ВНУД Математика вокруг нас для обучающихся 4 класса

Пояснительная записка.

Рабочая программа курса «Математика вокруг нас» для обучающихся 4
класса рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на
общеинтеллектуальное развитие обучающихся.
Отличительной особенностью данной программы является то, что
программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых
определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и
необычностью математической ситуации, что способствует появлению у
обучающихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а
также формированию умений работать в условиях поиска и развитию
сообразительности, любознательности.
Программа предназначена для развития математических способностей
учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической
грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением
коллективных форм организации занятий и использованием современных средств
обучения Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление
возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными
путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской
деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести
уверенность в своих силах.
Содержание курса «Математика вокруг нас» направлено на воспитание
интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости,
умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную
задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа
обучающимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они
овладевают на уроках математики.
Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память,
творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и
его доказательность.
Задачи программы:
 расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной
математики;
 развитие краткости речи;
 умелое использование символики;
 правильное применение математической терминологии;
 умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений,
сосредоточивая внимание только на количественных;
 умение делать доступные выводы и обобщения;
 обосновывать свои мысли.
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
 формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
 освоение эвристических приемов рассуждений;
 формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии
 решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
 развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;

 формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить
простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять
простейшие гипотезы;
 формирование пространственных представлений и пространственного
воображения;
 привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения
на занятиях.
Планируемые результаты изучения курса « Математика вокруг нас».
Личностными результатами изучения данного курса являются:
 развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
 развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической
деятельности любого человека;
 воспитание чувства справедливости, ответственности;
 развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления.
Универсальные учебные действия:
 сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для
выполнения конкретного задания;
 моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения
числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
 применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для
работы с числовыми головоломками;
 анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями и
правилами;
 включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных
вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
 выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное
затруднение в пробном действии;
 аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные
мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
 сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным
условием;
 контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в
разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты отражены
в содержании программы (раздел «Основное содержание»)
Принципы реализации программы:
 Индивидуально - личностный подход к каждому ребенку;
 Коллективизм;
 Креативность (творчество);






Ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка;
Научность;
Сознательность и активность учащихся;
Наглядность.

Формы: Математические (логические) игры, задачи, упражнения, графические
задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, игры,
конкурсы и др.
Методы:
 Взаимодействие;
 Поощрение;
 Наблюдение;
 Коллективная работа;
 Игра.
Приемы: анализ и синтез; сравнение; классификация; аналогия; обобщение.
Место курса в учебном плане.
Программа рассчитана на 35 часов в год с проведением занятий 1 раз в
неделю, продолжительность занятия 40 минут. Содержание курса не требует от
учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий
отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и
любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать
простор воображению.
Требования к результатам освоения:
 Обучающиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план
решения, решать задачи, делать выводы.
 Решать задачи на смекалку, на сообразительность.
 Решать логические задачи.
 Работать в коллективе и самостоятельно.
 Расширить свой математический кругозор.
 Пополнить свои математические знания.
 Научиться работать с дополнительной литературой.






Универсальные учебные действия
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и
вопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте
задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать
соответствующие знаково-символические средства для моделирования
ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

 Воспроизводить способ решения задачи.
 Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с
заданным условием.
 Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них
верные.
 Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
 Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
 Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат
решения задачи.
 Конструировать несложные задачи.
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем,
которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка
результатов
обучающихся
предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения
предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Учебно-тематический план
Программа рассчитана на 35 часов в год с проведением занятий 1 раз в неделю.
№
п/п
1

Тема
Царство математики

Количество
часов
7

2

Мир задач

5

3

Логические задачи.

10

4

Упражнения на быстрый счет.

4

5

Переливания

2

6

Выпуск математической газеты

1

7

Математическая олимпиада.

4

8

Итоговое занятие

1

Итого

34

Содержание программы
1. Царство математики ( 7 часов)
О математике с улыбкой. ( 2 часа)
Высказывания великих людей о математике. Информация об ученых,
Решение интересных задач. Веселая викторина.
Из истории чисел. (2 часа)
Арабская и римская нумерация чисел и действия с ними.
Математические игры. ( 1 час)
Игра «Не собьюсь». Игра «Попробуй сосчитать!» Игра «Задумайте число»
Четные и нечетные числа. (2 часа)
Свойства четных и нечетных чисел
Решение задач: Странный отчет. Случай в сберкассе.

2. Мир задач ( 5 часов)
Задачи-шутки, задачи-загадки. (2 часа)

Решение задач: Таинственные. Задачи на определение возраста:
Задачи, решаемые с конца. (2 часа)

Задуманное число
Крестьянин и царь. Сколько было яиц?
Задачи на взвешивания( 1 час)

Лиса Алиса и Кот Базилио. Фальшивая монета. Золушка.
3. Логические задачи. (10 часов)
Истинностные задачи. (1 час)
Василиса Прекрасная. Рыцари света и рыцари тьмы.
Несерьезные задачи. (1 час)
Зеленые человечки. Сломанная нога. Странное создание.
Логика и рассуждения(1 ч.)
Торговцы и гончары. Странный разговор. Шляпы.
Задачи с подвохом.(1 час)
Кошки-мышки. Головоломка с ногами. Проверка тетрадей.
Задачи на разрезания и складывание фигур. (4 часа)
Математические ребусы (2 часа)
4. Упражнения на быстрый счет. (4 часа)
Вычисли наиболее удобным способом.
Умножение на 9 и на 11.
Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9.
Использование изменения порядка счета.
5. Переливания.(2 часа)
6. Выпуск математических газет ( 1 час)

7. Математическая олимпиада. (5 часов)

Подготовка и участие в математических олимпиадах «Кенгуру», «Точные науки», «Шаги
в науку» и др.
Конкурс «Лучший математик». Знатоки математики.
8. Итоговое занятие

Календарно -тематическое планирование занятий кружка
№ Тема занятий
п/п
1
2
3
4

5
6
7

Количе
ство
часов

Царство математики ( 7 часов)
О математике с улыбкой.
1
Высказывания великих людей о
математике. Информация об ученых.
Решение интересных задач. Веселая
1
викторина.
1
Из истории чисел. Арабская нумерация
чисел и действия с ними.
1
Из истории чисел. Римская нумерация
чисел и действия с ними.
Математические игры.
1
Игра «Не собьюсь». Игра «Попробуй
сосчитать!» Игра «Задумайте число»
Четные и нечетные числа.
1
Свойства четных и нечетных чисел
Четные и нечетные числа.
1
Решение задач: Странный отчет. Случай в
сберкассе.

Мир задач (5 часов)

8
9
1011
12
13
14
15
16
17

Дата

Задачи-шутки, задачи-загадки.
1
Таинственные задачи.
Задачи-шутки, задачи-загадки.
1
Задачи на определение возраста.
Задачи, решаемые с конца.
2
Задуманное число
Крестьянин и царь. Сколько было яиц?
Задачи на взвешивания.
1
Лиса Алиса и Кот Базилио. Фальшивая
монета. Золушка.
Логические задачи. (10 часов)
Истинностные задачи.
1
Василиса Прекрасная. Рыцари света и
рыцари тьмы.
Несерьезные задачи.
1
Зеленые человечки. Сломанная нога.
Странное создание.
Логика и рассуждения.
1
Торговцы и гончары. Странный разговор.
Шляпы.
Задачи с подвохом.
1
Кошки-мышки. Головоломка с ногами.
Проверка тетрадей.

Задачи на разрезания и складывание
фигур. Игра «Попробуй раздели»

1

Факт

18- Задачи на разрезания и складывание
19 фигур. Головоломка "Танграм"
20 Задачи на разрезания и складывание
фигур. Составление фигур из частей
Колумбова яйца
Математические ребусы

2122

2
1
2

Упражнения на быстрый счет. (4 часа)
Вычисли наиболее удобным способом.
Умножение на 9 и на 11.

23
24
25

Легкий способ умножения первых десяти
чисел на 9.
Использование изменения порядка счета.

26

Переливания.(2 часа )
Задачи на переливание

27
28
29

Задачи на переливание

1
1
1

Выпуск математической газеты
Математические олимпиады. (5 часов)
Подготовка и участие в математических
1
олимпиадах
Подготовка и участие в математических
1
олимпиадах
Подготовка и участие в математических
1
олимпиадах
Конкурс «Лучший математик»
1

30
31
32
33
34

Итоговое занятие
Всего

1
34

1. В результате работы по рабочей программе обучающиеся 4 классов
должны знать:
 инварианты;
 правила решения ребусов;
 правила математического соревнования;
 алгоритм решения текстовых задач решаемых с конца.
должны уметь:






2.

решать ребусы;
решать задачи на инварианты;
задачи на взвешивания;
решать задачи на логику;
решать арифметические задачи;
решать задачи на переливания.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
 решать задачи на разрезания и складывание фигур.
 самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;
 работать в группах;
 аргументировать и отстаивать свою точку зрения, уметь слушать других;
 извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;

 самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных
для них проблем.
 уметь принять правильное направление в решении текстовых задач;
 приобрести исследовательские компетенции в решении математических задач;
 повысить интерес к предмету; обеспечить эмоциональное благополучие ребенка


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».