Факультатив Математика вокруг нас для обучающихся 3 класса

1. Пояснительная записка
Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего
мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового
характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной
работой.
Это может быть курс «Математика вокруг нас», расширяющий математический кругозор и
эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных
действий.
Программа занятий составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального образования.
Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся,
для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных
умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий.
Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать
собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение
элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать
свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Данная программа рассчитана на детей, имеющих повышенный интерес к математике,
любознательных, желающих расширить свой кругозор.
Внеурочная деятельность по предмету является хорошим мотиватором к стремлению
детей развиваться, узнавать что-то новое и интересное. Программа позволяет работать с детьми
не столько в форме традиционного урока, сколько в виде занятия-открытия, где знания
приобретаются в игровой форме.
Немаловажную роль в обучении на данном этапе является развитие памяти, внимания и
мышления, что возможно реализовать на занятиях по внеурочной деятельности.
Содержание занятий представляет собой рассмотрение не только стандартных
математических заданий и задач, но и решение нетрадиционных заданий, предлагаемых
младшим школьникам на различных математических олимпиадах. Такие занятия должны
содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому
использованию символики, правильному применению математической терминологии быстрому
и беглому счёту и т.д.
Творческие работы и проектная деятельность, используемые при реализации данной
программы, основаны на любознательности детей, которую следует поддерживать и
направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными
умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно
выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Занятия по данной программе
удачно вписываются в систему образования и воспитания младших школьников, способствуя
формированию и развитию их личности.

2. Цели задачи курса
Цель курса: создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей.
Задачи курса:
1. Повышение эрудиции и расширение кругозора;
2. Формирование приемов умственных операций младших школьников (анализ, синтез,
сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои
действия;

3. Развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей,
умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
4. Выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать
правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
5. Расширять математические знания в области многозначных чисел;
6. Содействовать умелому использованию символики и учить правильно применять
математическую терминологию.

3. Особенности программы «Математика вокруг нас»
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на
следующих принципах:
 занимательность;
 научность;
 сознательность и активность;
 наглядность;
 доступность;
 связь теории с практикой;
 индивидуальный подход к учащимся.
Занятия позволяют наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому
школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и
жизненные интересы учащихся. В отличии от классных занятий, на внеклассных
учащиеся мало пишут и много говорят.

4. Формы проведения занятий
Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено
возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип моей программы: «Учись
играючи». Обучение реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и
малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей,
закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки,
конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и
умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как
выиграть.
Виды игр:
 на развитие внимания и закрепления терминологии;
 игры-тренинги;
 игры-конкурсы (с делением на команды);
 сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
 интеллектуально-познавательные игры;
 интеллектуально-творческие игры.
Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому урок состоит из
«кусочков», среди которых и гимнастика ума, и логика, и поиск девятого и многое другое.
Использование сказки всегда обогащает урок и делает его понятнее это:
 сказочные сюжеты уроков;
 поиск основных алгоритмических конструкций;
 на хорошо знакомых сказках;
 сочинение своих сказок.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким
образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу

динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание
способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую
работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в
обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в
развитии личности ребёнка.

5. Основные методы и технологии




развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и
индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных
качеств школьника.

6. Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 2 раз в неделю по 45 минут. Курс
изучения программы рассчитан на учащихся 3 класса.

7. Планируемые результаты
Личностные результаты:
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой
задачи;
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других
людей.
Метапредметные результаты:
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- определять тему и главную мысль текста;
вычленять
содержащиеся
в
тексте
основные
события
и
устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
- понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте
несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его
описанию; выделять общий признак группы элементов);

- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы,
схемы, диаграммы.
Предметные результаты:
- устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать
ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
- решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные
с повседневной жизнью;
- оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи;
- распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная,
прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
- выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок,
квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
- соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.

8. Тематическое планирование

№

№

Тема урока

Дата

Дата

Количество
часов

1.
2.
3-4.
5-6.
7-8.

Математика - царица всех наук.
Как люди научились считать.
Интересные приёмы устного счёта.
Учимся отгадывать ребусы.
Решение ребусов и логических задач.

1
1
2
2
2

9-10
11.
1213.
14.

Загадки-смекалки.
Игра «Живые числа».
Обратные задачи.

2
1
2

Практикум «Подумай и реши».

1

15.
1617.
1819.
20.

Задачи с изменением вопроса.
Решение нестандартных задач.

1
2

Решение олимпиадных задач.

2

Решение задач международной игры
«Кенгуру».
Решение уравнений.
Решение логических задач.

1

Знакомьтесь: Пифагор!
Знакомьтесь: Архимед!
Задачи с многовариантными решениями.
Математические игры.

1
1
1
2

Наука геометрия.

1

21.
2223.
24.
25.
26.
2728.
29.

1
2

3031
3233.
34.

Математический КВН.

2

Дважды – два четыре.

2

Периметр геометрических фигур.

1

9. Содержание занятия
Тема 1. Математика – царица наук.(1 ч.)
Вводное занятие.
Тема 2. Как люди научились считать.(1 ч.)
Выполнение заданий презентации «Как люди научились считать».
Тема 3 - 4. Интересные приёмы устного счёта. (2ч.)
Задания для быстрого и беглого счёта.
Тема 5 – 6.. Учимся отгадывать ребусы.(2 ч.)
Работа с ребусами, составление ребусов.
Тема 7 - 8. Решение ребусов и логических задач.(2 ч.)
Самостоятельная работа учащихся.
Тема 9 - 10. Задачи-смекалки. (2 ч.)
Работа с задачами, требующими математическое решение.
Тема 11. Игра «Живые числа».(1ч.)
Работа с числами.
Тема 12 - 13. Обратные задачи.(2ч.)
Работа в группах «Найти пару».
Тема 14. Практикум «Подумай и реши».(1ч.)
Решение задач и примеров.
Тема 15. Задачи с изменением вопроса.(1 ч.)
Инсценировка задач.
Тема 16 - 17.. Решение нестандартных задач.(2 ч.)
Решение задач на установление причинно-следственные отношения.
Тема 18 - 19 . Решение олимпиадных задач.(2ч.)
Решение заданий повышенной трудности.
Тема 20 . Решение задач международной игры «Кенгуру».(1 ч.)

Решение заданий повышенной трудности.
Тема 21. Решение уравнений.(1 ч.)
Работа над уравнениями. Тренировочные упражнения.
Тема 22 – 23 . Решение логических задач.( 2 ч.)
Схематическое изображение задач.
Тема 24. Знакомьтесь: Пифагор! (1 ч.)
Работа с энциклопедиями и справочной литературой.
Тема 25. Знакомьтесь: Архимед!(1 ч.)
Работа с энциклопедиями и справочной литературой.
Тема 26. Задачи с многовариантными решениями.( 1 ч.)
Работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического
решения.
Тема 27 - 28. Математические игры..(2 ч.)
Работа в группах, в парах.
Тема 29. Наука геометрия.(1 ч.)
Работа в группах.
Тема 30 -31. Математический КВН. (2 ч.)
Закрепление знаний, умений и навыков в решение примеров и задач.
Соревнование по рядам.
Тема 32 - 33. Дважды – два четыре.(2 ч.)
Табличное умножение и соответственно деление.
Тема 34. Периметр геометрических фигур.(1ч.)
Нахождение периметра.
10. Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 3-го
класса
Учащийся научится:

образовывать, называть, читать, записывать числа от 1 до 1000.;

сравнивать числа и записывать результат сравнения;

выполнять сложение и вычитание вида 450+30, 620 – 200, 470+80, 560 –
90,;

устанавливать закономерность — правило, по которому составлена
числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц);
продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;

читать и записывать значения величины длины, используя изученные
единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр, метр) и соотношения между
ними: 1м = 100 см; 1 м = 10 дм; 1 дм = 10 см;

воспроизводить по памяти таблицу умножения;

выполнять сложение и вычитание в пределах 1000: в более лёгких случаях
устно, в более сложных — письменно (столбиком);

выполнять проверку правильности выполнения сложения и вычитания;

называть и обозначать действия умножения и деления;

использовать термины: уравнение, буквенное выражение;

заменять сумму одинаковых слагаемых произведением и произведение —
суммой одинаковых слагаемых;

умножать и делить 1 и 0 на число; умножать и делить на 10; 100.

читать и записывать числовые выражения ;

находить значения числовых выражений содержащих сложение и
вычитание, умножение и деление (со скобками и без скобок);

применять переместительное и сочетательное свойства сложения при
вычислениях.

решать уравнения .

применять переместительное свойство умножения при вычислениях;

называть компоненты и результаты действий умножения и деления;

устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом
умножения;

выполнять умножение и деление.
Работа с текстовыми задачами
Учащийся научится:

решать задачи в 1–3действия на сложение и вычитание, на разностное
сравнение чисел и задачи в 1 действие, раскрывающие конкретный смысл
действий умножение и деление;

выполнять краткую запись задачи, схематический рисунок;

составлять текстовую задачу по схематическому рисунку, по краткой
записи, по числовому выражению, по решению задачи.

читать и заполнять таблицы по результатам выполнения задания;


11. Методическое обеспечение программы
Результат реализации программы «Математика вокруг нас» во многом зависит от
подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования.
Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам
полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников.
Оборудование: столы; стулья; стенды для демонстрации информационного, дидактического,
наглядного материала, выставочных образцов.
Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина
и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту
воспитанника.
Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, карандаши, ножницы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Занимательные материалы к урокам математики в 3-4 классах/ Л. В. Лазуренко. – Волгоград:
Учитель – АСТ, 2005
2. Зубков Л. Б. Игры с числами и словами. – СПб.: Кристалл, 2001
3. Интеллектуальный марафон: 1-4 классы/ Максимова Т. Н. – М.: ВАКО, 2011
4. Логика. Учимся самостоятельно думать, сравнивать, рассуждать. М.: ЭКСМО, 2003
5. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы/ Керова Г. В. – М.: ВАКО, 2011


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».