Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Музыка. 5 класс» для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР), разработана на основе Федеральной рабочей программы по музыке для обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР), на уровне основного общего образования, подготовленной на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287). А также Федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1025), Федеральной рабочей программы основного общего образования по учебному предмету «Музыка», Федеральной программы воспитания, с учетом распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения Федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития. А также на основе Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития по учебному предмету «Музыка. 5-8 класс» МОУ «Деевская СОШ» Общая характеристика учебного предмета «Музыка» Учебный предмет «Музыка», входящий в предметную область «Искусство», способствует эстетическому и духовно-нравственному воспитанию, формированию способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству и миру в целом, коррекции и развитию эмоциональной сферы, социализации обучающихся с ЗПР. Учебный предмет развивает у обучающихся с ЗПР творческое воображение, ассоциативно-образное мышление, умение воспринимать информацию, передаваемую через художественные образы. Музыка обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует умения и навыки в сфере эмоционального интеллекта, способствует самореализации и самопринятию личности. Музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и нравственное развитие ребёнка, формирование всей системы ценностей. Овладение основами музыкальных знаний на уровне основного общего образования, должно обеспечить формирование основ музыкальной культуры и грамотности как части общей и духовной культуры обучающихся, развитие музыкальных способностей обучающихся с ЗПР, а также способности к сопереживанию произведениям искусства через различные виды музыкальной деятельности, овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности. Рабочая программа отражает содержание обучения предмету «Музыка» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Для обучающихся с ЗПР характерен сниженный уровень развития учебно-познавательной деятельности, при котором отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное их становление). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие овладение программным материалом. Слабая произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности обучающихся с ЗПР оказывают влияние на продуктивность учебной деятельности на уроках музыки. Для обучающихся с ЗПР характерна удовлетворительная обучаемость, но часто она избирательная и неустойчивая и зависит от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния. В связи с этим в образовательном процессе используются специальные приемы, позволяющие корректировать и ослаблять проявления нарушений в развитии обучающихся. Особое внимание уделяется формированию жизненных компетенций. Посредством привлечения обучающихся с ЗПР к духовной составляющей предмета у них формируются устойчивые нравственные позиции, культурные ценности, социально значимые интересы и увлечения. Расширение кругозора способствует повышению общего уровня культурного развития обучающегося с ЗПР, его социальной адаптации, осознанию себя членом общества с его культурой и традициями. В рамках продуктивной музыкально-творческой деятельности учебный предмет «Музыка» способствует формированию у обучающихся с ЗПР потребности во взаимодействии с музыкой в ходе дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры. Рабочая программа содержит перечень музыкальных произведений, используемых для обеспечения достижения образовательных результатов, рекомендованных образовательной организации. Музыкальный и теоретический материал модулей, связанных с народным музыкальным творчеством, дополняется учителем регионально-национальным компонентом. Учебный предмет «Музыка» играет существенную роль для эстетического развития и духовно-нравственного воспитания обучающихся с ЗПР и в то же время обнаруживает существенный коррекционный потенциал. В процессе обучения учитываются особенности развития обучающихся с ЗПР, препятствующие освоению учебного предмета. Снижение развития понятийно-абстрактного мышления затрудняет у обучающихся с ЗПР понимание художественного смысла музыкального произведения и его анализ. Им тяжело воспринимать сложную мелодию, в то время как простые воспринимаются легче. Недостаточность аналитико-синтетической деятельности и особенности осмысленного восприятия осложняют различение на слух музыкальных инструментов и их звучания. Нарушения в развитии эмоциональной сферы влияют на восприятие настроения музыкального произведения, его эмоционально-образного содержания. Обучающиеся с ЗПР затрудняются в различении тонких эмоциональных граней музыки, передаваемого композитором характера музыкального произведения. Ограниченный словарный запас препятствует вербальному выражению переживаемых чувств по прослушанному музыкальному произведению. Ослабленная память обучающихся с ЗПР, снижение ее объема может затруднять запоминание текста песен и теоретический материал с соответствующей терминологией. Поэтому коррекционная направленность уроков музыки предполагает включение заданий на развитие внимания, приемов запоминания, ассоциативнообразного мышления, чувства ритма. Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «Музыка» подбирается серия эмоционально привлекательного и доступного музыкального материала, дополнительная визуализация и наглядность при изучении теоретического материала, регулярная смена видов деятельности на уроке, поощрение любых проявлений активности, включение специальной речевой работы по разъяснению новых терминов и пополнению словаря. Особое значение уделяется обеспечению эмоциональной привлекательности занятий. Личностное, коммуникативное, социальное развитие обучающихся с ЗПР определяется стратегией организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности. Важным становится поощрение инициативы обучающегося с ЗПР включаться в музыкально-творческую деятельность класса и образовательной организации, внимание и уважение к музыкальным увлечениям учащихся. Рабочая программа позволяет: 1) реализовать в процессе преподавания музыки современные подходы к формированию личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования; 2) определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета «Музыка» по годам обучения в соответствии с ФГОС 3) распределить учебное временя на изучение определённого раздела/темы, а выделить основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала. Цель изучения учебного предмета «Музыка» Специальной целью реализации программы предмета «Музыка» в отношении обучающихся с ЗПР является расширение их музыкальных интересов, обеспечение интеллектуально-творческого развития, развитие активного познавательного поиска в сфере искусства, стимулирование самостоятельности в освоении различных учебных действий. Достижение перечисленных выше целей обеспечивается решением следующих задач: формирование музыкальной культуры обучающихся с ЗПР как неотъемлемой части их общей духовной культуры, освоение музыкальной картины мира; воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием, эмоциональноценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию; развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей; развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения; освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью; развитие творческих способностей учащихся, овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушание музыки, пение, музыкально-пластическое движение, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникативных технологий); передача положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве в его наиболее полном виде; коррекция и развития эмоциональной сферы обучающегося с ЗПР посредством приобщения к музыке, выражения своих эмоций через восприятие музыкальных произведений, переживание и осознание своих чувств через проживание музыкального образа; коррекция и развитие памяти, ассоциативно-образного мышления посредством заучивания музыкального материала и текстов песен, понимания средств музыкальной выразительности; совершенствование речевого дыхания, правильной артикуляции звуков, формирование способности вербального выражения чувств, обогащение словаря. отбора и адаптации учебного материала по музыке Изучение учебного предмета «Музыка» вносит свой вклад в общую систему коррекционно-развивающей работы, направленной на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающегося с ЗПР. Обучение учебному предмету «Музыка» способствует в первую очередь эстетическому и духовно-нравственному развитию, воспитанию патриотизма. Кроме того, учитель музыки должен поддерживать тесную связь с другими участниками сопровождения (учителем по основным предметам, педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом). Они помогут определить индивидуальные особенности обучающихся с ЗПР и учитывать их в образовательном процессе, подбирать средства обучения в соответствии с образовательными потребностями каждого ученика. Учитель музыки должен поддерживать тесную связь с учителем-логопедом, поскольку распевание на уроках музыки способствуют правильному речевому дыханию и артикуляции. Взаимосвязь учителя музыки и педагога-психолога заключается в учете психологических рекомендаций в реализации индивидуального подхода к обучающимся, соблюдении этапности работы по формированию произвольной регуляции деятельности и поведения. Особенности при обучении музыке детей с ЗПР: следует преподносить новый материал развернуто, пошагово и закреплять его на протяжении нескольких занятий; при введении новых терминов следует использовать визуальную опору, учитывать разную возможность обучающихся с ЗПР активно использовать их в самостоятельной речи, предусматривать помощь (в виде опорных карточек) при употреблении или использовании терминологии; следует производить отбор музыкального материала с позиции его доступности, при этом сохраняя общий базовый уровень; следует постоянно разнообразить содержание проводимых занятий, мотивировать учащихся к изучению предмета; необходимо обращать внимание на общее состояние подростка, осуществляя при необходимости гибкую корректировку адресуемых ему заданий. В основе построения материала по учебному предмету «Музыка» лежит модульный принцип. В результате освоения предмета «Музыка» обучающиеся формируют представления о музыке как о виде искусства, значении музыки в художественной культуре, об основных жанрах народной и профессиональной музыки, о формах музыки, характерных чертах и образцах творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов, видах оркестров, известных инструментах, выдающихся композиторах и музыкантах-исполнителях, приобретают навыки эмоциональнообразного восприятия музыкальных произведений, определения на слух произведений русской и зарубежной классики, образцов народного музыкального творчества, произведений современных композиторов, исполнения народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов, выявления общего и особенного при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, различения звучания отдельных музыкальных инструментов, видов хора и оркестра. Виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение содержании образования по предмету «Музыка» Основными видами учебной деятельности обучающихся с ЗПР являются: слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально-пластическое движение, драматизация музыкальных произведений. Для обучающихся с ЗПР существенным является приемы работы с лексическим материалом по предмету «Музыка». Проводится специальная работа по введению в активный словарь обучающихся соответствующей терминологии. Изучаемые термины вводятся на полисенсорной основе, обязательна визуальная поддержка, алгоритмы работы с определением, опорные схемы для актуализации терминологии. Рабочая программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания. Структура программы по предмету «Музыка» Содержание предмета «Музыка» структурно представлено девятью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой начального образования и непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения: модуль № 1 «Музыка моего края»; модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»; модуль № 3 «Музыка народов мира»; модуль № 4 «Европейская классическая музыка»; модуль № 5 «Русская классическая музыка»; модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»; модуль № 7 «Жанры музыкального искусства»; модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»; модуль № 9 «Современная музыка: основные жанры и направления». Место предмета в учебном плане В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в основной школе с 5 по 8 класс включительно Общее число часов, рекомендованных для изучения музыки, – 136 часов: в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе – 34 часа (1 час в неделю). Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную деятельность обучающихся с ЗПР, участие в исследовательских и творческих проектах, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литература», «География», «История», «Обществознание», «Иностранный язык» и др. Содержание учебного предмета «Музыка» В соответствии с рекомендациями, представленными в Примерной рабочей программе учебного предмета «Музыка» на уровне основного общего образования, тематическое в наполнении модулей в данной рабочей программе допускается перекомпоновка, исключение отдельных блоков, с учётом уровня общего и музыкального развития обучающихся. В этой связи в рабочей программе для обучающихся с ЗПР сделана корректировка содержания учебного предмета «Музыка» в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся. 5 КЛАСС Содержание предмета за курс 5 класса включает модули: Модуль № 1. «Музыка моего края» Традиционная музыка – отражение жизни народа. Жанры детского и игрового фольклора (игры, пляски, хороводы и др.) Роль музыки в жизни человека и общества и ее значение для духовно-нравственного развития человека. Музыка как выражение чувств и мыслей человека. Календарные обряды, традиционные для сёл Алапаевского района Свердловской области. Модуль № 2. «Народное музыкальное творчество России» Богатство и разнообразие фольклорных традиций народов нашей страны. Музыка наших соседей, музыка других регионов. Общее и особенное в фольклоре народов России: лирика, эпос, танец. Значение народного песенного и инструментального музыкального творчества как части духовной культуры народа(Народные музыкальные произведения России, народов РФ и стран мира по выбору образовательной организации). Модуль № 3. «Музыка народов мира» Археологические находки, легенды и сказания о музыке древних. Древняя Греция – колыбель европейской культуры (театр, хор, оркестр, лады, учение о гармонии и др.) Национальное своеобразие музыки. Интонация в музыке как носитель образного смысла. Интонационное многообразие фольклорных традиций своего народа и других народов мира (А. Хачатурян Балет «Гаянэ», П. Чайковский Балет «Спящая красавица», Н. Римский-Корсаков Симфоническая сюита «Шехерезада»). Модуль № 4. «Европейская классическая музыка» Национальный музыкальный стиль на примере творчества Ф. Шопена, Э. Грига и др. Национальные истоки классической музыки. Характерные жанры, образы, элементы музыкального языка (соната, симфония). Значение и роль композитора — основоположника национальной классической музыки (Венский классицизм). Кумиры публики (на примере творчества В. А. Моцарта, Н. Паганини, Ф. Листа и др.). Виртуозность. Талант, труд, миссия композитора, исполнителя. Признание публики. Культура слушателя. Традиции слушания музыки в прошлые века и сегодня. Модуль № 5. «Русская классическая музыка» Вокальная музыка на стихи русских поэтов, программные инструментальные произведения, посвящённые картинам русской природы, народного быта, сказкам, легендам (на примере творчества М. И. Глинки, С. В. Рахманинова, В. А. Гаврилина и др.) Связь народного и профессионального музыкального творчества (Н. РимскийКорсаков Оперы «Садко», «Снегурочка»). Исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях (М. Глинка Опера «Иван Сусанин», М. Мусоргский Опера «Борис Годунов», П. Чайковский Увертюра «1812», С. Прокофьев Кантата «Александр Невский») Модуль № 6. «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки» Музыка православного и католического богослужения (колокола, пение a capella / пение всопровождении органа, И.С.Бах). Основные жанры, традиции (литургия, месса). Образы Христа, Богородицы, Рождества, Воскресения (П.И. Чайковский «Покаянная молитва о Руси», П. Чесноков «Да исправится молитва моя»). Модуль № 7. «Жанры музыкального искусства» Жанры камерной вокальной музыки (песня, романс, вокализ). Инструментальная миниатюра -вальс, ноктюрн, прелюдия, каприс и др. (Ф. Шопен «Вальс», «Прелюдия», «Ноктюрн», Н. Паганини «Каприс»). Одночастная, двухчастная, трёхчастная репризная форма. Куплетная форма. Значимость музыки в творчестве писателей и поэтов (А. Рубинштейн Романс «Горные вершины», Н. Римский-Корсаков Романс «Горные вершины»). Вокальная и инструментальная музыка (М.И. Глинка «Венецианская ночь», Ф. Шуберт «Баркаролла»,С. Рахманинов «Весенние воды», М. Глинка–М. Балакирев «Жаворонок», Г. Свиридов «Романс»). Модуль № 8. «Связь музыки с другими видами искусства» Единство слова и музыки в вокальных жанрах (песня, романс, кантата, баркаролла, былина и др.).Музыка и живопись.Выразительные средства музыкального и изобразительного искусства (М. Чюрленис). Аналогии: ритм, композиция, линия – мелодия, пятно – созвучие, колорит – тембр и т. д. Программная музыка.Выразительные и изобразительные интонации в музыке (Э. Григ.Музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» - «Песня Сольвейг», «Смерть Озе», «В пещере горного короля»). Опера (Н. Римский-Корсаков Оперы «Садко», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», М. Глинка Опера «Руслан и Людмила»). Балет (С. Прокофьев Балет «Ромео и Джульетта»), Кантата (С. Прокофьев Кантата «Александр Невский», К. Дебюсси Симфоническая сюита «Море»).Импрессионизм (на примере творчества французскихклавесинистов, К. Дебюсси, А. К. Лядова и др.) Модуль № 9. «Современная музыка: основные жанры и направления» Джаз – основа популярной музыки XX века. Особенности джазового языка и стиля (свинг, синкопы, ударные и духовые инструменты, вопросно-ответная структура мотивов, гармоническая сетка, импровизация). Мюзикл. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка» на уровне основного общего образования Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных. Личностные результаты: ценностное отношение к достижениям своей Родины – России в музыкальном искусстве, музыкальным традициям разных народов, проживающих в родной стране; осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства; установка на осмысление опыта прослушивания произведений классической музыки; умение управлять собственным эмоциональным состоянием благодаря музыкальному воздействию; способность обучающихся с ЗПР к осознанию своих дефицитов (в речевом, волевом развитии) и проявление стремления к их преодолению; способность к саморазвитию, умение оценивать собственные возможности, склонности и интересы; освоение культурных форм выражения своих чувств; умение передать свои впечатления так, чтобы быть понятым другим человеком. Метапредметные результаты Овладение универсальными учебными познавательными действиями: использовать логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, устанавливать аналогию в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности; применять знаки и символы для решения учебных задач (владение элементарной нотной грамотой); аргументировать свою позицию, мнение; с помощью педагога или самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам прослушивания музыкальных произведений. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств при прослушивании музыкальных произведений; воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения: осознанно строить речевое высказывание о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации. продуктивно сотрудничать (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: владеть основами самоконтроля, самооценки и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи; понимать причины, по которым не был достигнут результат деятельности. анализировать причины эмоций; регулировать способ выражения эмоций. осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого. Предметные результаты Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся с ЗПР основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством во всех доступных формах, органичном включении музыки в актуальный контекст своей жизни. Обучающиеся, освоившие программу по предмету «Музыка»: осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут рассуждать на эту тему, используя опорную схему; воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и самобытное цивилизационное явление; имеют представление об отечественных мастерах музыкальной культуры, испытывают гордость за них; сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной идентичности (разбираются в особенностях музыкальной культуры своего народа, узнают на слух родные интонации среди других, стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции, понимают ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной культуры своего народа); понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего общественные вкусы и настроения, включённого в развитие политического, экономического, религиозного, иных аспектов развития общества. Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений. 5 КЛАСС Модуль № 1 «Музыка моего края»: знать музыкальные традиции своей страны, Среднего Урала, Алапаевского района. Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»: различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки с помощью учителя; определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов с использованием дополнительной визуализации. Модуль № 3 «Музыка народов мира»: различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки с помощью учителя; определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов с использованием дополнительной визуализации. Модуль № 4 «Европейская классическая музыка»: исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторов-классиков с помощью учителя; характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений с помощью подробного опросного плана. Модуль № 5 «Русская классическая музыка»: характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторовклассиков, приводить примеры наиболее известных сочиненийс помощью подробного опросного плана. Модуль № 6 «Образы русской и европейской духовной музыки»: различать и характеризовать жанры и произведения русской и европейской духовной музыки с использованием опорных карточек; исполнять произведения русской и европейской духовной музыки с помощью учителя1; приводить примеры сочинений духовной музыки, называть их автора с помощью визуальной опоры. Модуль № 7«Жанры музыкального искусства»: Здесь и далее курсивом обозначаются планируемые предметные результаты, которые могут быть потенциально достигнуты обучающимся с ЗПР, но не являются обязательными. 1 исполнять произведения (в том числе фрагменты) вокальных, инструментальных и музыкально-театральных жанров с помощью учителя. Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»: определять стилевые и жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств с помощью подробного опросного плана; - различать и анализировать средства выразительности разных видов искусств с помощью подробного опросного плана. Модуль № 9 «Современная музыка: основные жанры и направления»: различать и определять на слух виды оркестров, ансамблей, тембры музыкальных инструментов, входящих в их состав с помощью визуальной опоры; исполнять современные музыкальные произведения в разных видах деятельности с помощью учителя. У обучающихся с ЗПР будут сформированы: первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовнонравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа; основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества. Обучающиеся с ЗПР научатся: понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества; эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях; приводить примеры выдающихся отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов с использованием справочной информации; понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла; иметь представление о терминах и понятиях (в том числе народная музыка, жанры народной музыки, жанры музыки, музыкальная интонация, мотив, сценические жанры музыки, либретто, вокальная музыка, солист, ансамбль, хор, средства музыкальной выразительности: мелодия, темп, ритм, динамика, тембр, лад); воспринимать музыку как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать и различать характерные черты музыки разных композиторов; иметь представление о значении народного песенного и инструментального музыкального творчества как части духовной культуры народа; ориентироваться в образцах песенной и инструментальной народной музыки; определять на слух музыкальные произведения, относящиеся к русскому музыкальному фольклору; перечислять русские народные музыкальные инструменты и определять на слух их принадлежность к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов; приводить примеры музыкальных произведений русской и зарубежной классики, содержащие народные музыкальные интонации и мотивы с использованием справочной информации; иметь представление о характерных признаках классической и народной музыки; иметь представление о специфике воплощении народной музыки в произведениях композиторов; воспринимать интонационное многообразие фольклорных традиций своего народа и других народов мира; исполнять разученные музыкальные произведения вокальных жанров (хор, ансамбль, соло); воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах); понимать с помощью учителя существование в музыкальном произведении основной идеи, иметь представление о средствах воплощения основной идеи, интонационных особенностях, жанре, исполнителях музыкального произведения; узнавать средства музыкальной выразительности (в том числе мелодия, темп, ритм, тембр, динамика, лад); понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов; владеть навыками вокально-хоровогомузицирования; применять в творческой деятельности вокально-хоровые навыки при пении с музыкальным сопровождением; проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Контрольные Всего работы ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ Раздел 1. Музыка моего края Фольклор – народное 1.1 творчество Итого по разделу 2 0 Практические работы 2 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9b004 2 Раздел 2. Народное музыкальное творчество России Библиотека ЦОК 2.1 Россия – наш общий дом 2 0 2 https://m.edsoo.ru/f5e9b004 https://www.youtube.com/watch?v=Jur HJXg4aIE https://www.youtube.com/watch?v=S6o jTj8toKg https://www.youtube.com/watch?v=S6o jTj8toKg Библиотека ЦОК 2.2 Фольклор в творчестве профессиональных композиторов 1 0 1 https://m.edsoo.ru/f5e9b004 https://www.youtube.com/watch?v=YBSvyX__tM https://www.youtube.com/watch?v=YBSvyX__tM Итого по разделу 3 Раздел 3. Русская классическая музыка Библиотека ЦОК 3.1 Образы родной земли 2 0 2 https://m.edsoo.ru/f5e9b004 https://www.youtube.com/watch?v=prb xaYe-6e0 Библиотека ЦОК 3.2 Золотой век русской культуры 2 0 2 3.3 История страны и народа в музыке русских композиторов 3 1 2 Итого по разделу https://m.edsoo.ru/f5e9b004 https://www.youtube.com/watch?v=Oy vT6_W9FS0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9b004 7 Раздел 4. Жанры музыкального искусства 4.1 Камерная музыка 2 0 2 4.2 Симфоническая музыка 1 0 1 4.3 Циклические формы и жанры 2 0.5 1.5 3 0 3 2 0 2 Итого по разделу ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ Раздел 1. Музыка народов мира Музыкальный 1.1 фольклор народов Европы 1.2 Музыкальный Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9b004 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9b004 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9b004 5 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9b004 Библиотека ЦОК фольклор народов Азии и Африки Итого по разделу https://m.edsoo.ru/f5e9b004 http://grenada.al.ru/enciklopedia/sg.htm l 5 Раздел 2. Европейская классическая музыка Национальные истоки 2.1 3 классической музыки 2.2 Музыка-зеркало эпохи Итого по разделу 1 0 3 1 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9b004 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9b004 4 Раздел 3. Духовная музыка Библиотека ЦОК 3.1 Храмовый синтез искусств Итого по разделу 2 0 2 https://m.edsoo.ru/f5e9b004 https://www.youtube.com/watch?v=6rU vaJWY3Gs 2 Раздел 4. Современная музыка: основные жанры и направления 4.1 Мюзикл Итого по разделу 1 0 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9b004 1 Раздел 5. Связь музыки с другими видами искусства 5.1 Музыка и литература 1 0 1 5.2 Музыка и театр 1 0 1 5.3 Музыка кино и телевидения 2 0.5 1.5 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9b004 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9b004 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9b004 Музыка и изобразительное искусство 5.4 1 Итого по разделу 0 1 3 31 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9b004 5 Раздел 6. Название Итого 0 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС № п / п 1 2 3 4 Тема урока Традиционная музыка – отражение жизни народа Музыка моей малой Родины Вокальная музыка: Россия, Россия, нет слова красивей Музыкальная мозаика большой страны Всего 1 05.09.2024 https://www.youtube.com/watch?v=OytzFLT3_uI https://www.youtube.com/watch?v=gCYwodN4yBs 1 12.09.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9ae6a https://m.edsoo.ru/f5e9b748 1 19.09.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9b5b8 1 26.09.2024 http://www.plus-msk.ru/ 5 Вторая жизнь песни 1 03.10.2024 6 Образы родной земли 1 10.10.2024 7 Слово о мастере Первое путешествие в музыкальный театр Второе путешествие в музыкальный театр Музыкальная картина Музыка ко Дню Победы Музыка вокруг Жанры инструментальной и вокальной музыки Песни о родине Музыкальные образы Символ России Музыкальные путешествия по странам и континентам Народные традиции и музыка Италии Народные традиции и музыка Восточной Европы Ритмы африканской музыки Восточная музыка 1 17.10.2024 https://sportinsider.ru/eastern-practices/muzykanty-urala-ural-muzykalnyi https://www.youtube.com/watch?v=zj7fuDrfuus Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9bd1a 1 24.10.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9e6a0 1 07.11.2024 http://www.opera.km.ru/ 1 14.11.2024 1 21.11.2024 https://www.youtube.com/watch?v=ov-ItvNA5ZQ https://www.youtube.com/watch?v=P1XR5JApoUA list=PLiB5FDiVYl7umHGmOMxBfNl88YALMDdZy 1 28.11.2024 http://www.webprogulki.com/music.html 1 05.12.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9d6d8 https://m.edsoo.ru/f5e9e524 1 1 1 12.12.2024 19.12.2024 26.12.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9b5b8 1 09.01.2025 http://eomi.ws/bowed/ 1 16.01.2025 https://www.youtube.com/watch?v=vo7BTONuw6M 1 23.01.2025 https://resh.edu.ru/subject/6/5/ 1 30.01.2025 http://eomi.ws/bowed/ 1 06.02.2025 https://resh.edu.ru/subject/6/5/ 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9b270 https://m.edsoo.ru/f5e9b5b8 https://www.youtube.com/watch?v=SnXoIMrcMsc https://www.youtube.com/watch?v=6IjfrZ4jC2Y 24 25 Истоки классической музыки Истоки классической музыки Шедевры В.А. Моцарта Музыка-зеркало эпохи 26 Музыка в храме 22 23 Музыка православия Мюзиклы в российской 28 культуре Что роднит музыку и 29 литературу Музыка в театре, в 30 кино, на телевидении Музыка в театре, в 31 кино, на телевидении 32 Музыка вечна Музыка в театре, в 33 кино, на телевидении Музыкальная живопись 34 и живописная музыка ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 27 1 13.02.2025 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9e092 https://m.edsoo.ru/f5e9e236 1 20.02.2025 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9e3a8 1 1 27.02.2025 06.03.2025 1 13.03.2025 1 20.03.2025 https://www.youtube.com/watch?v=CkE3BoPtCc0 t=2s https://www.youtube.com/watch?v=4TGRRQGlexA Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9f884 https://www.youtube.com/watch?v=KhSqd2gmzHg https://www.youtube.com/watch?v=WBswyPYen1Y https://predanie.ru/rubric-page/muzyka/ 1 03/04.2025 http://frenchmusicals.narod.ru/ 1 10.04.2025 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9b41e 1 17.04.2025 http://songkino.ru/ 1 24.04.2025 http://frenchmusicals.narod.ru/ 1 08.05.2025 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9f104 1 15.05.2025 1 22.05.2025 34 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9d85e УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • Музыка: 5-й класс: учебник / Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Уроки музыки. Поурочные разработки. 5-6 классы /Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. — 4-е изд., перераб. —Москва : Просвещение. 2023г Федеральная рабочая программа ОО | Музыка. 5-8 классы. - Институт стратегии развития образования. – 2023 Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5-8 класс [Ноты]: пособие для учителя / сост. Е.Д.Критская. – М.: Просвещение, 2019. Фонохрестоматия. 5-8 класс [Электронный ресурс] / сост. Е. Д.Критская, Г. П. Сергеева, Т.С.Шмагина. М.:Просвещение, 2019. – электрон. опт. диск (CD-ROM) ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164 2. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/ 3. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/ 4. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://schoolcollection.edu.ru 5. Российская Электронная Школа https://resh.edu.ru/subject/ и другие: https://www.musica.ru/page/e-projects-eor#general-school http://www.plus-msk.ru/ http://playmusic.org/ http://folkinst.narod.ru/ http://www.opera.km.ru/ http://www.classicalmusiclinks.ru/ http://www.classicalconnect.com/ http://burskytest.narod.ru/main.html http://www.pianostreet.com/ http://retro.samnet.ru/