ВНУД Юный чертежник для обучающихся 7 класса

Пояснительная
записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по черчению разработана для
занятий с учащимися 5-6 классов в соответствии с новыми требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №
1897).
Цель рабочей программы по внеурочной деятельности:
 развитие графической культуры обучающихся, формирование у них умения «читать» и

выполнять несложныечертежи; моделировать изделие на основе чертежа.
Задачи :
- обучение черчению, приобщение школьников к графической культуре;
формирование и развитие мышления школьников и творческого потенциала личности;
расширять общий кругозор учащихся подростковых классов, общую и специальную
культуру;
научить школьников читать и выполнять несложные чертежи;
развивать пространственное мышление школьников;
-развивать навыки оперирования плоскостными и пространственными объектами;
работы с чертёжными инструментами;
научить применять полученные на занятиях знания, умения и навыки, в процессе
выполнения практических работ.
Формы организации образовательного процесса
Занятия по программе проводятся в групповой форме с использованием личностноориентированного подхода (с учетом возрастных, психических, психофизических и
индивидуальных особенностей ребенка). Методика проведениязанятий предусматривает
сочетание теории и практики в течение одного занятия.
Программа предлагает разные формы работы с детьми - это практические занятия, теоретические
занятия, культурно-массовые мероприятия (оформление выставок, участия в городских
выставках).
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
- репродуктивный (воспроизводящий);
- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее
решения).
Формы занятий:
беседы;
практические занятия;
создание проектов;
групповые занятия;
Учебная программа рассчитана на 34 учебных часа: из
расчета 1 час в неделю.Срок реализации программы 2
года.

Содержание рабочей программы направлено на формирование графической культуры учащихся,
развитие
мышления, а также творческого потенциала личности, продолжает формирование у учащихся
представлений о понятие
«графическая культура» как совокупности достижений человечества в области освоения
графических способов передачиинформации.
Формирование графической культуры учащихся, это процесс овладения графическим языком,
используемым в технике,науке, производстве, дизайне и других областях деятельности.
Формирование графической культуры школьников неотделимо от развития образного
(пространственного), логического, абстрактного мышления средствами предмета, что реализуется
при решении графических задач.
Личностные, метапредметные результаты освоения
программы.
Личностными результаты:
 воспитание трудолюбия, ответственности за качество своей деятельности, навыков культурного
поведения,готовности к рациональному ведению домашнего хозяйства.
 научить учащихся подбору деталей, гармонирующих друг с другом по форме, цвету и рисунку;
 развить пространственное воображение, творческое мышление, эстетический вкус;
 воспитать уважение к труду старших поколений;
 познакомить с элементами технической и информационной информацией;
 развить понимание необходимости декоративной переработке изображаемых предметов и
образов реального мира;
 воспитать вкус и пробуждать фантазию.
 научиться самостоятельно выполнять творческий проект, решать конструкторскотехнологические задачи.
Регулятивные УУД
планирование последовательности практических действий для реализации замысла,
поставленной задачи;
• отбор наиболее эффективных способов решения конструкторско-технологических и
декоративно-художественныхзадач в зависимости от конкретных условий;
• самоконтроль и корректировка хода практической работы;
 самоконтроль результата практической деятельности путём сравнения его
 с эталоном (рисунком, схемой, чертежом);
 оценка результата практической деятельности путём проверки изделия в действии.
Познавательные УУД
 чтение графических изображений (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы);
 моделирование несложных изделий с разными конструктивными особенностями;
 конструирование объектов с учётом технических и декоративно- художественных условий:
 определение особенностей конструкции, подбор соответствующих материалов и инструментов;
 сравнение конструктивных и декоративных особенностей предметов быта и

установление их связи свыполняемыми утилитарными функциями;
 сравнение различных видов конструкций и способов их сборки;
 анализ конструкторско-технологических и декоративно-художественных предлагаемых заданий;

 выполнение инструкций, несложных алгоритмов при решении учебных задач;
 проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла.

Коммуникативные УУД
• учёт позиции собеседника;
 умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой
деятельности при решениипрактических работ, реализации проектов;умение задавать
вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером;



осуществление взаимного контроля;
реализации проектной деятельности.
Планируемые результаты изучения предмета

Гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования;
развитие художественно-творческих конструкторско-технологических и декоративнохудожественных умений инавыков;

обеспечить возможность школьникам проявить себя, творчески раскрыться
в области различных видовконструкторских декоративных особенностей
предметов быта;

создание условий для самореализации, самоопределения, развития творческих
способностей учащихся;

стимулировать интерес школьника к решению различных проблем, возникающих на
протяжении всей его жизничерез формирование универсальных учебных действий;

формирование целостного представления и приобщение к истокам славянской культуры;

изучение истории развития чертежа;

формирование навыков общения и коллективной деятельности;

воспитание аккуратности и самодисциплины, чувство патриотизма, любви к
природе и окружающему миру.применение полученных теоретических знаний на
практике;

включение учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию
личностно или общественно-значимых продуктов труда;

реализации творческого потенциала обучающихся;

овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности,
решения творческих задач,моделирования, конструирования и эстетического
оформления чертежа.



Выпускник научится:
-рационально работать с чертежными инструментами;
-выполнять построения основных геометрических фигур по заданным размерам;
-правильно оформлять чертежи;
-производить моделирование на основе чертежей;
-снимать размеры несложной детали;
-делить окружность на 3, 4, 6, 8 равных частей;
-выполнять несложные чертежи в разных масштабах;
-выполнять геометрические орнаменты в круге, квадрате;
-выполнять изделие с опорой на инструкционную карту;
-защитить свой творческий проект.
Оценка планируемых результатов освоения программы
 - Удовлетворенность учеников, посещающих занятия;
 - Сформированность деятельности (правильность выполняемых действий; соблюдение











правил техникибезопасности);
- Степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
- Результаты выполнения тестовых заданий.
Способы выявления промежуточных и конечных результатов обучения учащихся:
- Тестирование
-Анкетирование
- Демонстрации
- Выставка творческих работ
- участие в творческих конкурсах разного уровня
Контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление и индивидуальной
динамики качестваусвоения программы ребенком

Содержание учебного предмета
Введение. История развития чертежа. Правила техники безопасности (1 час)
Значение черчения в практическойдеятельности людей. Краткие сведения об истории
черчения Вводный инструктаж по ТБ. Введение в программу внеурочной деятельности.
Ознакомление с работой кружка, содержание и порядок работы. Знакомство с детьми.
Знатьправила поведения на занятиях внеурочной деятельности, технику безопасности. Уметь пользоваться

1.

инструментами иматериалами.

Носители графической информации: точка, линии, контуры, условные
знаки. Линии горизонтальные, вертикальные, наклонные. Линии прямые и
ломаные (1 час). Знакомство с видами линий. Введение понятий
«прямая», «ломаная», «горизонтальная», «вертикальная» и «наклонная» линии. Определение
линий на рисунках.Обозначение линий на схемах.

2.

3-4. Геометрические фигуры. Треугольник. Равносторонний (правильный) треугольник.
Квадрат (2часа).Знакомство с геометрическими фигурами. Треугольники. Виды треугольников.
Нахождение и раскрашивание треугольников на рисунках. Квадрат. Сложение и изготовление
квадрата.
Построение геометрических фигур (1 час). Теоретический материал разновидности
углов (прямой, тупой и острый).Правила построения с помощью угольника. Их сравнение.
Отрезок, деление отрезка на части с помощью линейки, циркуля.

5.

6.

Построение разверток геометрических тел (1час).

Построение окружностей (1 час). Теоретический материал. Понятие об
окружности. Центр, осевая линияокружности. Радиус. Диаметр. Хорда. Условные
обозначения. Зависимость диаметра от радиуса.

7.

Способ деления окружности на 3,4,6 равных частей.(1 час). Построение
окружностей разных диаметров.Построение окружностей и полуокружностей.

8.

Способ деления окружности на 5,7,8 равных частей (1 час). Построение окружностей
разных диаметров.

9.

10-11.Выполнение узора с применением окружностей и полуокружностей(2часа). Разработка
линейного орнамента.Орнамент в круге.
12-13. Построение геометрического узора(2 часа). Выполнение геометрического орнамента в
квадрате.
14-16. Моделирование на основе геометрических тел (3часа). Процесс моделирования.
Практическая работа: изготовление из цветного картона и бумаги поделок (робот, фигурки
животных, композиции,сувениры).
17-19.Моделирование на основе геометрических тел (3часа). Процесс моделирования на основе
прямоугольника,треугольника, многоугольников, окружности. Разработка композиции
«Сказочный город».

20.

Модульное оригами (1 час). Знакомство с искусством оригами.

21.

Модульное оригами. Кусудама (1 час)

22-23. Объемные фигуры на основе модулей (2 часа) Знакомство с понятием объемная
фигура.

24. Способы соединения отдельных цветов в шар (1 час)
25. Способы соединения нескольких видов простых модулей на основе квадрата. (1 час)
26-27.Объемные фигуры на основе модулей, сложенных из прямоугольников.(2часа)
Прямоугольные модули оригами.28.Общие сведения о конструировании и проектировании
(1час)
29-30. Выполнение эскиза изделия (2часа)
31-33.Выполнение проекта:
«Конструирование плоской детали»
(3часа)34- 35. Презентация проекта.

Календано-тематическое планирование
5 класс
№

Разделы и темы

Количество часов
теория

практика

1

Введение. История развития чертежа. Правила
техники безопасности.

2

Носители графической информации: точка, линии, контуры, условные
знаки. Линии горизонтальные, вертикальные, наклонные. Линии
прямые и
ломаные.

0.2

0.8

Геометрические фигуры. Треугольник. Равносторонний
(правильный)
треугольник. Квадрат.

0.5

1.5

5

Построение геометрических фигур

0.2

0.8

6

Построение разверток геометрических тел.

0.2

0.8

7

Построение окружностей

0.2

0.8

8

Способ деления окружности на 3,4,6 равных
частей.

0.2

0.8

9

Способ деления окружности на 5,7,8 равных
частей.

0.2

0.8

10-11

Выполнение узора с применением окружностей и
полуокружностей.

0.5

1.5

12-13

Построение геометрического узора

0.5

1.5

14-16

Моделирование на основе геометрических тел.изготовление из
цветного картона и бумаги
поделок.

0.5

2.5

3-4

1

Моделирование на основе геометрических тел.Разработка
композиции «Сказочный город».

0.5

2.5

20

Модульное оригами.

0.2

0.8

21

Модульное оригами. Кусудама

0.2

0.8

Объемные фигуры на основе модулей

0.5

1.5

24

Способы соединения отдельных цветов в шар

0.2

0.8

25

Способы соединения нескольких видов простых
модулей на основе квадрата.

0.2

0.8

Объемные фигуры на основе модулей, сложенных
из прямоугольников.

0.5

1.5

Общие сведения о конструировании и
проектировании.

0.2

0.8

29-30

Выполнение эскиза изделия.

0.5

1.5

31-33

Выполнение проекта: «Конструирование плоской
детали»

0.5

1.5

34-35

Презентация проекта.

17-19

22-23

26-27
28

2

6 класс (2 год обучения)
Введение. История развития чертежа. 1 час.
Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории черчения. Цели, содержание и задачи изучения черчения в школе.
Инструменты и принадлежности для выполнения чертежа. 1- часа.
Теоретический материал. Что такое черчение. Связь черчения с другими предметами. Применения черчения в жизни человека. Инструменты, принадлежности и
материалы для выполнения чертежей. Их предназначение.Маркировка простых карандашей и способ их заточки.
Практическая работа:
Заточка карандашей.
Провести линии карандашами разной твердости.

Правила оформления чертежей -6 часов
Рациональные приемы
работы инструментами.
Организациярабочего места.
Понятие о стандартах. Линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная волнистая, штрихпунктирная, тонкая штрихпунктирная с двумя
точками. Форматы, рамка и основная надпись. Некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса;
указание толщины и длины деталинадписью; расположение размерных чисел).
Применение и обозначение масштаба. Сведения о чертежном шрифте.
Буквы, цифры и знаки на чертежах.

-

-

Построение геометрических фигур. 10 часов.
Теоретический материал Разновидности углов (прямой, тупой и острый). Правила построения квадрата, прямоугольника с помощью угольника.
Ихсравнение. Правила построение равностороннего треугольника с помощью циркуля и угольника. Построение параллельных и
перпендикулярных прямых, построение простейших геометрических фигур: ломаная,треугольник, прямоугольник, квадрат.
Правила нанесения размеров. Выносные и размерные линии, размерные числа.
Отрезок, деление отрезка на части с помощью линейки, циркуля;
построение углов с помощью транспортира;
окружность, радиус, диаметр.Практическая работа:
Вычерчивание углов (прямого, тупого и острого).
Построение квадрата, прямоугольника.
Построение равностороннего треугольника по заданным размерам.
Окружность, деление окружности. Теоретический материал.
Понятие об окружности. Центр, осевая линия окружности. Радиус. Диаметр. Хорда. Условные обозначения. Зависимость диаметра от
радиуса. Способ деления окружности на 4 и 8 равных частей. Способ деления окружности на 3 и 6 равных частей.
Практическая работа:
Построение квадрата, прямоугольника
Построение окружностей разных диаметров.
Построение окружностей и полуокружностей.
Выполнение узора с применением окружностей и полуокружностей.
Творческий проект «Моделирование
объёмных
фигур на основечертежа». -16 часов.
Чтение чертежей
детали. Изготовление
объёмных
фигур на основечертежа.
Выполнение эскиза детали (с натуры). Решение графических, задач, в томчисле творческих.

Защита творческого проекта. 1 час.
Календарно-тематическое планирование
6 класс

Тема

№
п/п
1
2

3
4

5
6
7
8
9

10
11
12

Введение. История развития чертежа.

Кол-во
часов
1

Современный чертеж. Инструменты и принадлежности
для выполнения чертежа.
Правила оформления чертежей 26 часов
Рациональные приемы работы инструментами.
Организация рабочего места.
Понятие о стандартах. Линии: сплошная толстаяосновная, штриховая, сплошная тонкая,
сплошная
волнистая, штрихпунктирная, тонкая штрихпунктирная сдвумя точками.

1

Применение и обозначение масштаба.
Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на
чертежах.
Шрифты чертежные.
Шрифты чертежные.
Построение геометрических фигур 32 часа
Отрезок, деление отрезка на части с помощью линейки,циркуля;
построение углов с помощью транспортира;окружность, радиус, диаметр.

1
7

Правила нанесения размеров. Выносные и размерные
линии, размерные числа.
Вычерчивание углов (прямого, тупого и острого).
Построение квадрата, прямоугольника.

3

1
3

7
7
7

1
3

13
14
15
16
17
18

Построение равностороннего треугольника по заданным
размерам
Построение квадрата, прямоугольника
Построение орнамента в квадрате.
Построение окружностей разных диаметров.
Окружность, деление окружности.
Выполнение узора с применением окружностей и
полуокружностей.
Творческий проект «Моделирование объёмных фигур на основечертежа». -16 часов.

3
3
3
3
3
3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».