ВНУД Занимательный русский для обучающихся 5 класса

Пояснительная записка
Статус документа
Программа разработана на основе:
 Закона РФ «Об Образовании»,
 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования,
 Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России,
 Учебного плана МОУ Деевская ООШ.
Владеть словом - это значит соотносить его с реалией или понятием, знать его
семантику, сочетаемость и сферу употребления. Если в сознании ученика слово обладает
всеми указанными признаками, то оно входит в активную часть его личного словарного
запаса. Если слово в его сознании соотносится с реалией или понятием и он понимает его
хотя бы в самом общем виде (знает родовую характеристику реалии или понятия), то
такое слово входит в пассивную часть его личного словарного запаса. Вероятность
употребления его в речи школьника невелика. Функция этих слов в личном словарном
запасе - обеспечение понимания читаемого или слышимого.
Богатая и разнообразная лексика русского языка собирается и описывается в
словарях. Словари – это поистине великая сокровищница русского языка и истории
народа, его жизни и культуры. Словарь является помощником учителя и ученика. Но
также он таит в себе богатые методические возможности. Словарями можно пользоваться
при выполнении упражнений, которые будут способствовать формированию одной из
составляющей языковедческой компетенции - обогащению словарного запаса.
В настоящее время, чтобы быть действительно образованным человеком, не
обойтись без словарей, так как с каждым днѐм лексикон пополняется новыми словами,
значения которых не всегда известны. Однако словарями нужно уметь пользоваться, надо
знать, к какому словарю обратиться в том или ином случае, что и как можно узнать в
каждом из них. Таким образом, нужно формировать потребность обращаться к словарю,
работе со словарем нужно учиться.
Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для
практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения
индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно
внеклассная работа. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников,
приобретают многие жизненные навыки - учатся самостоятельно подбирать и
анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной
программы является актуальной. Еще одной из причин создания данной программы
является возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на
изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования
развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.
Словарная работа на уроках русского языка в средней школе является одним из
основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию
речи обучающихся. Направленная на расширение активного словаря детей и на
формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные по их
возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка, работа над словом должна быть
той первоосновой, на которой строятся занятия по русскому языку.
Овладение словарным составом литературного языка является для обучающихся
необходимым условием освоения ими языка, его грамматики и правописания. Вот почему
работа над словом при обучении русскому языку заслуживает не меньшего к себе
внимания, чем работа чисто грамматическая.
В школьных программах по русскому языку для 5-6 классов придаѐтся большое
значение лексической работе. Но в основном работа направлена не на сообщение

теоретических основ, а на практические упражнения в связи с изучением грамматики и
правописания.
Восполнить этот недостаток возможно проведением внеклассной работы по
русскому языку, которая должна побуждать узнавать нечто новое о русском языке,
развивать и самостоятельность обучающихся, и творческие инициативы.
Организация внеклассной работы позволяет выявить индивидуальные особенности
каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и
добиваться творческого удовлетворения у каждого ребѐнка. Предлагаемая программа не
является учебником: она только дополняет уроки в доступной форме. Еѐ можно
использовать не только во внеклассной работе, но и как дополнительный материал при
проведении уроков русского языка, при подготовке учащихся пятых, шестых классов к
олимпиаде по русскому языку.
Цель и задачи программы
Цель – обогащение активного и потенциального словарного запаса;
совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в
процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Задачи курса:
Обучающие:
 развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
 углубление знаний, умений, навыков по лексике русского языка;
 пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием
родного языка;
 развитие мотивации к изучению русского языка;
 развитие творчества и обогащение словарного запаса;
 совершенствование общего языкового развития учащихся;
 совершенствование коммуникативной культуры учащихся;
 углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке
Воспитывающие:
 воспитание культуры обращения с книгой;
 формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры
мышления;
 воспитания любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы
Развивающие:
 развивать смекалку и сообразительность;
 приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
 развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
 учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой
Особенности программы «Занимательный русский язык»
Курс состоит из двух частей:
1) «занимательная лексики»
2) «Слово о словах»
В первой части происходит знакомство со словарями русского языка; углубление и
расширение знаний и представлений о литературном языке; дети подробно, в
занимательной форме знакомятся с синонимами, антонимами, паронимами, архаизмами и
другими понятиями. Большое внимание уделяется изучению фразеологизмов, пословиц.
Во второй части речь идѐт о том, откуда пришли названия известных детям слов, с
которыми они встречаются в повседневной жизни и на уроках.
Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих
принципах:
 занимательность;
 научность;

 сознательность и активность;
 наглядность;
 доступность;
 связь теории с практикой;
 индивидуальный подход к учащимся
Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к
каждому школьнику с учѐтом его способностей, более полно удовлетворять
познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на
внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
Формы проведения занятий
 лекции;
 практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и
раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов,
кроссвордов, головоломок, сказок.
 анализ и просмотр текстов;
 самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с
разнообразными словарями
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия:
самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
 игровая;
 теоретическая;
 практическая
Основные методы и технологии
 технология разноуровневого обучения;
 развивающее обучение;
 технология обучения в сотрудничестве;
 коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и
индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и
личностных качеств школьника.
Планируемые результаты
Личностные результаты
 эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
 эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей;
сочувствовать другим людям, сопереживать;
 чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,
стремиться к совершенствованию собственной речи;
 любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
 интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
 интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме
общения;
 интерес к изучению языка;
 осознание ответственности за произнесѐнное и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
 самостоятельно формулировать тему и цели урока;
 составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
 работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;

 в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
 перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
 пользоваться словарями, справочниками;
 осуществлять анализ и синтез;
 устанавливать причинно-следственные связи;
 строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
 адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
 высказывать и обосновывать свою точку зрения;
 слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть
готовым корректировать свою точку зрения;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
 задавать вопросы.
Предметные результаты:
Учащийся научится
Учащийся получит возможность научиться:
Разделы «Занимательная лексика», «Слово о словах»
проводить лексический анализ слова, - объяснять общие принципы классификации
характеризуя
лексическое
значение, словарного состава русского языка;
принадлежность слова к группе однозначных - аргументировать различие лексического и
или многозначных слов, указывая прямое и грамматического значений слова;
переносное значение слова, принадлежность - опознавать омонимы разных видов;
слова к активной или пассивной лексике, а - оценивать собственную и чужую речь с точки
также указывая сферу употребления и зрения точного, уместного и выразительного
стилистическую окраску слова;
словоупотребления;
 группировать слова по тематическим - опознавать основные выразительные средства
лексики и фразеологии в публицистической и
группам;
 подбирать
к
словам
синонимы, художественной речи и оценивать их; объяснять
особенности употребления лексических средств в
антонимы;
текстах научного и официально-делового стилей
 опознавать фразеологические обороты;
 соблюдать лексические нормы в устных и речи;
извлекать необходимую информацию из
письменных высказываниях;
лексических
словарей разного типа (толкового
 использовать лексическую синонимию
словарей
синонимов,
антонимов,
как средство исправления неоправданного словаря,
устаревших
слов,
иностранных
слов,
повтора в речи и как средство связи
фразеологического словаря и др.) и справочников, в
предложений в тексте;
 пользоваться
различными
видами том числе мультимедийных; использовать эту
лексических словарей (толковым словарѐм, информацию в различных видах деятельности.
словарѐм
синонимов,
антонимов,
фразеологическим словарѐм
и др.) и
использовать полученную информацию в
различных видах деятельности.
Программа курса предусматривает работу в течение всего
учебного года и рассчитана на 34 часа, занятия проводятся 1
раз в неделю.

№ Тема
п/п

Учебно - тематический план.
Кол- Краткое
Форма
во
содержание
проведения
часов занятия
1
Введение. Слово Презентация
о русском языке.
Высказывания
великих людей о
русском языке.
1
История
Путешествие
письменности от
древности до
наших дней.

1.

В начале было
Слово...

2.

Дорога к
письменности.

3.

Кириллица или
глаголица.

1

4.

«Сперва Аз да Буки
– потом все науки»

1

5.

Как учили грамоте
на Руси.

6.

Образовательный
продукт
Составление
книжки
высказываний.
Журнал путевых
заметок

Основатели
Устный журнал
славянской
письменности
Кирилл и
Мефодий. Первая
русская книга.
Славянский
Лингвистический
алфавит и его
журнал
особенности.
Судьбы
отдельных букв.

Иллюстрации

1

Особенности
изучения русской
азбуки в старину.
Библиотеки.

Путешествие

Отзыв о
путешествии

«Без грамматики не
выучишь ни
истории, ни
математики.

1

Радиопередача

Книжкараскладушка
«Ученые –
русисты»

7.

Грамматика и
история.

1

Что такое
грамматика?
Основатели
русской
грамматики.
Из истории
грамматики и
грамматических
терминов.
Происхождение
названий
грамматических
терминов.

Исторический
калейдоскоп

Словарь
грамматических
терминов

8.

Правильно ли мы
говорим?

1

Особенности
русского
ударения.
Ударение как
средство
смыслового
различения слов.

Практикум

Словарь ударений

Сочинение-отзыв

15.

Всѐ растѐт из корня.

16.

В стране морфем.

1

17.

Почему мы так
пишем?

1

18.

Пестрое семейство
синонимов.
Тезки наоборот.

1

Знаки
препинания.
История
происхождения
знаков
препинания.
Их роль в
русской
грамматике.
Речевой этикет.
Золотые слова
этикета:
приветствие,
прощание, слова
благодарности,
просьбы, Ты и
Вы и др.
Из истории
русских имен и
фамилий.
Родословная
слов.
Однокоренные
слова. Экскурс в
историю русских
слов.
Из истории
морфем. Роль
морфем в
грамматике.
Правила
правописания
морфем.
Синонимы.

1

Антонимы.

20- Слова - двойники
21.

2

22- Где же хранятся
23. слова?
Копилки слов.
24. Слова –
пришельцы.

2

Омонимы.
Омоформы.
Омофоны.
Омографы.
Словари. Типы
словарей. Роль
словарей.
Заимствованные
слова.

910.

От точки до
многоточия.

2

Среди знаков
препинания.

11.

В мире вежливых
слов.

1

12- «Что в имени
13. твоѐм?»

2

14- Зри в корень.

2

19.

25.

Из глубины веков.

1

1

Экскурсия в музей
знаков
препинания.

Сочинение-отзыв

Ролевая игра

Составление
словаря вежливых
слов

Беседа

Сочинение «Имена
в нашей семье»

Исследование.

Составление
родословной
однокоренных
слов

Экскурсия

Маршрутный лист
экскурсии

Практикум
Лабораторная
работа
Лабораторная
работа
Заседание ученого
совета

Таблица
синонимов
Таблица
антонимов
Протокол
заседания

Лингвистический
журнал

Составление
оригинального
словаря

Лингвистический
бой

Архаизмы и
Экспедиция в
историзмы.
прошлое
Старославянизмы
в русском языке.

Журнал
экспедиции

26.

В мире крылатых
слов и выражений.

1

Фразеологизмы.
История
происхождения
фразеологизмов.
Источники
фразеологизмов.

Интеллектуальный Альбом
марафон
«Фразеологизмы в
рисунках»

27.

Почему мы так
говорим?

1

Этимология слов
и выражений.

Турнир знатоков

Этимологический
словарь

28.

В гостях у сказки.

1

История
названий
сказочных
героев.
Происхождение и
употребление
слов и
выражений.
История слов.
Скороговорки.
Роль
скороговорок в
речи.
Народная
мудрость в
пословицах и
поговорках,
тематическое
богатство
русских
пословиц.
Подготовка и
проведение
итогового
занятия.

Телепередача

Иллюстрации

Экскурсия.

Маршрутный лист

Археологические
раскопки
Практикум

Составление
мини-словаря
Составление
скороговорок

КВН

Составление
книжки-малышки
по пословицам
народов России.

Лингвистический
коктейль

Сценарий
мероприятия

29- В музее истории
30. слов.

2

31.

Словесные
раскопки.
Всех скороговорок
1
не
перескороговоришь.

32.

Пословицы,
поговорки.

33- Язык, давай с тобой
34. дружить!

1

2

Список литературы.
1. Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1991.
2. Граник Г.Г. и др. Секреты орфографии: Книга для учащихся / Граник Г.Г., Бондаренко
С.М., Концевая Л.А. – М.: Просвещение, 1991.
3. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы по русскому
языку: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988.
4. И у слов бывают тайны. Сост.: Г.В.Домрачева, Г.Е.Окулова. – Оса, Росстани, 1994.
5. Иванова, В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя / В.А.Иванова,
З.А.Потиха, Э.Д.Розенталь. – Л.: Просвещение,1999.
6. Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…», или Речевой этикет: Пособие для учащихся
/ С.И.Львова. – М.: Дрофа, 2004.
7. Люстрова З.Н. и др. Беседы о русском слове / З.Н.Люстрова, Л.И.Скворцова,
В.Я.Дерягин. – М.: «Знание», 1976.
8. Мастер – класс учителя русского языка, 5-6 класс. Разработки уроков: путешествия и
экскурсии, исследования, конкурсы и соревнования, игры и КВН-ы / Авт- сост.
Павликовская Н.И. – М.: Издательство «Глобус», 2009.
9. Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 5 классе:
Универсальная рабочая тетрадь для детей, их родителей и преподавателей-словесников. В
2-х тетрадях. - М.: Владос, 1995.
10. Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 6 классе:
Универсальная рабочая тетрадь для детей, их родителей и преподавателей-словесников. В
2-х тетрадях. - М.: Владос, 1995.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».