ВНУД Функциональная грамотность (естественно-научная) для обучающихся 7 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу на уровне основного общего образования
подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Рабочей программы воспитания, с
учѐтом распределѐнных по классам проверяемых требований к результатам освоения
образовательной программы основного общего образования.
Учебный курс «Функциональная грамотность» изучается на уровне основного
общего образования в качестве учебного предмета части учебного плана,
формируемого участниками образовательных отношений: в 7 классе – 1 час в неделю,
36 часов в год, модуль – «естественнонаучная грамотность».
Рабочая программа учебного курса включает:
– содержание учебного предмета;
– планируемые
результаты
освоения
учебного
предмета:
личностные,
метапредметные, предметные;
– тематическое планирование.
Содержание рабочей программы учебного курса «Функциональная
(естественнонаучная) грамотность»
Содержание обучения в 7 классе
Раздел 1. «Наука рядом»
Мои увлечения
Выполнение заданий: «Мир аквариума» и «Зеркальное отражение»,:«Поведение собак» и
«Аня и ее собака».
Растения и животные в нашей жизни
Выполнение заданий: «Чем питаются растения» , «Как растения пьют воду» и
«Понаблюдаем за тиграми» и«Хищные птицы».
Загадочные явления
Выполнение заданий «Лазерная указка и фонарик» и «Что такое снег», «Загадка магнитов»
и «Вода на стеклах», «Движение воздуха», «Айсберг».
Раздел 2. «Знания в действии»
Наука и технологии
Выполнение заданий «Луна» и «Вавилонские сады», «Поехали на водороде» и «На всех
парусах», «Солнечные панели», «Термос», «Спутники».
Мир живого
Выполнение заданий «Зеленые водоросли» и «Трава Геракла», «Почему птицы разные?»
Вещества, которые нас окружают
Выполнение заданий «Заросший пруд», «От газировки к «газированному» океану»,
«Лекарства или яды» и «Чай»
Мои увлечения

Выполнение заданий «Мячи» , «Антиграв и хватка осьминога»
Наше здоровье
Выполнение заданий «Экстремальные профессии», «О чем расскажет анализ крови» и/или
«Вакцины»
Заботимся о земле
Выполнение заданий «Глобальное потепление» и «Красный прилив»
Планируемые результаты освоения учебного курса «Функциональная
(естественнонаучная) грамотность» на уровне основного общего образования
Личностные результаты
–осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и своего
места в мире);
–готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;
–ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
–готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
–осознание ценности самостоятельности и инициативы;
–наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление
быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;
–проявление интереса к способам познания;
–стремление к самоизменению;
–сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к
себе, окружающим людям и жизни в целом;
–ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
–установка на активное участие в решении практических задач, осознание важности
образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и
развитие необходимых умений;
–осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
–активное участие в жизни семьи;
–приобретение опыта успешного межличностного общения;
–готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных
учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
–проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности;
бережного отношения к личному и общественному имуществу;
–
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
интернет-среде.
Личностные
результаты,
обеспечивающие
адаптацию
обучающегося
к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
–освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание личной
ответственности за свои поступки в мире;
–готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других;

–осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать
свое развитие.
Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры:
–умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
–умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
–ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды;
–повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
–активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание
своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред;
–готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности.
Метапредметные результаты
Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких
предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов,
учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную
научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные,
коммуникативные, регулятивные);
–способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
–готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной
деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и
сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
–способность организовать и реализовать собственную познавательную
деятельность;
–способность к совместной деятельности;
–овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание
информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом
назначения информации и ее целевой аудитории.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1)
базовые логические действия:
владеть базовыми логическими операциями:
–сопоставления и сравнения,
–группировки, систематизации и классификации,
–анализа, синтеза, обобщения,
–выделения главного;
–владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. с помощью схем и знакосимволических средств;
–выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

–устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа;
–с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
–предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
–выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
–выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
–делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
–самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных
критериев);
2)
базовые исследовательские действия:
–использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
–формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
–формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
–проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент,
небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
–оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе
исследования (эксперимента);
–амостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного
наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности
полученных выводов и обобщений;
–прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их
развитии в новых условиях и контекстах;
3)
работа с информацией:
–применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
–выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
–находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;
–самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и
их комбинациями;
–оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
–эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение системой
универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность
когнитивных навыков у обучающихся.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1)
общение:
–воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения;
–выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
–распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты,
вести переговоры;
–понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
–в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы
и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
–сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
–публично представлять результаты решения задачи, выполненного опыта
(эксперимента, исследования, проекта);
–самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов;
2)
совместная деятельность:
–понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых
форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
–принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
–уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
–планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнений, «мозговые штурмы» и иные);
–выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
–оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
–сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий
обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта
обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1)
самоорганизация:
–выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;

–ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
–самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
–составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом
объекте;
–делать выбор и брать ответственность за решение;
2)
самоконтроль:
–
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
–
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
–
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
–
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации;
–
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
–
оценивать соответствие результата цели и условиям;
3)
эмоциональный интеллект:
–
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
–
выявлять и анализировать причины эмоций;
–
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;
–
регулировать способ выражения эмоций;
4)
принятие себя и других:
–
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
–
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
–
принимать себя и других, не осуждая;
–
открытость себе и другим;
–
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и
жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого
поведения).
Предметные результаты
Занятия по естественно-научной грамотности вносят вклад в достижение
следующих предметных результатов по предметной области «Естественно-научные
предметы»:
–умение объяснять процессы и свойства тел, в том числе в контексте ситуаций
практико-ориентированного характера;
–умение проводить учебное исследование, в том числе понимать задачи
исследования, применять методы исследования, соответствующие поставленной цели,
осуществлять в соответствии с планом собственную деятельность и совместную
деятельность в группе;

–умение применять простые физические модели для объяснения процессов и
явлений;
–умение характеризовать и прогнозировать свойства веществ в зависимости от их
состава и строения, влияние веществ и химических процессов на организм человека и
окружающую природную среду;
–умение использовать изученные биологические термины, понятия, теории, законы
и закономерности для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и
процессов;
–сформированность представлений об экосистемах и значении биоразнообразия; о
глобальных экологических проблемах, стоящих перед человечеством, и способах их
преодоления;
–умение использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа жизни,
сбалансированного питания и физической активности; умение противодействовать
лженаучным манипуляциям в области здоровья;
–умение
характеризовать
принципы
действия
технических
устройств
промышленных технологических процессов.
Тематическое планирование программы учебного курса «Функциональная
(естественнонаучная) грамотность»
Количество часов
№ Наименование разделов
Практические
п/п и тем программы
Всего
работы
Введение
1

1

1

Раздел 1. «Наука рядом»
Мои увлечения
2

3

Растения и животные в
нашей жизни

4

4

4

4

4

4

Загадочные явления
4
Раздел 2. «Знания в действии»
Наука и технологии
5
6

Мир живого

6

6

3

3

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Портал РЭШ
https://fg.resh.edu.ru
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Портал РЭШ
https://fg.resh.edu.ru
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Портал РЭШ
https://fg.resh.edu.ru
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Портал РЭШ
https://fg.resh.edu.ru
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Портал РЭШ
https://fg.resh.edu.ru
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Портал РЭШ

7

Вещества, которые нас
окружают

4

4

2

2

3

3

2

2

3

3

36

36

36

36

Мои увлечения
8
Наше здоровье
9
Заботимся о земле
10

11

Повторительнообобщающий урок

Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

https://fg.resh.edu.ru
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Портал РЭШ
https://fg.resh.edu.ru
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Портал РЭШ
https://fg.resh.edu.ru
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Портал РЭШ
https://fg.resh.edu.ru
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Портал РЭШ
https://fg.resh.edu.ru
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Портал РЭШ
https://fg.resh.edu.ru
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

Литература:
Федеральная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная
грамотность :учимся для жизни» 2022год.
Сборник эталонных заданий №1 и №2 авторы :Ковалѐва Галина Сергеевна, Пентин
Александр Юрьевич и др. «Естественно - научная грамотность» функциональная
грамотность учимся для жизни. «Просвещение»-2020,2021 год.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».