ВНУД Функциональная грамотность (естественно-научная) для обучающихся 8 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодѐжной политики Свердловской
области
Муниципальное образование Алапаевское
МОУ "Деевская СОШ"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности составлена в
соответствии

с

требованиями

Федерального

государственного

образовательного стандарта второго поколения, учебного пособия для
общеобразовательных

организаций

«Глобальные

компетенции.

Сборник

эталонных заданий»Выпуск 1» ( Г.С. Ковалева, Т.В. Коваль, С.Е. Дюкова -М.;
СПб.: Просвещение, 2020).
Программа рассчитана на 1 учебный час в неделю и 34 часа в год.
АКТУАЛЬНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Актуальность программы определяется изменением требований реальности к
человеку, получающему образование и реализующему себя в современном
социуме. Эти изменения включают расширение спектра стоящих перед
личностью задач, ее включенности в различные социальные сферы и
социальные отношения . Для успешного функционирования в обществе нужно
уметь использовать получаемые знания, умения и навыки для решения важных
задач в изменяющихся условиях, а для этого находить, сопоставлять,
интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с
разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор,
принимать конструктивные решения . Необходимо планировать свою
деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с
другими, действовать в ситуации неопределенности .
Введение

в

российских

школах

Федеральных

государственных

образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) и
основного общего образования (ФГОС ООО) актуализировало значимость
формирования функциональной грамотности с учетом новых приоритетных
целей образования, заявленных личностных, метапредметных и предметных
плаРеализация

требований

ФГОС

предполагает

дополнение

содержания

школьного образования нируемых образовательных результатов . спектром
компонентов функциональной грамотности и освоение способов их интеграции
Программа

курса

внеурочной

деятельности

«Функциональная

грамотность: учимся для жизни» предлагает системное предъявление
содержания, обращающегося к различным направлениям функциональной
грамотности .
Основной целью курса является формирование функционально грамотной
личности, ее готовности и способности «использовать все постоянно
приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения
максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах
человеческой деятельности, общения и социальных отношений»1 Курс создает
условия для формирования функциональной грамотности школьников в
деятельности, осуществляемой в формах, отличных от урочных .
Содержание курса строится по основным направлениям функциональной
грамотности

(читательской,

математической,

естественно-научной,

финансовой, а также глобальной компетентности и креативному мышлению) .
В рамках каждого на- правления в соответствии с возрастными особенностями
и итересами обучающихся, а также спецификой распределения учебного
материала по классам выделяются ключевые проблемы и ситуации,
рассмотрение и решение которых позволяет обеспечить обобщение знаний и
опыта, приобретенных на различных предметах, для решения жизненных
задач, формирование стратегий работы с информацией, стратегий позитивного
поведения, развитие критического и креативного мышления

• ВАРИАНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ
ЗАНЯТИЙ
• Реализация программы предполагает использование форм работы,
которые предусматривают активность и самостоятельность обучающихся,
сочетание

индивидуальной

и

групповой

работы,

проектную

и

исследовательскую деятельность, дело- вые игры, организацию социальных
практик . Таким образом, вовлеченность школьников в данную внеурочную
деятельность позволит обеспечить их самоопределение, расширить зоны поиска

своих

интересов

в

различных

сферах

прикладных

знаний,

переосмыслить свои связи с окружающими, свое место среди других людей .
В целом реализация программы вносит вклад в нравственное и социальное
формирование личности .
•

Методическим

обеспечением

курса

являются

задания

разработанного банка для формирования и оценки функциональной
грамотности, размещенные на портале Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg .resh .edu .ru/), портале ФГБНУ ИСРО РАО (http://skiv
.instrao

.ru/),

электронном

образовательном

ресурсе

издательства

«Просвещение» (https://media .prosv .ru/ func/), материалы из пособий
«Функциональная грамотность . Учимся для жизни» (17 сборников)
издательства
•

«Просвещение», а также разрабатываемые методические материалы

в помощь учителям, помогающие грамотно организовать работу всего
коллектива школьников, а также их индивидуальную и групповую работу .
•

ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ

•

Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом

рекомендаций примерной программы воспитания .
•

Согласно Примерной программе воспитания у современного

школьника должны быть сформированы ценности Родины, человека,

природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры
и красоты . Эти ценности находят свое отражение в содержании занятий по
основным направлениям функциональной грамотности, вносящим вклад в
воспитание

гражданское,

патриотическое,

духовно-нравственное,

эстетическое, экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного
познания, формирование культуры здорового образа жизни, эмоционального
благополучия . Реализация курса способствует осуществлению главной цели
воспитания – полноценному личностному развитию школьников и созданию
условий для их позитивной социализации .
• ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ ПО ПРОГРАММЕ
• В планировании, организации и проведении занятий принимают участие
учителя разных предметов . Это обеспечивает объединение усилий учителей
в формировании функциональной грамотности как интегрального результата
личностного развития школьников .
• Задача педагогов состоит в реализации содержания курса через
вовлечение обучающихся в многообразную деятельность, организованную в
разных формах . Результатом работы в первую очередь является личностное
развитие ребенка . Личностных результатов педагоги могут достичь, увлекая
ребенка совместной и интересной для него деятельностью, устанавливая во
время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу, насыщая
занятия личностно ценностным содержанием .
• Особенностью занятий является их интерактивность и многообразие
используемых педагогом форм работы .
• Реализация

программы

предполагает

возможность

вовлечения

образовательный процесс родителей и социальных партнеров школы.
• СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
• ВВЕДЕНИЕ.
• Естественно-научная грамотность

в

• Задачи формирования естественно-научной грамотности в рамках как
урочной, так и неурочной деятельности в равной мере определяются
смыслом понятия естественно-научной гра- мотности, сформулированным в
международном исследовании PISA:
• «Естественно-научная грамотность – это способность чело- века занимать
активную гражданскую позицию по обществен- но значимым вопросам,
связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться
естественно-научными идеями. Естественно-научно грамотный человек
стремится участво- вать в аргументированном обсуждении проблем,
относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
•

научно объяснять явления;

•
демонстрировать понимание особенностей естественнонаучного исследования;
•
интерпретировать данные и использовать научные
доказательства для получения выводов».
• Вместе с тем внеурочная деятельность предоставляет дополнительные
возможности с точки зрения вариативности содержания и применяемых
методов, поскольку все это в меньшей степени, чем при изучении
систематических учебных предметов, регламентируется образовательным
стандартом. Учебные занятия по естественно-научной грамотности в рамках
внеурочной деятельности могут проводиться в разнообразных фор- мах в
зависимости от количественного состава учебной группы (это совсем не
обязательно целый класс), ресурсного обеспечения (лабораторное
оборудование, медиаресурсы), методических предпочтений учителя и
познавательной активности учащихся.
• Глобальные компетенции
• Направление «глобальные компетенции» непосредствен- но связано с
освоением знаний по проблемам глобализации, устойчивого развития и
межкультурного взаимодействия, изучение которых в соответствии с
Федеральным государственным стандартом основного общего образования
входит в программы естественно-научных, общественно-научных предметов
и иностранных языков. Содержание модуля отражает два аспекта:

глобальные проблемы и межкультурное взаимодействие. Организация
занятий в рамках модуля по «глобальным компетенциям» развивает
критическое и аналитическое мышление, умения анализировать глобальные
и локальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия,
выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения, объяснять сложные
ситуации и проблемы, оценивать информацию, а также действия людей и их
воздействие на природу и общество.
Деятельность
по
формированию
глобальной
компетентности
обучающихся позволяет решать образовательные и воспитательные задачи,
ориентируя школьников с учетом их возраста и познавательных интересов
на современную систему научных представлений о взаимосвязях человека с
природной и соци- альной средой, повышение уровня экологической
культуры, применение знаний из социальных и естественных наук при
планировании своих действий и поступков и при оценке их возможных
последствий для окружающей среды и социального окружения.
Во всех модулях в последовательно усложняющихся контекстах
предлагаются задания, основанные на
проблемных жизненных ситуациях, формирующие необходимые для
функционально грамотного человека умения и способы действия. Последние
занятия каждого года обучения используются для подведения итогов,
проведения диагностики, оценки или самооценки и рефлексии.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных
образовательных результатов. Они формируются во всех направлениях
функциональной грамотности, при этом определенные направления создают
наиболее благоприятные возможности для достижения конкретных
образовательных результатов.
Личностные результаты
сознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих
задач и своего места в мире);
• готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав;
• ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа;

• готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению;
• осознание ценности самостоятельности и инициативы; 6 наличие
мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству; 6
проявление интереса к способам познания;
• стремление к самоизменению;
• сформированность внутренней позиции личности как особого
ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
•
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора;
• установка на активное участие в решении практических задач, осознание
важности образования на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений;
• осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования
и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и
потребностей; 6 активное участие в жизни семьи;
• приобретение опыта успешного межличностного общения;
• готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в
коллективных учебно- исследовательских, проектных и других творческих
работах;
• проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой
деятельности; бережного отношения к личному и общественному
имуществу;
• соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного
поведения в интернет-среде. Личностные результаты, обеспечивающие
адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды: 6 освоение социального опыта, основных социальных
ролей; осознание личной ответственности за свои поступки в мире;
• готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня
своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение
учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые
знания, навыки и компетенции из опыта других;
• осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и
компетентностей, планировать свое развитие. Личностные результаты,
связанные с формированием экологической культуры:
• распознавать невербальные средства общения, понимать значение

социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
• понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;;
• сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
• публично представлять результаты решения задачи, выполненного
опыта (эксперимента, исследования, проекта); умение анализировать и

выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; оценивать
свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
• умение ориентация на применение знаний из социальных и естественных
наук для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
• повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения;
• активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред;
• готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
Личностные
результаты
отражают
готовность
обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных
ориентаций и расширение опыта деятельности.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем
направлениям и отражают способность обучающихся использовать на
практике универсальные учебные действия, составляющие умение учиться:
— овладение универсальными учебными познавательными действиями; —
овладение универсальными учебными коммуникативными действиями; —
овладение универсальными регулятивными действиями.
Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в
нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из
различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной
деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и
универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные,
регулятивные);
• способность их использовать в учебной, познавательной и социальной
практике;

• готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной
деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими
работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной
образовательной траектории;
• способность организовать и реализовать собственную познавательную
деятельность;
• способность к совместной деятельности;
• овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание
информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с
учетом назначения информации и ее целевой аудитории. Овладение
универсальными учебными познавательными действиями: 1) базовые
логические действия:
• владеть базовыми логическими операциями: — сопоставления и
сравнения, — группировки, систематизации и классификации, — анализа,
синтеза, обобщения, — выделения главного; 6 владеть приемами описания и
рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знако-символических средств3
• работа с информацией: 6 применять различные методы, инструменты и
запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с
учетом предложенной 6 учебной задачи и заданных критериев;
• выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
• находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну
и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
• самостоятельно
выбирать
оптимальную
форму
представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями; 6 оценивать надежность
информации по критериям, предложенным педагогическим работником или
сформулированным самостоятельно;
• эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение
системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает
сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
• Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: 1)
общение:
• воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения;

• выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных
текстах;
принятие себя и других:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
o признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
o принимать себя и других, не осуждая;
o открытость себе и другим;
o осознавать невозможность контролировать все вокруг. Овладение
системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция
личности) и жизненных навыков личности (управления собой,
самодисциплины, устойчивого поведения).
Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание курса несет в себе образовательную, культурологическую и
социальную направленность, позволяет углубить знания по школьным
предметам, расширить кругозор и познавательный интерес обучающихся.
Введение (1 час)
«глобальные компетенции», их структурой.
с понятием
• Роскошь общения. Мы живем в обществе: соблюдаем нормы
общения и действуем для будущего. (5 часов)
• Глобальные проблемы (8 часов)
• Изменение климата; Мировой океан; Здравоохранение. Проблема
международного терроризма. Демографическая проблема.
Техногенныекатастрофы. Права человека
• Межкультурное общение (4 часа )
• Толерантность. Разные средства общения. Мировые религии. Образование
вмире.
• Экология (7 часов)
• Флора Самарской области. Фауна Самарской области. Проблемы
окружающей среды. Красная книга. Заповедные зоны Самарской области .
Переработка мусора.
• Альтернативные источники энергии.
• Здоровье общества (4 часа)
• Пагубные привычки общества. Эпидемии. Голод в мире. Уровень
здравоохранения разных стран.
• Технический прогресс (4 часа)
• Научные открытия. Век глобальных изменений. Космос. Мир будущего.
• Подведение итогов (1 час)
• Мои навыки.

Тематическое планирование
№ Раздел
Введение
1
1

Тема
Ознакомление с
понятием «глобальные
компетенции», их
структурой.

Кол-во
Форма
часов проведения
занятия

ЭОР

Беседа

https://fg.re
sh.edu.ru/

1

http://window
.edu.ru/catal
og

2
Роскошь
общения. Ты,
я, мы отвечаем за
Роскошь человеческого общ ения1
планету. Мы живем в
обществе: соблюдаем
нормы общения и
действуем для
будущего.
3
Разрешение мелжичностного
конфликта.
4
Нормы . регулирующие поведение
3
человека в
6
обществе:социальные,духовные ,
материальные,
технические.

Глобальные
7
проблемы
8
9
1
0

1
1
1
2
1
3

Изменение климата;

1

Беседа

Мировой океан;

1

Бесе да

1

Беседа

Здравоохранение.
Проблема
международного терроризма.

1

Демографическая проблема.

1

Техногенные катастрофы.

1

Беседа

Права человека

1

Беседа

Беседа

http://schoolcollection.ed
u.ru/
http://www.m
shr-ngo.ru

Экология

Флора Свердловской области

1

Беседа

Фауна Свердловской области

1

Беседа

Проблемы окружающей среды. 1

Беседа

Красная книга

1

Беседа

Заповедные зоны
Свердловской области
Переработка мусора.

1

Беседа

1
1
9
Альтернативные
2
источники энергии.
0
Здоровье
общества Пагубные привычки общества. 1
2

Беседа

1
4
1
5
1
6
1
7
1
8

Беседа

1
2
2
2
3
2
4

Эпидемии.

1

Беседа

Голод в мире.

1

Беседа

1

Беседа

1

Беседа

1

Беседа

1

Беседа

1

Беседа

1

Беседа

1

Беседа

1

Беседа

1

Беседа

1

Беседа

Уровень
здравоохранения
разных стран.
Человек
в обществе Семья.
2
5
Образование.
2
6
Потребности человека.
2
7
Традиции и обрядыразных стран.
2
8
Искусство
2
9
Мировые религии
3
0
Научные открытия.
Технический
3
прогресс
1
Век глобальныхизменений.
3
2
Космос.
3
3
Мир будущего.
3
4
Итого

Беседа

1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».