1. Пояснительная записка Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. Это может быть курс «Математика вокруг нас», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий. Программа занятий составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования. Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Данная программа рассчитана на детей, имеющих повышенный интерес к математике, любознательных, желающих расширить свой кругозор. Внеурочная деятельность по предмету является хорошим мотиватором к стремлению детей развиваться, узнавать что-то новое и интересное. Программа позволяет работать с детьми не столько в форме традиционного урока, сколько в виде занятия-открытия, где знания приобретаются в игровой форме. Немаловажную роль в обучении на данном этапе является развитие памяти, внимания и мышления, что возможно реализовать на занятиях по внеурочной деятельности. Содержание занятий представляет собой рассмотрение не только стандартных математических заданий и задач, но и решение нетрадиционных заданий, предлагаемых младшим школьникам на различных математических олимпиадах. Такие занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии быстрому и беглому счёту и т.д. Творческие работы и проектная деятельность, используемые при реализации данной программы, основаны на любознательности детей, которую следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Занятия по данной программе удачно вписываются в систему образования и воспитания младших школьников, способствуя формированию и развитию их личности. 2. Цели задачи курса Цель курса: создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей. Задачи курса: 1. Повышение эрудиции и расширение кругозора; 2. Формирование приемов умственных операций младших школьников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия; 3. Развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения; 4. Выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих. 5. Расширять математические знания в области многозначных чисел; 6. Содействовать умелому использованию символики и учить правильно применять математическую терминологию. 3. Особенности программы «Математика вокруг нас» Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах: занимательность; научность; сознательность и активность; наглядность; доступность; связь теории с практикой; индивидуальный подход к учащимся. Занятия позволяют наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличии от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят. 4. Формы проведения занятий Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип моей программы: «Учись играючи». Обучение реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета. Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть. Виды игр: на развитие внимания и закрепления терминологии; игры-тренинги; игры-конкурсы (с делением на команды); сюжетные игры на закрепление пройденного материала; интеллектуально-познавательные игры; интеллектуально-творческие игры. Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому урок состоит из «кусочков», среди которых и гимнастика ума, и логика, и поиск девятого и многое другое. Использование сказки всегда обогащает урок и делает его понятнее это: сказочные сюжеты уроков; поиск основных алгоритмических конструкций; на хорошо знакомых сказках; сочинение своих сказок. Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка. 5. Основные методы и технологии развивающее обучение; технология обучения в сотрудничестве; коммуникативная технология. Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника. 6. Описание места курса в учебном плане Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 2 раз в неделю по 45 минут. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 3 класса. 7. Планируемые результаты Личностные результаты: - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - способность к оценке своей учебной деятельности; - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Метапредметные результаты: - находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; - определять тему и главную мысль текста; вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; - понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов); - понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы. Предметные результаты: - устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий; - решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью; - оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи; - распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг); - выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника; - соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур. 8. Тематическое планирование № № Тема урока Дата Дата Количество часов 1. 2. 3-4. 5-6. 7-8. Математика - царица всех наук. Как люди научились считать. Интересные приёмы устного счёта. Учимся отгадывать ребусы. Решение ребусов и логических задач. 1 1 2 2 2 9-10 11. 1213. 14. Загадки-смекалки. Игра «Живые числа». Обратные задачи. 2 1 2 Практикум «Подумай и реши». 1 15. 1617. 1819. 20. Задачи с изменением вопроса. Решение нестандартных задач. 1 2 Решение олимпиадных задач. 2 Решение задач международной игры «Кенгуру». Решение уравнений. Решение логических задач. 1 Знакомьтесь: Пифагор! Знакомьтесь: Архимед! Задачи с многовариантными решениями. Математические игры. 1 1 1 2 Наука геометрия. 1 21. 2223. 24. 25. 26. 2728. 29. 1 2 3031 3233. 34. Математический КВН. 2 Дважды – два четыре. 2 Периметр геометрических фигур. 1 9. Содержание занятия Тема 1. Математика – царица наук.(1 ч.) Вводное занятие. Тема 2. Как люди научились считать.(1 ч.) Выполнение заданий презентации «Как люди научились считать». Тема 3 - 4. Интересные приёмы устного счёта. (2ч.) Задания для быстрого и беглого счёта. Тема 5 – 6.. Учимся отгадывать ребусы.(2 ч.) Работа с ребусами, составление ребусов. Тема 7 - 8. Решение ребусов и логических задач.(2 ч.) Самостоятельная работа учащихся. Тема 9 - 10. Задачи-смекалки. (2 ч.) Работа с задачами, требующими математическое решение. Тема 11. Игра «Живые числа».(1ч.) Работа с числами. Тема 12 - 13. Обратные задачи.(2ч.) Работа в группах «Найти пару». Тема 14. Практикум «Подумай и реши».(1ч.) Решение задач и примеров. Тема 15. Задачи с изменением вопроса.(1 ч.) Инсценировка задач. Тема 16 - 17.. Решение нестандартных задач.(2 ч.) Решение задач на установление причинно-следственные отношения. Тема 18 - 19 . Решение олимпиадных задач.(2ч.) Решение заданий повышенной трудности. Тема 20 . Решение задач международной игры «Кенгуру».(1 ч.) Решение заданий повышенной трудности. Тема 21. Решение уравнений.(1 ч.) Работа над уравнениями. Тренировочные упражнения. Тема 22 – 23 . Решение логических задач.( 2 ч.) Схематическое изображение задач. Тема 24. Знакомьтесь: Пифагор! (1 ч.) Работа с энциклопедиями и справочной литературой. Тема 25. Знакомьтесь: Архимед!(1 ч.) Работа с энциклопедиями и справочной литературой. Тема 26. Задачи с многовариантными решениями.( 1 ч.) Работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения. Тема 27 - 28. Математические игры..(2 ч.) Работа в группах, в парах. Тема 29. Наука геометрия.(1 ч.) Работа в группах. Тема 30 -31. Математический КВН. (2 ч.) Закрепление знаний, умений и навыков в решение примеров и задач. Соревнование по рядам. Тема 32 - 33. Дважды – два четыре.(2 ч.) Табличное умножение и соответственно деление. Тема 34. Периметр геометрических фигур.(1ч.) Нахождение периметра. 10. Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 3-го класса Учащийся научится: образовывать, называть, читать, записывать числа от 1 до 1000.; сравнивать числа и записывать результат сравнения; выполнять сложение и вычитание вида 450+30, 620 – 200, 470+80, 560 – 90,; устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа; читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр, метр) и соотношения между ними: 1м = 100 см; 1 м = 10 дм; 1 дм = 10 см; воспроизводить по памяти таблицу умножения; выполнять сложение и вычитание в пределах 1000: в более лёгких случаях устно, в более сложных — письменно (столбиком); выполнять проверку правильности выполнения сложения и вычитания; называть и обозначать действия умножения и деления; использовать термины: уравнение, буквенное выражение; заменять сумму одинаковых слагаемых произведением и произведение — суммой одинаковых слагаемых; умножать и делить 1 и 0 на число; умножать и делить на 10; 100. читать и записывать числовые выражения ; находить значения числовых выражений содержащих сложение и вычитание, умножение и деление (со скобками и без скобок); применять переместительное и сочетательное свойства сложения при вычислениях. решать уравнения . применять переместительное свойство умножения при вычислениях; называть компоненты и результаты действий умножения и деления; устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом умножения; выполнять умножение и деление. Работа с текстовыми задачами Учащийся научится: решать задачи в 1–3действия на сложение и вычитание, на разностное сравнение чисел и задачи в 1 действие, раскрывающие конкретный смысл действий умножение и деление; выполнять краткую запись задачи, схематический рисунок; составлять текстовую задачу по схематическому рисунку, по краткой записи, по числовому выражению, по решению задачи. читать и заполнять таблицы по результатам выполнения задания; 11. Методическое обеспечение программы Результат реализации программы «Математика вокруг нас» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования. Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников. Оборудование: столы; стулья; стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов. Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника. Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, карандаши, ножницы. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Занимательные материалы к урокам математики в 3-4 классах/ Л. В. Лазуренко. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005 2. Зубков Л. Б. Игры с числами и словами. – СПб.: Кристалл, 2001 3. Интеллектуальный марафон: 1-4 классы/ Максимова Т. Н. – М.: ВАКО, 2011 4. Логика. Учимся самостоятельно думать, сравнивать, рассуждать. М.: ЭКСМО, 2003 5. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы/ Керова Г. В. – М.: ВАКО, 2011