Основы профессиональной деятельности для обучающихся 10 класса

Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Основы профессиональной
деятельности» на 2023/2024 учебный год составлена в соответствии с учетом
требований Федерального Государственного образовательного стандарта
основного общего образования.
Профессиональное самоопределение личности – сложный и длительный
процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность
определяется степенью согласованности психологических возможностей
человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности,
сформированностью
у
личности
способности
адаптироваться
к
изменяющимся
социально-экономическим
условиям
в
связи
с
профессиональным самоопределением.
Программа «Основы
профессиональной деятельности сиональное самоопределение» разработана с
учётом целей и задач, поставленных в Концепции профильного обучения и в
соответствии с обязательным минимумом содержания основных
образовательных программ. В программе изложены современные взгляды на
проблему выбора профессии и планирования карьеры и даны
диагностические и профориентационные материалы, которые должны
помочь учащимся в выборе профессии.
Данный курс знакомит учащихся с многообразием мира профессий,
помогает соотнести полученные знания о самом себе с существующими
вариантами профессиональной деятельности, знакомит с «технологией»
поиска работы.
Молодые люди, покидающие стены школы, должны быть готовы к встрече с
новым информационным обществом, стремиться к тому, чтобы стать
действительно
высококвалифицированными
специалистами,
конкурентоспособными и востребованными на рынке труда.
Профессия - это не только возможность занятости, материального
обеспечения, но и творческая реализация личности. Человек, верно
выбравший профессию в соответствии со своими склонностями и
возможностями, любящий её, способен привносить в развитие общества
большой созидательный вклад.
Что ожидает молодого специалиста на рынке труда? Работа. Поэтому нам так
необходимы определённые умения и навыки при составлении резюме,
достаточные знания для успешного прохождения собеседовании.
Собеседования, резюме при поступлении на работу — это пропуск на работу,
волшебные ключики, которыми открывается золотая дверь в мир счастья и
благоденствия. У нас нет второй возможности произвести первое
впечатление. Поэтому главная задача в данном случае должна заключаться в
том, чтобы в первую же минуту знакомства постараться создать наилучшее
представление о себе, максимально используя знания о том, какими должны
быть внешность и поведение при этом.
При выборе профессии необходимо учитывать:

личностные желания, интересы и склонности – «хочу»; личностные
возможности: уровень знаний, способности, технологические особенности,
состояние здоровья – «могу»; потребности рынка труда в кадрах – «надо».
Право граждан России на профессиональное самоопределение закреплено в
ст.37 Конституции РФ. В ней говорится: «Каждый имеет право
распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и
профессию». Профессиональное самоопределение – длительный процесс,
который осуществляется в несколько этапов, на каждом из которых
решаются определённые цели и задачи.
Программа рассчитана на 1 год при одном занятии в неделю. Каждая
тема укладывается в рамки одного урока. В программе использованы
различные типы уроков. Это и профессиональная диагностика с
использованием надёжных, зарекомендовавших себя методик, деловых и
ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и
проектной деятельности, контрольные задания, экскурсии.
Занятия разработаны на основе традиционной классно-урочной
системы с учётом принципов дифференцированного обучения. Результаты
диагностики могут учитываться при формировании профильных классов.
Эффективное преподавание программы предполагает осознание учителем
цели каждого занятия и его места в учебном процессе, поддержку интереса и
активности учащихся, опору на их знания и жизненный опыт, контроль их
внеурочной деятельности.
Направленность программы – социальная.
Возраст детей 16-18 лет (10-11 класс).
Количество часов в год – 34 (1 час в неделю).
Основная идея курса
Профессионал – это человек, которому профессиональная деятельность
помогает удовлетворять практически все потребности (самоуважение,
самоактуализация). Профессионализм зависит не от содержания работы, а от
личностных качеств человека, его мотивации и квалификации. В
профессионале все эти факторы гармонично сочетаются. Человек выбирает
профессию и карьеру в соответствии со своими убеждениями и ценностями.
Цель
программы
–
актуализировать
процесс
профильного
и
профессионального самоопределения обучающихся за счёт специальной
организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире
профессионального труда, их соотнесения в процессе профессиональных
проб.
Задачи:

Повысить уровень психологической компетенции учащихся за счёт
вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения
границ
самовосприятия,
пробуждения
потребности
в
самосовершенствовании;


Сформировать положительное отношение к самому себе, осознание
своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к
реализации себя в будущей профессии;

Ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми
формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции
кадров;

Обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с
требованиями профессиональной деятельности с помощью их включения в
систему специально организованных профессиональных проб.
Перечень формируемых знаний и умений
Учащиеся должны знать:
- значение профессионального самоопределения, требования к составлению
личного профессионального плана;
- правила выбора профессии;
- понятие о профессиях и о профессиональной деятельности;
- понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а так
же психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с
выбором профессии;
- понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоциональноволевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;
- значение творческого потенциала человека, карьеры.
Учащиеся должны иметь представление
- о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
- о современных формах и методах организации труда;
- о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений;
- о предпринимательстве;
- о рынке труда.
Учащиеся должны уметь:
- соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной
профессии;
- составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
- использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой
деятельности;
- анализировать информацию о профессиях по общим признакам
профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах
хозяйствования в условиях рынка;
- пользоваться сведениями о путях получения профессионального
образования
Результаты освоения программы
Личностные результаты освоения учебного предмета - школьник должен
уметь:

- испытывать потребность в образовательной и профессиональной
самоидентификации, в самовыражении в образовательном и
профессиональном сообществе;
- выделять варианты выбора из предлагаемых образовательным
пространством или конструировать собственные версии образовательного и
профессионального самопродвижения;
- ставить профессиональную и образовательную цель;
- эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для
достижения поставленной цели;
Метапредметные результаты освоения учебного предмета:
- освоение способов проектирования конкретных версий продолжения
образования;
- повышение эффективности учебной деятельности;
Предметные результаты освоения учебного предмета:
1. В познавательной сфере: освоение способов логической аргументации при
проектировании конкретных версий продолжения образования;
2. В ценностно-ориентационной сфере: акцентирование внимания школьника
на ценностно-смысловых проблемах;
3. В коммуникативной сфере: эмоциональное воздействие при помощи
введения необычной, яркой, спорной информации; развитие у учащихся
способности к профессиональной адаптации в современных социальноэкономических условиях.
Форма организации учебной деятельности - урок.
Типы уроков:
—урок усвоения новых знаний, умений и навыков;
—урок применения новых знаний, умений и навыков;
—комбинированный урок;
— урок контроля умений и навыков.
— Виды организации учебной деятельности:
—самостоятельная работа;
—психологические тесты;
—профессиональные пробы;
—лекция с элементами беседы;
—решение ситуационных задач;
—деловая игра;
—практическая работа.
Содержание программы
Тема 1. Внутренний мир человека и система представлений о себе - 7
часов
1.1 Внутренний мир человека и возможности его познания
Основные теоретические сведения

Сходства и различия между людьми. Биологические характеристики
человека (возраст, пол, облик, состояние здоровья, особенности нервной
системы, органические потребности); социально-типические качества
личности (чувства, воля, интеллект); индивидуально-психологические
качества
личности
(черты
характера,
социальные
особенности,
эмоциональные проявления, убеждения, индивидуальный познавательный
стиль).
Личность, направленность, структура, потребности личности. Уникальность
и неповторимость личности каждого человека: многообразие личностных
особенностей, профессиональная деятельность как способ реализации
личности. Способы описания структуры личности, приемы анализа
индивидуальных особенностей личности.
Практическая работа
Составление «дерева» психологических качеств личности.
Диагностические процедуры
Методика «Ценностные ориентиры».
1.2 Представление о себе и проблема выбора профессии
Основные теоретические сведения.
Представление человека о самом себе, о роли самооценки в решении
проблемы профессионального выбора. Самооценка (адекватная, завышенная,
заниженная), ее проявления в учебной деятельности и межличностных
отношениях. Роль адекватной самооценки при выборе профессии и в
последующей профессиональной деятельности. Диагностические и
развивающие процедуры в самопознании, самоописании, самооценке
личности.
Диагностические процедуры
Методики «Кто «Я?», «Самооценка личности»
Практическая работа
Сочинение «Произвольное самоописание».
Тема 2. Профессиональные интересы и склонности. Способности,
условия их проявления и развития - 7 часов
Основные теоретические сведения
Задатки и способности человека: сущность понятий и характеристика их
развития. Интересы и склонности, связь с задатками и способностями,
отличия от них. Характеристика содержания и основных этапов развития
способностей, их значимость в профессиональной деятельности. Общие и
специальные способности. Самооценка индивидуальных способностей.
Диагностические процедуры
Тестна определение способностей и склонностей.

Тема 3. Природные свойства нервной системы.Эмоциональные
состояния личности – 4 часа
3.1 Свойства нервной системы в профессиональной деятельности
Основные теоретические сведения
Свойства нервной системы и их взаимосвязь с индивидуальными
особенностями поведения личности. Темперамент: понятие, его типы и
свойства, психологическая характеристика основных типов темперамента,
особенности проявления темперамента в различных видах профессиональной
деятельности.
Строение и функции нервной системы, способы реагирования человека на
сигналы внешней среды (процессы возбуждения и торможения); основные
свойства нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность).
Ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленных свойствами
нервной системы. Возможность компенсации свойств нервной системы за
счет выработки индивидуального стиля деятельности.
Диагностические процедуры
Тест «Каков Ваш характер».
Развивающие процедуры
Сюжетно-ролевая игра «Проявление темперамента в профессиональных
ситуациях».
Практическая работа
«Я и мой характер» (эссе, рисунок, рассказ и т.д.)
3.2 Эмоциональные состояния личности
Основные теоретические сведения.
Эмоции, чувства, настроения. Основные виды эмоций (радость, злость,
испуг, страх, удивление, печаль). Различные виды классификации эмоций (по
качеству, интенсивности, глубине, осознанности, воздействиям на организм,
по психическим процессам, с которыми они связаны; по предметному
содержанию и направленности на себя, других, настоящее, прошлое,
будущее). Многообразие чувств человека (любовь, ненависть, зависть,
дружба и т.д.). Средства выражения эмоций (речь, мимика, пантомимика).
Способы распознавания, контролирования и соотнесения эмоциональных
состояний человека с требованиями профессии. Что такое характер?
Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции. Необходимость
самоконтроля эмоциональных состояний человека в профессиях, связанных с
повышенной моральной и материальной ответственностью. Роль эмоций в
профессиональной творческой деятельности человека.
Диагностические процедуры
Методика Басса-Дарки «Тест эмоций»

Тема 4. Психические процессы и их роль в профессиональной
деятельности - 4 часа
Основные теоретические сведения
Сущность понятий «восприятие», «внимание», «память», «мышление».
Характеристика этапов развития восприятия, внимания, памяти, мышления
человека.интеллектуальных способностей как важнейшая составляющая в
системе психических качеств, определяющих готовность человека к
обоснованному и осознанному выбору профессии. Аспекты оценки
индивидуального интеллекта: показатели интеллектуальной продуктивности,
своеобразие интеллектуальной деятельности.
Тема 5. Рынок труда и профессий Свердловской области – 4 часа
Основные теоретические сведения
Рынок труда Свердловской области. Изучение рынка труда и профессий:
конъюнктура труда и профессий Свердловской области.
Спрос работодателей на различные виды профессионального трудана рынке
труда Свердловской области. Структура рынка труда. Состояние занятости
населения на рынке труда,общие статистические сведения по Свердловской
области.
Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Конкуренция
на рынке труда в Свердловской области.
Практическая работа.
Сравнительный анализ данных службы занятости населения об уровне
востребованности той или иной профессии в Тульской области за последние
три года (работа в микро-группах, профессия - по выбору учащихся)
Тема 6. Региональный рынок образовательных услуг - 4 часа
Основные теоретические сведения.
Пути получения профессионального образования в г. Алапаевск.г. Реж, г.
Артёмовский иСвердловской области. Средства получения информации о
рынке труда и путях профессионального образования. Виды и формы
получения
профессионального
образования.
Виды
учреждений
профессионального образования в Свердловской области.
Развивающие процедуры
Деловая игра-дискуссия«Личный профессиональный план».
Практическая работа
1
Поиск информации о путях получения профессионального образования
и трудоустройства в г. Алапаевск и области. Варианты дальнейшего
образования (работа со справочником «Абитуриент»).
2
Обоснование выбора учебного заведения.
Тема 7. Самоконтроль готовности к выбору профиля обучения - 5 часов

Основные теоретические сведения.
Методы, приемы, способы решения жизненных проблем. Самообразование и
его значение в профессиональном самоопределении.
Практическая работа.
Определение оценки способности школьников к выбору профессии.

Календарно-тематическое планирование 10 класс

№
Тема урока
уро
ка
1. Введение. Сходства и различия
между людьми.
2. Как выбрать профессию? Что
влияет на выбор профессии?
Анкета «Мой профессиональный
выбор».
3. Самооценка и уровень
притязаний. Определение
самооценки.
4. Темперамент и профессия.
Определение типа темперамента.
5. Стресс и тревожность.
6. Определение типа мышления.
7. «Я – концепция или «теория
самого себя».
8. Классификация профессий.
Многообразие мира профессий.
9. Определение типа будущей
профессии.
10. Определение профессиональных
предпочтений.
11. Профессия, специальность,
должность.
12. Интересы и склонности в выборе
профессии.
13. Игровые упражнения
«Многообразие мира профессий».
14. Определение организаторских и
коммуникативных способностей.
15. Профессия и здоровье.
16. Мотивы и потребности.
17. Ошибки в выборе профессии.
18. Современный рынок труда.
19. Пути получения профессии.
20. Как подготовиться к
собеседованию с потенциальным
работодателем?
21. Самообразование и его значение в
профессиональном
самоопределении.
22. Навыки самопрезентации.
23. Практическая работа по

Колич
ество
часов
1
1

1

1

Планируемый результат
Знать: Представление человека о самом
себе, о роли самооценки в решении
проблемы профессионального выбора.
Самооценка (адекватная, завышенная,
заниженная), ее проявления в учебной
деятельности и межличностных
отношениях. Роль адекватной
самооценки при выборе профессии и в
последующей профессиональной
деятельности

1
1
1
1
1
1
1

Знать: Различные виды классификации
эмоций (по качеству, интенсивности,
глубине, осознанности, воздействиям
на организм, по психическим
процессам, с которыми они связаны; по
предметному содержанию и
направленности на себя, других,
настоящее, прошлое, будущее).

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1

Знать, Уметь: Роль восприятия,
внимания, памяти, мышления в
профессиональной деятельности
человека. Профессионально важные
качества. Методики, используемые для
определения показателей
интеллектуальной деятельности
человека. Диагностика

написанию резюме.
24. Встреча с успешными людьми.
25. Рынок образовательных услуг.
26. Виды и формы получения
профессионального образования.
27. Выбор места учёбы. Подготовка к
экзаменам
28. Куда пойти учиться?
29. Изучение рынка труда и
профессий: конъюнктура труда и
профессий Свердловской области.
30. Знакомство с предприятиями и
учебными заведениями города
(заочные экскурсии)
31. Знакомство с предприятиями и
учебными заведениями города
(заочные экскурсии)
32. Знакомство с предприятиями и
учебными заведениями города
(экскурсии)
33- Защита проекта «Моя будущая
34 профессия».

1
1
1
1
1
1

1

1

1

2

Знать: Пути получения
профессионального образования в г.
Алапаевск.г. Реж, г. Артёмовский и
Свердловской области.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».