Пояснительная записка Рабочая программа по чтению для детей с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных актов: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государтвеннного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (для I-III (IV) классов) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 29 июня 2011 г.) Постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года № 196 «Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении» (с изменениями от 10 марта 2009 г. №216). на основании учебно-методических документов: АООП НОО для обучающихся с УО МБОУ «Степановская СОШ»; примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 7- е издание М: «Просвещение» 2013 г.; учебника чтение. 2 класс в 2-х частях: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программ/ Ильина С.Ю., Богданова А.А.,М.: Просвещение, 2016 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Понятие «умственной отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности применимо к разнообразной группе детей. Степень выраженности интеллектуальной неполноценности коррелирует (соотносится) со сроками, в которые возникло поражение ЦНС – чем оно произошло раньше, тем тяжелее последствия. Также степень выраженности интеллектуальных нарушений определяется интенсивностью воздействия вредных факторов. Нередко умственная отсталость отягощена психическими заболеваниями различной этиологии, что требует не только их медикаментозного лечения, но и организации медицинского сопровождения таких обучающихся в образовательных организациях. Программа составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта, примерной Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по чтению. Рабочая программа ориентирована на учебник: Учебник: Чтение. 2 класс в 2-х частях: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программ/ Ильина С.Ю., Богданова А.А.,М.: Просвещение, 2016 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного. В программе на каждый год обучения дается примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного чтения. Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. На всех годах обучения читаются произведения о нашей Родине, ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа. Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым умственно отсталые учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного. Беглое чтение, т. е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. Во 2 классе учащиеся читают по слогам, постепенно переходя к чтению целыми словами. В дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется. Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя. Систематическая работа по обучению чтению про себя начинается с 3 класса. С выразительностью речи умственно отсталые учащиеся знакомятся в 1 и 2 классах. Однако систематическое формирование выразительного чтения начинается примерно в 3 классе с перехода на чтение целыми словами. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение. Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития. Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план. Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу. Федеральный базисный план для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для изучения Основы смыслового чтения отводится 34 часа по 1 часу в неделю. Цель: Направленность уроков чтения на социализацию личности умственно отсталого ребёнка на коррекцию и развитие речемыслительных способностей детей, на формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения Задачи: воспитание у детей интереса к уроку чтения и к чтению как процессу; формирование у них техники чтения: правильного (без искажения звукового состава слов и с правильным ударением) и выразительного чтения, формирование у детей навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию текст вслух, шёпотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Содержание учебного предмета № Тема раздела 1 Здравствуй , школа! Кол- Содержание Планируемые во результаты часо в Составлять Предметные УУД: 9 предложени Умение слушать, я по сюжетной отвечать на вопросы картинке на учителя, знать данную приметы осени. тему. Обогащать Личностные УУД: речь Осознани се как е бя определения ученика. м и. Метапредметны Пересказыв е ать с опорой УУД: постановка на учебной задачи на графический основе соотнесения план, того, что уже известно предметные и усвоено учащимися, Коррекционные задачи 1. Коррекция связной монологической речи; обогащение активного словаря 2. Развитие умений делать простейшие выводы и обобщения 2 Осень наступил а…. 13 картинки. Отв ечать на вопросы по прочитанному тексту. Рассказывать по собственным наблюдениям. и того, что ещё неизвестно Регулятивные УУД: -принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; -принимать и понимать алгоритм выполнения заданий; -принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей. Познавательные УУ Д: ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания; -понимать фактическое содержание текста; -выделять события, видеть их последовательность в произведении; Коммуникативные УУД: -использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления; -воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; -понимать содержание вопросов и высказываний учителя; -принимать участие в обсуждении содержания прочитанного. Составлять слова из разрезной Предметные УУД. Слушать объяснение учителя, работать по 1.Коррекция связной устной речи азбуки. Участвовать в частичнопоисковой беседе по подражанию. Уметь работать с книгой, слушать учителя, работать по инструкции. 2.Формирование умений устанавливать причинноследственные прочитанному тексту. Отвечать на вопросы. Составлять предложения по сюжетной картинке. Отгадывать загадки, подбирать отгадки. Выразительно читать. Пересказыват ь прочитанное. Участвовать в беседе. Правильное чтение связи; текста. 3.Коррекция Самостоятельно связной работать с учебником. монологической Личностные УУД. речи; Осознание себя как эмоциональной ученика. стороны речи, Метапредметные мимики УУД: Развитие навыков смыслового чтения. Регулятивные УУД. -принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; -принимать и понимать алгоритм выполнения заданий; -принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей. Познавательные УУ Д. ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания; -понимать фактическое содержание текста; -выделять события, видеть их последовательность в произведении; Коммуникативные УУД. -использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления; -воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; -понимать содержание вопросов высказываний учителя; -принимать участие обсуждении содержания прочитанного. 3 Учимся трудиться 13 Составлять предложения по сюжетной картинке. Отвечать на вопросы. Словесно рисовать. Читать по ролям. Оценивать поступки героев. Выборочно пересказывать с опорой на сюжетную картинку. Полно и правильно отвечать на вопросы (1-2 предложениям и). и в Предметные УУД. Слушать объяснение учителя, работать по подражанию. Уметь работать с книгой, слушать учителя, работать по инструкции. Правильное чтение текста. Самостоятельно работать с учебником. Личностные УУД. Осознание себя как ученика. Метапредметные УУД: Развитие навыков смыслового чтения. Регулятивные УУД. -принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; -принимать и понимать алгоритм выполнения заданий; -принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей. Познавательные УУ Д. ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания; -понимать фактическое 1.Коррекция оперативной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведени и 2.Коррекция связной устной речи 3.Формирование умений устанавливать причинноследственные связи; содержание текста; -выделять события, видеть их последовательность в произведении; Коммуникативные УУД. -использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления; -воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; -понимать содержание вопросов и высказываний учителя; -принимать участие в обсуждении содержания прочитанного. 4 Ребятам о зверятах 14 Отвечать на вопросы по сюжетной картинке. Отгадывать загадки. Выразительно читать. Составлять высказывания по сюжетной картинке. Оценивать поступки героев. Читать по ролям. Словесно рисовать. Пересказыват ь. Выборочно пересказывать Личностные УУД. Знать правила поведения на уроке. Предметные УУД. Уметь работать с книгой, слушать учителя, работать по инструкции. Уметь работать с книгой. Уметь пересказывать рассказ по вопросам Правильное чтение текста. Метапредметные УУД: Умение планировать неречевое и речевое поведение. Познавательные УУ Д. ориентироваться в речевом потоке, 1.Развитие умений делать простейшие выводы и обобщения 2.Коррекция умений устанавливать причинноследственные связи 3.Коррекция и развитие концентрации и объёма внимания 4.Развитие устной связной речи, творческих способностей. . находить начало и Пересказыват конец высказывания; ь по картинно- -понимать графическому ф актическое плану и серии содержание текста; сюжетных -выделять события, картинок. видеть их последовательность в произведении; Коммуникативные УУД. -использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления; -воспринимать мнен ие о прочитанном произведении сверстников; -понимать содержан ие вопросов и высказываний учителя; -принимать участие в обсуждении содержания прочитанного. 5Чудесный 10 мир сказок Составлять предложения по сюжетной картинке. Отвечать на вопросы. Словесно рисовать. Пересказыват ь по ролям. Оценивать поступки героев. Выборочно пересказывать с опорой на сюжетную Личностные УУД. Знать правила поведения на уроке. Предметные УУД. Уметь работать с книгой, слушать учителя, работать по инструкции. Уметь работать с книгой. Уметь пересказывать рассказ по вопросам Правильное чтение текста. Метапредметные УУД: Умение планировать неречевое и речевое 1.Коррекция связной монологической речи; обогащение активного словаря 2.Развитие умений делать простейшие выводы и обобщения 3.Коррекция умений устанавливать причинноследственные картинку. Выборочно пересказывать по вопросам. Активно участвовать в беседе. поведение. Познавательные УУ Д. ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания; -понимать фактическое содержание текста; -выделять события, видеть их последовательность в произведении; Коммуникативные УУД. -использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления; -воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; -понимать содержание вопросов и высказываний учителя; -принимать участие в обсуждении содержания прочитанного. связи 4.Коррекция и развитие концентрации и объёма внимания 5.Развитие устной связной речи, творческих способностей. 6Зимушка 23 – зима. Беседовать по Личностные УУД. сюжетной Знать правила картинке о поведения на уроке. сезонных Предметные УУД. Уметь работать с изменениях книгой, слушать зимой и учителя, работать по зимних развлечениях инструкции. Уметь детей. работать с книгой. Отвечать на Уметь пересказывать вопросы. рассказ по вопросам Работать с Правильное чтение синонимами и текста. сравнениями. Метапредметные Участвовать в УУД: Развитие частичнонавыков смыслового поисковой чтения. беседе по Познавательные УУ прочитанному Д. ориентироваться в речевом потоке, тексту. находить начало и Отвечать на вопросы. конец высказывания; Пересказыват -понимать ь по картинно- фактическое графическому с одержание текста; плану.-выделят ьсобытия, видеть их последовательность в произведении; Коммуникативные УУД. -использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления; воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; понимать содержание вопросов и высказываний учителя; -принимать участие в обсуждении 1.Коррекция связной устной речи 2.Коррекция связной монологической речи; эмоциональной стороны речи, мимики 3.Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе содержания прочитанного. 7 Так нельзя, а так можно. 12 Отвечать на вопросы по прочитанному . Пересказыват ь по картиннографическому плану. Оценивать поступки героев. Пересказ близко к тексту. Заучивать наизусть. Читать по ролям. Составлять предложения к иллюстрациям . Личностные УУД. Знать правила поведения на уроке. Предметные УУД. Уметь работать с книгой, слушать учителя, работать по инструкции. Уметь работать с книгой. Уметь пересказывать рассказ по вопросам Правильное чтение текста. Метапредметные УУД: Развитие навыков смыслового чтения. Познавательные УУ Д. ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания; -понимать 1.Коррекция связной монологической речи; обогащение активного словаря 2.Развитие умений делать простейшие выводы и обобщения 3.Коррекция умений устанавливать причинноследственные связи 4.Коррекция и развитие концентрации и объёма внимания 8 Весна в окно стучится 20 Отвечать на вопросы. Определять настроение стихотворения . Читать наизусть, выразительно. Составлять предложения по сюжетным картинкам. Пересказыват ь по картиннографическому плану. Пересказыват ь близко к тексту. Выразительно фактическое содержание текста; -выделять события, видеть их последовательность в произведении; Коммуникативные УУД. -использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления; -воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; -понимать содержание вопросов и высказываний учителя; -принимать участие в обсуждении содержания прочитанного. 5.Развитие устной связной речи, творческих способностей. Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе 6.Развитие творческих способностей, воображения Личностные УУД. Знать правила поведения на уроке. Предметные УУД. Уметь работать с книгой, слушать учителя, работать по инструкции. Уметь работать с книгой. Уметь пересказывать рассказ по вопросам Правильное чтение текста. Метапредметные УУД: Умение четко устанавливать сферы знаемого и незнаемого. Познавательные УУ Д. ориентироваться в 1.Коррекция связной устной речи 2.Формирование умений устанавливать причинноследственные связи; 3.Коррекция связной монологической речи; эмоциональной стороны речи, мимики 9Весёлые7 истории читать. речевом потоке, находить начало и конец высказывания; -понимать фактическое содержание текста; -выделять события, видеть их последовательность в произведении; Коммуникативные УУД. -использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления; -воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; -понимать содержание вопросов и высказываний учителя; -принимать участие в обсуждении содержания прочитанного. Отвечать на вопросы. Определять настроение произведения. Выборочно читать. Составлять предложения по сюжетным картинкам. Чтение по ролям. Пересказыват ь содержание прочитанного Личностные УУД. Знать правила поведения на уроке. Предметные УУД. Уметь работать с книгой, слушать учителя, работать по инструкции. Уметь работать с книгой. Уметь пересказывать рассказ по вопросам Правильное чтение текста. Метапредметные УУД: Умение четко устанавливать сферы 1.Коррекция связной устной речи 2.Формирование умений устанавливать причинноследственные связи; 3.Коррекция связной монологической речи; эмоциональной стороны речи, мимики 10 Родина любимая 8 по готовому плану. Выразительно читать. знаемого и незнаемого. Познавательные УУ Д. ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания; -понимать фактическое содержание текста; -выделять события, видеть их последовательность в произведении; Коммуникативные УУД. -использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления; -воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; -понимать содержание вопросов и высказываний учителя; -принимать участие в обсуждении содержания прочитанного. Читать плавно, с соблюдением знаков препинания. Составлять предложения по иллюстрации. зарисовывать по прочитанному Личностные УУД. Знать правила поведения на уроке. Предметные УУД. Уметь работать с книгой, слушать учителя, работать по инструкции. Уметь работать с книгой. Уметь пересказывать рассказ по вопросам Правильное чтение 1.Коррекция связной монологической речи; обогащение активного словаря 2.Развитие умений делать простейшие выводы и обобщения 11 Здравству й, лето! 8 . Выборочно пересказывать с опорой на иллюстрации. Делить текст на части. Обсуждать прочитанное. текста. Метапредметные УУД: Умение четко устанавливать сферы знаемого и незнаемого. Познавательные УУ Д. ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания; -понимать фактическое содержание текста; -выделять события, видеть их последовательность в произведении; Коммуникативные УУД. -использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления; -воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; -понимать содержание вопросов и высказываний учителя; -принимать участие в обсуждении содержания прочитанного. 3.Коррекция умений устанавливать причинноследственные связи 4.Коррекция и развитие концентрации и объёма внимания 5.Развитие устной связной речи, творческих способностей. 6.Развитие творческих способностей, воображения Составлять предложения по сюжетной картинке. Отвечать на вопросы. Правильно читать текст в Личностные УУД. Знать правила поведения на уроке. Предметные УУД. Уметь работать с книгой, слушать учителя, работать по инструкции. Уметь 1.Коррекция связной монологической речи; обогащение активного словаря 2.Развитие слух. Использовать специальные обороты речи. Словесно рисовать. Пересказыват ь содержание прочитанного Выборочный пересказывать с опорой на сюжетную картинку. Выборочно пересказывать по вопросам. работать с книгой. Уметь пересказывать рассказ по вопросам Правильное чтение текста. Метапредметные УУД: Умение планировать неречевое и речевое поведение. Познавательные УУ Д. ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания; -понимать фактическое содержание текста; -выделять события, видеть их последовательность в произведении; Коммуникативные УУД. -использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления; -воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; -понимать содержание вопросов и высказываний учителя; -принимать участие в обсуждении содержания прочитанного. умений делать простейшие выводы и обобщения 3.Коррекция умений устанавливать причинноследственные связи 4.Коррекция и развитие концентрации и объёма внимания 5.Развитие устной связной речи, творческих способностей. № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Тематический план Тема раздела Количество часов В том числе контрольные работы Здравствуй, школа! 2 Осень наступила. 3 Учимся трудиться. 5 1 Ребятам о зверятах. 5 Чудесный мир сказок. 5 1 Зимушка-зима. 4 1 Так нельзя, а так можно. 4 Весна в окно стучится. 2 1 Веселые истории 2 Родина любимая. 1 Здравствуй, лето! 1 Всего 34 Календарно-тематическое планирование № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 Тема раздела М. Садовский «Сентябрь» По В.Воскобойникову «Весёлая улица» В. Берестов «Первое сентября» По В. Драгунскому «Завтра в школу» По Э. Шиму «Пятёрки» В.Бирюков «Кто лучшим будет» По В.Хомченко «Обида» А. Аксёнова «Наша учительница» Урок внеклассного чтения Обобщающий урок по теме. О. Высотская «Осень» По Ю.Ковалю «Последний лист» А. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…» По Н.Сладкову «Сентябрь на дворе» В. Степанов «Воробей» По А.Баркову «Лето на веревочке» Е. Благинина «Улетают, улетели …» По Э.Шиму «Ворона и синица» По Л.Воронковой «За кормом для птиц» Г. Ладонщиков «В октябре» По Н. Сладкову «Страшный невидимка» А. Плещеев «Осень наступила» По Н. Абрамцевой «Сказка об осеннем ветре» Урок внеклассного чтения. Ю. Тувим «Все для всех» По Д. Габе «Работа» В. Орлов «Мои помощники» По А. Потаповой«Бабушка и внучка» Б. Заходер «Повар» По М.Дружининой «Сюрприз» О. Высотская «Маргаритка» По В.Хомченко «Пуговица» Г. Ладонщиков «Портниха» В. Осеева «Пуговица» По В.Голявкину «Как я помогал маме мыть пол» По С. Баруздину «Как Алешке учиться надоело» Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла» Обобщающий урок по теме. По Е. Чарушину «Лисята» По Н.Сладкову «Лисица и Ёж»; Е. Тараховская «Заяц» По М.Пришвину «Ёж» По А.Баркову «Материнская забота» По Г. Снегирёву «Белёк» В. Приходько «Пин и Гвин» Колво часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата по плану Дата по факту 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 85 87 88 По Б.Житкову «Галка» По В.Гаранжину«Куриный воспитанник» По М.Тарловскому «Добрый Волк» По Н.Носову «Живая шляпа» По Н.Павловой «Котята» В. Берестов «Кошкин щенок» По М.Пляцковскому «Сердитый дог Буль» Обобщающий урок по теме. Русская народная сказка «Лиса и журавль Русская народная сказка «Храбрый баран» Русская народная сказка «Лиса и тетерев» Украинская народная сказка «Овечка и волк» Башкирская народная сказка «Медведь и пчелы» Таджикская народная сказка «Тигр и лиса» Французская народная сказка «Лиса и куропатка» Абхазская народная сказка «Куцый хвост» Удмуртская народная сказка «Глупый котёнок» Урок внеклассного чтения. «Ой ты, зимушка – зима!» По В.Бианки «Заяц, Косач, Медведь и Дед Мороз» М. Садовский «Декабрь» По Л. Воронковой «Как ёлку наряжали» С. Попов «В новогоднюю ночь» По А. Усачёву «Как Дед Мороз сделал себе помощников» По А.Потаповой «Такой вот герой» С.Есенин «Зима» С. Суворова «Подарок» По В. Голявкину «У Ники новые лыжи» И. Шевчук «С прогулки» По М.Быковой «Неудачная находка» И. Суриков «Детство» По Е.Чарушину «Что за зверь» Урок внеклассного чтения. По Э.Шиму «Не стучать – все спят» В. Степанов «Зайка» По Н.Сладкову «Еловая каша» З. Александрова «Снежок» По С.Баруздину «Коллективная печка» В. Аникин «Доскажи словечко» (Зимние загадки) Обобщающий урок по теме. Урок внеклассного чтения. По А.Ягафаровой «Снегирь и Синичка» По В.Хомченко «Птица-синица» Г.Ладонщиков «Дельный совет» По Л. Толстому «Косточка» По С.Георгиеву «Праздничный стол» В. Бесрестов «За игрой» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 С. Баруздин «Бревно» А. Седугин «Как Артёмка котенка спас» По В.Осеевой «Подвиг» По В.Бирюкову «Лесные доктора» Обобщающий урок по теме. Ф. Тютчев «Зима недаром злится» По В. Бирюкову «Весенняя песня» По Э.Шиму «Сосулька» Русская народная песня «Выгляни, Солнышко» С. Вербова «Мамин портрет» П. Синявский «Разноцветный подарок» А.Седугин «Тихо-тихо Р. Сеф «Лицом к весне» С. Вербова «Ледоход» По Р.Фархади «Сон Медвежонка» Г.Ладонщиков «Медведь проснулся» Урок внеклассного чтения. По В.Бианки «Заяц на дереве» С. Погореловский «Наши гости» По Г.Скребицкому «Скворушка» И. Белоусов «Весенняя гостья» По К. Ушинскому «Пчелки на разведках» По А.Баркову «Тюльпаны» Обобщающий урок по теме Р. Фархада «Перепутаница» По Г.Остеру «Эхо» А. Шибаев «Кто кем становится» А. Усачёв «Волшебный барабан» М. Пляцковский «Шишки» По Ю. Степанову «Портрет» М. Бородицкая «Булочная песенка» Г. Ладонщиков «Скворец на чужбине» По К.Ушинскому «Наше Отечество» По Т.Кудрявцевой «Флаг России» М. Ильин «Главный город страны» В. Степанов «Песня» А.Усачёв «День Победы» По С. Баруздину «Страшный клад» По С.Алексееву «Тульские пряники» А. Усачёв «Что такое лето?» По Л.Воронковой «Что сказала бы мама» М. Дружинина «Земляника» По В.Хомченко «Куда исчез гриб» По В.Бианки «Ёж- спаситель» Р. Фархади «Жарко» По Э.Шиму «Верное время» Е. Савельева «Доскажи словечки» Обобщающий урок по теме 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИЧНОЧТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества; 2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; 4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; 6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; 7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; 10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 2) активное использование речевых средств, для решения познавательных задач; 3) овладение навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевого высказывания, составления текстов в устной форме; 4) овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, установления причинно-следственных связей; 5) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; 2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; 3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; 4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; 5) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение; КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНОК Оценка «5» ставится, если ученик: - читает целыми словами правильно, с одной-двумя самостоятельно исправленными ошибками; - читает выразительно, с соблюдением синтаксических и смысловых пауз, логических ударений; - отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного правильно, последовательно; - твердо знает наизусть текст стихотворения и читаем его выразительно. Оценка «4» ставится, если ученик: - читает целыми словами, некоторые трудные слова — по слогам; - допускает одну-две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, логических ударений; - допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; - допускает при чтении наизусть одну-две самостоятельно исправляемые ошибки и читает наизусть недостаточно выразительно. Оценка «3» ставится, если ученик: - читает, в основном, целыми словами, трудные слова — по слогам; - допускает три-четыре ошибки при чтении, соблюдении синтаксических и смысловых пауз, логических ударений; - отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя; - обнаруживает при чтении наизусть нетвёрдое усвоение текста. Оценка «2» ставится, если ученик: - читает в основном по слогам, даже легкие слова; - допускает более пяти ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз; - в ответах на вопросы и при пересказе содержания прочитанного искажает основной смысл, не использует помощь учителя; - не знает большей части текста, который должен читать наизусть. Оценка «1» ставится, если ученик: - затрудняется в чтении текста по слогам; - допускаем при чтении большое количество ошибок, искажающих смысл прочитанного; - не отвечает на вопросы и не может передать содержании прочитанного; - не знает наизусть стихотворения. Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путём специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса. В начале и конце года проводится проверки техники чтения. Рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объёма:1 класс –до 10 слов, 2 класс От 10 до 20 слов, 3 класс – от 20 до 30 слов, 4 класс –от 30 до 40 слов.