АРП УО ООО Труд (технология) 8-9 класс

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Труд
(технология)»(предметная область «Технология») включает пояснительную
записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы
учебного предмета. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи
изучения учебного предмета, место в структуре учебного плана.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Труд (технология)»
составлена на основе федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)1(вариант 2), и ориентирована на целевые
приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания,
входящей в состав ФАООП УО.
ФАООП УО (вариант 2) адресована обучающимся с умеренной, тяжелой,глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и
множественными нарушениями развития (далее - ТМНР), на основе которой
образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную
программу развития (далее - СИПР), учитывающую индивидуальные
образовательные потребности обучающегося с умственной отсталостью.
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
определяет цель и задачи учебного предмета«Труд (технология)».
Целью трудового обучения является подготовка обучающихся и подростков с
умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР к доступной
трудовой деятельности.
Задачи обучения:
развитие интереса к трудовой деятельности;
формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием;
освоение отдельных операций и технологий по изготовлению различных изделий
из разных материалов.
Обучение труду опирается на умения и навыки, сформированные у обучающихся
в ходе занятий по предметно-практической деятельности, и нацелено на освоение
доступных технологий изготовления продукции. Важно формирование мотивации
трудовой деятельности, развитие интереса к разным видам доступной трудовой
деятельности, положительное отношение к результатам своего труда.
Обучающихся знакомят с различными материалами и инструментами, со
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)утверждена приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022г. № 1026 (далее – ФАООП УО).
1

2

специальным оборудованием, учат соблюдать технику безопасности в ходе
трудового процесса. У обучающихся постепенно накапливается практический
опыт, происходит формирование операционно-технических умений, формируются
навыки самостоятельного изготовления продукции (умения намечать цель,
подбирать необходимые инструменты и материалы, осуществлять задуманное,
оценивать результат).
Подросток учится организовывать свое рабочее место в соответствии с
используемыми материалами, инструментами, оборудованием. С помощью
педагогического работника (или самостоятельно) он создает эскиз изделия,
проводит анализ образца (задания) с опорой на рисунок, схему, инструкцию;
планирует последовательность операций по изготовлению продукта; контролирует
качество выполненной работы; обсуждает полученный результат в соответствии с
своими представлениями. Постепенно у обучающегося формируются такие
качества трудовой деятельности, которые позволяют выполнять освоенную
деятельность в течение длительного времени, осуществлять работу в соответствии
с требованиями, предъявляемые к качеству продукта и производить его в
установленные сроки.
Программа по профильному труду представлена следующими разделами: «Батик»,
«Керамика», «Ткачество», «Деревообработка», «Полиграфия», «Растениеводство»,
«Швейное дело». Этот перечень может быть дополнен или заменен другими
профилями труда по усмотрению образовательной организации, с учетом местных
и региональных условий и возможностей для будущей трудовой занятости
обучающегося, а также кадрового обеспечения организации.
Материально-техническое обеспечение образовательной области учебного
предмета включает: дидактический материал: комплекты демонстрационных и
раздаточного материалов, таблицы по разделам и темам профильного труда,
рабочие тетради; фото, картинки, пиктограммы с изображениями действий,
операций, алгоритмов работы с использованием инструментов и оборудования;
технологические карты, обучающие компьютерные программы, видеофильмы,
иллюстрирующие труд людей, технологические процессы, примеры (образцы)
народных промыслов, презентации;оборудование таких предметов как: швейное
дело, деревообработка, керамика, ткачество требуют наборов инструментов для
обработки различных материалов; швейные машины, ткацкие станки
(стационарные и настольные), муфельная печь, горшки, теплички; наборы
инструментов для садоводства (грабли, ведра, лейки, лопаты); оборудование для
полиграфии: сканер, принтер, резак, ламинатор, брошюровщик, проектор, экран,
компьютер, копировальный аппарат, носители электронной информации,
цифровые фото и видеокамеры со штативом;расходные материалы для труда:
клей, бумага, карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые),
фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые, для ткани), линейки и
различные мерки, бумага разных размеров, плотности, формата, фактуры;
3

ножницы, фигурные дыроколы, глина, стеки, нитки, иголки, ткань, шерсть
(натуральная, искусственная), иглы для валяния, мыло детское.
Место учебного предмета «Труд (технология)» в учебном плане.
Учебный предмет «Труд (технология)» относится к предметной области
«Технология» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с
учебным планом рабочая программа по учебному предмету в 8 классе – 238
часов(7часов в неделю), в 9 классе – 238 часов (7 часов в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТРУД (ТЕХНОЛОГИЯ)»
Содержание учебного предмета представлено следующими разделами: «Батик»,
«Керамика», «Ткачество», «Деревообработка», «Полиграфия»,
«Растениеводство»,«Швейное дело».
8 КЛАСС
Раздел «Батик».
Нанесение контура рисунка на ткань. Выделение контура рисунка резервирующим
составом (воск, контур). Подготовка красок. Раскрашивание внутри контура.
Удаление воска с ткани. Уборка рабочего места. Соблюдение последовательности
действий при изготовлении панно "Крылья бабочки": натягивание ткани на
подрамник, рисование эскиза, нанесение контурарисунка на ткань, выделение
контура рисунка резервирующим составом, раскрашивание внутри контура.
Соблюдение последовательности действий при изготовлении панно «Мой дом»:
рисование эскиза на бумаге, нанесение контурного рисунка на ткань,
раскрашивание внутри контура, покрытие рисунка воском, сминание ткани,
опускание ткани в краситель, полоскание и сушка ткани, глаженье изделия.
Раздел «Керамика».
Различение свойств глины. Подготовка рабочего места.Разминание глины.
Отбивание глины. Раскатывание глины скалкой. Вырезание формы по шаблону
(шило, стека). Обработка краев изделия. Катание колбаски. Катание шарика.
Набивка формы. Декоративная отделка изделия (нанесение рисунка,
присоединение мелких деталей, придание фактуры). Проделывание отверстия в
изделии. Соблюдение последовательности действий при изготовлении солонки:
раскатывание глины, вырезание днища сосуда, катание колбасок, укладывание
колбасок, нанесение декоративных элементов стекой, обжиг изделия, покрытие
глазурью, обжиг изделия.
Раздел «Ткачество».
Выполнение полотняного (саржевого, атласного) плетения. Плетение по схеме.
Снятие полотна со станка. Украшение изделия декоративным материалом. Уборка
4

рабочего места. Соблюдение последовательности действий при изготовлении
мини-гобелена: выбор инструментов и материалов в соответствии со схемой
изделия, натягивание нити основы, наматывание пряжи на челноки, плетение
полотна по схеме, снятие готового полотна, украшение изделия декоративным
материалом.
Раздел «Деревообработка».
Узнавание (различение) материалов (древесный (сырье), крепёжный,
покрасочный). Узнавание (различение) инструментов для разметки (для обработки
дерева, для соединения деталей). Подготовка рабочего места. Уборка рабочего
места. Подготовительная работа с заготовкой.
Раздел «Полиграфия».
Ламинирование. Различение составных частей ламинатора. Вставление листа
бумаги в конверт. Соблюдение последовательности действий при работе на
ламинаторе: включение ламинатора, вставление листа бумаги в конверт,
вставление конверта во входное отверстие, вынимание конверта из выпускного
отверстия.
Выполнение копировальных работ. Различение составных частей копировального
аппарата. Размещение листа бумаги на стекле планшета. Соблюдение
последовательности действий при работе на копировальном аппарате: включение
копировального аппарата, открывание крышки копировального аппарата,
размещение листа бумаги на стекле планшета, опускание крышки копировального
аппарата, нажимание кнопки «Пуск», открывание крышки копировального
аппарата, вынимание листов (оригинал, копия), опускание крышки
копировального аппарата, выключение копировального аппарата.
Резка. Различение составных частей резака. Размещение листа на панели корпуса.
Соблюдение последовательности действий при работе на резаке: поднимание
ножа, помещение листа на панель корпуса, опускание ножа, убирание листа и
обрезков.
Выполнение операций на компьютере. Различение составных частей компьютера.
Соблюдение последовательности действий при работе на компьютере: включение
компьютера, выполнение заданий (упражнений), выключение компьютера.
Нахождение заданных клавиш на клавиатуре (пробел, ввод). Набор текста с
печатного образца. Выделение текста. Соблюдение последовательности действий
при работе в программе: выбор программы, вход в программу, выполнение
заданий программы, выход из программы. Печать на принтере. Различение
составных частей принтера. Соблюдение последовательности действий при
работе на принтере: включение принтера, заправка бумаги в лоток, запуск
программы печать, вынимание распечатанных листов, выключение принтера.
Раздел «Растениеводство».
5

Выращивание комнатных растений. Выращивание растений в открытом грунте.
Перекапывание почвы. Рыхление почвы. Внесение органических удобрений в
почву. Приготовление компоста. Оформление грядки и междурядья. Изготовление
бороздки (лунки) на грядке. Выкапывание ямы. Подготовка семян к посадке.
Посев семян. Высаживание рассады в открытый грунт. Полив растений.
Раздел «Швейное дело».
Ручное шитье. Различение инструментов и материалов для ручного шитья.
Подготовка рабочего места. Отрезание нити определенной длины. Вдевание нити
в иголку. Завязывание узелка. Пришивание пуговицы с двумя отверстиями (с
четырьмя отверстиями, на ножке). Выполнение шва «вперед иголкой».
Закрепление нити на ткани. Выполнение шва «через край».
9 КЛАСС
Раздел «Батик».
Подготовка рабочего места. Соблюдение последовательности действий при
изготовлении шарфа: завязывание узелков на шарфе, опускание шарфа в желтую
краску, промывание ткани, завязывание узелков на шарфе, опускание шарфа в
оранжевую краску, промывание ткани, развязывание узелков, стирка и глаженье
шарфа.
Раздел «Керамика».
Различение свойств глины. Подготовка рабочего места. Разминание глины.
Отбивание глины. Раскатывание глины скалкой. Вырезание формы по шаблону
(шило, стека). Обработка краев изделия. Катание колбаски. Катание шарика.
Декоративная отделка изделия (нанесение рисунка, присоединение мелких
деталей, придание фактуры). Уборка рабочего места.Соблюдение
последовательности действий при изготовлении петушка: изготовление тела
петушка, изготовление хвоста, изготовление головы, изготовление крыльев,
изготовление подставки, присоединение петуха к подставке, обжиг изделия,
покрытие изделия белой краской, раскрашивание изделия
Раздел «Ткачество».
Выполнение полотняного (саржевого, атласного) плетения. Плетение по схеме.
Снятие полотна со станка. Украшение изделия декоративным материалом. Уборка
рабочего места. Соблюдение последовательности действий при изготовлении
мини-гобелена: выбор инструментов и материалов в соответствии со схемой
изделия, натягивание нити основы, наматывание пряжи на челноки, плетение
полотна по схеме, снятие готового полотна, украшение изделия декоративным
материалом. Соблюдение последовательности действий при изготовлении пояска:
выбор инструментов и материалов в соответствии со схемой изделия, натягивание
нити основы, наматывание пряжи на челноки, плетение полотна по схеме, снятие
готового полотна, украшение изделия декоративным материалом.
6

Раздел «Деревообработка».
Уборка рабочего места. Подготовительная работа с заготовкой. Разметка
заготовки. Распиливание заготовки. Сверление отверстия в заготовке. Шлифовка
заготовки наждачной бумагой.
Раздел «Полиграфия».
Брошюрование. Различение составных частей брошюровщика. Установка
пружины на гребень. Вставление листа в перфорационное отверстие
брошюровщика. Нанизывание листа на пружину. Соблюдение последовательности
действий при работе на брошюровщике: установка пружины на гребень, подъем
рычага, подъем ручки, вставление листа, опускание и поднимание ручки,
вынимание листа, нанизывание листа на пружину, опускание рычага, снятие
изделия с гребня, чистка съемного поддона.
Соблюдение последовательности действий при изготовлении блокнота:
изготовление обложки, ламинирование обложки, нарезка листов, сборка блокнота.
Соблюдение последовательности действий при изготовлении календаря:
вставление рисунка в сетку-разметку, вставление календарной сетки в сеткуразметку, распечатка на принтере, ламинирование заготовки, нарезка календарей,
обрезка углов.
Раздел «Растениеводство».
Выращивание комнатных растений. Выращивание растений в открытом грунте.
Перекапывание почвы. Рыхление почвы. Внесение органических удобрений в
почву. Приготовление компоста. Оформление грядки и междурядья. Изготовление
бороздки (лунки) на грядке. Выкапывание ямы. Подготовка семян к посадке.
Посев семян. Высаживание рассады в открытый грунт. Полив растений. Удаление
сорняков. Обрезка веток. Выкапывание овощей. Срезание овощей. Подготовка
овощей к хранению (очищение от земли, обрезка ботвы, просушивание). Чистка и
мытье садового инвентаря.
Раздел «Швейное дело».
Ручное шитье. Различение инструментов и материалов для ручного шитья.
Подготовка рабочего места. Отрезание нити определенной длины. Вдевание нити
в иголку. Завязывание узелка. Пришивание пуговицы с двумя отверстиями (с
четырьмя отверстиями, на ножке). Выполнение шва «вперед иголкой».
Закрепление нити на ткани. Выполнение шва «через край».
Кройка и сборка изделия. Соблюдение последовательности кройки деталей
изделия: раскладывание ткани, накладывание выкройки на ткани, закрепление
выкройки на ткани, обведение выкройки мелом, выполнение припуска на шов,
снятие выкройки с ткани, вырезание детали изделия. Соединение деталей
изделия.
7

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
проявляет интерес к новым видам деятельности;
сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный
режим, освещение и пр.);
проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение);
определяет свои желания (устал, люблю двигаться, хочу отдыхать);
проявляет стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего
города;
участвует в совместной деятельности во время уроков, подвижных игр,
физкультурных минутках и др.;
оказывает посильную помощь по просьбе педагога (убирает инвентарь на место,
помогает младшим и «слабым» одноклассникам);
имеет элементарные представления об окружающем мире в совокупности его
природных и социальных компонентов;
осознает, что определенные его действия несут опасность для него (несоблюдение
техники безопасности на уроках);
проявляет негативное отношение к нарушению учебной дисциплины в классе;
проявляет уважение к людям старшего возраста и их трудовой деятельности;
знает основы безопасного поведения во взаимодействии с людьми, в природе,по
отношению к животным;
соблюдает порядок на рабочем месте.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах;
овладение умением адекватно применять доступные технологические цепочки и
освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия.
Интерес к овладению доступными профильными, прикладными,
вспомогательными видами трудовой деятельности, например, керамика, батик,
печать, ткачество, растениеводство, деревообработка, шитье, вязание и другие, с
учетом особенностей региона.
Умение выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых операций,
несложные виды работ, применяемые в сферах производства и обслуживания.
8

Умение использовать в трудовой деятельности различные инструменты,
материалы; соблюдать необходимые правила техники безопасности.
Умение соблюдать технологические процессы, например, выращивание и уход за
растениями, изготовление изделий из бумаги, дерева, ткани, глины и другие, с
учетом особенностей региона.
Умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени,
оценивать результаты своего труда.
2) Обогащение положительного опыта и установка на активное использование
освоенных технологий и навыков для индивидуального жизнеобеспечения,
социального развития и помощи близким.
Потребность активно участвовать в совместной с другими деятельности,
направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.
Предметные результаты освоения содержания раздела «Батик»
К концу обучения в 8 классе:
наносят рисунок при помощи трубочки резерв;
соблюдают последовательность действий при работе с красками;
выполняют свободную роспись по ткани с применением солевого раствора.
К концу обучения в 9 классе:
готовят раздаточный материал;
по инструкции создают эскиз композиции;
соблюдают правила техники безопасности при работе с красками, при
выполнении росписи холодным батиком.
соблюдают последовательность при создании композиции двухслойной заливки.
Предметные результаты освоения содержания раздела «Керамика»
К концу обучения в 8 классе:








удерживают глину в руках;
прижимают пальцем глину к листу картона;
отщипывают кусок глины от целого куска;
расплющивают материал между ладонями;
выполняют аппликацию из глины раскатыванием столбиками;
соблюдают технологический процесс при работе с глиной;
соблюдают правила техники безопасности в мастерской.

К концу обучения в 9 классе:
 соблюдают правила техники безопасности в мастерской;
9






соблюдают технический процесс при работе с глиной;
выполняют роспись по загрунтованной поверхности изделия
отщипывают кусок глины от целого куска;
соблюдают технологию изготовления украшений: пуговиц, брелков,
кулонов.

Предметные результаты освоения содержания раздела «Ткачество»
К концу обучения в 8 классе:








организуют рабочее место;
выполняют саржевое переплетение из бумаги;
вдевают нитку в иголку;
закрепляют нить узелком;
удерживают в руках нитки и ткань;
закрепляют нить на ткани в конце работы;
выполняют сатиновое переплетение из бумаги;

выполняют различные (полотняное, саржевое, сатиновое) переплетения из бумаги.
К концу обучения в 9 классе:
 закрепляют нить на ткани в конце работы;
 выполняют различные (полотняное, саржевое, сатиновое) переплетения из
бумаги.
Предметные результаты освоения содержания раздела «Деревообработка»
К концу обучения в 8 классе:






удерживают в руке инструменты;
выполняют аппликацию из древесных опилок и карандашной стружки;
выжигают нанесённый рисунок;
используют по назначению инструменты для деревообработки;
соблюдают технологический процесс при работе с прибором для
выжигания.

К концу обучения в 9 классе:







удерживают в руке инструменты;
зачищают наждачной бумагой деревянную поверхность;
соблюдают правила безопасной работы лучковой пилой;
соблюдают правила безопасной работы рубанком;
наносят разметку длины деталей с помощью измерительной линейки;
используют по назначению инструменты для деревообработки.

Предметные результаты освоения содержания раздела «Полиграфия»
10

К концу обучения в 8 классе:
называют основные части ламинатора;
включают ламинатор;
соблюдают последовательность действий при работе на ламинаторе;
вынимают конверт из выпускного отверстия;
открывают и закрывают крышку копировального аппарата;
вставляют лист бумаги в конверт;
называют основные части копировального аппарата;
соблюдают последовательность действий при работе на копировальном
аппарате;
 размещают лист на панели корпуса резака;
 соблюдают последовательность действий при работе на резаке.









К концу обучения в 9 классе:
различают основные части брошюровщика;
соблюдают последовательность действий при работе на брошюровщике;
устанавливают пружины на гребень;
вставляют лист в брошюратор;
чистят съемный поддон.







Предметные результаты освоения содержания раздела «Растениеводство»
К концу обучения в 6 классе:
 используют по назначению инструменты для ухода за растениями;
 соблюдают технологический процесс при уходе за комнатными растениями.
К концу обучения в 7 классе:
 используют по назначению инструменты при уходе за комнатными
растениями;
 соблюдают технологический процесс при уходе за комнатными растениями;
 соблюдают технологический процесс при сборе семян однолетних цветов.
К концу обучения в 8 классе:





используют по назначению инструменты для ухода за растениями;
называют две группы на которые делятся цветочно-декоративные растения;
собирают семена однолетних цветковых растений.
соблюдают технологический процесс при уходе за комнатными растениями.

К концу обучения в 9 классе:
 удерживают в руке инструменты;
 используют по назначению ручной инвентарь для работы в цветнике;
 складывают удалённые засохшие однолетники в мешок;
11

 соблюдают правила хранения многолетних растений.
Предметные результаты освоения содержания раздела «Швейное дело»
К концу обучения в 6 классе:








используют по назначению инструменты для шитья;
вдевают нитку в иголку;
закрепляют нить узелком;
закрепляют нить на ткани в конце работы;
определяют лицевую и изнаночную сторону ткани;
определяют ткань на ощупь (гладкая, ворсистая и т.д.);
выполняют простую обработку кромки (бахрома).

К концу обучения в 7 классе:







вдевают нитку в иголку;
закрепляют нить на ткани в конце работы;
проделывают проколы на картоне для ручных стежков;
закрепляют нить узелком;
выполняют стежок вперед иглой, через проколы на картоне;
выполняют косой стежок вперед иглой, через проколы на картоне.

К концу обучения в 8 классе:






удерживают в руке инструменты;
выполняют обычные стежки по проколам на картоне;
выполняют крестообразный стежок через проколы на картоне;
выполняют петлеобразный стежок через проколы на картоне;
выполняют стебельчатые стежок через проколы на картоне;

К концу обучения в 9 классе:






вдевают нитку в иголку;
закрепляют нить на ткани в конце работы;
выполняют отделочные стежки «вперед иглой» на картоне по проколам;
выполняют отделочного тамбурного стежка на картоне по проколам;
выполняют отделочного стебельчатого стежка на картоне по проколам;

БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
В результате изучения программы по предмету «Труд (технология)» на
II этапе формированияготовностик овладению содержанием овладения
программного материала уобучающегосябудут сформированы ожидаемые базовые
учебные действия:
 принимает контакт, инициированный взрослым;
12

 принимает контакт, инициированный другим обучающимся;
 направляет взгляд на лицо взрослого, на выполняемое задание;
 устанавливает контакт с учителем, обучающимися, участвующими в
учебном процессе;
 ориентируется в учебной среде класса (местах хранения инвентаря и др.)
 выполняет простые речевые инструкции (дай, возьми, встань, присядь,
подними и др.);
 подражает простым движениям и действиям с предметами;
 выполняет простые действия с предметами и изображениями по образцу;
 выполняет действие по образцу;
 использует по назначению учебные материалы;
 планирует предстоящую деятельность (в словесном или наглядном плане) с
помощью педагога;
 ориентируется в последовательности действий согласно предложенному
плану;
 выполняет задание от начала до конца при значительной/ незначительной
помощи /самостоятельно.
Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с
учетом особых образовательных потребностей обучающихся. Решение
поставленных задач происходит как на групповых и индивидуальных занятиях по
учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных
занятиях в рамках учебного плана.

Тематическое планирование 8 класс
Название

Кол-

Основные виды учебной деятельности
13

№

раздела, темы

п/п

во
часов

8 класс
1.

Батик

34

2.

Керамика

34

3.

Ткачество

34

Подготавливают рабочее место. Подготавливают ткани к
работе. Наносят контура рисунка на ткань. Выделяют контур
рисунка
резервирующим
составом
(воск,
контур).
Подготавливают краски. Раскрашивают внутри контура.
Удаляют воск с ткани. Убирают рабочее место. Соблюдают
последовательность действий при изготовлении панно
"Крылья бабочки": натягивают ткани на подрамник, рисуют
эскиз, наносят контур рисунка на ткань, выделяют контур
рисунка резервирующим составом, раскрашивают внутри
контура.
Соблюдают последовательность действий при
изготовлении шарфа: завязывают узелки на шарфе, опускают
шарф в желтую краску, промывают ткани, завязывают узелки
на шарфе, опускают шарф в оранжевую краску, промывают
ткани, развязывают узелки, стирка и глаженье шарфа.
Соблюдают последовательность действий при изготовлении
панно "Мой дом": рисуют эскиз на бумаге, наносят
контурный рисунок на ткань, раскрашивают внутри контура,
покрывают рисунок воском, сминают ткани, опускают ткани в
краситель, полоскают и сушат ткани, гладят изделия.
Различают свойства глины. Подготавливают рабочее место.
Отрезают кусок глины. Отщипывают кусочек глины.
Разминают глину. Отбивают глину. Раскатывают глину
скалкой. Вырезают формы по шаблону (шило, стека).
Обрабатывают края изделия. Катают колбаску. Катают шарик.
Набивают формы. Декоративная отделка изделия (наносят
рисунок, присоединяют мелкие детали, придают фактуры).
Проделывают отверстия в изделии. Покрывают изделия
глазурью (краской) способом погружения (с помощью кисти).
Убирают рабочие места. Соблюдают последовательность
действий при изготовлении солонки: раскатывают глину,
вырезают днище сосуда, катают колбаску, укладывают
колбаски, наносят декоративные элементы стекой, обжиг
изделия, покрытие глазурью, обжиг изделия. Соблюдают
последовательность действий при изготовлении петушка:
изготавливают тело петушка, изготавливают хвост,
изготавливают голову, изготавливают крылья, изготавливают
подставки, присоединяют петуха к подставке, обжигают
изделия, покрывают изделие белой краской, раскрашивают
изделия.
Узнают (различают) основные части ткацкого станка и
ткацкого оборудования. Подготавливают рабочее место.
Подготавливают станок к работе. Различают нити. Выбирают
нитки для изделия. Наматывают нитки на челнок. Завязывают
нити узлами. Двигают челноком между рядами нитей с
бердой.
Двигают челноком через одну нить без берды.
14

4.

Полиграфия

34

Выполняют полотняное (саржевое, атласное) плетение.
Плетут по схеме. Снимают полотно со станка. Украшают
изделия декоративным материалом. Убирают рабочие места.
Соблюдают последовательность действий при изготовлении
мини-гобелена: выбирают инструменты и материалы в
соответствии со схемой изделия, натягивают нити основы,
наматывают пряжу на челноки, плетут полотна по схеме,
снимают готовое полотно, украшают изделие декоративным
материалом. Соблюдают последовательность действий при
изготовлении пояска: выбирают инструменты и материалы в
соответствии со схемой изделия, натягивают нити основы,
наматывают пряжу на челноки, плетут полотна по схеме,
снимают готовое полотно, украшают изделия декоративным
материалом.
Фотографирование.
Различают составные части цифрового фотоаппарата.
Пользуются кнопками, расположенными на панелях
цифрового фотоаппарата. Различают качество фотографий.
Настраивают изображение. Соблюдают последовательность
действий при работе с фотоаппаратом: выбирают объект,
включают
фотоаппарат,
настраивают
изображение,
фотографируют,
удаляют
некачественные
снимки,
выключают фотоаппарат.
Ламинирование.
Различают составные части ламинатора. Вставляют лист
бумаги в конверт. Соблюдают последовательность действий
при работе на ламинаторе: включение ламинатора, вставление
листа бумаги в конверт, вставление конверта во входное
отверстие, вынимание конверта из выпускного отверстия.
Копирование.
Выполняют копировальные работы.
Различают составные части копировального аппарата.
Размещают лист бумаги на стекле планшета. Соблюдают
последовательность действий при работе на копировальном
аппарате: включение копировального аппарата, открывание
крышки копировального аппарата, размещение листа бумаги
на стекле планшета, опускание крышки копировального
аппарата, нажимание кнопки "Пуск", открывание крышки
копировального аппарата, вынимание листов (оригинал,
копия), опускание крышки копировального аппарата,
выключение копировального аппарата.
Резка.
Различают составные части резака. Размещают лист на панели
корпуса. Соблюдают последовательность действий при работе
на резаке: поднимают нож, помещают лист на панель корпуса,
опускают нож, убирают лист и обрезки.
Брошюрование.
Различают составные части брошюровщика. Установливают
пружины на гребень. Вставляют лист в перфорационное
отверстие брошюровщика. Нанизывают лист на пружину.
Соблюдают последовательность действий при работе на
брошюровщике: установка пружины на гребень, подъем
рычага, подъем ручки, вставление листа, опускание и
поднимание ручки, вынимание листа, нанизывание листа на
15

5.

Деревообработка

34

6.

Растениеводство

34

пружину, опускание рычага, снятие изделия с гребня, чистка
съемного поддона.
Выполнение операций на компьютере.
Различают составные части компьютера. Соблюдают
последовательность действий при работе на компьютере:
включают компьютер, выполняют задания (упражнения),
выключают компьютер. Находят заданные клавиши на
клавиатуре (пробел, ввод). Набирают текст с печатного
образца. Выделяют текст. Выполняют операции по
изменению текста с использованием панели инструментов:
вырезают текст, копируют текст, изменяют размер
(гарнитуры, начертания, цвета) шрифта, сохранение текста,
вставление текста, выравнивание текста. Создают текстовый
файл (папки). Соблюдают последовательность действий при
работе в программе: выбор программы, вход в программу,
выполнение заданий программы, выход из программы.
Печать на принтере.
Различают составных частей принтера. Соблюдают
последовательность действий при работе на принтере:
включение принтера, заправление бумаги в лоток, запуск
программы печать, вынимание распечатанных листов,
выключение принтера. Соблюдают последовательность
действий при изготовлении блокнота: изготовление обложки,
ламинирование обложки, нарезка листов, сборка блокнота.
Соблюдают последовательности действий при изготовлении
календаря: вставление рисунка в сетку-разметку, вставление
календарной сетки в сетку-разметку, распечатка на принтере,
ламинирование заготовки, нарезка календарей, обрезка углов.
Узнают (различают) материалы (древесный (сырье),
крепёжный, покрасочный). Узнают (различают) инструменты
для разметки (для обработки дерева, для соединения деталей).
Подготавливают рабочее место. Убирают рабочее место.
Подготавливают работу с заготовкой.
Разметка заготовки.
Распиливают заготовку. Сверлят отверстия в заготовке.
Шлифуют заготовку наждачной бумагой. Наносят покрытие
на заготовку. Склеивают деревянные детали. Соединяют
деревянные детали гвоздями (шурупами).
Соблюдают последовательность действий при изготовлении
деревянной подставки под горячее: разметка заготовок,
выпиливание заготовок, шлифовка заготовок, склеивание
деталей, нанесение покрытия на изделие.
Выращивают
комнатные
растения.
Определяют
необходимость полива растения.
Определяют количество воды для полива. Поливают
растения. Рыхлят почву. Пересаживают растения. Мытье
растения. Опрыскивают растения. Удаляют сухие листья с
растений. Моют горшки и поддоны. Выращивают растения в
открытом грунте. Перекапывают почву. Рыхление почвы.
Вносят органические удобрения в почву. Приготавливают
компост. Оформляют грядки и междурядья. Изготавливают
бороздки
(лунки)
на
грядке.
Выкапывают
яму.
Подготавливают семена к посадке. Посев семян. Высаживают
рассаду в открытый грунт. Поливают растения. Удаляют
16

7.

Швейное дело

34

сорняки. Обрезают ветки. Выкапывают овощи. Срезают
овощи. Подготавливают овощи к хранению (очищение от
земли, обрезка ботвы, просушивание). Чистят и моют садовый
инвентарь.
Ручное шитье.
Различают инструменты и материалы для ручного шитья.
Подготавливают рабочие места. Отрезают нити определенной
длины. Вдевают нити в иголку. Завязывают узелок.
Пришивают пуговицу с двумя отверстиями (с четырьмя
отверстиями, на ножке). Выполняют шов "вперед иголкой".
Закрепляют нить на ткани. Выполняют шов "через край".
Шитье на электрической машинке.
Различают основные части электрической швейной машинки.
Подготавливают рабочее место. Наматывают нити на
шпульку. Вставляют шпульку с ниткой в шпульный колпачок.
Вставляют шпульный колпачок в челнок.
Заправляют верхнюю нить. Выводят нижнюю нить на
платформу
машины.
Соблюдают
последовательность
действий при подготовке швейной машины к работе:
установка педали, включение в сеть, наматывание нити на
шпульку, вставление шпульки с ниткой в шпульный
колпачок, вставление шпульного колпачка в челнок, заправка
верхней нити, вывод нижней нити наверх. Подводят ткань под
лапку.
Опускание иголки в ткань.
Соблюдают последовательность действий при подготовке к
шитью: поднимание лапки, подведение ткани под лапку,
опускание
иголки,
опускание
лапки.
Соблюдают
последовательность действий при выполнении строчки:
нажатие на педаль, регулировка ткани во время строчки,
отпускание педали. Соблюдают последовательность действий
по окончании шитья: поднятие лапки, поднятие иголки,
вынимание ткани из-под лапки, обрезание нити. Убирают
рабочее место.
Кройка и сборка изделия.
Соблюдают последовательность кройки деталей изделия:
раскладывание ткани, накладывание выкройки на ткани,
закрепление выкройки на ткани, обведение выкройки мелом,
выполнение припуска на шов, снятие выкройки с ткани,
вырезание детали изделия. Соединяют детали изделия.
Соблюдают последовательность действий при пошиве сумки:
выбор ткани и подбор соответствующих ниток, кройка
изделия, сборка изделия, строчка швов основы и ручки сумки,
удаление наметочного шва, утюжка швов, обработка верхнего
края сумки, приметывание ручки к верхней стороне сумки,
строчка ручки на швейной машине, удаление наметочного
шва, утюжка готового изделия, пришивание деревянных
бусин. Соблюдают последовательность действий при
изготовлении панно: изготовление веток и листьев,
приметывание веток и листьев к основе, пристрачивание
веток и листьев на основу, удаление наметочного шва,
пришивание пуговиц (ягод) к основе, обработка краев
изделия.
17

Всего

238

Тематическое планирование 9 класс
1.

Батик

34

2.

Керамика

34

3.

Ткачество

34

Подготавливают рабочее место. Подготавливают ткани к
работе. Наносят контура рисунка на ткань. Выделяют контур
рисунка
резервирующим
составом
(воск,
контур).
Подготавливают краски. Раскрашивают внутри контура.
Удаляют воск с ткани. Убирают рабочее место. Соблюдают
последовательность действий при изготовлении панно
"Крылья бабочки": натягивают ткани на подрамник, рисуют
эскиз, наносят контур рисунка на ткань, выделяют контур
рисунка резервирующим составом, раскрашивают внутри
контура.
Соблюдают последовательность действий при
изготовлении шарфа: завязывают узелки на шарфе, опускают
шарф в желтую краску, промывают ткани, завязывают узелки
на шарфе, опускают шарф в оранжевую краску, промывают
ткани, развязывают узелки, стирка и глаженье шарфа.
Соблюдают последовательность действий при изготовлении
панно "Мой дом": рисуют эскиз на бумаге, наносят
контурный рисунок на ткань, раскрашивают внутри контура,
покрывают рисунок воском, сминают ткани, опускают ткани в
краситель, полоскают и сушат ткани, гладят изделия.
Различают свойства глины. Подготавливают рабочее место.
Отрезают кусок глины. Отщипывают кусочек глины.
Разминают глину. Отбивают глину. Раскатывают глину
скалкой. Вырезают формы по шаблону (шило, стека).
Обрабатывают края изделия. Катают колбаску. Катают шарик.
Набивают формы. Декоративная отделка изделия (наносят
рисунок, присоединяют мелкие детали, придают фактуры).
Проделывают отверстия в изделии. Покрывают изделия
глазурью (краской) способом погружения (с помощью кисти).
Убирают рабочие места. Соблюдают последовательность
действий при изготовлении солонки: раскатывают глину,
вырезают днище сосуда, катают колбаску, укладывают
колбаски, наносят декоративные элементы стекой, обжиг
изделия, покрытие глазурью, обжиг изделия. Соблюдают
последовательность действий при изготовлении петушка:
изготавливают тело петушка, изготавливают хвост,
изготавливают голову, изготавливают крылья, изготавливают
подставки, присоединяют петуха к подставке, обжигают
изделия, покрывают изделие белой краской, раскрашивают
изделия.
Узнают (различают) основные части ткацкого станка и
ткацкого оборудования. Подготавливают рабочее место.
Подготавливают станок к работе. Различают нити. Выбирают
нитки для изделия. Наматывают нитки на челнок. Завязывают
нити узлами. Двигают челноком между рядами нитей с
бердой.
Двигают челноком через одну нить без берды.
Выполняют полотняное (саржевое, атласное) плетение.
Плетут по схеме. Снимают полотно со станка. Украшают
18

4.

Полиграфия

34

изделия декоративным материалом. Убирают рабочие места.
Соблюдают последовательность действий при изготовлении
мини-гобелена: выбирают инструменты и материалы в
соответствии со схемой изделия, натягивают нити основы,
наматывают пряжу на челноки, плетут полотна по схеме,
снимают готовое полотно, украшают изделие декоративным
материалом. Соблюдают последовательность действий при
изготовлении пояска: выбирают инструменты и материалы в
соответствии со схемой изделия, натягивают нити основы,
наматывают пряжу на челноки, плетут полотна по схеме,
снимают готовое полотно, украшают изделия декоративным
материалом.
Фотографирование.
Различают составные части цифрового фотоаппарата.
Пользуются кнопками, расположенными на панелях
цифрового фотоаппарата. Различают качество фотографий.
Настраивают изображение. Соблюдают последовательность
действий при работе с фотоаппаратом: выбирают объект,
включают
фотоаппарат,
настраивают
изображение,
фотографируют,
удаляют
некачественные
снимки,
выключают фотоаппарат.
Ламинирование.
Различают составные части ламинатора. Вставляют лист
бумаги в конверт. Соблюдают последовательность действий
при работе на ламинаторе: включение ламинатора, вставление
листа бумаги в конверт, вставление конверта во входное
отверстие, вынимание конверта из выпускного отверстия.
Копирование.
Выполняют копировальные работы.
Различают составные части копировального аппарата.
Размещают лист бумаги на стекле планшета. Соблюдают
последовательность действий при работе на копировальном
аппарате: включение копировального аппарата, открывание
крышки копировального аппарата, размещение листа бумаги
на стекле планшета, опускание крышки копировального
аппарата, нажимание кнопки "Пуск", открывание крышки
копировального аппарата, вынимание листов (оригинал,
копия), опускание крышки копировального аппарата,
выключение копировального аппарата.
Резка.
Различают составные части резака. Размещают лист на панели
корпуса. Соблюдают последовательность действий при работе
на резаке: поднимают нож, помещают лист на панель корпуса,
опускают нож, убирают лист и обрезки.
Брошюрование.
Различают составные части брошюровщика. Установливают
пружины на гребень. Вставляют лист в перфорационное
отверстие брошюровщика. Нанизывают лист на пружину.
Соблюдают последовательность действий при работе на
брошюровщике: установка пружины на гребень, подъем
рычага, подъем ручки, вставление листа, опускание и
поднимание ручки, вынимание листа, нанизывание листа на
пружину, опускание рычага, снятие изделия с гребня, чистка
съемного поддона.
19

5.

Деревообработка

34

6.

Растениеводство

34

Выполнение операций на компьютере.
Различают составные части компьютера. Соблюдают
последовательность действий при работе на компьютере:
включают компьютер, выполняют задания (упражнения),
выключают компьютер. Находят заданные клавиши на
клавиатуре (пробел, ввод). Набирают текст с печатного
образца. Выделяют текст. Выполняют операции по
изменению текста с использованием панели инструментов:
вырезают текст, копируют текст, изменяют размер
(гарнитуры, начертания, цвета) шрифта, сохранение текста,
вставление текста, выравнивание текста. Создают текстовый
файл (папки). Соблюдают последовательность действий при
работе в программе: выбор программы, вход в программу,
выполнение заданий программы, выход из программы.
Печать на принтере.
Различают составных частей принтера. Соблюдают
последовательность действий при работе на принтере:
включение принтера, заправление бумаги в лоток, запуск
программы печать, вынимание распечатанных листов,
выключение принтера. Соблюдают последовательность
действий при изготовлении блокнота: изготовление обложки,
ламинирование обложки, нарезка листов, сборка блокнота.
Соблюдают последовательности действий при изготовлении
календаря: вставление рисунка в сетку-разметку, вставление
календарной сетки в сетку-разметку, распечатка на принтере,
ламинирование заготовки, нарезка календарей, обрезка углов.
Узнают (различают) материалы (древесный (сырье),
крепёжный, покрасочный). Узнают (различают) инструменты
для разметки (для обработки дерева, для соединения деталей).
Подготавливают рабочее место. Убирают рабочее место.
Подготавливают работу с заготовкой.
Разметка заготовки.
Распиливают заготовку. Сверлят отверстия в заготовке.
Шлифуют заготовку наждачной бумагой. Наносят покрытие
на заготовку. Склеивают деревянные детали. Соединяют
деревянные детали гвоздями (шурупами). Соблюдают
последовательность действий при изготовлении деревянной
подставки под горячее: разметка заготовок, выпиливание
заготовок, шлифовка заготовок, склеивание деталей,
нанесение покрытия на изделие.
Выращивают
комнатные
растения.
Определяют
необходимость полива растения.
Определяют количество воды для полива. Поливают
растения. Рыхлят почву. Пересаживают растения. Мытье
растения. Опрыскивают растения. Удаляют сухие листья с
растений. Моют горшки и поддоны. Выращивают растения в
открытом грунте. Перекапывают почву. Рыхление почвы.
Вносят органические удобрения в почву. Приготавливают
компост. Оформляют грядки и междурядья. Изготавливают
бороздки
(лунки)
на
грядке.
Выкапывают
яму.
Подготавливают семена к посадке. Посев семян. Высаживают
рассаду в открытый грунт. Поливают растения. Удаляют
сорняки. Обрезают ветки. Выкапывают овощи. Срезают
овощи. Подготавливают овощи к хранению (очищение от
20

7.

Швейное дело

Всего

34

земли, обрезка ботвы, просушивание). Чистят и моют садовый
инвентарь.
Ручное шитье.
Различают инструменты и материалы для ручного шитья.
Подготавливают рабочие места. Отрезают нити определенной
длины. Вдевают нити в иголку. Завязывают узелок.
Пришивают пуговицу с двумя отверстиями (с четырьмя
отверстиями, на ножке). Выполняют шов "вперед иголкой".
Закрепляют нить на ткани. Выполняют шов "через край".
Шитье на электрической машинке.
Различают основные части электрической швейной машинки.
Подготавливают рабочее место. Наматывают нити на
шпульку. Вставляют шпульку с ниткой в шпульный колпачок.
Вставляют шпульный колпачок в челнок.
Заправляют верхнюю нить. Выводят нижнюю нить на
платформу
машины.
Соблюдают
последовательность
действий при подготовке швейной машины к работе:
установка педали, включение в сеть, наматывание нити на
шпульку, вставление шпульки с ниткой в шпульный
колпачок, вставление шпульного колпачка в челнок, заправка
верхней нити, вывод нижней нити наверх. Подводят ткань под
лапку.
Опускание иголки в ткань.
Соблюдают последовательность действий при подготовке к
шитью: поднимание лапки, подведение ткани под лапку,
опускание
иголки,
опускание
лапки.
Соблюдают
последовательность действий при выполнении строчки:
нажатие на педаль, регулировка ткани во время строчки,
отпускание педали. Соблюдают последовательность действий
по окончании шитья: поднятие лапки, поднятие иголки,
вынимание ткани из-под лапки, обрезание нити. Убирают
рабочее место.
Кройка и сборка изделия.
Соблюдают последовательность кройки деталей изделия:
раскладывание ткани, накладывание выкройки на ткани,
закрепление выкройки на ткани, обведение выкройки мелом,
выполнение припуска на шов, снятие выкройки с ткани,
вырезание детали изделия. Соединяют детали изделия.
Соблюдают последовательность действий при пошиве сумки:
выбор ткани и подбор соответствующих ниток, кройка
изделия, сборка изделия, строчка швов основы и ручки сумки,
удаление наметочного шва, утюжка швов, обработка верхнего
края сумки, приметывание ручки к верхней стороне сумки,
строчка ручки на швейной машине, удаление наметочного
шва, утюжка готового изделия, пришивание деревянных
бусин. Соблюдают последовательность действий при
изготовлении панно: изготовление веток и листьев,
приметывание веток и листьев к основе, пристрачивание
веток и листьев на основу, удаление наметочного шва,
пришивание пуговиц (ягод) к основе, обработка краев
изделия.
238

21

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
1.

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2.

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «Специальная школа
№58» (вариант 2).
3.

Карман Н.М. Технология. Цветоводство и декоративное садоводство: пособие для

общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы /
Н.М.Карман, Е.А.Ковалева, Г.Г. Зак. – М. : Просвещение, 2020. – 192 с. 4.
4.

Ковалева Е.А.. Технология. Сельскохозяйственный труд: учеб. для общеобразоват.

организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Е.А.Ковалева. – 10-е
изд. – М. : Просвещение, 2021. – 160 с. 5. Видеоролик «Уборка картофеля механическим
способом» 6. Гербарий овощных и цветочных культур.
5.

Инструменты и приспособления:

- глина;
-акриловые краски;
- перчатки;
- нити;
- ткани;
- оргтехника;
- компьютер.

22

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».