РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности по биологии «Биология и мы» для учащихся 6 класса с. Деево 2024 г Адресат Программа внеурочной деятельности по биологии адресована учащимся 6 классов, проявляющих интерес и склонность к изучению биологии, помогает учащимся в овладении навыками здорового образа жизни. Объем и сроки обучения Программа рассчитана на 34 часа, изучается в течение учебного года согласно Базисному учебному плану ОУ. Цели курса внеурочной деятельности: - формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни. - способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни; - ознакомить учащихся с приѐмами профилактики заболеваний; - расширить гигиенические знания и навыки учащихся; -обеспечить возможность удовлетворения потребности в движении у школьников для нормального развития и профилактики умственного утомления; Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Биология и мы» Особенностями данной программы является соответствие вариантов занятий и тем проектов возрастным особенностям и интересам учащихся. Материал сгруппирован в несколько модулей, содержание которых охватывает основные направления работы по формированию здорового образа жизни (физическая активность, питание, режим дня, гигиена). Каждый из модулей объединяет несколько видов мероприятий, реализация которых направлена на формирование или развитие конкретных навыков и умений, связанных с заботой о собственном здоровье. В основе содержания курса лежат несколько идей, которые являются важным условием эффективности воспитания культуры здоровья: - подростку должно быть понятно, зачем ему надо учиться быть здоровым; - подростку должно быть интересно, учиться быть здоровым; - у подростка должна быть возможность применить полученные знания в повседневной жизни. Эффективность занятий в значительной степени будет зависеть от разнообразия средств и методов, используемых при изучении курса. В программе предусмотрены уроки, направленные на реализацию дистанционного обучения. Дистанционное обучение в настоящее время может рассматриваться как инновационная форма обучения, которая позволяет получать знания через интернет под контролем учителя. Цель дистанционного обучения – предоставить ученикам элементы универсального образования, которые позволят им эффективно адаптироваться к изменяющимся социальноэкономическим условиям и успешно интегрироваться в современное общество. Данный вид обучения базируется на основе передовых информационных технологий, применение которых обеспечивает быструю и гибкую адаптацию под изменяющиеся потребности ученика. Обучение в дистанционной форме осуществляется по отдельным темам, при необходимости организации такого обучения (карантин, временная нетрудоспособность и т.п.), так и по всему комплексу тем. С помощью дистанционного обучения удается решать такие педагогические задачи, как: формирование у учеников познавательной самостоятельности и активности; создание эффективного образовательного пространства; развитие у детей критического мышления и способности конструктивно обсуждать различные точки зрения. С использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий организуются такие формы учебной деятельности, как: уроки; лекции; семинары; практические занятия; самостоятельные работы; консультации с преподавателями; дистанционные конкурсы, олимпиады. Самостоятельная работа включает организационные формы дистанционного обучения: работа с электронным учебником; просмотр видеолекций; прослушивание аудиокассет; компьютерное тестирование; изучение печатных и других учебных и методических материалов. Сопровождение предметных дистанционных курсов может осуществлятъся в следующих режимах: консультации онлайн; предоставление методических материалов; сопровождение офлайн. В период длительной болезни обучающихся или карантина в классе (школе) возможность получать консультации преподавателей по соответствующей дисциплине через электронную почту, программу ViЬеr, WhatsApp, ZOOM, используя для этого возможные каналы выхода в Интернет. Применение дистанционного обучения в учебном процессе позволяет: сделать занятие наглядным, красочным, информативным; использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подход к обучению; активизировать познавательную деятельность учащегося; повысить мотивацию учащихся к изучению предмета; развивать мышление и творческие способности детей. Взаимосвязь коллективной ( аудиторной) и самостоятельной работы обучаемых. При изучении курса для обучаемых предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы, а именно использование заданий, требующих поиска, переработки и представления информации в новом виде. Освоение курса предполагает изменения роли ученика и учителя в учебном процессе относительно традиционной парадигмы, а также учета динамики передачи ученику ответственности за собственное учение. В ходе прохождения программы, обучающиеся самостоятельно могут выбирать уровень сложности и характер задания, роль и характер участия в групповой работе, выполнять исследовательские задания на разрешение проблем и проектные работы. Формы организации учебного процесса. индивидуальная; парная; групповая; коллективная. Структура программы. Пояснительная записка Планируемые результаты обучения биологии Содержание обучения биологии Календарно-тематическое планирование Формы подведения итогов: Участие в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях. Участие в предметных неделях. Участие в проектной деятельности. Участие в выставке творческих работ. Предполагаемый результат развитие у учащихся устойчивого интереса к естественнонаучным знаниям; формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся; воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды, стремление к здоровому образу жизни Содержание курса внеурочной деятельности «Культура здоровья» Культура здоровья. Культурно-гигиенические навыки самообслуживания. Овладение основными культурно-гигиеническими навыками. Безопасное поведение на улицах и дорогах. Безопасное поведение в транспорте. Подготовка буклетов «Правила пешехода» Защита буклетов «Правила пешехода». Игра «Безопасное колесо». Охрана и укрепление здоровья. Здоровье окружающих людей. Вредные привычки. Подготовка буклетов и листовок «Вредные привычки». Защита буклетов и листовок. Режим дня. Режим дня школьника. Творческое задание «Планируем день». Сон – лучшее лекарство. Правила здорового сна. Запуск проекта «Движение - это жизнь». Подбор материалов для проекта. Работа над проектом. Реализация проекта. Творческое задание «Мой выходной день». Подготовка плана выходного дня. Подготовка плаката-коллажа «Мой выходной день». Защита плакатов. Гигиена человека. Правила личной гигиены. Правила ухода за волосами. Правила гигиены полости рта. Исследование «Почему нужно чистить зубы»? Как правильно чистить зубы? Разработка и оформление памятки «Как сохранить улыбку красивой». Разработка и оформление памятки «Как сохранить улыбку красивой». Обобщение и повторение. Защита проекта. Подведение итогов. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Культура здоровья» Личностные результаты: Патриотическое воспитание: воспитание чувства гордости за российскую биологическую науку. Гражданское и духовно-нравственное воспитание: понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы; готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; соблюдение правил поведения в природе; Трудовое воспитание: понимание значения обучения для повседневной жизни и в перспективе осознанного выбора профессии; установка на активное участие в решении практических задач экологической направленности; осознание важности экологического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учѐтом личных интересов и общественных потребностей. Эстетическое воспитание: развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); развитие эстетического восприятия живых объектов; Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества; овладение простейшими навыками исследовательской деятельности; развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: реализация установок здорового образа жизни; понимание ценности здорового и безопасного образа жизни; знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; Метапредметные результаты: 1.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2.Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. 3.Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в источниках информации. 4.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы. 5.Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. 6.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему: выражать свои мысли полно и точно; задавать вопросы; слушать и быть внимательным к другим; совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты: 1.выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня; 2.называть факторы, влияющие на здоровье человека, причины некоторых заболеваний; 3.приводить примеры причин возникновения травм и знать правила оказания первой помощи; 4.характеризовать виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны). 5.объяснять влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека; 6.обобщать знания о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека; 7.Делать несложные выводы. Тематическое планирование Тема занятия № Кол-во часов II Культура здоровья Культурно-гигиенические навыки самообслуживания. Овладение основными культурногигиеническими навыками. Безопасное поведение на улицах и дорогах. Безопасное поведение в транспорте. Подготовка буклетов «Правила пешехода» Защита буклетов «Правила пешехода» Игра «Безопасное колесо» Охрана и укрепление здоровья. Здоровье окружающих людей. Вредные привычки. Подготовка буклетов и листовок «Вредные привычки» Защита буклетов и листовок. Режим дня 13 Режим дня школьника 1 14 15 16 17 18 19 20 Творческое задание «Планируем день». 1 1 1 1 1 1 1 I 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Сон – лучшее лекарство. Правила здорового сна Проект «Движение - это жизнь». Подбор материалов для проекта. Работа над проектом. Защита проекта. 12ч 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12ч Дата План. Факт. 1 22 Творческое задание «Мой выходной день». Творческое задание «Мой режим дня» 23 Подготовка плаката-коллажа 1 24 Защита плакатов. 1 III Гигиена человека 25 Правила личной гигиены. 1 26 Правила ухода за волосами 1 27 Правила гигиены полости рта 1 28 Исследование «Почему нужно чистить зубы»? Как правильно чистить зубы? 1 Разработка и оформление памятки «Как сохранить улыбку красивой». Разработка и оформление памятки «Здоровый образ жизни» Обобщение и повторение 1 3ч 32 Защита проекта 1 33 Защита проекта 1 34 Подведение итогов 1 21 29 30 31 1 7ч Итого: 1 1 34