Пояснительная записка Практическая значимость школьного курса математики, раздела геометрии 7 класса обусловлена тем, что её объектом являются количественные отношения действительного мира. Математическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе. Программа данного факультатива «Решение геометрических задач» (всего: 34 часа, 1 час в неделю) рассчитана на учащихся 7-х классов общеобразовательного профиля, которые хотят изучать геометрию на повышенном уровне. Основная цель обучения: Обеспечить углубленное изучение геометрии. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса обучения Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования: личностные: 1) ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; 2) формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; 3) умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; 4) первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации; 5) критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; 6) креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач; 7) умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; метапредметные: 1) способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 2) умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы; 3) способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения; 4) умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы; 5) умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 6) развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 7) формирования учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности); 8) первоначального представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники; 9) развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни; 10) умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации; 11) умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; 12) умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки; 13) понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; 14) умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем; предметные: 1) умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию; 2) владения базовым понятийным аппаратом: иметь представление об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность); формирование представлений о пространственных геометрических фигурах (многогранный угол пирамида, конус); 3) умения применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов. Организация учебного процесса. Занятия проводятся в форме практикумов и семинаров, на которых знания по темам углубляются и закрепляются. Затем рассматривается применение знаний в новой, измененной ситуации, в нестандартной ситуации. Разработка и обсуждение теории, алгоритмов в группах. Ученики в микрогруппах, в сотрудничестве с учителем выполняют различные задания по сложности, в результате чего выявляются и устраняются пробелы в знаниях учащихся. Также обучающиеся решают жизненные задачи (модель реальной ситуации, для разрешения которой необходим набор математических знаний) Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • исследования (моделирования) несложных изученных формул и свойств фигур; практических ситуаций на основе • вычисления длин реальных объектов при решении практических задач. Соответствие изучаемых вопросов. ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ ШКОЛЬНОМ КУРСЕ В ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ(*) Геометрические фигуры. Отрезки и их длины Углы. Смежные углы. Треугольник. Свойства его сторон и углов Трёхгранный угол. Многогранные углы. Многоугольники. Углы многоугольников. Правильные многоугольники. Многогранники. Пирамида. Теорема Эйлера. Изометрия и равенство фигур. Равенство треугольников. Признаки равенства треугольников. Геометрические преобразования (поворот, центральная симметрия) Взаимное расположение прямых. Пересекающие прямые. Перпендикулярные прямые Параллельные прямые. Конус. Развёртка конуса. Осевая симметрия. Касательная к окружности. Свойства углов многоугольников. Пятый постулат Евклида. Неевклидова геометрия. Требования к уровню подготовки Учащиеся должны знать/понимать Учащиеся должны уметь Понятие геометрических фигур. Строить, измерять и решать задачи, используя понятие отрезка. Определение смежных и вертикальных углов и их свойства. Использовать свойство смежных углов при решении задач. Понятие трёхгранного и многогранного угла. Различать многогранные углы. Треугольника и его элементов. Находить периметр и стороны треугольника. Теорему о сумме углов треугольника. Находить углы треугольника. Понятие многоугольника, правильного многоугольника, Различать правильные многогранника. многогранники. Понятие пирамиды. Различать виды пирамид. Теорему Эйлера. Пользоваться теоремой Эйлера при Признаки равенства треугольников. решении задач. Доказывать равенства треугольников, используя признаки Геометрические преобразования. равенства. Выполнять геометрические Взаимное расположение прямых. преобразования (поворот, центральную и осевую симметрию). Определение геометрического Строить пересекающиеся, места точек. Определение и свойства касательной к окружности. Аксиому, свойства и признаки параллельных прямых. Пятый постулат Евклида. Понятие неевклидовой геометрии. параллельные и перпендикулярные прямые Строить окружность с заданным радиусом. Выполнять построение касательной к окружности. Классифицировать углы при параллельных прямых и секущей. Программное содержание. Содержание спецкурса по геометрии способствует формированию у учащихся первичных представлений о геометрических абстракциях реального мира, закладывает основы формирования правильной геометрической речи, развивает образное мышление и пространственные представления. I. Основные геометрические фигуры. Отрезки и их длины. Углы на плоскости. Смежные углы. Трёхгранный угол. Многогранные углы. Основная цель – систематизировать и обобщить сведения о простейших геометрических фигур. Отработать алгоритмы решения задач с геометрической составляющей. Рассмотреть решение задач на нахождение смежных углов, используя свойства и следствия. Уметь классифицировать углы (острые, прямые, тупые, развёрнутые). Уметь различать выпуклые и невыпуклые фигуры. Рассмотреть разные многогранные углы и их элементы. II. Многоугольники и многогранники. Треугольник. Свойства его сторон и углов. Многоугольники. Углы многоугольников. Правильные многоугольники. Многогранники. Пирамиды. Виды пирамид. Правильные многогранники. Теорема Эйлера. Основная цель – систематизировать знания учащихся при решении задач на нахождение сторон треугольника, используя понятие периметра; углов треугольника, используя теорему о сумме углов треугольника. Отработать умения по использованию теоремы о неравенстве треугольника. Уметь классифицировать треугольники по сторонам (разносторонние, равнобедренные, равносторонние треугольники) и углам (остроугольные, прямоугольные и тупоугольные). Выработать стойкие умения и навыки при нахождении углов многоугольников. Научится решать задачи, используя теорему Эйлера. III. Равенство фигур и изометрии. Равенство треугольников. Три признака равенства треугольников. Понятие изометрии. Поворот. Центральная симметрия. Центрально-симметричные фигуры. Основная цель – выработать стойкие умения и навыки при доказательстве равенства треугольников, используя признаки равенства треугольников. Рассмотреть различные геометрические преобразования и уметь выполнять поворот, центральную симметрию разных фигур. Знать о центрально-симметричных фигурах и их свойствах. Уметь строить центрально-симметричные фигуры. IV. Пересекающиеся прямые. Вертикальные углы. Конус. Развёртка конуса. Перпендикулярные прямые. Высота треугольника. Равнобедренный треугольник. Осевая симметрия. Геометрическое место точек. Серединный перпендикуляр к отрезку. Касательная к окружности Основная цель – выработать умения по нахождению вертикальных углов. Уметь строить конус и его развёртку на плоскости. Отработать навыки по решению задач на равнобедренный треугольник (нахождение углов и сторон равнобедренного треугольника.). Освоить определение серединного перпендикуляра к отрезку. Рассмотреть задачи, содержащие понятие касательной к окружности. V. Параллельные прямые. Параллельные прямые. Аксиома параллельных прямых. Признаки параллельных прямых. Свойства параллельных прямых и секущей. Свойства углов многоугольников. Пятый постулат Евклида. Неевклидова геометрия. Основная цель – закрепить навыки по классификации углов при пересечении двух прямых секущей (внутренние накрест лежащие, соответственные, внутренние односторонние углы). Закрепить навыки по решению задач на применение признаков и свойств параллельных прямых. Отработать умения по построению параллельных прямых. Сформировать у учащихся понятия «постулат Евклида» и «неевклидова геометрия» дата Учебное тематическое планирование. Количество № Тема учебного занятия часов занятия Тип занятия Основные геометрические фигуры. 5 часов Понятие геометрической фигуры. 1 1 1 2 1 1 1 3 4 5 1 6 1 7 1 8 Отрезки и их длины. Углы на плоскости. Смежные углы. Трёхгранный угол. Многогранные углы. Многоугольники и многогранники. 6 часов Треугольник. Свойства его сторон и углов. обобщение и систематизация знаний обобщение и систематизация знаний обобщение и систематизация знаний практикум практикум изучения нового материала Многоугольники. изучения нового материала Углы многоугольников. Правильные многоугольники. Знакомство с многогранниками. изучения нового материала изучения нового материала 1 9 Пирамида. Виды пирамид. изучения нового материала 1 10 Правильные многогранники. Теорема Эйлера. изучения нового материала 1 11 Равенство фигур и изомерии. 5 часов Равенство треугольников. Первый признак обобщение и систематизация равенства треугольников. 1 12 Второй признак равенства треугольников. 1 13 1 14 1 15 Третий признак равенства треугольников. Поворот. Геометрические преобразования. Центральная симметрия. знаний обобщение и систематизация знаний обобщение и систематизация знаний изучения нового материала изучения нового материала 1 16 Пересекающиеся прямые. 8 часов Пересекающиеся прямые. Вертикальные углы. 1 17 1 18 1 19 Конус. Развёртка конуса. Перпендикулярные прямые. Высота треугольника. 1 20 1 21 Осевая симметрия и её применение. Равнобедренный треугольник. 1 22 1 23 Касательная к окружности. Касательная к окружности. 1 24 обобщение и систематизация знаний изучения нового материала обобщение и систематизация знаний обобщение и систематизация знаний урок изучения нового материала обобщение и систематизация знаний изучения нового материала обобщение и систематизация знаний Параллельные прямые. 10 часов Параллельные прямые. 1 Аксиома параллельных прямых. 25 обобщение и систематизация знаний обобщение и систематизация 1 26 1 27 1 28 знаний обобщение и систематизация знаний обобщение и систематизация знаний 1 29 обобщение и систематизация знаний 30 изучения нового материала 31 обобщение и систематизация знаний 32 обобщение и систематизация знаний Пересечение двух прямых секущей. Признаки параллельности прямых. Признаки параллельности прямых. Пятый постулат Евклида. 1 Свойства параллельны прямых. 1 Свойства параллельных прямых. 1 Неевклидова геометрия изучения нового материала 1 33 1 34 Обобщающий урок. обобщение и систематизация знаний 1. 2. 3. 4. 5. 6. Литература Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7 класса. -М.: Илекса, 2011г. Ершова А.П. , Голобородько В.В. Устные прверочные и зачётные работы по геометрии для 7-9 классов. –М.: Илекса, 2010, -176 с. Зив Б. Г. И др. Задачи по геометрии для 7-11 классов/Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.Г. Баханский.-М.: Просвещение, 1991.-171 с.-(Б-ка учителя математики). Зив Б.Г., Мейлер В.М. Дидактические материалы по геометрии для 7 класса. 2010 Козлова, С.А. Геометрия 7-9 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений/С.А. Козлова, А.Г. Рубин, В.А. Гусев. – М. : Баланс, 2013.-320 с.(Образовательная система «Школа 2100» Рабинович Е.М. Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7-9 классы. Геометрия. –М.:Илекса, Харьков: Гимназия, 2010,-56с.