ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « ЛОГИКА» 1-4 КЛАСС Программа по учебному курсу «Логика» для 1-4 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, авторского курса «Юным умникам и умницам» для 1-4 классов О.А. Холодовой Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления. Рабочая программа для учащихся 1-4 классов «Логика » предназначена для развития творческого воображения посредством математических представлений, познавательных способностей, формирование интеллектуальной культуры младших школьников, формирования познавательного интереса к математике. Построение программы осуществлено по линейному принципу. Все представленные в ней блоки логически завершены и предполагают возможность использования их как самостоятельных курсов. 1 блок – «Мир логики и математика» (1- 2 класс) 2 блок – «Математическое воображение» (2 и 3 класс) 3 блок – «Интеллектика» (4 класс) Выбор данных содержательных блоков и последовательность изучения материала обусловлены прежде всего возрастными особенностями младших школьников и способностью обучающихся на основу ранее сформированных мыслительных процессов, базовых метапредметных умений формировать и совершенствовать иные умения и навыки. Планируемые результаты освоения учебного курса « Логика» В результате изучения данного курса в 1 классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов: определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы. Метапредметные результаты: Регулятивные УДД: определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога; проговаривать последовательность действий; учиться высказывать свое предположение (версию); учиться работать по предложенному педагогом плану; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УДД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога; учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу; учиться овладевать измерительными инструментами. Коммуникативные УДД: учиться выражать свои мысли; учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться; овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи. Предметными результатами являются формирование следующих умений: сравнивать предметы по заданному свойству; определять целое и часть; устанавливать общие признаки; находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов; определять последовательность действий; находить истинные и ложные высказывания; наделять предметы новыми свойствами; переносить свойства с одних предметов на другие В результате изучения данного курса во 2 классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов: учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться; учиться выражать свои мысли, аргументировать; овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации. Метапредметными результатами изучения курса во 2 классе являются формирование следующих УУД. Регулятивные УУД: учиться отличать факты от домыслов; овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям; перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры; находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем). Коммуникативные УУД: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя); развивать доброжелательность и отзывчивость; развивать способность вступать в общение с целью быть понятым. Предметными результатами являются формирование следующих умений: применять правила сравнения; задавать вопросы; находить закономерность в числах, фигурах и словах; строить причинно-следственные цепочки; упорядочивать понятия по родовидовым отношениям; находить ошибки в построении определений; делать умозаключения. В результате изучения данного курса в 3 классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов: уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков; сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях. Метапредметными результатами в 3 классе являются формирование следующих УДД: Регулятивные УДД: формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осваивать начальные формы рефлексии. Познавательные УДД: овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации; соблюдать нормы этики и этикета; овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УДД: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); учиться аргументировать, доказывать; учиться вести дискуссию. Предметными результатами изучения курса в 3 класса являются формирование следующих умений: выделять свойства предметов; обобщать по некоторому признаку, находить закономерность; сопоставлять части и целое для предметов и действий; описывать простой порядок действий для достижения заданной цели; приводить примеры истинных и ложных высказываний; приводить примеры отрицаний; проводить аналогию между разными предметами; выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ; рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение. В результате изучения курса «Логика» в 4 классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов: развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности; формировать личностный смысл учения; формировать целостный взгляд на окружающий мир. Метапредметные результаты: Регулятивные УДД: осваивать способы решения проблем поискового характера; определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи; осваивать формы познавательной и личностной рефлексии; познавательные УУД; осознанно строить речевое высказывание; овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения; учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами. Коммуникативные УДД: учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других; формировать мотивацию к работе на результат; учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса. Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются формирование следующих умений: определять виды отношений между понятиями; решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов; находить закономерность в окружающем мире и русском языке; устанавливать ситуативную связь между понятиями; рассуждать и делать выводы в рассуждениях; решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то». СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, Первый год обучения (33 ч.) «Мир логики и математики» № н/п Наименование разделов и тем 1 2 Кол-во часов по программе В том числе теория практика Развитие внимания Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Развитие концентрации внимания. Выделение признаков. Сравнение. 9 4 5 Развитие мышления 5 1 4 Форма занятий Формы аттестации (контроля) теоретическое занятие/ занятие-практикум игра/ играсоревнование/ викторина/ кейстехнология/ играконкурс конкурсы на выполнение тестовых заданий и заданий для эрудитов, творческие работы, тематические олимпиады, интеллектуальные игры Виды учебной и познавательной деятельности. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объѐма устойчивости и концентрации внимания. Учиться работать по предложенному педагогом плану. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога. Учиться выражать свои мысли. Осваивать алгоритмы решения логических задач, прохождение лабиринтов. Формировать умение, целенаправленно сосредоточиться, находить самый короткий путь. Проговаривать последовательность действий. Учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу, видео материал. Овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи. Формировать умения узнавать Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Классификация. Алгоритм. 3 Развитие памяти Тренировка слуховой памяти. Тренировка зрительной памяти. Причино-следственные отношения. Определения и умозаключения. теоретическое занятие/ занятиепрактикум/ задачишутки/ конкурс решение весѐлых задач / составление ребусов, кроссвордов/ минипроект 10 2 конкурсы на выполнение тестовых заданий и заданий для эрудитов, творческие работы, тематические олимпиады, интеллектуальные игры, проектная деятельность. 8 теоретическое занятие/ аудиоматериал/ занятие-практикум викторина/ игра игры, проектная деятельность, тематические викторины, выполнение творческих заданий, тематические турниры предмет по его признакам, давать описание предметов и явлений в соответствии с их признаками, сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности, выделять главное и существенное, сравнивать предметы на основе развивающих заданий, путѐм решения логических задач и проведения дидактических игр. Отличать верно выполненное задание от неверного. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога. Учиться выражать свои мысли. Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения (этические нормы). Решать задачи на планирование действий, упорядочивание множеств, составлять простейшие ребусы, кроссворды, магические квадраты Участвуя в играх, дети учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приѐмы, облегчающие запоминание. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться. Учиться совместно с учителем 4 5 Развитие воображения Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. Аналогии. Рассуждения. 4 Развитие аналитических способностей Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Я и математическая логика 5 1 1 3 теоретическое занятие/ занятие-практикум/ конструирование/ кейс-технология/ выставка творческих работ выставка творческих работ, коллективная творческая работа из спичек, КВН Теоретическое занятие/занятиепрактикум/ конкурс/ мини-проект конкурсы на выполнение тестовых заданий и заданий для эрудитов, творческие работы, тематические олимпиады, интеллектуальные игры, проектная деятельность 4 и другими учениками давать Эмоциональную оценку деятельности товарищей. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Развитие пространственных представлений, наглядно-образного мышления: выбор фигуры нужной формы, для восстановления целого. Решение и составление ребусов Изготовление изделий из доступных материалов по образцу, складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур Формировать умения узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов и явлений в соответствии с их признаками, сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности, выделять главное и существенное, сравнивать предметы на основе развивающих заданий, путѐм решения логических задач и проведения дидактических игр. Отличать верно выполненное задание от неверного. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога. Учиться выражать свои мысли. Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения (этические нормы). Решать задачи на планирование действий, упорядочивание множеств, составлять простейшие ребусы, кроссворды, магические квадраты. ИТОГО 33 9 24 Второй год обучения (34 ч.) «Математическое воображение» № н/п 1 Наименование разделов и тем Кол-во часов по программе В том числе теория Развитие внимания 11 4 практика 7 Выявление уровня развития познавательных процессов у второклассников в начале учебного года. Развитие концентрации внимания. Из глубины веков. В мире геометрических фигур 2 Развитие мышления Развитие логического мышления. Лабиринты. Форма занятий теоретическое занятие/ занятиепрактикум/ игра/ кейс-технология/ игра-соревнование/ 4 1 Формы аттестации (контроля) Виды учебной и познавательной деятельности. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие конкурсы на способности переключать, выполнение распределять внимание, увеличение тестовых заданий и объѐма устойчивости и заданий для концентрации внимания эрудитов, Учиться работать по творческие работы, тематические предложенному педагогом плану. Ориентироваться в своей системе олимпиады, знаний: отличать новое от уже интеллектуальные известного с помощью педагога. игры. Учиться выражать свои мысли. Осваивать алгоритмы решения логических задач, прохождение лабиринтов. Формировать умение, целенаправленно сосредоточиться, находить самый короткий путь. Проговаривать последовательность действий. Учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу, видео материал. Овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи. 3 теоретическое занятие/ занятие- конкурсы на выполнение заданий Формировать умения узнавать предмет по его признакам, давать Математические головоломки. 3 Развитие памяти Развитие слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать и анализировать. Тренировка зрительной памяти. Симфония чисел. 10 2 практикум/ задачишутки/ мини-проект/ решение весѐлых задач/ конкурс для эрудитов, творческие работы, тематические олимпиады, интеллектуальные игры, проектная деятельность теоретическое занятие/ аудиоматериал / занятие-практикум/ викторина игры, проектная деятельность, тематические викторины, выполнение творческих заданий, тематические турниры. 8 описание предметов и явлений в соответствии с их признаками, сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности, выделять главное и существенное сравнивать предметы на основе развивающих заданий, путѐм решени Отличать верно выполненное задание от неверного. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога. Учиться выражать свои мысли. Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения (этические нормы). Решать задачи на планирование действий, упорядочивание множеств, составлять простейшие ребусы, кроссворды, магические квадраты Участвуя в играх, дети учатся пользоваться своей памятью ип специальные приѐмы, облегчающие запоминание. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Добывать новые знания: находить 4 5 6 Развитие воображения Совершенствование воображения. В мире комбинаторики 4 Развитие реакции Развитие быстроты реакции. Математика и жизнь 4 Подведение итогов учебного года. 1 1 1 3 теоретическое занятие/ занятиепрактикум/ конструирование/ кейс-технология выставка творческих работ, коллективная творческая работа из спичек, КВН теоретическое занятие/ занятиепрактикум игра, викторина игры, проектная деятельность, тематические викторины, выполнение творческих заданий, тематические турниры 3 1 выставка творческих работ/ КВН выставка творческих работ, КВН ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Развитие пространственных представлений, наглядно-образного мышления: выбор фигуры нужной формы, для восстановления целого. Решение и составление ребусов. Изготовление изделий из доступных материалов по образцу, складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур. Формировать умения узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов и явлений в соответствии с их признаками, сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности, выделять главное и существенное, сравнивать предметы на основе развивающих заданий, путѐм решения логических задач и проведения дидактических игр. Отличать верно выполненное задание от неверного. Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения (этические нормы). Участвуя в играх, дети учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приѐмы, облегчающие запоминание. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). ИТОГО: 34 9 25 Третий год обучения (34 ч.) «Математическое воображение» № н/п 1 Наименование разделов и тем Кол-во часов по программе Развитие внимания 12 Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на начало года. Развитие концентрации внимания. Таинственная математика. Сказки и старинные истории. Введение в геометрию В том числе теория 4 Форма занятий Формы аттестации (контроля) практика 8 теоретическое занятие/ занятиепрактикум/ играсоревнование / викторина/ кейстехнология/ играконкурс конкурсы на выполнение тестовых заданий и заданий для эрудитов, творческие работы, тематические олимпиады, интеллектуальные игры Виды учебной и познавательной деятельности. Способы выявления образовательных результатов. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределят внимание, увеличение объѐма устойчивости и концентрации внимания. Учиться работать по предложенному педагогом плану. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога. Учиться выражать свои мысли. Осваивать алгоритмы решения логических задач, прохождение лабиринтов. Формировать умение, целенаправленно сосредоточиться, находить самый короткий путь. Проговаривать последовательность действий. Учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу, видео материал. Овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной 2 3 Развитие мышления Развитие логического мышления. Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие аналитических способностей. Числовые ребусы и шарады. Математические кроссворды. Развитие памяти Тренировка слуховой памяти. Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать и анализировать. Уроки математического театра. Головоломные 8 3 5 теоретическое занятие/ занятиепрактикум/задачишутки/ минипроект/ конкурс/ решение весѐлых задач/ составляем ребусы 10 2 конкурсы на выполнение тестовых заданий и заданий для эрудитов, творческие работы, тематические олимпиады, интеллектуальные игры, проектная деятельность 8 теоретическое занятие/ аудиоматериал / занятие-практикум/ викторина/ игра игры, проектная деятельность, тематические викторины, выполнение творческих заданий, тематические задачи. Формировать умения узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов и явлений в соответствии с их признаками, сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности, выделять главное и существенное, сравнивать предметы на основе развивающих заданий, путѐм Отличать верно выполненное задание от неверного. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога. Учиться выражать свои мысли. Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения (этические нормы). Решать задачи на планирование действий, упорядочивание множеств, составлять простейшие ребусы, кроссворды, магические квадраты; Участвуя в играх, дети учатся пользоваться своей памятью Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться. реше и размещения и перестановки. Занимательные логические задачи. 4 Развитие воображения Развитие пространственного воображения. Работа со спичками. Развитие быстроты реакции. Математическая газета. Математика и жизнь ИТОГО турниры. 4 1 3 теоретическое занятие/ занятиепрактикум/ конструирование/ кейс-технология/ игра/ викторина 34 10 24 выставка творческих работ, коллективная творческая работа из спичек, КВН. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Развитие пространственных представлений, нагляднообразного мышления: выбор фигуры нужной формы, для восстановления целого. Решение и составление ребусов. Изготовление изделий из доступных материалов по образцу, складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур. Четвертый год обучения (34 ч.) «Интеллектика» № н/п 1 Наименование разделов и тем Кол-во часов по программе В том числе теория Развитие внимания 10 3 Развитие мышления 7 теоретическое занятие/ занятиепрактикум/ играсоревнование/ решение весѐлых задач/ викторина 10 2 Формы аттестации (контроля) практика Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Развитие концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи. Логика рассуждений 2 Форма занятий 8 конкурсы на выполнение тестовых заданий и заданий для эрудитов, творческие работы, тематические олимпиады, интеллектуальные игры Виды учебной и познавательной деятельности. Учиться работать по предложенному педагогом плану. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога. Учиться выражать свои мысли. Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы) Проговаривать последовательность действий. Учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу. Овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи. В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы. Выполнять тестовые задания и задания из конкурса эрудитов. Учиться отличать верно Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Математические головоломки 3 4 Развитие памяти Тренировка слуховой памяти. Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Анаграммы 10 Развитие воображения Совершенствование 4 2 1 теоретическое занятие/ занятиепрактикум/ игра/ составление ребусов конкурсы на выполнение тестовых заданий и заданий для эрудитов, творческие работы, тематические олимпиады, интеллектуальные игры, проектная деятельность теоретическое занятие/ занятиепрактикум/ видеоматериал/ игра/ кейстехнология игры, проектная деятельность, тематические викторины, выполнение творческих заданий, тематические турниры. теоретическое выставка творческих 8 3 выполненное задание от неверного. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога. Учиться выражать свои мысли. Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения (этические нормы). Выполнять тестовые задания и задания из конкурса эрудитов. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). Выполнять тестовые задания и задания из конкурса эрудитов. Учиться работать по предложенному педагогом плану. воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Графы. Трафареты. ИТОГО занятие/ занятиепрактикум КВН 34 8 26 работ, коллективная творческая работа из спичек, КВН Учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу. Учиться выражать свои мысли. Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). Выполнять тестовые задания и задания из конкурса эрудитов.