Оглавление Пояснительная записка ..................................................................................................... 2 Учебно-тематический план .............................................................................................. 6 Содержание ........................................................................................................................ 7 Методическое обеспечение .............................................................................................. 9 Список использованной литературы ............................................................................. 10 Календарно – тематическое планирование................................................................... 11 Пояснительная записка Информатика – это техническая наука, систематизирующая приемы создания, хранения, воспроизведения, обработки и передачи данных средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими. Информатика — предмет, непосредственно востребуемый во всех видах профессиональной деятельности и различных траекториях продолжения обучения. Сейчас этот экзамен представляет собой смесь из математики, алгебры, логики и программирования. В рамках урока информатики, в школе, дают базовые знания, умения и навыки. Для отличной сдачи экзамена необходимо углубленное изучение информатики. Программа курса «Подготовка к ОГЭ по информатике» направлена на углубленное изучение предмета, тренировку и отработку навыка решения заданий в формате ГИА, на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и ИКТ. Для успешной подготовки желательно знание обучающимися следующего фундаментального теоретического материала: единицы измерения информации; принципы кодирования; системы счисления; понятие алгоритма, его свойств, способов записи; основные алгоритмические конструкции; основные элементы программирования; основные элементы математической логики; основные типы информационных моделей; программное обеспечение; основные понятия, используемые в информационных и коммуникационных технологиях. Цель: систематизация знаний, умений и навыков по курсу информатики, 2 отработка навыков решения заданий в формате экзамена. Задачи: повторить решения заданий по основным тематическим блокам по информатике и икт; подробнее рассмотреть темы; изучить контрольно-измерительные материалы; тренировать навык решения заданий в формате экзамена; тренировать умение распределять время на выполнение заданий различных типов; тренировать умение оформлять решение заданий с развернутым ответом. Новизна данной дополнительной образовательной программы заключается в том, что по форме представления информации она является модульной. Дополнительная образовательная программа состоит из 6 модулей: «Системы счисления», «Информация», «Алгебра логики», «Информационные технологии», «Алгоритмизация», «Основы программирования». Возраст детей, участвующих в реализации программы: 14-16 лет. Программа предназначена, прежде всего, для учеников, планирующих сдавать экзамен по информатике Срок реализации: 1 год. Форма обучения: интегрированная. Формы организации деятельности: по группам, индивидуально или всем составом. Режим занятий: на подготовку отводится 1 час в неделю, всего 36 часов в год. Ожидаемые результаты: выпускник должен знать/понимать: технологии хранения, поиска и сортировки информации; формальное исполнение алгоритма, записанного на естественном основные конструкции языка программирования, понятия переменной, языке; 3 оператора присваивания; методы измерения количества информации; позиционные системы счисления; основные понятия и законы математической логики; выпускник должен уметь: строить таблицы истинности и логические схемы; кодировать и декодировать информацию; представлять и считывать данные в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы); определять объём памяти, необходимый для хранения графической и звуковой информации; осуществлять информационный поиск средствами операционной системы или текстового процессора; обрабатывать числовую информацию в электронных таблицах; подсчитывать информационный объём сообщения; анализировать результат исполнения алгоритма; создавать собственные программы (20–40 строк) для обработки информации; обрабатывать выражения в электронных таблицах; анализировать алгоритм; строить дерево игры по заданному алгоритму и находить выигрышную стратегию; анализировать алгоритм, содержащий ветвление и цикл; анализировать результат исполнения алгоритма. Способы определения результативности: наблюдение, анализ результатов тестирования, опрос, выполнение обучающимися диагностических работ, активность обучающихся на занятиях. Форма подведения итогов реализации дополнительной программы: 4 документальная. 5 Учебно-тематический план № Наименование разделов и тем Учебные часы 1. Введение в предмет. 1 2. Системы счисления. 2 3. Информация. 4 4. Алгебра логики. 3 5. Информационные технологии. 4 6. Алгоритмизация. 6 7. Основы программирования. 9 8. Решение вариантов экзаменационной работы. 6 Всего 36 6 Содержание 1. Введение в предмет. (1 час) Экзамен как форма независимой оценки уровня учебных достижений выпускников. Особенности проведения экзамена по информатике в 2022 году. Виды заданий. Структура и содержание КИМ по информатике. 2. Системы счисления. (2 часа) Позиционные и непозиционные с/с. Состав числа. Перевод из десятичной с/с в любую другую и обратно. Дружественные с/с и перевод между ними. Арифметические действия в различных с/с. 3. Информация. (4 часа) Единицы и методы измерения информации. Алфавитный и содержательный подход к измерению информации. Кодирование текстовой, графической и звуковой информации. 4. Алгебра логики. (3 часа) Основные функции алгебры логики. Построение и преобразование логических выражений. Законы логики. Упрощение логических высказываний. Построение таблиц истинности. Решение логических уравнений. 5. Информационные технологии (4 часа). Моделирование. Умение представлять и считывать данные в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы). Работа с графами. Основные понятия реляционных баз данных: запись, поле, тип поля, главный ключ. Технологии поиска и хранения информации. Базы данных. Файловая система организации данных. Технология обработки информации в электронных таблицах. Абсолютная и относительная адресация. Копирование формул в электронных таблицах. 6. Алгоритмизация (6 часов). 7 Алгоритм и его свойства, исполнитель, обработка информации. Формальное исполнение алгоритма, записанного на естественном языке. Линейные алгоритмы для формального исполнителя с ограниченным набором команд. Выполнение и анализ простых алгоритмов. Алгоритмические конструкции. Построение алгоритмов для исполнителей. Теория игр. Построение деревьев игры. 7. Основы программирования (9 часов). Основные конструкции языка программирования, понятия переменной, оператора присваивания. Линейная конструкция. Написание и отладка программ. Условная конструкция. Полная и не полная условная конструкция. Циклическая конструкция. Цикл с заданным числом повторов. Цикл с предусловием. Цикл с постусловием. Массивы в программировании. Базовые алгоритмы работы с массивами (заполнение, считывание, поиск, сортировка, обработка). Трассировка и отладка программ. Основные требования к написанию программ на экзамене. Подпрограммы. 8. Решение вариантов экзаменационной работы (6 часов). Решение задач по контрольно-измерительным материалам. 8 Методическое обеспечение Сборники типовых экзаменационных вариантов от ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений). Материально - техническое обеспечение: персональный компьютер, проектор, маркерная доска, маркеры. Программное обеспечение: операционная система Windows, Microsoft Office, OpenOffice, PascalABC.net, алгоритмический исполнитель Робот. 9 Список использованной литературы 1. Информатика и ИКТ: типовые экзаменационные варианты. С.С. Крылов, Т.Е. Чуркина. – М.: Издательство «Национальное образование», 2021. 2. Информатика и ИКТ. Евич Л.Н. Издательство: Легион, 2021 г. 3. Информатика: Новый полный справочник. /О.Б. Богомолова. – Москва: Издательство АСТ, 2020. 4. Денис Ушаков: Информатика. Сборник заданий с решениями и ответами для подготовки. Издательство АСТ, 2021. 10 Календарно – тематическое планирование № п/п Тема урока Кол-во Дата часов Наименование раздела и темы (общее количество часов) 1. Особенности экзамена по информатике. Системы счисления. 1 07.09 2 2. Двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная системы счисления. Арифметика в указанных системах счисления. 1 14.09 3. Задачи на кодирование, решаемые с применением недесятичных систем счисления. 1 21.09 Информация. 4 4. Измерение количества информации. 1 28.09 5. Кодирование информации. 1 05.10 6. Определение объёма графической информации. 1 12.10 7. Определение объёма звуковой информации. 1 19.10 Алгебра логики. 3 8. Алгебра логики. 1 26.10 9. Алгебра логики. 1 02.11 10. Алгебра логики. 1 09.11 Информационные технологии. 4 11. Обработка числовой информации. 1 16.11 12. Обработка числовой информации. 1 23.11 13. Технологии поиска и хранения информации. 1 30.11 14. Технологии поиска и хранения информации. 1 07.12 11 № п/п Тема урока Кол-во часов Дата Алгоритмизация 15. Информационные технологии. Разбор задания №__ 1 14.12 16. Алгоритмизация. Разбор задания №__ 1 21.12 17. Алгоритмизация. Разбор задания №__. 1 11.01 18. Алгоритмизация. Разбор задания №__ 1 18.01 19. Алгоритмизация. Разбор задания №__ 1 25.01 20. Алгоритмизация. Разбор задания №__ 1 01.02 21. Алгоритмизация. Разбор задания №___ 1 08.02 22. Алгоритмизация. Разбор задания №___ 1 15.02 23. Алгоритмизация. Разбор задания №___ 1 22.02 24. Алгоритмизация. Разбор задания №___ 1 29.02 25. Алгоритмизация. Разбор задания №___ 1 07.03 26. Алгоритмизация. Разбор задания №___ 1 14.03 27. Алгоритмизация. Разбор задания №___ 1 21.03 28. Алгоритмизация. Разбор задания №___ 1 28.03 29. Алгоритмизация. Разбор задания №___ 1 04.04 30. Алгоритмизация. Разбор задания №__ 1 11.04 31. Решение вариантов. 1 18.04 32. Решение вариантов. 1 25.04 33. Решение вариантов. 1 02.05 34. Решение вариантов. 1 16.05 Алгоритмизация. Разбор задания №__ 12 35. Решение вариантов. 1 23.05 36. Итоговый срез 1 30.05 13