Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» (далее соответственно – программа по изобразительному искусству, изобразительное искусство) включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по изобразительному искусству. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения учебного предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению обучающимися с ЗПР; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам. Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения изобразительного искусства на уровне начального общего образования с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленных в федеральной программе воспитания. Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся с ЗПР и условий, необходимых для достижения личностных, метапредментных и предметных результатов при освоении (Изобразительное искусство). предметной области «Искусство» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Федеральная рабочая программа по изобразительному искусству на уровне начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам представленных освоения в образовательной представленных основной требованиях программы в к образовательной результатам начального Федеральном программы», освоения общего государственном основной образования, образовательном стандарте начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной программе воспитания. Содержание программы распределено по годам обучения и модулям с учётом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, проверяемых требований к результатам освоения учебного предмета, выносимым на промежуточную аттестацию. Федеральная рабочая программа учитывает особенности развития обучающихся с ЗПР 9–10 лет, однако содержание занятий может также адаптироваться с учётом индивидуальных психофизических особенностей обучающихся. Изобразительная деятельность способствует коррекции недостатков аналитико-синтетической совершенствовать деятельности произвольную регуляцию мышления, позволяет деятельности, речевое планирование, а также преодолевать несовершенство ручной моторики, пространственных представлений, зрительно-моторной координации. Собственная изобразительная деятельность позволяет ребенку с ЗПР выражать свои эмоции и чувства, овладевать навыками символизации, что поднимает психическое развитие на качественно новую ступень. Уроки по изобразительному искусству для обучающихся с ЗПР решают не только образовательные, но и коррекционные задачи. Основная цель преподавания предмета «Изобразительное искусство» состоит в формировании художественной культуры обучающихся, развитии художественно-образного мышления и эстетического отношения к явлениям действительности путём освоения начальных основ художественных знаний, умений, навыков и развития творческого потенциала. Специальная цель изучения предмета «Изобразительное искусство» в соответствии с федеральной адаптированной общеобразовательной программой начального общего образования для обучающихся с ЗПР заключается: в создании условий, обеспечивающих усвоение изобразительного, творческого, социального и культурного опыта учащимися с ЗПР для успешной социализации в обществе; в приобретении первоначального опыта изобразительной деятельности на основе овладения знаниями в области искусства, изобразительными умениями и проектной деятельностью; в формировании позитивного эмоционально-ценностного отношения к искусству и людям творческих профессий. Общие задачи курса: формирование первоначальных изобразительного искусства в представлений жизни человека, о его роли духовно- нравственном развитии; формирование эстетических чувств, умений видеть и понимать красивое, дифференцировать «красивое» от «некрасивого», умения высказывать оценочные суждения о произведениях искусства; формирование умения выражать собственные мысли и чувства от воспринятого, делиться впечатлениями, достаточно адекватно используя терминологическую и тематическую лексику; овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, рисунке, живописи, скульптуре, дизайна и др.), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.); воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства; формирование умения воспринимать и выделять в окружающем мире (как в природном, так и в социальном) эстетически привлекательные объекты, выражать по отношению к ним собственное эмоциональнооценочное отношение; овладение практическими умениями самовыражения средствами изобразительного искусства. Содержание предмета охватывает все основные виды визуальнопространственных искусств: начальные основы графики, живописи и скульптуры, декоративно-прикладные и народные виды искусства, архитектуру и дизайн. Особое внимание уделено развитию эстетического восприятия природы, восприятию произведений искусства и формированию зрительских навыков, художественному восприятию предметно-бытовой культуры. Для обучающихся с ЗПР большое значение имеет восприятие произведений детского творчества, умение обсуждать и анализировать детские рисунки с позиций выраженного в них содержания, художественных средств выразительности, соответствия учебной задачи, поставленной учителем. Такая рефлексия детского творчества носит обучающий характер. Учебные темы, связанные с восприятием, могут быть реализованы как отдельные уроки, но чаще всего следует объединять задачи восприятия с задачами практической творческой работы (при сохранении учебного времени на восприятие произведений искусства и эстетического наблюдения окружающей действительности). На занятиях обучающиеся с ЗПР знакомятся с многообразием видов художественной деятельности и технически доступным разнообразием художественных материалов. Практическая художественно-творческая деятельность занимает приоритетное пространство учебного времени. Предмет «Изобразительное искусство» имеет важное коррекционноразвивающее значение: способствует коррекции недостатков познавательной деятельности обучающихся с ЗПР путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве; формирует умение находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие; содействует развитию у обучающихся с ЗПР аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать; учит ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка; способствует исправлению совершенствованию недостатков зрительно-двигательной использования вариативных графических действий и с моторики координации многократно применением и путем повторяющихся разнообразного изобразительного материала; формирует у обучающихся с ЗПР знания элементарных основ реалистического рисунка, навыки рисования с натуры, декоративного рисования; знакомит обучающихся с ЗПР с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывает активное эмоционально-эстетическое отношение к ним; развивает у обучающихся с ЗПР речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности. Уроки изобразительного искусства при правильной их организации способствуют формированию личности обучающегося с ЗПР, воспитанию у него положительных навыков и привычек, вносят свой вклад в формирование универсальных учебных действий и сферы жизненной компетенции. В зависимости от степени выраженности нарушений регуляторных процессов младших школьников с ЗПР регулятивные УУД могут формироваться в более долгие сроки, в связи с чем допустимым является оказание помощи организационного плана и руководящий контроль педагога при выполнении учебной работы обучающимися. Преподавание учебного предмета «Изобразительное искусство» предусматривает предметно-практическую изобразительную деятельность с учетом характера затруднений и потенциальных возможностей обучающихся с ЗПР, раскрывает содержание, методы и приемы обучения изобразительным умениям, учитывает основные положения дифференцированного подхода к обучающимся. В урочное время деятельность обучающихся с ЗПР организуется как в индивидуальном, так и в групповом формате с задачей формирования навыков сотрудничества в художественной деятельности. Место учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ОВЗ учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство» и является обязательным для изучения. Содержание предмета «Изобразительное искусство» структурировано как система тематических модулей и входит в учебный план 3–4 классов программы начального общего образования в объёме одного учебного часа в неделю. Изучение содержания всех модулей в 3–4 классах обязательно. Общее число часов, отведённых на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство», — 68 ч (один час в неделю в каждом классе). 3 класс — 34 ч, 4 класс — 34 ч. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» 3 КЛАСС Модуль «Графика» Эскизы обложки и иллюстраций к детской книге сказок (сказка по выбору). Макет книги-игрушки. Совмещение изображения и текста. Расположение иллюстраций и текста на развороте книги. Поздравительная открытка. Открытка-пожелание. Композиция открытки: совмещение текста (шрифта) и изображения. Рисунок открытки или аппликация. Эскиз плаката или афиши. Совмещение шрифта и изображения. Особенности композиции плаката. Графические зарисовки карандашами по памяти или на основе наблюдений и фотографий архитектурных достопримечательностей своего города. Транспорт в городе. Рисунки реальных или фантастических машин. Изображение лица человека. Строение, пропорции, взаиморасположение частей лица. Эскиз маски для маскарада: изображение лица — маски персонажа с ярко выраженным характером. Аппликация из цветной бумаги. Модуль «Живопись» Создание сюжетной композиции «В цирке», использование гуаши или карандаша и акварели (по памяти и представлению). Художник в театре: эскиз занавеса (или декораций сцены) для спектакля со сказочным сюжетом (сказка по выбору). Тематическая композиция «Праздник в городе». Гуашь по цветной бумаге, возможно совмещение с наклейками в виде коллажа или аппликации. Натюрморт из простых предметов с натуры или по представлению. «Натюрморт-автопортрет» ученика. из предметов, характеризующих личность Пейзаж в живописи. Передача в пейзаже состояний в природе. Выбор для изображения времени года, времени дня, характера погоды и особенностей ландшафта (лес или поле, река или озеро); количество и состояние неба в изображении. Портрет человека по представлению с опорой на натуру. Выражение в портрете (автопортрете) характера человека, особенностей его личности с использованием выразительных возможностей композиционного размещения в плоскости листа, особенностей пропорций и мимики лица, характера цветового решения, сильного или мягкого контраста, включения в композицию дополнительных предметов. Модуль «Скульптура» Создание игрушки из подручного нехудожественного материала, придание ей одушевлённого образа (добавления деталей лепных или из бумаги, ниток или других материалов). Лепка сказочного персонажа на основе сюжета известной сказки или создание этого персонажа путём бумагопластики. Освоение знаний о видах скульптуры (по назначению) и жанрах скульптуры (по сюжету изображения). Лепка эскиза парковой скульптуры. Выражение пластики движения в скульптуре. Работа с пластилином или глиной. Модуль «Декоративно-прикладное искусство» Приёмы исполнения орнаментов и выполнение эскизов украшения посуды из дерева и глины в традициях народных художественных промыслов Хохломы и Гжели (или в традициях других промыслов по выбору учителя). Эскизы орнаментов для росписи тканей. Раппорт. Трафарет и создание орнамента при помощи печаток или штампов. Эскизы орнамента для росписи платка: симметрия или асимметрия построения композиции, композиционного ритмические центра, павловопосадских платков. роспись чередования по канве. мотивов, наличие Рассматривание Проектирование (эскизы) декоративных украшений в городе: ажурные ограды, украшения фонарей, скамеек, киосков, подставок для цветов и др. Модуль «Архитектура» Зарисовки исторических памятников и архитектурных достопримечательностей города или села. Проектирование садово-паркового пространства на плоскости (аппликация, коллаж) или в виде макета с использованием бумаги, картона, пенопласта и других подручных материалов. Графический рисунок (индивидуально) или тематическое панно «Образ моего города» (села) в виде коллективной работы (композиционная склейка-аппликация рисунков зданий и других элементов городского пространства, выполненных индивидуально). Транспорт в городе. Рисунки реальных или фантастических машин. Проектирование (эскизы) декоративных украшений в городе: ажурные ограды, украшения фонарей, скамеек, киосков, подставок для цветов и др. Модуль «Восприятие произведений искусства» Иллюстрации Рассматривание и в детских обсуждение книгах и дизайн иллюстраций детской известных книги. российских иллюстраторов детских книг. Восприятие объектов окружающего мира — архитектура, улицы города или села. Памятники архитектуры и архитектурные достопримечательности (по выбору учителя), их значение в современном мире. Виртуальное путешествие: памятники архитектуры в Москве и СанктПетербурге (обзор памятников по выбору учителя). Художественные музеи. Виртуальные путешествия в художественные музеи: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Экскурсии в местные художественные музеи и галереи. Виртуальные экскурсии в знаменитые зарубежные художественные музеи (выбор музеев — за учителем). Знания о видах пространственных искусств: виды определяются по назначению произведений в жизни людей. Жанры в изобразительном искусстве — в живописи, графике, скульптуре — определяются предметом изображения; классификация и сравнение содержания произведений сходного сюжета (портреты, пейзажи и др.). Представления о произведениях крупнейших отечественных художников-пейзажистов: И.И. Шишкина, И.И. Левитана, А.К. Саврасова, В.Д. Поленова, А.И. Куинджи, И.К. Айвазовского и др. Представления о произведениях крупнейших отечественных портретистов: В.И. Сурикова, И.Е. Репина, В.А. Серова и др. Модуль «Азбука цифровой графики» Построение в графическом редакторе различных по эмоциональному восприятию ритмов расположения пятен на плоскости: покой (статика), разные направления и ритмы движения (собрались, разбежались, догоняют, улетают и т. д.). Вместо пятен (геометрических фигур) могут быть простые силуэты машинок, птичек, облаков и др. В графическом редакторе создание рисунка элемента орнамента (паттерна), его копирование, многократное повторение, и создание орнамента, в основе которого раппорт. Вариативное создание орнаментов на основе одного и того же элемента. Изображение и изучение мимики лица в программе Paint (или другом графическом редакторе). Совмещение изображения, с помощью фотографии и графического шрифта для редактора создания векторного плаката или поздравительной открытки. Редактирование фотографий в программе Picture Manager: изменение яркости, контраста, насыщенности цвета. 4 КЛАСС Модуль «Графика» Правила линейной и воздушной перспективы: уменьшение размера изображения по мере удаления от первого плана, смягчения цветового и тонального контрастов. Рисунок фигуры человека: основные пропорции и взаимоотношение частей фигуры, передача движения фигуры на плоскости листа: бег, ходьба, сидящая и стоящая фигуры. Графическое изображение героев былин, древних легенд, сказок и сказаний разных народов. Изображение города — тематическая графическая композиция; использование карандаша, мелков, фломастеров (смешанная техника). Модуль «Живопись» Красота природы разных климатических зон, создание пейзажных композиций (горный, степной, среднерусский ландшафт). Портретные изображения человека по наблюдению с разным содержанием: женский или мужской портрет, двойной портрет матери и ребёнка, портрет пожилого человека, детский портрет или автопортрет, портрет персонажа по представлению (из выбранной культурной эпохи). Тематические многофигурные композиции: коллективно созданные панно-аппликации из индивидуальных рисунков и вырезанных персонажей на темы праздников народов мира или в качестве иллюстраций к сказкам и легендам. Модуль «Скульптура» Знакомство со скульптурными памятниками героям и мемориальными комплексами. Создание эскиза памятника народному герою. Работа с пластилином или глиной. Выражение значительности, трагизма и победительной силы. Модуль «Декоративно-прикладное искусство» Орнаменты разных народов. Подчинённость орнамента форме и назначению применяется. предмета, в Особенности художественной символов и обработке изобразительных которого мотивов он в орнаментах разных народов. Орнаменты в архитектуре, на тканях, одежде, предметах быта и др. Мотивы и назначение русских народных орнаментов. Деревянная резьба и роспись, украшение наличников и других элементов избы, вышивка, декор головных уборов и др. Орнаментальное украшение каменной архитектуры в памятниках русской культуры, каменная резьба, росписи стен, изразцы. Народный костюм. Русский народный праздничный костюм, символы и обереги в его декоре. Головные уборы. Особенности мужской одежды разных сословий, связь украшения костюма мужчины с родом его занятий. Женский и мужской костюмы в традициях разных народов. Модуль «Архитектура» Конструкция традиционных народных жилищ, их связь с окружающей природой: дома из дерева, глины, камня; юрта и её устройство (каркасный дом); изображение традиционных жилищ. Деревянная изба, её конструкция и декор. Моделирование избы из бумаги или изображение на плоскости в технике аппликации её фасада и традиционного декора. Разные виды изб и надворных построек. Конструкция и изображение здания каменного собора. Роль собора в организации жизни древнего города, собор как архитектурная доминанта. Традиции архитектурной конструкции храмовых построек разных народов. Изображение типичной конструкции зданий: древнегреческий храм, готический или романский собор, мечеть, пагода. Освоение образа и структуры архитектурного пространства древнерусского города. Крепостные стены и башни, торг, посад, главный собор. Красота и мудрость в организации города, жизнь в городе. Модуль «Восприятие произведений искусства» Произведения В.М. Васнецова, Б.М. Кустодиева, А.М. Васнецова, В.И. Сурикова, К.А. Коровина, А.Г. Венецианова, А.П. Рябушкина, И.Я. Билибина на темы истории и традиций русской отечественной культуры. Примеры произведений великих европейских художников: Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рембрандта, Пикассо (и других по выбору учителя). Памятники древнерусского каменного зодчества: Московский Кремль, Новгородский детинец, Псковский кром, Казанский кремль (и другие с учётом местных архитектурных комплексов, в том числе монастырских). Памятники русского деревянного зодчества. Архитектурный комплекс на острове Кижи. Художественная культура разных эпох и народов. Представления об архитектурных, декоративных и изобразительных произведениях в культуре Древней Греции, других культур Древнего мира. Архитектурные памятники Западной Европы Средних веков и эпохи Возрождения. Произведения предметно-пространственной культуры, составляющие истоки, основания национальных культур в современном мире. Памятники национальным героям. Памятник К. Минину и Д. Пожарскому скульптора И.П. Мартоса в Москве. Мемориальные ансамбли: Могила Неизвестного Солдата в Москве; памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане (и другие по выбору учителя). Модуль «Азбука цифровой графики» Моделирование в графическом редакторе с помощью инструментов геометрических деревянного фигур дома (избы) конструкции и традиционного различных вариантов крестьянского его устройства. Моделирование конструкции разных видов традиционных жилищ разных народов (юрта, каркасный дом и др., в том числе с учётом местных традиций). Моделирование в графическом редакторе с помощью инструментов геометрических фигур конструкций храмовых зданий разных культур: каменный православный собор, готический или романский собор, пагода, мечеть. Построение в графическом редакторе с помощью геометрических фигур или на линейной основе пропорций фигуры человека, изображение различных фаз движения. Создание компьютерной презентации в программе PowerPoint на тему архитектуры, декоративного и изобразительного искусства выбранной эпохи или национальной культуры. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Личностные результаты В центре федеральной рабочей программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ находится личностное развитие обучающихся с ЗПР, приобщение их к российским традиционным духовным ценностям, а также социализация личности. Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов: уважения и ценностного отношения к своей Родине — России; духовно-нравственное развитие обучающихся; мотивацию к познанию и обучению, готовность к активному участию в социально-значимой деятельности; позитивный опыт участия в творческой деятельности; интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и других народов. Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к жизни общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры. Учебный предмет «изобразительное искусство» способствует пониманию особенностей жизни разных народов. Коллективные творческие работы создают условия для разных форм художественно-творческой деятельности, способствуют пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности. Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовно-нравственный поиск человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и воспитание его эмоционально-образной сферы. Занятия искусством помогают школьнику обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества. Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально значимых отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных ориентаций школьников с ЗПР в отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию. Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития навыков восприятия и рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности. Навыки исследовательской деятельности развиваются при выполнении заданий культурно-исторической направленности. Экологическое воспитание происходит в процессе художественноэстетического наблюдения природы и её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде. Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой работы по освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального, практического продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, а также умения сотрудничать с одноклассниками, работать в команде, выполнять коллективную работу. Метапредметные результаты 1. Овладение универсальными познавательными действиями Пространственные представления и сенсорные способности: ориентироваться в пространстве класса и на плоскости; отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в пространстве; характеризовать форму предмета, конструкции по предложенному плану, вопросам; выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе на доступном для обучающегося с ЗПР уровне; сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям на основе предложенного плана; сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции; анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой с помощью учителя; выявлять и анализировать с помощью учителя ритмические отношения в пространстве и в изображении (визуальном образе) на установленных основаниях; соотносить тональные отношения (тёмное — светлое) в пространственных и плоскостных объектах. Базовые логические и исследовательские действия: ориентироваться в задании и инструкции: определять умения, которые будут необходимы, для выполнения задания или инструкции на основе изучения данного раздела; сравнивать, группировать предметы, объекты: находить общее и различие; понимать знаки, символы, модели, схемы, используемые на уроках; анализировать объекты творчества с выделением их существенных признаков; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; проявлять исследовательские действия в процессе освоения выразительных свойств различных художественных материалов; проявлять базовые экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения художественных заданий; проявлять начальные исследовательские действия на основе определённых учебных установок в процессе восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры и продуктов детского художественного творчества; использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и состояния природы, предметного мира человека, городской среды; анализировать под руководством учителя с позиций эстетических категорий явления природы и предметно-пространственную среду жизни человека; формулировать простейшие выводы, соответствующие учебным установкам по результатам проведённого наблюдения; использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композиций; классифицировать с опорой на образец произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей; классифицировать с опорой на образец произведения изобразительного искусства по жанрам; ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания. Работа с информацией: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, от родных, близких, друзей, других информационных источников; использовать электронные образовательные ресурсы; работать с электронными учебниками и учебными пособиями; выбирать с помощью учителя источник для получения информации: поисковые системы Интернета, цифровые электронные средства, справочники, художественные альбомы и детские книги; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; готовить информацию с помощью учителя на заданную или выбранную тему и представлять её в различных видах: рисунках и эскизах, электронных презентациях; осуществлять памятникам, в виртуальные отечественные художественные музеи путешествия художественные (галереи) на основе по музеи архитектурным и установок зарубежные и квестов, предложенных учителем; соблюдать правила информационной безопасности при работе в сети Интернет. 2. Овладение универсальными коммуникативными действиями участвовать в диалоге или дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам; находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов в процессе совместной художественной деятельности (при необходимости с помощью учителя); демонстрировать и объяснять (на доступном для обучающегося с ЗПР уровне) результаты своего творческого, художественного опыта; анализировать по предложенному плану произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем; признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои способности сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других людей; взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата. 3. Овладение универсальными регулятивными действиями внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем; соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания, при необходимости с опорой на план; организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Предметные результаты Предметные результаты сформулированы по годам обучения на основе модульного построения государственным содержания образовательным в соответствии стандартом с Федеральным начального общего образования обучающихся с ОВЗ. 3 КЛАСС Модуль «Графика» Приобретать представление о художественном оформлении книги, о дизайне книги, многообразии форм детских книг, о работе художниковиллюстраторов. Получать опыт создания эскиза книжки-игрушки на выбранный сюжет: рисунок обложки с соединением шрифта (текста) и изображения, создание иллюстраций, размещение текста и иллюстраций на развороте. Создавать практическую творческую работу — поздравительную открытку, совмещая в ней шрифт и изображение. Узнавать о работе художников над плакатами и афишами. Выполнять творческую композицию — эскиз афиши к выбранному спектаклю или фильму. Узнавать основные пропорции лица человека, взаимное расположение частей лица. Приобретать опыт рисования портрета (лица) человека. Создавать маску сказочного персонажа с ярко выраженным характером лица (для карнавала или спектакля). Модуль «Живопись» Осваивать приёмы создания живописной композиции (натюрморта) по наблюдению натуры. Рассматривать сюжет и композицию, эмоциональное настроение в натюрмортах известных отечественных художников. Приобретать опыт создания творческой живописной работы — натюрморта с ярко выраженным настроением или «натюрморта- автопортрета». Изображать красками портрет человека с опорой на натуру. Создавать пейзаж, передавая в нём активное состояние природы. Приобретать представление о деятельности художника в театре. Создавать красками эскиз занавеса или эскиз декораций к выбранному сюжету. Знакомиться с работой художников по оформлению праздников. Выполнять тематическую композицию «Праздник в городе» на основе наблюдений, по памяти и по представлению. Модуль «Скульптура» Приобретать опыт творческой работы: лепка сказочного персонажа на основе сюжета известной сказки (или создание этого персонажа в технике бумагопластики, по выбору учителя). Учиться создавать игрушку из подручного нехудожественного материала путём добавления к ней необходимых деталей и тем самым «одушевления образа». Узнавать о видах скульптуры: скульптурные памятники, парковая скульптура, мелкая пластика, рельеф (виды рельефа). Приобретать опыт лепки эскиза парковой скульптуры. Модуль «Декоративно-прикладное искусство» Узнавать о создании глиняной и деревянной посуды: народные художественные промыслы Гжель и Хохлома. Знакомиться с приёмами исполнения традиционных орнаментов, украшающих посуду Гжели и Хохломы; осваивать простые кистевые приёмы, свойственные этим промыслам; выполнять эскизы орнаментов, украшающих посуду (по мотивам выбранного художественного промысла). Узнавать о сетчатых видах орнаментов и их применении в росписи тканей, стен и др. Осваивать навыки создания орнаментов при помощи штампов и трафаретов. Получать опыт создания композиции орнамента в квадрате (в качестве эскиза росписи женского платка). Модуль «Архитектура» Выполнять зарисовки или творческие рисунки на основе фотографий на тему исторических памятников или архитектурных достопримечательностей своего города. Создавать эскиз макета паркового пространства или участвовать в коллективной работе по созданию такого макета. Создавать в виде рисунков или объёмных аппликаций из цветной бумаги эскизы разнообразных малых архитектурных форм, наполняющих городское пространство. Придумывать и рисовать (или выполнять в технике бумагопластики) транспортное средство. Выполнять творческий рисунок — создавать образ своего города или села или участвовать в коллективной работе по созданию образа своего города или села (в виде коллажа). Модуль «Восприятие произведений искусства» Рассматривать и принимать участие в обсуждении содержания работы художника. Рассматривать и анализировать по предложенному плану архитектурные постройки своего города (села), характерные особенности улиц и площадей, выделять центральные по архитектуре здания; приобретать представления и эмоциональный опыт восприятия наиболее известных памятников архитектуры Москвы и Санкт-Петербурга (для жителей регионов на основе фотографий, телепередач и виртуальных путешествий). Иметь представление об основных видах пространственных искусств: изобразительных видов искусства — живописи, графики, скульптуры; архитектуры, дизайна, декоративно-прикладных видов искусства, а также деятельности художника в кино, в театре, на празднике. Иметь представление об основных жанрах живописи, графики и скульптуры, определяемых предметом изображения. Иметь представление об именах крупнейших отечественных художников-пейзажистов: И.И. Шишкина, И.И. Левитана, А.К. Саврасова, В.Д. Поленова, А.И. Куинджи, И.К. Айвазовского и других (по выбору учителя), приобретать представления об их произведениях. Осуществлять художественные виртуальные музеи, виртуальных путешествий. участвовать интерактивные в обсуждении путешествия в впечатлений от Иметь представление об именах крупнейших отечественных портретистов: В.И. Сурикова, И.Е. Репина, В.А. Серова и других (по выбору учителя), приобретать представления об их произведениях. Понимать значение музеев и иметь представления о том, где они находятся и чему посвящены их коллекции: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Модуль «Азбука цифровой графики» Осваивать приёмы работы в графическом редакторе с линиями, геометрическими фигурами, инструментами традиционного рисования. Применять получаемые навыки для усвоения определённых учебных тем, например: орнаментов путём построения различных ритмических повторений композиций, рисунка составления узора, простого повторения (раппорт); создание паттернов. Осваивать с помощью создания схемы лица человека его конструкцию и пропорции; осваивать с помощью графического редактора схематическое изменение мимики лица. Осваивать приёмы соединения шрифта и векторного изображения при создании поздравительных открыток, афиши и др. Осваивать приёмы редактирования цифровых фотографий с помощью компьютерной программы Picture Manager (или другой): изменение яркости, контраста и насыщенности цвета. 4 КЛАСС Модуль «Графика» Осваивать правила линейной и воздушной перспективы и применять их в своей практической творческой деятельности. Изучать основные пропорции фигуры человека, пропорциональные отношения отдельных частей фигуры и учиться применять эти знания в своих рисунках. Приобретать представление о традиционных одеждах разных народов и представление о красоте человека в разных культурах; применять эти знания в изображении персонажей сказаний и легенд или просто представителей народов разных культур. Создавать зарисовки памятников отечественной и мировой архитектуры. Модуль «Живопись» Выполнять живописное изображение пейзажей разных климатических зон (пейзаж гор, пейзаж степной или пустынной зоны, пейзаж, типичный для среднерусской природы). Передавать в изображении народные представления о красоте человека, создавать образ женщины в русском народном костюме и образ мужчины в народном костюме. Приобретать опыт создания портретов женских и мужских, портрета пожилого человека, детского портрета или автопортрета. Создавать двойной портрет (например, портрет матери и ребёнка). Приобретать опыт создания композиции на тему «Древнерусский город». Участвовать в коллективной творческой работе по созданию композиционного панно (аппликации из индивидуальных рисунков) на темы народных праздников (русского народного праздника и традиционных праздников у разных народов), в которых выражается обобщённый образ национальной культуры. Модуль «Скульптура» Лепить из пластилина эскиза памятника выбранному герою или участие в коллективной разработке проекта макета мемориального комплекса (работа выполняется после освоения собранного материала о мемориальных комплексах, существующих в нашей стране). Модуль «Декоративно-прикладное искусство» Исследовать под руководством учителя и делать зарисовки особенностей, характерных для орнаментов разных народов или исторических эпох (особенности символов и стилизованных мотивов); показать в рисунках традиции использования орнаментов в архитектуре, одежде, оформлении предметов быта у разных народов, в разные эпохи. Изучать под руководством учителя и показать в практической творческой работе орнаменты, традиционные мотивы и символы русской народной культуры (в деревянной резьбе и росписи по дереву, вышивке, декоре головных уборов, орнаментах, которые характерны для предметов быта). Получать представления о красоте русского народного костюма и головных женских уборов, особенностях мужской одежды разных сословий, а также о связи украшения костюма мужчины с родом его занятий и положением в обществе. Модуль «Архитектура» Получать представление о конструкции традиционных жилищ у разных народов, об их связи с окружающей природой. Знакомиться с конструкцией избы — традиционного деревянного жилого дома — и надворных построек; уметь строить из бумаги или изображать конструкцию избы. Иметь представления о конструктивных особенностях переносного жилища — юрты. Уметь изображать традиционную конструкцию здания каменного древнерусского храма; иметь представления о красоте и конструктивных особенностях памятников русского деревянного зодчества. Иметь представления об устройстве и красоте древнерусского города, его архитектурном устройстве и жизни в нём людей. Иметь представления об основных конструктивных чертах древнегреческого храма, уметь его изобразить; иметь общее представление о древнегреческой культуре. Иметь представления об основных характерных чертах храмовых сооружений, характерных для разных культур: готический (романский) собор в европейских городах, буддийская пагода, мусульманская мечеть; уметь изображать их. Модуль «Восприятие произведений искусства» Формировать восприятие произведений искусства на темы истории и традиций русской отечественной культуры (произведения В.М. Васнецова, А.М. Васнецова, Б.М. Кустодиева, В.И. Сурикова, К.А. Коровина, А.Г. Венецианова, А.П. Рябушкина, И.Я. Билибина и других по выбору учителя). Иметь образные представления о каменном древнерусском зодчестве (Московский Кремль, Новгородский детинец, Псковский кром, Казанский кремль и другие с учётом местных архитектурных комплексов, в том числе монастырских), о памятниках русского деревянного зодчества (архитектурный комплекс на острове Кижи). Иметь представления о соборах Московского Кремля, Софийском соборе в Великом Новгороде, храме Покрова на Нерли. Уметь называть и объяснять на доступном для учащегося с ЗПР уровне содержание памятника К. Минину и Д. Пожарскому скульптора И.П. Мартоса в Москве. Узнавать основные памятники наиболее значимых мемориальных ансамблей и иметь представление об их особом значении в жизни людей (мемориальные ансамбли: Могила Неизвестного Солдата в Москве; памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане; «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке; Пискарёвский мемориал в Санкт-Петербурге и другие по выбору учителя); знать о правилах поведения при посещении мемориальных памятников. Иметь представления об архитектурных, декоративных и изобразительных произведениях в культуре Древней Греции, других культурах Древнего мира, в том числе Древнего Востока. Узнавать, различать общий вид готических (романских) соборов; иметь представления об архитектурном своеобразии здания буддийской пагоды и мусульманских мечетей. Иметь представления о произведениях великих европейских художников: Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рембрандта, Пикассо и других (по выбору учителя). Модуль «Азбука цифровой графики» Моделировать в графическом редакторе с помощью инструментов геометрических фигур конструкцию традиционного крестьянского деревянного дома (избы) и различные варианты его устройства. Использовать поисковую систему для знакомства с разными видами деревянного дома на основе избы и традициями и её украшений. Осваивать строение юрты, моделируя её конструкцию в графическом редакторе с помощью инструментов геометрических фигур, находить в поисковой системе разнообразные модели юрты, её украшения, внешний и внутренний вид юрты. Моделировать в графическом редакторе с помощью инструментов геометрических фигур конструкции храмовых зданий разных культур (каменный православный собор с закомарами, со сводами-нефами, главой, куполом; готический или романский собор; пагода; мечеть). Строить пропорции фигуры человека в графическом редакторе с помощью геометрических фигур или на линейной основе; изображать различные фазы движения. Осваивать и создавать под руководством учителя компьютерные презентации в программе PowerPoint по темам изучаемого материала, собирая в поисковых системах нужный материал, или на основе собственных фотографий и фотографий своих рисунков; делать шрифтовые надписи наиболее важных определений, названий, положений, которые надо помнить и знать. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тематическое содержательных планирование модулей: «Декоративно-прикладное составлено «Графика», искусство», на «Живопись», основе семи «Скульптура», «Архитектура», «Восприятие произведений искусства», «Азбука цифровой графики». Содержание всех модулей присутствует в каждом классе, развиваясь из года в год с учётом особых образовательных потребностей обучаюихся с ЗПР и требований к результатам освоения учебного предмета, выносимым на промежуточную аттестацию. Важнейшим принципом предмета «Изобразительное искусство» является приоритет практической творческой работы с художественными материалами. Однако некоторые уроки и учебные задания могут быть даны и на основе компьютерных средств (по выбору учителя и в зависимости от технических условий проведения урока). Задачи модуля «Восприятие произведений искусства» рассматриваются шире: и как эстетическое восприятие окружающего мира, природы, ведь искусство учит эстетически, художественно видеть мир вокруг и «внутри себя». Учебным темам по этому модулю могут быть посвящены отдельные уроки, но в основном следует объединять задачи восприятия с задачами практической творческой работы (при общем сохранении учебного времени на восприятие произведений искусства и эстетического наблюдения окружающей действительности). Значительные возможности знакомства с отечественным и мировым искусством предоставляют виртуальные путешествия по художественным музеям, к историко-архитектурным памятникам. Однако это не заменяет реального посещения музеев и памятных мест (во внеурочное время, но в соответствии с изучаемым материалом). 3 КЛАСС (34 часа) Модуль Программное содержание открытка. Основные виды деятельности обучающихся Модуль Поздравительная «Графика» пожелание. Композиция открытки: совмещение рисунок с коротким текстом. текста Рассматривать построение и оформление книги как (шрифта) и Открытка- изображения. Рисунок Создать поздравительную открытку, совмещая в ней открытки или аппликация. художественного произведения. Эскизы обложки и иллюстраций к детской книге Приобретать опыт рассмотрения детских книг разного сказок (сказка по выбору). Макет книги-игрушки. построения. Совмещение изображения Нарисовать иллюстрацию к выбранному сюжету детской Расположение иллюстраций и и текста. текста на книги, при необходимости с опорой на образец. развороте книги. Придумать и создать эскиз детской книжки-игрушки на Знакомство с творчеством некоторых известных выбранный сюжет. отечественных иллюстраторов детской книги Наблюдать совмещение текста и изображения в плакатах и (И.Я. Билибин, Е.И. Рачёв, Б.А. Дехтерёв, В.Г. афишах известных отечественных художников. Сутеев, Ю.А. Васнецов, В.А. Чижиков, Е.И. Выполнять эскиз плаката для спектакля на выбранный Чарушин, Л.В. Владимирский, Н.Г. Гольц — по сюжет из репертуара детских театров. выбору учителя и учащихся). Осваивать строение и пропорциональные отношения лица Эскиз плаката или афиши. Совмещение шрифта и человека на основе схемы лица. изображения. Выполнять в технике аппликации или в виде рисунка маску Изображение лица человека. Строение: пропорции, взаиморасположение частей лица. для сказочного персонажа Эскиз маски для маскарада: изображение лицамаски персонажа с ярко выраженным характером. Модуль «Живопись» Натюрморт из простых предметов с натуры. Осваивать Композиционный натюрморт. наблюдению натуры. Знакомство с жанром натюрморта в творчестве Рассматривать сюжет и композицию, эмоциональное отечественных настроение, художников (например, И.И. приёмы композиции выраженное в натюрморта натюрмортах по известных Машков, К.С. Петров-Водкин, К.А. Коровин, отечественных художников. П.П. Выполнять творческую работу на тему «Натюрморт- Кончаловский, М.С. Сарьян, В. Ф. Стожаров) и западноевропейских художников автопортрет». (например, В. Ван Гог, А. Матисс, П. Сезанн). Рассматривать «Натюрморт-автопортрет» пейзажистов, передающие разные состояния в природе. из предметов, характеризующих личность ученика. Пейзаж в живописи. Пейзаж, Создать передающий знаменитые под пейзажи руководством отечественных учителя творческую композицию на тему «Пейзаж». состояния в природе. Выбрать для изображения Рассматривать образ человека и средства его выражения в время года, время дня, характер погоды и портретах известных художников. характер ландшафта (лес или поле, река или Иметь представление о портретах кисти В.И. Сурикова, озеро). Показать в изображении состояние неба. И.Е. Портрет человека (с опорой на натуру). Серебряковой (и других художников по выбору учителя). Передача особенностей пропорций и мимики Знакомиться лица, характера цветового решения, сильного или западноевропейскими мягкого контраста; включение в композицию Рафаэлем, Леонардо да Винчи, художниками раннего и Репина, В.А. Серова, с портретами, А.Г. Венецианова, созданными художниками: З.Е. великими Рембрандтом, дополнительных предметов. Северного Возрождения. Сюжетная композиция «В цирке» (по памяти и Выполнять творческую работу — портрет товарища или по представлению). автопортрет. Художник в театре: эскиз занавеса (или Знакомиться с деятельностью и ролью художника в театре. декораций) для спектакля со сказочным сюжетом Выполнять эскиз театрального занавеса или декораций по (сказка по выбору). выбранному сюжету. Тематическая композиция «Праздник в городе» Узнавать о работе художников по оформлению (гуашь по цветной бумаге, возможно совмещение праздников. с наклейками в виде коллажа или аппликации). Выполнять городе» тематическую композицию (на основе наблюдений, «Праздник по памяти и в по представлению). Модуль Лепка сказочного персонажа на основе сюжета Выполнять творческую работу — лепку образа персонажа «Скульптура» известной сказки или создание этого персонажа в (или создание образа в технике бумагопластики) с ярко технике бумагопластики. Создание игрушки нехудожественного выраженным характером (из выбранной сказки). Работа из материала, подручного может придание быть коллективной: совмещение в общей ей композиции разных персонажей сказки. одушевлённого образа путём добавления деталей Учиться понимать, что художественный образ (игрушка, лепных или из бумаги, ниток или других кукла) может быть создан художником из любого материалов. Освоение знаний подручного о видах скульптуры материала путём добавления некоторых (по деталей для придания характера, увиденного в предмете назначению) и жанрах скульптуры (по сюжету («одушевление»). изображения). Выполнять несложные игрушки из подручного (различных Лепка эскиза парковой скульптуры (пластилин упаковок и др.) или природного материала. или глина). Выражение пластики движения в Узнавать о разных видах скульптуры (скульптурные скульптуре. памятники, парковая скульптура, мелкая пластика, рельеф разных видов). Выполнить лепку эскиза парковой скульптуры. Модуль Приёмы «Декоративно- украшения посуды из дерева и глины в традициях Гжели, Хохломе — народных художественных промыслах. прикладное искусство» исполнения орнаментов и эскизы Узнать о создании глиняной и деревянной посуды, о народных художественных промыслов (Хохлома, Выполнять красками некоторые кистевые приёмы создания Гжель) или в традициях промыслов других орнамента. регионов (по выбору учителя). Выполнять эскизы орнамента, украшающего посуду (по Эскизы орнаментов для росписи тканей. Раппорт. мотивам выбранного художественного промысла). Трафарет и создание орнамента при помощи Осваивать техники печатных штампов или трафаретов для печаток или штампов. Эскизы орнамента симметрия или создания для росписи асимметрия раппорта (повторения элемента узора) в платка: орнаменте. построения Наблюдать виды композиции павловопосадских платков. композиции, ритмические чередования мотивов, Узнавать о видах композиции, построении орнамента в наличие композиционного центра, роспись по квадрате. канве и др. Рассмотрение павловопосадских Выполнять эскиз праздничного платка в виде орнамента в платков Модуль «Архитектура» Графические квадрате, при необходимости с опорой на образец. зарисовки карандашами Выполнять зарисовки или архитектурных достопримечательностей своего представлению на основе города или села (на основе наблюдений и исторических памятников творческие рисунки фотографий или на по тему архитектурных фотографий). достопримечательностей своего города (села). Проектирование садово-паркового пространства Познакомиться с особенностями творческой деятельности на плоскости (аппликация, коллаж) или в ландшафтных дизайнеров. пространственном макете (использование бумаги, Создавать проект образа парка в виде макета или рисунка картона, пенопласта и других подручных (или аппликации). материалов). Создавать эскизы разнообразных малых архитектурных Дизайн в городе. Проектирование (эскизы) малых форм, наполняющих городское пространство (в виде архитектурных форм в городе (ажурные ограды, рисунков, аппликаций из цветной бумаги, путём вырезания фонари, остановки транспорта, скамейки, киоски, и макетирования — по выбору учителя). беседки и др.). Узнавать о работе художника-дизайнера по разработке Дизайн транспортных средств. Транспорт в формы автомобилей и других видов транспорта. городе. Рисунки реальных или фантастических Придумать и нарисовать (или выполнить в технике машин. Графический бумагопластики) транспортное средство. рисунок (индивидуально) или Выполнять творческий рисунок — создавать графический тематическое панно «Образ моего города» (села) образ своего города или села (или участвовать в в виде коллективной работы (композиционная коллективной работе) под руководством учителя. склейка-аппликация рисунков зданий и других элементов городского пространства, выполненных индивидуально) Модуль «Восприятие Иллюстрации в детских книгах и дизайн детской Рассматривать произведений искусства» книги. Наблюдение обсуждении окружающего мира по и принимать иллюстраций теме художников детских книг. участие известных в групповом отечественных «Архитектура, улицы моего города». Памятники Рассматривать и анализировать по предложенному плану архитектуры и архитектурные архитектурные постройки своего города (села), достопримечательности (по выбору учителя), их характерные особенности улиц и площадей. значение в современном мире. Виртуальное Рассматривать структурные компоненты и архитектурные путешествие: памятники особенности классических произведений архитектуры. архитектуры Москвы и Санкт-Петербурга (обзор Иметь представление о назначении основных видов памятников по выбору учителя). пространственных искусств. Виды пространственных искусств: определяются Знать по назначению произведений в жизни людей. Жанры в изобразительном искусстве виды собственно изобразительных искусств: живопись, графику, скульптуру. — Иметь представление о смысле термина «жанр» в живописи, графике, скульптуре — определяются изобразительном искусстве. предметом изображения классификации произведений и и служат сравнения сходного сюжета пейзажи и др.). для Получать представления о наиболее знаменитых картинах содержания и крупнейших отечественных художников- (портреты, пейзажистов. Получать представления о наиболее знаменитых картинах Представления о произведениях крупнейших и отечественных именах именах крупнейших отечественных художников- художников-пейзажистов: портретистов. И.И. Шишкина, И.И. Левитана, А.К. Саврасова, Уметь узнавать некоторые произведения этих художников В.Д. Поленова, А.И. Куинджи, И.К. Айвазовского и их содержании. (и других по выбору учителя). Осуществлять виртуальные (интерактивные) путешествия в Представления о произведениях крупнейших художественные музеи (по выбору учителя). отечественных портретистов: В.И. Сурикова, И.Е. Делиться впечатлениями от виртуальных путешествий. Репина, В.А. Серова (и других по выбору Узнавать учителя). названия ведущих отечественных художественных музеев, а также где они находятся и чему Художественные музеи. Виртуальные посвящены их коллекции. (интерактивные) путешествия в художественные музеи: Государственную Третьяковскую галерею, Государственный Русский Эрмитаж, музей, Государственный Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Экскурсии в местные художественные музеи и галереи. Виртуальные экскурсии в знаменитые зарубежные художественные музеи (выбор музеев — за учителем). Модуль цифровой графики» «Азбука Построение в графическом редакторе различных по эмоциональному ритмов Построить и передать ритм движения машинок на улице покой города: машинки едут быстро, догоняют друг друга; или, (статика), разные направления и ритмы движения наоборот, машинки едут спокойно, не спешат (то же (собрались, разбежались, догоняют, улетают и т. задание может быть дано на сюжет «Полёт птиц»). д.). Вместо пятен (геометрических фигур) могут Придумать и создать рисунок простого узора с помощью быть простые силуэты машинок, птичек, облаков инструментов графического редактора (создать паттерн). и др. Осваивать с помощью графического редактора строение В графическом редакторе создание рисунка лица элемента орнамента (паттерна), его копирование, Осваивать расположения пятен восприятию Осваивать приёмы работы в графическом редакторе. на плоскости: человека с и пропорции помощью (соотношения) графического частей. редактора многократное повторение. Вариативное создание схематические изменения мимики лица. орнаментов на основе одного и того же элемента. Познакомиться Изображение шрифтов в инструментах программы компьютерного и изучение мимики лица в с приёмами использования разных программе Paint (или в другом графическом редактора. редакторе). Создать Совмещение с помощью графического редактора совмещения векторного векторного изображения, фотографии и шрифта текстом. для создания плаката или поздравительной Осваивать приёмы редактирования цифровых фотографий открытки. с помощью компьютерной программы Picture Manager (или поздравительную открытку-пожелание рисунка или путём фотографии с Редактирование фотографий в программе Picture другой). Manager: изменение яркости, контраста, Осваивать насыщенности цвета. приёмы: изменение яркости, контраста, насыщенности цвета. 4 КЛАСС (34 часа) Модуль Модуль «Графика» Программное содержание Освоение правил линейной и воздушной Основные виды деятельности обучающихся Осваивать правила линейной и воздушной перспективы и перспективы: уменьшение размера изображения применять их в своей практической деятельности. по мере удаления от первого плана, смягчение Изучать цветового и тонального контрастов. человека. Рисунок фигуры человека: основные пропорции Осваивать и взаимоотношение частей фигуры, передача частей фигуры человека и учиться применять эти знания в и осваивать основные пропорциональные пропорции отношения фигуры отдельных движения фигуры в плоскости листа: бег, своих рисунках. ходьба, сидящая и стоящая фигура. Приобретать опыт Графическое изображение героев былин, изображения фигуры человека в движении. древних легенд, сказок и сказаний разных Получать представления о традиционных одеждах разных народов. народов и о красоте человека в разных культурах. Изображение города — графическая композиция; тематическая Учиться передавать в рисунках характерные особенности использование архитектурных построек разных народов и культурных карандаша, мелков, фломастеров (смешанная эпох. техника). Создать творческую композицию: изображение старинного города, характерного для отечественной культуры или культур других народов с опорой на зрительные образы. Модуль «Живопись» Красота природы разных климатических зон, Выполнять живописное изображение пейзажей разных создание пейзажных композиций (горный, климатических зон (пейзаж гор, пейзаж степной или степной, среднерусский ландшафт). пустынной зоны, пейзаж, типичный для среднерусской Изображение красоты человека в традициях природы). русской культуры. Изображение национального Приобретать опыт изображения народных представлений о образа человека и его одежды в разных красоте человека, опыт создания образа женщины в русском культурах. Портретные народном костюме и мужского традиционного народного изображения человека по образа. наблюдению с разным содержанием: женский Выполнять несколько портретных изображений (с опорой на или мужской портрет, двойной портрет матери и натуру): женский, мужской, двойной портрет матери и ребёнка, портрет пожилого человека, детский ребёнка, портрет пожилого человека, детский портрет или портрет или автопортрет. Тематические автопортрет). многофигурные композиции: Выполнять рисунки характерных особенностей памятников коллективно созданные панно-аппликации из материальной культуры выбранной культурной эпохи или индивидуальных рисунков и вырезанных народа. персонажей на темы праздников народов мира Участвовать в коллективной работе по созданию или в качестве иллюстраций к сказкам и тематической композиции на темы праздников разных легендам Модуль «Скульптура» народов. Знакомство со скульптурными памятниками Совершить героям и мемориальными комплексами. виртуальное путешествие к наиболее значительным мемориальным комплексам нашей страны, а Создание эскиза памятника народному герою. также к региональным памятникам (с учётом места Работа с пластилином или глиной. Выражение проживания ребёнка). значительности, трагизма и победительной Создать из пластилина свой эскиз памятника выбранному силы. герою или участвовать в коллективной разработке проекта макета мемориального комплекса Модуль Орнаменты разных народов. Подчинённость Показать в рисунках традиции использования орнаментов в «Декоративно-прикладное орнамента форме и назначению предмета, в архитектуре, искусство» художественной обработке которого применяется. оформлении предметов быта он выбранной народной культуры или исторической эпохи. Исследовать под руководством учителя и показать в Особенности символов мотивов орнаментах в одежде, и изобразительных практической творческой работе орнаменты, характерные разных народов. для традиций отечественной культуры. Орнаменты в архитектуре, на тканях, одежде, Исследовать под руководством учителя и показать в своей предметах быта и др. творческой работе традиционные мотивы и символы Мотивы и назначение русских народных русской народной культуры (деревянная резьба и роспись по орнаментов. Деревянная резьба и роспись, дереву, вышивка, декор головных уборов, орнаменты, украшение наличников и других элементов характерные для предметов быта). избы, вышивка, декор головных уборов и др. Орнаментальное украшение Создать изображение русской красавицы в народном каменной костюме. архитектуры в памятниках русской культуры, Изобразить особенности мужской одежды разных сословий, каменная резьба, роспись стен, изразцы. Народный костюм. Русский демонстрируя связь украшения костюма мужчины с родом народный его занятий. праздничный костюм, символы и обереги в его декоре. Головные уборы. Особенности мужской одежды разных сословий, связь украшения костюма мужчины с родом его занятий. Модуль Конструкция традиционных народных жилищ, Иметь представление об архитектурных особенностях «Архитектура» их связь с окружающей природой: дома из традиционных жилых построек у разных народов. дерева, глины, камня; юрта и её устройство Понимать связь архитектуры жилого дома с природным (каркасный дом); изображение традиционных строительным материалом, характером труда и быта. жилищ. Получать представление об устройстве деревянной избы, а Деревянная изба, её конструкция и декор. также юрты, иметь представление о жилых постройках Моделирование изображение избы на из плоскости бумаги в или других народов. технике Узнавать о конструктивных особенностях переносного аппликации её фасада и традиционного декора. жилища — юрты. Разные виды изб и надворных построек. Изобразить или построить из бумаги конструкцию избы, Конструкция и изображение здания каменного других деревянных построек традиционной деревни. собора. Роль собора в организации жизни Учиться изображать традиционную конструкцию здания древнего города, собор как архитектурная каменного древнерусского храма. доминанта. Приобретать представление о красоте и конструктивных Традиции храмовых архитектурной построек разных конструкции особенностях русского деревянного зодчества. народов. Иметь представление о конструктивных чертах Изображение типичной конструкции зданий: древнегреческого храма, уметь его изобразить. древнегреческий храм, готический романский собор, мечеть, пагода. или Уметь изобразить характерные черты храмовых сооружений разных культур: готический (романский) собор в Освоение образа и структуры архитектурного европейских городах, буддийская пагода, мусульманская пространства древнерусского города. мечеть. Крепостные стены и башни, торг, посад, Получать образное представление о древнерусском городе, главный собор. его архитектурном устройстве и жизни людей. Модуль Произведения «Восприятие Б.М. Кустодиева, А.М. В.И. Сурикова, К.А. произведений искусства» А.Г. Венецианова, В.М. А.П. Васнецова, Воспринимать произведения на темы истории и традиций Васнецова, русской культуры: образ русского Коровина, средневекового города в произведениях А.М. Васнецова, Рябушкина, И.Я. Билибина, А.П. Рябушкина, К.А. Коровина; образ И.Я. Билибина на темы истории и традиций русского русской отечественной культуры. отечественной народного праздника в произведениях Б.М. Кустодиева; образ традиционной крестьянской жизни в Примеры произведений великих европейских произведениях Б.М. Кустодиева, А.Г. Венецианова, художников: Леонардо да Винчи, Рафаэля, В.И. Сурикова. Рембрандта, Пикассо (и других по выбору Получать образные представления о каменном учителя). Памятники древнерусского каменного древнерусском зодчестве, смотреть Московский Кремль, зодчества: Московский Кремль, Новгородский Новгородский детинец, Псковский кром, Казанский кремль детинец, Псковский кром, Казанский кремль (и и др. другие с учётом комплексов, в местных архитектурных Узнавать, уметь называть и объяснять (на доступном для числе монастырских). учащегося с ЗПР уровне) содержание памятника К. Минину том Памятники русского деревянного зодчества. и Д. Пожарскому скульптора И.П. Мартоса. Архитектурный комплекс на острове Кижи. Художественная народов. культура разных Представления об декоративных и эпох Иметь представление о соборах Московского Кремля, и Софийском соборе в Великом Новгороде, храме Покрова на архитектурных, Нерли. изобразительных Узнавать древнегреческий храм Парфенон, вид произведениях в культуре Древней Греции, древнегреческого Акрополя. других культур Древнего мира. Архитектурные Узнавать общий вид готических (романских) соборов. памятники Западной Европы Средних веков и Получать знания об архитектуре мусульманских мечетей. эпохи Возрождения. Произведения Получать представления об архитектурном своеобразии предметно-пространственной буддийских пагод. культуры, составляющие истоки, основания Узнавать национальных культур в современном мире. основные памятники наиболее значимых мемориальных ансамблей и уметь объяснять их особое Памятники национальным героям. Памятник К. значение в жизни людей. Минину и И. П. Мартоса Д. в Пожарскому Москве. скульптора Узнавать правилах Мемориальные мемориальных памятников. ансамбли: Могила Неизвестного Солдата в Москве; о памятник-ансамбль героям поведения при посещении Сталинградской битвы «Мамаев курган» (и другие по выбору учителя) Модуль Моделирование в графическом редакторе с Осваивать знания о конструкции крестьянской деревянной «Азбука помощью инструментов геометрических фигур избы и её разных видах, моделируя строение избы в цифровой конструкции графики» деревянного дома (избы) и различных вариантов геометрических фигур. традиционного крестьянского графическом его устройства. Моделирование редакторе с помощью инструментов Использовать поисковую систему для знакомства с разными конструкции разных видов видами избы и её украшений. традиционных жилищ разных народов (юрта, Осваивать строение юрты, моделируя её конструкцию в каркасный дом и др., в том числе с учётом графическом местных традиций). редакторе с помощью инструментов геометрических фигур. Моделирование в графическом редакторе с Находить в поисковой системе разнообразные модели юрты, помощью инструментов геометрических фигур её украшения, внешний вид и внутренний уклад жилища. конструкций храмовых зданий разных культур: Осваивать моделирование с помощью инструментов каменный православный собор, готический или графического редактора, копирования и трансформации романский собор, пагода, мечеть. Построение помощью в графическом геометрических геометрических фигур строения храмовых зданий разных редакторе фигур или с культур. на Осваивать строение фигуры человека и её пропорции с линейной основе пропорций фигуры человека, помощью инструментов графического редактора (фигура изображение различных фаз движения. Создание компьютерной презентации человека строится из геометрических фигур или с помощью в только линий, исследуются пропорции частей и способы программе PowerPoint на тему архитектуры, движения фигуры человека при ходьбе и беге). декоративного и изобразительного искусства Осваивать выбранной эпохи или национальной культуры. и создавать под руководством учителя компьютерные презентации в программе PowerPoint по темам изучаемого материала, собирая в поисковых системах нужный материал или используя собственные фотографии и фотографии своих рисунков, делая шрифтовые надписи наиболее важных определений, названий, положений, которые надо запомнить. Собрать свою коллекцию презентаций по изучаемым темам. При разработке рабочей программы в тематическом планировании должны быть учтены возможности использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании.