ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «Рабочая программа по Мировой художественной культуре для 10 класса» составлена на основе 1. Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утверждён приказом Минобразования России от 05.03.2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»). 2. Примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне по искусству. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации (http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart) 3. Программы образовательных учреждений. Мировая художественная культура 10-11 класс (базовый уровень) Составитель Данилова Г.И..- М.: Дрофа, 2017. «Рабочая программа по Мировой художественной культуре для 10 класса» включает шесть разделов: пояснительную записку; календарно-тематическое планирование; характеристику УМК; требования к уровню подготовки учащихся; характеристику контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся; приложения (список литературы, планирование контрольных работ, КИМы). Общая характеристика учебного предмета Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности. Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В связи с этим в программе в рубриках «опыт творческой деятельности» приводится примерный перечень возможных творческих заданий по соответствующим темам. В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость. Программа содержит примерный объём знаний за два года (Х-ХI классы) обучения и в соответствии с этим поделена на две части. В курс Х класса включены следующие темы: «Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций», «Художественная культура Античности», «Художественная культура Средних веков», «Художественная культура средневекового Востока» и «Художественная культура Возрождения».В курс ХI класса входят темы: «Художественная культура Нового времени» и «Художественная культура концаXIX–XX века». Учитывая мировоззренческий и интегративный характер дисциплины, рекомендуется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора учащихся. Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, иностранного языка, частично на уроках естественнонаучного цикла. Образовательные цели и задачи курса: Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей; воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры; освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре; овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение; использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды. изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов; формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации; осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства; постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира; освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение; знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах; интерпретация видов искусства с учётом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия. Воспитательные цели задачи курса: помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры; способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры; подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства; развитие способностей к художественному творчеству. Самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства; создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе. развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе конкретно-чувственного восприятия произведения искусства, развитие способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно – практических конференциях, диспутах, дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их к осознанному выбору профессии. Основные дидактические принципы. Программа предусматривает изучение МХК на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания. Принцип интеграции. Курс МХК интегративен по свое сути, так как рассматривается в общей системе предметов гуманитарноэстетического цикла: литературы, музыки, изобразительного искусства, истории, обществознания. Программа раскрывает родство различных видов искусства, объединённых ключевым понятием художественного образа, в ней особо подчёркнуты практическая направленность предмета МХК, прослеживается его связь с реальной жизнью. Принцип вариативности. Изучение МХК – процесс исключительно избирательный. Он предусматривает возможность реализации на основе различных методических подходов с учётом конкретных задач и профильной направленности класса. Вот почему в программе предусмотрено неотъемлемое право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем (сокращать или увеличивать их количество), выделять крупные тематические блоки, намечать последовательность их изучения. Вместе с тем любой выбор и методическое решение, сделанное учителем, должно соотноситься с образовательным эффектом, не разрушать логики и общей образовательной концепции программы. Максимальный объём тематических разворотов (особенно в старших классах) обусловлен не только увеличением количества часов, но и возможностью выбора. Принцип дифференциации и индивидуализации. Процесс постижения искусства – процесс глубоко личностный и индивидуальный. Он позволяет на протяжении всего учебного времени направлять и развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личным интересам и вкусам. Возможность выбора в основной и профильной школе – залог успешного развития творческих способностей школьников. Место предмета в базисном учебном плане Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов на изучение учебного предмета «Мировая художественная культура» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне. В том числе в 10 и 11 классах по 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю. В соответствии с федеральным базисным учебным планом «Мировая художественная культура» входит в состав учебных предметов, для изучения на ступени среднего (полного) общего образования в ряде профилей, в том числе в социально - гуманитарном и филологическом, а также в образовательных учреждениях универсального обучения. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; устанавливать несложные реальные связи и зависимости; оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства; осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств); использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ; владеть основными формами публичных выступлений; понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности; определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства; осознавать свою культурную и национальную принадлежность. Требования к результатам обучения и воспитания. Личностные результаты проявляются в индивидуальных особенностях, которые развиваются в процессе художественнотворческой и учебной деятельности обучающихся и отражают: сформированность чувства гордости за свою Родину, российскую культуру и искусство, знание их истоков, основных направлений и этапов развития; понимание ценности культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, сформированность основ гражданской идентичности; присвоение художественного опыта человечества в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, обогащение на этой основе собственного духовного мира; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, в процессе творческой деятельности; ответственное отношение к учению, инициативность и самостоятельность в решении учебно-творческих задач; готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов; уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; наличие художественных предпочтений, эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к миру и искусству; освоение ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в общественной жизни школы с учетом региональных, этнокультурных, социальных особенностей; коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в различных видах деятельности; навыки проектирования индивидуальной художественно- творческой деятельности и понимание своей роли в разработке и воплощении коллективных проектов на основе уважения к художественным интересам сверстников. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной практической деятельности учащихся, и отражают умения: самостоятельно ставить новые учебные, познавательные и художественно-творческие задачи и осознанно выбирать наиболее эффективные способы их решения; адекватно оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; осуществлять контроль по результатам и способам действия и вносить необходимые коррективы; устанавливать причинно-следственные связи; рассуждать и делать умозаключения и выводы; владеть логическими действиями определения понятий, обобщения, установления ассоциаций, аналогий и классификации; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью; пользоваться информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ-компетентности); понимать многофункциональность искусства и его значимость для разных областей культуры; роль искусства в становлении духовного мира человека, культурно-историческом развитии человечества, функционировании современного социума; эстетически относиться к окружающему миру (преобразовывать действительность, привносить красоту в окружающую среду, человеческие взаимоотношения); самостоятельно организовывать свой культурный досуг. Предметные результаты изучения искусства в основной школе включают: расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуальное и эмоциональное развитие; развитие устойчивой потребности в общении с искусством в качестве зрителя, слушателя, читателя, в собственной художественнотворческой деятельности в каком-либо виде искусства; присвоение духовного опыта человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства; понимание и оценку художественных явлений действительности во всем их многообразии; общее представление о природе искусств и специфике выразительных средств отдельных его видов; знание основных художественных стилей, направлений и выдающихся деятелей отечественного и зарубежного искусства; развитие художественного мышления, творческого воображения, внимания, памяти, в том числе зрительной, слуховой и другое; овладение умениями и навыками для реализации художественно- творческих идей и создания выразительного художественного образа в каком-либо виде искусства; осознанное применение специальной терминологии для обоснования собственной точки зрения на факты и явления искусства; умение эмоционально воспринимать разнообразные явления культуры и искусства, проявлять интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы; осознанное отношение к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка); воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, владение практическими умениями и навыками, способами художественной деятельности; иметь личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, нравственных ценностях и идеалах, современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни; использование знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучении других предметов, межличностном общении, создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др. Результаты обучения Результаты изучения курса «Мировая художественная культура» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: соотносить изученные произведения с определённой эпохой, стилем, направлением, устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусств, пользоваться различными источниками информации, выполняя учебные и творческие задания. В рубрике «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества. Формы проведения занятий: o o o o урок-лекция; урок – пресс-конференция; комбинированный урок; урок в Историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике. Оценки и формы контроля. 1. Устный контроль: o фронтальный опрос, направленный на диагностику теоретических знаний; o индивидуальный опрос; o собеседование по теме, 2. Письменный контроль: o тестирование, o творческая работа, o письменный ответ, o составление глоссария по изученному материалу, ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен: Знать / понимать: основные виды и жанры искусства; изученные направления и стили мировой художественной культуры; шедевры мировой художественной культуры; особенности языка различных видов искусства. Уметь: узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением. устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства; пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения). Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для: выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; самостоятельного художественного творчества. В курс 10 класса входят темы: «Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций», «Художественная культура Античности», «Художественная культура Средних веков», «Средневековая культура средневекового Востока», «Художественная культура Возрождения». ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (34 часа) Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций Роль мифа в культуре (миф - основа ранних представлений о мире, религии, искусстве. Древние образы и символы (Мировое дерево, Богиня - мать, Дорога и др.). Первобытная магия. Ритуал - основа синтеза слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора. Миф и современность (роль мифа в массовой культуре). Опыт творческой деятельности. Поиск древних образов, символов в фольклоре, в художественной литературе, в современной жизни (мифы политики, ТV и др.) и быте (привычки, суеверия и др). Особенности художественной культуры Месопотамии: монументальность и красочность ансамблей Вавилона (зиккурат, ворота Иштар, дорога Процессий - свидетельство продолжения и завершения традиций древних цивилизаций Шумера и Аккада). Древний Египет культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти. Ансамбли пирамид в Гизе и храмов в Карнаке и Луксоре (мифологическая образность пирамиды, храма и их декора). Гигантизм и неизменность канона. Модель Вселенной Древней Индии ступа в Санчи и храм КандарьяМахадева в Кхаджурахо как синтез ведических, буддийских и индуистских религиозных и художественных систем. "Скульптурное" мышление древних индийцев. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе. Комплекс в Паленке (дворец, обсерватория, «Храм Надписей» как единый ансамбль пирамиды и мавзолея); Теночтитлан (реконструкция столицы империи ацтеков по описаниям и археологическим находкам). Художественная культура Античности Крито-микенская культура. Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя: синтез архитектуры, скульптуры, цвета, ритуального и театрального действия. Панафинейские праздники - динамическое воплощение во времени и пространстве мифологической, идеологической и эстетической программы комплекса. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (гигантизм, экспрессия, натурализм): Пергамский алтарь. Славы и величия Рима - основная идея римского форума как центра общественной жизни. Триумфальная арка, колонна, конная статуя (Марк Аврелий), базилика, зрелищные сооружения (Колизей), храм (Пантеон) - основные архитектурные и изобразительные формы воплощения этой идеи. Раннехристианское искусство. Типы храмов: ротонда и базилика. Христианская символика. Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ образного языка культур Древнего мира. Поиск древнегреческого и древнеримского компонента в отечественной культуре на уровне тем и сюжетов в литературе и изобразительном искусстве, пластических и типологических форм в архитектуре. Составление антологии произведений разных эпох и народов на сюжеты древнего мира и античности. Художественная культура Средних веков София Константинопольская - воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве (воплощение догматов в архитектурной, цветовой и световой композиции, иерархии изображений, литургическом действе). Древнерусский крестово-купольный храм (архитектурная, космическая, топографическая и временная символика). Стилистическое многообразие воплощения единого образца: киевская (София Киевская), владимиро-суздальская (церковь Покрова на Нерли), новгородская (церковь Спаса на Ильине) и московская школы (от Спасского собора Спас - Андронниковского монастыря к храму Вознесения в Коломенском). Икона (специфика символического языка и образности) и иконостас. Творчество Ф. Грека (росписи церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде, иконостас Благовещенского собора в Кремле) и А. Рублева ("Троица"). Ансамбль московского Кремля - символ национального единения, образец гармонии традиционных форм и новых строительных приёмов. Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи (идеалы аскетизма, антагонизм духовного и телесного, синтез культуры религиозной и народной). Готический собор как образ мира. Идея божественной красоты мироздания как основа синтеза каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета (витраж), литургической драмы. Региональные школы Западной Европы (Италия, Испания, Англия и др.). Монодический склад средневековой музыкальной культуры (григорианский хорал, знаменный распев). Опыт творческой деятельности. Выявление общности и различий средневековых культур разных стран и регионов. Поиск образов средневековой культуры в искусстве последующих эпохи и их интерпретация. Участие в дискуссии «Восток глазами Запада». Художественная культура средневекового Востока Китай. Вечная гармония инь и янь – основа китайской культуры. Ансамбль храма в Пекине. Япония. Культ природы – кредо японской архитектуры. Японские сады как сплав мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма. Ближний Восток. Образ рая в архитектуре мечетей и общественных сооружений.Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд) синтез монументальной архитектурной формы и изменчивого, полихромного узора. Воплощение мифологических (космизм) и религиозно - нравственных (конфуцианство, даосизм) представлений Китая в ансамбле храма Неба в Пекине. Сплав философии (дзен - буддизм) и мифологии (синтоизм) в садовом искусстве Японии (сад камней Реандзи в Киото). Опыт творческой деятельности. Выявление общности и различий средневековых культур разных стран и регионов. Поиск образов средневековой культуры в искусстве последующих эпохи и их интерпретация. Участие в дискуссии «Восток глазами Запада». Художественная культура Возрождения Возрождение в Италии. Флоренция - воплощение ренессансной идеи создания «идеального» города (Данте, Джотто, Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, литературно - гуманистический кружок Лоренцо Медичи). Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение. Пантеизм - религиозно - философская основа Гентского алтаря Я. Ван Эйка. Идеи Реформации и мастерские гравюры А. Дюрера. Придворная культура французского Ренессанса - комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр В. Шекспира - энциклопедия человеческих страстей. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения. Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ произведений разных авторов и регионов. Участие в дискуссии на тему актуальности идей Возрождения и гуманистических идеалов. Просмотр и обсуждение киноверсий произведений Шекспира. Художественная культура XVII – XVIII вв.. Стили и направления в искусстве Нового времени - проблема многообразия и взаимовлияния. Изменение мировосприятия в эпоху барокко: гигантизм, бесконечность пространственных перспектив, иллюзорность, патетика и экстаз как проявление трагического и пессимистического мировосприятия. Архитектурные ансамбли Рима (площадь Святого Петра Л. Бернини), Петербурга и его окрестностей (Зимний дворец, Петергоф, Ф.-Б. Растрелли) - национальные варианты барокко. Пафос грандиозности в живописи П.-П. Рубенса. Творчество Рембрандта Х. ван Рейна как пример психологического реализма XVII в. в живописи. Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко («Орфей» К. Монтеверди). Высший расцвет свободной полифонии (И.-С. Бах). Классицизм - гармоничный мир дворцов и парков Версаля. Образ идеального города в классицистических и ампирных ансамблях Парижа и Петербурга. От классицизма к академизму в живописи на примере произведений Н. Пуссена, Ж.-Л. Давида, К.П. Брюллова, А.А. Иванова. Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы: В.-А. Моцарт («Дон Жуан»), Л. ван Бетховен (Героическая симфония, Лунная соната). Романтический идеал и его отображение в камерной музыке («Лесной царь» Ф. Шуберта), и опере («Летучий голландец» Р. Вагнера). Романтизм в живописи: религиозная и литературная тема у прерафаэлитов, революционный пафос Ф. Гойи и Э. Делакруа, образ романтического героя в творчестве О. Кипренского. Зарождение русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка). Социальная тематика в живописи реализма: специфика французской (Г. Курбе, О. Домье) и русской (художники - передвижники, И. Е. Репин, В. И. Суриков) школ. Развитие русской музыки во второй половине XIX в. (П. И. Чайковский). Опыт творческой деятельности. Подготовка рефератов и эссе по персоналиям. Сравнительный анализ художественных стилей, национальных вариантов внутри единого стилевого направления. Участие в дискуссии о роли художественного языка в искусстве, соотношении искусства и реальной жизни («реализм без границ»). Художественная культура XIX в.. Основные направления в живописи конца XIX века: абсолютизация впечатления в импрессионизме (К. Моне); постимпрессионизм: символическое мышление и экспрессия произведений В. ван Гога и П. Гогена, «синтетическая форма» П. Сезанна. Синтез искусств в модерне: собор Святого Семейства А. Гауди и особняки В. Орта и Ф. О. Шехтеля. Символ и миф в живописи (цикл «Демон» М. А. Врубеля) и музыке («Прометей» А. Н. Скрябина). Опыт творческой деятельности. Посещение и обсуждение выставок, спектаклей и др. с целью определения личной позиции в отношении современного искусства. Подготовка сообщений, рецензий, эссе. Участие в дискуссии о современном искусстве, его роли, специфике, и направлениях. Художественная культура XX в.. Художественные течения модернизма в живописи XX века: деформация и поиск устойчивых геометрических форм в кубизме (П. Пикассо), отказ от изобразительности в абстрактном искусстве (В. Кандинский), иррационализм подсознательного в сюрреализме (С. Дали). Архитектура XX в.: башня III Интернационала В.Е. Татлина, вилла «Савой» в Пуасси Ш.-Э. Ле Корбюзье, музей Гуггенхейма Ф.-Л. Райта, ансамбль города Бразилиа О. Нимейера. Театральная культура XX века: режиссерский театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко и эпический театр Б. Брехта. Стилистическая разнородность в музыке XX века: от традиционализма до авангардизма и постмодернизма (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.Г. Шнитке). Синтез искусств особенная черта культуры XX века: кинематограф («Броненосец Потёмкин» С.М. Эйзенштейна, «Амаркорд» Ф. Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн, компьютерная графика и анимация, мюзикл («Иисус Христос - Суперзвезда» Э. Ллойд Уэббер). Рокмузыка (Битлз - «Жёлтая подводная лодка, Пинк Флойд - «Стена»); электро -акустическая музыка (лазерное шоу Ж.-М. Жарра). Массовое искусство. Опыт творческой деятельности. Посещение и обсуждение выставок, спектаклей и др. с целью определения личной позиции в отношении современного искусства. Подготовка сообщений, рецензий, эссе. Участие в дискуссии о современном искусстве, его роли, специфике, и направлениях. 10-11 класс Учебно-методический комплекс Программа Программы для общеобразовательных учреждений « Мировая художественная культура» 5-11 классы .Автор: Данилова Г.И. Москва Дрофа 2011год. Учебник Учебнометодические пособия для учителя Дидактические материалы «Мировая художественная культура» Москва «Дрофа» 2012 год. Автор : Данилова Г. И. Тематическое и поурочное планирование « Мировая художественная культура» Москва «Дрофа»2004год . Автор : Данилова Г.И., « Мировая художественная культура» ЗАО « ИНФОСТУДИЯ ЭКОН» по заказу Министерства образования РФ Методические рекомендации преподавателям. Главный консультант Данилова Г.И. (эл. пособие.) Электронные пособия: « Учимся понимать живопись», « Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», « Шедевры русской живописи», « Учимся понимать музыку», « История древнего мира и средних веков», электронный вариант Уроков МХК « История развития архитектуры и скульптуры» Учебная нагрузка Класс Количество недельных часов Количество годовых часов 10-11 1 34 Календарно-тематический план 10 класс Дата № урока 1 2 3 4 КолГлава во часов 1 I.Художественная культура первобытного 1 общества и 1 древнейших цивилизаций 1 (6 часов) Тема Искусство первобытного человека Художественная культура Древней Передней Азии Архитектура Древнего Египта Изобразительное искусство и музыкаДревнего Египта Домашнее задание Гл.1, творческая мастерская зад.2 стр. 19 Гл.2, творческая мастерская зад.1 стр.31 Гл.3, творческая мастерская зад. 2 стр.38 Гл.4, вопросы и задания 1-3 стр.51 Художественная культура Мезоамерики Контрольный срез по теме «Древние цивилизации» Эгейское искусство Архитектурный облик Древней Эллады Изобразительное искусство Древней Греции 5 6 7 8 9 1 1 1 1 1 10 11 12 1 1 1 Архитектурные достижения Древнего Рима Изобразительное искусство Древнего Рима Театр и музыка Античности 13 1 14 15 1 1 Защита рефератов, проектов по теме «Художественная культура Античности» Мир византийской культуры Архитектура западноевропейского средневековья 16 17 18 1 1 1 19 20 1 1 21 22 1 23 24 1 1 25 1 II.Художественная культура Античности (7часов) III.Художественная культура Средних веков (8 часов) Изобразительное искусство Средних веков Театр и музыка Средних веков Художественная культура Киевской Руси Развитие русского регионального искусства Искусство единого Российского государства. Театр и музыка Контрольная работа по теме «Художественная культура Средних веков» IV. Художественная Художественная культура Индии культура средневекового Художественная культура Китая Востока Искусство Страны восходящего солнца (Япония) (5 часов) Художественная культура исламских стран Гл.5, творческая мастерская зад.1 стр.63 Гл.6,подг. сообщения по темам стр.72 Гл.7, вопросы и задания, 1 стр.83 Гл.8, творческая мастерская зад. 4 стр.91 Гл.9, подг. рефераты по темам стр.102 Гл.10, вопросы и задания стр.109 Гл.11, творческая мастерская зад.4 стр. 117. Подг. к ПОУ«Культура Античности» Гл.12, вопросы и задания стр.128 Гл.13, творческая мастерская зад. 1,3 стр.139 Гл.14, вопросы и задания стр.148 Гл.15, вопросы и задания стр.158. Гл.16, творческая мастерская зад. 1,3 стр. 167 Гл.17, подг. доклады по темам стр.184 Гл.18,19 творческая мастерская зад.3 стр.201; вопросы и задания стр.209Подг. к к/р. «Художественная культура Средних веков» Гл.20, подг. сообщения по темам стр.225 Гл.21, вопросы и задания стр.236 Гл.22, творческая мастерская (по выбору) стр. 248 Гл.23, творческая мастерская зад.1,4 стр.261. Подг. к ПОУ «Художественная культура средневекового Востока» № I II III Обобщающий урок по теме «Художественная культура средневекового Востока» Изобразительное искусство Проторенессанса и Раннего Возрождения Архитектура Итальянского Возрождения 26 1 27 1 28 1 29 30 31 1 1 1 Титаны Высокого Возрождения Мастера венецианской живописи Искусство Северного Возрождения. 32 1 Музыка и театр эпохи Возрождения 33 1 Обобщающий урок по теме «Возрождение» 34 1 Обобщающий урок. V.Художественная культура Возрождения (8 часов) Гл.24, вопросы и задания стр.278 Гл.25, творческая мастерская зад. 6 стр. 293 Гл.26, вопросы и задания стр.309 Гл.27, вопросы и задания стр.325 Гл.28, подг. сообщения по темам стр. 345 Гл.29, вопросы и задания стр.359Подг. к ПОУ «Возрождение» Обобщающий урок по теме «Возрождение» Обобщающий урок. Тематический план по МХК в 10 классе Тема раздела Художественная культура древнего и средневекового Востока Художественная культура Европы: становление христианской традиции Духовно-нравственные основы русской художественной культуры: у истоков национальной традиции Итого: Количество часов 9 16 9 34 Тематический план по МХК в 11 классе № 1 Название раздела Основные течения в европейской художественной культуре 19 начала 20 века часы 10 Художественная культура России 19 века Европа и Америка: Художественная культура 20 века Русская художественная культура 20 века от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам Итого: 2 3 4 2 3 4 № Тема урока Требования стандарта . Базовый уровень Знания и умения дата 1 Поурочное планирование 10 класс 5 Содержание федерального компонента государственного образовательного стандарта 11 6 7 34 6 ОУУН 7 Д/З 8 Контрол ь ЗУН 1 Искусство первобытного человека Знать особенности первобытного искусства; основные виды и жанры. Уметь узнавать изученные произведения 2 I. Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций (6 часов) Художественная культура Древней Передней Азии Знать изученные произведения архитектуры и изобразительного искусства Древней Передней Азии. Уметь узнавать изученные произведения Знать особенности языка различных видов искусств первобытной культуры. Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой. Знать особенности и шедевры художественной культуры Древней Передней Азии Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой. Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением. устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства; пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);использовать приобретенные знания Гл.1, творческая мастерская зад.2 стр. 19 Гл.2, творческая мастерская зад.1 стр.31 Собеседование по теме. 3 Архитектура Древнего Египта Знать архитектурные памятники Древнего, Среднего и Нового царств Египта; Уметь узнавать изученные шедевры архитектуры Древнего Египта Знать особенности языка архитектуры Древнего Египта Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой. 4 Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта 5 Гл.3, творческая мастерская зад. 2 стр.38 Индивидуальн ый опрос Художественная культура Мезоамерики Знать понятие «канон»; особенности изобразительного искусства Древнего Египта. Уметь узнавать изученные шедевры изобразительного искусства Древнего Египта Знать шедевры искусства ацтеков и майя. Уметь узнавать изученные произведения Знать особенности языка изобразительного искусства Древнего Египта Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой. Гл.4, вопросы и задания 1-3 стр.51 Фронтальный опрос Знать шедевры искусства доколумбовской Америки Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой. Гл.5, творческая мастерская зад.1 стр.63 Фронтальный опрос. практической деятельности и повседневной жизни: для выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;самостоятельног о художественного творчества. 6 2 3 №1Контрольн ый срез по теме «Древние цивилизации» 4 5 6 7 II.Художественная культура Античности (7 часов) 7 1 Контрольный срез по теме «Древние цивилизации» Эгейское искусство Истоки крито-мекенской Уметь узнавать изученные культуры и её значение, произведения и соотносить их произведения эгейского с определенной эпохой. искусства, острова Крит, вазопись и основные принципы изобразительной культуры Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением. устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства; пользоваться азличными источниками информации о мировой художественной культуре; Гл.6,подг. сообщения по темам стр.72 8 8 Архитектурный облик Древней Эллады Знать значение художественной культуры Древней Греции; архитектурные сооружения Афин. Уметь узнавать изученные произведения Знать всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции; шедевры художественной культуры, вошедших в сокровищницу мирового искусства. Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой. 9 Изобразительное искусство Древней Греции Изобразительное искусство классического периода, скульптура и вазопись архаики, скульптурные шедевры эллинизма. Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой. 10 Архитектурные достижения Древнего Рима Знать архитектурные сооружения Древнего Рима. Уметь узнавать изученные произведения 11 Изобразительное искусство Древнего Рима Изобразительное искусство этрусков, римский скульптурный портрет, мозаичные и фресковые композиции Знать особенности архитектуры и изобразительного искусства Древнего Рима Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой. Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой. выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения); использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни: для выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; самостоятельного художественного творчества. Гл.7, вопросы и Индивидуальн задания, 1 стр.83 ый опрос. Гл.8, творческая мастерская зад. 4 стр.91 Собеседование по теме. Гл.9, подг. рефераты по темам стр.102 Фронтальный опрос. Гл.10, вопросы и задания стр.109 Индивидуальн ый опрос. 12 13 Защита рефератов, проектов по теме «Художественная культура Античности» 2 3 Знать имена великих трагиков и комедиографов греческого театра. Знать имена, биографию, произведения великих трагиков и комедиографов греческого театра. Гл.11, творческая мастерская зад.4 стр. 117. Подг. к ПОУ«Культура Античности» Мир византийской культуры Тестирование. №2 Художественная культура Античности реферат. 4 5 6 7 III. Художественная культура Средних веков (8 часов) 14 1 Театр и музыка Античности Знать достижения византийской архитектуры; Уметь узнавать изученные произведения Знать особенности языка византийской архитектуры. Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой. Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением. устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства; Гл.12, вопросы и задания стр.128 8 15 Архитектура западноевропейс кого средневековья Знать основные стили архитектуры западноевропейского Средневековья; шедевры архитектуры. Уметь узнавать изученные произведения Знать особенности языка архитектуры западноевропейского Средневековья; Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой. 16 Изобразительное искусство Средних веков Знать особенности скульптуры романского и готического стиля Уметь узнавать изученные произведения Знать особенности языка изобразительного искусства Средних веков. Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой. 17 Театр и музыка Средних веков Знать особенности театрального искусства Средних веков и достижения музыкальной культуры Уметь узнавать изученные произведения Знать особенности языка театрального искусства и музыки Средних веков. Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой. пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения); использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни: для выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; самостоятельного художественного творчества. Гл.13, творческая мастерская зад. 1,3 стр.139 Фронтальный опрос. Гл.14, вопросы и задания стр.148 Индивидуальн ый опрос. Гл.15, вопросы и задания стр.158. Фронтальный опрос. 18 Художественная культура Киевской Руси Знать особенности изобразительного искусства Древней Руси; имена великих художников Древней Руси Уметь узнавать изученные произведения Знать особенности языка живописи Древней Руси; имена и произведения художников различных школ живописи Древней Руси Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой. Гл.16, творческая мастерская зад. 1,3 стр. 167 Собеседование по теме. 19 Развитие русского регионального искусства Знать архитектурные памятники, художественное искусство, ремесло древнерусского государства, Великого Новгорода, ВладимирскоСуздальского, Московского княжества. Уметь узнавать изученные произведения Знать особенности регионального искусства и архитектурный облик Древней Руси Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой. Гл.17, подг. Доклады по темам стр.184 Творческие задания. 20 Искусство единого Российского государства. Театр и музыка Знать искусство периода образования Российского государства, архитектурнохудожественные ансамбли, Теремной дворец московского дворца, становление общерусского стиля в ИЗО, особенности театрального искусства и достижения музыкальной культуры. Уметь узнавать изученные произведения Знать особенности языка архитектуры, театрального искусства и музыки единого Российского государства. Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой. Гл.18,19 творческая мастерская зад.3 стр.201; вопросы и задания стр.209Подг. к к/р. «Художественная культура Средних веков» 21 2 3 №3 Контрольная работа по теме «Художествен наякультура Средних веков» 4 5 6 7 IV. Художественная культура средневекового Востока(5 часов) 22 1 Контрольная работа по теме «Художественная культура Средних веков» Художественная культура Индии Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры индийского зодчества. Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Отражение религиозно-мифологической картины мира в духовной культуре Востока. Шедевры индийского зодчества. Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением. устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства; пользоваться различными источниками информации о Гл.20, подг. сообщения по темам стр.225 8 23 Художественная культура Китая Значение и уникальный характер китайской художественной культуры. Шедевры архитектуры. Значение и уникальный характер китайской художественной культуры. Космологизм – основа китайской культуры. Шедевры архитектуры. Характерные особенности китайского зодчества, его органическая связь с окружающей средой. 24 Искусство Страны восходящего солнца (Япония) Своеобразие и неповторимость искусства Японии. Шедевры японской архитектуры. Своеобразие и неповторимость искусства Японии. Шедевры японской архитектуры. Следование китайским традициям зодчества, выработка собственного стиля архитектуры. 25 Художественная культура исламских стран Исторические корни и значение искусства ислама. Шедевры архитектуры. Исторические корни и значение искусства ислама. Шедевры архитектуры мировой художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения); использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни: для выбора путейсвоего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; самостоятельного художественного творчества. Гл.21, вопросы и задания стр.236 Индивидуальн ый опрос. Гл.22, Фронтальный творческая опрос. мастерская (по выбору) стр. 248 Гл.23, творческая мастерская зад.1,4 стр.261. Подг. к ПОУ «Художественная культура средневекового Востока» Собеседование по теме. 26 1 2 Обобщающий урок по теме «Художественная культура средневекового Востока» 3 Эссе 4 5 6 V.Художественная культура Возрождения (8 часов) 7 8 27 Изобразительное искусство Проторенессанса и Раннего Возрождения Мастера проторенессанса: Джотто, Паоло Учелло.Обращение к сюжетам античной мифологии, жанр портрета. Знать основные произведения мастеров проторенессанса и раннего Возрождения 28 Архитектура Итальянского Возрождения Эстетика итальянского Возрождения. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. Идеалы гуманизма в искусстве итальянского Возрождения. 29 Титаны Высокого Возрождения Судьба Леонардо да Винчи и основные этапы его творческой деятельности. Прославленные шедевры художника Судьба Леонардо да Винчи и основные этапы его творческой деятельности. Прославленные шедевры художника 30 Мастера венецианской живописи Судьба художника, основные этапы его творчества. Рафаэль — певец женской красоты Портретное творчество художника Судьба художника, основные этапы его творчества. Рафаэль — певец женской красоты Портретное творчество художника Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением. устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства; пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения); использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни: для выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; самостоятельного художественного творчества. Гл.24, вопросы и задания стр.278 Гл.25, творческая мастерская зад. 6 стр. 293 Фронтальный опрос. Гл.26, вопросы и задания стр.309 Индивидуальн ый опрос. Гл.27, вопросы и задания стр.325 Фронтальный опрос. 31 Искусство Северного Возрождения. 32 Музыка и театр эпохи Возрождения 33 Обобщающий урок по теме «Возрождение» Зачет по теме «Возрождение » 34 Эстетика Северного Возрождения. Ренессанс в архитектуре Северной Европы. Своеобразие национальных традиций французского зодчества Эстетика Северного Возрождения. Ренессанс в архитектуре Северной Европы. Своеобразие национальных традиций французского зодчества Гл.28, подг. сообщения по темам стр. 345 Индивидуальн ый опрос. Музыкальная культура Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Мир человеческих чувств и сильных страстей в театре Шекспира Роль музыки в нравственном воспитании общества. Основные музыкальные жанры Театр Шекспира «Глобус». Расцвет английского театра эпохи Возрождения. Выдающийся актерский талант Шекспира. Мир человеческих чувств и сильных страстей в театре Шекспира Гл.29, вопросы и задания стр.359Подг. к ПОУ «Возрождение» Собеседование по теме. Обобщающий урок. Годовая контрольная работа.