Математика вокруг нас для обучающихся 1-4 классов

Содержание рабочей программы

1 Результаты освоения курса внеурочной деятельности

4

2 Содержание курса внеурочной деятельности

5

3 Тематическое планирование с указанием количества часов на
освоение каждой темы

10

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа составлена в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004г. №1089 «Об
утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями,
внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня
2008г. №164, от 31 августа 2009г. №320, от 19 октября 2009г. №427, от 10 ноября 2011г. №2643, от
24 января 2012г. №39, от 31 января 2012г.№69);
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года №373,
«Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» (с изменениями, внесенными приказами
Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010г. №1241, от 22
сентября 2011г. №2357, от 18 декабря 2012г. № 1060);
- приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. №1015 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего полного образования»;
- приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении
федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования»;
- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- с рабочей программой Е.Э. Кочуровой «Занимательная математика». Сборник программ
внеурочной деятельности: 1-4 классы / под редакцией Н.Ф. Виноградовой. М: Вентана-Граф,
2014г.
- основной образовательной программой начального общего образования
-с требованиями к оснащению учебного процесса по математике
Данный факультатив оснащён
Для учителя:
1. Вахновецкий Б. А. Логическая математика для младших школьников. - Москва: "Новый
учебник", 2004 г.
2. Винокурова Н. К. "Развитие познавательных способностей".- М., "Педагогический поиск", 1999.
3. Винокурова Н. К. Развитие творческих способностей учащихся. - Москва: Образовательный
центр "Педагогический поиск", 1999 г
4. Левитас.Г.Г. "Нестандартные задачи по математике в 1(2,3,4)классе."- М., Илекса, 2005.

3

1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ ФАКУЛЬТАТИВА
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
 развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных
заданий проблемного и эвристического характера;
 развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать
трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
 воспитание чувства справедливости, ответственности;
 развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты
 Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения
конкретного задания.
 Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового
кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
 Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с
числовыми головоломками.
 Анализировать правила игры.
 Действовать в соответствии с заданными правилами.
 Включаться в групповую работу.
 Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и
аргументировать его.
 Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в
пробном действии.
 Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные
мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
 Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
 Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
 Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос,
данные и искомые числа (величины).
 Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на
рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
 Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
 Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования
ситуации.
 Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
 Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
 Воспроизводить способ решения задачи.
 Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
 Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
 Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
 Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
 Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения
задачи.
 Конструировать несложные задачи.
 Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
 Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др.,
указывающие направление движения.
 Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
 Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
4

Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в
исходной конструкции.
 Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
 Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с
заданным контуром конструкции.
 Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным
условием.
 Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.
 Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
 Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и
др.) и из развёрток.
 Осуществлять развернутые действия контроля и
самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.


В результате освоения программы курса «Занимательная математика» формируются
следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС
НОО:
Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
материалом;

учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую:
подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне
предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания:
фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах
поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,
исполнителя).
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к
предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать,
догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание
может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и
умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых
определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью
математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца,
проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию
сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать
изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать
выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить
5

ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности:
соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических
знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей,
содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты,
способные дать простор воображению.
Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а
также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета –
математика. Занятия
должны содействовать развитию у детей математического образа
мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению
математической терминологии и т.д.
1. Числа. Арифметические действия. Величины
 Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек наверхнихгранях
выпавших кубиков.
 Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
 Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначныхчисел и
соответствующие случаи деления.
 Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы вответе
получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений.
 Восстановление
примеров:
поиск
цифры,
которая
скрыта.
Последовательноевыполнение арифметических действий: отгадывание задуманных
чисел.
 Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)
 Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
 Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, котороечитается
одинаково слева направо и справа налево.
 Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходомшахматного коня и
др.).
 Занимательные задания с римскими цифрами.
 Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Форма организации обучения - математические игры:
 «Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма
больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не
собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц
рождения».
 Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «Деньи ночь»,
«Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд
дружнее?»
 Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».
 Игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) – двусторонние карточки: на
одной стороне – задание, на другой – ответ.
 Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в
пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление».
 Работа с палитрой – основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре
по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.
 Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске»,
 «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного
пособия «Математика и конструирование».
6

Универсальные учебные действия
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения
конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового
кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с
числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов,
высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в
пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
2. Мир занимательных задач
 Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными,
некорректными данными, с избыточным составом условия.
 Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
 Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.
 Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомыхчисел
(величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи,на рисунке
или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
 Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление
аналогичных задач и заданий.
 Нестандартные
задачи.
Использование
знаково-символических
средств
длямоделирования ситуаций, описанных в задачах.
 Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
 Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ
иоценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
 Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв вусловной записи:
СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
 Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».Воспроизведение
способа решения задачи. Выбор наиболее эффективныхспособов решения.
Универсальные учебные действия
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос,
данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на
рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие
знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
7

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Конструировать несложные задачи.
3. Геометрическая мозаика
 Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие
направление движения. Проведение линии по заданному маршруту(алгоритму):
путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственногомаршрута (рисунка) и
его описание.
 Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну
и несколько осей симметрии.
 Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки,
спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
 Расположение
деталей.
Выбор
деталей
в
соответствии
с
заданным
контуромконструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление
изарисовка фигур по собственному замыслу.
 Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные поплощади
части.
 Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
 Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
 Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление(вычерчивание)
орнамента с использованием циркуля (по образцу, пособственному замыслу).
 Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование изпроволоки.
Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призмашестиугольная, призма
треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед,
усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольнаяпирамида, икосаэдр. (По выбору
учащихся.)
Форма организации обучения – работа с конструкторами.
 Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков.
 Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат»4. «Спичечный»
конструктор.
 ЛЕГО-конструкторы. Набор «Геометрические тела».
 Конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики»,
«Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия«Математика и
конструирование».
Универсальные учебные действия
Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др.,
указывающие направление движения.
Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной
конструкции.
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с
заданным контуром конструкции.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
8

Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и
из развёрток.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную
конструкцию с образцом.
1 КЛАСС
1.Числа. Арифметические действия. Величины.
Названия и последовательность чисел от 1 до 20.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих
2.Мир занимательных задач.
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными,
некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов»
(алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и
задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых.
3.Геометрическая мозаика.
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут
передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление
движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие
точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка.)
Реализация проектной деятельности
Проект «Математические игры»
2 КЛАСС
1.Числа. Арифметические действия. Величины.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и
соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками
действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др.
2.Мир занимательных задач.
Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в
таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных
задач и заданий. Нестандартные задачи.
3.Геометрическая мозаика.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и
несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки). Части
фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в
соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов
решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Реализация проектной деятельности
Проект «Числовые головоломки»
3 КЛАСС
1.Числа. Арифметические действия. Величины.
Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.
Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных
чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
2.Мир занимательных задач.
9

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных
задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково- символических средств
для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания
по проверке готовых решений, в том числе неверных.
3.Геометрическая мозаика.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих
геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на
орнаменте. Составление орнамента с использованием циркуля.
Реализация проектной деятельности
Проект «Выбери маршрут»
4 КЛАСС
1.Числа. Арифметические действия. Величины.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и
др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы.
Литр.

2.Мир занимательных задач.
Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на
доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ +
ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение
способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
3.Геометрическая мозаика.
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки.
Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма
треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый
конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Реализация проектной деятельности
Проект «В царстве смекалки»
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№
1
2
3

Содержание программного материала
Числа. Арифметические действия. Величины
Мир занимательных задач
Геометрическая мозаика
Итого

Количество часов
14
6
13
33

2 класс
№
1
2
3

Содержание программного материала
Числа. Арифметические действия. Величины
Мир занимательных задач
Геометрическая мозаика
Итого
10

Количество часов
12
10
12
34

3 класс
№
1
2
3

Содержание программного материала
Числа. Арифметические действия. Величины
Мир занимательных задач
Геометрическая мозаика
Итого

Количество часов
14
14
8
34

4 класс
№
1
2
3

Содержание программного материала
Числа. Арифметические действия. Величины
Мир занимательных задач
Геометрическая мозаика
Итого

11

Количество часов
10
18
6
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».