Пояснительная записка. Рабочая программа курса «Математика вокруг нас» для обучающихся 4 класса рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся. Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у обучающихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности. Программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Содержание курса «Математика вокруг нас» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа обучающимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики. Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность. Задачи программы: расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики; развитие краткости речи; умелое использование символики; правильное применение математической терминологии; умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных; умение делать доступные выводы и обобщения; обосновывать свои мысли. Ценностными ориентирами содержания данного курса являются: формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений; формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных; развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся; формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы; формирование пространственных представлений и пространственного воображения; привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях. Планируемые результаты изучения курса « Математика вокруг нас». Личностными результатами изучения данного курса являются: развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. Универсальные учебные действия: сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания; моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы; применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками; анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями и правилами; включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его; выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии; аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения; сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием; контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание») Принципы реализации программы: Индивидуально - личностный подход к каждому ребенку; Коллективизм; Креативность (творчество); Ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка; Научность; Сознательность и активность учащихся; Наглядность. Формы: Математические (логические) игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, игры, конкурсы и др. Методы: Взаимодействие; Поощрение; Наблюдение; Коллективная работа; Игра. Приемы: анализ и синтез; сравнение; классификация; аналогия; обобщение. Место курса в учебном плане. Программа рассчитана на 35 часов в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 40 минут. Содержание курса не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению. Требования к результатам освоения: Обучающиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы. Решать задачи на смекалку, на сообразительность. Решать логические задачи. Работать в коллективе и самостоятельно. Расширить свой математический кругозор. Пополнить свои математические знания. Научиться работать с дополнительной литературой. Универсальные учебные действия Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины). Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации. Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия. Воспроизводить способ решения задачи. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные. Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи. Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно). Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи. Конструировать несложные задачи. Формы подведения итогов реализации программы Итоговый контроль осуществляется в формах: - тестирование; - практические работы; - творческие работы учащихся; - контрольные задания. Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Учебно-тематический план Программа рассчитана на 35 часов в год с проведением занятий 1 раз в неделю. № п/п 1 Тема Царство математики Количество часов 7 2 Мир задач 5 3 Логические задачи. 10 4 Упражнения на быстрый счет. 4 5 Переливания 2 6 Выпуск математической газеты 1 7 Математическая олимпиада. 4 8 Итоговое занятие 1 Итого 34 Содержание программы 1. Царство математики ( 7 часов) О математике с улыбкой. ( 2 часа) Высказывания великих людей о математике. Информация об ученых, Решение интересных задач. Веселая викторина. Из истории чисел. (2 часа) Арабская и римская нумерация чисел и действия с ними. Математические игры. ( 1 час) Игра «Не собьюсь». Игра «Попробуй сосчитать!» Игра «Задумайте число» Четные и нечетные числа. (2 часа) Свойства четных и нечетных чисел Решение задач: Странный отчет. Случай в сберкассе. 2. Мир задач ( 5 часов) Задачи-шутки, задачи-загадки. (2 часа) Решение задач: Таинственные. Задачи на определение возраста: Задачи, решаемые с конца. (2 часа) Задуманное число Крестьянин и царь. Сколько было яиц? Задачи на взвешивания( 1 час) Лиса Алиса и Кот Базилио. Фальшивая монета. Золушка. 3. Логические задачи. (10 часов) Истинностные задачи. (1 час) Василиса Прекрасная. Рыцари света и рыцари тьмы. Несерьезные задачи. (1 час) Зеленые человечки. Сломанная нога. Странное создание. Логика и рассуждения(1 ч.) Торговцы и гончары. Странный разговор. Шляпы. Задачи с подвохом.(1 час) Кошки-мышки. Головоломка с ногами. Проверка тетрадей. Задачи на разрезания и складывание фигур. (4 часа) Математические ребусы (2 часа) 4. Упражнения на быстрый счет. (4 часа) Вычисли наиболее удобным способом. Умножение на 9 и на 11. Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9. Использование изменения порядка счета. 5. Переливания.(2 часа) 6. Выпуск математических газет ( 1 час) 7. Математическая олимпиада. (5 часов) Подготовка и участие в математических олимпиадах «Кенгуру», «Точные науки», «Шаги в науку» и др. Конкурс «Лучший математик». Знатоки математики. 8. Итоговое занятие Календарно -тематическое планирование занятий кружка № Тема занятий п/п 1 2 3 4 5 6 7 Количе ство часов Царство математики ( 7 часов) О математике с улыбкой. 1 Высказывания великих людей о математике. Информация об ученых. Решение интересных задач. Веселая 1 викторина. 1 Из истории чисел. Арабская нумерация чисел и действия с ними. 1 Из истории чисел. Римская нумерация чисел и действия с ними. Математические игры. 1 Игра «Не собьюсь». Игра «Попробуй сосчитать!» Игра «Задумайте число» Четные и нечетные числа. 1 Свойства четных и нечетных чисел Четные и нечетные числа. 1 Решение задач: Странный отчет. Случай в сберкассе. Мир задач (5 часов) 8 9 1011 12 13 14 15 16 17 Дата Задачи-шутки, задачи-загадки. 1 Таинственные задачи. Задачи-шутки, задачи-загадки. 1 Задачи на определение возраста. Задачи, решаемые с конца. 2 Задуманное число Крестьянин и царь. Сколько было яиц? Задачи на взвешивания. 1 Лиса Алиса и Кот Базилио. Фальшивая монета. Золушка. Логические задачи. (10 часов) Истинностные задачи. 1 Василиса Прекрасная. Рыцари света и рыцари тьмы. Несерьезные задачи. 1 Зеленые человечки. Сломанная нога. Странное создание. Логика и рассуждения. 1 Торговцы и гончары. Странный разговор. Шляпы. Задачи с подвохом. 1 Кошки-мышки. Головоломка с ногами. Проверка тетрадей. Задачи на разрезания и складывание фигур. Игра «Попробуй раздели» 1 Факт 18- Задачи на разрезания и складывание 19 фигур. Головоломка "Танграм" 20 Задачи на разрезания и складывание фигур. Составление фигур из частей Колумбова яйца Математические ребусы 2122 2 1 2 Упражнения на быстрый счет. (4 часа) Вычисли наиболее удобным способом. Умножение на 9 и на 11. 23 24 25 Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9. Использование изменения порядка счета. 26 Переливания.(2 часа ) Задачи на переливание 27 28 29 Задачи на переливание 1 1 1 Выпуск математической газеты Математические олимпиады. (5 часов) Подготовка и участие в математических 1 олимпиадах Подготовка и участие в математических 1 олимпиадах Подготовка и участие в математических 1 олимпиадах Конкурс «Лучший математик» 1 30 31 32 33 34 Итоговое занятие Всего 1 34 1. В результате работы по рабочей программе обучающиеся 4 классов должны знать: инварианты; правила решения ребусов; правила математического соревнования; алгоритм решения текстовых задач решаемых с конца. должны уметь: 2. решать ребусы; решать задачи на инварианты; задачи на взвешивания; решать задачи на логику; решать арифметические задачи; решать задачи на переливания. Способны решать следующие жизненно-практические задачи: решать задачи на разрезания и складывание фигур. самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях; работать в группах; аргументировать и отстаивать свою точку зрения, уметь слушать других; извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов; самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем. уметь принять правильное направление в решении текстовых задач; приобрести исследовательские компетенции в решении математических задач; повысить интерес к предмету; обеспечить эмоциональное благополучие ребенка