ВНУД Основы черчения, дизайна и архитектуры для обучающихся 7-8 классов

Пояснительная записка.
Профессию - дизайнер, чертежник или архитектор можно отнести и к техническим и к
творческим профессиям.
Эти профессии, формирующие мир вещей, а их истоки и корни уходят во времена
зарождения цивилизации, культуры.
Социокультурная природа дизайна, черчения или архитектуры обусловила их широкое
распространение
на все сферы жизнедеятельности общества: на промышленное и
сельскохозяйственное производство, быт, отдых и спорт, торговлю и сферу обслуживания,
общественную жизнь и т. д. Вместе с тем дизайн, черчение и архитектура представляют собой
синтез науки, техники и искусства.
Обучение основам дизайна, черчения и архитектуры даёт возможность учащимся
получить представление о художественном проектировании, а так же основных видах дизайна,
черчения
и архитектуры. Помимо формирования профессионального кругозора такое
представление поможет им определить свои интересы, свое направление специализации в
дальнейшем обучении.
Актуальность программы.
Актуальность программы внеурочной деятельности, заключается в формировании
предпрофильного и предпрофессиональном самоопределения юношей и девушек.
Современный уровень развития производства, техники, строительства немыслимы без
художественного проектирования, обеспечивающего не только технологичность, прочность
конструкций, но и эстетический вид изделий, предметов, построек, малых архитектурных форм.
Все это дизайн, черчение и архитектура Дизайн – это особая сфера изобразительного искусства,
которая проектирует, создает, усовершенствует предметное окружение человека «от иголки до
самолета», улучшает качество жизни. Программа необходима и для профессиональной
ориентации учащихся, и для более осознанного выбора профессии, и для формирования у
школьников особого стиля мышления (дизайнерского мышления, пространственно объемного
мышления), для которого характерно понимание основных критериев гармонической вещи,
чувство стиля, эстетическое отношение к миру вещей.
Новизна, значимость программы.
Еще в дошкольном возрасте многие дети рисуют, лепят и того не подозревая создают
маленькие проекты будущих изделий, скульптур, зданий, совмещая при этом занятии любовь к
рисованию и способности к макетированию.
В школах в учебный план не включает в себя уроки черчения, уроки технологии, на
которых ребята могли бы проявить свои конструкторские способности заканчиваются в 4 классе,
уроки изобразительного искусства в 7-8 вместе с темами по перспективе и архитектуре. А
потребность расширять знания в области дизайна, черчения и архитектуры никуда не исчезает.
Кроме того, часть учащихся выбирает технические ВУЗы и ССУЗы, где такие способности им
пригодятся. Поэтому занятия по дизайну и проектированию, включающие в себя разделы:
черчение, макетирование, рисунок геометрических тел являются не только способом развития
пространственного и конструкторского мышления, но и основой предпрофподготовки ребят к
поступлению в профессиональные учебные заведения.
Программой предусмотрен индивидуальный подход к каждому воспитаннику, с учетом
его интересов, направленности на творческую самореализацию. В программе выделены разделы,
посвященные авторскому проекту, где ребята могут раскрыть себя в соответствии со своими
увлечениями.
Цели:
 Дать учащимся представление о различных видах дизайнерской деятельности;
 Формировать навыки предпрофильной подготовки по основам дизайна и возможность
дальнейшего профессионального самоопределения.
Задачи:
2

1) Приобретение непосредственного опыта общения с широким кругом материалов, технологий,
инструментов и технических средств, понимание их возможностей;
2) Привитие культуры графического труда;
3) Приобретение навыков разработки и презентации проектных идей различными средствами –
графикой, моделями, макетированием и др.
4) Овладение методами и способами интеграции знаний различных предметных дисциплин и
наук вокруг какой-либо выбранной учащимися проектной проблемы.
Решение задач через:
1) изучение основ различных видов дизайна, стилей архитектуры;
2) знакомство с работами архитекторов с мировым именем;
3) формирование представления о современных тенденциях дизайна;
4) формирование первичных умений графического изображения геометрических фигур в
пространстве и составление композиции из них, формирование первичных графических умений
области черчения, перспективы, аксонометрии;
5) создание условий для последующего самообразования воспитанников в данном направлении,
творческой самореализации при создании эскизов и проектов;
6) привлечение к участию в конкурсах дизайна с целью апробации проектов и эскизов в жизнь, а
также для самоанализа проектной деятельности.
7) воспитание эстетического вкуса, чувства гармонии цвета и формы, красоты с пользой и
функциональностью;
8) развитие пространственного и конструкторского мышления.
9) развитие пространственного видения конструкции.

Планируемые результаты
Программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения программы дополнительного образования.
Прогнозируемые результаты по итогам обучения.
Учащиеся должны знать:
 историю зарождения и развития дизайна;
 принципы формообразования и композиции;
 принципы объемного проектирования (макетирования)
 роль цвета;
 профессиональный язык дизайна;
 последовательность выполнения проекта;
 технику выполнения проекта
 уровень развития своих профессионально важных качеств;
 правила выбора профессии, карьеры.
Учащиеся должны уметь:
 составлять эскизы несложных изделий с учетом формообразующих факторов;
 выполнять эскизы предметов с целью получить простую, функциональную, конструктивную и
эстетически значимую форму;
 использовать цветовое оформление;
 подбирать информацию, анализировать источники и получать необходимые данные,
устанавливать личные контакты, определять свой уровень знаний и оценивать его у других;
 решать конкретные задачи художественного проектирования;
 реализовывать свои творческие способности в рамках существующих ограничений (сроки,
ресурсы, возможности производства), работать в коллективе, организовывать свое время и
планировать де6ятельность;
Учащиеся должны приобрести навыки:
 воплощения идеи в материале,
3

 создания макетов, с использованием различных материалов, технологий, инструментов,
оборудования.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
 широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
 учебно-познавательный интерес к способам решения новой задачи в области дизайна и
проектирования;
 ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ
и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи,
на понимание предложений и оценок других людей;
 способность к самооценке;
 основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в
своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего
поведения;
 чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с искусством дизайна и
архитектуры.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные,
цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом
пространстве Интернета;
 осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе
самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
 использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и
схемы (включая концептуальные) для решения задач;
 строить сообщения в устной и письменной форме;
 ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
 основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять
существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
 осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
 осуществлять синтез как составление целого из частей;
 проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
 устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
 строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и
связях;
 обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса
единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
 осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения
существенных признаков и их синтеза;
 устанавливать аналогии;
 владеть рядом общих приёмов решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения
различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе
4

сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации,
используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
 строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что
нет;
 задавать вопросы;
 контролировать действия партнёра;
 использовать речь для регуляции своего действия;
 адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Содержание программы
1. Основы черчения
Основные задачи раздела:
 ввести в курс предмета черчение;
 развивать пространственное мышление, конструкторские способности;
 установить связь предмета со сторонами жизни человека, подчеркнуть необходимость знаний
технических предметов;
Введение в курс предмета. Первые графические работы. Линии чертежа. Три вида. Построение
пространственного изображения детали в аксонометрии. Построение разверток геометрических
тел. Выразительность графики и правильность чертежа. Оформление чертежа. Важность чертежа
с технической стороны. Применение знаний по черчению в жизни и при создании проектов.
2. Дизайн и конструирование
Основные задачи раздела:
 Формировать умения представить форму и варианты ее сборки(создания), компоновки с
другими формами;
 Развивать умению подбирать материал, сочетания материалов;
 Развивать умение видеть конечный результат труда, пространственное мышление,
воображение.
Конструирование из бумаги. Конструирование без масштаба. Форма из бумаги. Сочетание форм.
Русская изба из бумажных трубочек. Конструирование народного жилища. Сферические формы.
Введение в работу других материалов. Применение умений и знаний по конструированию в жизни.
Связь конструирования с другими сферами знаний.
3.Дизайн и архитектура
Основные задачи раздела:
 обратить внимание на направление деятельности дизайнера и архитектора-архитектуру;
 развивать пространственное мышление, непрерывную потребность в поиске информации для
решения поставленных задач;
 совершенствовать умения проектирования;
 воспитывать усердие, желание добросовестно доводить дело до конца.
Знакомство с искусством архитектуры. Архитектура в обыденной жизни. Примеры гениальности в
создании архитектурных сооружений. Создатель-природа и создатель(архитектор)-человек.
Гармония в форме и расчеты инженера. Цветовое воздействие на человека. Виртуальные прогулки
по прекраснейшим городам- Барселона, Рим, Париж, Нью-Йорк, Сидней, Санкт-Петербург, Москва.
Зодчество старины русских городов. Стиль Прованс.
5

Тематическое планирование
7 класс
№

Темы

1
2
3

Основы черчения
Линии чертежа.
Три вида.
Построение пространственного изображения детали в аксонометрии.

2
2

4

Построение пространственного изображения детали в аксонометрии.

2

5
6
7

Построение пространственного изображения детали в аксонометрии.
1
Построение разверток геометрических тел.
1
Построение разверток геометрических тел. Выразительность графики и
1
правильность чертежа. Оформление чертежа.
Оформление чертежа. Важность чертежа с технической стороны..
2
Применение знаний по черчению в жизни и при создании проектов.
2
Дизайн и конструирование. Конструирование из бумаги. Конструирование без 1
масштаба..
Форма из бумаги. Сочетание форм. Русская изба из бумажных трубочек
1
Конструирование народного жилища. Сферические формы.
1
Введение в работу других материалов
2
Применение умений и знаний по конструированию в жизни. Связь
1
конструирования с другими сферами знаний.
1
Дизайн. Общие понятия.
Введение в дизайн. Общие понятия и категории дизайна.
Знакомство с работами знаменитых дизайнеров.
1
Воздействие дизайна на человека. История возникновения.

8
9
10
11
12
13
14
15
16

17
18

19
20
21
22

23
24

Кол-во
часов
Введение в курс предмета. Первые графические работы. 2

Арт-объект. Декорирование вещей. Отличие работы дизайнера и декоратора.
Понятие "китч".
Функциональность+красота+удобство=дизайн. Причастность каждого к
дизайну.
Дизайн и архитектура
Знакомство с искусством архитектуры. Архитектура в обыденной жизни.

2
1

Примеры гениальности в создании архитектурных сооружений. Создатель-природа
и создатель(архитектор)-человек. Гармония в форме и расчеты инженера.
Цветовое воздействие на человека.
Виртуальные прогулки по прекраснейшим городам- Барселона, Рим, Париж, НьюЙорк, Сидней, Санкт-Петербург, Москва. Зодчество старины русских городов.
Стиль Прованс.
Композиция из геометрических фигур, тел. Композиция из геометрических тел в
пространстве.
Композиция из геометрических фигур, тел. Композиция из геометрических тел в
пространстве.
ИТОГО

1

6

1

1
1

1
1
34

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».