АРП ЗПР Труд (технология) 3-4 класс

1

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Труд
(технология)» включает пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы учебного предмета,
тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
учебного предмета, характеристику психологических предпосылок к его
изучению обучающимися с задержкой психического развития (ЗПР); место в
структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания,
планируемым результатам и тематическому планированию.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для
обязательного изучения предмета «Труд (технология)» на уровне начального
общего образования с учётом распределённых по модулям проверяемых
требований к результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования. Программа разработана с учётом
актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся с
ЗПР и условий, необходимых для достижения личностных, метапредментных
и предметных результатов при освоении предмета «Труд (технология)».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа по предмету «Труд (технология) на
уровне начального общего образования составлена на основе требований к
результатам освоения основной образовательной программы начального
общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с
ОВЗ.
Содержание обучения раскрывается через модули, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе начальной
школы. Приведён перечень универсальных учебных действий —
познавательных, коммуникативных и регулятивных, формирование которых
может быть достигнуто средствами учебного предмета «Труд (технология)» с
учётом психофизических особенностей обучающихся с задержкой
психического развития начальных классов. В первом, первом
дополнительном и втором классах предлагается пропедевтический уровень
формирования УУД, поскольку становление универсальности действий на
этом этапе обучения только начинается. В познавательных универсальных
учебных действиях выделен специальный раздел «Работа с информацией». С
учётом того, что выполнение правил совместной деятельности строится на
интеграции регулятивных УУД (определённые волевые усилия,
2

саморегуляция, самоконтроль, проявление терпения и доброжелательности
при налаживании отношений) и коммуникативных УУД (способность
вербальными средствами устанавливать взаимоотношения), их перечень дан
в специальном разделе — «Совместная деятельность».
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные
результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего
школьника с ЗПР за каждый год обучения в начальной школе.
В тематическом планировании описывается программное содержание
по всем разделам (темам) содержания обучения каждого класса, а также
раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика
деятельности, которые целесообразно использовать при изучении той или
иной темы.
Изучение предмета «Труд (технология)» представляет значительные
трудности для обучающихся с ЗПР в силу их психофизических особенностей:
- незрелость эмоционально-волевой сферы приводит к сложностям
инициации волевых усилий при начале работы над изделием;
- отставание в сформированности регуляции и саморегуляции
поведения затрудняет процесс длительного сосредоточения на каком-либо
одном действии;
- недостаточное развитие восприятия является основой возникновения
трудностей при выделении существенных (главных) признаках объектов,
построении целостного образа, сложностям узнавания известных предметов в
незнакомом ракурсе;
импульсивность
действий,
недостаточная
выраженность
ориентировочного этапа, целенаправленности, низкая продуктивность
деятельности приводят к низкому качеству получаемого изделия,
недовольству полученным результатом;
- нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация,
повышенная отвлекаемость, нередко сопровождающееся повышенной
двигательной и речевой активностью, влечет за собой сложности понимания
технологии работы с тем или иным материалом;
- медленное формирование новых навыков требует многократных
указаний и упражнений для их закрепления.
Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных
понятий и терминов; основные сведения в программе даются
дифференцированно. Одни факты изучаются таким образом, чтобы
обучающиеся смогли опознать их, опираясь на существенные признаки, по
другим вопросам обучающиеся получают только общие представления. Ряд
сведений познается школьниками в результате практической деятельности.
3

В курсе предмета «Труд (технология)» осуществляется реализация
широкого спектра межпредметных связей, что также способствует лучшему
усвоению образовательной программы обучающимися с ЗПР.
Математика — моделирование, выполнение расчётов, вычислений,
построение простых форм с учетом основ геометрии, работа с
геометрическими фигурами, числами.
Изобразительное
искусство
—
использование
средств
художественной
выразительности,
правил
декоративно-прикладного
искусства и дизайна.
Окружающий мир — природные формы и конструкции как
универсальный источник инженерно-художественных идей для мастера;
природа как источник сырья, этнокультурные традиции.
Родной язык — использование важнейших видов речевой
деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий
и обсуждения результатов практической деятельности.
Литературное чтение — работа с текстами для создания образа,
реализуемого в изделии.
Важнейшая особенность уроков труда (технологии) в начальной
школе — предметно-практическая деятельность как необходимая
составляющая целостного процесса интеллектуального, а также духовного и
нравственного развития обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста.
Основной целью предмета является успешная социализация
обучающихся с задержкой психического развития, формирование у них
функциональной грамотности на базе
знакомства и освоения
культурологических и конструкторско-технологических знаний (о
рукотворном мире и общих правилах его создания в рамках исторически
меняющихся технологий) и соответствующих им практических умений,
представленных в содержании учебного предмета.
Для реализации основной цели данного предмета необходимо решение
системы приоритетных задач: образовательных, коррекционно-развивающих
и воспитательных.
Образовательные задачи курса:
 формирование общих представлений о культуре и организации
трудовой деятельности как важной части общей культуры человека;
 становление элементарных базовых знаний и представлений о
предметном (рукотворном) мире как результате деятельности человека, его
взаимодействии с миром природы, правилах и технологиях создания,
исторически развивающихся и современных производствах и профессиях;
 формирование основ чертёжно-графической грамотности, умения
4

работать с простейшей технологической документацией (рисунок, чертёж,
эскиз, схема);
 формирование элементарных знаний и представлений о различных
материалах, технологиях их обработки и соответствующих умений.
Коррекционно-развивающие задачи:
 развитие сенсомоторных процессов, психомоторной координации,
глазомера через формирование практических умений;
 расширение кругозора, развитие
способности творческого
использования полученных знаний и умений в практической деятельности;
 развитие познавательных психических процессов и приёмов
умственной деятельности посредством включения мыслительных операций в
ходе выполнения практических заданий;
 развитие гибкости и вариативности мышления, способностей к
изобретательской деятельности.
Воспитательные задачи:
 воспитание уважительного отношения к людям труда, к культурным
традициям, понимания ценности предшествующих культур, отражённых в
материальном мире;
 развитие социально ценных личностных качеств: организованности,
аккуратности, добросовестного и ответственного отношения к работе,
взаимопомощи, волевой саморегуляции, активности и инициативности;
 воспитание интереса к продуктивной созидательной деятельности,
мотивации успеха и достижений, стремления к творческой самореализации;
 становление экологического сознания, внимательного и вдумчивого
отношения к окружающей природе, осознание взаимосвязи рукотворного
мира с миром природы;
 воспитание положительного отношения к коллективному труду,
применение правил культуры общения, проявление уважения к взглядам и
мнению других людей.
МЕСТО УЧЕБНОГО
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

ПРЕДМЕТА

«ТРУД

(ТЕХНОЛОГИЯ)»

В

В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования обучающихся с ОВЗ учебный
предмет «Труд (технология)» входит в предметную область «Технология» и
является обязательным для изучения. Содержание предмета «Труд
(технология)» структурировано как система тематических модулей и входит
в учебный план 3–4 классов программы начального общего образования в
5

объёме 1 учебного часа в неделю. Изучение содержания всех модулей в 3–4
классах обязательно.
Общее число часов, отведённых на изучение учебного предмета «Труд
(технология)», — 68 ч (один час в неделю в каждом классе). 3 класс — 34 ч,
4 класс — 34 ч.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТРУД (ТЕХНОЛОГИЯ)»
Содержание программы начинается с характеристики основных
структурных единиц курса «Труд (технология)», которые соответствуют
ФГОС НОО и являются общими для каждого года обучения. Вместе с тем их
содержательное наполнение развивается и обогащается концентрически от
класса к классу. При этом учитывается, что собственная логика данного
учебного курса не является столь же жёсткой, как в ряде других учебных
курсов, в которых порядок изучения тем и их развития требует строгой и
единой последовательности. На уроках труда (технологии) этот порядок и
конкретное наполнение разделов в определённых пределах могут быть более
свободными.
Основные модули курса «Труд (технология)»:
1.
2.

3.

4.

Технологии, профессии и производства.
Технологии ручной обработки материалов:

технологии работы с бумагой и картоном;

технологии работы с пластичными материалами;

технологии работы с природным материалом;

технологии работы с текстильными материалами;

технологии работы с другими доступными материалами 1.
Конструирование и моделирование:

работа с «Конструктором»*2;

конструирование и моделирование из бумаги, картона,
пластичных материалов, природных и текстильных материалов;

робототехника*.
Информационно-коммуникативные технологии*.

3 КЛАСС (34 ч)
1

Например, пластик, поролон, фольга, солома и др.
Звёздочками отмечены модули, которые реализуются с учётом возможностей материально-технической
базы образовательной организации.
2

6

Модуль «Технологии, профессии и производства» (8 ч)
Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и
создания культуры. Материальные и духовные потребности человека как
движущие силы прогресса.
Разнообразие творческой трудовой деятельности в современных
условиях. Разнообразие предметов рукотворного мира: архитектура, техника,
предметы быта и декоративно-прикладного искусства. Современные
производства и профессии, связанные с обработкой материалов, аналогичных
используемым на уроках технологии.
Общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие
формы, размеров, материала и внешнего оформления изделия его
назначению.
Мир современной техники. Информационно-коммуникационные
технологии в жизни современного человека.
Элементарная творческая и проектная деятельность. Коллективные,
групповые и индивидуальные проекты в рамках изучаемой тематики.
Совместная работа в малых группах, осуществление сотрудничества;
распределение работы, выполнение социальных ролей (руководитель/лидер и
подчинённый).
Модуль «Технологии ручной обработки материалов» (10 ч)
Некоторые (доступные в обработке) виды искусственных и
синтетических материалов Разнообразие технологий и способов обработки
материалов в различных видах изделий; сравнительный анализ технологий
при использовании того или иного материала (например, аппликация из
бумаги и ткани, коллаж и др.). Выбор материалов по их декоративнохудожественным
и
технологическим
свойствам,
использование
соответствующих способов обработки материалов в зависимости от
назначения изделия.
Инструменты и приспособления (циркуль, угольник, канцелярский
нож, шило и др.); называние и выполнение приёмов их рационального и
безопасного использования.
Углубление общих представлений о технологическом процессе
(анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности
практических действий и технологических операций; подбор материалов и
инструментов; экономная разметка материалов; обработка с целью получения
деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение
необходимых дополнений и изменений). Рицовка. Изготовление объёмных
изделий из развёрток. Преобразование развёрток несложных форм.
7

Технология обработки бумаги и картона. Виды картона
(гофрированный, толстый, тонкий, цветной и др.). Чтение и построение
простого чертежа/эскиза развёртки изделия. Разметка деталей с опорой на
простейший чертёж, эскиз. Выполнение измерений, расчётов, несложных
построений.
Выполнение рицовки на картоне с помощью канцелярского ножа,
выполнение отверстий шилом.
Технология обработки текстильных материалов. Использование
трикотажа и нетканых материалов для изготовления изделий. Использование
вариантов строчки косого стежка (крестик, стебельчатая и др.) и/или
петельной строчки для соединения деталей изделия и отделки. Пришивание
пуговиц (с двумя-четырьмя отверстиями). Изготовление швейных изделий из
нескольких деталей.
Использование дополнительных материалов. Комбинирование разных
материалов в одном изделии.
Модуль «Конструирование и моделирование» (12 ч)
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов,
в том числе наборов «Конструктор» по заданным условиям (техникотехнологическим, функциональным, декоративно-художественным). Способы
подвижного и неподвижного соединения деталей набора «Конструктор», их
использование в изделиях; жёсткость и устойчивость конструкции.
Создание простых макетов и моделей архитектурных сооружений,
технических устройств, бытовых конструкций. Использование измерений и
построений для решения практических задач.
Модуль «Информационно-коммуникативные технологии» (4 ч)
Информационная среда, основные источники (органы восприятия)
информации, получаемой человеком. Сохранение и передача информации.
Информационные технологии. Источники информации, используемые
человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный
компьютер и др. Современный информационный мир. Персональный
компьютер (ПК) и его назначение. Правила пользования ПК для сохранения
здоровья. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и
обработки информации. Работа с доступной информацией (книги, музеи,
беседы (мастер-классы) с мастерами, Интернет 3, видео, DVD). Работа с
текстовым редактором Microsoft Word или другим.
Универсальные учебные действия
3

Практическая работа на персональном компьютере организуется в соответствии с материальнотехническими возможностями образовательной организации.

8

Познавательные УУД:
 ориентироваться в терминах, используемых в технологии,
использовать их в ответах на вопросы и высказываниях (в пределах
изученного);
 осуществлять анализ с опорой на план предложенных образцов с
выделением существенных и несущественных признаков;
 выполнять работу в соответствии с инструкцией, устной или
письменной, а также графически представленной в схеме, таблице, при
необходимости обращаясь к помощи учителя;
 классифицировать
изделия
по
существенному
признаку
(используемый материал, форма, размер, назначение, способ сборки) с
опорой на образец;
 читать и воспроизводить под руководством учителя простой
чертёж/эскиз развёртки изделия;
 восстанавливать нарушенную последовательность выполнения
изделия.
Работа с информацией:
 анализировать по предложенному плану и использовать знаковосимволические средства представления информации для создания моделей и
макетов изучаемых объектов;
 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
учебных заданий с использованием учебной литературы под руководством
учителя;
 использовать
средства
информационно-коммуникационных
технологий для решения учебных и практических задач, в том числе
Интернет под руководством учителя.
Коммуникативные УУД:
 строить
простое
монологическое
высказывание,
владеть
диалогической формой коммуникации;
 описывать с опорой на план предметы рукотворного мира;
 формулировать собственное мнение, аргументировать на доступном
уровне выбор вариантов и способов выполнения задания.
Регулятивные УУД:
9

 принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск
средств для её решения под руководством учителя;
 действовать по плану;
 выполнять элементарные действия контроля и оценки; выявлять с
опорой на образец ошибки и недочёты по результатам работы, устанавливать
их причины;
 проявлять волевую саморегуляцию при выполнении задания.
Совместная деятельность:
 договариваться, приходить к общему решению, отвечать за общий
результат работы;
 выполнять роли лидера, подчинённого, соблюдать равноправие и
дружелюбие;
 осуществлять взаимопомощь, проявлять ответственность при
выполнении своей части работы.
4 КЛАСС
Модуль «Технологии, профессии и производства» (12 ч)
Профессии и технологии современного мира. Использование
достижений науки в развитии технического прогресса. Изобретение и
использование синтетических материалов с определёнными заданными
свойствами в различных отраслях и профессиях. Нефть как универсальное
сырьё. Материалы, получаемые из нефти (пластик, стеклоткань, пенопласт и
др.).
Профессии, связанные с опасностями (пожарные, космонавты, химики
и др.).
Информационный мир, его место и влияние на жизнь и деятельность
людей. Влияние современных технологий и преобразующей деятельности
человека на окружающую среду, способы её защиты.
Бережное и уважительное отношение людей к культурным традициям.
Изготовление изделий с учётом традиционных правил и современных
технологий (лепка, вязание, шитьё, вышивка и др.).
Элементарная творческая и проектная деятельность (реализация
заданного или собственного замысла, поиск оптимальных конструктивных и
технологических решений). Коллективные, групповые и индивидуальные
проекты на основе содержания материала, изучаемого в течение учебного
года.
Модуль «Технологии ручной обработки материалов» (6 ч)
10

Синтетические материалы — ткани, полимеры (пластик, поролон). Их
свойства. Создание синтетических материалов с заданными свойствами.
Использование измерений, вычислений и построений для решения
практических задач. Внесение дополнений и изменений в условные
графические изображения в соответствии с дополнительными/изменёнными
требованиями к изделию.
Технология обработки бумаги и картона. Подбор материалов в
соответствии с замыслом, особенностями конструкции изделия. Определение
оптимальных способов разметки деталей, сборки изделия. Выбор способов
отделки. Комбинирование разных материалов в одном изделии.
Совершенствование умений выполнять разные способы разметки с
помощью чертёжных инструментов. Освоение доступных художественных
техник.
Технология обработки текстильных материалов. Обобщённое
представление о видах тканей (натуральные, искусственные, синтетические),
их свойствах и областей использования. Дизайн одежды в зависимости от её
назначения, моды, времени. Раскрой деталей по несложным готовым лекалам
(выкройкам). Строчка петельного стежка и её варианты («тамбур» и др.), её
назначение (соединение и отделка деталей) и/или строчки петлеобразного и
крестообразного стежков (соединительные и отделочные). Подбор ручных
строчек для сшивания и отделки изделий. Простейший ремонт изделий.
Технология обработки синтетических материалов. Пластик, поролон,
полиэтилен. Общее знакомство, сравнение свойств.
Комбинированное использование разных материалов.
Модуль «Конструирование и моделирование» (10 ч)
Современные требования к техническим устройствам (экологичность,
безопасность, эргономичность и др.).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов,
в том числе наборов «Конструктор» по проектному заданию.
Робототехника. Конструктивные, соединительные элементы и
основные узлы робота. Инструменты и детали для создания робота.
Конструирование робота. Составление алгоритма действий робота.
Программирование, тестирование робота. Преобразование конструкции
робота. Презентация робота.
Модуль «Информационно-коммуникативные технологии» (6 ч)
Работа с доступной информацией в Интернете 4 и на цифровых
носителях информации.
4

Практическая работа на персональном компьютере организуется в соответствии с материально-техническими
возможностями образовательной организации.

11

Электронные и медиаресурсы в художественно-конструкторской,
проектной, предметной преобразующей деятельности. Работа с готовыми
цифровыми материалами. Поиск дополнительной информации по тематике
творческих и проектных работ, использование рисунков из ресурса
компьютера в оформлении изделий и др. Создание презентаций в программе
PowerPoint или другой.
Универсальные учебные действия
Познавательные УУД:
 ориентироваться в терминах, используемых в технологии,
использовать их в ответах на вопросы и высказываниях (в пределах
изученного);
 анализировать с опорой на план конструкции предложенных
образцов изделий;
 конструировать и моделировать изделия из различных материалов
по образцу, рисунку, простейшему чертежу, эскизу, схеме с использованием
общепринятых условных обозначений и по заданным условиям, при
необходимости обращаясь к помощи учителя;
 выстраивать с опорой на образец последовательность практических
действий и технологических операций; подбирать материал и инструменты;
выполнять экономную разметку; сборку, отделку изделия;
 решать простые задачи на преобразование конструкции;
 выполнять работу в соответствии с инструкцией, устной или
письменной;
 соотносить с помощью учителя результат работы с заданным
алгоритмом, проверять изделия в действии, вносить необходимые
дополнения и изменения;
 классифицировать с опорой на образец изделия по существенному
признаку (используемый материал, форма, размер, назначение, способ
сборки);
 выполнять действия анализа и синтеза, сравнения, классификации
предметов/изделий с учётом указанных критериев;
 анализировать устройство простых изделий по образцу, рисунку,
выделять с опорой на образец основные и второстепенные составляющие
конструкции.
Работа с информацией:
12

 находить необходимую для выполнения работы информацию,
пользуясь различными источниками, анализировать её и отбирать в
соответствии с решаемой задачей под руководством учителя;
 использовать знаково-символические средства для решения задач в
умственной или материализованной форме, выполнять действия
моделирования, работать с моделями;
 осуществлять поиск дополнительной информации по тематике
творческих и проектных работ под руководством учителя;
 использовать рисунки из ресурса компьютера в оформлении
изделий и др.;
 использовать
средства
информационно-коммуникационных
технологий для решения учебных и практических задач, в том числе
Интернет под руководством учителя.
Коммуникативные УУД:
 соблюдать правила участия в диалоге: задавать вопросы,
аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к чужому
мнению (на доступном для обучающихся с ЗПР уровне);
 создавать тексты-рассуждения с опорой на план: раскрывать
последовательность операций при работе с разными материалами;
 осознавать
культурно-исторический
смысл
и
назначение
праздников, их роль в жизни каждого человека; ориентироваться в традициях
организации и оформления праздников.
Регулятивные УУД:
 понимать и принимать учебную задачу, определять цели учебнопознавательной деятельности под руководством учителя;
 планировать практическую работу в соответствии с поставленной
целью и выполнять её в соответствии с планом;
 выполнять действия контроля/самоконтроля и оценки; процесса и
результата деятельности, при необходимости вносить коррективы в
выполняемые действия;
 проявлять волевую саморегуляцию при выполнении задания.
Совместная деятельность:
 организовывать под руководством учителя совместную работу в
группе: распределять роли, выполнять функции руководителя или
13

подчинённого, осуществлять продуктивное сотрудничество, взаимопомощь;
 проявлять интерес к деятельности своих товарищей и результатам
их работы; в доброжелательной форме оценивать их достижения;
 в процессе анализа и оценки совместной деятельности высказывать
свои предложения и пожелания; выслушивать и принимать к сведению
мнение одноклассников, их советы и пожелания; с уважением относиться к
разной оценке своих достижений
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ТРУД (ТЕХНОЛОГИЯ)» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
В результате изучения предмета «Труд (технология)» в начальной
школе у обучающегося с задержкой психического развития будут
сформированы следующие личностные новообразования:
 первоначальные представления о созидательном и нравственном
значении труда в жизни человека и общества; уважительное отношение к
труду и творчеству мастеров;
 проявление положительного отношения и интереса к различным
видам творческой преобразующей деятельности; мотивация к творческому
труду, работе на результат; способность к различным видам практической
преобразующей деятельности;
 проявление устойчивых волевых качества и способность к
саморегуляции: организованность, аккуратность, трудолюбие, умение
справляться с доступными проблемами;
 готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учётом
этики общения; проявление толерантности и доброжелательности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в начальной школе у обучающегося с задержкой
психического развития формируются следующие универсальные учебные
действия.
Познавательные УУД:
 ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в
технологии (в пределах изученного), использовать изученную терминологию
в своих устных и письменных высказываниях на доступном уровне;
 осуществлять анализ объектов и изделий с выделением
14

существенных и несущественных признаков с опорой на план;
 сравнивать с опорой на план группы объектов/изделий, выделять в
них общее и различия;
 использовать схемы, модели и простейшие чертежи в собственной
практической творческой деятельности;
 использовать освоенные технологии при изготовлении изделий в
соответствии с технической, технологической или декоративнохудожественной задачей;
 понимать необходимость поиска новых технологий на основе
изучения объектов и законов природы, доступного исторического и
современного опыта технологической деятельности.
Работа с информацией:
 осуществлять под руководством учителя поиск необходимой для
выполнения работы информации в учебнике и других доступных источниках,
анализировать её по предложенному плану;
 анализировать и использовать знаково-символические средства
представления информации для решения задач в умственной и
материализованной форме;
 использовать
средства
информационно-коммуникационных
технологий для решения учебных и практических задач (в том числе
Интернет с контролируемым выходом);
 следовать при выполнении работы инструкциям учителя или
представленным в других информационных источниках.
Коммуникативные УУД:
 вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы; формулировать
собственное мнение и идеи, аргументированно их излагать на доступном
уровне; выслушивать разные мнения, учитывать их в диалоге;
 создавать по плану тексты-описания на основе наблюдений
(рассматривания) изделий декоративно-прикладного искусства народов
России;
 строить по плану простые суждения (небольшие тексты) об
объекте, его строении, свойствах и способах создания;
 объяснять с опорой на план, схему последовательность
совершаемых действий при создании изделия.
Регулятивные УУД:
 организовывать свою работу (подготовка рабочего места,
поддержание и наведение порядка, уборка после работы);
 выполнять правила безопасности труда при выполнении работы;
15

 планировать работу, соотносить свои действия с поставленной
целью с опорой на план;
 устанавливать простые причинно-следственные связи между
выполняемыми действиями и их результатами, прогнозировать под
руководством учителя действия для получения необходимых результатов;
 выполнять действия контроля и оценки;
 проявлять волевую саморегуляцию при выполнении работы.
Совместная деятельность:
 организовывать под руководством учителя совместную работу в
группе: принимать участие в обсуждении задачи, распределять роли,
выполнять функции руководителя/лидера и подчинённого; осуществлять
продуктивное сотрудничество;
 проявлять интерес к работе товарищей; в доброжелательной форме
комментировать и оценивать их достижения; оказывать при необходимости
помощь;
 понимать особенности проектной деятельности, выдвигать
несложные идеи решений предлагаемых проектных заданий; предъявлять
аргументы для защиты продукта проектной деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
3 КЛАСС
К концу обучения в третьем классе обучающийся с задержкой
психического развития научится:
 ориентироваться в смысле понятий «чертёж развёртки»,
«канцелярский нож», «шило», «искусственный материал»;
 иметь представление о характерных особенностях изученных видов
декоративно-прикладного искусства, профессиях мастеров прикладного
искусства, распространённых в крае ремёслах (в рамках изученного);
 знать
свойства
наиболее
распространённых
изучаемых
искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, текстиль и
др.);
 ориентироваться в чертеже развёртки и выполнять разметку
развёрток с помощью чертёжных инструментов (линейка, угольник,
циркуль);
 узнавать линии чертежа (осевая и центровая);
 безопасно пользоваться канцелярским ножом, шилом;
16

 выполнять рицовку;
 выполнять соединение деталей и отделку изделия освоенными
ручными строчками с опорой на образец;
 конструировать изделия из разных материалов и наборов
«Конструктор» по заданным техническим, технологическим и декоративнохудожественным условиям;
 выбирать способ соединения и соединительный материал в
зависимости от требований конструкции и с опорой на схему, образец;
 иметь представление о видах информационных технологий и
соответствующих способах передачи информации (из реального окружения
учащихся);
 понимать назначение основных устройств персонального
компьютера для ввода, вывода и обработки информации;
 выполнять основные правила безопасной работы на компьютере
под руководством учителя;
 участвовать в выполнении проектных заданий в соответствии с
содержанием изученного материала на основе полученных знаний и умений.
4 КЛАСС
К концу обучения в четвёртом классе обучающийся с задержкой
психического развития научится:
 формировать общее представление о мире профессий, их
социальном значении; о творчестве и творческих профессиях, о мировых
достижениях в области техники и искусства (в рамках изученного), о
наиболее значимых окружающих производствах;
 на основе технологической карты организовывать рабочее место в
зависимости от вида работы, осуществлять планирование трудового
процесса;
 самостоятельно планировать и выполнять практическое задание
(практическую работу) с опорой на инструкционную (технологическую)
карту;
 понимать элементарные основы бытовой культуры, выполнять
доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего
труда;
 выполнять под руководством учителя более сложные виды работ и
приёмы обработки различных материалов (например, плетение, шитьё и
вышивание, тиснение по фольге и пр.); оформлять изделия и соединять
17

детали освоенными ручными строчками с опорой на образец;
 понимать и создавать с опорой на образец простейшие виды
технической документации (чертёж развёртки, эскиз, технический рисунок,
схему) и выполнять по ней работу;
 создавать небольшие тексты, презентации и печатные публикации с
использованием изображений на экране компьютера; оформлять текст
(выбор шрифта, размера, цвета шрифта, выравнивание абзаца) под
руководством учителя;
 работать в программах Word, Power Point;
 осуществлять сотрудничество в различных видах совместной
деятельности; предлагать идеи для обсуждения, уважительно относиться к
мнению товарищей, договариваться; участвовать в распределении ролей,
координировать собственную работу в общем процессе.

18

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
Тематические модули
1. Технологии, профессии
и производства
(8 ч)

Основное содержание
Непрерывность
процесса
деятельностного
освоения
мира
человеком и создания культуры.
Материальные и духовные потребности
человека как движущие силы прогресса.
Разнообразие творческой трудовой
деятельности в современных условиях.
Разнообразие предметов рукотворного
мира: архитектура, техника, предметы
быта
и
декоративно-прикладного
искусства Современные производства и
профессии, связанные с обработкой
материалов,
аналогичных
используемым на уроках технологии.
Общие правила создания предметов
рукотворного
мира:
соответствие
формы, размеров, материала и внешнего
оформления изделия его назначению.
Мир
современной
техники.
Информационно-коммуникационные
технологии в жизни современного
человека. Элементарная творческая и
проектная деятельность. Коллективные,
групповые и индивидуальные проекты в
рамках
изучаемой
тематики.
Совместная работа в малых группах,
осуществление
сотрудничества;
распределение работы, выполнение
социальных ролей (руководитель/лидер

Основные виды деятельности обучающихся
Соблюдать правила безопасной работы, выбор инструментов и
приспособлений в зависимости от технологии изготавливаемых
изделий.
Изучать возможности использования изучаемых инструментов и
приспособлений людьми разных профессий.
Самостоятельно организовывать рабочее место в зависимости от
вида работы и выбранных материалов.
Поддерживать порядок во время работы; убирать рабочее место
по окончании практической работы.
Изучать
важность
подготовки,
организации,
уборки,
поддержания порядка рабочего места людьми разных
профессий.
Использовать под руководством учителя свойства материалов
при работе над изделиями.
Учитывать при работе над изделием общие правила создания
предметов рукотворного мира: соответствие формы, размеров,
материала и внешнего оформления изделия его назначению.
Определять самостоятельно этапы изготовления изделия на
основе анализа готового изделия, текстового и/или слайдового
плана, работы с технологической картой.
Отбирать материалы и инструменты, необходимые для
выполнения изделия в зависимости от вида работы, заменять их
(с помощью учителя).
Анализировать под руководством учителя устройство изделия,
определять в нём детали и способы их соединения.
Иметь представление о разнообразии творческой трудовой
деятельности в современных условиях.
Иметь представление о традициях и праздниках народов России,
ремёслах, обычаях и производствах, связанных с изучаемыми
19

2. Технологии ручной
обработки материалов
(10 ч):
— технологии работы с
бумагой и картоном

и подчинённый).
Некоторые (доступные в обработке)
виды искусственных и синтетических
материалов. Разнообразие технологий и
способов обработки материалов в
различных
видах
изделий;
сравнительный анализ технологий при
использовании
того
или
иного
материала (например, аппликация из
бумаги и ткани, коллаж и др.). Выбор
материалов
по
их
декоративнохудожественным и технологическим
свойствам,
использование
соответствующих способов обработки
материалов
в
зависимости
от
назначения изделия. Инструменты и
приспособления (циркуль, угольник,
канцелярский нож, шило, и др.);
называние и выполнение приёмов их
рационального
и
безопасного
использования. Углубление общих
представлений
о
технологическом
процессе
(анализ
устройства
и
назначения изделия; выстраивание
последовательности
практических
действий и технологических операций;
подбор материалов и инструментов;
экономная
разметка
материалов;
обработка с целью получения деталей,
сборка, отделка изделия; проверка
изделия
в
действии,
внесение
необходимых
дополнений
и
изменений).
Биговка
(рицовка).
Изготовление объёмных изделий из
развёрток. Преобразование развёрток

материалами и производствами.
Самостоятельно
организовывать
свою
деятельность:
подготавливать рабочее место для работы с бумагой и картоном,
правильно и рационально размещать инструменты и материалы;
под контролем учителя в процессе выполнения изделия
контролировать и при необходимости восстанавливать порядок
на рабочем месте; убирать рабочее место.
Применять правила рационального и безопасного использования
инструментов (угольник, циркуль, игла, шило и др.).
Знать названия и назначение основных инструментов и
приспособлений для ручного труда и выбирать необходимые
инструменты и приспособления для выполнения изделий.
Наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства изучаемых видов
бумаги (состав, цвет, прочность); иметь представление о видах
бумаги и картона (гофрированный, толстый, тонкий, цветной и
др.).
Под руководством учителя выбирать вид бумаги для
изготовления изделия и объяснять свой выбор.
Осваивать отдельные приёмы работы с бумагой, правила
безопасной работы, правила разметки деталей.
Выполнять под руководством учителя рицовку на картоне с
помощью канцелярского ножа, отверстия шилом.
Понимать простейшие чертежи развёрток, схемы изготовления
изделия и выполнять изделие по заданному чертежу под
руководством учителя.
Выполнять несложные расчёты размеров деталей изделия,
ориентируясь на образец, эскиз или технический рисунок.
Выполнять разметку деталей с опорой на простейший чертёж,
эскиз.
Под руководством учителя анализировать конструкцию изделия,
выполнять технологические операции в соответствии с общим
представлением о технологическом процессе (анализ устройства
и назначения изделия; выстраивание последовательности
практических действий и технологических операций; подбор
материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с
20

несложных
форм.
Технология
обработки бумаги и картона. Виды
картона (гофрированный, толстый,
тонкий, цветной и др.). Чтение простого
чертежа/ эскиза развёртки изделия.
Разметка деталей с опорой на
простейший чертёж, эскиз. Выполнение
измерений,
расчётов,
несложных
построений. Выполнение рицовки на
картоне с помощью канцелярского
ножа, выполнение отверстий шилом.

— технологии работы с
пластичными
материалами

целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка
изделия в действии).
Планировать свою деятельность по предложенному в учебнике,
рабочей тетради образцу, вносить коррективы в выполняемые
действия.
Изготавливать несложные конструкции изделий из бумаги и
картона по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и
доступным заданным условиям.
Применять разнообразные технологии и способы обработки
материалов в различных видах изделий; проводить
сравнительный анализ технологий при использовании того или
иного материала.
Применять общие правила создания предметов рукотворного
мира: соответствие формы, размеров, материала и внешнего
оформления изделия его назначению.
Самостоятельно
организовывать
свою
деятельность:
подготавливать рабочее место для работы с бумагой и картоном,
правильно и рационально размещать инструменты и материалы;
под контролем учителя в процессе выполнения изделия
проверять и восстанавливать порядок на рабочем месте; убирать
рабочее место.
Работать по составленному плану.
Отбирать необходимые материалы для изделий, обосновывать
свой выбор.
Применять правила безопасной и аккуратной работы со стекой.
Использовать свойства (цвет, состав, пластичность) пластичных
материалов при выполнении изделий.
Иметь представление о значении использования пластичных
материалов в жизни человека.
Наблюдать за использованием пластичных материалов в
жизнедеятельности человека.
Анализировать под руководством учителя образцы изделий с
опорой на памятку (конструктивные особенности и технология
изготовления); изготавливать изделия с опорой на рисунки,
инструкции, схемы.
21

Выполнять отделку изделия или его деталей по собственному
замыслу.
Применять при работе над изделиями приёмы работы с
пластичными материалами.
Использовать разные способы лепки.
Использовать пластилин для отделки изделий и его деталей.
Оценивать результаты своей работы и работы одноклассников
(качество, самостоятельность) по предложенному плану.
С помощью учителя наблюдать и сравнивать различные
рельефы, скульптуры по сюжетам, назначению, материалам,
технологию изготовления изделий из одинаковых материалов.
Знакомиться с видами рельефа: контррельеф, барельеф,
горельеф, приёмами получения рельефных изображений
(процарапывание, вдавливание, налеп и др.).
— технологии работы
с природным материалом

Самостоятельно
организовывать
свою
деятельность:
подготавливать рабочее место для работы с природным
материалом, правильно и рационально размещать инструменты
и материалы; под контролем учителя в процессе выполнения
изделия контролировать и при необходимости восстанавливать
порядок на рабочем месте; убирать рабочее место.
Узнавать основные материалы и их свойства, происхождение,
применение в жизни.
Сравнивать свойства природных материалов и на основе
полученных выводов отбирать материал для выполнения
изделий под руководством учителя.
Под руководством учителя подбирать, обрабатывать и хранить
природные материалы для дальнейшего использования при
выполнении изделий.
Выполнять технологические приёмы ручной обработки
материалов в зависимости от их свойств.
Применять на практике различные приёмы работы с
природными материалами.
Использовать при выполнении и отделке изделий различные
природные материалы.
22

— технологии
работы с текстильными
материалами

3. Конструирование
и моделирование
(12 ч):

Технология обработки текстильных
материалов. Использование трикотажа и
нетканых материалов для изготовления
изделий. Использование вариантов
строчки косого стежка (крестик,
стебельчатая и др.) и/или вариантов
строчки
петельного
стежка
для
соединения деталей изделия и отделки.
Пришивание
пуговиц
(с
двумячетырьмя отверстиями). Изготовление
швейных изделий из нескольких
деталей.
Использование
дополнительных
материалов.
Комбинирование разных материалов в
одном изделии.

Конструирование и моделирование
изделий из различных материалов, в
том числе наборов «Конструктор» по
заданным
условиям
(технико-

Выполнять сборку изделий из природных материалов, используя
для соединения деталей клей и пластилин.
Выполнять отделку изделия из природных материалов,
используя технологии росписи, аппликации.
Самостоятельно
организовывать
свою
деятельность:
подготавливать рабочее место для работы с текстильными
материалами, правильно и рационально размещать инструменты
и материалы, под контролем учителя в процессе выполнения
изделия контролировать и при необходимости восстанавливать
порядок на рабочем месте.
Применять правила безопасной работы ножницами, иглой,
клеем.
Иметь представление о ткани, трикотаже, нетканом полотне.
Иметь представление об особенностях строения ткани,
трикотажа, нетканого полотна.
Самостоятельно выполнять простую практическую работу с
опорой на рисунки, схемы, чертежи.
Понимать технологию обработки текстильных материалов.
Рассматривать и анализировать сс опорой на план образцы
изделий.
Использовать ручные строчки (варианты строчки прямого и
косого стежков) для сшивания и отделки изделий.
Выполнять под руководством учителя раскрой деталей по
готовым несложным лекалам (выкройкам).
Выполнять отделку изделия аппликацией, вышивкой и
отделочными материалами.
Работать над изделием в группах.
Выполнять простейший ремонт изделий (пришивание пуговиц).
Иметь представление об исторических народных ремёслах,
современных производствах и профессиях, связанных с
технологиями обработки текстильных материалов
Использовать в практической работе основные инструменты и
приспособления для ручного труда (гаечный ключ, отвёртка),
применять правила безопасной и аккуратной работы.
Знать детали конструктора (площадки, планки, оси,
23

— работа
с «Конструктором» *

— конструирование и
моделирование из бумаги,
картона,
пластичных
материалов,
природных
и текстильных
материалов

4. Информационнокоммуникативные
технологии*
(4 ч)

технологическим,
функциональным,
декоративно-художественным).
Способы подвижного и неподвижного
соединения
деталей
набора
«Конструктор», их использование в
изделиях; жёсткость и устойчивость
конструкции.

Создание простых макетов и моделей
архитектурных
сооружений, технических устройств,
бытовых конструкций. Использование
измерений и построений для решения
практических задач.

Информационная
среда,
основные
источники
(органы
восприятия)
информации, получаемой человеком.
Сохранение и передача информации.
Информационные
технологии.
Источники информации, используемые
человеком в быту: телевидение, радио,
печатные
издания,
персональный
компьютер
и
др.
Современный
информационный мир. Персональный

кронштейны, уголки, колёса, винты, гайки) и инструменты
(отвёртка, гаечный ключ).
Выделять крепёжные детали (винт, болт, гайка).
Использовать приёмы работы с конструктором: завинчивание и
отвинчивание.
Использовать виды соединения деталей конструкции —
подвижное и неподвижное, различать способы подвижного и
неподвижного соединения деталей наборов типа «Конструктор»,
их использование в изделиях, жёсткость и устойчивость
конструкции.
Проводить опыт по видам соединений деталей набора типа
«Конструктор».
Презентовать готовое изделие. Оценивать качество выполнения
изделия по заданным критериям.
Анализировать конструкцию изделия по рисунку, простому
чертежу, схеме, готовому образцу.
Выделять с помощью учителя детали конструкции, называть их
форму, расположение и определять способ соединения.
Составлять план выполнения изделия по предложенному плану.
Повторять с опорой на образец в конструкции изделия
конструктивные особенности реальных предметов и объектов.
Создавать простые макеты и модели архитектурных
сооружений, технических устройств, бытовых конструкций.
Использовать измерения и построения для решения
практических задач.
Различать источники информации, используемые человеком в
быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный
компьютер и др.
Понимать значение ИКТ в жизни современного человека.
Использовать
компьютер
для
поиска,
хранения
и
воспроизведения информации.
Осваивать правила набора текста, работу с программой Microsoft
Word (или другой), понимать её назначение. Создавать и
сохранять документ в программе Microsoft Word (или другой),
форматировать (выбор шрифта, размера, цвета шрифта,
24

компьютер (ПК) и его назначение.
Правила
пользования
ПК
для
сохранения
здоровья.
Назначение
основных устройств компьютера для
ввода, вывода и обработки информации.
Работа с доступной информацией
(книги, музеи, беседы (мастер-классы) с
мастерами, Интернет5, видео, DVD)
Работа
с
текстовым
редактором
Microsoft Word или другим.

выравнивание абзаца) и печатать документ.
Выполнять простейшие операции над готовыми файлами и
папками (открывать, читать).
Создавать небольшие тексты, редактировать их.
Воспринимать книгу как источник информации.
Различать
основные
источники
(органы
восприятия)
информации, получаемой человеком.
Работать с доступной информацией (книги, музеи, беседы
(мастер-классы) с мастерами, Интернет6, видео, DVD).
Выполнять простое преобразование информации, в том числе
переводить текстовую информацию в табличную форму.

4 КЛАСС
Тематические модули
1. Технологии,
профессии и
производства
(12 ч)

5
6

Основное содержание
Профессии и технологии современного
мира. Использование достижений науки в
развитии
технического
прогресса.
Изобретение
и
использование
синтетических
материалов
с
определёнными заданными свойствами в
различных отраслях и профессиях. Нефть
как универсальное сырьё. Материалы,
получаемые
из
нефти
(пластик,
стеклоткань,
пенопласт
и
др.).
Профессии, связанные с опасностями
(пожарные, космонавты, химики и др.).
Информационный мир, его место и
влияние на жизнь и деятельность людей.
Влияние современных технологий и

Основные виды деятельности обучающихся
Соблюдать правила безопасной работы, выбирать инструменты и
приспособления в зависимости от технологии изготавливаемых
изделий.
Рационально и безопасно использовать и хранить инструменты.
Классифицировать с опорой на образец инструменты по
назначению: режущие, колющие, чертёжные.
Проверять и определять исправность инструментов.
Изучать возможности использования изучаемых инструментов и
приспособлений людьми разных профессий.
Самостоятельно организовывать рабочее место в зависимости от
вида работы и выбранных материалов.
Поддерживать порядок во время работы; убирать рабочее место
по окончании практической работы.
Изучать важность подготовки, организации, уборки, поддержания
порядка рабочего места людьми разных профессий.

При освоении новой технологии изготовления изделия организация и контроль за поддержанием порядка на рабочем месте осуществляется под руководством учителя.
При освоении новой технологии изготовления изделия организация и контроль за поддержанием порядка на рабочем месте осуществляется под руководством учителя.

25

преобразующей деятельности человека
на окружающую среду, способы её
защиты. Сохранение и развитие традиций
прошлого в творчестве современных
мастеров. Бережное и уважительное
отношение
людей
к
культурным
традициям. Изготовление изделий с
учётом
традиционных
правил
и
современных технологий (лепка, вязание,
шитьё, вышивка и др.). Элементарная
творческая и проектная деятельность
(реализация заданного или собственного
замысла,
поиск
оптимальных
конструктивных
и
технологических
решений). Коллективные, групповые и
индивидуальные проекты на основе
содержания материала, изучаемого в
течение учебного года.

2. Технологии ручной
обработки материалов
(6 ч):
— технологии работы
с бумагой
и картоном

Синтетические материалы — ткани,
полимеры (пластик, поролон). Их
свойства.
Создание
синтетических
материалов с заданными свойствами.
Использование измерений, вычислений и
построений для решения элементарных
практических
задач.
Внесение
дополнений и изменений в условные
графические изображения в соответствии
с
дополнительными/изменёнными
требованиями к изделию. Технология
обработки бумаги и картона. Подбор
материалов в соответствии с замыслом,
особенностями конструкции изделия.

Рассматривать под руководством учителя возможности
использования синтетических материалов с определёнными
заданными свойствами в различных отраслях и профессиях.
Рассматривать использование нефти в производстве как
универсального сырья. Иметь представление о материалах,
получаемые из нефти.
Изготавливать изделия с учётом традиционных правил и
современных технологий (лепка, шитьё, вышивка и др.).
Определять этапы выполнения изделия на основе анализа
образца, графической инструкции.
Выбирать в зависимости от свойств материалов технологические
приёмы их обработки.
Рассматривать профессии и технологии современного мира,
использование достижений науки в развитии технического
прогресса.
Изучать влияние современных технологий и преобразующей
деятельности человека на окружающую среду, способы её
защиты.
Приводить примеры традиций и праздников народов России,
ремёсел, обычаев и производств, связанных с изучаемыми
материалами и производствами
Самостоятельно
организовывать
свою
деятельность:
подготавливать рабочее место для работы с бумагой и картоном,
правильно и рационально размещать инструменты и материалы, в
процессе выполнения изделия самостоятельно контролировать и
при необходимости восстанавливать порядок на рабочем месте.
Осознанно соблюдать правила рационального и безопасного
использования инструментов.
Осваивать отдельные новые доступные приёмы работы с бумагой
и картоном (например, гофрированная бумага и картон,
салфеточная, креповая и др.).
Читать простые графические схемы изготовления изделия и
выполнять изделие по заданной схеме.
Выполнять несложные расчёты размеров деталей изделия,
ориентируясь на образец, эскиз, технический рисунок или чертёж.
26

Определение оптимальных способов
разметки деталей, сборки изделия. Выбор
способов
отделки.
Комбинирование
разных материалов в одном изделии.
Совершенствование умений выполнять
разные способы разметки с помощью
чертёжных инструментов. Освоение
доступных художественных техник.
Технология обработки синтетических
материалов.
Пластик,
поролон,
полиэтилен.
Общее
знакомство,
сравнение свойств.

— технологии работы с
пластичными
материалами

Выстраивать простые чертежи/эскизы развёртки изделия.
Выполнять разметку деталей с опорой на простейший чертёж,
эскиз.
Выполнять изделия на основе знаний и представлений о
технологическом процессе; анализировать устройство и
назначение
изделия;
выстраивать
последовательность
практических действий и технологических операций; подбирать
материалы и инструменты; выполнять экономную разметку,
обработку с целью получения деталей, сборку, отделку изделия,
проверку изделия в действии, внесение необходимых дополнений
и изменений.
Планировать и изготавливать изделие с опорой на инструкцию.
Применять известные способы и приёмы работы с пластичными
материалами для реализации собственного замысла.
Определять место того или иного пластичного материала в общем
композиционном
замысле и
конструктивном
решении.
Изготавливать плоскостные и объёмные изделия, модели, макеты
сложных форм.
Выполнять моделирование, понимать и создавать простейшие
виды технической документации (чертёж развёртки, эскиз,
технический рисунок, схему) и выполнять по ней работу
Самостоятельно
организовывать
свою
деятельность:
подготавливать рабочее место для работы с пластичными
материалами, правильно и рационально размещать инструменты
и материалы, в процессе выполнения изделия самостоятельно
проверять и восстанавливать порядок на рабочем месте.
Наблюдать
за
декоративно-прикладными
возможностями
использования пластических масс в творческих работах мастеров.
Систематизировать знания о свойствах пластичных материалов.
Под руководством учителя анализировать образцы изделий:
конструктивные особенности и технологию изготовления;
изготавливать изделия по собственному замыслу.
Иметь представление об используемых мастерами материалах в
наиболее распространённых традиционных народных промыслах
и ремёслах, культурных традициях своего региона и России.
27

— технологии работы
с природным
материалом

— технологии работы с
текстильными
материалами

Технология
обработки
текстильных
материалов. Обобщённое представление
о
видах
тканей
(натуральные,
искусственные,
синтетические),
их
свойствах и областей использования.
Дизайн одежды в зависимости от её
назначения, моды, времени. Раскрой
деталей по несложным готовым лекалам
(выкройкам). Строчка петельного стежка
и её варианты («тамбур» и др.), её
назначение (соединение и отделка
деталей) и/или строчки петлеобразного и

Узнавать, называть, выполнять и выбирать технологические
приёмы ручной обработки материалов в зависимости от их
свойств.
Использовать пластические массы для изготовления композиций
(как для изготовления деталей, так и в качестве соединительного
материала)
Применять известные способы и приёмы работы с пластичными
материалами для реализации собственного замысла.
Изготавливать плоскостные и объёмные изделия, модели, макеты.
Самостоятельно
организовывать
свою
деятельность:
подготавливать рабочее место для работы с природным
материалом, правильно и рационально размещать инструменты и
материалы, в процессе выполнения изделия самостоятельно
контролировать и при необходимости восстанавливать порядок
на рабочем месте.
Систематизировать общие знания и представления о древесных
материалах. Иметь представления о свойствах природного
материала — древесины; иметь представление об особенностях
использования древесины в декоративно-прикладном искусстве и
промышленности.
Объяснять выбор видов природных материалов для изготовления
изделий декоративного и бытового характера на доступном для
обучающегося с ЗПР уровне.
Самостоятельно
организовывать
свою
деятельность:
подготавливать рабочее место для работы с текстильными
материалами, правильно и рационально размещать инструменты
и материалы, в процессе выполнения изделия самостоятельно
контролировать и при необходимости восстанавливать порядок
на рабочем месте.
Применять освоенные правила безопасной работы инструментами
и аккуратной работы с материалами.
Иметь представление о различиях натуральных (растительного и
животного происхождения) и химических (искусственные и
синтетические) тканей, свойствах синтетических тканей.
Понимать возможности использования специфических свойств
28

крестообразного
стежков
(соединительные и отделочные). Подбор
ручных строчек для сшивания и отделки
изделий. Простейший ремонт изделий.

— технологии работы
с другими доступными
материалами

3. Конструирование и
моделирование

синтетических тканей для изготовления специальной одежды.
Сравнивать под руководством учителя ткани различного
происхождения (внешний вид, толщина, прозрачность, гладкость,
намокаемость).
Понимать особенности материалов одежды разных времён.
Самостоятельно выполнять практическую работу с опорой на
рисунки, схемы, чертежи.
Понимать технологию обработки текстильных материалов.
Подбирать ручные строчки для сшивания и отделки изделий.
Выполнять раскрой деталей по готовым несложным лекалам
(выкройкам).
Выполнять отделку изделия аппликацией, вышивкой и
отделочными материалами.
Выполнять работу над изделием в группах.
Иметь представление о дизайне одежды в зависимости от её
назначения, моды, времени, изготовление моделей народного или
исторического костюма народов России.
Самостоятельно
организовывать
свою
деятельность:
подготавливать рабочее место для работы с материалом по
выбору учителя (например, пластик, поролон, пенопласт, соломка
или пластиковые трубочки и др.), правильно и рационально
размещать инструменты и материалы, в процессе выполнения
изделия самостоятельно контролировать и при необходимости
восстанавливать порядок на рабочем месте.
Осознанно соблюдать правила рационального и безопасного
использования инструментов.
Наблюдать и исследовать под руководством учителя свойства
выбранного материала в сравнении со свойствами ранее
изученных материалов (бумаги, картона, природного материала и
др.). В ходе исследования определять способы разметки,
выделения и соединения деталей, выполнения сборки и отделки
изделия с учётом ранее освоенных умений.
Современные требования к техническим Самостоятельно
организовывать
свою
деятельность:
устройствам
(экологичность, подготавливать рабочее место для работы с конструктором,
безопасность, эргономичность и др.). правильно и рационально размещать инструменты и материалы, в
29

(10 ч):
— работа с
«Конструктором» *

— конструирование и
моделирование из
бумаги, картона,
пластичных материалов,
природных и
текстильных
материалов
— робототехника*

Конструирование
и
моделирование
изделий из различных материалов, в том
числе
наборов
«Конструктор»
по
проектному заданию. Робототехника.
Конструктивные,
соединительные
элементы и основные узлы робота.
Инструменты и детали для создания
робота.
Конструирование
робота.
Составление алгоритма действий робота.
Программирование, тестирование робота.
Преобразование конструкции робота.
Презентация робота

процессе выполнения изделия самостоятельно контролировать и
при необходимости восстанавливать порядок на рабочем месте.
Использовать в практической работе основные инструменты и
приспособления для ручного труда (гаечный ключ, отвёртка),
применяя правила безопасной и аккуратной работы.
На основе анализа образца самостоятельно выбирать
необходимые детали на каждом этапе сборки, виды соединений
(подвижное или неподвижное).
Выполнять соединения металлических деталей при помощи
гаечного ключа и отвёртки, используя винты и гайки,
использовать изученные способы соединения деталей.
Определять основные этапы конструирования изделий с опорой
на готовую модель, схему, план работы, заданным условиям.
Применять навыки работы с металлическим конструктором.
Презентовать готовые конструкции при выполнении творческих и
коллективных проектных работ.
Анализировать конструкцию изделия по рисунку, чертежу, схеме,
готовому образцу; выделять детали, форму и способы соединения
деталей.
Повторять в конструкции изделия конструктивные особенности
реальных предметов и объектов с опорой на образец.
Составлять на основе анализа готового образца план выполнения
изделия.
Создавать изделие по собственному замыслу.
Соблюдать правила безопасной работы.
Организовывать рабочее место.
Распознавать конструктивные, соединительные элементы и
основные узлы робота.
Подбирать необходимые инструменты и детали для создания
робота.
Конструировать робота в соответствии со схемой, чертежом,
образцом, инструкцией.
Составлять простой алгоритм действий робота. Программировать
робота выполнять простейшие доступные операции.
Сравнивать с образцом и тестировать робота.
30

4. Информационнокоммуникативные
технологии* (6 ч)

Работа с доступной информацией в
Интернете и на цифровых носителях
информации.
Электронные
и
медиаресурсы
в
художественноконструкторской, проектной, предметной
преобразующей деятельности. Работа с
готовыми
цифровыми
материалами.
Поиск дополнительной информации по
тематике творческих и проектных работ,
использование рисунков из ресурса
компьютера в оформлении изделий и др.
Создание презентаций в программе
PowerPoint или другой.

Презентовать робота (в том числе с использованием средств ИКТ)
Понимать и самостоятельно соблюдать правила пользования
персональным компьютером. Называть и определять назначение
основных устройств компьютера (с которыми работали на
уроках).
Находить и отбирать разные виды информации в Интернете по
заданным критериям, для презентации проекта под руководством
учителя.
Использовать различные способы получения, передачи и
хранения информации.
Использовать
компьютер
для
поиска,
хранения
и
воспроизведения информации.
С помощью учителя создавать печатные публикации с
использованием изображений на экране компьютера; оформлять
слайды презентации (выбор шрифта, размера, цвета шрифта);
работать в программе PowerPoint (или другой).
Осваивать правила работы в программе PowerPоint (или другой).
Создавать и сохранять слайды презентации в программе
PowerPоint (или другой).
Набирать текст и размещать его на слайде программы PowerPoint
(или другой), размещать иллюстративный материал на слайде,
выбирать дизайн слайда.

31

При разработке рабочей программы в тематическом планировании
должны быть учтены возможности использования электронных (цифровых)
образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами
(мультимедийные программы, электронные учебники и задачники,
электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы,
коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для
обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в
электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности
ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании.

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».