ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа к курсу «Занимательный русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык». Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает: - Методическое пособие для 1-4 классов «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013. - Рабочие тетради «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013. Данная программа имеет своей целью расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, лингвистический кругозор учащихся через систему развивающих занятий. Задачи курса: -развитие лингвистических компетенций учащихся; -формирование любви и уважения к русскому языку; -развитие познавательных способностей младших школьников; -развитие творческих способностей младших школьников; -расширение кругозора учащихся. Программа рассчитана на 33 учебных часа в 1 классе (1час в неделю) и 34 учебных часа во 2-4 классах (1 час в неделю). РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА Личностные результаты Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. Предметные результаты умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий; умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы; умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем; умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы; умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Тема 1. Фонетика. Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм». Практика:игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости. Тема 2. Словообразование. Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм». Практика:игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса к русскому языку. Тема 3. Лексика. Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмамии архаизмами, фразеологизмами русского языка. Практика:игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов,логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса к русскому языку. Тема 4. Морфология. Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках. Практика:игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса к русскому языку. Тема 5. Пословицы и поговорки. Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации. Тема 6. Игротека. Практика: логически-поисковые задания,направленные на развитие познавательных способностей,отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку,на проверку знаний по русскому языку. Календарно-тематическое планирование в 1 классе № 1 Тема урока Кол-во часов 1 Речь устная и письменная 2 Что такое слово 1 3 В мире звуков 1 4 Игротека 1 5 Звуки и буквы- не одно и тоже 1 6 Что такое метаграммы 1 7 Жили-были гласные и согласные 1 8 Игротека 1 9 Волшебник Ударение 1 10 Такие разные согласные 1 11 Такие разные согласные 1 12 Игротека 1 13 Русские народные загадки 1 14 Зачем шипят шипящие 1 15 Познакомьтесь: алфавит! 1 16 Игротека 1 17 Привет, пословица! 1 18 Поговорим о предложении 1 19 Ещё немного о предложении 1 20 Игротека 1 21 Знакомимся с анаграммами 1 22 Что такое текст ? 1 23 Что мы пишем с большой буквы 1 24 Игротека 1 25 О безударных гласных 1 26 О парных звонких и глухих согласных 1 27 Слова-приятели 1 28 Игротека 1 29 Слова-неприятели 1 30 Волшебное слова предлог 1 31 Что за зверь такой-фразеологизм 1 32 Игротека 1 33 Учимся различать слова разных частей речи 1 Календарно-тематическое планирование во 2 классе № Тема урока Кол-во часов 1 Что мы знаем о звуках и буквах ? 1 2 Что такое лексика? 1 3 Однозначные и многозначные слова 1 4 Игротека 1 5 Слова-братья 1 6 Слова - наоборот 1 7 Пословица недаром молвится 1 8 Игротека 1 9 И снова пословицы, пословицы, пословицы, … 1 10 Играем со словарными словами 1 11 Анаграммы 1 12 Игротека 1 13 Секреты некоторых букв 1 14 Шарады, анаграммы и метаграммы 1 15 Еще раз о синонимах и антонимах 1 16 Игротека 1 17 Слова, обозначающие предметы 1 18 Слова, обозначающие действие предметов 1 19 Слова, обозначающие признаки предметов 1 20 Игротека 1 21 Текст, тема, главная мысль 1 22 Заголовок- всему голова 1 23 Работаем с фразеологизмами 1 24 Игротека 1 25 И снова пословицы 1 26 Ещё раз о фразеологизмах 1 27 Русские народные загадки 1 28 Игротека 1 29 И вновь словарные слова 1 30 Учимся различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы 1 31 Какие слова русского языка помогают называть качества характера 1 32 Игротека 1 33 Повторяем… 1 34 Повторяем, повторяем… 1 Календарно-тематическое планирование в 3 классе № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Тема урока Да здравствует русский язык! Вежливые слова Поговорки и пословицы Игротека Запоминаем словарные слова Растения во фразеологизмах Животные во фразеологизмах Игротека Я не поэт, я только учусь… Как Морфология порядок навела Игры с пословицами Игротека И снова животные во фразеологизмах Кое-что о местоимении 15 16 17 18 19 20 21 22 Познакомимся поближе с наречием и числительным Игротека Состав слова. Основа слова. Формы слова Про корень и окончание Про суффикс и приставку Игротека Непроизносимые согласные Учимся различать приставку и предлог Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Учимся писать не с глаголами Игротека Имена существительные с шипящим звуком на конце Его величество Ударение Поговорим о падежах Игротека Сложные слова От архаизмов до неологизмов По страницам энциклопедий Игротека Повторяем… Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Календарно-тематическое планирование в 4 классе № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. Тема урока И снова о русском языке… Крылатые слова и афоризмы Копилка занимательных заданий Игротека Об именах О русских фамилиях В поисках сбежавших головоломок Игротека Мы играем в логогрифы Учимся распознавать речевые ошибки Коллекция заморочек Игротека Ох уж эти фразеологизмы!... Работаем над рифмами Словесные забавы Игротека Продолжаем работу над фразеологизмами Русские пословицы и поговорки Ассорти для любителей русского языка Игротека И снова о фразеологизмах Однородные члены предложения Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Ошибочка вышла!... Игротека Про омонимы и их разновидности Еще немного фразеологизмов В стране Перевертундии Игротека Что такое «паронимы» Запоминаем словарные слова 31 июня Игротека Повторяем… Повторяем… 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1