Содержание курса ВВЕДЕНИЕ. О ШЕСТИ СОСТАВЛЯЮЩИХ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ Содержание курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» представлено шестью модулями, в число которых входят читательская грамотность, математическая грамотность, естественно-научная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Читательская грамотность «Читательская грамотность – способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». Читательская грамотность – основа формирования функциональной грамотности в целом. Особенность этого направления в том, что читательская грамотность формируется средствами разных учебных предметов и разными форматами внеурочной деятельности. Модуль «Читательская грамотность» в рамках курса предусматривает работу с текстами разных форматов сплошными, несплошными, множественными), нацелен на обучение приемам поиска и выявления явной и скрытой, фактологической и концептуальной, главной и второстепенной информации, приемам соотнесения графической и текстовой информации, приемам различения факта и мнения, содержащихся в тексте. Занятия в рамках модуля предполагают работу по анализу и интерпретации содержащейся в тексте информации, а также оценке противоречивой, неоднозначной, непроверенной информации, что формирует умения оценивать надежность источника и достоверность информации, распознавать скрытые коммуникативные цели автора текста, в том числе манипуляции, и вырабатывать свою точку зрения. Математическая грамотность Фрагмент программы внеурочной деятельности в части математической грамотности разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учетом современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, Концепции развития математического образования в Российской Федерации и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. Функциональность математики определяется тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения. Без математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку приходится выполнять расчеты и составлять алгоритмы, применять формулы, использовать приемы геометрических измерений и построений, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, принимать решения в ситуациях неопределенности и понимать вероятностный характер случайных событий. Формирование функциональной математической грамотности естественным образом может осуществляться на уроках математики, причем как в рамках конкретных изучаемых тем, так и режиме обобщения и закрепления. Однако менее формальный формат внеурочной деятельности открывает дополнительные возможности для организации образовательного процесса, трудно реализуемые в рамках традиционного урока. Во-первых, это связано с потенциалом нетрадиционных для урочной деятельности форм проведения математических занятий: практические занятия в аудитории и на местности, опроси изучение общественного мнения, мозговой штурм, круглый стол и презентация. Во-вторых, такой возможностью является интеграция математического содержания с содержанием других учебных предметов и образовательных областей. В данной программе предлагается «проинтегрировать» математику с финансовой грамотностью, что не только иллюстрирует применение математических знаний в реальной жизни каждого человека и объясняет важные понятия, актуальные для функционирования современного общества, но и создает естественную мотивационную подпитку для изучения как математики, так и обществознания. Естественно-научная грамотность и неурочной Задачи формирования естественно-научной грамотности в рамках как урочной, так грамотности, деятельности в равной мере определяются смыслом понятия естественно-научной сформулированным в международном исследовании PISA: «Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями. Естественно-научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей: научно объяснять явления; демонстрировать понимание особенностей естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов». Вместе с тем внеурочная деятельность предоставляет дополнительные возможности с точки зрения вариативности содержания и применяемых методов, поскольку все это в меньшей степени, чем при изучении систематических учебных предметов, регламентируется образовательным стандартом. Учебные занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности могут проводиться в разнообразных формах в зависимости от количественного состава учебной группы (это совсем не обязательно целый класс), ресурсного обеспечения (лабораторное оборудование, медиаресурсы), методических предпочтений учителя и познавательной активности учащихся. Финансовая грамотность Формирование финансовой грамотности предполагает освоение знаний, умений, установок и моделей поведения, необходимых для принятия разумных финансовых решений. С этой целью в модуль финансовой грамотности Программы включены разделы «Школа финансовых решений» (5—7 классы) и «Основы финансового успеха» (8—9 классы). Изучая темы этих разделов, обучающиеся познакомятся с базовыми правилами грамотного использования денежных средств, научатся выявлять и анализировать финансовую информацию, оценивать финансовые проблемы, обосновывать финансовые решения и оценивать финансовые риски. Занятия по программе способствуют выработке умений и навыков, необходимых при рассмотрении финансовых вопросов, не имеющих однозначно правильных решений, требующих анализа альтернатив и возможных последствий сделанного выбора с учетом возможностей и предпочтений конкретного человека или семьи. Содержание занятий создает условия для применения финансовых знаний и понимания при решении практических вопросов, входящих в число задач, рассматриваемых при изучении математики, информатики, географии и обществознания. Глобальные компетенции Направление «глобальные компетенции» непосредственно связано с освоением знаний по проблемам глобализации, устойчивого развития и межкультурного взаимодействия, изучение которых в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования входит в программы естественно-научных, общественно-научных предметов и иностранных языков. Содержание модуля отражает два аспекта: глобальные проблемы и межкультурное взаимодействие. Организация занятий в рамках модуля по «глобальным компетенциям» развивает критическое и аналитическое мышление, умения анализировать глобальные и локальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения, объяснять сложные ситуации и проблемы, оценивать информацию, а также действия людей и их воздействие на природу и общество. Деятельность по формированию глобальной компетентности обучающихся позволяет образовательные и воспитательные задачи, ориентируя школьников с учетом их возраста решать и познавательных интересов на современную систему научных представлений о взаимосвязях человека с природной и социальной средой, повышение уровня экологической культуры, применение знаний из социальных и естественных наук при планировании своих действий и поступков и при оценке их возможных последствий для окружающей среды и социального окружения. Креативное мышление Модуль «Креативное мышление» отражает новое направление функциональной грамотности. Введение этого направления обусловлено тем, что сегодня, как никогда раньше, общественное развитие, развитие материальной и духовной культуры, развитие производства зависят от появления инновационных идей, от создания нового знания и от способности его выразить и донести до людей. Привычка мыслить креативно помогает людям достигать лучших результатов в преобразовании окружающей действительности, эффективно и грамотно отвечать на вновь возникающие вызовы. Именно поэтому креативное мышление рассматривается как одна из составляющих функциональной грамотности, характеризующей способность грамотно пользоваться имеющимися знаниями, умениями, компетенциями при решении самого широкого спектра проблем, с которыми современный человек встречается в различных реальных ситуациях. Задача и назначение модуля – дать общее представление о креативном мышлении и сформировать базовые действия, лежащие в его основе: умение выдвигать, оценивать и совершенствовать идеи, направленные на поиск инновационных решений во всех сферах человеческой жизни. Содержание занятий направлено на формирование у обучающихся общего понимания особенностей креативного мышления. В ходе занятий моделируются ситуации, в которых уместно и целесообразно применять навыки креативного мышления, учащиеся осваивают систему базовых действий, лежащих в основе креативного мышления. Это позволяет впоследствии, на уроках и на классных часах, в ходе учебнопроектной и учебно-исследовательской деятельности использовать освоенные навыки для развития и совершенствования креативного мышления. Во всех модулях в последовательно усложняющихся контекстах предлагаются задания, основанные на проблемных жизненных ситуациях, формирующие необходимые для функционально грамотного человека умения и способы действия. Последние занятия каждого года обучения используются для подведения итогов, проведения диагностики, оценки или самооценки и рефлексии. «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ» СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 9 класс Модуль: Читательская грамотность «События и факты с разных точек зрения» 1 2 Смысл жизни (я и моя жизнь) Самоопределение 3 Смыслы, явные и скрытые Модуль: Естественно-научная грамотность «Знания в действии» (5ч) 1 Наука и технологии 2 Вещества, которые нас окружают 3 Наше здоровье 4 Заботимся о Земле Модуль: Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в школе и в жизни» 1 Креативность в учебных ситуациях, ситуациях личностного роста и социального проектирования. Анализ моделей и ситуаций. Модели заданий: инфографика 6 6диалоги (ПС), (ВС), 6 вопросы ме одологии научного по нания (ЕНПр). Выдвижение разнообразных идей. Проявляем гибкость и беглость мышления при решении жизненных проблем. 3 Выдвижение креативных идей и их доработка. Оригинальность и проработанность. В какой жизненной ситуации мне помогла креативность? Моделируем жизненную ситуацию: когда может понадобиться креативность 2 4 От выдвижения до доработки идей. Создание продукта. Выполнение проекта на основе комплексного задания. 5 Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение итоговой работы Модуль: Математическая грамотность «Математика в окружающем мире» 1 2 3 4 В общественной жизни: социальные опросы На отдыхе: измерения на местности В общественной жизни: интернет В домашних делах: коммунальные платежи Модуль: Финансовая грамотность «Основы финансового успеха» 1 2 3 4 Мое образование — мое будущее Человек и работа: что учитываем, когда делаем выбор Налоги и выплаты: что отдаем и как получаем Самое главное о профессиональном выборе: образование, ра бота и финансовая стабильность Интегрированные занятия: Финансовая грамотность+ Математика 1 «Труд, зарплата и налог — важный опыт и урок» Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы будем жить и работать в изменяющемся цифровом мире» 1 Какое общение называют эффективным. Расшифруем «4к» 2 - Общаемся в сетевых сообществах, сталкиваемся со стереотипами, действуем сообща 3 4 - Почему и для чего в современном мире нужно быть глобально компетентным? 5 Действуем для будущего: учитываем цели устойчивого развития ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Они формируются во всех направлениях функциональной грамотности, при этом определенные направления создают наиболее благоприятные возможности для достижения конкретных образовательных результатов. Личностные результаты осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и своего места в мире); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; осознание ценности самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству; проявление интереса к способам познания; стремление к самоизменению; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора установка на активное участие в решении практических задач, осознание важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей; активное участие в жизни семьи; приобретение опыта успешного межличностного общения; готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебноисследовательских, проектных и других творческих работах; проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности; бережного отношения к личному и общественному имуществу; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание личной ответственности за свои поступки в мире; готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; осознание необходимости в формировании новых знаний, в томчисле формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие. Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры: умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности. Метапредметные результаты Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение учиться: ——овладение универсальными учебными познавательными действиями; ——овладение универсальными учебными коммуникативными действиями; ——овладение универсальными регулятивными действиями. Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; способность организовать и реализовать собственную познавательную деятельность; способность к совместной деятельности; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории. Овладение универсальными учебными познавательными действиями: 1) базовые логические действия: владеть базовыми логическими операциями: ——сопоставления и сравнения, ——группировки, систематизации и классификации, ——анализа, синтеза, обобщения, ——выделения главного; владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знако-символических средств; выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев); 2) базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах; 3) работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: 1) общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты решения задачи, выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; 2) совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой. Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: 1) самоорганизация: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение; 2) самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям; 3) эмоциональный интеллект: различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций; 4) принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать все вокруг. Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения). Предметные результаты освоения программы основного общего образования представлены с учетом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе внеурочной деятельности обучающихся по формированию и оценке функциональной грамотности. Занятия по читательской грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области «Русский язык и литература». По учебному предмету «Русский язык»: понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных, официально-деловых, публицистических, художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи: формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста; формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста; овладение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте; представление содержания прослушанного или прочитанного учебно-научного текста в виде таблицы, схемы; комментирование текста или его фрагмента; извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею; анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных речевых высказываний с точки зрения решения коммуникативной задачи; определение лексического значения слова разными способами (установление значения слова по контексту). По учебному предмету «Литература»: овладение умениями смыслового анализа художественной литературы, умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное; умение анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и проблематику произведения; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика, авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и воплощенные в нем реалии; выявлять особенности языка художественного произведения; овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально изученных художественных произведений (в том числе с использованием методов смыслового чтения, позволяющих воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач и удовлетворения эмоциональных потребностей общения с книгой, адекватно воспринимать чтение слушателями, и методов эстетического анализа). Занятия по математической грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по учебному предмету «Математика»: Использовать в практических (жизненных) ситуациях следующие предметные математические умения и навыки: сравнивать и упорядочивать натуральные числа, целые числа, обыкновенные и десятичные дроби, рациональные и иррациональные числа; выполнять, сочетая устные и письменные приемы, арифметические действия с рациональными числами; выполнять проверку, прикидку результата вычислений; округлять числа; вычислять значения числовых выражений; использовать калькулятор; решать практико-ориентированные задачи, содержащие зависимости величин (скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость), связанные с отношением, пропорциональностью величин, процентами (налоги, задачи из области управления личными и семейными финансами), решать основные задачи на дроби и проценты, используя арифметический и алгебраический способы, перебор всех возможных вариантов, способ «проб и ошибок»; пользоваться основными единицами измерения: цены, массы; расстояния, времени, скорости; выражать одни единицы величины через другие; интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных со свойствами рассматриваемых объектов; извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в таблице, линейной, столбчатой и круговой диаграммах, интерпретировать представленные данные, использовать данные при решении задач; представлять информацию с помощью таблиц, линейной и столбчатой диаграмм, инфографики; оперировать статистическими характеристиками: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах числового набора; оценивать вероятности реальных событий и явлений, понимать роль практически достоверных и маловероятных событий в окружающем мире и в жизни; пользоваться геометрическими понятиями: отрезок, угол, многоугольник, окружность, круг; распознавать параллелепипед, куб, пирамиду, конус, цилиндр, использовать терминологию: вершина, ребро, грань, основание, развертка; приводить примеры объектов окружающего мира, имеющих форму изученных плоских и пространственных фигур, примеры параллельных и перпендикулярных прямых в пространстве, на модели куба, примеры равных и симметричных фигур; пользоваться геометрическими понятиями: равенство фигур, симметрия, подобие; использовать свойства изученных фигур для их распознавания, построения; применять признаки равенства треугольников, теорему о сумме углов треугольника, теорему Пифагора, тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей; находить длины отрезков и расстояния непосредственным измерением с помощью линейки; находить измерения параллелепипеда, куба; вычислять периметр многоугольника, периметр и площадь фигур, составленных из прямоугольников; находить длину окружности, плошадь круга; вычислять объем куба, параллелепипеда по заданным измерениям; решать несложные задачи на измерение геометрических величин в практических ситуациях; пользоваться основными метрическими единицами измерения длины, площади, объема; выражать одни единицы величины через другие; использовать алгебраическую терминологию и символику; выражать формулами зависимости между величинами; понимать графический способ представления и анализа информации, извлекать и интерпретировать информацию из графиков реальных процессов и зависимостей, использовать графики для определения свойств процессов и зависимостей; переходить от словесной формулировки задачи к ее алгебраической модели с помощью составления уравнения или системы уравнений, интерпретировать в соответствии с контекстом задачи полученный результат; использовать неравенства при решении различных задач; решать задачи из реальной жизни, связанные с числовыми последовательностями, использовать свойства последовательностей. Занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области «Естественно-научные предметы»: умение объяснять процессы и свойства тел, в том числе в контексте ситуаций практикоориентированного характера; умение проводить учебное исследование, в том числе понимать задачи исследования, применять методы исследования, соответствующие поставленной цели, осуществлять в соответствии с планом собственную деятельность и совместную деятельность в группе; умение применять простые физические модели для объяснения процессов и явлений; умение характеризовать и прогнозировать свойства веществ в зависимости от их состава и строения, влияние веществ и химических процессов на организм человека и окружающую природную среду; умение использовать изученные биологические термины, понятия, теории, законы и закономерности для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов; сформированность представлений об экосистемах и значении биоразнообразия; о глобальных экологических проблемах, стоящих перед человечеством, и способах их преодоления; умение использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа жизни, сбалансированного питания и физической активности; умение противодействовать лженаучным манипуляциям в области здоровья; умение характеризовать принципы действия технических устройств промышленных технологических процессов. Занятия по финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям: освоение системы знаний, необходимых для решения финансовых вопросов, включая базовые финансово-экономические понятия, отражающие важнейшие сферы финансовых отношений; формирование умения устанавливать и объяснять взаимосвязи явлений, процессов в финансовой сфере общественной жизни, их элементов и основных функций; формирование умения решать познавательные и практические задачи, отражающие выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей и социальные взаимодействия в финансовой сфере общественной жизни, в том числе направленные на определение качества жизни человека, семьи и финансового благополучия; формирование умения использовать полученную информацию в процессе принятия решений о сохранении и накоплении денежных средств, при оценке финансовых рисков, при сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг; формирование умения распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающих в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в том числе фишинг); формирование умения с опорой на знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия экономической рациональности (включая вопросы, связанные с личными финансами, для оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных практик); приобретение опыта использования полученных знаний в практической деятельности, в повседневной жизни для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами, определения моделей целесообразного финансового поведения, составления личного финансового плана. Занятия по глобальным компетенциям в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям: освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; формирование предпосылок научного типа мышления; освоение деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов. Занятия по креативному мышлению в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям: способность с опорой на иллюстрации и/или описания ситуаций составлять названия, сюжеты и сценарии, диалоги и инсценировки; проявлять творческое воображение, изображать предметы и явления; демонстрировать с помощью рисунков смысл обсуждаемых терминов, суждений, выражений и т.п.; предлагать адекватные способы решения различных социальных проблем в области энерго и ресурсосбережения, в области экологии, в области заботы о людях с особыми потребностями, в области межличностных взаимоотношений; ставить исследовательские вопросы, предлагать гипотезы, схемы экспериментов, предложения по изобретательству Тематическое планирование № Тема Кол-во Основное часов содержание Основные виды деятельности Формы проведения занятий Образовательные ресурсы, включая электронные (цифровые) Введение в курс «Функциональная грамотность» 1. Введение 1 Знакомство Развить участников мотивациюк программы. целенаправлен Обсуждение ной социально понятий значимой «функциональн деятельности; ая грамотность», стремление «составляющие быть полезным, функционально интерес к й грамотности социальному (читательская, сотрудничеств математическа я, у. естественноСформировать Игры и упражнения, помогающие объединить участников программы, которые будут посещать занятия. Беседа,работа в группах, планирование работы Портал Российской электронной школы (РЭШ, https:// fg.resh.edu.ru/) Портал ФГБНУ ИСРО РАО, Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования научная, финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление). Ожидания каждого школьника и группы в целом от совместной работы. Обсуждение планов и организации работы в рамках программы. внутреннюю позицию личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. Сформировать установку на активное участие в решении практических задач, осознанием важности образования функциональной грамотности учащихся» (http:// skiv.instrao.ru/) Материалы электронного образовательного ресурса издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) Материалы пособий «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» издательства «Просвещение» из на протяжении всей жизни для успешной профессионал ьной деятельности иразвитием необходимых умений; Приобрести опыт успешного межличностно го общения; готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебноисследовательс ких, проектных и других творческих работах Модуль 1: Читательская грамотность «Читаем, соединяя текстовую и графическую информацию» (8 ч) 2. Путешес 1 твуем и познаем мир (Путеше ствие по России) Приемы поиска и извлечения информации разного вида (текстовой, графической) по заданнойтеме Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом. Понимать фактологическу ю информацию Работа в группах «Необыкновенный путешественник»: (http://skiv.instrao. ru) «Люди, сделавшие Землю круглой»: электронный образовательный № Тема Кол - Основное во содержание часо в из различных источников. Приемы выделения главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте Основные Формы виды проведения деятельнос ти занятий Образовательные ресурсы, включая электронные (цифровые) ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv.ru/f unc/) 3. Работа ем над проект ом (Школ ьная жизнь) 1 Приемы работы с множественным текстом по выявлению явной и скрытой информации, представленной в разных частях текста. Приемы выявления визуальной информации, представленной на карте, и приемы сопоставления информации, выявленной в тексте, с информацией, содержащейся Деловая Соотносить игра визуальное изображение с вербальным текстом. Использовать информацию из текста для решения практической задачи «Моя Россия: большое в малом»: Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий.Вып. 1. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Часть 1. – М . , СПб.: «Просвещение», 2020 в графическом объекте (географическая карта, фотография) 4. Хотим участв овать в конкур се (Школ ьная жизнь) 2 Приемы работы с множественным текстом, представленным на сайте. Приемы поиска информации, представленной вербально и визуально, расположенной в разных частях множественного текста Интегрирова ть и интерпретир овать информацию, представленн ую в разной форме и в разных частях текста. Использовать информацию из текста для решения Работа в группах «Конкурс сочинений»: Открытый банк заданий 2020 (http://skiv.instrao. ru) практической задачи 5. 2 По страни цам биогра фий (Велик ие люди нашей страны ) Приемы анализа информации учебно-научного текста (биография), представленно й в виде таблицы. Приемы комментирован ия текста, включающего визуальный объект (фотографию) Выявлять Самостояте фактологическу льное ю информацию выполнение (последовательн работы с ость событий), последующ представленную им в разных частях обсуждение текста. ответов на Выявление роли задания визуальных объектов для понимания сплошного текста «Маршал Победы»: Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Учеб. пособиедля общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Часть 1. – М . , СПб.: «Просвещение», 2020. «Великие имена России»: электронный образовательныйресурс издательства «Просвещени» (https://media.prosv. ru/func/) № Тема Кол- Основное во содержание часо в Основные виды Формы деятельности проведения занятий Образовательные ресурсы, включая электронные (цифровые) 6. Мир моего 2 города (Человек и техничес кий прогресс) Приемы извлечения информации из различных источников (художественн ый и публицистичес кий тексты, заметки с сайта), включающих визуальный объект; ее Устанавливать Игра взаимосвязи расследован между текстами. ие Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу, прогнозировать события, течение «Мост»: открытый банк заданий 2021 года (http://skiv.instrao.ru) осмысление и процесса, оперирование результаты эксперимента ею на основе информации текста. Модуль 2: Естественно-научная грамотность: «Наука рядом» (13 ч) 7. Мои увлечени я 5 Выполнение заданий «Звуки музыки» и «Аня и ее собака» Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения явлений. Проведение и/или интерпретация экспериментов. Работа индивидуаль ноили в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий. Портал Р Э Ш (https://fg.resh.edu. ru) Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao. ru) 8. Растен ияи животн ые в нашей жизни 5 Выполнение заданий «Чем питаются растения» и «Хищные птицы» Получение выводов на основе интерпретации данных (графических, числовых), построение рассуждений. Объяснение явлений с использованием приобретенных знаний. Анализ результатов экспериментов (описанныхили проведенных самостоятельно). Работа индивидуаль ноили в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий. Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao. ru) Естественнонаучная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1: учеб. пособие для общеобразовательн ых организаций / под ред. Г. С. Ковалевой, А. Ю . Пентина. – М. ; СПб.: Просвещение, 2020. 9. Загадоч 3 ные явления Выполнение заданий «Лазерная указка и фонарик» и «Чтотакое снег» Проведение простых исследований и анализ их результатов. Работа в Портал Р Э Ш парахили (https://fg.resh.edu . группах. ru) Презентация результатов исследования. Модуль 3: Креативное мышление «Учимся мыслить креативно» (10 ч) 1 2 . Креативн 2 Общее ое представление о мышлени креативности (на е: Модели примерах и простейших ситуации заданий и бытовых ситуаций). Знакомство с содержательным и тематическими областями Совместное чтение текста заданий. Маркировка текста с целью выделения главного. Совместная деятельность по анализу предложенных ситуаций. Выдвижение идей и обсуждение Работа в парах и малых группах. Презентация результатов обсуждения Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru )Письменное самовыражение: 5 кл., Необычная картина, задание 1,Визуальное самовыражение: 5 кл, Что скрыто за рисунком, задание 2, № Тема Кол - Основное во содержание часо в Основные виды деятельности Формы проведения занятий Образовательные ресурсы, включая электронные (цифровые) различных способов проявления креативности: самовыражение с помощью текстов, рисунков, мимики и пластики, танца и др. решение проблем социального и научного характера. Решение социальных проблем: 5 кл, Класс, задание 2, Решение научных проблем: 5 кл, Изобретаем соревнование, задания1, 2, «Обложка для книги»: электронный образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv.ru /func/) 13 Выдвиж 2 . ение разнооб разных идей Обсуждение проблемы: Для чего бывает нужно выдвигать разные идеи и варианты. Разные, похожие, одинаковые. Совместное чтение текста заданий. Маркировка текста с целью выделения основных требований. Совместная деятельность по анализу предложенных ситуаций. Выдвижение идей и обсуждение причин, по которым требуется Работа в парах и малых группах. Презентаци я результатов обсуждения Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao. ru) Письменное самовыражение: 6 5 кл., Выдуманная страна, задание 1, 6 5 кл., Праздник осени, задание 1, 6 5 кл, Класс, зада/ние 1 проявлять беглость мышления, гибкость и разнообразие мышления. Выполнение теста «Круги» по методике «Вартега», подсчет количества выдвинутых идей и количества различающихся идей. Подведение итогов: что означает выдвигать идеи? - чем отличаются разнообразные идеи? пояснять на Визуальное самовыражение: 6 5 кл., Эмблема для первоклассников, задание 1, Решение социальных проблем 5 кл, Точность – вежливость королей, задание 1 Решение научных проблем 5 кл, Мяч будущего, задание 1 «Парта будущего»: электронный образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https:// media.prosv.ru/func/) « » примерах, когда, при каких условиях требуется предлагать разные варианты решений 1 4 . Выдвиж 2 ение креатив ных идей и их доработ ка Обсуждение проблем: -Для чего нужны нестандартн ые идеи. -Когда и кому бывают нужны креативные идеи? Совместное чтение текста заданий. Маркировка текста с целью выделения основных требований. Совместная деятельность: - по подбору синонимов к слову «оригинальный»; Работа в парах и малых группах Презентац ия результат ов обсужден ия Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru) Письменное самовыражение: 5 кл., Необычная картина, задание 3, Визуальное самовыражение: 5 кл, Улыбка осени, задание 1, - по анализу предложенных ситуаций. Выдвижение идей и обсуждение при-чин, по которым требуется проявлять оригинальность и нестандартность мышления. Подсчет количества оригинальных идей по результатам выполнения теста «Круги» по методике «Вартега». Подведение итогов: – что означает, что идея Решение социальных проблем: 5 кл, Класс, задание 4, 5 кл, Буккроссинг – обмен книгами, задание 4 Решение научных проблем: 5 кл, Прогулка в парке, задание 1, 3 «Вопросы Почемучки»: электронный образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) креативная? Что ее отличает? – как можно выявить оригинальные идеи – пояснять на примерах, когда, при каких условиях требуется предлагать необычные, нестандартные варианты решений 1 5 . От выдвиж ения до доработ ки идей 2 Использование навыков креативного мышления для создания продукта. Выполнение проекта на основе комплексного задания (по выбору учителя): - создание школьной газеты; - создание сюжета для инсценировки в классе; - подготовка праздника осени; - подготовка выставки «Нет вредным Работа в ма- лых группах Презента ция результа тов обсужде ния Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru) По выбору учителя 5 кл., Трудный предмет, 5 кл, Сюжет для спектакля, 5 кл., Праздник осени, 5 кл, Нет вредным привычкам, 5 кл, Изобретаем соревнование, 5 кл, Школа будущего привычкам»; подготовка необычного спортивного соревнования; подготовка выставки «Школа будущего». 1 6 . Диагнос 2 тика и рефлекс ия. Самооц енка Креативное мышление. Диагностическа я работа для 5 класса. Выполнение итоговой работы. Обсуждение результатов. Взаимо- и самооценка результатов выполнения Индив идуаль ная работа. Работа в парах. Портал РЭШ (https:// fg.resh.edu.ru) Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru) Диагностическая работа для 5 класса.Креативное мышление. Вариант 1. День рождения Вариант 2. День игры и игрушки № Тема Кол - Основное во содержание часо в Основные виды Формы Образовательные ресурсы, проведен деятельности включая электронные ия занятий (цифровые) Подведение итогов первой части программы: рефлексивное занятие 1. 17 Подвед 1 . ение итогов первой части програм мы. Самооце нка результ атов деятель ности Самооценка уверенности при решении жизненных проблем. Обсуждение результатов самооценки с целью достижения большей уверенности при решении задач Беседа Оценивать результаты своей деятельности. Аргументиров ать и обосновывать свою позицию. Задавать вопросы, необходимые для Приложение на занятия х по организации функциональной собственной грамотности. деятельности. Предлагать варианты решений поставленной проблемы. Модуль 4: Математическая грамотность: «Математика в повседневной жизни» (16 ч) 18 Путешес 4 . твие и отдых Действия с величинами (вычисления, переход от одних единиц к другим, нахождение доли величины). Действия с многозначными числами. Извлекать Беседа, анализировать, группов интерпретирова ая ть информацию работа, (из текста,индивид таблицы, уальная диаграммы), работа Распознавать математические объекты, (числа, величины, «Петергоф»: открытый банк заданий 2019/2020 (http:// skiv.instrao.ru) Числовая последовательно сть (составление, продолжение). Интерпретация результатов вычислений, данных диаграммы. Решение текстовой задачи, составленной на основе ситуации. фигуры), Описывать ход и результаты действий, Предлагать и обсуждать способы решения, Прикидывать, оценивать, вычислять результат, Устанавливать и использовать зависимости между величинами, данными, Читать, представлять, сравнивать математические объекты (числа, величины, фигуры), Применять правила, свойства (вычислений, нахождения результата), Применять приемы проверки результата, Интерпретировать ответ, данные, Выдвигать и обосновывать гипотезу, Формулировать обобщения и выводы, Распознавать истинные и ложные высказывания об объектах, Строить высказывания, Приводить примерыи контрпримеры, Выявлять сходства и № Тема Кол - Основное во содержание часо в Основные виды Формы деятельности проведения занятий различия объектов, Измерять объекты, Моделировать ситуацию математически. Планировать ход решения задачив 2-3 действия. Образовательные ресурсы, включая электронные (цифровые) 19 Развл . ечени я и хобби 4 Работа с информацией (выбор данных). Решение текстовой задачи. Метод перебора вариантов. Действия с величинами (вычисление, переходот одних единиц к другим, нахождение доли). Прикидка результата выполнения действий с величинами. Многозначные Беседа, групповая работа, индивидуа льная работа «Аккумулятор радиотелефона»: открытый банк заданий 2021 (http://skiv. instrao.ru) числа, действия с натуральными числами. Сравнение долей числа. 2 0 . Здоровье 4 Действия с натуральными числами. Действия с числовой последовательностью (составление, продолжение). Метод перебора возможных вариантов. Соотношения между величинами, размеры объекта. Единицы времени. Зависимости между величинами, прямо пропорциональная зависимость величин при решении задачи. Беседа, групповая работа, индивидуа льная работа «Кросс»: открытый банк заданий 2021 (http://skiv. instrao.ru) «Земляника»: открытый банк заданий 2021 (http://skiv.instr ao. ru) «Спортивный праздник» — в Приложении 2 1 . Домашн 4 ее хозяйств о Размеры реального объекта, единицы длины. Площадь, сравнение площадей данных фигур. Перевод единиц длины и площади. Зависимости между вели- чинами. Деление с остатком, округление результата по смыслу ситуации. Доля числа. Беседа, групповая работа, индивидуа льная работа «Выкладывани е плитки»: открытый банк заданий 2019/2020 (http:// skiv.instrao.ru) № Тема Кол - Основное во содержание часо в Основные виды Формы деятельности проведения занятий Образовательные ресурсы, включая электронные (цифровые) Измерения и объ- ем прямоугольног о параллелепипе да, сравнение объемов, переход от одних единиц объема к дру-гим. Представление данных: чтение и ин-терпретация данных диаграммы. Модуль 5: Финансовая грамотность: «Школа финансовых решений» (8 ч) 22 Собирае 2 . м-ся за покупкам и: что важно знать Финансы. Выявлять и анали- зировать Значение финансо- вую финансовой информацию. грамот- ности. Оценивать Деньги. Виды денег. Наличные и финан- совые проблемы. безналичные Применять деньги. Запланированная финан- совые знания. покупка. Незапланированная покупка. Финансовая выгода. Финансовый риск. Финансовое планирование. Решение ситуативных и проблемны х задач Беседа/ Дискуссия/ Проект/ Игра Комплекс «Спосо- бы оплаты» (2021, 5 класс) Комплекс «Налич- ные и безналич- ные деньги» (2020, 5 класс) (http://skiv.instr ao. ru/bankzadaniy/ finansovayagramotnost) 2 3 . Делае 2 м поку пки: как правиль но выбират ь товары Покупки. Виды покупок. Товар. Планирование покупки товара. Выявлять и анализировать финансовую информацию. Оценивать финансовые проблемы. Применять финансовые знания. Решение ситуативных и проблемных задач Беседа/ Практическая работа/ Работа в парах/ Игра Портал Р Э Ш (https://fg.resh.edu. ru) Комплекс «Интересный журнал» (2022, 5 класс) (http://skiv. instrao.ru) 2 4 . Приобр 2 етаем услуги: знаем, умеем, практик уем Услуга. Планирование покупки услуги. Выявлять и анализировать финансовую информацию. Оценивать финансовые проблемы. Применять финансовые знания. Решение ситуативных и проблемных задач Беседа/Практ ическая работа/Работа группах/Игра Комплекс «Поездка в зоопарк» (2021, 5 класс) (http://skiv. instrao.ru/bankzadaniy/finansovayagramotnost) 2 2 5 . Самое главное о правила х поведен ии грамотн ого покупат еля Финансовое планирование. Экономия денег. Акции на товары и услуги. Скидка на покупку. Правила поведения грамотного покупателя. Выявлять и анализировать финансовую информацию. Оценивать финансовые проблемы. Применять финансовые знания. Решение Комплекс ситуативных и «Прогулка по проблемных магазину» (2020, задач Беседа/ 5 класс) (http:// деловая игра skiv.instrao.ru/bankz adaniy/finansovayagr amotnost) Интегрированные занятия: Финансовая грамотность + Математика (4 ч) 26- «Деньг и 4 27. – не щепки, счетом крепки» «Велоп рокат» Финансовая грамотность: Финансы. Финансовая выгода.Финансо вый риск.Финансовое планирование Финансовая грамотность: Выявлять и анализировать финансовую информацию. Оценивать финансовые про Решение ситуативных и проблемных задач Беседа/ играсоревнование http://skiv.instrao. ru/bank-zadaniy/ finansovayagramotnostКомплекс «Новые джинсы» (2019, 5 класс) « Математическая грамотность: Зависимости «цена – количествостоимость», «скорость-времярасстояние». Измерениеи единицы длины, времени, стоимости, скорости. блемы. Применять финансовые знания Математическая грамотность: Читать текст, разбирать инструкцию и обсуждать ситуации. Выявлять информацию в финансовом контексте. Выявлять зависимости, вычислять стоимость. Комплекс «Велопрокат» (2022, 5 класс) «Экскурсия»: электронный образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) Графически представлять алгоритм. Планировать порядок выполнения действий, составлять арифметическое выражение. Выполнять вычисления с натуральными числами, сравнивать результаты. Конкретизирова ть тариф, выбирать выгодныйтариф. Модуль 6: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы учимся взаи-модействовать и знакомимся с глобальными проблемами» (5 ч) 2 8 . Мы умеем дружит ь 1 Межкультурное взаимодействие: * успешное и уважительное взаимодействие между людьми. Традиции и обычаи: многообразие куль- тур и идентификация с определенной культурой. ** Виды социальных взаимодействий. Дружба в жизни человека Приводить при- меры ситуаций уважительного и неуважительног о, эффективного и неэффективног о, взаимодействи я между людьми. Оценивать последствия этих взаимодействи Беседа / обсуж дение /игрова я деятел ьность / решен ие познав ательн ых задач и разбор ситуац ий Открытый банк заданий 2020 (http:// skiv.instrao.ru) Ситуации «Футбол и дружба», «Случай в гостях» Ситуация «Как подружиться с новенькой» й. Выявлять и оценивать различные мненияи точки зрения о роли дружбы в жизни человека. Аргументирова ть свое мнение о роли дружбы в жизни человека. 2 9 . Общаем 1 сяс однокл ассника ми и живем интерес но Межкультурное взаимодействие: успешное и уважительное взаимодействие между людьми, действия в интересах коллектива. Семья и школа. Основы совместной деятельности. Рольшколы в нашей жизни Выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения о взаимодействи и в школьном коллективе. Объяснять причины возникновения конфликтных ситуаций в школьном коллективе. Обосновывать способыих решения. Беседа / обсужд ение / игрова я деятел ьность / решен ие познав ательн ых задач и разбор ситуац ий Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao. ru) Ситуации «Соседи», «В детском лагере» 30 . 1 Какие проблемы называют глобальн ыми? Что значит быть глобально компетен тным? Глобальные проблемы: изучение глобальных и локальных проблем. Понятие «глобальные проблемы» Приводить примеры глобальных проблем. Объяснять, какие проблемы называются глобальными. Обсуждени е информаци и, предложенн ой руководите лем занятия / решение познаватель ных задач и разбор ситуаций «Разбираем смысл глобальных компетенций»: электронный образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https:// media.prosv.ru/func/) Глобальные компетенции. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Стр. 4–10 Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao. ru) Ситуация «Один в поле воин» 31- Можем 32. ли мы решать глобаль ные пробле мы? Начина ем действо вать. 2 Глобальные проблемы: изучение глобальных и локальных проблем. Глобальные проблемы в нашей жизни Описывать ситуации проявления глобальных проблем на местном (локальном) уровне. Оценивать влияние глобальных проблем на жизнь каждого человека, на развитие общества. Беседа / обсуждение / решение познаватель ных задач и разбор ситуаций Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru) Ситуации«Найденыш »,«Загрязнение Мирового океана» Глобальные компетенции. Сборник эталонных заданий. Выпуск1. Стр. 11–19 Ситуации «Дом для кошек и собак», «Чистая вода» «Добываем марганец в Зедландии»:электронны й образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) http://skiv. instrao.ru Ситуации «Лечим скворца», «Покупаем новое», «Планета будет зеленой» Подведение итогов программы. Рефлексивное занятие 2. 3 3 . Подведе 1 ние итогов програм мы. Самооц енка результа тов деятель ности на занятия х Оценка (самооценка) уровня сформированнос ти функциональной грамотности по шести составляющим. Обсуждение возможных действий, направленных на Оценивать Групповая результаты работа своей деятельности. Аргументироват ь и обосновывать своюпозицию. Осуществлять сотрудничество со сверстниками. Учитывать Для конкретизации проявления сформированности отдельных уровней ФГ используются примеры заданий разного уровня ФГ (http:// skiv.instrao.ru/) повышение уровня ФГ отдельных учащихся и группы в целом. разные мнения. № Тема Кол - Основное во содержание часо в Основные виды деятельности Формы проведени я занятий Образовательные ресурсы, включая электронные (цифровые) 34 Итогов . ое занятие 1 Демонстрация итогов внеурочных занятий по ФГ (открытое мероприятие для школы и родителей). Решение практических задач, успешное межличностного общение в совместной деятельности, активное участие в коллективных учебноисследовательских , проектных и других творческих работах. Просмотр слайд- Театрализо ванное представле ние, фестиваль, выставка работ шоу с фотографиями и видео, сделанными педагогами и детьми во время занятий. Благодарности друг другу за совместную работу.