Программа Работа с одаренными детьми утвержденная директором школы от 30.05.2019 года №42-од

Наименование
работы
Основания для
разработки
программы

Цель программы
Задачи

Срок реализации
программы
Ожидаемые
конечные
результаты
программы

Паспорт программы.
«Одаренные дети»
1.Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ».
2.Федеральная целевая программа развития образования на 2017-2022
годы.
3.Конвенция о правах ребенка
ФГОС второго поколения.
5.Санитарно-эпидемиологические правила СанПин 2.4.2.1178-02
«гигиенические
требования
к
условиям
обучения
в
общеобразовательных учреждениях»
6. Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках
Президентской
Программы
«Дети
России»,
утвержденной
Правительством РФ от 03.10.2002 г.
7.Методические
рекомендации
по
организации
учебновоспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС.
8.Устав и локальные акты МОУ «Деевская СОШ»
Создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и
развития индивидуальных задатков одарённых детей в МОУ
«Деевская СОШ»
 создание системы целенаправленного выявления и отбора
одарѐнных детей;
 создание
максимально
благоприятных
условий
для
интеллектуального,
моральнофизического
развития
одарѐнных детей;
 стимулирование творческой деятельности одарѐнных детей;
разработка и поэтапное внедрение нового содержания и
прогрессивных технологий в программу.
 гармонизация отношений в системах «учитель – одаренный
ученик», «одаренный ученик – ученик», «одаренный ученик –
родитель».
 создание системы внеурочной работы, дополнительного
образования учащихся, развитие спектра образовательных
услуг, удовлетворяющих потребности, интересы детей.
Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм
внеурочной деятельности.
 организация системы исследовательской работы учащихся.
 научное, методическое и информационное сопровождение
процесса развития одаренных детей.
 создание механизма межведомственного взаимодействия в
работе с одаренными детьми.
2019-2024годы






Увеличение числа одарённых детей, которым оказывается
поддержка.
Создание индивидуальных образовательных программ.
Создание условий для сохранения и приумножения
интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
Повышения качества образования.
Повышение
результативности участия
учащимися в
мероприятиях различного уровня.

Система контроля Контроль в рамках программы осуществляет администрация школы.
исполнения
Вопросы исполнения заслушиваются на заседаниях педагогических
программы.
советах, родительских собраниях.
Пояснительная записка
Актуальность выбора программы.
Одной из приоритетных задач Федеральной целевой программы развития
образования в Российской Федерации является реализация мер по развитию научно образовательной и творческой среды в образовательных организациях, развитие
эффективной системы дополнительного образования детей.
Программа «Одаренные дети» разработана с учетом Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС),
особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития
образовательного учреждения и является основой для работы с одаренными детьми. Она
направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого
потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, обучающимся в
школе.
Одарённые дети - национальное достояние, которое надо беречь, помогать
развиваться и адаптироваться в сложных условиях жизни в стране.
Важной задачей современного образования в России является сохранение и
развитие интеллектуального и творческого потенциала человека.
Решение этой проблемы видится в формировании и модернизации национальной
инновационной системы образования, которая изменит общество и каждого человека
отдельно. Данная система образования будет способствовать развитию одарённого
ребёнка в муниципальном учреждении.
Основные направления Программы.
 Нормативно-правовое: обеспечивает
нормативно-правовую
базу,
контроль и анализ деятельности, права и социальную поддержку
одаренных детей.
 Диагностическое:
проведение
диагностики
одарённых
детей,
формирование пакета диагностических методик для выявления
одаренности, создание банка данных «Одарённые дети».
 Научно-методическое: внедрение в образовательный процесс технологий
здоровьесбережения, информационно-коммуникационных технологий,
индивидуального и дифференцированного обучения, направленных на
удовлетворение образовательных потребностей каждого обучающегося с
учетом его склонностей, интересов, учебно-познавательных возможностей.
Включает в себя информационную и научно-методическую помощь,
создаёт условия для отработки и применения новых педагогических
технологий;
осуществление
апробации
научных,
психологопедагогических
разработок,
внедрение
развивающих
программ,
позволяющих успешно осуществлять образовательную деятельность;
создание банка образовательных программ и методических материалов для
работы.
При разработке программы «Одаренные дети» в качестве исходных были
использованы следующие концептуальные понятия.
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики,
которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных,
незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с
другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда
выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений)
в том или ином виде деятельности.
Мотивационный компонент одаренности является ведущим в понятии.
Познавательная способность занимает в структуре одаренной личности
доминирующее положение и отличается большой силой, устойчивостью и
действенностью.
В связи с этим в рамках действия Программы условно выделяются следующие
категории одарённых детей:
 Дети с высокими общими интеллектуальными способностями.
 Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области
наук и конкретными академическими способностями.
 Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
 Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
 Дети, имеющие хорошие физические данные и ярко выраженные склонности к
спорту.
 Обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но
обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и
психического склада.
В основу программы положены ведущие методологические принципы
современной педагогики и психологии:
1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно
самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их
взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными
детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов:
цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы
и формы педагогического процесса и материальная база.
2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной,
деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках
данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс
саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого
соответствующих условий.
3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие
развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации
деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта
познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору
цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю,
самоанализу и оценке результатов деятельности.
4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с
культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе
освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится
творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы
ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых,
становление его как творческой личности.
Основные цели и задачи программы
Цели программы.
 Создание оптимальных условий для выявления, развития и поддержки одаренных
детей,
обеспечение
их личностной,
социальной
самореализации
и
профессионального самоопределения в соответствии с их индивидуальными
способностями.
Задачи программы.

 Выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные
качества, а также интересы и способности учащихся. Создать базу одарённых
детей.
 Определить и использовать при организации образовательного процесса
методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения
одаренных детей.
 Организовывать мероприятия для повышения социального статуса талантливых
и способных учащихся.
 Обеспечить максимально благоприятные условия для личностного развития
детей.
 Оказать научное, методическое и информационное сопровождение процесса
развития одарённых детей.
 Проводить уроки творчества, олимпиады, интеллектуальные игры, викторины,
марафоны, конкурсы знатоков, предметные КВН.
 Поддерживать совместно с родителями талантливого ребенка в реализации его
интересов в школе и семье (тематические родительские собрания, круглые
столы для детей, лектории для родителей и другие мероприятия).
 Произвести отбор методов и приёмов, которые способствуют развитию
мышления, инициативности и творчества.
 Предоставить возможности совершенствовать способности в совместное
учебной и внеурочной деятельности со сверстниками, родителями и учителем
через самостоятельную работу. Создание системы внеурочной работы,
дополнительного образования учащихся, развитие спектра образовательных
услуг, удовлетворяющих потребности, интересы детей.
 Воспитывать целеустремлённость, активность учащихся в выдвижении перед
собой целей, задач, настойчивости и последовательности в их воплощение.
 Гармонизация отношений в системах «учитель – одаренный ученик»,
«одаренный ученик – ученик», «одаренный ученик – родитель».
 Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной
деятельности.
 Организация системы проектной и исследовательской работ учащихся.
Стратегия работы с одаренными детьми.
I. Диагностика
II. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала
одаренных детей
III. Развитие творческих способностей
IV. Стимулирование – поощрение дальнейшей творческой деятельности
Этапы реализации программы 2019-2024 годы.
1 этап. 2019-2020 учебный год – аналитический и проектировочный.
 создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации
программы;
 изучение контингента учащихся класса с целью выявления типов одаренных детей,
анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития;
 отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми;
 разработка программ по предметам учебного плана, дополнительного образования.
 2 этап. 2020-2021годы – практический и инновационный
 отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей
каждого ребенка;
 отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с
одаренными детьми;
 отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный
анализ, коррекция;

 систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми в классе,

регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий;
и обновление банка данных «Одаренные дети
диагностических методик;
 педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.
 пополнение

класса»,

3 этап. 2021-2024 годы – обобщающе-аналитический, диагностический
 анализ и обобщение результатов развития одаренных детей;
 мониторинг личных достижений учащихся;
 анализ деятельности по организации работы с одаренными детьми;
 определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения
Формы работы с одаренными детьми
 Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов
дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
 Кружки, секции, творческие объединения, внеурочная деятельность;
 Индивидуальные консультации;
 Дополнительные задания (повышенной сложности, творческие, проблемные) в
рамках уроков по предмету;
 Участию в интеллектуальных и творческих конкурсах, викторинах, олимпиадах,
чемпионатах, конференциях;
 Проектная и исследовательская деятельность;
 Создание «Портфолио ученика».
Прогнозируемые результаты.
1. Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая в себя:
социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
2. Оценивать собственную работу по критериям.
3. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей и товарищей, родителей и
других людей.
4. Самостоятельно планировать деятельность, следовать составленному плану.
5. Понимать значение работы над устранением ошибок.
6. Использовать разные средства информационного поиска (книга, словарь, энциклопедия,
взрослый человек).
7. Грамотное построение устной и письменной речи.
8. Извлекать информацию из прослушанных и прочитанных текстов.
9. Самостоятельно создавать алгоритм действий.
10. Эффективно сотрудничать в паре, группе и классе. Адекватно использовать
коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической
формой коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ.
11. Брать на себя инициативу в осуществлении совместного действия.

План реализации программы.
№ п/п

Основные направления

Подготовительная работа
1

Формирование банка данных «Одаренные дети»:
Организация раннего выявления и поддержки детей с задатками творческой
одаренности;
Проведение мониторинга условий и результатов учебной деятельности и
участия в олимпиадном движении;
Проведение мониторинга условий и результатов внеурочной деятельности,
достижений учащихся

2

Развитие взаимодействия с семьей одаренного ребенка

Разработка индивидуальных образовательных
особенностями одаренного ребенка
Научно-методическое и образовательное направление
3

программ

в

соответствии

с

4

Внедрение программ развития и поддержки одаренности

5

Целенаправленная работа с родителями по проблемам детской одаренности, способам
ее поддержки и развития
Участие в конференциях, семинарах, конкурсах, концертах.

6
7
8

9
10

Использование материалов российских сайтов в Интернете, посвященных проблемам
одаренных детей
Сбор и оформление и распространение материалов:
- опыт работы с одаренными детьми
- детские достижения (рисунки, стихи, фотографии, творческие работы, проекты )
Анализ работы с одаренными детьми

11

организация участия в предметных олимпиадах различного уровня;
участие в смотрах творческих достижений;
организация проектной деятельности (разработка защита, реализация школьных
проектов, участие в конкурсах проектов);
организация участия в конкурсах, научно-практических конференциях.
Взаимосвязь учебной деятельности с кружковой работой.

12

Пополнение «Портфолио достижений» учащихся

-

Приложение 1
Портрет одарённого ребёнка
1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы.
2. Предлагает много идей. Решений задач, ответов на вопросы.
3. Склонен к рисковым действиям.
4. Свободно высказывает своё мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
5. Обладает богатой фантазией, воображением.
6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые не
могут казаться другим смешными.
7. Чувствителен к красоте. Внимателен к эстетике вещей.
8. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличаться от других.
9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического
изучения.
10. Стремиться самовыражению, творческому использованию предметов
Приложение 2
Родительское исследование (заполняют родители)
1. У моего ребенка хорошо развита речь. Он ясно выражает свои мысли, имеет большой
словарный запас (Да / нет)
2. Мой ребенок настойчив и самостоятелен, доводит начатое дело до конца.
(Да / нет)
3. Мой ребенок овладел навыками слогового чтения (Да / нет)
4. Мой ребенок с удовольствием читает детскую литературу (Да / нет)
5. Он очень любит рисовать (Да / нет)
6. Он очень любит заниматься художественным трудом (Да / нет)
7. Любит слушать музыку, петь песни, импровизировать и танцевать (Да / нет)
8. Мой ребенок занимается спортом (Да / нет)
9. Чем больше всего любит заниматься ваш ребенок в свободное время?
__________________________________________________________________
10. С удовольствием ли ваш ребенок собирается идти в школу, если нет, укажите причину.
__________________________________________________________________
Приложение 3

№
п/п

ФИО

Анкетно-биографические сведения об одаренных детях
(заполняется по образцу в течение учебного года)
Участие в
Год
Домашний
Виды
олимпиадах и
Класс
рождения
адрес
одаренности
конкурсах.
Результативность

Приложение 4
Методика диагностики одаренности младших школьников
Автор – А.И.Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского
педагогического университета
Цель: выявление направленности интересов и склонностей младших школьников
(учащихся 1-2-х классов)
Метод проведения: анкетирование.
Обработка результатов: проводится по подсчету суммы баллов в соответствии с
преобладанием «+» и «-» в столбцах таблицы. Полученные суммы баллов являются
показателями направленности интересов и склонностей к определенной сфере:
 математика и техника (1-й столбец листа ответов);
 гуманитарная сфера (2-й столбец);
 художественная деятельность (3-й столбец);
 физкультура и спорт (4-й столбец);
 коммуникативные интересы (5-й столбец);
 природа и естествознание (6-й столбец);
 труд по самообслуживанию (7-й столбец).
Анкета для учащихся
Запишите свои имя и
фамилию
__________________________________________________
Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если
то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в
клетке – «-»; если нравится – «+»; очень нравится – «++». Если по какой-либо причине вы
затрудняетесь ответить, оставьте клетку незаполненной.
Вопросы: каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли тебе …»
1.
Решать логические задачи и задачи на сообразительность.
2.
Читать самостоятельно, слушать, когда тебе читают сказки, рассказы,
повести.
3.
Петь, музицировать.
4.
Заниматься физкультурой.
5.
Играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры.
6.
Читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе.
7.
Делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).
8.
Собирать технический конструктор.
9.
Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми
словами.
10. Самостоятельно рисовать.
11. Играть в спортивные, подвижные игры.
12. Руководить играми детей.
13. Ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.
14. Ходить в магазин за продуктами.
15. Читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических
кораблях и др.
16. Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).
17. Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.
18. Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.
19. Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми.

Содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.).
Убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.
Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.
Знакомиться с историей (посещать исторические музеи).
Самостоятельно, без побуждений взрослых заниматься различными видами
художественного творчества.
25. Читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные
телепередачи.
26. Объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить,
доказывать свое мнение).
27. Ухаживать за домашними растениями.
28. Помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать
пол и др.).
29. считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.
30. Знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.
31. Участвовать в постановке спектаклей.
32. Заниматься спортом в секциях и кружках.
33. Помогать другим людям.
34. работать в саду, на огороде, выращивать растения.
35. Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.
Лист ответов
1
2
3
4
5
6
7

20.
21.
22.
23.
24.

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».