ВНУД Россия - мои горизонты для обучающихся 10-11 классов

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по профориентации «Россия – мои
горизонты» разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
- Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания
обучающихся, во исполнение поручений Президента РФ Пр-328 п. 1 от 23.02.2018 года,
Пр-2182 от 20.12.2020 года»
- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 мая 2012 г. №413 (далее – ФГОС СОО),
- Федеральной образовательной программой среднего общего образования,
утвержденной приказом Минпросвещения России от 18.05.20223 №371 (далее – ФОП
СОО),
- методическими рекомендациями Минпросвещения «О реализации проекта «Билет
в будущее», утвержденными распоряжением Р-97 от 23 сентября 2019г.
- Положением об организации внеурочной деятельности в МБОУ «ЦО № 10»
- Примерной рабочей программой курса внеурочной деятельности «Билет в
будущее» (основное общее и среднее общее образование), одобренной решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от
29 сентября 2022г. №7/22)
Актуальность и назначение программы курса внеурочной деятельности
Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана с целью
реализации комплексной и систематической профориентационной работы для
обучающихся 10-11 классов на основе апробированных материалов Всероссийского
проекта «Билет в будущее» (далее — проект).
Внеурочная деятельность — важная часть основной образовательной программы
общего образования, в рамках которой педагогический коллектив образовательной
организации обеспечивает достижение предметных, метапредметных и личностных
результатов за счет использования потенциала разнообразия форм образовательной
деятельности, организации содержательного взаимодействия с предметной развивающей
средой.
Одним из значимых направлений внеурочной деятельности является ранняя
профориентация обучающихся 10-11 классов, позволяющая сконцентрироваться на
достижении соответствующих личностных и предметных результатов, осознанно подойти
к решению проблемы выбора индивидуальной образовательной траектории и направления
получения профессионального образования. Одним из современных и эффективных
вариантов реализации профориентационной работы в общеобразовательной организации
является участие школы во Всероссийском проекте «Билет в будущее».
Мероприятия программы построены на основе системной модели содействия
самоопределению обучающихся общеобразовательных организаций, основанной на
сочетании
мотивационно-активизирующего,
информационно-обучающего,
практикоориентированного и диагностико-консультативного подходов к формированию

3

готовности к профессиональному самоопределению и вовлечению всех участников
образовательного процесса.
Цель курса: формирование готовности к профессиональному самоопределению
обучающихся 10-11 классов.
Задачи курса:
содействовать осознанному и самостоятельному выбору профессии обучающимися;
выявить исходный уровень сформированности внутренней (мотивационно-личностной) и
внешней
(знаниевой в
виде карьерной
грамотности) сторон
готовности к профессиональному самоопределению у обучающихся и уровень
готовности, который продемонстрирует обучающийся после участия в
профориентационной программе; сформировать индивидуальные рекомендации для
обучающихся по построению
образовательно-профессиональной траектории в зависимости от уровня осознанности,
интересов, способностей, доступных им возможностей; информировать обучающихся о
специфике рынка труда и системе профессионального образования (включая знакомство с
перспективными и востребованными в ближайшем будущем профессиями и отраслями
экономики РФ) посредством различных мероприятий, в т.ч. профессиональных проб;
способствовать формированию у обучающихся навыков и умений
карьерной
грамотности и других компетенций, необходимых для осуществления всех этапов
карьерной самонавигации, приобретения и осмысления профориентационно значимого
опыта, активного освоения ресурсов территориальной среды профессионального
самоопределения, самооценки успешности прохождения профессиональных проб,
осознанного конструирования индивидуальной образовательно-профессиональной
траектории и ее адаптации с учетом имеющихся компетенций и возможностей среды.
продолжить формирование ценностного отношения к труду как основному способу
достижения жизненного благополучия, залогу его успешного профессионального
самоопределения и ощущенияуверенности в завтрашнем дне.
Рабочая программа разработана с учетом преемственности профориентационных задач
при переходе обучающихся из класса в класс. В программе запланирована аудиторная и
внеаудиторная (самостоятельная) работа. На групповых и индивидуальных занятиях
используются
современные
профориентационные
виды
деятельности:
профориентационные уроки, диагностика, разбор результатов диагностики, посещение
мероприятий профориентационного выбора в регионе (очный формат и онлайн-формат),
прохождение профессиональных проб и др.
Место и роль курса внеурочной деятельности в учебном плане основной
общеобразовательной программы
Рабочая программа разработана с учетом преемственности профориентационных
задач при переходе обучающихся 10-11 классов из класса в класс.
Программа курса рассчитана на 34 часа (ежегодно), в рамках которых
предусмотрены такие формы работы, как беседы, дискуссии, мастер-классы, экскурсии на
производство, решения кейсов, встречи с представителями разных профессий,
профессиональные пробы, коммуникативные и деловые игры, консультации педагога и
психолога.

4

Структура программы концентрическая, т.е. одна и та же тема изучается в 10 и 11
классах. Но содержание тем изменяется ежегодно в зависимости от степени сложности и с
учетом возрастных особенностей и уровня предметной подготовки обучающихся.
Взаимосвязь программы курса внеурочной деятельности с Рабочей программой
воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом Рабочей
программы воспитания МБОУ «ЦО № 10». Это позволяет на практике соединить
обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на
интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие учащегося. Это
проявляется:
• в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной
деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в Рабочей программе
воспитания;
• в возможности включения школьников в деятельность, организуемую
образовательной организацией в рамках курса внеурочной деятельности;
• в возможности проведения единых и общих тематических занятий в
разновозрастных группах, организованных для профориентационной деятельности
школьников, воспитательное значение которых отмечается в Рабочей программе
воспитания;
• в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую их
вовлечённость в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и
возможность образования на её основе детско-взрослых общностей, ключевое
значение которых для воспитания подчёркивается Рабочей программой воспитания.
Особенности работы педагога по программе курса внеурочной деятельности
Задача педагога состоит в том, чтобы сопровождать процесс профессиональной
ориентации школьника, раскрывая потенциал каждого через вовлечение в многообразную
деятельность, организованную в разных формах. При этом результатом работы педагога в
первую очередь является личностное развитие учащегося.
Личностных результатов педагог может достичь, увлекая учащегося совместной и
интересной им обоим деятельностью, устанавливая во время занятий доброжелательную,
поддерживающую атмосферу, насыщая занятия содержанием ценностно значимым для
обучающегося.
Примерный алгоритм проведения аудиторных занятий по программе курса может
быть такой: приветствие школьников; эмоциональная разрядка (короткие игры, маленькая
притча, размышления учащихся о предложенном высказывании или цитате и т.п.);
проблематизация темы предстоящего занятия; работа по теме занятия; рефлексия. Важной
особенностью занятий, повышающей их развивающий потенциал, является их
интерактивность.
Методическое сопровождение курса обеспечено методическими рекомендациями о
реализации Всероссийского проекта профессиональной ориентации обучающихся 6-11
классов общеобразовательной школы «Билет в будущее», материалами Всероссийского
проекта «Билет в будущее», доступными для ознакомления на интернет-платформе
https://bvbinfo.ru/(только зарегистрированным пользователям).
Содержание курса «Россия – мои горизонты»

5

10-11 КЛАССЫ
1.Профориентационные уроки «Увлекаюсь»
Проведение профориентационных уроков – стартового и тематического (по классам).
Стартовый профориентационный урок (открывает программу курса): раскрывает
возможности учащихся в выборе персонального профессионального пути. Выбор
профессионального пути — одно из важнейших решений, которое предстоит принять
школьникам. Рынок труда в условиях неопределенности всегда пугает и вызывает много
вопросов: куда пойти учиться, чтобы завтра не остаться без работы? Найдётся ли для меня
место на этом рынке труда? Чему нужно учиться уже сегодня, чтобы завтра быть
востребованным?
Тематические профориентационные уроки по классам (рекомендуется проводить после
стартового урока):
10 класс: в ходе урока обучающиеся получают информацию по следующим
направлениям профессиональной деятельности:
●
естественно-научное направление;
●
инженерно-техническое направление;
●
информационно-технологическое направление;
●
оборонно-спортивное направление;
●
производственно-технологическое направление;
●
социально-гуманитарное направление; ● финансово-экономическое направление; ●
творческое направление.
Информирование обучающихся об особенностях рынка труда. «Проигрывание»
вариантов выбора (альтернатив) профессии. Формирование представления о
компетентностном профиле специалистов из разных направлений. Знакомство с
инструментами и мероприятиями профессионального выбора.
11 класс: урок направлен помочь выпускникам взглянуть на различные жизненные
сценарии и профессиональные пути, которые ждут их после окончания школы. Через
призму разнообразия вариантов развития событий будет раскрыта и тема разнообразия
выбора профессий в различных профессиональных направлениях.
Формирование представления о выборе, развитии и возможных изменениях в
построении персонального карьерного пути. Формирование позитивного отношения и
вовлеченности обучающихся к вопросам самоопределения. Овладение приемами
построения карьерных траекторий развития. Актуализация знаний по выбору
образовательной организации в организации высшего образования (ВО, вузы) или в
организации среднего профессионального образования (СПО) как первого шага
формирования персонального карьерного пути.
2. Профориентационная онлайн-диагностика. Первая часть «Понимаю себя»
Профориентационная
диагностика
обучающихся
на
интернетплатформеhttps://bvbinfo.ru/ (для зарегистрированных участников проекта) позволяет
определить требуемый объем профориентационной помощи и сформировать дальнейшую
индивидуальную траекторию участия в программе профориентационной работы.
Онлайн-диагностика I «Мой выбор профессии» состоит из двух частей:
● методика онлайн-диагностики учащихся «Моя готовность» направлена на оценку
ценностных ориентиров в сфере самоопределения обучающихся и уровень готовности к
выбору профессии.

6

● методика онлайн-диагностики на определение профессиональных склонностей и
направленности обучающихся («Мой выбор»).
Онлайн-диагностика II «Мои таланты» включает комплексную методику
онлайндиагностики на определение профессиональных интересов и сильных сторон
обучающихся с выделением «зон потенциала» (талантов) для дальнейшего развития.
Консультации по результатам онлайн-диагностики. Сопровождение обучающихся
по итогам диагностики (в индивидуальном или групповом формате). Возможно
проведение консультации с помощью видеозаписи готовой консультации (доступной
участникам проекта «Билет в будущее» на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/).
3. Профориентационная выставка «Лаборатория будущего. Узнаю рынок»
Посещение мультимедийной выставки «Лаборатория будущего» - специально
организованная постоянно действующая экспозиция на базе исторических парков «Россия
– моя история» (очно или в онлайн-формате (доступно на интернет-платформе
https://bvbinfo.ru/)). Знакомство с рынком труда, 9-ю ключевыми отраслями
(направлениями) экономического развития, профессиями: Индустриальная среда;
Здоровая среда; Умная среда; Деловая среда; Социальная среда; Безопасная среда;
Комфортная среда; Креативная среда; Аграрная среда. Решение интерактивных заданий,
направленных на получение новых знаний о профессиях, об особенностях
профессиональной деятельности различных специалистов, о качествах и навыках,
необходимых для работы различных специалистов.
4. Профессиональные пробы «Пробую. Получаю опыт»
Профессиональные пробы. Данный формат реализуется очно (на базе образовательной
организации и/ или в учебных профессиональных заведениях, организациях
дополнительного образования, на предприятиях, организациях региона) или в
онлайнформате (профессиональные пробы на основе платформы, вебинар-площадки,
сервисы видеоконференций, чат и т.п.).
Уровни профессиональных проб: моделирующие и практические профессиональные
пробы. Виды: базовая и ознакомительная.
5. Профориентационная онлайн-диагностика. Вторая часть «Осознаю»
Проведение второй части профориентационной диагностики. Направлена на уточнение
рекомендации по построению образовательно-профессиональной траектории с учетом
рефлексии опыта, полученного на предыдущих этапах.
Онлайн-диагностика I «Мой выбор профессии» состоит из двух частей:
● методика онлайн-диагностики учащихся «Моя готовность» направлена на оценку
ценностных ориентиров в сфере самоопределения обучающихся и уровень готовности к
выбору профессии.
● методика онлайн-диагностики на определение профессиональных склонностей и
направленности обучающихся («Мой выбор»).
Онлайн-диагностика II «Мои таланты» включает комплексную методику
онлайндиагностики на определение профессиональных интересов и сильных сторон
обучающихся с выделением «зон потенциала» (талантов) для дальнейшего развития.
Развернутая консультации по результатам повторной онлайн-диагностики.
Сопровождение обучающихся по итогам диагностики (в индивидуальном или групповом
формате). Возможно проведение консультации с помощью видеозаписи готовой

7

консультации (доступной участникам проекта «Билет в будущее» на интернет-платформе
https://bvbinfo.ru/).
6. Профориентационный видеопроект «Один день в профессии» (https://bvbinfo.ru/)
Онлайн-знакомство в формате видео-обзоров и интервью с носителями профессий,
которые поделятся актуальной информацией об отраслях и покажут, как можно добиться
успеха. В рамках урока ученикам будут предложены задания и упражнения, позволяющие
лучше понять интересующие их сферы.
7. Профориентационный рефлексивный урок «Планирую»
Профориентационный рефлексивный урок (проводится в конце курса, по итогам
проведения всех профориентационных мероприятий): разбор и обсуждение персональных
рекомендаций (по возрастам). Разбор и обсуждение полученного опыта по итогам
профессиональных проб и мероприятий.Постановка образовательных и карьерных целей
(стратегических и тактических).Формирование планов образовательных шагов и
формулирование траектории развития (последовательность реализации целей).
Планируемые результаты
Программа способствует развитию личностных, метапредметных и предметных
результатов у обучающихся.
Личностные результаты
в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление
интереса к познанию истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов
России; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, с которыми
школьники будут знакомиться в ходе профориентационных мероприятий. в сфере
гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, с
которыми школьникам предстоит взаимодействовать в рамках реализации программы;
готовность к разнообразной совместной деятельности; выстраивание доброжелательных
отношений с участниками курса на основе взаимопонимания и взаимопомощи. в сфере
духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков; осознание важности свободы и необходимости брать на
себяответственность в ситуации подготовки к выбору будущейпрофессии; в сфере
эстетического воспитания: осознание важности художественной культуры как средства
коммуникации и самовыражения для представителей многих профессий; стремление к
самовыражению в разных видах искусства, в том числе прикладного; стремление
создавать вокруг себя эстетически привлекательную среду вне зависимости от той сферы
профессиональной деятельности, которой школьник планирует заниматься в будущем;
в сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:осознание необходимости соблюдения правил
безопасности в любой профессии, в том числе навыков безопасного поведения в
интернетсреде; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, вызванным
необходимостью профессионального самоопределения, осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели, связанные с будущей профессиональной жизнью; умение

8

принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и
других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием для экономии
внутренних ресурсов; в сфере трудового воспитания: интерес к практическому
изучению профессий и труда
различного рода; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных, общественных проблем;
готовность адаптироваться в профессиональной среде; в сфере экологического
воспитания: осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения, в том числе в процессе ознакомления с профессиями сферы
«человек-природа»; приобретение опыта экологонаправленной деятельности; активное
неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе осознание
потенциального ущерба природе, который сопровождает ту или иную профессиональную
деятельность; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; в сфере понимания
ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему
научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение
основными навыками исследовательской деятельности; осознание важности обучения на
протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие
необходимых умений для этого.
В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды: освоение социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды; открытость опыту и знаниям
других; способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других, проходить профессиональные пробы в разных сферах деятельности;
осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение
оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий.
Метапредметные результаты
1. В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия: умение выявлять дефицит информации о той или иной
профессии, необходимой для
полноты представлений о ней, и находить способы для решения возникшей проблемы;
умение использовать вопросы как инструмент для познания будущей профессии;
умение самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого обсуждения в группе или в паре; умение прогнозировать возможное
дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия, связанные с выбором будущей профессии; умение выдвигать предположения
о возможном росте и падении спроса на ту или иную

9

специальность в новых условиях.
Базовые исследовательские действия: владение навыками познавательной, учебноисследовательской и проектной
деятельности; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания.
Работа с информацией: умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(ИКТ) в решении профориентационных задач с соблюдением требований эргономики,
техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности.
2. В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение:
Владение языковыми средствами–умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства.
Совместная деятельность:
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты; понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, принимать цель совместной деятельности,
коллективно планировать действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы.
3. В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы в отношении
своего будущего; выявлять проблемы, возникающие в ходе выбора будущей профессии;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой); делать выбор и брать на себя
ответственность за решения, принимаемые в процессе
профессионального самоопределения;
умение самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность;
умение использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных
целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных
ситуациях;
умение определять назначение и функции различных социальных институтов.
Самооценка и самоконтроль:
Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задачи средств их достижения.
Эмоциональный интеллект:
умение выявлять и анализировать причины эмоций;

10

умение ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого; регулировать способ выражения эмоций; умение осознанно относиться к
другому человеку, его мнению; признавать свое право
на ошибку и такое же право другого.
Принятие себя и других: умение принимать себя и других, не
осуждая; открытость себе и другим; умение осознавать
невозможность контролировать всё вокруг.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного
общего образования представлены с учётом специфики содержания предметных областей,
затрагиваемых в ходе профориентационной деятельности школьников.
Русский язык:
• формирование умений речевого взаимодействия (в том числе, общения при помощи
современных средств устной и письменной речи): создание устных монологических
высказываний на основе жизненных наблюдений и личных впечатлений, чтения
учебно-научной,
художественной
и
научно-популярной
литературы:
монологописание, монолог-рассуждение, монолог-повествование;
• участие в диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос
информации, сообщение информации;
• обсуждение и чёткая формулировка цели, плана совместной групповой
деятельности;
• извлечение информации из различных источников, её осмысление и оперирование
ею, свободное пользование лингвистическими словарями, справочной литературой,
в том числе информационно-справочными системами в электронной форме;
• создание письменных текстов различных стилей с соблюдением норм построения
текста: соответствие текста теме и основной мысли, цельность и относительная
законченность;
• последовательность изложения (развёртывание содержания в зависимости от цели
текста, типа речи);
• правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи
предложений в тексте, логичность.
Литература:
• овладение умением использовать словари и справочники, в том числе
информационно-справочные системы в электронной форме, подбирать проверенные
источники в библиотечных фондах, Интернете для выполнения учебной задачи;
• применять ИКТ, соблюдать правила информационной безопасности.
Иностранный язык:
• овладение основными видами речевой деятельности в рамках знакомства со
спецификой современных профессий;
• приобретение опыта практической деятельности в жизни: соблюдать правила
информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в
Интернете;
• использовать
иноязычные
словари
и
справочники,
в
том
числе
информационносправочные системы в электронной форме.
Информатика:

11

• овладение основными понятиями: информация, передача, хранение, обработка
информации, алгоритм, модель, цифровой продукт - и их использованием для
решения учебных и практических задач;
• умение оперировать единицами измерения информационного объёма и скорости
передачи данных;
• сформированность мотивации к продолжению изучения информатики как
профильного предмета.
География:
• освоение и применение системы знаний о размещении и основных свойствах
географических объектов, понимание роли географии в формировании качества
жизни человека и окружающей его среды на планете Земля, в решении современных
практических задач своего населенного пункта;
• умение устанавливать взаимосвязи между изученными природными, социальными и
экономическими явлениями и процессами;
• умение использовать географические знания для описания существенных признаков
разнообразных явлений и процессов в повседневной жизни;
• сформированность мотивации к продолжению изучения географии как профильного
предмета на уровне среднего общего образования.
Физика:
• умение использовать знания о физических явлениях в повседневной жизни для
обеспечения безопасности при обращении с бытовыми приборами и техническими
устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в
окружающей среде;
• понимание необходимости применения достижений физики и технологий для
рационального природопользования;
• расширенные представления о сферах профессиональной деятельности, связанных с
физикой и современными технологиями, основанными на достижениях физической
науки, позволяющие рассматривать физико-техническую область знаний как сферу
своей будущей профессиональной деятельности;
• сформированность мотивации к продолжению изучения физики как профильного
предмета на уровне среднего общего образования.
Обществознание:
• освоение и применение системы знаний о социальных свойствах человека,
особенностях его взаимодействия с другими людьми; важности семьи как базового
социального института; характерных чертах общества; содержании и значении
социальных норм, регулирующих общественные отношения, включая правовые
нормы, регулирующие типичные для несовершеннолетнего и членов его семьи
общественные отношения (в том числе нормы гражданского, трудового и семейного
права, основы налогового законодательства); процессах и явлениях в экономической
сфере (в области макро- и микроэкономики);
• умение приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) деятельности
людей, социальных объектов, явлений, процессов определённого типа в различных
сферах общественной жизни, их структурных элементов и проявлений основных
функций; разного типа социальных отношений; ситуаций, регулируемых
различными видами социальных норм;

12

• умение классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать
существенный признак классификации) социальные объекты, явления, процессы,
относящиеся к различным сферам общественной жизни, их существенные признаки,
элементы и основные функции;
• овладение приёмами поиска и извлечения социальной информации (текстовой,
графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных адаптированных
источников (в том числе учебных материалов) и публикаций средств массовой
информации (далее – СМИ) с соблюдением правил информационной безопасности
при работе в Интернете;
• приобретение опыта использования полученных знаний, включая основы
финансовой грамотности, в практической (включая выполнение проектов
индивидуально и в группе) деятельности, в повседневной жизни для реализации и
защиты прав человека и гражданина, прав потребителя (в том числе потребителя
финансовых услуг) и осознанного выполнения гражданских обязанностей; для
анализа потребления домашнего хозяйства; для составления личного финансового
плана; для выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной
сфере; для опыта публичного представления результатов своей деятельности в
соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и
регламентом. Биология:
• владение навыками работы с информацией биологического содержания,
представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, графиков,
диаграмм, моделей, изображений), критического анализа информации и оценки её
достоверности;
• умение интегрировать биологические знания со знаниями других учебных
предметов;
• интерес к углублению биологических знаний и выбору биологии как профильного
предмета на уровне среднего общего образования для будущей профессиональной
деятельности в области биологии, медицины, экологии, ветеринарии, сельского
хозяйства, пищевой промышленности, психологии, искусства, спорта.
Изобразительное искусство:
• сформированность системы знаний о различных художественных материалах в
изобразительном искусстве; о различных способах живописного построения
изображения; о стилях и различных жанрах изобразительного искусства; о
выдающихся отечественных и зарубежных художниках, скульпторах и
архитекторах.
Основы безопасности жизнедеятельности:
• сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на основе освоенных
знаний и умений, системного и комплексного понимания значимости безопасного
поведения;
• овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных
ситуаций во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на
природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации,
при воздействии рисков культурной среды).
Тематическое планирование

13

Тема, раздел курса

Основное содержание

№

1.

Профориентационные

Проведение

Формы организации
деятельности обучающихся
с указанием электронного
образовательного ресурса
Актуализация
процессов

14

уроки «Увлекаюсь»
(4 часа)

профориентационных
уроков – вводного и
тематического
(по
классам). Вводный
профориентационный
урок «Моя Россия – мои
горизонты» (открывает
программу курса, 2 часа):
раскрывает возможности
учащихся в выборе
персонального
профессионального пути.
Выбор
профессионального пути –
одно
из
важнейших
решений,
которое
предстоит
принять
школьникам. Рынок труда
в
условиях
неопределенности всегда
пугает и вызывает много
вопросов: куда пойти
учиться, чтобы завтра не
остаться без работы?
Найдётся ли для меня
место на этом рынке
труда?
Чему
нужно
учиться уже сегодня,
чтобы
завтра
быть
востребованным?
Урок направлен на то,
чтобы в интерактивной
игровой
форме
познакомить учеников с
тем, какие отрасли и
профессии востребованы
в России сегодня, какие
открываются перспективы
развития, какие навыки
потребуются
для
эффективной реализации
себя в профессиональной
сфере, что важно сейчас и
будет нужно, когда ребята
окажутся на рынке труда.
Сегодня
Россия
добивается
больших
успехов и рекордных
значений
во
многих
отраслях экономики.

профессионального
самоопределения на основе
знакомства с
познавательными фактами о
достижениях из различных
отраслей
экономического
развития страны.
Формирование представлений
о
современных
универсальных
компетенциях,
предъявляемых
к
специалистам из различных
отраслей.
Повышение
познавательного интереса и
компетентности
обучающихся в построении
своей карьерной траектории
развития (1 час).
Просмотр
видеороликов,
дискуссии, обсуждения, игры
и практические задания на
уроке.
В рамках самостоятельной
работы
(1
час)
анализ
полученного опыта, работа с
памятками и материалами
уроков,
знакомство
с
онлайнинструментом
«Примерочная профессий»,
заполнение
анкеты
саморефлексии на интернетплатформе
проекта
https://bvbinfo.ru/.
Материалы для проведения
урока представлены на
интернет-платформе
https://bvbinfo.ru/
(для
зарегистрированных
педагогов-навигаторов
проекта).

15

Самым важным во всех этих
цифрах являемся мы – жители
страны. Россия – это более 145
миллионов
жителей,
и
возможности, которые перед
нами открываются. Эти данные
очень
тесно
связаны
с
различными
отраслями
экономики и
профессиональной
деятельностью, а значит, и с
возможностью себя реализовать.

16

Тематический
для 10 класса
профориентационный В ходе урока обучающиеся
получают
подробную
урок (2 часа):
информацию со следующими
направлениями
профессиональной деятельности:
естественно-научное
направление;
инженернотехническое направление;
информационнотехнологическое
направление;
оборонноспортивное
направление;
производственнотехнологическое
направление;
социальногуманитарное
направление;
финансовоэкономическое
направление;
творческое
направление.
Информирование
обучающихся об особенностях
рынка труда. «Проигрывание»
вариантов выбора
(альтернатив) профессии.
Формирование
представлений
о
компетентностном

Знакомство
с
направлениями
осуществляется
в
формате видео-обзоров и
интервью
с
состоявшимися
представителями каждой
из представленных сфер
(профессионалов
в
области),
которые
поделятся
актуальной
информацией
об
отраслях и покажут, как
можно добиться успеха.
В рамках урока ученикам
будут
предложены
задания и упражнения,
позволяющие
лучше
понять интересующие их
сферы (1 час). Урок
завершается заданием на
самостоятельную работу.
В
рамках
самостоятельной работы
(1 час) работа с бланком
«Древо
профессии»,
знакомство с онлайнинструментом
«Примерочная
профессий», заполнение
анкеты саморефлексии
на интернет-платформе
проекта
https://bvbinfo.ru/.
Материалы для
проведения урока
представлены на
интернетплатформе
https://bvbinfo.ru/
(для
зарегистрированны
х педагогов-навигаторов
проекта).

17

2.

Профориентационная
онлайн-диагностика.
Первая часть

профиле специалистов из
разных направлений.
Знакомство
с
инструментами и
мероприятиями
профессионального
выбора.
для 11 класса
Урок направлен помочь
выпускникам взглянуть на
различные
жизненные
сценарии
и
профессиональные пути,
которые ждут их после
окончания школы. Через
призму
разнообразия
вариантов
развития
событий будет раскрыта и
тема разнообразия выбора
профессий в различных
профессиональных
направлениях.
Формирование
представления о выборе,
развитии и возможных
изменениях в построении
персонального карьерного
пути.
Формирование
позитивного отношения и
вовлеченности
обучающихся к вопросам
самоопределения.
Овладение
приемами
построения
карьерных
траекторий
развития.
Актуализация знаний по
выбору образовательной
организации организации
высшего образования
(ВО,
вузы)
или
организации
среднего
профессионального
образования (СПО) как
первого шага
формирования
персонального карьерного
пути.
Профориентационная
диагностика
обучающихся
на

В рамках урока обучающиесяс
смотрят
видеоролики,
принимают участие в играх ис
упражнениях, дискуссиях и
обсуждениях (1 час).
анкеты
В рамках самостоятельной
работы
(1
час)
работапроекта
бланком
«Чемодан/Багаж
знаний», знакомство онлайнинструментом «Примерочная
на
профессий», заполнение
саморефлексии на интернет
(для
платформе https://bvbinfo.ru/.
Материалы для проведения
урока представлены
интернет-платформе
https://bvbinfo.ru/
зарегистрированных
педагогов-навигаторов
проекта).

Первая
часть
профориентационной
онлайндиагностики

18

«Понимаю себя»

интернет-платформе
https://bvbinfo.ru/ (для

обучающихся
в
учебном году (1 час).

новом

19

(3 часа)

зарегистрированных
участников проекта)
помогает
сформировать
индивидуальную
траекторию
обучающегося
в
мероприятиях проекта с
учетом
его
профессиональных
склонностей.
Онлайн-диагностика
I «Мой выбор
профессии» состоит из
двух частей: В 10-11
классах методика
направлена на оценку
ценностных ориентиров в
сфере самоопределения
обучающихся и уровня
готовности к выбору
профессии. методика
онлайндиагностики на
определение
профессиональных
склонностей и
направленности
обучающихся («Мой
выбор»). Методика
предусматривает версию
для 10-11 классов.
Онлайн-диагностика
II
«Мои
таланты»
включает комплексную
методику
онлайндиагностики на
определение
профессиональных
интересов
и
сильных сторон
обучающихся
с выделением
«зон потенциала»
(талантов) для
дальнейшего
развития.
Методика

Осуществляется
для
навигации по активностям
проекта «Билет в будущее».
Обучающемуся
будут
предложены
варианты
диагностических методик на
основании
опыта
предварительного участия в
проекте, данный уровень
определяется на платформе
автоматически. Диагностика
осуществляется
в
онлайнформате,
предоставляется возможность
проведения
как
в
образовательной организации,
так и в домашних условиях.
Варианты:
1.
Онлайн диагностика
«Мой выбор».
2.
Онлайн диагностика
«Моя готовность».
3.
Онлайн диагностика
«Мои таланты».
После диагностики
рекомендуется
проведение
консультации по полученным
результатам (1 час), а также
анализ
интерпретаций
в рамках
самостоятельной
работы (1 час).
Результаты:
•
рекомендация
по
маршруту проекта «Билет в
будущее»;
•
просмотр видеозаписи
консультации по результатам
профориентационной
диагностики; рекомендации
по обсуждению результатов
тестирования с
родственниками и
специалистами.

20

предусматривает
версии для 10-11
классов.
Консультации
по
результатам
онлайндиагностик
и. Сопровождение
обучающихся по итогам

21

3.

Профориентационная
выставка
«Лаборатория
будущего. Узнаю
рынок»
(4 часа)

диагностики
(в
индивидуальном
или
групповом
формате).
Возможно
проведение
консультации с помощью
видеозаписи
готовой
консультации (доступной
участникам
проекта
«Билет в будущее» на
интернет-платформе
https://bvbinfo.ru/.
Посещение
мультимедийной
выставки «Лаборатория
будущего» - специально
организованная постоянно
действующая экспозиция
на
базе
исторических
парков «Россия – Моя
история»
(очно в
24 субъектах РФ, в
онлайнформате
доступно
на
интернет-платформе
https://bvbinfo.ru/).
Знакомство
с рынком
труда, 9 ключевыми
отраслями
(направлениями)
экономического развития,
профессиями:
Индустриальная
среда;
Здоровая среда; Умная
среда; Деловая среда;
Социальная
среда;
Безопасная среда;
Комфортная
среда;
Креативная среда;
Аграрная среда. Решение
интерактивных заданий,
направленных
на
получение новых знаний о
профессиях, об
особенностях
профессиональной
деятельности различных
специалистов, о качествах

•
Экскурсия на площадку
исторических парков «Россия
– Моя история» (очно в 24
субъектах РФ, по
предварительной записи на
интернет-платформе
https://bvbinfo.ru/, 3 часа).
•
Знакомство с
выставкой на базе
образовательной организации
(виртуальная выставка) в
рамках отдельного урока с
использованием
специализированного
мультимедийного контента
выставки на
интернетплатформе
https://bvbinfo.ru.
Решение
интерактивных
заданий,
направленных
на получение новых
знаний о профессиях, об
особенностях
профессиональной
деятельности различных
специалистов, о качествах и
навыках, необходимых для
работы
различных
специалистов.
В рамках самостоятельной
работы
(1
час)
анализ
полученного
опыта,
заполнение анкеты
саморекфлексии
на
интернетплатформе
https://bvbinfo.ru/

22

и навыках, необходимых
для работы различных
специалистов.

4.

Профессиональные
пробы «Пробую.

Профессиональные пробы. Запись
на
участие
в
Данный формат
профессиональной пробе (3

23

Получаю опыт»
(6 часа)

реализуется на
базе
образовательных
организаций в регионе, в
том числе
осуществляющих
профессиональную
подготовку
(профессиональные
образовательные
организации
и
организации высшего
образования),
организаций
дополнительного
образования.
Определение
профессиональных проб.
Особенности проведения
профессиональных проб в
очном
и
онлайнформатах:
организация
выездной
площадки
(очный формат) в
организациях
профессионального и
дополнительного
образования, центрах
опережающей
профессиональной
подготовки и т.п., онлайнформат,
реализуемый
через сеть Интернет для
совместной работы.
Профессиональные пробы
на
основе
платформы,
вебинар-площадки,
сервисов
видеоконференций, чата и
т.п.
Уровни профессиональных
проб: моделирующие
и
практические
профессиональные пробы.
Виды: базовая
и
ознакомительная.

часа).
•
Участие в очных
профессиональных пробах на
региональном уровне по
согласованию с региональным
оператором. Реализуется на
базе организаций-партнеров.
•
Участие в
профессиональных пробах в
онлайн-формате на
региональном уровне по
согласованию с региональным
оператором. Реализуется на
вебинарплощадках, сервисах
видеоконференций и т.п.
•
Участие в
профессиональных пробах на
платформе проекта (проба на
платформе, проводится в
случае, если обучающиеся не
посещают очные мероприятия
проекта, или дополнительно к
очным мероприятиям). В
рамках
самостоятельной
работы
(3
часа)
оценка обучающимися
своего опыта участия в
профессиональных пробах,
заполнение анкеты
саморефлексии,
решение
профессиональных проб на
платформе проекта.
Активность проводится на
интернет-платформе
https://bvbinfo.ru/
(для
зарегистрированных
пользователей).
Результаты:
Формирование
у
обучающегося в процессе
выполнения
пробы
целостного представления
о конкретной профессии,
группе
родственных
профессий,
сферы,
их
включающей.
•
Развитие интересов,

24

склонностей, способностей,
профессионально важных
качеств личности

25

обучающегося.
Готовность обучающегося к
выбору профессии.

26

5. Профориентационная
онлайн-диагностика.
Вторая часть
«Осознаю»
(3 часа)

Проведение
повторной
диагностики
для
рефлексии
опыта,
полученного
по
итогам
профессиональных
проб.
Рекомендации
по
дальнейшим
вариантам получения
образования,
а
также
перспективным
отраслям
и
профессиям.
Развернутая
консультация
по
результатам
повторной
онлайндиагностики.
Сопровождение
обучающихся
по
итогам диагностики
(в
индивидуальном
или
групповом
формате). Возможно
проведение
консультации
с
помощью
видеозаписи готовой
консультации
(доступной
участникам проекта
«Билет в будущее» на
интернет-платформе
https://bvbinfo.ru/.

Вторая
часть
профориентационной
онлайн
диагностики. Осуществляется для
подведения промежуточных итогов
(рефлексии) с учетом участия
обучающегося в
мероприятиях профессионального
выбора.
Обучающемуся будет предложен
набор диагностических методик на
основании опыта предварительного
участия в проекте, данный уровень
определяется
на
платформе
автоматически.
Диагностика
осуществляется в онлайн формате,
предоставляется
возможность
проведения как в образовательной
организации, так и в домашних
условиях.
Варианты:
1.
Онлайн диагностика «Мой
выбор».
2.
Онлайн диагностика «Моя
готовность».
3.
Онлайн диагностика «Мои
таланты».
После диагностики рекомендуется
проведение консультаций по
полученным результатам (1 час), а
также анализ интерпретаций
в
рамках
самостоятельной
работы (1 час).
Результаты:
рекомендация по
построению
образовательнопрофессионального
маршрута;
рекомендации по
развитию;
видеозапись консультации
по результатам
профориентационной диагностики;

27

6.

Профориентационный
рефлексивный урок
«Планирую»
(4 часа)

Профориентационный
рефлексивный
урок
(проводится в конце
курса, по итогам всех
профориентационных
мероприятий): разбор и
обсуждение персональных
рекомендаций
(по
возрастам).
Разбор
и
обсуждение полученного
опыта
по
итогам
профессиональных проб и
мероприятий. Постановка
образовательных
и
карьерных
целей
(стратегических
и
тактических).
Формирование
планов
образовательных шагов и
формулирование
траектории
развития
(последовательность
реализации
целей).
Стратегические цели долгосрочная перспектива
(профессии и отрасли,
которые
интересуют
учеников, варианты
профессионального
образования в случае
средних классов).
Тактические
цели
краткосрочная
перспектива,
и
что
позволяет
прийти
к
стратегическим
целям
(профили обучения в
школе,
тематики
дополнительного
образования).
Сценарий урока построен
вокруг обсуждения опыта,
полученного
в
ходе
участия
в
проекте,

рекомендации по
обсуждению результатов
тестирования с
родственниками и
специалистами.
Групповое
обсуждение,
рефлексия,
разбор
персональных рекомендаций
по результатам участия в
проекте,
практические
задания
и
упражнения,
просмотр видеороликов. По
итогам урока каждый ученик
должен отметить наиболее
подходящие ему варианты из
предложенных рекомендаций,
в том числе с использованием
функционала платформы.
В рамках самостоятельной
работы (2 часа) анализ
полученных рекомендаций,
обсуждение результатов с
родителями,
посещение
рекомендуемых
ресурсов
партнеров проекта.
Материалы для проведения
урока представлены на
интернет-платформе
https://bvbinfo.ru/
(для
зарегистрированных
педагогов-навигаторов
проекта).

28

рекомендаций
по
диагностикам и внедрения

29

рекомендаций
в
образовательные
планы
обучающихся.
Задачи:
•
Разбор
и
обсуждение
рекомендаций
диагностики - рефлексии
5 этапа (по возрастам).
•
Разбор
и
обсуждение полученного
опыта
по
итогам
профессиональных проб
и
мероприятий.
Постановка
образовательных
и
карьерных
целей
(стратегических
и
тактических).
•
Формирование
планов образовательных
шагов и формулирование
траектории
развития
(последовательность
реализации целей).

30

Календарно-тематическое планирование

31

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».