Асторономия для обчучающихся 10 класса

Данная рабочая программа составлена в соответствии с образовательной программой
среднего общего образования МОУ «Деевская СОШ». Программа реализуется в 10 классе
в соответствии с требованием ФГОС среднего общего образования по астрономии.
Представленная рабочая программа предполагает использование в качестве основного
УМК авторов А.В.Засов , В.Г.Сурдин

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА АСТРОНОМИЯ
Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации.
Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования.
Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия:
электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое
применение астрономических исследований.* 1 История развития отечественной
космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения
современной космонавтики.
Основы практической астрономии
Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной
сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных
географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и
географических координат наблюдателя.* Кульминация светил. Видимое годичное
движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны.
Время и календарь. Строение Солнечной системы
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление
гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости.
Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет.
Законы движения небесных тел
Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.
Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения.
Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и
космических аппаратов в Солнечной системе.
Природа тел Солнечной системы
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна —
двойная планета. Космические лучи.* Исследования Луны космическими аппаратами.
Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и
Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы:
астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты.
Астероидная опасность.
Солнце и звезды
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы астрономических
исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования.
Закон Стефана— Больцмана. Источник энергии Солнца. АтмосфераСолнца. Солнечная
активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные
связи.
Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный
параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных
классов звезд. Эффект Доплера. Диаграмма «спектр — светимость» («цвет —
светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные
волны. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки
Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина.



Наша Галактика — Млечный Путь
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро
Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы
(темная материя).
Строение и эволюция Вселенной
Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы
современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция Вселенной.
Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение.
Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
Жизнь и разум во Вселенной
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни.
Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в
космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с
другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о
своем существовании.
Примерный перечень наблюдений
Наблюдения невооруженным глазом
Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба.
Изменение их положения с течением времени.
Движение Луны и смена ее фаз.
Наблюдения в телескоп
Рельеф Луны.
Фазы Венеры.
Марс.
Юпитер и его спутники.
Сатурн, его кольца и спутники.
Солнечные пятна (на экране).
Двойные звезды.
Звездные скопления (Плеяды, Гиады).
Большая туманность Ориона.
Туманность Андромеды.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
• смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная
величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор,
метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика,
Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнеч- ная планета (экзопланета),
спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв,
черная дыра;
 смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица,
звездная величина;
смысл физического закона Хаббла;
основные этапы освоения космического пространства;
гипотезы происхождения Солнечной системы;
 основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра
Галактики;
уметь
 приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования
методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных
излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения








астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального
анализа, влияния солнечной активности на Землю;
описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и
лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения
приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь
физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет —
светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник
энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с
помощью эффекта Доплера;
характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и
свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных
размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая
Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие
звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца,
Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в
основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук;
оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научнопопулярных статьях.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (35 часов, 1 час в неделю)
№ п/п

1
2
3

4
5
6
7
8

Тема

Количество
Планируемые
часов
результаты
Введение. Астрономия:её задачи и возможности (3ч)
Чем занимается астрономия. Этапы развития 1
знать/понимать
астрономии
смысл «астрономия»
Космическая деятельность человечества
1
Пространственные
масштабы
изучаемой 1
Вселенной
Видимые движения небесных тел (5ч)
Небо дневное и ночное. Созвездия и астеризмы
1
знать/понимать
• смысл понятий:
Карта звездного неба. Наблюдаемые движения 1
геоцентрическая и
звезд, Солнца и Луны
гелиоцентрическая
Системы небесных координат
1
система, видимая
Время и календарь
1
звездная величина,
Движение планет. Затмения Луны и Солнца
1
созвездие,
противостояния и
соединения планет,
комета, астероид,
метеор, метеорит,
метеороид, планета,

спутник, звезда

9
10
11
12

13
14
15
16
17

18
19

20

Движение космических тел под действием сил гравитации (4ч)
Геоцентрическая
система мира. Система 1
знать/понимать
Коперника
• смысл понятий:
геоцентрическая и
Движение планет вокруг Солнца. Законы 1
гелиоцентрическая
Кеплера
система, видимая
Закон всемирного тяготения
1
звездная величина,
Орбиты космических тел. Небесная механика и 1
созвездие,
орбиты космических аппаратов
Солнечная система (5ч)
Общий обзор Солнечной системы
1
Планеты-карлики и малые тела Солнечной 1
системы
Метеоры, метеориты и астероидная опасность
1
Экзопланеты
1
Контрольная работа №1
1

знать/понимать
гипотезы
происхождения
Солнечной системы;
 основные
характеристи
ки и
строение
Солнца,
солнечной
атмосферы;
размеры Галактики,
положение и период
обращения Солнца
относительно центра
Галактики;

Методы асрономических исследований (3 ч)
Типы астрономических измерений. телескопы
1
Шкала электромагнитных волн. Внеатмосферные 1
астрономические наблюдения. Спектральный
анализ
Контрольная работа №2
1



знать/понимать
•
классификация
звезд, параллакс,
реликтовое
излучение, Большой
Взрыв, черная дыра;
 смысл
физических
величин:
парсек,
световой год,
астрономиче
ская
единица,
звездная
величина;
смысл физического
закона Хаббла;
основные этапы

освоения
космического
пространства;
гипотезы
происхождения
Солнечной системы;
 основные
характеристи
ки и
строение
Солнца,
Солнце и звезды (5ч)
21
22
23

24
25

Солнце как звезда. Атмосфера Солнца и
солнечный ветер
Солнечная активность
Звезды как газовые шары.состав ,физические
свойства и строение звезд. Источники энергии
Солнца и звезд
Эволюция Солнца и звезд и конечные стадии
эволюции
Переменные и взрывающиеся звезды

1
1
1

1
1

Галактики(3ч)
26

27
28
29

30

Наша Галактика- Млечный путь. Состав и 1
строение галактики. Движение звезд и вращение
Галактики.
Межзвездная среда и формирование звезд. 1
Космические лучи
Многообразие галактик
1
Необратимые изменения во Вселенной. Красные 1
смещения. Расширение Вселенной. Постоянная
Хабла.
Модели расширяющейся Вселенной
1

32

Фоновое
электромагнитное
излучение
Далекое прошлое Вселенной

33

Контрольная работа №3

34-35

Резерв

31

реликтовое 1
1

знать/понимать
нашу
галактику,другие
звездные системыгалактики


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».