ВНУД Математическая логика для обучающихся 5-6 классов

Пояснительнаязаписка
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с:
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной
образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными
подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для
основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования;
учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на
ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного
материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы
знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.
Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по
информатике для основной школы (авторыЛ.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство
«БИНОМ.Лабораториязнаний»)1.

Вкладучебногопредметавдостижениецелейосновногообщего
образования
Методологической основой федеральных государственных образовательных
стандартов является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются
современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения всех предметов,вовнеурочной
и внешкольной деятельности на протяжении всего периодаобучения в школе. Организация
учебно-воспитательного процесса в современной информационно- образовательной среде
является необходимым условием формирования информационной культуры современного
школьника, достижения им ряда образовательных результатов, прямо связанных с
необходимостью использования информационных и коммуникационных технологий.
Средства ИКТ не только обеспечивают образование с использованием той же
технологии, которую учащиеся применяют для связи и развлечений внешколы (что важно
само по себе с точки зрения социализации учащихся в современном информационном
обществе), но и создают условия для индивидуализации учебногопроцесса, повышения его
эффективности и результативности. На протяжении всего периода существования
школьного курса информатики преподавание этого предмета было тесно связано с
информатизацией школьного образования: именно в рамках курса информатики
школьники знакомились с теоретическими основами информационных технологий,
овладевали практическими навыками использования средств ИКТ, которые потенциально
могли применять при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни.
Термин «основная школа» относится к двум различным возрастным группам
учащихся: к школьникам 10–12 лет и к школьникам 12–15 лет, которых принято называть
подростками. В процессе обучения в 5–6 классах фактически происходит переход из
начальной в основную школу; в 7 классе уже можно увидеть отчетливыеразличияучебной
деятельности младших школьников и подростков.
Изучение информатики в 5–6 классах вносит значительный вклад в достижение
главных целей основного общего образования, способствуя:
 развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов
информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами
ПолноеописаниеУМКпредставленовразделепрограммы«Материально-техническоеиучебнометодическое обеспечение образовательного процесса».
1

информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и
коллективную информационную деятельность, представлять иоценивать ее результаты;
 целенаправленномуформированиетакихобщеучебныхпонятий,как«объект»,
«система»,«модель»,«алгоритм»идр.;
 воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации;
развитиюпознавательных,интеллектуальныхитворческихспособностейучащихся.

Общаяхарактеристикаучебногопредмета
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания
информационных процессов в системах различной природы, а также о методахи средствах
их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа
создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного
из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с
математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы
естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей,
причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие
предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ),
освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках
образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных
жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е.
ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На
протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт
формирования образовательных результатов, которые в настоящее времяпринято называть
современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость
окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования,
обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению
новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к
быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм
мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной
деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатикиосновной школы целесообразно сделать акцент на
изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной
культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере
общеобразовательный потенциал этого курса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса
информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школеи
обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В
настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным
государственным стандартом начального образования, учащиеся к концуначальной школы
должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в
основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и
развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики
основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у
учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Местоучебногопредметавучебномплане
В учебномпланеосновнойшколыинформатикаможетбытьпредставленакак:
1) расширенныйкурсвV–IXклассах(пятьлетпоодномучасувнеделю,всего175часов);
2) базовыйкурсвVII–IXклассах(тригодапоодномучасувнеделю,всего105 часов);

3) углубленный курс в VII–IX классах (VII – один час в неделю, VIII и IX классы – по два
часа в неделю, всего 105 часов).

В зависимости от условий, имеющихся в конкретном образовательном учреждении,
возможно увеличение количества часов в рамках каждого из представленных выше
вариантов учебного плана.
Предлагаемая программа рекомендуется при реализации расширенного курса
информатики в V–IX классах.

Личностные,метапредметныеипредметныерезультаты
освоения информатики
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе
система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного
процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам
образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми
при изучении информатики в основной школе, являются:
 наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе
развития личности, государства, общества;
 пониманиеролиинформационныхпроцессоввсовременноммире;
 владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой
информации;
 ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических
аспектов ее распространения;
 развитие чувства личной ответственности за качество окружающей
информационной среды;
 способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,
понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях
развития информационного общества;
 готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению
обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
 способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и
взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности;
 способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет
знания основных гигиенических, эргономических и технических условий
безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного,
несколькихили всех учебныхпредметов способы деятельности, применимые как в рамках
образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными
метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной
школе, являются:
 владениеобщепредметнымипонятиями«объект»,«система»,«модель»,
«алгоритм»,«исполнитель»идр.;
 владение информационно-логическими умениями: определять понятия,создавать
обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
 владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей;
соотносить свои действия с планируемымирезультатами,осуществлять
контрольсвоейдеятельности,определятьспособыдействийврамках

предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;оценивать правильность выполненияучебной задачи;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
 владение основными универсальными умениями информационного характера:
постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой
информации, применение методов информационного поиска; структурирование
и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения
задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание
алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового
характера;
 владение информационным моделированием как основным методом
приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в
пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение
строить разнообразные информационные структуры для описания объектов;
умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно
перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение
выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи,
проверять адекватность модели объектуи цели моделирования;
 ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования
средств информационных и коммуникационных технологийдлясбора, хранения,
преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания
личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ;
фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание
графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание,
восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное
взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ
информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе
изучения учебного предмета умения специфические для даннойпредметнойобласти, виды
деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его
преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных
ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых
теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми
понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты
изучения информатики в основной школе отражают:
 формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование
представления о компьютере как универсальном устройстве обработки
информации; развитие основных навыков и умений использования
компьютерных устройств;
 формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация,
алгоритм, модель – и их свойствах;
 развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной
деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать
алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об
алгоритмических конструкциях,логических значениях и операциях; знакомство с
одним из языков программирования и основными алгоритмическими
структурами — линейной, условной и циклической;
 формирование умений формализации и структурирования информации, умения
выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей



— таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих
программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при
работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы
информационной этики и права.

Содержаниеучебногопредмета
Структурасодержанияобщеобразовательногопредмета(курса)информатикив5–6
классах основной школы может быть определена следующими укрупнёнными
тематическимиблоками(разделами):
 информациявокругнас;
 информационныетехнологии;
 информационноемоделирование;
 алгоритмика.

Раздел 1.Информациявокругнас
Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации
по способу получения.
Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители
информации.
Передачаинформации.Источник,канал,приёмник.Примерыпередачиинформации.
Электроннаяпочта.
Код, кодирование информации. Способы кодирования информации.Методкоординат.
Формы представления информации. Текст как форма представления информации.
Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления
информации.
Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение
формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации.
Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам.
Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана
действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.
Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное
мышление. Понятие как форма мышления.

Раздел2.Информационныетехнологии
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника
безопасности и организация рабочего места.
Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации
(текста, звука, изображения) в компьютер.
Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки.Основные правила
именования файлов.
Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь,
указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши.
Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его
компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления,имеющиесяв
диалоговыхокнах.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная
позиция пальцев на клавиатуре.
Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приёмы
редактирования(вставка,удалениеизаменасимволов).Фрагмент.Перемещениеи

удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания,
расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет).
Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал
и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее
форматирование и заполнение данными.
Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты
графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов.
Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление,
перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической
информации.
Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий
(сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторепрезентаций.Создание
эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.

Раздел3.Информационноемоделирование
Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния.
Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов.
Системы объектов.
Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные
информационные модели. Простейшие математические модели.
Табличныеинформационныемодели.Структураиправилаоформлениятаблицы.
Простыетаблицы.Табличноерешениелогическихзадач.
Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о
соотношении величин. Визуализация многорядных данных.
Многообразиесхем. Информационныемоделинаграфах. Деревья.

Раздел4.Алгоритмика
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные
исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примерыформальных исполнителей.
Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с
помощью команд и их последовательностей.
Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список,
таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и
повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках
математики и т.д.).
Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления
исполнителями Чертёжник, Водолей и др.

Учебно-тематическийплан
№

Названиетемы

1
2
3

Информациявокругнас
Компьютер
Подготовка
текстов
на
компьютере
Компьютернаяграфика
Создание
мультимедийных
объектов
Объектыи системы
Информационныемодели
Алгоритмика

4
5
6
7
8

общее
12
7
8

Количествочасов
теория
практика
10
2
2
5
2
6

6
7

1
1

5
6

8
10
10

6
5
3

2
5
7

9

Резерв
Итого:

2
70

0
30

2
40

Тематическоепланированиесопределениемосновныхвидовучебной
деятельности
Примерныетемы,
раскрывающие
основное
содержание
программы,и
число часов,
отводимыхна
каждую тему
Тема1.
Информация
вокругнас(12
часов)

Основноесодержаниепо
темам

Информация
и
информатика. Как человек
получает
информацию.
Виды
информации
по
способуполучения.
Хранение информации.
Память человека и память
человечества.
Носители
информации.
Передача информации.
Источник, канал, приёмник.
Приме р ы
передач
информации.
Электронная
почт а.
Код,
кодирование
информации.
Способы
кодирования информации.
Метод координат.
Формы представления
информации.
Текст
как
форма
представления
информации.
Табличная
форма
представления
информации.Наглядные рм
ф
ы
претален я
и

Характеристика деятельности
ученика

Аналитическаядеятельность:

приводить
примеры
передачи, хранения и
обработки информации в
деятельности человека, в
живой
природе,
обществе, технике;

приводить
примеры
информационных
носителей;

классифицировать
информациюпоспособам
её восприятия человеком,
поформампредставления
материальных
на
носителях;

разрабатывать
план
действий для решения
адач
на
переправы,
переливания и пр.;
определяь,
информативно или нет
некоторое
сообщение,
если
ивест ы
способностиконкретного
субъекта
к
его
восприяи.

о
дс в
и ормации.
нф
Практическаядеятельность:
Обработкаинформации.
кодирова
Разнообразие
задач 
декодировать сообщения,
ороткиифрмаи.
используя
простейшие
б
а
б
но
ц
и
И зм е нение
фо рм ы
коды;
представленияинформации.

работать с электронной
Систематизация
почтой (регистрировать
информации.
Поиск
поч овыйяик
информации.
Получение
пересылать сообщения);
новой
информации.
осуесвляь
поск
Преобразование
информации по заданным
правилам. Черные ящики.
Преобразвание

информации
путем
рассуждений.
Разработка
плана действий и его запись.
Задачи
на
переливания.
Задачи на переправы.
Информация и знания. 
Чувственное
познание
окружающего
мира.
Абстрактное
мышление.
Понятие
как
форма
мышления.

Тема2.Компьютер
(7часов)

информациивсети
Интернет
с
использованием простых
запросов
(по
одному
признаку);
сохранять
для
индивидуального
использованиянайденные
в
сети
Интернет
информационные
объектыиссылкинаних;

систематизировать
(упорядочивать)файлыи
папки;

вычислять
значения
арифметических
выражений с помощью
программы Калькулятор;

преобразовывать
информацию
по
заданным правилам и
путём рассуждений;

решать
задачи
на
переливания, переправыи
пр. в соответствующих
программных средах.
Аналитическаядеятельность:

выделять аппаратное и
программное
обеспечениекомпьютера;

анализироватьустройства
компьютера
с
точки
зрения
организации
процедур
ввода,
хранения,
обработки,
вывода
и
передачи
информации;

определять технические
средства, с помощью
которых может быть
реализован
ввод
информации
(текста,
звука, изображения) в
компьютер.

Компьютер
–
универсальная машина для
работы
с информацией.
Техника безопасности и
организация рабочего места.
Основные
устройства
компьютера, в том числе
устройства
для
ввода
информации (текста, звука,
изображения) в компьютер.
Компьютерные
объекты.
Программы
и
документы. Файлы и папки.
Основные
правила
именования файлов.
Элементы
пользовательского
интерфейса: рабочий стол;
панель
задач.
Мышь,
указательмыши,действияс
Практическаядеятельность:
мышью.
Управление 
выбирать и запускать
компьютером с помощью
нужную программу;
мыши.
Компьютерные 
работать с основными
меню. Главноеменю. Запуск
элементами
программ.Окно программы
пользовательского

и
его
компоненты.
Диалоговыеокна.Основные
элементы
управления,
имеющиеся в диалоговых
окнах.
Ввод информации в
память
компьютера.
Клавиатура. Группы клавиш. 
Основная позиция пальцевна
клавиатуре.

Тема3.Подготовка
текстов на
компьютере(8
часов)

интерфейса:использовать
меню, обращаться за
справкой,работатьс
окнами
(изменять
размеры и перемещать
окна, реагировать на
диалоговыеокна);
вводить информацию в
компьютер с помощью
клавиатуры
(приёмы
квалифицированного
клавиатурного письма),
мыши
и
других
технических средств;

создавать,
переименовывать,
перемещать, копировать
и удалять файлы;

соблюдать требования к
организации
компьютерногорабочего
места,
требования
безопасностиигигиены
при работесо средствами
ИКТ.
Аналитическаядеятельность:

соотноситьэтапы(ввод,
редактирование,
форматирование)создания
текстового
документаивозможности
тестовогопроцессорапо
их реализации;

определять инструменты
текстового редактора для
выполнения
базовых
операций по созданию
текстовых документов.

Текстовый редактор.
Правила ввода текста.
Слово,предложение,абзац.
Приёмы
редактирования
(вставка,
удаление
и
замена
символов).
Фрагмент.
Перемещение и удаление
фрагментов. Буфер обмена.
Копирование фрагментов.
Проверкаправописания,
расстановка
переносов.
Форматирование символов
(шрифт, размер, начертание,
цвет).
Форматирование Практическаядеятельность:
абзацев
(выравнивание, 
создавать
несложные
отступ
первой
строки,
текстовые документы на
междустрочный интервал и
родном и иностранном
др.).
языках;
Создание
и 
выделять,перемещатьи
форматированиесписков.
удалять
фрагменты
Вставка в документ
текста;создаватьтексты с
таблицы,ееформатирование
повторяющимися
изаполнениеданными.
фрагментами;

осуществлять
орфографический
контроль в текстовом

Тема 4.
Компьютерная
графика(6часов)

Тема5.Создание
мультимедийных
объектов(7 часов)

Компьютернаяграфика.
Простейший
графическийредактор.
Инструменты
графического
редактора.
Инструменты
создания
простейших
графических
объектов.
Исправлениеошибок и
внесениеизменений.Работа с
фрагментами: удаление,
перемещение, копирование.
Преобразованиефрагментов.
Устройства
ввода
графической информации.

Мультимедийная
презентация.
Описание
последовательно
развивающихся
событий
(сюжет).
Анимация.
Возможности
настройки
анимации
в
редакторе
презентаций.
Создание
эффектадвиженияс

документе с помощью
средств
текстового
процессора;

оформлять
текст
в
соответствии
с
заданными требованиями
к
шрифту,
его
начертанию, размеру и
цвету, к выравниванию
текста;

создавать
и
форматировать списки;

создавать, форматировать
и заполнять данными
таблицы.
Аналитическаядеятельность:

выделять
в сложных
графических
объектах
простые
(графические
примитивы);

планировать работу по
конструированию
сложных
графических
объектов из простых;

определять инструменты
графического редактора
для выполнения базовых
операций по созданию
изображений;
Практическаядеятельность:

использоватьпростейший
(растровый
и/или
векторный) графический
редактор для создания и
редактирования
изображений;

создавать
сложные
графические объекты с
повторяющимися и /или
преобразованными
фрагментами.
Аналитическаядеятельность:

планировать
последовательность
событий на заданную
тему;

подбирать
иллюстративный
материал,
соответствующийзамыслу
создаваемого

помощью
последовательности
рисунков.

Тема6.Объектыи
системы (8 часов)

смены

Объектыиихимена.
Признаки
объектов:
свойства,
действия,
поведение,
состояния.
Отношения
объектов.
Разновидности объектов иих
классификация.
Состав
объектов.
Системы
объектов.
Система
и
окружающая среда.
Персональный
компьютер как система.
Файловая
система.
Операционная система.

мультимедийного
объекта.
Практическаядеятельность:

использовать
редактор
презентаций или иное
программное средстводля
создания
анимациипо
имеющемуся сюжету;

создавать на заданную
тему
мультимедийную
презентацию
с
гиперссылками, слайды
которойсодержаттексты,
звуки,
графические
изображения.
Аналитическаядеятельность:

анализировать
объекты
окружающей
действительности,
указывая их признаки —
свойства,
действия,
поведение, состояния;

выявлять
отношения,
связывающие
данный
объект
с
другими
объектами;

осуществлять
деление
заданного
множества
объектовна классы по
заданному
или
самостоятельно
выбранному признаку—
основанию
классификации;

приводить
примеры
материальных,
нематериальных
и
смешанных систем.
Практическаядеятельность:
 изменять
свойства
рабочего стола: тему,
фоновый
рисунок,
заставку;
 изменятьсвойствапанели
задач;
 узнавать
свойства
компьютерных объектов
(устройств,
папок,
файлов) и возможных
действий с ними;
 упорядочивать

Тема 7.
Информационные
модели (10 часов)

Тема8.
Алгоритмика(10
часов)

Модели объектов и их
назначение.
Информационные модели.
Словесныеинформационные
модели.
Простейшие
математические модели.
Табличные
информационные
модели.
Структура
и
правила
оформления
таблицы.
Простые
таблицы.
Табличное
решение
логических задач.
Вычислительные
таблицы.
Графики
и
диаграммы.
Наглядное
представление
о
соотношении
величин.
Визуализация многорядных
данных.
Многообразие
схем.
Информационные модели на
графах. Деревья.

информацию в личной
папке.
Аналитическаядеятельность:

различать натурные и
информационныемодели,
изучаемые
в
школе,
встречающиеся в жизни;

приводить
примеры
использования
таблиц,
диаграмм, схем, графов и
т.д.
при
описании
объектов окружающего
мира.
Практическаядеятельность:

создавать
словесные
модели (описания);

создавать
многоуровневыесписки;

создавать
табличные
модели;

создавать
простые
вычислительные
таблицы, вносить в них
информациюипроводить
несложные вычисления;

создавать диаграммы и
графики;

создаватьсхемы, графы,
деревья;

создавать
графические
модели.
Аналитическаядеятельность:

приводить
примеры
формальных
и
неформальных
исполнителей;

придумывать задачи по
управлению
учебными
исполнителями;

выделять
примеры
ситуаций, которые могут
быть описаны спомощью
линейных
алгоритмов,
алгоритмов
с
ветвлениямиициклами.

Понятиеисполнителя.
Неформальные
и
формальные
исполнители.
Учебные
исполнители
(Черепаха,
Кузнечик,
Водолей и др.) как примеры
формальных исполнителей.
Их назначение, среда, режим
работы, система команд.
Управление исполнителямис
помощью команд и их
последовательностей.
Что такое алгоритм.
Различные формы записи
алгоритмов (нумерованный
список,
таблица,
блок- Практическаядеятельность:
схема). Примеры линейных 
составлять
линейные
алгоритмов, алгоритмов с
алгоритмы
по
ветвлениями
и
управлениюучебным
повторениями
(в

повседневной
жизни,
в
литературных
 произведениях, на урока х
математики и т.д.).
Составление
алгоритмов (линейных, с
ветвлениямиициклами)для
 управленияисполнителями
Чертёжник, Водолей и др.

исполнителем;
составлять
вспомогательные
алгоритмы
для
управления
учебными
исполнителем;составлять
циклические
алгоритмы
по
управлению
учебным
исполнителем.

Резервучебного временив5–6 классах:2часа

Рекомендуемоепоурочноепланирование
5 класс
Номер
урока
1.

2.
3.

4.

5.

6.
7.

8.
9.
10.

11.

12.
13.

14.

Темаурока

Параграфучебника

Цели изучения курса информатики. Информация
вокруг нас. Техника безопасности и организация
рабочегоместа.
Компьютер–универсальнаямашина дляработыс
информацией
Вводинформациивпамятькомпьютера. Клавиатура.
Практическаяработа№1«Вспоминаемклавиатуру»

Введение,§1,§2(3)

Управлениекомпьютером.
Практическаяработа№2«Вспоминаемприёмы
управлениякомпьютером»
Хранениеинформации.
Практическая работа№3 «Создаёми сохраняем
файлы»
Передачаинформации.
Электронная почта.
Практическая работа№4«Работаемс электронной
почтой»
Вмирекодов.Способыкодированияинформации
Методкоординат.
Текст как форма представления информации.
Компьютер–основнойинструмент
подготовки
текстов
Основныеобъектытекстовогодокумента.Ввод
текста.
Практическаяработа№5«Вводимтекст»
Редактированиетекста.
Практическаяработа№6«Редактируемтекст»
Текстовыйфрагментиоперациисним.
Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами
текста»
Форматированиетекста.
Практическаяработа№8«Форматируемтекст»

§4

§2
§3

§5

§6(1)
§6(2)

§7 (1)
§7 (2)
§8 (1,2)

§9 (3,4)

§9(5)
§8(6)

§8(7)

Ное
урока
15.

Темаурока

Представление информации в форме таблиц.
Структура таблицы.
Практическая работа №9 «Создаём простые
таблицы» (задания 1 и 2)
Табличноерешениелогическихзадач.
16.
Практическая работа №9 «Создаём простые
таблицы» (задания 3 и 4)
Разнообразие наглядных форм представления
17.
информации
Диаграммы.
18.
Практическаяработа №10«Строимдиаграммы»
19.
Компьютерная графика. Графический редактор
Paint
Практическаяработа№11«Изучаеминструменты
графического редактора»
Преобразованиеграфическихизображений
20.
Практическая
работа
№12
«Работаем
с
графическими фрагментами»
21.
Созданиеграфическихизображений.
Практическая работа №13 «Планируемработу в
графическом редакторе»
22.
Разнообразие
задач обработки
информации.
Систематизацияинформации
23.
Списки –способупорядочиванияинформации.
Практическаяработа№14 «Создаёмсписки»
Поискинформации.
24.
Практическаяработа№15«Ищеминформациюв сети
Интернет»
Кодированиекакизменениеформыпредставления
25.
информации
Преобразование
информации
по
заданным
26.
правилам.
Практическая работа№16«Выполняем вычисления
с помощью программы Калькулятор»
27.
Преобразованиеинформациипутёмрассуждений
28.
Разработкапланадействий.Задачиопереправах.
29.
Табличнаяформазаписипланадействий.Задачио
переливаниях
Созданиедвижущихсяизображений.
30.
Практическаяработа№17«Создаёманимацию»
(задание 1).
Созданиеанимациипособственномузамыслу.
31.
Практическаяработа№17«Создаёманимацию»
(задание 2).
Итоговоеповторение
Выполнениеитоговогомини-проекта.
32.
Практическаяработа№18«Создаемслайд-шоу»
33.
Итоговоетестирование
34-35.
Резервучебноговремени

Параграфучебника
§9(1)

§9(2)

§10(1,2)
§10(3)
§11(1)

§11(2)

§11(1,2)

§12(1,2)
§12(2)
§12(3)

§12(4)
§12(5)

§12(6)
§12(7)
§12(7)
§12(8)

§12(8)

6 класс
1.

2.

3.

4.

5.

6.
7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

Цели изучения курса информатики. Техника
безопасности и организация рабочего места.
Объекты окружающего мира
Объектыоперационнойсистемы.
Практическаяработа№1«Работаемсосновными
объектами операционной системы»
Файлыипапки.Размерфайла.
Практическая работа №2 «Работаем собъектами
файловой системы»
Разнообразиеотношенийобъектовиихмножеств.
Отношениямеждумножествами.
Практическая работа№3«Повторяемвозможности
графическогоредактора–инструментасоздания
графических объектов» (задания 1–3)
Отношение«входитвсостав».
Практическая работа №3 «Повторяем возможности
графического редактора – инструмента создания
графических объектов» (задания 5–6)
Разновидностиобъектаиихклассификация.
Классификациякомпьютерныхобъектов.
Практическаяработа№4«Повторяемвозможности
текстового процессора–
инструментасоздания
текстовыхобъектов»
Системыобъектов.Составиструктурасистемы
Практическая
работа
№5
«Знакомимся
с
графическими
возможностями
текстового
процессора» (задания 1–3)
Системаиокружающаясреда.Системакакчерный
ящик.
Практическая
работа
№5
«Знакомимся
с
графическими
возможностями
текстового
процессора» (задания 4–5)
Персональныйкомпьютеркаксистема.
Практическая
работа
№5
«Знакомимся
с
графическими
возможностями
текстового
процессора» (задание 6)
Способыпознанияокружающегомира.
Практическаяработа№6«Создаемкомпьютерные
документы»
Понятиекакформамышления.Какобразуются
понятия.
Практическая работа №7 «Конструируем и
исследуем графические объекты» (задание 1)
Определениепонятия.
Практическая работа №7 «Конструируем и
исследуем графические объекты» (задания 2, 3)
Информационное
моделирование
как
метод
познания.
Практическаяработа№8«Создаёмграфические
модели»

Введение,§1

§2(3)

§2(1,2)

§3 (1,2)

§3(3)

§4 (1,2)
§4 (1,2,3)

§5 (1,2)

§5 (3,4)

§6

§7

§8 (1,2)

§8(3)

§9

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.
25.
26.

27.

28.

29.

Знаковые информационные модели. Словесные
(научные,художественные) описания.
Практическая работа №9 «Создаём словесные
модели»
Математическиемодели.
Многоуровневыесписки.
Практическая
работа
№10
«Создаём
многоуровневые списки»
Табличные информационные модели. Правила
оформлениятаблиц.
Практическаяработа№11«Создаемтабличные
модели»
Решениелогическихзадачспомощьюнескольких
таблиц.Вычислительныетаблицы.
Практическая
работа
№12
«Создаем
вычислительные таблицы в текстовом процессоре»
Графикиидиаграммы.Наглядноепредставление
процессовизменениявеличиниихсоотношений.
Практическая
работа
№12
«Создаём
информационные модели – диаграммы и графики»
(задания 1–4)
Созданиеинформационныхмоделей–диаграмм.
Выполнение мини-проекта «Диаграммы вокруг
нас»
Многообразиесхемисферыихприменения.
Практическая
работа
№14
«Создаём
информационные модели – схемы, графы, деревья»
(задания 1, 2, 3)
Информационныемоделинаграфах.
Использованиеграфовприрешениизадач.
Практическая
работа
№14
«Создаём
информационные модели – схемы, графы, деревья»
(задания 4 и 6)
Чтотакоеалгоритм.
Работа
в среде
виртуальной
лаборатории
«Переправы»
Исполнителивокругнас.
РаботавсредеисполнителяКузнечик
Формызаписи алгоритмов.
РаботавсредеисполнителяВодолей
Линейныеалгоритмы.
Практическая работа №15«Создаем
линейную
презентацию»
Алгоритмысветвлениями.
Практическая работа №16 «Создаем презентацию с
гиперссылками»
Алгоритмысповторениями.
Практическаяработа№16«Создаемциклическую
презентацию»
Исполнитель Чертежник. Пример алгоритма
управленияЧертежником.
РаботавсредеисполнителяЧертёжник

§10 (1,2,3)

§10(4)

§11(1,2)

§11(3,4)

§12

§12

§13(1)

§13(2,3)

§14

§15
§16
§17(1)

§17(2)

§17(3)

§18(1,2)

Использованиевспомогательныхалгоритмов.
Работа в среде исполнителя Чертёжник
31.
Алгоритмы с повторениями для исполнителя
Чертёжник.
РаботавсредеисполнителяЧертёжник
Обобщениеисистематизацииизученногопотеме
32.
«Алгоритмика»
Итоговоеповторение
33-35.
Выполнениеизащитаитоговогопроекта.
30.

§18(3)
§18(4)

Перечень учебно-методического
обеспеченияпо информатике для 5–6
классов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Босова Л.Л.,Босова А.Ю. Информатика. Программа дляосновной школы : 5–6
классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л.,БосоваА.Ю. Информатика: Учебник для 5класса. –М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2013.
БосоваЛ.Л.,БосоваА.Б. Информатика: рабочая тетрадь для5класса. –М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л.,БосоваА.Ю. Информатика: Учебник для 6класса. –М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2013.
БосоваЛ.Л.,БосоваА.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 6класса. –М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2013
Босова Л.Л., Босова А.Ю.Информатика.5–6 классы: методическое пособие. – М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 20013.
БосоваЛ.Л.,БосоваА.Ю. Электронноеприложениекучебнику«Информатика. 5
класс»
БосоваЛ.Л.,БосоваА.Ю. Электронноеприложениекучебнику«Информатика. 6
класс»
МатериалыавторскоймастерскойБосовойЛ.Л.(metodist.lbz.ru/)

Планируемыерезультатыизученияинформатики
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной
программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание
личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их
достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих
результатов.
Планируемыерезультатысформулированыккаждомуразделуучебнойпрограммы.
Планируемые результаты, характеризующие систему учебныхдействийв отношении
опорногоучебного материала, размещены в рубрике«Выпускникнаучится
…». Они показывают, какой уровеньосвоенияопорного учебного материалаожидается от
выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и
выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская
компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).
Планируемые результаты, характеризующие систему учебныхдействийв отношении
знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в
рубрике «Выпускник получит возможность научиться …». Эти результаты достигаются
отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со
всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы
итогового контроля.
Раздел1.Информациявокругнас Выпускник
научится:



пониматьиправильноприменятьнабытовомуровнепонятий«информация»,
«информационныйобъект»;
 приводить примерыпередачи,хранения и обработки информации в деятельности
человека, в живой природе, обществе, технике;
 приводитьпримерыдревнихисовременныхинформационныхносителей;
 классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам
представления на материальных носителях;
 кодироватьидекодироватьсообщения,используяпростейшиекоды;
 определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны
способности конкретного субъекта к его восприятию.
Выпускникполучитвозможность:
 сформировать представление об информации как одном из основных понятий
современнойнауки, обинформационныхпроцессахиихроливсовременноммире;
 сформироватьпредставлениеоспособахкодированияинформации;
 преобразовыватьинформациюпозаданнымправилам ипутёмрассуждений;
 научитьсярешатьлогическиезадачинаустановлениевзаимного соответствияс
использованием таблиц;
 приводитьпримерыединичныхиобщихпонятий,отношениймеждупонятиями;
 дляобъектовокружающейдействительностиуказывать ихпризнаки—свойства,
действия, поведение, состояния;
 называтьотношения,связывающиеданныйобъектсдругимиобъектами;
 осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданномуили
самостоятельно выбранномупризнаку — основанию классификации;
 приводитьпримерыматериальных,нематериальныхисмешанныхсистем;
Раздел2.Информационныетехнологии
Выпускник научится:
 определятьустройствакомпьютера(основныеиподключаемые)ивыполняемые ими
функции;
 различатьпрограммноеиаппаратноеобеспечениекомпьютера;
 запускатьнавыполнениепрограмму,работатьсней,закрыватьпрограмму;
 создавать,переименовывать,перемещать,копироватьиудалятьфайлы;
 работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать
меню, обращаться за справкой, работать сокнами (изменять размеры и перемещать
окна, реагировать на диалоговые окна);
 вводитьинформациюв компьютерспомощьюклавиатурыимыши;
 выполнятьарифметическиевычисленияспомощьюпрограммы Калькулятор;
 применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования
простейших текстов на русском и иностранном языках;
 выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с
повторяющимися фрагментами;
 использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом,
курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
 создаватьиформатироватьсписки;
 создавать,форматироватьизаполнятьданнымитаблицы;
 создаватькруговыеистолбиковые диаграммы;
 применятьпростейшийграфическийредактордлясозданияиредактирования
простых рисунков;
 использоватьосновныеприёмысозданияпрезентацийвредакторахпрезентаций;



осуществлятьпоиск информации в сети Интернетс использованием простых
запросов (по одному признаку);
 ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на
главную страницу);
 соблюдатьтребованиякорганизации компьютерного рабочегоместа,требования
безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.
Ученикполучитвозможность:
 овладетьприёмамиквалифицированногоклавиатурногописьма;
 научитьсясистематизировать(упорядочивать)файлыипапки;
 сформировать представленияобосновныхвозможностяхграфического интерфейса и
правилах организации индивидуального информационного пространства;
 расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения
компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой
деятельности с применение средств информационных технологий;
 создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы,
диаграммы, рисунки;
 осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью
средств текстового процессора;
 оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его
начертанию, размеруи цвету, к выравниванию текста;
 видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического
редактора;
 научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или
преобразованными фрагментами;
 научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с
гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графическиеизображения;
демонстрироватьпрезентацию на экране компьютера или с помощью проектора;
 научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и
пересылать сообщения);
 научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети
Интернет материалы;
 расширить представления об этических нормах работы с информационными
объектами.
Раздел3.Информационноемоделирование
Выпускник научится:
 пониматьсущностьпонятий«модель»,«информационнаямодель»;
 различатьнатурныеиинформационныемодели,приводитьихпримеры;

«читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые
диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;
 перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаковосимволической формы в другую, в том числе использовать графическое
представление (визуализацию) числовой информации;
 строить простые информационные модели объектов из различных предметных
областей.
Ученикполучитвозможность:
 сформировать начальныепредставленияо о назначениииобласти применения
моделей; о моделировании как методе научного познания;
 приводитьпримерыобразных,знаковыхисмешанныхинформационныхмоделей;
 познакомитсясправиламипостроениятабличныхмоделей,схем, графов,деревьев;



выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф,
дерево) в соответствии с поставленной задачей.

Раздел4.Алгоритмика
Выпускник научится:
 пониматьсмыслпонятия«алгоритм»,приводитьпримеры алгоритмов;
 понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда
исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и
неформальных исполнителей;
 осуществлятьуправлениеимеющимсяформальнымисполнителем;
 понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические
конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;
 подбиратьалгоритмическуюконструкцию,соответствующуюзаданнойситуации;
 исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой
команд;
 разрабатыватьпландействийдлярешениязадачнапереправы,переливанияипр.;
Выпускникполучитвозможность:
исполнятьалгоритмы,содержащие
ветвления иповторения,дляформального
исполнителя с заданной системой команд;
 поданномуалгоритмуопределять,длярешениякакойзадачионпредназначен;
 разрабатыватьвсредеформальногоисполнителя короткиеалгоритмы,содержащие
базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.



Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».