заданий у обучающихся формируются следующие умения:
 выслушивать мнение своих одноклассников, потребность в сотрудничестве и
уважении друг к другу;
 социализация обучающихся;
 формируется эстетическое и культурное развитие.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
10 класс (34 часа)
Модуль 1. Введение проектную культуру - 4 ч
Основные подходы к определению понятия

«проект»;

структура

и

характеристика основных элементов проекта. Понятие «индивидуальный
проект», проектная деятельность, проектная культура. Типология проектов:
волонтерские, социальной направленности, бизнес- планы, проекты - прорывы.
Проекты в современном мире проектирования. Цели, задачи проектирования в
современном мире, проблемы. Научные школы. Методология и технология
проектной деятельности.
Модуль 2. Инициализация проекта - 20 ч
Инициализация проекта, исследования. Конструирование темы и проблемы
проекта; определение жанра проекта. Утверждение тематики проектов и
индивидуальных планов. Определение цели, формулирование задач. Проектный
замысел. Критерии безотметочной самооценки и оценки продуктов проекта.
Критерии оценки курсовой и исследовательской работы. Презентация и защита
замыслов проектов, курсовых и исследовательских работ. Методические
рекомендации по написанию и оформлению курсовых работ, проектов,
исследовательских работ. Структура проекта, курсовых и исследовательских
работ.
Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение,
сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на
эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование,
анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы
теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и
др.).
Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого
текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия.
Расчет календарного графика проектной деятельности. Эскизы и модели, макеты
проектов, оформлением курсовых работ. Коммуникативные барьеры при
публичной защите результатов проекта, курсовых работ. Главные предпосылки
успеха публичного выступления.
Применение информационных технологий в исследовании, проектной
деятельности, курсовых работ. Работа в сети Интернет. Что такое плагиат и как
его избегать в своей работе. Способы и формы представления данных.
Компьютерная обработка данных исследования. Библиография, справочная
литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных
плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов.
Модуль 3. Управление завершением проектов, курсовых и исследовательских
работ - 4 ч
Основные процессы исполнения, контроля и завершения проекта. Мониторинг
выполняемых работ и методы контроля исполнения. Критерии контроля.
Компьютерная обработка данных исследования, проекта и курсовых работ.
Управление завершением проекта, курсовых работ. Корректирование критериев
оценки продуктов проекта и защиты проекта, курсовых работ. Консультирование
по проблемам проектной деятельности, по установке и разработке поставленных
перед собой учеником задач, по содержанию и выводам, по продуктам проекта,
по оформлению бумажного варианта проектов.
Модуль 4. Защита результатов проектной деятельности - 6ч

Публичная защита результатов проектной деятельности, курсовых работ.
Рефлексия проектной деятельности. Оформление отчетной документации.
Экспертиза действий и движения в проекте. Индивидуальный прогресс.
Стандартизация и сертификация. Защита интересов проектантов. Основные
положения Государственной системы стандартизации Российской Федерации и
ее правовые основы, установленные законами РФ «О стандартизации» и «О
защите прав потребителей», Государственная система стандартизации.
Документы в области стандартизации. Сертификат соответствия. Патентное
право в России. Рефлексия проектной деятельности. Подведение итогов. Анализ
выполненной работы.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
11 класс (34 часа)
Модуль 1. Введение - 3 ч.
Проект как тип деятельности проектная культура. Анализ итогов проектов 10
класса. Виды проектов: практико-ориентированный, исследовательский,
информационный, творческий, ролевой. Знакомство с примерами детских
проектов. Планирование проекта. Формы продуктов проектной деятельности и
презентация проекта. Методология и технология проектной деятельности.
Модуль 2. Мониторинг проекта - 20 ч.
Определение темы, уточнение целей, определение проблемы, исходного
положения. Анализ проблемы. Определение источников информации.
Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Сбор и уточнение
информации. Обсуждение альтернатив («мозговой штурм»). Выбор
оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. Выполнение проекта.
Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Расчет календарного графика
проектной деятельности. Работа с научной литературой. Работа в сети Интернет.
Оформление и систематизация материалов. Способы и формы представления
данных. Компьютерная обработка данных исследования. Библиография,
справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и
иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Подготовка к
публичной защите проекта.
Модуль 3. Управление завершением проектов, курсовых и исследовательских
работ- 3ч.
Основные процессы исполнения, контроля и завершения проекта, курсовых работ.
Мониторинг выполняемых работ и методы контроля исполнения. Критерии
контроля. Компьютерная обработка данных исследования, проекта и курсовых
работ. Управление завершением проекта, курсовых работ. Корректирование
критериев оценки продуктов проекта и защиты проекта, курсовых работ.
Организационно-консультативные занятия. Промежуточные отчеты учащихся,
обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. Предзащита
проекта. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.

Модуль 4. Публичная защита результатов проектной деятельности - 5 ч
Публичная защита результатов проектной деятельности, курсовых работ. Рефлексия
проектной деятельности.
Модуль5. Рефлексия проектной деятельности - 3ч
Рефлексия проектной деятельности. Экспертиза действий и движения в проекте.
Индивидуальный прогресс. Подведение итогов, анализ выполненной работы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
1

2

Название темы
раздела
Модуль 1. Введение
проектную
культуру - 4часа
Модуль 2.
Инициализация
проекта - 20 часов

№
урока

Тема модуля / урока

Кол- во
часов

Электронные ресурсы

1-2

Введение в курс
«Индивидуальный проект». Что такое проект?

2

https://project.1sept.ru/subjects/23

3-4

Проектная деятельность и типы проектов её
особенности.
Инициализация проекта.Конструирование
темы и проблемы проекта

2

https://tvorcheskie-proekty.ru/node/70

2

https://tvorcheskie-proekty.ru/node/2128

7-8

Формулирование проектного замысла. Определение
цели, формулирование задач.

2

https://obuchonok.ru/vvedenie
https://tvorcheskie-proekty.ru/zadachiproekta

9-10

Коммуникативные барьеры припубличной защите
результатов проекта. Презентация и защита
замыслов проектов

2

11-12

Структура проекта, курсовых и исследовательских
работ.
Логика действий и последовательность шагов при
планировании индивидуальных проектов.

2

https://obuchonok.ru/node/5776

2

https://tvorcheskie-proekty.ru/node/69

15-16
17-18

Методы исследования
Определение этапов работы и точек контроля.
Создание кейса

2
2

https://obuchonok.ru/metody

19-20

Индивидуальные и групповые консультации

2

21-22

Работа над эскизом проектов, оформлением проектных
работ

2

5-6

13-14

https://docs.cntd.ru/document/1200063713

3

4

Модуль 3.
Управление
завершением
проектов и
исследовательских
работ - 4часа
Модуль 4. Защита
результатов
проектной
деятельности –
6 часов

23-24

Компьютерная обработка данныхисследования.
Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных
плакатов, ссылок, сносок, списка
литературы.

2

https://docs.cntd.ru/document/1200063713

25-26

Основные процессы исполнения, контроля и
завершения проекта, исследовательских работ.
Мониторинг

2

https://tvorcheskie-proekty.ru/node/78

27-28

Управление завершением
проекта, исследовательских работ
Публичная предзащита результатов проектной
деятельности
Публичная предзащита результатов
проектной деятельности
Рефлексия проектной деятельности.
Подведение итогов.

2

29-30
31-32
33-34

2
2
2
Всего:

34
часа

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
№

Название темы
раздела

1.

Модуль 1. Введение
- 4 часа

№
урока

Модуль 2.
Мониторинг
проекта - 16 часов

2
2

https://obuchonok.ru/node/2543

5-6

Структура учебно- исследовательской
деятельности. Индивидуальный план.

2

https://obuchonok.ru/node/5776

7-8

Виды научных работ. Переработка текста.

2

https://bstudy.net/702204/pedagogika/
vidy_formy_nauchnoy_raboty

9-10

Сбор и уточнение информации.
Выбор оптимального варианта.
Виды информации и методы поиска.
Поиск информации: научная литература, сеть Интернет

2

15-16

Оформление и систематизация материалов.
Библиография, справочная литература, каталоги

2

https://obuchonok.ru/node/5779

17-18

Применение информационныхтехнологий в
исследовании. Обработка данных исследования

2

https://obuchonok.ru/prilojeniya

19-20

Формы представления проектов.
Подготовка к публичной защите проекта.

2

21-22

Главные предпосылки успеха публичного выступления.

2

23-24

Постановка цели, формулирование задач, выдвижение
гипотез.

2

11-12
13-14

3.

Модуль 3.
Управление
завершением
проектов
и
исследовательских

Электронные ресурсы

Проект как тип деятельности.
Анализ итогов предзащиты проектов 10 класса.
Виды проектов. Понятие, особенности

1-2
3-4

2.

Тема модуля / урока

Кол- во
часов

2
2

https://tvorcheskie-proekty.ru/node/75
https://obuchonok.ru/node/5781
https://obuchonok.ru/node/5778
https://tvorcheskieproekty.ru/vvedenie

4.

5.

работ - 6 часов

25-26 Мониторинг выполняемых работ иметоды контроля
исполнения.

2

Модуль 4.
Публичная защита
результатов
проектной
деятельности - 4
часа
Модуль5.
Рефлексия
проектной
деятельности - 4
часа

27-28

Публичная защита результатов
проектной деятельности.
Публичная защита результатов проектной
деятельности

2

31-32

Рефлексия проектной деятельности.Экспертиза
действий и движения в проекте.

2

33-34

Индивидуальный прогресс. Подведение итогов,
конструктивный анализ выполненной работы

2

29-30

2

Всего:

34
часа

Учебно-методические материалы
Для преподавателя:
1. Индивидуальный проект. 10-11 класс. Учебное пособие/ М.В. Половкова, А.В. Носов, Т.В. Половкова и др. – М.: Просвещение, 2022. 160с.
2. Комарова И. В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС / И. В. Комарова. — СПб.: КАРО,
2015. - 128 с.
Для обучающихся:
1. Индивидуальный проект. 10-11 класс. Учебное пособие/ М.В. Половкова, А.В. Носов, Т.В. Половкова и др. – М.: Просвещение, 2022. –
160с.
2. Индивидуальный проект: рабочая тетрадь. 10-11 классы. Учебное пособие / Л.Е.Спиридонова, Б.А.Комаров, О.В.Маркова,
В.М.Стацунова. – СПб., КАРО, 2019.

Дополнительные источники
Для преподавателей:
1. Учебный проект в школе: высокий педагогический результат [Электронный ресурс] / А. Елизаров, М. Бородин, Н. Самылкина. – эл. изд.
– М. : Лаборатория знаний, 2019. – 67с.
Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении [Электронный ресурс] : учеб. пособие. – 2-е изд.,
стер. – М.:ФЛИНТА, 2014. – 144с.
Интернет-ресурсы:
 http://www.encyclopedia.ru – мир энциклопедий
 http://www.gnpbu.ru – гос. научная педагогическая библиотека им. Ушинского
 http://rsl.ru – Российская государственная библиотека
 http://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-proektnogo-metoda-v-sisteme-spo
 http://wiki.iteach.ru/images/4/4e /Полат_Е.С._-_Метод_проектов.pdf

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СОДЕРЖАНИЯ
ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА
Критерий 1. Постановка цели проекта
Цель не сформулирована
Цель сформулирована, но не обоснована
Цель ясно сформулирована и обоснована в общих чертах
Цель определена, ясно сформулирована и четко обоснована
Критерий 2.Планирование путей достижения цели проекта
План достижения цели отсутствует
План имеется, но не обеспечивает достижения поставленной цели
Краткий план состоит из основных этапов проекта
Развернутый план, включает основные и промежуточные этапы
Критерий 3.Глубина раскрытия темы проекта, знание предмета
Тема проекта не раскрыта
Тема проекта раскрыта фрагментарно
Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы
Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы
Критерий 4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования
Использована неподходящая информация
Большая часть представленной информации не относится к теме работы
Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников
Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников
Критерий 5. Соответствие выбранных способов работы целям и содержанию проекта
Заявленные в проекте цели не достигнуты
Значительная часть используемых способов работы не соответствует теме и цели проекта
Используемые способы работы соответствует теме и цели проекта, но являются недостаточными
Способы работы достаточны и используются уместно и эффективно, цели проекта достигнуты
Критерий 6.Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе
Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора
Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал
возможности творческого подхода
Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный
взгляд на тему проекта, применены элементы творчества
Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта

0
1
2
3
0
1
2
3
0
1
2
3
0
1
2
3
0
1
2

0
1
2
3

Критерий 7.Анализ хода работы, выводы и перспективы
Не предприняты попытки проанализировать ход и результаты работы
Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы
Представлен обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте
Представлен анализ ситуации, складывающийся в ходе работы, сделаны выводы, намечены перспективы
Критерий 8.Соответствие требованиям оформления письменной части
Письменная часть проекта отсутствует
В письменной части работы отсутствует установленные правилами порядок и четкая структура, допущены серьезные ошибки в
оформлении
Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру,
допущены некоторые нарушения
Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными требованиями
Максимальный балл:

0
1
2
3
0
1
2
3
24

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗАЩИТЫ
ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА
Критерий 1.Качество проведенной презентации
Презентация не проведена
Автор читает с листа, не уложился в регламент
Автор часто обращается к записям, уложился в регламент
Автор свободно излагает сообщение, обращается к записям изредка, уложился в регламент
Критерий 2.Речь выступающего
Изложение непоследовательно и нелогичность
Последовательность и логичность нарушаются
Изложение последовательно и логично, но воспринимается сложно
Изложение последовательно и логично, доступно для широкой аудитории
Критерий 3. Ответы на вопросы
Ответы на поставленные вопросы отсутствуют или не соответствуют содержанию вопроса
Ответы на вопросы неразвернутые, неаргументированные
Ответы на вопросы развернутые, аргументированные, входят за рамки регламента
Ответы на вопросы развернутые, аргументированные, в рамках регламента
Критерий 4. Качество компьютерной презентации

0
1
2
3
0
1
2
3
0
1
2
3

Презентация отсутствует
Презентация повторяет текст выступления, перегружена информацией, затрудняет восприятие
Презентация дополняет текст выступления, но перегружена информацией, затрудняет восприятие

0
1
2

Презентация дополняет текст выступления, не перегружена информацией, оптимальна для восприятия

3

Критерий 5. Качество презентации
Проектный продукт отсутствует
Проектный продукт не соответствует требованиям качества
(эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям)
Проектный продукт не полностью соответствует требованиям качества
Проектный продукт полностью соответствует требованиям качества
(эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям)

0
1
2
3
Максимальный балл:

Общий балл за индивидуальный проект (среднее
арифметическое выполнения и защиты проект)
Баллы

Оценка

Выполнение проекта

Защита проекта

Средний балл

24 – 21
20 – 17
16 – 14

15– 13
12– 9
8–6

19 – 17
16 – 13
12 – 10

«5»
«4»
«3»

15

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
Учебный предмет «Биология»
1. Экологически грамотный потребитель товаров: упаковки, штрих-коды, QR-коды, индексыпищевых добавок, этикетки на одежде и
др.
2. Определение содержания основных витаминов в суточном рационе, сопоставление снормативами.
3. Определение количества минеральных солей в суточном рационе, сопоставление снормативами.
4. Определение нитратов в продуктах питания.
5. Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат организма.
6. Определение индивидуального среднесуточного потребления белков, жиров, углеводов (втом числе по приемам пищи),
сопоставление с нормативами.
7. Изучение зависимости частоты дыхания от состояния организма.
8. Кожа, типирование, уход, возрастные изменения, заболевания, улучшение состояния.
9. Оценка собственного образа жизни: привычек, здоровья, степени физической подготовки,правильности питания.
10. Определение объёма памяти, объёма внимания.
11. Разработка и проведение социологического опроса разных групп населения по проблемеих отношения к собственному
здоровью.
12. Биоритмы как основа рациональной организации порядка человека. Определение индивидуального ритма
работоспособности.
13. Составление рациональных режимов дня для людей различных возрастных групп.
14. Возможности и особенности человеческого глаза.
15. Волосы — показатель здоровья и красоты человека.
16. Голубая кровь: миф или реальность?
17. Гормоны жизни.
18. Загадки полушарий головного мозга.
19. Изучение и расчет биологических ритмов
20. Исследование влияния межполушарной асимметрии головного мозга на способности итворческий потенциал учащихся.
21. Пищеварительная система и современное питание школьников
22. Совершенство человеческой руки
23. Сон человека
24. Сердце и влияние на него химических препаратов.
25. Загадки памяти
26. Влияние памяти на успеваемость учащихся нашего класса.

27. Влияние шума на организм человека.
28. Компьютер и здоровье школьника
29. Оценка объема кратковременной памяти и работоспособности школьников старшихклассов по их индивидуальному суточному
хронотипу.
30. Оценка состояния здоровья подростков
Учебный предмет «География»
1. Экологические проблемы водоёмов Вологодской области.
2. Хозяйство народа – результат влияния природных условий.
3. Уникальные природные комплексы России - объекты туризма.
4. География на купюрах.
5. Государственная территория России - зло, проклятие страны и народа или благо?
6. Минералы Вологодской области.Древние корни молодого города (экскурсионный маршрут по городу).
7. Есть ли аномалии тяжелых металлов вдоль автомобильных магистра лей нашего города?Их влияние на наше здоровье.
8. Есть ли в России реальная возможность использования альтернативных источниковэнергии?
9. Задачи управления пространственными системами и проблемы геокибернетики.
10. Зачем предприятиям нашего города нужны очистные сооружения?
11. Историко-геологическая экскурсия в центре города.
12. Историко-культурные памятники нашего района.
13. Как адаптироваться сельскому жителю в крупном городе?
14. Как взаимосвязаны красота ландшафтов и продовольственная проблема?
15. Как продолжительность жизни зависит от окружающей среды и образа жизни?
16. Как решить проблему загрязнения городов автомобильным транспортом?
17. Как улучшить здоровье и повысить уровень жизни населения моего района?
18. Как человек меняя среду обитания, меняется сам?
19. Каким может быть проект возрождения сельских поселений России?
20. Лесопромышленный комплекс Вологодской области, проблемы его развития.
21. Можно ли производить экологически чистые продукты и при этом накормить всёнаселение?
22. Мониторинг изменения состояния здоровья жителей моего города (района, дома и т.п.).
Учебный предмет «Химия»
1.
2.
3.
4.

Проблема скисания молока и способы ее предотвращения.
Проблема длительного хранения пищевых продуктов.
Исследование возможностей растительных индикаторов в повседневной жизни и изучение их свойств.
Исследование основных компонентов зубной пасты и их влияние на состояние полости рта и зубов.

5. Исследование уровня загрязненности воздуха методом химического анализа проб снег.
6. Разработка проекта современной школьной химической лаборатории.
7. Исследование качества питьевой водопроводной воды в различных районах города.
8. Определение количества витамина С в различных продуктах питания.
9. Изготовление натуральных красителей из природных материалов.
10. Исследование свойств чая различных марок и определение его натуральности.
11. Исследование свойств кофе различных марок и определение его натуральности.
12. Пищевая ценность различных продуктов питания.
13. Энергетическая ценность пищевых продуктов.
14. Разработка дидактических материалов по основным темам школьного курса химии.
Учебный предмет «ОБЖ»
1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.
2. Личная безопасность в условиях ЧС.
3. Современный комплекс проблем безопасности социального характера.
4. Нормативно-правовая база РФ по обеспечению безопасности личности, общества игосударства.
5. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), ее структура изадачи.
6. Организационные основы борьбы с терроризмом и наркобизнесом в РФ.
7. ГО, ее предназначение и основные задачи.
8. Основные виды оружия массового поражения и их поражающие факторы.
9. Средства коллективной и индивидуальной защиты населения.
10. Инженерная защита населения от ЧС.
11. История создания ВС РФ.
12. Состав ВС РФ. Руководство и управление ВС РФ.
13. Виды ВС РФ и рода войск.
14. Боевые традиции ВС РФ.
15. Ритуалы ВС РФ.
16. Прохождение военной службы по призыву и по контракту.
17. Размещение и быт военнослужащих.
18. Суточный наряд, общее положение.
19. Организация караульной службы.
20. Назначение и боевые свойства АК-2
21. Обязанности и действия солдата в бою.
22. Первая медицинская помощь при ранениях, несчастных случаях и заболеваниях.
23. Первая медицинская помощь при массовых поражениях.

Учебный предмет «История»
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Происхождение Древнерусского государства.
Пути и центры объединения русских земель.
Герои русских былин и их реальные прототипы.
Международные связи Киевской Руси.
Княжеские съезды XII–XIII в. и их реальное значение.
Исторический выбор А. Невского в пользу подчинения русских земель Золотой

7. Влияние Золотой Орды на развитие русского государства.
8. Русский средневековый монастырь как землевладелец и интеллектуальный центр.
9. Политический портрет членов «Избранной рады».
10.Роль Ивана IV Грозного в истории России.
11.Смутное время: причины, ход, итоги.
12. Смута: «главные герои» (характеристика Лжедмитрия I и его окружения, ЛжедмитрийII, лидеры сопротивления:
М.В.Скопин-Шуйский, .Ляпунов, К.Минин,Д.Пожарский).
13. XVII век – начало Нового периода русской истории.
14.Романовы в повседневной жизни.
15.Воспитание детей в царской семье.
16.Петровские реформы в истории России.
17.Просвещенный абсолютизм Екатерины II.
18.Самозванцы в истории России.
19.Характер социальных движений в России в XVII-XVIII вв.20.Образование
в России в XVIII в.
21. Женское образование в Росси.
22. Рождение российского военно-морского флота.
23.Георгиевские кавалеры.
24. Экскурсия по дворцам Петербурга.
25. Личность Петра Великого: детство, юность, зрелость.
26.Реформа армии – рождение регулярной армии и флота.
27. Полтавская битва.
28. Северная война 1700 – 1721 гг.
29. Экономическая политика Петра I.
30. Реформы управления Петра I.
31. Российское общество в Петровскую эпоху.
32. Перемены в культуре России в годы петровских реформ.
33. Повседневная жизнь и быт при Петре I.

34. Эпоха дворцовых переворотов (1725 – 1762 гг.)
35. Русская царица Елизавета Петровна.
36. Екатерина II – правительница России.
37. Реформы Екатерины II.
38. А.В. Суворов – русский полководец.
39. Величайшие полководцы России XVII – XVIII вв.
40. Российская наука и техника в XVIII в.
41. Русская архитектура XVIII в.
42. Охота в жизни русского дворянства (XVIII-начало XX вв.).
43. Россия глазами иностранцев (XVI-XIX вв.).
44. Отечественная война 1812 г.: проблемные вопросы.
45. Отечественная война 1812 г. в русской литературе.
46. Движение декабристов и его оценка в российской исторической науке.
47. Крымская война 1853 – 1856 гг. Оборона Севастополя.
48. Реформы Александра II.
49. Лицо «Золотого века» в русской культуре.
50. Мода: история и ее изменения с течением времени.
51. История мира через призму математики (работа М. Лонэ «Большой роман о математике. История мира через призму математики»)
52. Истории старых фотографий.
53. История в картинах художников.
54. По историческим местам нашей области (города\края).
55. Вологодские землепроходцы.
56. Роль П. Беляева в истории Вологодского края.
57. Вклад вологжан в развитие России.
58. Вологда – дипломатическая столица России.
59. Моя семья в годы Великой Отечественной войны.
60. Профессиональная династия в моей семье.
61. Деревянное зодчество города Вологды.
62. Деревянное зодчество города Вологды.
63. Военное детство (по воспоминаниям членов семьи).
64. Французские энциклопедисты.
65. Символы Великой французской революции. (Как отразились идеи фр. Революции в новых символах эпохи, в одежде, календаре) Какое
значение имеют различные символы дляпропаганды революционных идей?)

66. Влияние колонизации на население Северной Америки.
67. Британское колониальное господство в Индии.
68. Возникновение профсоюзного движения в странах Европы.
69. «Восточный вопрос» в политике европейских государств в XIX в.

70. Империя Наполеона I во Франции. Гражданский кодекс.
71. Архитектура ампира.
72. Север и Юг США.
73. «Опиумные войны».
74. ВГО как начало европейской колонизации.
75. Объединительные процессы в германских и итальянских землях.
76. Африка – колыбель человеческой колонизации.
77. Особенности Реформации в европейских странах.
78. Развитие стран Азии до начала европейской колонизации.
79. Династия Бурбонов.
80. Династия Габсбургов.
Учебный предмет «Обществознание» (включая «Право», «Экономику»)
1. Конституции в истории России (сравнительный анализ).
2. Политические партии в современной России.
3. Электронное государство: за и против.
4. Права детей в истории России.
5. Массовое общество и молодежная субкультура.
6. Влияние социальной сети на жизнь современного человека.
7. Подростковая преступность.
8. Эволюция института семьи в России.
9. Демографическая ситуация в России: история и современность, пути преодолениядемографического кризиса.
10. Что я знаю об истории правозащитного движения.
11. Предпринимательская деятельность подростков.
12. Изменения в жизни общества на примере поколения моих родителей.
13. Интернет в жизни старшеклассника: за и против.
14. Влияние межнациональных отношений на развитие российской государственности.
15. Влияние национальных и религиозных традиций на образ жизни.
16. Влияние СМИ на формирование общественного мнения.
17. Женщина в политики: история и современность.
18. Мировое сообщество и его влияние на Россию.
19. Смертная казнь: за и против.
20. Социальная ситуация и социальные проблемы современной России.
21. Способы, пути предупреждения преступлений.
22. Глобальные проблемы человечества в ХХI веке.
23. Искусство, его роль в жизни человека и общества.

24. Самая яркая личность и ее влияние на ход общественного развития.
25. Самое позитивное событие прошедшего тысячелетия.
26. Самое страшное событие прошедшего тысячелетия и его влияние на ход истории(общественного развития).
27. Самые вредные достижения цивилизации.
28. События, которые потрясли мир.
29. Современные средства массовой информации и их роль в формировании нравственногооблика современного человека.
30. Влияние интернета и современных гаджетов на формирование личности.
31. Профессия моей мечты.
32. Форма государства Россия по Конституции РФ.
33. Что я знаю об истории правозащитного движения.
34. Кто и как гарантирует права человека в нашей стране.
35. Национальные проекты - что я знаю о них.
36. Мои права, когда мне 14 лет.
37. Права ребенка в семье: содержание и защита.
38. Особенности юридической ответственности несовершеннолетних.
39. Знание и соблюдение Конвенции о правах ребенка как показатель уровня правовойкультуры человека.
40. ООН и Всеобщая декларация прав человека.
41. Молодёжные общественные движения в Вологодском крае.
42. Органы местного самоуправления в моём регионе.
43. Бюджет моей семьи.
44. Выгодно ли жить в кредит?
45. Золото в экономической жизни человека.
46. Рациональное питание школьника и семейный бюджет.
47. Финансовые пирамиды.
48. Бизнес-план школьного предприятия.
49. Деньги - язык рынка.
50. Инфляция как экономическое явление.
Учебный предмет «Русский язык», «Литература»
1. Вологодская лексика в словаре В.И. Даля
4. Мотив терпения и покорности судьбе в рассказах В. И. Белова
5. Традиции народной смеховой культуры в «Бухтинах вологодских
Белова
(Д.С. Лихачев - В. И. Белов)
6. Смеховое начало в повести В. И Белова «Привычное дело»

завиральных…» В. И.

7. Микросюжеты в монологе главной героини рассказа В. И. Белова «Колоколена» и их роль.
8. Коллективное начало (деревенский лад) и способы его воплощения в прозе В.И. Белова(«Деревня Бердяйка» и др. )
9. Вологодский пейзаж в лирике Н. Рубцова и средства его создания.
10. Проблема отношения к жизни в трагическом по социальному звучанию рассказе В. Белова
«Скакал казак» (буктрейлер)
11. Проблема жанра рассказа В. Белова «Даня» (буктрейлер)
12. Путь, выбранный по собственной воле, или участь, которую необходимо принять? Рассказ В.Белова «Весна» (буктрейлер)
13. Литературная игра (по типу телевизионного шоу «Своя игра» ) по повести А. С. Пушкина
«Капитанская дочка»
14. Литературная игра (по типу телевизионного шоу «Своя игра» ) по комедии А. С. Грибоедова
«Горе от ума».
15. Героиня или жертва войны? (Образ Дарьи в рассказе В. Белова «Такая война» (буктрейлер)
16. Коронавирусный лексикон.
17. Описание говора деревни (по материалам звукозаписи, наблюдений, словаря)
18. Nickname как особая разновидность современных антропонимов.
19. SMS как современный эпистолярный жанр
20. Использование буквы "Ф" в творчестве А.С. Пушкина (Языковедческий анализ произведенийА.С. Пушкина "Песнь о вещем Олеге" и
"Полтава").
21. Лексические составляющие образа Петербурга в прозе Ф.М. Достоевского.
22. Концепт « звезда» в поэзии Н. Рубцова
23. Концепт «река» в лирике О. Фокиной
24. Лексические средства описания пляски в произведениях В.И. Белова
25. Крестьянский дом в произведениях В.И. Белова: лингвистический аспект
26. Крестьянский быт в произведениях В.И. Белова: лингвистический аспект
27. История создания «Словаря вологодских говоров»
28. Вологодские говоры в атласе «Лексический атлас русских народных говоров»
29. Вологодская диалектологическая школа: история и современность.
30. Семантическое поле «танк» в поэзии С. Орлова.
31. Анализ пьесы В.И. Белова «Бессмертный Кощей» в лингвокультурологическом аспекте.
32. Творчество П.В. Засодимского: вологодский хронотоп
33. Герой П.В. Засодимского и лишние люди 19 века.
34. Виртуальная экскурсия по местам Вологодчины, связанным с именем П.В. Засодимского
35. Печь в стихах Н.А. Клюева
36. Репортажи В.А. Гиляровского и современность
37. Публицистика В.И. Белова: лингвистический аспект
38. Публицистика В. Белова и М. Горького: сопоставительный аспект
39. Конфликт личности и государства в произведениях В.И. Белова

40. Смысл жизни героев В.И. Белова
41. Сатирические произведения вологодских писателей
42. Имена собственные в пословицах и поговорках.
43. Компьютерная лексика и сленг в дисплейных текстах.
44. Косил косой косой... Омонимы коварные и смешные.
45. Лингвистические ошибки в рекламе: причины и цели.
46. Проживём без англицизмов?
47. Происхождение фамилий.
48. Сборник упражнений по определенно-личным предложениям.
49. Крылатые выражения и афоризмы на страницах «Капитанской дочки».
Учебный предмет «Изобразительное искусство»
1. Цвет в натюрморте.
2. Искусство фотопейзажа.
3. Макетирование сцен и пейзажа.
4. История карнавала и изготовление карнавальной маски.
5. Изображение в театре и кино.
6. Спектакль: от замысла к воплощению.
7. Искусство фотопейзажа и интерьера.
8. Азбука . Фильм – «рассказ в картинках.»
9. Искусство анимации. Создание мультфильма.
10. Живые рисунки на компьютера.
11. Видео этюд в пейзаже и портрете.
12. Роль в визуально – зрелищных искусств в жизни и обществе
13. Информационная и художестве
природа телевизионного изображения.
Учебный предмет «Музыка»
1.
2.
3.
4.

История Отечества в музыкальных памятниках.
Известные интерпретации классической музыки.
Современная популярная музыка: любимые исполнители.
Музыка мира: диалог культур.

5. Музыка в моей семье.
6. Народные праздники Вологодского края.
7. Культурные центры г. Вологды.
8. Мои любимые музыкальные фильмы.
9. Музыкальные инструменты моей малой Родины.
10. О чем рассказали нам старые пластинки.
11. Песни, которые пели бабушки и дедушки.
12. В музыкальном театре Мюзикл.
13. Опера « Князь Игорь» А.П. Бородина.
14. В концертном зале. Симфония №7(« Ленинградская») Д.Д. Шостакович.
15. История создания «Лунной сонаты » Л.В.Бетховена.
Учебный предмет «Физическая культура»
1. Олимпийские игры древней Греции в сравнении с современными олимпийскими играми.
2. Физическая культура в моей семье.
3. Современные виды спорта и спортивные увлечения учащихся моей школы.
4. Культура здоровья как одна из составляющих образованности.
5. Пути и условия совершенствования личной физической культуры.
6. Влияние на здоровье (на выбор) солнечного света свежего воздуха, чистой воды, естественного питания, физических упражнений,
отдыха, хорошей осанки, голодания, гигиенических факторов, закаливания и т. д.
7. Физическая культура и ее значение в формировании здорового образа жизни, повышениядолголетия человека.
8. Профилактика заболеваний и укрепление здоровья средствами физической культуры и закаливания.
9. Гиподинамия – болезнь неподвижного образа жизни.
10. Вредные привычки: профилактика и их предупреждение средствами физической культуры.
11. Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных актов.
12. Возрастные особенности развития основных физических качеств (силы, быстроты ивыносливости).
13. Средства физической культуры в повышении функциональных возможностей организма.
14. Современные популярные оздоровительные системы физических упражнений.
15. Методики применения средств физической культуры для направленной коррекции телосложения.
16. Повышение иммунитета и профилактика простудных заболеваний.
17. Физическая культура в профилактике сердечнососудистых заболеваний.
18. Физическая культура в профилактике опорно-двигательного аппарата.
19. Способы улучшения зрения.
20. Лыжная подготовка в системе физического воспитания (основы техники передвижения, способы лыжных ходов, преодоление

подъемов и спусков, подбор инвентаря).
21. Легкая атлетика в системе физического воспитания (техника ходьбы, бега, прыжков, метаний).
22. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.
23. Применение физических упражнений для формирования красивой фигуры.
24. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры.
25. Виды физических нагрузок, их интенсивность
26. Влияние физических упражнений на мышцы
27. Развитие основных физических качеств юношей. Опорно-двигательный аппарат, сердечнососудистая, дыхательная и нервная
системы
28. Развитие экстремальных видов спорта
29. Значение физических качеств в жизни человека.
30. Первая помощь при ушибах, ссадинах, растяжениях мышц.
Учебный предмет «Технология»
1. Забытый рецепт русской национальной кухни.
2. Мифы о правильном питании, диеты: за и против
3. Еда из микроволновки: польза или вред?
4. Молоко: вред или польза?
5. Традиции чаепития
6. Хлеб — всему голова
7. Комнатные растения. Вред или польза?
8. Умный дом.
9. Чертежи, фигуры, линии и математические расчеты в кройке и шитье.
10. Мода проходит, стиль остается
11. Чудесное превращение старых джинсов.
12. Известные модельеры мира.13.Игрушки – подушки
14. Ручная вышивка: от первого стежка до шедевра.
15. Детская развивающая книжка.
16. Как понять, выбранная профессия - это призвание.
17. Темперамент и моя будущая профессия.
18. Память и внимание, их взаимодействие и влияние на выбор профессии.
Учебный предмет «Математика», «Информатика», «Физика»
1. Числа Фибоначчи.

2. Приложения теоремы Пифагора.
3. Замечательные точки треугольника.
4. Окружности Аполлония.
5. Диофантовы уравнения.
6. Использование энергии Солнца на Земле
7. История развития электрического освещения
8. Магнитное поле Земли
9. Солнечное и лунное затмения.
10. Приложение теории делимости к решению задач.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

Четность и нечетность в задачах на делимость
Решение задач с помощью графов
Ряды в математике. Суммирование рядов.
Применение математической индукции при решении геометрических задач.
Геометрия Лобачевского.
Кривые второго порядка.
Создание сайта на свободную тему
Разработка методических материалов для подготовки к ОГЭ/ ЕГЭ
Создание игры на свободную тему.

Учебный предмет «Иностранный язык (англ.)»
1. Family and friends: are there any problems?
2. Generation gap: is it easy to understand each other?
3. Secrets of Global communication (Секреты глобального общения).
4. The day I was born!
5. The United States of America.
6.What is hot with the young generation? (Что популярно среди молодежи?)
7. Английские свадебные традиции.
8. Английский как глобальный язык общения.
9. Английский календарь. Что могут рассказать названия месяцев и дней недели.
10. Англицизмы в русском языке.
11. Биография и творчество Вильяма Шекспира.
12. Буквы английского алфавита.
13. Великобритания: символы, имена, открытия.
14. Влияние группы "Битлз" на музыку 20 века.
15. Глобализация английского языка и его влияние на русский язык.
16. Женщины-монархи в Британской истории.

17. Жестокие виды спорта.
18. Загадочные существа. Чудовища. Я очевидец явления.
19. Исторические связи России и Великобритании.
20. История славянских заимствований в английском языке.
21. Мода в Великобритании: вчера и сегодня.
22. Начальная школа в Британии. Наш сайт в интернете.
23. Одежда: мода и традиция.
24. Почему англичане дарят подарки на Рождество, а мы на Новый год?
25. Права ребенка в России и Великобритании.
26. Празднование Дня победы.
27. Приметы и предрассудки в России.
28. Приметы и суеверия в Англии и России.
29. Приметы и суеверия Великобритании и России.
30. Русские названия на карте мира.
31. Самые известные изобретения британцев
32.Способы образования английских сокращений в интернет-переписке. (Анализ реплик вчатах).
33. Средства массовой информации в Великобритании и США.
34. Традиции и обычаи Шотландии и Уэльса. Сравнительные характеристики.
35. Традиции питания в Великобритании и США.
36. Удивительное происшествие в твоей жизни.
37. Удивительный мир сонетов У. Шекспира.
38. Хип-хоп культура и ее влияние на молодежный сленг.39.Художественный музей России.
41. Хэллоуин и праздник Ивана Купалы. Сходства и отличия.
42. Что могут рассказать банкноты о своем народе. (На примере американского доллара).
43. Является ли группа «Битлз» самой популярной британской группой в наши дни.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».