Данная рабочая программа составлена в соответствии с образовательной программой среднего общего образования МОУ «Деевская СОШ». Программа реализуется в 10 классе в соответствии с требованием ФГОС среднего общего образования по астрономии. Представленная рабочая программа предполагает использование в качестве основного УМК авторов А.В.Засов , В.Г.Сурдин ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА АСТРОНОМИЯ Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований.* 1 История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики. Основы практической астрономии Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя.* Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь. Строение Солнечной системы Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы движения небесных тел Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе. Природа тел Солнечной системы Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Космические лучи.* Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность. Солнце и звезды Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. Закон Стефана— Больцмана. Источник энергии Солнца. АтмосфераСолнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи. Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Эффект Доплера. Диаграмма «спектр — светимость» («цвет — светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина. Наша Галактика — Млечный Путь Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя). Строение и эволюция Вселенной Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение. Жизнь и разум во Вселенной Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании. Примерный перечень наблюдений Наблюдения невооруженным глазом Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с течением времени. Движение Луны и смена ее фаз. Наблюдения в телескоп Рельеф Луны. Фазы Венеры. Марс. Юпитер и его спутники. Сатурн, его кольца и спутники. Солнечные пятна (на экране). Двойные звезды. Звездные скопления (Плеяды, Гиады). Большая туманность Ориона. Туманность Андромеды. Требования к уровню подготовки выпускников В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен знать/понимать • смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнеч- ная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра; смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина; смысл физического закона Хаббла; основные этапы освоения космического пространства; гипотезы происхождения Солнечной системы; основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы; размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики; уметь приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю; описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера; характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы; находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе; использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научнопопулярных статьях. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (35 часов, 1 час в неделю) № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Тема Количество Планируемые часов результаты Введение. Астрономия:её задачи и возможности (3ч) Чем занимается астрономия. Этапы развития 1 знать/понимать астрономии смысл «астрономия» Космическая деятельность человечества 1 Пространственные масштабы изучаемой 1 Вселенной Видимые движения небесных тел (5ч) Небо дневное и ночное. Созвездия и астеризмы 1 знать/понимать • смысл понятий: Карта звездного неба. Наблюдаемые движения 1 геоцентрическая и звезд, Солнца и Луны гелиоцентрическая Системы небесных координат 1 система, видимая Время и календарь 1 звездная величина, Движение планет. Затмения Луны и Солнца 1 созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Движение космических тел под действием сил гравитации (4ч) Геоцентрическая система мира. Система 1 знать/понимать Коперника • смысл понятий: геоцентрическая и Движение планет вокруг Солнца. Законы 1 гелиоцентрическая Кеплера система, видимая Закон всемирного тяготения 1 звездная величина, Орбиты космических тел. Небесная механика и 1 созвездие, орбиты космических аппаратов Солнечная система (5ч) Общий обзор Солнечной системы 1 Планеты-карлики и малые тела Солнечной 1 системы Метеоры, метеориты и астероидная опасность 1 Экзопланеты 1 Контрольная работа №1 1 знать/понимать гипотезы происхождения Солнечной системы; основные характеристи ки и строение Солнца, солнечной атмосферы; размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики; Методы асрономических исследований (3 ч) Типы астрономических измерений. телескопы 1 Шкала электромагнитных волн. Внеатмосферные 1 астрономические наблюдения. Спектральный анализ Контрольная работа №2 1 знать/понимать • классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра; смысл физических величин: парсек, световой год, астрономиче ская единица, звездная величина; смысл физического закона Хаббла; основные этапы освоения космического пространства; гипотезы происхождения Солнечной системы; основные характеристи ки и строение Солнца, Солнце и звезды (5ч) 21 22 23 24 25 Солнце как звезда. Атмосфера Солнца и солнечный ветер Солнечная активность Звезды как газовые шары.состав ,физические свойства и строение звезд. Источники энергии Солнца и звезд Эволюция Солнца и звезд и конечные стадии эволюции Переменные и взрывающиеся звезды 1 1 1 1 1 Галактики(3ч) 26 27 28 29 30 Наша Галактика- Млечный путь. Состав и 1 строение галактики. Движение звезд и вращение Галактики. Межзвездная среда и формирование звезд. 1 Космические лучи Многообразие галактик 1 Необратимые изменения во Вселенной. Красные 1 смещения. Расширение Вселенной. Постоянная Хабла. Модели расширяющейся Вселенной 1 32 Фоновое электромагнитное излучение Далекое прошлое Вселенной 33 Контрольная работа №3 34-35 Резерв 31 реликтовое 1 1 знать/понимать нашу галактику,другие звездные системыгалактики