Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Основы смыслового чтения» разработана и составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации № 373 от 06.10.2009 г., зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России, Основной образовательной программы начального общего образования, на основе авторской
программы О.Н.Крыловой «Чтение. Работа с текстом».
Данная программа реализуется также в рамках общеинтеллектуального направления развития личности (познание) программы внеурочной
деятельности «Мастерская успеха» являющейся частью организационного раздела Основной образовательной программы начального общего образования
ФГБОУ СОШ №1699 УД Президента РФ»,
Общая характеристика учебного курса
Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий не только проверить уровень понимания текста, но и умение его
анализировать. При работе с текстом прослеживается слияние обучения языку и речи: ученик учится видеть и понимать отдельные языковые
явления и определять их место в системе языка в целом, учится интерпретировать текст.
К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учетом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия.
В систему вопросов для работы с текстом включены вопросы по орфографии, фонетике, лексике и пунктуации. Определяя тип, стиль текста в
соответствии с целью высказывания, различая текст и составляющие его части как единицы речи, определяя общую тему текста, составляя
план, различая абзацы, подбирая антонимы и синонимы к словам, определяя сравнение и олицетворение, вставляя пропущенные орфограммы
и доказывая свой выбор, ученик использует ранее полученные знания на уроках русского языка и литературного чтения.
Работа с текстом способствует обучению учащихся извлекать из текста требуемую информацию, фрагмент, поясняющий некоторую
информацию, обрабатывать ее. В ходе работы развивается внимание к языковой стороне текста, к деталям.
Работая с отдельными словами и словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, ученик тренирует свою
зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.
С целью развития познавательной активности внесены такие виды работы, как заполнение таблицы на основании содержания
прочитанного текста, работа с иллюстративным материалом, работа с фразеологизмами.
При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи.
Цель данного курса – формирование информационно – коммуникативной компетентности школьника – блока умений, направленных
на самостоятельное приобретение знаний с использование различных по характеру и знаковым системам источников информации.
Планируемым результатом обучения могут стать как успешность работы в информационном поле, так и способность включиться в
предметную и общекультурную коммуникацию.
Место курса в учебном плане
Программа данного курса предназначена для учащихся 1-2 классов и рассчитана на четыре года обучения (77 часов, 33 часа в 1 классе и по 34 часа
во 2 классе .Занятия проводятся один раз в неделю. Программа первого класса может быть реализована через содержание учебных предметов или в рамках
кружка
Планируемые результаты освоения курса «Основы смыслового чтения»
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических
ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов,
культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и
заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо
относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными
поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки
на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации
информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания
в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
• понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и
традиций;
• формирование представлений о Родине, ее людях, окружающем мире, культуре, понятий о добре и зле, дружбе и честности,;
• достижение необходимого уровня речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приемами анализа
художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
• использование различных видов чтения (выборочное, поисковое), умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и
специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать нравственную оценку поступков героев;
• умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
• умение использовать простейшие виды анализа различных текстов, устанавливать причинно-следственные связи и определять главную
мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности,
пересказывать произведение;
• умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных
произведений, уметь написать отзыв на прочитанное произведение;
• умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на
основе личного опыта.
1-2 класс
Личностными результатами изучения курса «Работа с текстом» в 1-2 классе является формирование следующих умений:
− Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве
(этические нормы).
− В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать
выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса «Работа с текстом» во 1-2 классе являются формирование следующих универсальных
учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
− Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
− Проговаривать последовательность действий на уроке.
− Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
− Учиться работать по предложенному учителем плану.
− Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
− Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
− Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
− Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
− Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на
уроке.
− Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
− Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или
небольшого текста).
− Слушать и понимать речь других.
− Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
1 класс
Предметные результаты:
Ученик научится:
− воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
− самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
− различать и называть произведения фольклора и литературы, находить в них отражение нравственных ценностей (доброта, любовь к
семье, уважение к близким, забота о старших и младших), факты традиций, быта, культуры разных народов;
− владеть техникой (навыком) слогового плавного (с переходом на чтение целыми словами) осознанного и правильного чтения вслух с
учётом индивидуальных возможностей;
− воспринимать фактическое содержание текста, осмысливать, излагать фактический материал; устно отвечать на вопросы,
подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к фактическому содержанию произведения; участвовать в беседе по
прочитанному. Определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения под руководством учителя;
− определять в произведении хронологическую последовательность событий, восстанавливать последовательность событий в
произведении. Воспроизводить содержание текста по плану под руководством взрослого;
− характеризовать героя произведения, давать элементарную оценку (положительная/отрицательная и почему) его поступкам;
− объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст;
− составлять устное высказывание (5-6 предложений) на заданную тему по образцу (на основе прочитанного или прослушанного
произведения);
− применять читательский опыт в элементарных видах речевой творческой деятельности: выразительное чтение, чтение по ролям,
создание собственных произведений по аналогии с прочитанным;
− ориентироваться в книге/учебнике с опорой на название, автора, содержание, заголовки, иллюстрации;
− выбирать книгу для самостоятельного чтения по совету взрослого;
− рассказывать о прочитанной книге (автор, название, тема).
Ученик получит возможность научиться:
− самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
− самостоятельно находить ключевые слова;
− самостоятельно осваивать незнакомый текст, находить нужную информацию (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу
чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения
2 класс
Предметные результаты:
Ученик научится:
− определять тип, стиль текста в соответствии с целью высказывания,
− озаглавливать текст, определять последовательность пунктов плана, различать абзацы,
− различать и называть произведения фольклора и литературы, находить в них отражение нравственных ценностей (справедливость,
верность, любовь к родному краю, его людям, природе) и факты традиций, быта, культуры разных народов;
− соотносить прочитанные художественные тексты с произведениями других видов искусства. Различать художественные
произведения и научно-популярные тексты;
− владеть техникой (навыком) осознанного и правильного чтения вслух целыми словами с учётом индивидуальных возможностей,
элементарно интонировать при чтении, уметь переходить от чтения вслух к чтению про себя; в зависимости от особенностей текста и
намеченных целей использовать различные виды чтения (изучающее, выборочное);
− воспринимать содержание художественного, научно-популярного, учебного текстов, осмысливать, излагать фактический материал;
отвечать на вопросы в устной форме, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к фактическому содержанию
произведений; участвовать в беседе по прочитанному. Самостоятельно определять тему и под руководством взрослого главную
мысль прочитанного или прослушанного произведения;
− определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить портретные характеристики персонажей.
Пересказывать повествовательный текст (подробно, выборочно), под руководством учителя составлять план повествования
(вопросный, номинативный);
− характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам. Сравнивать героев одного произведения по заданным критериям;
− находить в тексте средства художественной выразительности (звукоподражание, сравнение), понимать их роль в произведении,
использовать выразительные средства языка в собственном высказывании;
− объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словарей;
− составлять устное высказывание на заданную тему по образцу (на основе прочитанного или прослушанного произведения);
− применять читательский опыт в элементарных видах речевой творческой деятельности: выразительное чтение, чтение по ролям,
драматизация, словесное иллюстрирование, рассказ с изменением лица рассказчика, с вымышленным продолжением, создание
собственных произведений по аналогии с прочитанными;
− ориентироваться в книге/учебнике, опираясь на её аппарат (обложку, оглавление, аннотацию, предисловие, иллюстрации);
− выбирать книгу для самостоятельного чтения по совету взрослого, уметь пользоваться систематическим каталогом;
− рассказать о прочитанной книге (автор, название, тема);
− под руководством взрослого обращаться к справочной литературе для получения дополнительной информации в соответствии с
учебной задачей.
Ученик получит возможность научиться:
− .определять главную мысль текста
− .соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи
собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
− .находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова (по словарю учебника) обращаясь за помощью к
учителю, родителям и др.
− .подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
− .подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
− .различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
Содержание курса «Основы смыслового чтения»
1 класс
Работа с текстом художественного произведения. Фактический уровень текста: тема текста, герои, заголовок. Вопросы по фактическому содержанию
художественного текста. Способы толкования значения незнакомых слов: по контексту, с использование словарей. Последовательность событий, план для
пересказа. Подробный пересказ текста по опорным словам, предложенному плану, коллективно составленному плану, серии рисунков, на основе вопросов.
Характеристика героя произведения (поступки, причины поведения) под руководством учителя.
Особенности диалогического общения: его цель, соблюдение этических норм; вежливая форма выражения своей точки зрения по обсуждаемой теме
или произведению с опорой на текст и личный опыт.
Монологическое высказывание. Речевое высказывание: ответ на вопрос, высказывание на заданную тему. Культурные нормы речевого
высказывания.
Образная система произведения (без введения понятий): поиск в тексте и понимание значения и роли в тексте средств художественной
выразительности. Средства изображения и выражения чувств героя. Звуковая и смысловая стороны слова.
Сочинение загадки по аналогии, продолжение истории. Составление рассказа по рисункам, серии рисунков. Словесное рисование по эпизодам и
фрагментам прочитанных текстов. Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, слова автора, слова героев, выразительное чтение.
Выбор книг на основе рекомендованного списка. Распределение произведений по темам, жанрам. Выполнение групповых творческих проектов (под
руководством учителя).
Практическое освоение литературных понятий: художественное произведение, читатель, автор (рассказчик), тема, герой, прозаическая и
стихотворная речь.
2 классе
Фольклорные и литературные произведения разных жанров: пословицы, загадки, считалки, небылицы, сказки о животных, бытовые и
волшебные сказки; рассказы, басни, стихотворения, сказки. Нравственно-этические понятия, раскрытые в литературно-художественных
произведениях. Хорошие и плохие поступки героев произведений. Произведения народного творчества.
Восприятие на слух звучащей речи (высказываний собеседника, различных текстов). Цель речевого высказывания. Вопросы по
содержанию прослушанного произведения, составление вопросов по услышанному тексту. Эмоциональный отклик (формулирование своего
впечатления в устном высказывании).
Чтение с установкой на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением.
Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения, темпа чтения, при этом замедление его
или ускорение в соответствии с речевой задачей и целями общения. Виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое.
Прогнозирование содержания текста по заголовку, иллюстрации, имени автора. Стили речи: художественный, учебный, научнопопулярный. Сравнение художественных и научно-познавательных произведений.
Работа с учебными, познавательными текстами. Заглавие произведения, соотнесение заглавия с содержанием. Подробный и выборочный
пересказ учебного и познавательного текста.
Работа с текстом художественного произведения. Фактический уровень текста: тема текста, герои, заголовок, портретные описания
персонажей, диалог.
Способы толкования значения незнакомых слов: по контексту, с использованием словарей и справочной литературы.
Последовательность событий. Эпизод, смысловые части; план текста для пересказа. Пересказ текста подробный, выборочный. Пересказ от
лица героя.
Главная мысль, отношения автора к героям, поступкам, описанной картине (под руководством учителя); ответ на вопрос «Чему учит
произведение?». Сравнение героев одного произведения, характеристика героев (портрет, характер, поступки). Вопросы проблемного
характера, вопросы на установление взаимосвязей.
Особенности диалогического общения: его цель, соблюдение этических норм; вежливая форма выражения своей точки зрения по
обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт.
Монологическое высказывание. Речевое высказывание: ответ на вопрос, рассказ по рисункам, прочитанному тексту, заданной теме, о
книге с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания. Структура речевого
высказывания.
Образная система произведения (без введения понятий): средства художественной выразительности, их значение и роль в тексте.
Звуковая и смысловая стороны слова.
Рассказ по рисункам и иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов. Придумывание сказок и
составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью
вопросов учителя).
Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование; выразительное чтение, устное словесное
рисование; творческий пересказ (от лица героя).
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).
Практическое освоение литературных понятий: художественное произведение, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки,
мысли); отношение автора к герою (с помощью учителя). Общее представление о композиционных особенностях построения волшебной
сказки. Прозаическая и стихотворная речь, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Выполнение групповых
творческих проектов (под руководством учителя).
Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы
«Основы смыслового чтения» в 1 классе
( по тетради «Чтение. Работа с текстом» О.Н.Крылова)
№
п/п
1
Тема урока
«Спала кошка на
крыше…» Л.Толстой
Основные виды
учебной деятельности учащихся
Самостоятельное чтение текста. Определение количества предложений.
Анализ содержания текста. Поиск информации в тексте по вопросам и
на основе иллюстрации.
2
«Спала кошка на
крыше…» Л.Толстой
Самостоятельное чтение текста. Определение количества предложений.
Анализ содержания текста. Поиск информации в тексте по вопросам и
на основе иллюстрации.
3
«Была у Насти
кукла…»
Л.Толстой
Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Поиск
информации в тексте по вопросам и на основе иллюстрации.
4
«Медведь» По
Е.Чарушину
Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Поиск
информации в тексте по вопросам и на основе иллюстрации.
Нахождения значения слова.
5
«Хотела галка пить…»
Л.Толстой
Самостоятельное чтение текста. Соотносить заглавие рассказа с темой и
главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Последовательность
событий. Деление слов для
переноса.
6
«Старик сажал
яблони…»
Л.Толстой
Определять главную мысль произведения Самостоятельное чтение текста.
Анализ содержания текста. Поиск информации в тексте
по вопросам и на основе иллюстрации
7
«Лиса» По
Е.Чарушину
Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Поиск
информации в тексте по вопросам и на основе иллюстрации. Деление слов
для переноса. Определение значения слова.
8
Комплексная работа
№1
Определение уровня овладения ключевыми умениями (сформированность
навыков чтения, умение работать с текстом, понимать и выполнять
инструкции), позволяющие успешно
продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе
обучения
9
Самостоятельное чтение текста. Анализ
«Весной скворец весь
горит…» А.Тихонов
10
«Весной скворец весь
горит…» А.Тихонов (
продолжение)
содержания текста, озаглавливание.
Нахождение предложений по цели высказывания. Описание
характеристика героев.
Соотношение слова и картинки. Совершенствование навыков
чтения.
Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста,
озаглавливание. Нахождение предложений по цели высказывания.
Описание и характеристика героев. Соотношение слова и
картинки. Совершенствование навыков чтения.
и
11
Хороша весна в
лесу…» А.Тихонов
Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста Определение
главной мысли произведения. Выписывать из текста вопросительные
предложения.
12
«Пошла Катя по утру
по грибы…» По Л.
Толстому
Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Поиск
информации в тексте по вопросам и на основе иллюстрации.
Написание имен собственных. Подбор к словам синонимов. Определение
последовательности событий.
13
Комплексная работа
№2
Демонстрировать свои знания; уметь работать по плану; проверять
полученный результат.
14
«Слон» Е.Чарушин
Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Отработка
правильного чтения слов. Поиск информации в тексте по вопросам.
Соотношение картинок с содержанием текста. Образование новых
слов с новым значением. Определение последовательности событий
по картинкам.
15
«Надя приехала к
бабушке в колхоз…»
Самостоятельное чтение текста. Анализ
содержания текста. Поиск информации в тексте
Я.Тайц
по вопросам и на основе иллюстрации. Определение главного героя
произведения.
Определение последовательности событий по картинкам.
16
«Издали горы кажутся
строгими…»
А.Тихонов
Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Определение
заголовка текста по содержанию . Написание слов с ъ знаком.
17
«Охотился кит как-то
близ устья реки…»
С.Сахарнов
Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Отработка
навыка правильного чтения. Выбор названия. Ответы на вопросы. Запись
предложений по схеме.
Составление
из
слов
предложения,
запись.
Определение
последовательности событий по картинкам.
18
«Всё здесь» Я.Тайц
Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Нахождение
предложений по цели высказывания. Определение участников разговора,
запись диалога
19
«Просто старушка»
В.Осеева
Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Отработка
навыка правильного чтения. Выбор названия. Отвечать на вопросы по
содержанию, словами
текста
20
«По пояс» По Я.Тайцу
Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Определение
главной мысли текста. Отработка навыка правильного чтения.
Составление предложения по схеме, запись.
Работа с пропущенными буквами на изученные правила.
21
«По пояс» По Я.Тайцу
( продолжение)
Самостоятельное чтение текста. Анализ
содержания текста. Определение главной мысли текста. Отработка навыка
правильного чтения.
Составление предложения по схеме, запись. Работа с пропущенными
буквами на изученные
правила.
Демонстрировать свои знания; уметь работать по плану; проверять
полученный результат.
22
Комплексная работа
№3
23
Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Определение
«Зимой» С.Редозубов и главной мысли текста. Отработка навыка правильного чтения. Работа с
др.
пропущенными буквами на изученные правила. Определение
последовательности событий по картинкам.
24
«Почему с тополей
падает снег?» По
материалам
энциклопедии
«Хочешь знать
почему?»
25
Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Отработка
«Дома у бабушки были навыка правильного чтения.. Выделение участников диалога, запись.
куры…» Я.Тайц
Краткие ответы на вопросы. Составление предложения из группы слов,
запись. Образование новых слов, противоположных по значению.
Нахождение
главных членов в предложении. Главная мысль текста.
26
«Что касается
сообразительности…»
А.Тихонов
Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста.
Работа с пропущенными буквами на изученные правила. Подбор к
словам синонимов
Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста.
Отработка
навыка
правильного
чтения.
Определение
последовательности событий по картинкам. Поиск информации в
тексте по вопросам и на основе иллюстрации
27
«По грибы» Я.Тайц
Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста.
Нахождение слов антонимов. Работа с пропущенными буквами на
изученные правила.
Определение главной мысли текста.
28
«Три товарища»
В.Осеева
Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста.
Отработка навыка правильного чтения. Определение
последовательности событий по картинкам. Определение темы и главной
мысли текста. Ответы на вопросы. Нахождение вопросительных
предложений. Выбор слов близких по значению. Работа с пропущенными
буквами на изученные правила.
29
«Собака – близкий
родственник волку…»
Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста.
Отработка навыка правильного чтения. Работа с пропущенными
буквами на изученные правила. Подбор к словам синонимов.
Выбор названия произведения.
По И.Шустовой
30
«Издали на лесной
опушке…» По
Н.Юрцевичу
31
«Дедушка
рассказывал…»
По Н.Юрцевичу
Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста.
Определение темы и главной мысли текста
Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Отработка
навыка правильного чтения. Работа с пропущенными буквами на
изученные правила. Понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём
информацию. Формулировать несложные выводы, основываясь на тексте;
находить аргументы, подтверждающие вывод.
32
Контрольная работа по
промежуточной
аттестации
Демонстрировать свои знания; уметь работать по плану; проверять
полученный результат.
Проверка предметных и универсальных учебных умений.
33
Итоговое занятие
Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно
усвоить, осознание
качества и уровня усвоения.
Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы
«Основы смыслового чтения» в 2 классе
( по тетради «Чтение. Работа с текстом» О.Н.Крылова)
№
Тема
урока
1
Работа над
текстом
И.Соколова –
Микитова «В
лесу».
2
Работа
текстом
Осеевой
«Плохо»
над
В.
Основные виды
учебной деятельности учащихся
Предметные
Метапредметные
Умение правильно читать Определять и формулировать цель
сложные слова, ставить
деятельности на уроке, учиться
ударение в словах,
высказывать
своё
предположение
определять тему текста.
(версию) на основе работы с
иллюстрацией
учебника, делать выводы в результате
совместной работы всего класса, оформлять
свою мысль в устной и
письменной речи
Уметь дополнять диалог
Определять и формулировать цель
словами из текста,
деятельности на уроке, учиться
высказывать свое
высказывать
своё
предположение
отношение к герою,
(версию) на основе работы с
определять
иллюстрацией
последовательность
учебника, делать выводы в результате
событий
совместной работы всего класса, оформлять
свою мысль в устной и
письменной речи
Определять и формулировать цель
деятельности на уроке с помощью учителя
и самостоятельно, проговаривать
последовательность действий на уроке,
отличать новое от уже известного с
помощью учителя, находить ответы на
вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию,
полученную на уроке.
3
Работа над
текстом
Л.Толстого
«Два товарища»
Уметь определять
главную мысль,
делить слова для
переноса,
восстанавливать
последовательнос
ть событий.
4
Работа над
текстом В.
Бурлакова «На
рассвете»
Определять и формулировать цель
деятельности на уроке с помощью учителя
и самостоятельно, проговаривать
последовательность действий на уроке,
отличать новое от уже известного с
помощью учителя, находить ответы на
вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию,
полученную на уроке.
5
Работа над
текстом
А.Тихонова
«Где вода, там
жизнь»
Работа над
текстом
С.Михалкова
«Аисты и
лягушки».
Уметь
восстанавливать
последовательнос
ть предложений,
подбирать
заголовок к
тексту,
восстанавливать
последовательнос
ть событий.
Уметь ставить
ударение в словах.
Уметь определять
главную мысль
текста,
восстанавливать
диалог, вставлять
пропущенные
гласные.
Определять и формулировать цель
деятельности на уроке, учиться
высказывать своё предположение (версию)
на основе работы с иллюстрацией
учебника, делать выводы в результате
совместной работы всего класса,
оформлять свою мысль в устной и
письменной речи
Определять и формулировать цель
6
7
Работа над
Уметь подбирать
Принимать и сохранять учебную задачу,
выстраивать речевые высказывания в
устной форме, взаимодействовать с
одноклассниками и учителем.
текстом
И.Пузанова «На
рыбалке».
8
9
10
11
заголовок к
тексту, подбирать
антонимы,
разгадывать
кроссворд по
тексту, подбирать
иллюстрацию к
тексту.
Итоговая работа Умение работать с
за 1 четверть по текстом:
тексту:
подбирать
«Медведко»
заголовок,
Д.Н.Маминавыделять тему
Сибирика
текста, определять
главную мысль
текста,
восстанавливать
последовательнос
ть событий.
Работа над
Уметь подбирать
ошибками.
синонимы,
Работа над
заголовок к
текстом В.
тексту,
Бехревского
восстанавливать
«Мишка под
последовательнос
деревом»
ть событий по
иллюстрациям.
Работа над
Уметь
текстом
восстанавливать
И.Соколова
деформированные
Микитова «На
предложения,
лесной дороге» знать лексическое
значение слова.
деятельности на уроке, учиться высказывать своё
предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией
учебника, делать выводы в результате совместной работы
всего класса, оформлять свою мысль в устной и
письменной речи
Работа с
Определять и формулировать цель
Уметь ставить
Определять и формулировать цель деятельности на
уроке, учиться
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией
учебника, делать выводы в результате совместной работы
всего класса, оформлять свою мысль в устной и
письменной речи
Принимать и сохранять учебную задачу, выстраивать
речевые высказывания в устной форме, взаимодействовать с
одноклассниками и учителем, делать выводы в результате
совместной работы всего класса, оформлять свою мысль в
устной и письменной речи
Принимать и сохранять учебную задачу, выстраивать
речевые высказывания в устной форме, взаимодействовать с
одноклассниками и учителем.
текстом
Л.Яхнина
«Силачи».
ударение в словах,
делить текст на
части, определять
главную мысль,
распределять
слова на группы
по количеству
слогов.
Уметь заполнять
схему по тексту,
расставлять знаки
препинания в
тексте.
деятельности на уроке, учиться
высказывать своё предположение (версию) на основе работы
с иллюстрацией
учебника, делать выводы в результате совместной работы
всего класса, оформлять свою мысль в устной и
письменной речи
Уметь подбирать
заголовок к
тексту, определять
главную мысль
текста,
восстанавливать
деформированное
предложение.
Уметь выполнять
фонетический
разбор слова,
разгадывать
кроссворд,
пользуясь
текстом.
Определять и формулировать цель деятельности на
уроке, учиться
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией
учебника, делать выводы в результате совместной работы
всего класса, оформлять свою мысль в устной и
письменной речи
12
Работа над
текстом
А.Тихонова
«Сороки».
13
Работа с
текстом из
детской
энциклопедии.
14
Работа над
текстом
К.Ушинского
«Играющие
собаки»
15
Итоговая работа Умение работать с
за 2 четверть по текстом:
тексту: «Четыре подбирать
Определять и формулировать цель деятельности на
уроке, учиться
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией
учебника, делать выводы в результате совместной работы
всего класса, оформлять свою мысль в устной и
письменной речи
Определять и формулировать цель деятельности на
уроке, учиться
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией
учебника, делать выводы в результате совместной
работы всего класса, оформлять свою мысль в устной и
письменной речи
Определять и формулировать цель
деятельности на уроке, отличать новое от уже известного с
помощью учителя,
желания»
К.Д.Ушинского
16
Работа над
ошибками.
Работа с
текстом И.
Соколова –
Микитова
«Утром в лесу»
17
Работа над
текстом
Е.Пермяка
«Первая
рыбалка»
18
Работа с
текстом
И.Соколова
– Микитова
«Белка»
заголовок,
выделять тему
текста, определять
главную мысль
текста,
восстанавливать
последовательнос
ть событий.
Уметь исправлять
ошибки.
Сравнивать,
подбирать
однокоренные
слова,
восстанавливать
предложения.
Уметь определять
стиль речи,
восстанавливать
деформированные
предложения,
подбирать
заголовок к
иллюстрации.
Знать типы текста,
давать
характеристику
герою, уметь
списывать текст.
слушать и понимать речь других, оценивать результаты
своей деятельности.
19
Работа над
текстом
С.Михалкова
Уметь подбирать
Определять и формулировать цель деятельности на
антонимы, ставить уроке, учиться
ударение в словах, высказывать своё предположение (версию)
Определять и формулировать цель деятельности на
уроке, учиться
высказывать своё предположение (версию) на основе работы
с иллюстрацией
учебника, делать выводы в результате совместной работы
всего класса, оформлять свою мысль в устной и
письменной речи
Определять и формулировать цель деятельности на
уроке, учиться
высказывать своё предположение (версию) на основе работы
с иллюстрацией
учебника, делать выводы в результате совместной работы
всего класса, оформлять свою мысль в устной и
письменной речи
Определять и формулировать цель деятельности на
уроке, учиться
высказывать своё предположение (версию) на основе работы
с иллюстрацией
учебника, делать выводы в результате совместной работы
всего класса, оформлять свою мысль в устной и
письменной речи
«Не стоит
разгадывать
благодарности». кроссворд,
подбирать
прилагательные.
на основе работы с иллюстрацией учебника, делать выводы
в результате совместной работы всего класса, оформлять
свою мысль в устной и
письменной речи
20
Работа над
текстом
Г.Цыферова
«Жил на свете
слоненок».
Уметь определять
главную мысль,
определять
количество букв и
звуков, давать
характеристику
герою.
Определять и формулировать цель деятельности на
уроке, учиться
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией
учебника, делать выводы в результате совместной работы
всего класса, оформлять свою мысль в устной и
письменной речи
21
Работа с
текстом
В.Кологрива
«Жизнь
кузнечика»
Уметь определять
тип речи, ставить
ударение в словах,
подбирать
антонимы.
Определять и формулировать цель деятельности на
уроке, учиться
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией
учебника, делать выводы в результате совместной работы
всего класса,
оформлять свою мысль в устной и письменной речи
22
Работа с
текстом
С.Аксакова
«Щенок».
Определять и формулировать цель деятельности на
уроке, учиться
высказывать своё предположение (версию) на основе работы
с иллюстрацией учебника, делать выводы в результате
совместной работы всего класса, оформлять свою мысль в
устной и письменной речи.
23
Работа с
текстом
Ш.Перро
«Золушка»
Уметь определять
стиль текста,
лексическое
значение слова,
подбирать
антонимы,
восстанавливать
последовательнос
ть событий.
Уметь составлять
план к тексту,
подбирать
антонимы,
разгадывать
Определять и формулировать цель деятельности на
уроке, учиться
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией
учебника, делать выводы в результате
кроссворд.
24
Итоговая работа Умение работать с
за 3 четверть
текстом: подбирать
заголовок,
выделять тему
текста, определять
главную мысль
текста,
восстанавливать
последовательность
событий.
25
Работа над
ошибками.
Работа с
текстом
Н.Юрцевича
«Красавица
русских лесов»
26
Работа над
текстом
С.Юцзунь
«Светлячок и
Муравей»
Уметь определять
стиль текста,
лексическое
значение слова,
подбирать
антонимы,
восстанавливать
последовательность
событий.
Определять главную
мысль текста,
подбирать заголовок
к тексту, оформлять
обложку.
27
Работа над
текстом
В.Танасийчук
«Лосось».
Определять стиль
текста,
разгадывать
кроссворд,
совместной работы всего класса,
оформлять свою мысль в устной и письменной
речи.
Определять и формулировать цель
деятельности на уроке, отличать новое от уже
известного с помощью учителя, слушать и понимать
речь других, оценивать результаты своей деятельности.
Определять и формулировать цель деятельности
на уроке, учиться
высказывать своё предположение (версию) на основе
работы с иллюстрацией
учебника, делать выводы в результате совместной
работы всего класса, оформлять свою мысль в устной и
письменной речи
Определять и формулировать цель деятельности
на уроке, учиться
высказывать своё предположение (версию) на основе
работы с иллюстрацией
учебника, делать выводы в результате совместной работы
всего класса,
оформлять свою мысль в устной и письменной
речи
Определять и формулировать цель деятельности
на уроке, учиться
высказывать своё предположение (версию) на основе
работы с иллюстрацией
определять
границы
предложения.
Подбирать
заголовок к тексту,
подбирать
синонимы,
определять стиль
текста,
восстанавливать
предложения.
Работа над
Уметь определять
арабской
жанр
народной
произведения,
сказкой «Хлеб и подбирать
золото»
синонимы.
Определять и формулировать цель деятельности
на уроке, учиться
высказывать своё предположение (версию) на основе
работы с иллюстрацией
учебника, делать выводы в результате совместной работы
всего класса,
оформлять свою мысль в устной и письменной
речи
Определять и формулировать цель деятельности
на уроке, учиться
высказывать своё предположение (версию) на основе
работы с иллюстрацией
учебника, делать выводы в результате совместной
работы всего класса, оформлять свою мысль в устной и
письменной речи
30
Работа с
текстом
К.Ушинского
«Гадюка»
Знать виды
жанров
произведений,
уметь подбирать
синонимы.
Определять и формулировать цель деятельности
на уроке, учиться
высказывать своё предположение (версию) на основе
работы с иллюстрацией
учебника, делать выводы в результате совместной
работы всего класса, оформлять свою мысль в устной и
письменной речи
31
Работа с
текстом
М.Садовского
«Зима на
колесах»
Знать что такое
синонимы, знать
стили текста.
Определять и формулировать цель деятельности
на уроке, учиться
высказывать своё предположение (версию) на основе
работы с иллюстрацией
учебника, делать выводы в результате совместной работы
всего класса,
28
29
Работа с
текстом
В.Коржикова
«Прогулка по
лесу»
учебника, делать выводы в результате совместной
работы всего класса, оформлять свою мысль в устной и
письменной речи
оформлять свою мысль в устной и письменной
речи
32
Работа над
текстом В.
Осеевой «Кто
хозяин?»
Уметь составлять
диалог, подбирать
заголовок.
Определять и формулировать цель деятельности
на уроке, учиться
высказывать своё предположение (версию) на основе работы
с иллюстрацией
учебника, делать выводы в результате совместной работы
всего класса, оформлять свою мысль в устной и
письменной речи
33
Итоговая работа
за год по тексту
И.Соколова –
Микитова
«Лоси»
Умение работать с
текстом: подбирать
заголовок,
выделять тему
текста, определять
главную мысль
текста,
восстанавливать
последовательнос
ть событий.
Определять и формулировать цель
деятельности на уроке, отличать новое от уже известного
с помощью учителя, слушать и понимать речь других,
оценивать результаты своей деятельности.
34
Работа над
текстом басни
И.Крылова
«Кукушка и
Петух»
Знать стили
текста, уметь
подбирать
заголовок к
тексту.
Определять и формулировать цель деятельности
на уроке, учиться
высказывать своё предположение (версию) на основе работы
с иллюстрацией
учебника, оформлять свою мысль в устной и письменной
речи
Учебно-методическое обеспечение:
Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом: 1 класс / О.Н.Крылова. –27-е изд.- перераб и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2021. – 109 с. (Серия
«Учебно – методический комплект»)
Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом: 2 класс / О.Н.Крылова. – 45-е изд.- перераб и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2022. – 109 с. (Серия
«Учебно – методический комплект»)