2
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Индивидуальный проект» для 10 – 11 классов разработана на
основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования,
требований к результатам освоения основной образовательной программы, с учетом примерной
основной образовательной программы среднего общего образования. «Индивидуальный проект»
на уровне среднего общего образования изучается в 10-11классах, как полидисциплинарный курс.
Срок реализации программы: 2 года.
Цель:
– формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов,
технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для
достижения практико-ориентированных результатов образования;
– формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися
результатов исследования, индивидуального проекта, направленного на решение научной,
личностно и (или) социальнозначимой проблемы
Задачи:
– сформировать навыки коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности,
критического мышления;
– выработать способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной
деятельности;
– продолжить формирование навыков проектной и учебно-исследовательской деятельности, а
также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении
различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных
областей;
– развитие навыков постановки цели и формулирования гипотезы исследования,
планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования
аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов;
– мониторинг личностного роста участников проектно-исследовательской деятельности;
Индивидуальный проект - особая форма организации образовательной деятельности
обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством
учителя (тьютера) в течение учебного времени, отведенного учебным планом, и должен быть
представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта:
информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского,
инженерного.
На уровне среднего общего образования роль учителя (тьютера) сводится к минимуму.
Старшеклассники сами определяют личностно-значимую проблему, формулируют тему, ставят
цели и задачи своего проектирования, выдвигают гипотезу. Ставя практическую задачу, ученики
ищут под эту конкретную задачу свои средства и предлагают варианты практического
использования проектного и исследовательского продукта.
Место элективного курса в учебном плане
На изучение элективного курса «Индивидуальный проект» учебным планом ООП СОО
отводится по 1 часу в неделю в 10 и 11 класса, 36 часов в год в 10 классе, 34 часа в год в 11
классе.
УМК
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностноориентированного
образования: Методическое
пособие
для
педагогов
/Под
ред.проф.Е.Я.Когана. – Самара: Учебная литература, 2009. – 176с.
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника / Под
ред.проф.Е.Я.Когана. – Самара: Учебная литература, 2009. – 224с.
Специфика программы
Особенности
учебно-исследовательской
деятельности
и
проектной
работы
старшеклассников обусловлены, в первую очередь, открытостью образовательной организации
на уровне среднего общего образования. Исследование и проект приобретают статус
3
инструментов учебной деятельности полидисциплинарного характера, необходимых для
освоения социальной жизни и культуры. Процесс становления проектной деятельности
предполагает и допускает наличие проб в рамках совместной деятельности обучающихся и
учителя. На уровне среднего общего образования проект реализуется самим
старшеклассником. Обучающиеся самостоятельно формулируют предпроектную идею, ставят
цели, описывают необходимые ресурсы и пр. Начинают использоваться элементы
математического моделирования и анализа как инструмента интерпретации результатов
исследования. Обучающийся сам определяет параметры и критерии успешности реализации
проекта. Кроме того, он формирует навык принятия параметров и критериев успешности
проекта, предлагаемых другими, внешними по отношению к школе социальными и
культурными сообществами.
На уровне среднего общего образования приоритетными направлениями проектной и
учебно-исследовательской деятельности являются:
–
социальное;
–
бизнес-проектирование;
–
исследовательское;
–
инженерное;
–
информационное.
Основные требования к инструментарию оценки сформированности универсальных
учебных действий при процедуре защиты реализованного проекта:
– оценке подвергается не только защита реализованного проекта, но и динамика
изменений, внесенных в проект от момента замысла (процедуры защиты проектной идеи)
до воплощения; при этом учитываются целесообразность, уместность, полнота этих
изменений, соотнесенные с сохранением исходного замысла проекта;
– для оценки проектной работы создаетсяна экспертная комиссия, в которую входят
педагоги и представители администрации образовательных организаций, где учатся дети,
представители местного сообщества и тех сфер деятельности, в рамках которых
выполняются проектные работы;
– оценивание производится на основе критериальной модели;
– результаты оценивания универсальных учебных действий в формате, принятом
образовательной организацией доводятся до сведения обучающихся.
Исследовательские проекты могут иметь следующие направления:
– естественно-научные исследования;
– исследования в гуманитарных областях (в том числе выходящих за рамки
школьной программы, например в психологии, социологии);
– экономические исследования;
– социальные исследования;
– научно-технические исследования.
Формы организации занятий:
– Индивидуальная;
– Парная;
– Групповая;
– Коллективная;
– Самостоятельная работа
Формы контроля освоения программы.
Оценка проектной/ исследовательской деятельности обучающихся проводится по результатам
представления продукта/учебного исследования. Публично должны быть представлены два
элемента проектной-исследовательской работы:
– защита темы проекта/исследования (идеи);
– защита реализованного проекта/исследования.
Форма промежуточной аттестации: защита проекта
4
II. Планируемые результаты проектной деятельности обучающихся
Личностные результаты:
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью,
к познанию себя:
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями;
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими
людьми:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том
числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью
других людей, умение оказывать первую помощь;
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
5
справедливости, милосердия и дружелюбия);
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру,
живой природе, художественной культуре:
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости
науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:
- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
- потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать
и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных
источниках;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
6
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений.
Обучающийся (10 класс)/Выпускник(11 класс) научится:
– планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя
оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
– выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
– распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного
исследования; отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из
исследования выводы;
– использовать такие методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы,
выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование,
– использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление
границ применимости модели/теории;
– использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и
исторических наук: постановка проблемы, опрос, описание, сравнительное историческое
описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
– ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства,
адекватные обсуждаемой проблеме;
– отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям,
мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
– видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных
суждений при получении, распространении и применении научного знания.
Обучающийся (10 класс)/Выпускник(11 класс) получит возможность научиться:
– самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и
социальный проекты;
– использовать догадку, озарение, интуицию;
– использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и
исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
– использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение
мира, образность, художественный вымысел, органическое единство
– общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
– целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать
новые языковые средства;
– осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество
выполненного проекта.
7
Содержание элективного курса «Индивидуальный проект»
10 класс (36 часов)
Модуль 1. Введение проектную культуру - 4 ч
Основные подходы к определению понятия «проект»; структура и характеристика
основных элементов проекта. Понятие «индивидуальный проект», проектная деятельность,
проектная культура. Типология проектов: волонтерские, социальной направленности, бизнеспланы, проекты - прорывы. Проекты в современном мире проектирования. Цели, задачи
проектирования в современном мире, проблемы. Научные школы. Методология и технология
проектной деятельности.
Модуль 2. Инициализация проекта - 20 ч
Инициализация проекта, исследования. Конструирование темы и проблемы проекта;
определение жанра проекта. Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов.
Определение цели, формулирование задач. Проектный замысел. Критерии безотметочной
самооценки и оценки продуктов проекта. Критерии оценки курсовой и исследовательской работы.
Презентация и защита замыслов проектов, курсовых и исследовательских работ. Методические
рекомендации по написанию и оформлению курсовых работ, проектов, исследовательских работ.
Структура проекта, курсовых и исследовательских работ.
Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение,
измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом
уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и
др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).
Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста.
Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия.
Расчет календарного графика проектной деятельности. Эскизы и модели, макеты проектов,
оформлением курсовых работ. Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов
проекта, курсовых работ. Главные предпосылки успеха публичного выступления.
Применение информационных технологий в исследовании, проектной деятельности,
курсовых работ. Работа в сети Интернет. Что такое плагиат и как его избегать в своей работе.
Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования.
Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и
иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация
материалов.
Модуль 3. Управление завершением проектов, курсовых и исследовательских работ - 4 ч
Основные процессы исполнения, контроля и завершения проекта. Мониторинг выполняемых
работ и методы контроля исполнения. Критерии контроля. Компьютерная обработка данных
исследования, проекта и курсовых работ. Управление завершением проекта, курсовых работ.
Корректирование критериев оценки продуктов проекта и защиты проекта, курсовых работ.
Консультирование по проблемам проектной деятельности, по установке и разработке поставленных
перед собой учеником задач, по содержанию и выводам, по продуктам проекта, по оформлению
бумажного варианта проектов.
Модуль 4. Защита результатов проектной деятельности - 8ч
Публичная защита результатов проектной деятельности, курсовых работ. Рефлексия
проектной деятельности. Оформление отчетной документации. Экспертиза действий и движения в
проекте. Индивидуальный прогресс. Стандартизация и сертификация. Защита интересов
проектантов. Основные положения Государственной системы стандартизации Российской
Федерации и ее правовые основы, установленные законами РФ «О стандартизации» и «О защите
прав потребителей», Государственная система стандартизации. Документы в области
стандартизации. Сертификат соответствия. Патентное право в России.
11 класс (34 часа)
Модуль 1. Введение - 3 ч.
Проект как тип деятельности проектная культура. Анализ итогов проектов 10 класса.
8
Виды проектов: практико-ориентированный, исследовательский,
информационный,
творческий, ролевой. Знакомство с примерами детских проектов. Планирование проекта.
Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта. Методология и технология
проектной деятельности.
Модуль 2. Мониторинг проекта - 20 ч.
Определение темы, уточнение целей, определение проблемы, исходного положения.
Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев
оценки результатов. Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив («мозговой
штурм»). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. Выполнение
проекта. Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Расчет календарного графика
проектной деятельности. Работа с научной литературой. Работа в сети Интернет. Оформление и
систематизация материалов. Способы и формы представления данных. Компьютерная
обработка данных исследования. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление
таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы.
Подготовка к публичной защите проекта.
Модуль 3. Управление завершением проектов, курсовых и исследовательских работ3ч.
Основные процессы исполнения, контроля и завершения проекта, курсовых работ.
Мониторинг выполняемых работ и методы контроля исполнения. Критерии контроля.
Компьютерная обработка данных исследования, проекта и курсовых работ. Управление
завершением проекта, курсовых работ. Корректирование критериев оценки продуктов проекта
и защиты проекта, курсовых работ. Организационно-консультативные занятия. Промежуточные
отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
Предзащита проекта. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.
Модуль 4. Публичная защита результатов проектной деятельности - 5 ч
Публичная защита результатов проектной деятельности, курсовых работ. Рефлексия
проектной деятельности.
Модуль5. Рефлексия проектной деятельности - 3ч
Рефлексия проектной деятельности. Экспертиза действий и движения в проекте.
Индивидуальный прогресс. Подведение итогов, анализ выполненной работы.
II.
№ п/п
1
2
3
4
5
6-7
8
9
10
11
12
Тематическое планирование
10 класс
Раздел, тема
Модуль 1. Введение проектную культуру
Введение в курс «Индивидуальный проект». Что такое проект?
Проектная деятельность и её особенности.
Типы проектов. Индивидуальный образовательный проект.
Типология проектов: исследовательские, творческие,
информационные, игровые и т.д.
Модуль 2. Инициализация проекта
Количество
часов
4ч
20 ч
Инициализация проекта, исследования.
Конструирование темы и проблемы проекта
Формулирование проектного замысла.
Определение жанра проекта. Определение цели, формулирование
задач.
Проведение мини – выступления, посвященного презентации и
защите замыслов проектов
Структура проекта, курсовых и исследовательских работ.
Анкетирование.
9
Логика действий и последовательность шагов при планировании
индивидуальных проектов.
Методы исследования: наблюдение, сравнение, измерение,
14
эксперимент.
Методы исследования: абстрагирование, анализ и синтез, индукция и
15
дедукция, моделирование и др.
Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат,
16
аннотация, рецензия.
Разработка стратегии реализации, определение этапности и точек
17
контроля.
Расчет календарного графика
18
Создание кейса
19-20 Индивидуальные и групповые консультации
21
Работа над эскизом проектов, оформлением курсовых работ
22
Библиография, справочная литература, каталоги
Компьютерная обработка данных исследования. Оформление таблиц,
23
рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка
литературы.
Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта,
24
курсовых работ
Модуль 3. Управление завершением проектов, курсовых и
исследовательских работ
Основные процессы исполнения, контроля и завершения проекта,
25
курсовых работ.
26
Мониторинг выполняемых работ и методы контроля исполнения.
27
Управление завершением проекта, курсовых работ
28
Консультирование по проблемам проектной деятельности.
Модуль 4. Защита результатов проектной деятельности
29-30- Публичная защита результатов проектной деятельности
31
Рефлексия проектной деятельности. Индивидуальный прогресс в
32
компетенциях.
33
Экспертиза действий и движения в проекте.
34
Оформление отчетной документации.
35
Стандартизация и сертификация. Защита интересов проектантов.
36
Подведение итогов.
13
4ч
8ч
Тематическое планирование
11 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
Раздел, тема
Модуль 1. Введение
Проект как тип деятельности. Анализ итогов проектов 10 класса.
Виды проектов: практико-ориентированный. Исследовательские,
информационные проекты. Понятие, особенности
Игровой и культурно-досуговый проект. Понятие, особенности.
Модуль 2. Мониторинг проекта
Структура учебно-исследовательской деятельности
Виды переработки текста.
Виды научных работ.
Индивидуальный план.
Количество
часов
3 ч.
20 ч.
10
8
9
10
11
12
13
14-15
16
17
18-19
20
21
22
23
24
25
26
27-2829-30
31
32
33
34
Индивидуальный план.
Обсуждение альтернатив («мозговой штурм»). Выбор оптимального
варианта.
Основные источники получения информации.
Виды информации и методы поиска.
Работа с научной литературой.
Работа в сети Интернет.
Оформление и систематизация материалов.
Компьютерная обработка данных исследования.
Применение информационных технологий в исследовании.
Консультирование по проблемам проектной деятельности.
Формы представления проектов.
Подготовка к публичной защите проекта.
Главные предпосылки успеха публичного выступления.
Библиография, справочная литература, каталоги.
Модуль 3. Управление завершением проектов, курсовых и
исследовательских работ
Поиск и предложение возможных вариантов решения
Постановка цели, формулирование задач, выдвижение гипотез.
Мониторинг выполняемых работ и методы контроля исполнения.
Модуль 4. Публичная защита результатов проектной
деятельности
Публичная защита результатов проектной деятельности.
Рефлексия проектной деятельности.
Модуль5. Рефлексия проектной деятельности
Экспертиза действий и движения в проекте.
Индивидуальный прогресс.
Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы
3ч
5ч
3ч
11
12
13
14
15
16