Решение нестрандартных задач по математике для обучающихся 9 классов

Пояснительная записка
Актуальность программы заключается в том, что своим содержанием данная программа
может привлечь внимание обучающихся, обеспечить осмысление математических знаний, их
практического значения, развить творческую смекалку в быту и в будущей профессии.
Математическое образование не будет представляться им чем-то абстрактным, и все реже будет
возникать вопрос: “А зачем нам нужно изучать математику?”.
Данной программой предусмотрено использование всех заданий исключительно с практическим
содержанием (в том числе и задания на смекалку) через тренинги и проектно-исследовательскую
деятельность. Освоение программы направлено на побуждение познавательного интереса к
математике, установление связи математических знаний с ситуациями из повседневной жизни.
Чтобы выполнить задания, ученик должен не только и не столько знать программный материал,
сколько уметь делать выводы на основе сравнений, выявлять закономерности, уметь воображать,
фантазировать.
Данная программа внеурочной деятельности школьников составлена на основе:
- авторской программы творческого объединения «Математический клуб» для 8-9 классов ФГОС,
2015 составитель: Дорн Л.Н.;
- программы развития познавательных способностей учащихся 5-9 классов «Внеурочная
деятельность» автор: Н. А. Криволапова. — М . : Просвещение, 2012;
- пособия для учителей М.Б. Балк, Г.Д. Балк « Математика после уроков» Издательство
«Просвещение» Москва 1971;
- Книга для учащихся 7-9 классов средней школы Л.Ф. Пичурин «За страницами учебника алгебры» ,
Москва, «Просвещение», 1990.
Программа рассчитана на проведение практических занятий в объёме 34 часов в год. В
Занятия включены проектная и исследовательская деятельность по выбору тем самих
учащихся, исторические экскурсы, фокусы, игры . тренинги и практический материал,
используемый в повседневной жизни и способствующий повышению интереса к математике.
Этот интерес следует поддерживать в продолжение всего учебного года, проводя
соответствующую работу. Цели обучения программы определяются ролью математики в развитии
общества в целом и в развитии интеллекта, формировании личности каждого человека.
Многим людям в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты,
пользоваться общеупотребительной вычислительной техникой, находить в справочниках и
применять нужные формулы, владеть практическими приемами геометрических измерений и
построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать
вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы.
Настоящая программа включает материал, создающий основу математической грамотности,
необходимой как тем, кто станет учеными, инженерами, изобретателями, экономистами и будет
решать принципиальные задачи, связанные с математикой, так и тем, для кого математика не станет
сферой непосредственной профессиональной деятельности.
В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных
на вовлечение учащихся в математическую деятельность, на обеспечение понимания ими
математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков, умений
проводить рассуждения, доказательства. Наряду с этим в ней уделяется внимание использованию
компьютеров и информационных технологий для усиления визуальной и экспериментальной
составляющей обучения математике.
Программа имеет прикладное и образовательное значение, способствует развитию логического
мышления учащихся, намечает и использует целый ряд межпредметных связей. С целью повышения
познавательной активности учащихся, развития способностей самостоятельного освоения знаний
школьники обеспечены возможностью проводить самостоятельный поиск решения поставленной
проблемы, поиск необходимой и полезной информации.

Основная цель программы: сформировать у школьников представления о математике как о
комплексе знаний и умений, необходимых человеку для применения в различных сферах жизни.
Задачи программы:
Образовательные: расширить представление учащихся о практической значимости
математических знаний, о сферах применения математики в естественных науках, в области
гуманитарной деятельности, искусстве, производстве, быту; сформировать навыки перевода
прикладных задач на язык математики, сформировать устойчивый интерес к математике, как к
области знаний.
Воспитательные: сформировать представление о математике, как о части общечеловеческой
культуры; способствовать пониманию ее значимости для общественного прогресса; убедить в
необходимости владения конкретными математическими знаниями и способами выполнения
математических преобразований для использования в практической деятельности; обеспечить
возможность погружения в различные виды деятельности взрослого человека, ориентировать на
профессии, связанные с математикой.
Развивающие: развивать логическое мышление, творческие способности обучающихся, навыки
монологической речи, умения устанавливать причинно-следственные связи, навыки конструктивного
решения практических задач, моделирования ситуаций реальных процессов, навыки проектной и
практической деятельности с реальными объектами.
В основу программы заложена педагогическая идея моделирования реальных процессов,
обуславливающих применение математических знаний. Созданные модели реальных ситуаций
предусматривают решение учебных задач способом индивидуальной, групповой или коллективной
деятельности, с привлечением информационных ресурсов, помощи родителей или иных взрослых,
обладающих соответствующим опытом.
Реализация программы предусматривает использование в качестве методологической основы
системно-деятельностный подход, проведение занятий в форме кружков, практических работ на
местности и с использованием соответствующего оборудования, поисковых исследований,
различных видов проектной и творческой деятельности.
Программа предназначена подросткам 6 класса для , имеющим определенный запас базовых
математических знаний. Программа рассчитана на реализацию в течение одного учебного года и
рассчитана на 34 академических часа.
Проведение занятий возможно на базе учебного кабинета, оснащенного оборудованием для
использования информационно-коммуникационных технологий.
В основу содержания программы заложены следующие психолого-педагогические принципы:












Доступность и наглядность;
Связь теории с практикой
Учет возрастных особенностей школьников;
Вовлечение обучающихся в активную деятельность
Целенаправленность и последовательность деятельности
Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и
профессионального самоопределения;
Единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного
образования;
Системная организация управления учебно-воспитательным процессом
Учет индивидуальных особенностей развития ребенка в интеллектуальной,
эмоциональной и поведенческой сферах их проявления.
Свободное развитие личности, приобретение жизненного опыта и знаний на собственном
опыте.
Развитие ребенка через навыки общения в социуме, умение договариваться и слушать
друг друга.

В основу содержания программы заложены следующие педагогические задачи:






Формирование навыков позитивного коммуникативного общения
Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогом,
сверстниками, родителями и другими взрослыми людьми для решения общих проблем.
Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и
настойчивости в достижении результата.
Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям для формирования
здорового образа жизни

В основу реализации программы заложены следующая структура педагогической деятельности:
1. Регламентированная деятельность в форме занятий, в которых учитель является
инициатором активности детей, предлагая выполнить составленные им задания.
2. Совместная деятельность педагога с детьми, которая предусматривает постановку и
реализацию совместных задач, постановку учебной проблемы, решение которой обеспечивает
освоение разных видов деятельности, приобщает к опыту поколений, нравственным
ценностям, расширяет представления о практической деятельности человека.
3. Свободная деятельность детей, которая предусматривает свободный выбор темы учебного
исследования, формы деятельности в этом исследовании и формы подачи результатов
исследования. Такая деятельность обеспечивает возможность саморазвития ребенка, его
творческую активность, свободное экспериментирование. Функция педагога здесь
предусматривает создание предметной среды, отвечающей его интересам и имеющей
развивающий характер, а также педагогическое сопровождение его учебной деятельности
(заинтересованное
наблюдения,
консультирование,
личное
участие,
поощрение
самостоятельности)
Основные виды деятельности обучающихся подробно прописаны в календарно-тематическом
плане.
Программа предусматривает развитие личности посредством достижения школьниками
«воспитательных результатов» и «воспитательных эффектов».
Образовательный результат ориентирован на достижение всех трех уровней результатов
внеурочной деятельности:




Школьники приобретают опыт социальных знаний о реальных событиях, с которыми
сталкивается человек в повседневной жизни и практической деятельности.
У школьника формируется позитивное отношение к базовым ценностям общества – человек,
семья, природа, знания, труд, культура.
Каждый школьник приобретает опыт самостоятельного социального действия: взаимодействие
друг с другом, с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной
среде.

Образовательный эффект достигается за счет приобретения практических знаний и опыта
практических действий, способствующих развитию личности школьника, формированию его
компетентности, идентичности.
Реализация программы предусматривает динамику становления и развития интересов
обучающихся от увлеченности до компетентного социального и профессионального
самоопределения.

Планируемые результаты освоения программы курса
УУД

личностные

Формируемые умения








Мотивация к обучению
Самоорганизация и саморазвитие
Познавательные умения
Умений самостоятельно конструировать свои
знания, ориентироваться в информационном
пространстве
Умения и навыки практических действий для
решения практических задач



регулятивные













Средства формирования

o
o

o

Метапредметные результаты
Определять цель деятельности на
o
уроке самостоятельно и с помощью
учителя.
o
Совместно с учителем обнаруживать
и формулировать учебную
проблему.
Планировать учебную деятельность
на уроке и последовательность
o
выполнения действий.
Высказывать свои версии и
предлагать способы их проверки
(на основе продуктивных
o
заданий).
Работая по предложенному плану, o
использовать необходимые средства
(справочные пособия, инструменты, o
подручные средства).
Определять успешность выполнения
своего задания.
Учитывать выделенные учителем
ориентиры действия в новом
учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
Планировать свои действия в
соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации

Организация познавательной
деятельности
Организация парной, групповой,
коллективной творческой
деятельности
Организация практической
деятельности с использованием
оборудования и подручных
средств
подведение к формулировке цели
через зону ближайшего развития
планирование действий для
выполнения учебной задачи,
распределение функций или
ролей внутри группы, коллектива
при содействии учителя
внесение дополнений и корректив
в план действий в случае
отклонения от ожидаемого
результата
прогнозирование результата
деятельности
самоконтроль, взаимоконтроль,
контроль со стороны учителя
оценка результатов деятельности
и побуждение к преодолению
затруднений

Осуществлять итоговый и
пошаговый контроль результатов



o

познавательные
o
навыки решения проблем
творческого и поискового характера,
o

навыки поиска, анализа,
интерпретации и конструирования
информации.
o

навыки выбора наиболее
эффективных способов действий


в сотрудничестве с учителем
ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую
задачу в познавательную;
проявлять познавательную
инициативу в учебном
сотрудничестве
обеспечить расширение границ
поиска информации за счёт
библиотечного центра и
открытого информационного
пространства

умение выполнять различные
роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).

умение координировать свои
усилия с усилиями других.

формулировать собственное
мнение и позицию;

договариваться и приходить к
общему решению в совместной
деятельности

допускать возможность
существования у людей различных
точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию
партнера в общении и
взаимодействии;

стремиться к координации
различных позиций в сотрудничестве

умение с достаточной
полнотой и точностью выражать свои
мысли


коммуникативные

учитывать разные мнения и
интересы и обосновывать
собственную позицию;
o
понимать относительность
мнений и подходов к решению
проблемы;
o
аргументировать свою
позицию и координировать ее с
позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке
общего решения в совместной
деятельности
o
продуктивно разрешать
конфликты на основе учета
интересов и позиций всех его
участников
o
достаточно точно,
последовательно и полно
передавать партнеру необходимую
информацию как ориентир для
построения действия
o
инициативное сотрудничество
в поиске и сборе информации
o
защита проектов
o

Содержание курса
№
п/п
1

Раздел программы
Математика в быту.








2

Кому и зачем нужна математика?
Математика в профессии моих родителей и родственников
(исследовательская работа)
Меблировка комнаты (практическая работа)
Расчет стоимости ремонта комнаты (лабораторная работа)
Домашняя бухгалтерия. Бюджет семьи.
Сколько стоят коммунальные услуги?
Математика и режим дня

Математика в профессии








Колво
часов
9

Из чего складывается заработная плата
Что такое отчет?
Математика в пищевой промышленности
Математика в медицине
Математика в промышленном производстве
Математика в сфере обслуживания.
Математика в спорте

10

Математика и искусство



3

Математика в бизнесе
Экономика бизнеса.
Цена товара. Наценки и скидки.
Деловая игра.





4

Математика и общество

4

Штрафы и налоги
Распродажи
Тарифы
Голосование






5

3

Математика в природе

7

Что и как экономят пчелы?
Теорема Пмфагора и тригонометрия в повседневной жизни. Какова высота
дерева?
«Золотое сечение» - гармония в живой природе
Симметрия вокруг нас






Краткая характеристика модулей программы
Модуль 1 «Математика в быту» построен на основе идеи «образовательного маршрута», в
основе которого лежит познание использования математических правил и закономерностей в
повседневной жизни.
Цель занятий со школьниками состоит в формировании навыков решения практических
вопросов, связанных с применением математических знаний. При этом предполагается решение
следующих задач:




сформировать представления о практических вопросах, связанных с повседневной
жизнью человека и способах их решения;
развивать познавательную и творческую активность учащихся в процессе решения
практических задач, навыки публичных выступлений;
воспитывать интерес учащихся к учебно-исследовательской деятельности.

В основе замысла программы лежит идея погружения учащихся в решение бытовых проблем,
поиска рациональных подходов их решения, изучение опыта решения рассматриваемых вопросов в
ходе совместной деятельности всех участников образовательного процесса (школьников, учителей,
родителей).
Содержание программы построено как «маршрут познания бытовых проблем взрослых» с
элементами учебного исследования. Освоение программы предусматривает ознакомление со
способами решения таких вопросов, как выбор и расстановка мебели в комнате, выбор материалов
для ремонта комнаты, произведение замеров и расчет стоимости ремонта, обсуждение вопросов
конструктивного подхода к расходованию денежных средств, в том числе о способах экономии
природных и материальных ресурсов, исследование вопроса существенных и незначительных
расходов во время коллективных мероприятий, отдыха, роли математики в самоорганизации
школьника.

Содержание учебных занятий предусматривает использование оборудования для практических
и лабораторных работ, актуализацию необходимых математических знаний, постановку проблем,
поиск решения проблем, решения математических задач, в том числе с использованием
математического моделирования данных, выбор темы для проведения учебного исследования
(индивидуально или в группах), консультирование и защиту проведенных исследований.
Подведение итогов деятельности обучающихся по теме можно провести в форме фестиваля с
представлением учебных проектов.
Модуль 2 «Математика в профессии» построен на идеи погружения в деятельность человека
определенной профессии и установления связи этой деятельности с математическими знаниями.
Цель занятий состоит в том, чтобы обучающиеся получили опыт практического применения
математических знаний и умений, определили для себя уровень привлекательности отдельных
профессий, получили возможность ориентации в сферах будущей профессиональной деятельности.
Задачи:
расширить и углубить знания об отдельных аспектах профессиональной деятельности
человека;
обозначить конкретные математические знания, которых наиболее значимы для человека;
сформировать умения выполнять простейшие должностные функции бухгалтера, мастера
производства, продавца, тренера;
исследовать вопрос о необходимости математических знаний для художника, дизайнера,
строителя, менеджера.






Учащиеся решают математические задачи, связанные с профессиональной деятельностью
человека, практические задачи, связанные с функциональными обязанностями отдельных профессий.
Рассматриваемые задачи можно дополнить задачами реальной математики из банка задач по
подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Формулируемые проблемы следует связать с рассмотрением реальных
материалов, используемых в профессиональной деятельности.
Подведение итогов деятельности обучающихся по данной теме можно провести в форме
конкурса эссе по теме: «Моя будущая профессия».
Модуль 3 «Математика в бизнесе» знакомит школьников с отдельными экономическими
понятиями, математическими закономерностями, особенностями построения бизнеса.
Цель занятий состоит в том, чтобы сформировать у школьников основы знаний о таких
понятиях, как рынок, конкуренция, издержки производства, доход, инвестиционные фонды и др.
Задачи:



сформировать у школьников представление о бизнесе, как о системе воспроизводства
капитала;
ориентировать школьников на приобретение математических знаний, необходимых для
предпринимательской деятельности.

Содержание программы состоит из трех основных блоков: информационный, формирующий
умения и деловая игра.
Информационный блок предусматривает ознакомление с основными экономическими
понятиями через систему докладов, сообщений, обсуждений, установления причинно-следственных
связей, составления кластеров и т.п.
Блок, формирующий умения, предусматривает приобретение умений решать практические
задачи.
Третий блок ориентирован на возможность применения приобретенных знаний и умений в ходе
деловой игры, организуемой учителем.

Модуль 4 «Математика и общество» ориентирует обучающихся на освоение экономических
понятий и связанных с ними математических понятий, правил и закономерностей, необходимых
каждому гражданину.
Цель занятий состоит в том, чтобы обучающиеся получили опыт практического применения
математических знаний и умений в ситуациях, с которыми сталкивается каждый человек, осознали
потребность в этих знаниях для успешной социализации и интеграции в экономическое пространство
общества.
Задачи:





сформировать представление о таких правовых понятиях как штраф и штрафные санкции, о
видах штрафов и их размерах;
научить производить вычисления, связанные со скидками в торговле, наценками и
распродажами;
раскрыть содержание понятия «Тариф», рассмотреть вопросы о том, где человек
сталкивается с тарифами, как производятся расчеты с использованием тарифов;
обеспечить воспитание гражданской сознательности в ходе ознакомления с такими
явлениями гражданского общества как «Перепить населения», «Референдум»,
«Голосование» и решения задач, связанными с этими понятиями.

Учащиеся получают некоторые сведения о понятиях из области права, экономики и
юриспруденции. Решение задач, связанных с этими понятиями убедит школьников в том, что
математические знания имеют значение и для гуманитарных сфер деятельности человека.
Данный модуль не предусматривает написания проектов, но призван формировать у учащихся
умения добывать и перерабатывать информацию, в том числе и в открытом информационном
пространстве. На занятиях предусмотрено прослушивание докладов, сообщений, составление
кластеров и синквейнов.
Модуль 5 «Математика в природе» построен на основе идеи «исследовательского
образовательного маршрута», в основе которого лежит познание использования математических
правил и закономерностей в природе.
Цель занятий состоит в том, чтобы исследовать математические закономерности,
наблюдаемые в живой природе.
Важной задачей модуля является формирование у школьников умений работать с
информацией: находить ее в разных источниках, перерабатывать, интерпретировать, сохранять и
передавать.
Способствуя интеграции естественнонаучных и математических знаний, данный модуль
подводит учащихся к пониманию неограниченности человеческого познания, возможности изучения
свойств хорошо знакомых объектов с различных позиций.
Приводимое в модуле содержание может быть изменено или дополнено в соответствии с
запросами и пожеланиями школьников.
Подведение итогов деятельности обучающихся по теме можно провести в форме отчетной
конференции, на которой следует подвести итоги темы и всего курса, отметить достижения
учащихся, провести награждение.

Основное содержание
МОДУЛЬ 1. Математика в быту.

Кому и зачем нужна математика? С чего начинается математика в жизни школьника, взрослого
человека, семьи. В какой профессии математика не нужна? Что развивает математика? Решение задач
на смекалку.
Разметка участка на местности. Какие знания помогут осуществить разметку. Какое
необходимо оборудование. Расчет площади и периметра участка. Расчет стоимости ограждения
участка.
Меблировка комнаты. Какая мебель нужна на кухне, в спальне, в холле, в гостиной? Как
расставить мебель в комнате? Практическая работа с моделями.
Расчет стоимости ремонта комнаты. Ремонт классной комнаты. Выбор материалов для ремонта.
Замеры на местности. Расчет количества расходных материалов. Расчет стоимости ремонта.
Домашняя бухгалтерия. Из чего состоит бюджет? Статьи расходов семьи. Зачем нужны
сбережения? Бюджет семьи с низким уровнем дохода и семьи с высоким уровнем дохода:
составление таблицы расходов и доходов. Бюджет школьника: составление таблицы расходов и
доходов. Сколько стоит семейный отдых? Виды отдыха семьей. Расчеты затрат на отдых. Зачем
нужно просчитывать расходы? Практическое применение составленных таблиц.
Сколько стоит электричество? На что тратит электричество семья. Как можно экономить
электричество? За какой срок окупаются расходы на энергосберегающую лампу? Сколько можно
сэкономить на двух тарифном счетчике? Решение практических задач.
Математика и режим дня. Зачем нужен режим дня? Поможет ли математика составить режим
дня? Когда и сколько нужно отдыхать? Компьютер в жизни школьника: польза или вред?
Чередование видов деятельности школьника. Сколько нужно выполнять домашнее задание? Сколько
школьник учится и сколько отдыхает? Сколько родители работают и сколько отдыхают? Как
отдохнуть от учебной деятельности? Составление режима дня по всем правилам.
МОДУЛЬ 2. Математика в профессии.

Из чего складывается заработная плата? Кто начисляет зарплату? Из чего складывается
зарплата учителя? Как оплачивается отпуск? Как оценить работу школьника, студента? Решение
практических задач.
Что такое отчет? Кто и для чего составляет отчеты? Для чего сводят дебет и кредит?
Математика и статистика. Математическое моделирование отчетов. Решение практических задач.
Математика в пищевой промышленности. Что считает мастер пищевого производства?
Последствия ошибки в просчетах. Решение практических задач.
Математика в медицине. Зачем математика врачу? Фармацевту? Лаборанту? Стандартный вид
числа в лабораторных исследованиях. Как просчитать дозу лекарства? Решение практических задач.
Математика в промышленном производстве. Как используется математика в производстве
автомобилей? Зачем нужен план производства? Выполнение задания сверх плана. Решение
практических задач.
Математика в сфере обслуживания. Группы профессий сферы обслуживания. Профессии
работников торговли и сферы бытовых услуг. Кому и как помогает математика. Заказ товаров на
реализацию в торговой сети, заказ пошива школьной формы для класса.
Математика в спорте. Как может помочь математика достигнуть хороших результатов в спорте?
Решение комбинаторных задач.

Математика и искусство. Как математические знания нужны художнику? Кем был Леонардо да
Винчи – художником или конструктором? Какие математические знания помогут изобразить объект?
Практическое занятие.
МОДУЛЬ 3. Математика в бизнесе.

Экономика бизнеса. Покупатель и продавец. Издержки, стоимость, цена. Спрос и предложение.
Цепочка образования стоимости товара. Доход и прибыль. Рентабельность бизнеса. Составление
кластера из рассмотренных понятий. Оплата услуг и издержки производства. Решение практических
задач.
Цена товара. Наценки и скидки. Решение практических задач.
Деловая игра «Юные бизнесмены»
МОДУЛЬ 4. Математика в обществе.

Штрафы и налоги. Как и за что начисляются штрафы? Штрафы для юридических лиц и для
физических лиц. Как избежать штрафов? Пени. Сколько стоит не платить штраф? Решение
практических задач.
Распродажи. Когда и где бывают распродажи? Кому выгодны распродажи? Повышение и
снижение цены на товар? Решение практических задач.
Тарифы. Что такое тариф? Где встречаются тарифы? Тарифы на цены и услуги. Коммунальные
платежи. Решение практических задач.
Голосование. Референдумы. Перепись населения. Гражданская позиция каждого. Обязательно
ли участие в выборах и референдумах? Может ли зависеть судьба страны от позиции ее гражданина?
Роль личности в истории. Решение практических задач.
МОДУЛЬ 5. Математика в природе.
Что и как экономят пчелы? Правильные многоугольники. Правильный шестиугольник для пчел.
(урок-исследование)
«Золотое сечение» в живой и в неживой природе. Что такое «золотое сечение»? Золотое
сечение вокруг нас. Золотое сечение в архитектуре города Ульяновска. Практическая работа.
Какова высота дерева? Какие математические знания помогут вычислить высоту дерева?
Вычисление высоты дерева или иного объекта на местности (творческая лабораторная работа)
Симметрия вокруг нас. Виды симметрии. Примеры видов симметрии в природе. Решение
практических задач.

Учебно-тематическое планирование

№
п/п
1

Название раздела
Математика в быту

Количество
часов в
авторской
рабочей
программе
9

Кол-во
часов в
настоящей
рабочей
программе
9

2
3
4
5

Математика в профессии
Математика в бизнесе
Математика и общество
Математика в природе
Итого

10
3
5
7
34

10
3
5
7
34

Тематическое планирование

№
п/п

1.

2.

Темы,
раскрыва
ющие
модуль
программ
ы

Кол-во
часов
Основное содержание занятия

1

- обозначить необходимость использования
математики в быту, в профессии, в бизнесе
в ходе обсуждения;
- развивать математическое мышление и
смекалку в ходе решения устных и полу
устных заданий

1

- провести актуализацию математических
знаний, которые помогут осуществить
разметку, провести расчет площади и
периметра участка, стоимости ограждения
участка.
- исследование вопроса о том, какое
необходимо оборудование.

1

- подвести к осмыслению выбора интерьера
для определенной комнаты дома;
- моделировать обстановку комнаты на
бумаге

Кому и
зачем
нужна
математи
ка?

Разметка
участка
на
местност
и

3.

Меблиров
ка
комнаты
(практиче
ская
работа)

1

4.

Расчет
стоимост
и ремонта
комнаты
(лаборато
рная
работа)

- осмысление вида ремонта для классной
комнаты, выбора материалов, расчет
количества расходных материалов и затрат
на ремонт

Домашня
я

1

- ознакомление с понятие «Бюджет»,
статьями расходов каждой семьи;

5.

Характеристика основных видов
деятельности ученика (на уровне
учебных действий)

- знакомятся с презентацией по теме;
- творческая работа в группах: поиск
ответа на вопросы как используется
математика в быту, кем и как
используется математика в профессии,
как помогает математика бизнесмену,
встречаются ли математические
понятия и закономерности в природе;
- решение заданий на смекалку
группами в форме соревнования
- беседа в форме фронтальной работа;
- лабораторная работа: осуществить
разметку участка на местности,
провести расчет площади и периметра
участка, стоимости ограждения участка
- представление расчетов в форме
защиты проекта

- творческая работа в группах по
выбору комнаты дома и интерьера для
комнаты по подготовленному прайслисту (прайс-лист готовит учитель
как образец для дальнейшего
выполнения подобных заданий
учащимися;
- моделирование мебели на клетчатой
бумаге;
– моделирование обстановки комнаты
на ее схеме
- коллективная работа, направленная на
осмысление потребностей для
осуществления виртуального ремонта
комнаты, распределение обязанностей
по подготовке к виртуальному ремонту;
- произведение необходимых замеров
на местности, просчетов потребностей в
материалах для ремонта
- знакомятся с презентацией по теме;
- обсуждение с родителями

бухгалтер
ия.
Бюджет
семьи.
Сколько
стоит
отдохнут
ь?

6.

- осмысление потребностей семьи с низким
уровнем доходов, с высоким уровнем
доходов, осознание потребностей
школьника;
- осознание потребности человека в
организации досуга, осмысление видов
отдыха, сопутствующих затрат, расчет
затрат для разных видов отдыха

потребностей семьи и затрат на эти
потребности (домашнее задание к
уроку);
- творческая работа в группах по
составлению таблицы доходов и
расходов школьника и семей с
различным уровнем дохода;
- организованное обсуждение видов
отдыха всей семьей;
- творческая работа в группах по
интересам, результатом которой станет
мини-проект (необходим доступ к
информационным ресурсам)
- подготовка сообщений о различных
видах ламп и их технических
характеристиках (домашняя
подготовка);
- развитие навыков решения
практических задач – воспитание
рационального подхода к вопросам
энергосбережения

1

- осмысление на что и в каком количестве
расходуется электричество;
- просчет затрат материальных ресурсов на
электричество и сравнительный анализ
результатов

1

- осознание потребности в режиме дня как
возможности сохранить здоровье и многое
успевать;
- осмысление потребностей школьника в
чередовании труда и отдыха;
- ознакомление с нормами СанПина в труде
и отдыхе школьников разного возраста

- обсуждение вопросов, связанных с
режимом дня;
- решение практических задач,
связанных с затратами времени на труд
и отдых школьника, родителей;
- мини-проект по составлению для себя
режима дня на один день или на неделю

Сколько
стоит
электриче
ство?

7.

Математи
ка и
режим
дня

Урокконсульта
ция

1

8.

- консультирование учащихся по вопросам
написания проектов по пройденным темам
на их выбор

- задают вопросы, возникшие в ходе
выполнения или оформления проектов

Урокконсульта
ция

1

9.

- консультирование учащихся по вопросам
написания проектов по пройденным темам
на их выбор

- задают вопросы, возникшие в ходе
выполнения или оформления проектов

Защита
учебных
проектов

1

- защита проектов;
- рефлексия, самооценка и взаимооценка
достижений

- представляют проекты

10.

1

11.

Из чего
складыва
ется
заработна
я плата

- знакомятся с видами зарплат, способами
начисления зарплат;
- приобретают навыки вычисления объема
зарплаты

- просмотр презентации по теме;
- знакомятся с правилами начисления
зарплаты учителя;
- работают в творческих группах по
решению практических задач

1

- осмысление понятия «отчет» в ходе
обсуждения, формирование представления
о математическом моделировании форм
представления отчетов

- обсуждение вопросов, связанных с
понятиями «отчет» и «математическая
модель» под руководством учителя;
-решают практические задачи,
связанные с отчетностью профессии
учителя (отчет по качеству выполнения
контрольной работы классом и
моделирования результатов), с чтением
графиков и диаграмм.

12.

Что такое
отчет?

13.

Математи
ка в
пищевой
промышл
енности

1

- вводная беседа, обеспечивающая
осмысление потребностей в
математических знаниях;
-решение практических задач на части и
проценты

- осознают необходимость
математических знаний в профессии
мастера в пищевом производстве

1

- вводная беседа, обеспечивающая
осмысление потребностей в
математических знаниях;
-решение практических задач на части и
проценты

- осознают необходимость
математических знаний в профессиях
врача, фармацевта, лаборанта;
- развивают умения решать задачи на
части и проценты, приобретают навыки
прочтения результатов обследования и
представления чисел в стандартном
виде
- осознают необходимость
математических знаний;
- развивают умения решать задачи на
производительность труда

14.

Математи
ка в
медицине

1

15.

Математи
ка в
промышл
енном
производ
стве

- вводная беседа, обеспечивающая
осмысление потребностей в
математических знаниях;
-решение практических задач на
производительность труда

1

16.

Математи
ка в
сфере
обслужив
ания.

- вводная беседа, обеспечивающая
осмысление потребностей в
математических знаниях;
-решение практических задач на округление
по недостатку или по избытку

- осознают необходимость
математических знаний;
- развивают умения решать задачи на
округление по недостатку или по
избытку

1

17.

Математи
ка в
спорте

- осознают необходимость
математических знаний;
- развивают умения решать
практические и комбинаторные задачи

1

- вводная беседа, обеспечивающая
осмысление потребностей в
математических знаниях;
- решение практических и комбинаторных
задач
- вводная беседа, обеспечивающая
осмысление потребностей в
математических знаниях;
- выполнение практического задания по
изображению объекта с учетом
математических закономерностей

- слушают сообщение о Леонардо да
Винчи (домашняя подготовка);
- просмотр презентации по теме;
- формирование умения применения
математических закономерностей в
изображении объектов

18.

Математи
ка и
искусство

1

- осмысление профессиональных
предпочтений и изложение их в форме эссе

- пишут эссе

19.

Место
математи
ки в моей
професси
и
Представ
ление
эссе по
теме
«Моя
будущая
професси
я»
Экономик
а бизнеса.

1

- осмысление значимости математических
знаний в будущей профессии каждого из
учащихся

- представляют свои эссе

1

- осмысление понятия «Бизнес» и других
понятий, связанных с бизнесом

- просмотр презентация, раскрывающая
понятие «Бизнес» и иных понятий,
связанных с бизнесом

20.

21.

22.

Цена
товара.
Наценки
и скидки.

23.

Деловая
игра.

1

- осмысление того факта, что повышение
стоимости с последующим понижением на
те же проценты не дает исходной величины;
- развитие навыков решения задач на
проценты

- решение задач практического
характера с последующим осмыслением
результатов, рассмотрение разных
способов решения одной задачи

1

- обеспечить запоминание и осмысление
некоторых экономических понятий;
- развитие умений решать задачи
экономического характера;
- воспитывать умения просчитывать риски
- ознакомление с понятиями «Штраф» и
«Пени», осознание их значения для сфер
деятельности человека;
- развитие навыков решения задач на
проценты;
- воспитание сознательной гражданской
позиции

- разбиваются на команды и
соревнуются в ходе выполнения
заданий

1

- ознакомление с понятием «распродажа», с
ситуациями, когда проводят распродажи;
- развитие навыков решения задач на
проценты

- осознают значение распродаж для
экономии семейного бюджета;
- развивают навыки решения задач на
проценты

1

- ознакомление с понятием «Тариф» и
сферами использования этого понятия;
- решение задач практического содержания

- осознают понятие «Тариф» и
знакомятся со сферами, в которых
используется понятие;
- решают задачи практического
содержания

1

- обсуждение таких гражданско-правовых
событий, как голосование, перепись,
референдум, их значения для жизни
общества;
- развитие навыков решения практических
задач

- заслушивают сообщения по темам
«Голосование», «Перепись населения»,
«Референдум», задают вопросы,
осмысляют их значения для жизни
общества;
- решают задачи практического
содержания

1

- контроль умений и навыков решения задач - Решают на зачет задачи практического
содержания

1

- ознакомление с понятием «Правильный
многоугольник»;
- выполнение практического заданияисследования на выкладывание на
поверхности правильных многоугольников

1

- провести актуализацию математических
знаний, которые помогут осуществить
расчет высоты дерева;

1
24.

Штрафы
и налоги

25.

Распрода
жи

26.

27.

28.

Тарифы

Голосова
ние

Зачет по
теме
«Математ
ика в
обществе
»

29.

Что и как
экономят
пчелы?

30.

Какова
высота
дерева?

- просмотр презентации, раскрывающей
понятия «Штраф» и «Пени»;
- обсуждение действий, приводящих
назначению штрафов и пени, и
действий им противостоящих;
- решение практических задач на
проценты

- просмотр презентации по теме
«Правильные многоугольники»;
- практическая деятельность с
моделями многоугольников на
исследование возможности покрыть
поверхность правильными
многоугольниками и вопроса экономии
расходных материалов;
- анализ результатов и практическое
значение проведенного исследования
- беседа в форме фронтальной работа;
- лабораторная работа: осуществить
замеры и произвести расчет высоты
дерева на местности;

(лаборато
рная
работа)
«Золотое
сечение»
в живой и
в
неживой
природе

31.

- исследование вопроса о том, какое
необходимо оборудование.

- представление расчетов в форме
защиты проекта

1

- защита проектов по теме;
- отработать понятие на примере
практического задания

- представляют учебные проекты;
- ознакомление с проектом Свиязовой
Ольги «Золотое сечение в архитектуре
города Ульяновска»;
- выполняют практическое задание на
исследование наличия золотого сечения
у объекта

1

- защита проектов по теме;
- напомнить правила нахождения
симметрии у объекта, построения объектов,
обладающих симметрией

- представляют учебные проекты;
- решают практические задачи с
использованием известных правил и
закономерностей, связанных с
симметрией

1

-консультирование по вопросам защиты
проектов

- доработка проектов для представления
на итоговой конференции

1

Защита проектов на открытой конференции, - защищают учебные проекты
поощрение, награждение

Симметр
ия вокруг
нас

32.

Урок консульта
ция
Отчетная
конферен
ция

33.

34.

Ожидаемые результаты реализации программы
В результате прохождения программы школьники научатся:
 Находить необходимую информацию в информационных источниках и в открытом
информационном пространстве
 Создавать презентации;
 Распознавать математические понятия и применять их при решении задач практического
характера;
 Решать простейшие комбинаторные задачи путём осмысления их практического значения и с
применением известных правил;
 Применять некоторые приёмы быстрых решений практических задач;
 Применять полученные знания для моделирования практических ситуаций;
 Применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики, на итоговой
аттестации в дальнейшей практической деятельности.

Поиск решения поставленных учебных задач, решения предложенных практических
задач и написания учебных проектов обеспечивает формирование у школьников
способности к:
Целеполаганию (поставка и удержание цели);
Планированию деятельности (составление плана действий, которые приведут к необходимому
результату);
 Моделированию (представление способа деятельности через использование моделей,
представление результата с помощью математической моделей);
 Проявление инициативы в поиске способа (способов) решения задач;



Рефлексированию (видение проблемы; анализ результата деятельности – почему получилось
(не получилось), видение своих трудностей, своих ошибок;
 Организации коммуникативной деятельности в рамках деятельности пары, группы,
коллектива (распределение обязанностей, взаимодействие при решении задач, отстаивание
своей позиции, принятие или аргументированное отклонение других точек зрения).


Программа обеспечивает возможность школьниками достичь следующих предметных
результатов:








Получение представлений об основных изучаемых понятиях, как важнейших
математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и
явления;
Овладение навыками инструментальных вычислений;
Овладение приемами решения практических задач;
Овладение геометрическим языком, умением использовать его для описания предметов
окружающего мира, развитие пространственных представлений, приобретение навыков
практических измерений
Овладение знаниями об экономических и гражданско-правовых понятиях.

Освоение программы дает возможность обучающимся достичь следующих результатов
развития:


В личностном направлении:

1. Умение ясно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл
поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры
2. Умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта
3. Представление о математической науке как о сфере человеческой деятельности
4. Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических
задач
5. Умение контролировать процесс и результат деятельности
6. Способность к эмоциональному восприятию математических объектов, моделей, задач,
решений, рассуждений


В метапредметном направлении:

1. Первоначальные представления об идеях и методах математики как об универсальном языке
науки и практики, о средстве моделирования явлений и процессов
2. Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей
жизни
3. Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения проблем и
представлять ее в понятной форме
4. Умение понимать и использовать математические модели для иллюстрации, интерпретации,
аргументации
5. Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их
проверки
6. Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные
стратегии решения задач
7. Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и находить способы решения учебных и
практических проблем

8. Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач
исследовательского характера.
Содержание программы обеспечивает межпредметные связи:


с уроками информатики: поиск информации в Интернете, создание презентаций;

с уроками русского языка: грамотное оформление своего проекта, написание эссе.
С уроками черчения: изображение объекта.
С уроками экономики: использование экономических понятий в решении учебных и
практических задач.
 С уроками права и обществознания: использование понятий и правовых норм,
законодательных актов в решении учебных и практических задач.




ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Используемая литература:
1. Авторская программа творческого объединения «Математический клуб» для 8-9 классов ФГОС,
2015 составитель: Дорн Л.Н.;
2. Программа развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов «Внеурочная
деятельность» автор: Н. А. Криволапова. — М . : Просвещение, 2012;
3. Пособие для учителей М.Б. Балк, Г.Д. Балк « Математика после уроков» Издательство
«Просвещение» Москва 1971;
4. Книга для учащихся 7-9 классов средней школы Л.Ф. Пичурин «За страницами учебника алгебры»
, Москва, «Просвещение», 1990.
5. Д.В.Григорьева, П.П.Степанова. Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор. – М: Просвещение, 2014 г.
6. Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 класс. – М: Просвещение, 2010 г.
7. В.Горский. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное общее
образование. – М: Просвещение, 2014 г.
Дополнительная литература:
1. Н. Криволапова. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных
способностей учащихся. 5-8 классы. – М: Просвещение, 2013 г.
2. Ю.Баранова, А.Кисляков и др. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся.
Методические рекомендации. М: Просвещение, 2014 г.
3. А.Макеева. Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья. 7-8 классы. – М:
Просвещение, 2013 г.
4. С.Третьякова, А.Иванов и др. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность.
Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни.
Основная школа. – М: Просвещение, 2014 г.
5. Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика / Глав. ред. М.Д.Аксенова; метод. и отв. ред.
В.А.Володин. – М.: Авантаж, 2003. – 688с.
6. Энциклопедия для детей. Том 11. Математика. - М: Аванта +, 1998 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».