Пояснительная записка Рабочая программа по учебному курсу на уровне основного общего образования подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Рабочей программы воспитания, с учѐтом распределѐнных по классам проверяемых требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования. Учебный курс «Функциональная грамотность» изучается на уровне основного общего образования в качестве учебного предмета части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений: в 7 классе – 1 час в неделю, 36 часов в год, модуль – «естественнонаучная грамотность». Рабочая программа учебного курса включает: – содержание учебного предмета; – планируемые результаты освоения учебного предмета: личностные, метапредметные, предметные; – тематическое планирование. Содержание рабочей программы учебного курса «Функциональная (естественнонаучная) грамотность» Содержание обучения в 7 классе Раздел 1. «Наука рядом» Мои увлечения Выполнение заданий: «Мир аквариума» и «Зеркальное отражение»,:«Поведение собак» и «Аня и ее собака». Растения и животные в нашей жизни Выполнение заданий: «Чем питаются растения» , «Как растения пьют воду» и «Понаблюдаем за тиграми» и«Хищные птицы». Загадочные явления Выполнение заданий «Лазерная указка и фонарик» и «Что такое снег», «Загадка магнитов» и «Вода на стеклах», «Движение воздуха», «Айсберг». Раздел 2. «Знания в действии» Наука и технологии Выполнение заданий «Луна» и «Вавилонские сады», «Поехали на водороде» и «На всех парусах», «Солнечные панели», «Термос», «Спутники». Мир живого Выполнение заданий «Зеленые водоросли» и «Трава Геракла», «Почему птицы разные?» Вещества, которые нас окружают Выполнение заданий «Заросший пруд», «От газировки к «газированному» океану», «Лекарства или яды» и «Чай» Мои увлечения Выполнение заданий «Мячи» , «Антиграв и хватка осьминога» Наше здоровье Выполнение заданий «Экстремальные профессии», «О чем расскажет анализ крови» и/или «Вакцины» Заботимся о земле Выполнение заданий «Глобальное потепление» и «Красный прилив» Планируемые результаты освоения учебного курса «Функциональная (естественнонаучная) грамотность» на уровне основного общего образования Личностные результаты –осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и своего места в мире); –готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; –ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; –готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; –осознание ценности самостоятельности и инициативы; –наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству; –проявление интереса к способам познания; –стремление к самоизменению; –сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом; –ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; –установка на активное участие в решении практических задач, осознание важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений; –осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей; –активное участие в жизни семьи; –приобретение опыта успешного межличностного общения; –готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах; –проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности; бережного отношения к личному и общественному имуществу; – соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: –освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание личной ответственности за свои поступки в мире; –готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; –осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие. Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры: –умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; –умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; –ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; –повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; –активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; –готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности. Метапредметные результаты Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные); –способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; –готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; –способность организовать и реализовать собственную познавательную деятельность; –способность к совместной деятельности; –овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории. Овладение универсальными учебными познавательными действиями: 1) базовые логические действия: владеть базовыми логическими операциями: –сопоставления и сравнения, –группировки, систематизации и классификации, –анализа, синтеза, обобщения, –выделения главного; –владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. с помощью схем и знакосимволических средств; –выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); –устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; –с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; –предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; –выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; –выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; –делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; –самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев); 2) базовые исследовательские действия: –использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; –формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; –формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; –проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой; –оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента); –амостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; –прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах; 3) работа с информацией: –применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; –выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; –находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; –самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; –оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; –эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: 1) общение: –воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; –выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; –распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; –понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; –в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; –сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; –публично представлять результаты решения задачи, выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); –самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; 2) совместная деятельность: –понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; –принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; –уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; –планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); –выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; –оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; –сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой. Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: 1) самоорганизация: –выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; –ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); –самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; –составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; –делать выбор и брать ответственность за решение; 2) самоконтроль: – владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; – давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; – учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; – объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; – вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; – оценивать соответствие результата цели и условиям; 3) эмоциональный интеллект: – различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; – выявлять и анализировать причины эмоций; – ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; – регулировать способ выражения эмоций; 4) принятие себя и других: – осознанно относиться к другому человеку, его мнению; – признавать свое право на ошибку и такое же право другого; – принимать себя и других, не осуждая; – открытость себе и другим; – осознавать невозможность контролировать все вокруг. Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения). Предметные результаты Занятия по естественно-научной грамотности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области «Естественно-научные предметы»: –умение объяснять процессы и свойства тел, в том числе в контексте ситуаций практико-ориентированного характера; –умение проводить учебное исследование, в том числе понимать задачи исследования, применять методы исследования, соответствующие поставленной цели, осуществлять в соответствии с планом собственную деятельность и совместную деятельность в группе; –умение применять простые физические модели для объяснения процессов и явлений; –умение характеризовать и прогнозировать свойства веществ в зависимости от их состава и строения, влияние веществ и химических процессов на организм человека и окружающую природную среду; –умение использовать изученные биологические термины, понятия, теории, законы и закономерности для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов; –сформированность представлений об экосистемах и значении биоразнообразия; о глобальных экологических проблемах, стоящих перед человечеством, и способах их преодоления; –умение использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа жизни, сбалансированного питания и физической активности; умение противодействовать лженаучным манипуляциям в области здоровья; –умение характеризовать принципы действия технических устройств промышленных технологических процессов. Тематическое планирование программы учебного курса «Функциональная (естественнонаучная) грамотность» Количество часов № Наименование разделов Практические п/п и тем программы Всего работы Введение 1 1 1 Раздел 1. «Наука рядом» Мои увлечения 2 3 Растения и животные в нашей жизни 4 4 4 4 4 4 Загадочные явления 4 Раздел 2. «Знания в действии» Наука и технологии 5 6 Мир живого 6 6 3 3 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Портал РЭШ https://fg.resh.edu.ru Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru Портал РЭШ https://fg.resh.edu.ru Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru Портал РЭШ https://fg.resh.edu.ru Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru Портал РЭШ https://fg.resh.edu.ru Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru Портал РЭШ https://fg.resh.edu.ru Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru Портал РЭШ 7 Вещества, которые нас окружают 4 4 2 2 3 3 2 2 3 3 36 36 36 36 Мои увлечения 8 Наше здоровье 9 Заботимся о земле 10 11 Повторительнообобщающий урок Итого по разделу ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ https://fg.resh.edu.ru Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru Портал РЭШ https://fg.resh.edu.ru Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru Портал РЭШ https://fg.resh.edu.ru Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru Портал РЭШ https://fg.resh.edu.ru Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru Портал РЭШ https://fg.resh.edu.ru Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru Портал РЭШ https://fg.resh.edu.ru Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru Литература: Федеральная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность :учимся для жизни» 2022год. Сборник эталонных заданий №1 и №2 авторы :Ковалѐва Галина Сергеевна, Пентин Александр Юрьевич и др. «Естественно - научная грамотность» функциональная грамотность учимся для жизни. «Просвещение»-2020,2021 год.