1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 2 1.1. Настоящее Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, осваивающих адаптированную образовательную программу образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – Положение) разработано в соответствии с: – Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; – Приказом Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – начального, основного и среднего общего образования»; – Письмом Министерства образования и науки РФ от 11марта 2016г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»; – Адаптированными основными общеобразовательными программами для обучающихся с умственной отсталостью МОУ «Деевская СОШ» (далее – школа); – Уставом школы. 1.2. Положение является локальным актом школы, разработано в целях: – регламентирования порядка оценки знаний и достижений обучающихся в освоении адаптированной образовательной программы для детей с умственной отсталостью в ходе промежуточной и итоговой аттестации; – установления единых требований к оценке достижений обучающихся и выставлению отметок при промежуточной и итоговой аттестации; – организации наблюдения за продвижением обучающихся в своем развитии; – определения содержания, порядка, форм и сроков проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся с нарушениями интеллекта. 1.3. В Положении использованы следующие определения (понятия), с точки зрения дидактики, применяемые в педагогической практике: Оценка учебных достижений – это процесс по установлению степени соответствия реально достигнутых результатов планируемым целям. Оценке подлежат как объем, системность знаний, так и уровень развития навыков, умений, компетенций, характеризующие учебные достижения обучающихся. Оценку обучающихся с умственной отсталости во 2-х – 9-х классах школы по всем предметам Программы, за исключением коррекционного блока, принято осуществлять по пятибалльной системе с измененной шкалой оценивания по каждому предмету. Вследствие того, что образование детей с умственной отсталостью не является цензовым, отметки в баллах, выставляемые обучающимся, также не являются "цензовыми", 3 т.е. они не могут быть приравнены к оценкам учащихся общеобразовательных школ, а являются лишь показателем успешности продвижения обучающихся по отношению к самимсебе. Отметка – это результат процесса оценивания, количественное выражение учебных достижений обучающихся в баллах. Текущий контроль успеваемости обучающихся – это систематическая проверка учебных достижений обучающихся, проводимая педагогом в ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии с образовательной программой. Проведение текущего контроля успеваемости направлено на обеспечение выстраивания образовательного процесса максимально эффективным образом для достижения результатов освоения адаптированных образовательных программ. Все мероприятия по оценке качества образования в ходе текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации проводятся согласно годовому учебному плану школы по графику, утвержденному директором. Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения учебных предметов, курсов, предусмотренных АОП. Промежуточная аттестация проводится по учебным предметам, курсам, по которым АОП предусмотрено проведение промежуточной аттестации, в сроки, предусмотренные АОП (по итогам года, полугодия, четверти). Сроки проведения промежуточной аттестации определяются календарным учебным графиком МОУ «Деевская СОШ». 2. Содержание и порядок проведения контроля успеваемости обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) 2.1. Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в течение учебного периода в целях: установление фактического уровня теоретических знаний и понимания обучающимися по предметам обязательного компонента учебного плана, их практических умений и навыков; повышения ответственности каждого учителя за результаты образовательной деятельности, за объективную оценку усвоения обучающимися АОП, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета. обеспечение социальной защиты обучающихся, соблюдение их прав и свобод в части регламентации учебной загруженности в соответствии с санитарными правилами и нормами, уважения их личности и человеческого достоинства. 2.2. Текущий контроль осуществляется педагогическим работником, реализующим соответствующую часть АОП. Знания, умения и навыки обучающихся на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях оцениваются устно по результатам выполнения заданий. 2.3. Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при проведении текущего контроля успеваемости учащихся определяются педагогическим работником с учетом АОП. 2.4.1. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится поурочно в форме опросов, практических заданий, устных и письменных ответов; диагностических работ и др. 4 2.4.2. При оценивании устных и письменных ответов обучающихся учитель руководствуется критериями и нормами оценок (Приложение №1). Учитель несет личную ответственность за качество проверки письменных работ обучающихся. 2.5. Периодичность и формы текущего контроля успеваемости обучающихся: – поурочный контроль определяется педагогами школы самостоятельно с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, содержанием АОП, используемых образовательных технологий; – текущий контроль успеваемости обучающихся в 2–9-х классах, осваивающих АОП, осуществляется в виде отметок по традиционной 5-х балльной шкале по учебным предметам, – обучающимся, освобожденным на основании медицинской справки от занятий по физической культуре, отметка выставляется за изучение теоретических вопросов учебной дисциплины. – текущий контроль обучающихся, временно находящихся в санаторных, медицинских организациях осуществляется в этих учебных заведениях и полученные результаты учитываются при выставлении четвертных отметок; – проведение текущего контроля не допускается сразу после длительного пропуска занятий по уважительной причине с выставлением неудовлетворительной отметки; – обучающимся, пропустившим по уважительной причине, подтвержденной соответствующими документами, 2/3 учебного времени, отметка за четверть может быть выставлена при наличии не менее трех отметок текущего контроля. 2.6. Последствия получения неудовлетворительного результата текущего контроля успеваемости определяются педагогическим работником в соответствии с АОП, и могут включать в себя проведение дополнительной работы с обучающимся, индивидуализацию содержания образовательной деятельности обучающегося, иную корректировку образовательной деятельности в отношении обучающегося. 2.7. Результаты текущего контроля фиксируются в документах (классных и электронных журналах, дневниках обучающихся). 2.8. Успеваемость обучающихся, занимающихся по индивидуальному учебному плану, подлежит текущему контролю с учетом особенностей освоения АОП, предусмотренных индивидуальным учебным планом. 2.9. Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных представителей) сведения о результатах текущего контроля успеваемости обучающихся как посредством заполнения предусмотренных документов, в том числе в электронной форме (дневник обучающегося, электронный дневник), так и по запросу родителей (законных представителей) обучающихся. Педагогические работники в рамках работы с родителями (законными представителями) обучающихся обязаны прокомментировать результаты текущего контроля успеваемости обучающихся в устной форме. Родители (законные представители) имеют право на получение информации об итогах текущего контроля успеваемости обучающегося в письменной форме в виде выписки из соответствующих документов, для чего должны обратиться к классному руководителю. 2.10. График проведения текущих контрольных работ составляется с соблюдением требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и согласовывается с заместителем директора на каждую четверть и является открытым для всех педагогических работников, обучающихся и их родителей (законных представителей). 5 3. Содержание и порядок проведения промежуточной аттестации 3.1. Освоение АОП, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся. 3.2. Целями проведения промежуточной аттестации являются: – объективное установление фактического уровня освоения АОП и достижения результатов освоения АОП; – оценка достижений конкретного учащегося, позволяющая выявить пробелы в освоении имАОП и учитывать индивидуальные потребности учащегося в осуществлении АОП, – оценка динамики индивидуальных образовательных достижений, продвижения в достижении планируемых результатов освоения АОП. 3.3. Промежуточная аттестация проводится на основе принципов объективности, беспристрастности. Оценка результатов освоения обучающимися АОП осуществляется в зависимости от достигнутых обучающимся результатов и не может быть поставлена в зависимость от формы получения образования, формы обучения, и иных подобных обстоятельств. Промежуточная аттестация обучающихся 2-х–9-х классов, осваивающих АОП, осуществляется по учебным четвертям. Отметки за четверть выставляются с учетом текущей успеваемости, контрольных, самостоятельных и диагностических работ. При наличии спорных текущих отметок обучающийся должен быть опрошен еще раз или приоритет отдается отметке за контрольную работу. Четвертные отметки выставляются за 2 дня до окончания четверти, года. На основании четвертных отметок выставляется отметка за учебный год. 3.4. Формами промежуточной аттестации являются: – письменная проверка – письменный ответ учащегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: самостоятельные, контрольные, творческие работы; письменные ответы на вопросы теста; изложения, диктанты и другое; – устная проверка – устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме ответа на билеты, беседы, собеседования и другое; – комбинированная проверка - сочетание письменных и устных форм проверок. 3.5. Все виды контрольно-оценочных работ по учебным предметам, курсам оцениваются в процентном отношении к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу: отметка «неудовлетворительно» - выполнено менее 20% заданий; отметка «удовлетворительно» – выполнено от 20 % до 55 % заданий; отметка «хорошо» – выполнено от 55 % до 75 % заданий; отметка «очень хорошо» (отлично) – выполнено свыше 75 % заданий. 3.6. Фиксация результатов промежуточной аттестации осуществляется по 5-балльной системе. 3.7. Учащимся, не выполнявшим контрольные работы по уважительным причинам, итоговая отметка за год выставляется по четвертным. 3.8. Контрольные работы проводятся по графику проведения текущих и (или) административных контрольных работ, который вывешивается на доске объявлений не позднее, чем за неделю до начала проведения работ. 6 3.9. При неудовлетворительной отметке по контрольной работе обучающемуся до окончания полугодия предоставляется возможность повторно выполнить работу с использованием дополнительных вариантов заданий и текстов. 3.10. Для учащихся, обучающихся по индивидуальному учебному плану, сроки и порядок проведения промежуточной аттестации определяются индивидуальным учебным планом. В конце учебного года в 2-х – 9-х классах, осваивающих АОП, организуется проведение итоговых контрольных работ с целью осуществления проверки освоения обучающимися учебных предметов учебного плана. Перечень и количество предметов, по которым будут проводиться годовые контрольные работы, определяется ежегодно педагогическим советом, и доводится до сведения обучающихся и их родителей (законных представителей) не позднее, чем за два месяца до их проведения. 3.11. Тексты и задания годовых контрольных работ готовятся и утверждаются членами соответствующих школьных методических объединений, назначаемых руководителями школьных методических объединений, или учителями соответствующего предмета, работающими с обучающимися класса, у которых будут проводиться работы. Годовые контрольные работы проводятся по утвержденному директором школы расписанию, которое вывешивается для ознакомления всех участников не позднее,чем за 10 дней до их проведения. 3.12. В расписании предусматривается не более одной контрольной работы в день. 3.13. Отметки за год по учебным предметам должны быть выставлены до 20 мая текущего года в 9 классах, до 25 мая в 2-х–8-х классах, осваивающих АОП. 3.14. Итоговые отметки по всем предметам учебного плана выставляются в классный журнал, личное дело обучающегося и являются в соответствии с решением педагогического совета школы основанием для перевода, обучающегося в следующий класс. 3.15. Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных представителей) сведения о результатах промежуточной аттестации учащихся как посредством заполнения предусмотренных документов, в том числе в электронной форме (дневник учащегося, электронный дневник), так и по запросу родителей (законных представителей) учащихся. Педагогические работники в рамках работы с родителями (законными представителями) учащихся обязаны прокомментировать результаты промежуточной аттестации учащихся в устной форме. Родители (законные представители) имеют право на получение информации об итогах промежуточной аттестации учащегося в письменной форме в виде выписки из соответствующих документов, для чего должны обратиться к классному руководителю. 3.16. Родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося своевременно вручается уведомление о неудовлетворительных итогах промежуточной аттестации, решение Педагогического совета школы о повторном обучении в данном классе или об обучении по индивидуальному учебному плану, а также о формах и сроках ликвидации задолженности. Уведомление с подписью родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся передается директору школы. 3.17. В подготовительном и первом классах школы промежуточная аттестация не проводится, т.к. в этих классах исключается система балльного (отметочного) оценивания. В течение учебного года оценки учащимся не выставляются. 3.18. Не допускается использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.), а также при неправильном ответе ученика говорить "не думал", "не старался", "неверно". Допускается лишь словесная объяснительная оценка. 7 4. Порядок перевода обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости в следующий класс 4.1. Обучающиеся, освоившие в полном объёме соответствующую адаптированную образовательную программу, переводятся в следующий класс. 4.2 Предметные результаты, достигнутые обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс и рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. 4.3. Неудовлетворительные результаты годовой промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, образовательной программы или не прохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. 4.4. Учащиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность. 4.5. Организация создает условия учащемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечивает контроль за своевременностью ее ликвидации. 4.6. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти годовую промежуточную аттестацию по соответствующему учебному предмету, не более двух раз в сроки, определяемые школой, в установленный данным пунктом срок с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни учащегося. 4.7. Для проведения промежуточной аттестации при ликвидации академической задолженности во второй раз Организацией создается комиссия. 4.8. Учащиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно. 4.9. Организация информирует родителей учащегося о необходимости принятия решения об организации дальнейшего обучения учащегося в письменной форме. 4.10. Отсутствие достижения минимального уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по АООП (вариант 1 АООП ФГОС ОУО). В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации ПМПК и с согласия родителей (законных представителей) организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану (СИПР) или на вариант 2 АООП ФГОС ОУО. 5. Права и обязанности участников процесса промежуточной аттестации 5.1. Участниками процесса промежуточной аттестации считаются: обучающийся и учитель, преподающий предмет в классе, администрация школы. Права обучающегося представляют его родители (законные представители). 5.2. Учитель, осуществляющий текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся, имеет право: – разрабатывать материалы для всех форм текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся за текущий учебный год; – проводить процедуру аттестации и оценивать качество усвоения обучающимися содержания учебных программ, соответствие уровня подготовки школьников требованиям ФГОС УО (ИН); – давать педагогические рекомендации обучающимся и их родителям (законным представителям) по методике освоения минимальных требований к уровню подготовки по предмету. 8 5.3. Учитель в ходе аттестации не имеет права: – использовать содержание предмета, не предусмотренное учебными программами при разработке материалов для всех форм текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся за текущий учебный год; – использовать методы и формы, не апробированные или не обоснованные в научном и практическом плане, без разрешения директора школы; – оказывать давление на обучающихся, проявлять к ним недоброжелательное, некорректное отношение. 5.4. Классный руководитель обязан проинформировать родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся через дневники обучающихся класса, родительские собрания, индивидуальные собеседования о результатах текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации за год их ребенка. В случае неудовлетворительной аттестации обучающегося по итогам учебного года письменно уведомить его родителей (законных представителей) о решении Педагогического совета, а также о сроках и формах ликвидации задолженности. Уведомление с подписью родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся передается заместителю директора по УВР. 5.5.Обучающийся имеет право: – знакомиться с формами и результатами текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающегося, нормативными документами, определяющими их порядок, критериями оценивания; – проходить все формы промежуточной аттестации за текущий учебный год в порядке, установленном школой; – в случае болезни на изменение формы промежуточной аттестации за год, ее отсрочку. 5.6.Обучающийся обязан выполнять требования, определенные настоящим Положением. 5.7.Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося имеют право: – знакомиться с формами и результатами текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающегося, нормативными документами, определяющими их порядок, критериями оценивания; – обжаловать результаты промежуточной аттестации их ребенка в случае нарушения школой процедуры аттестации. 5.8. Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося обязаны: – соблюдать требования всех нормативных документов, определяющих порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающегося; – вести контроль текущей успеваемости своего ребенка, результатов его промежуточной аттестации; – оказать содействие своему ребенку по ликвидации академической задолженности по одному предмету в течение учебного года в случае перевода ребенка в следующий классусловно. 5.9. Заявления обучающихся и их родителей (законных представителей), не согласных с результатами промежуточной аттестации или с итоговой отметкой по учебному предмету, рассматриваются в установленном порядке Комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений школы. Для пересмотра, на основании письменного заявления родителей, приказом по школе создается комиссия из трех человек, которая в письменной форме в присутствии родителей (законных представителей) обучающегося определяет соответствие выставленной отметки по предмету фактическому уровню его знаний. Решение комиссии оформляется протоколом и является окончательным. 5.10. Школа определяет нормативную базу проведения текущего контроля успеваемости и 9 промежуточной аттестации обучающегося, их порядок, периодичность, формы, методы в Рамках своей компетенции. 6. Обязанности администрации в период подготовки, проведения и после завершения промежуточной аттестации обучающихся 6.1. В период подготовки к промежуточной аттестации обучающихся администрация школы: – организует обсуждение на заседании педагогического совета вопросов о порядке и формах проведения промежуточной аттестации обучающихся, системе отметок по ее результатам; – доводит до сведения всех участников образовательного процесса сроки и перечень предметов, по которым организуется промежуточная аттестация обучающихся, а также формы ее проведения; – формирует состав аттестационных комиссий по учебным предметам; – организует экспертизу аттестационного материала; – организует необходимую консультативную помощь обучающимся при их подготовке к промежуточной аттестации. 6.2. После завершения промежуточной аттестации администрация школы организует обсуждение ее итогов на заседании Педагогического совета. 6.3. Срок действия положения не ограничен. При изменении законодательства в акт вносятся изменения в установленном законом порядке. 10 Приложение №1 Контрольные работы по русскому языку и нормы их оценки Учащимся, обучающихся по адаптированным программам для детей с лёгкой степенью умственной отсталости контрольные письменные работы проводятся начиная со 2 класса. 1. В качестве основных контрольных работ во 2 – 4 классах даются списывание и диктант, а в 5 – 8 – 9 классах – диктант. 2. Содержанием контрольных работ могут быть тексты на определенные, тематически близкие сюжеты. 3. Примерный объем текстов контрольных работ (списывание и диктант): Во 2-м классе в начале года 10-12 слов, к концу года 16-18 слов; в 3 классе – 20 – 25 слов; в 4 классе – 30 – 35 слов;в5классе – 40 - 45слов; в 6 классе - 60 - 65 слов; в 7, 8 и 9 классах - 70 - 80 слов. Учету подлежат все слова, включая предлоги, союзы и частицы. 4. Тексты контрольных работ должны состоять из предложений, включающих в себя не более 4 слов для 2 класса, не более 6 слов для 3 и 4 классов, не более 8слов для остальных классов. 5. В текстах контрольных работ должно быть по 2-3 орфограммы на каждое правило правописания в объеме не менее 50% от числа слов текста. 6. Выполнение учащимися контрольные работы оцениваются отметками в соответствии со следующими нормами: По 2 классу: 5 - письменная работа выполнена без ошибок; допускается 1-2 явные описки. 4 - списывание, в котором не более 2 ошибок; диктант, в котором не более 3 ошибок; 3- списывание с 3 ошибками; за диктант с 4 - 5 ошибками; 2 - списывание с 5 ошибками; диктант с 6 – 10 ошибками; 1 - работы с большим количеством ошибок, чем для оценки "2". по 3 – 4 классам: 5- работа без ошибок; 4- списывание с 1 - 2 ошибками; диктант, в котором не более 3 ошибок; 3 - списывание с 3 ошибками; диктант с 4 - 5 ошибками; 2 - списывание с 4 - 5 ошибками, диктант с 6 – 10 ошибками; 1 - работы с большим количеством ошибок. По 5 - 6 классам: 5 - работа без ошибок; 4-3 орфографических и 2 пунктуационных ошибки; 3-5 орфографических и 3 пунктуационных ошибки; 2 - не более 7 орфографических и 3 пунктуационных ошибок; 1 - работы с большим количеством ошибок. По 7-8-9 классам: 5 - работа без ошибок; 4-3 орфографических и 2 пунктуационных ошибки; 11 3-5 орфографических и 2 пунктуационных ошибки; 2 - не более 7 орфографических и 3 пунктуационных ошибок; 1 - работы с большим количеством ошибок. 7. При оценке письменных контрольных работ принимаются во внимание правильность почерка, аккуратность выполнения, а также характер ошибок. 8. Ошибками и контрольных работах следует считать: - нарушение изученных правил правописания; - нарушение правил переноса в случаях, соответствующих требованиям учебной программы; - отсутствие или неправильную постановку знаков препинания, изученных учащимися; - преимущество дается работам, в которых нарушено одно - два усвоенных правила правописания, перед теми, в которых нарушено значительное количество изученных правил. 9. За ошибки не считаются: повторение неправильного написания уже ранее учтенного слова, но если неправильно написаны различные слова на такое же правило (дочь - ночь, дуб -зуб), ошибки учитываются во всех случаях; единичные способы пропуска точки в конце предложения, если первое словоследующего предложения написано с заглавной буквы; единичные явные описки, но если таких описок значительные количество, онисчитаются за одну ошибку; - ошибки на правила, не изучаемые учащимися; ошибки логопедического характера - грубое искажение звукового состава слов, возникающее в зависимости от глубокого нарушения слухового воспитания и артикуляции учитываются особо и на оценку контрольных работ не влияют. 10. Нормы объема контрольных работ и оценки их в начале учебного года должны соответствовать нормам предыдущего класса, а к началу третьей четверти - нормам данного класса. 11. В 7 - 9 классах в качестве контрольной письменной работы дополнительно проводятся изложения. Для контрольных изложений берутся тексты повествовательного характера, понятные по содержанию и простые по изложению. Объем текстов для 8 класса - до 76 слов, для 89 классов - до 100 слов. План изложения составляется под руководством учителя. При оценке письменного изложения следует руководствоваться следующими нормами: 5 - содержание рассказа передано верно и последовательно, допущены 1 - 2негрубые стилистические погрешности при отсутствии орфографических ошибок; 4- имеются небольшие неточности, 2-3 стилистические погрешности, отсутствуют орфографические ошибки; 3- имеются неточности в передаче фактов и некоторые нарушения в последовательности изложения, но без искажения общего смысла содержания,3-5 стилистических и не более 8 орфографических ошибок; 2- обнаруживается непонимание содержания рассказа, работа написана непоследовательно и бессвязно, с большим количеством орфографических ошибок; 1- обнаружено полное неумение передавать содержание рассказа, полная несвязность, большое количество орфографических ошибок. Из пунктуационных ошибок учитываются только те, которые являются нарушением изученных правил, остальные же просто исправляются учителем. Применяя данные здесь нормы оценки контрольных письменных работ школьников, необходимо учитывать индивидуальные особенности развития детей. Среди учащихся, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам для детей с нарушением интеллекта могут встречаться дети с резким снижением темпа работы - для них надо или уменьшить объем контрольной работы, или проводить проверку индивидуально, в соответствующем темпе; учащимся с глубоким расстройством слухового восприятия артикуляции (логопатам) целесообразно вместо слухового диктанта давать списывание этого текста с пропущенными орфограммами; при оценке письменных работ учащихся, обладающих глубоким расстройством моторики, не следует снижать балл за плохой почерк или неаккуратность письма. 12. При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами: 5 - ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора работу выполняет без ошибок или допускает исправления; 4 - ученик обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применять свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки; 3 - ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий. 2 - ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий; 1 - ученик не смог правильно выполнить ни одного задания. Оценка устных ответов по русскому языку и чтению При оценке устных ответов по русскому языку принимаются во внимание: - правильность ответа по содержанию; - полнота ответа; - умение практически применять свои знания; - последовательность изложения и речевое оформление ответа. 5 – ставиться если ученик, обнаружив понимание материала, может самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет; 4 - ставится, если ученик даёт полный ответ, но допускает неточности и исправляёт их с помощью учителя, делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом допускает 1-2 ошибки, но исправляет их с помощью учителя;3 - ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами, нуждается в постоянной помощи учителя; 2 - ставится, если ученик обнаруживает незнание наиболее существенной части изученного материала; допускает в формулировке правил ошибки, искажающие их смысл; не прибегает к помощи учителя; 1 - за устные ответы не ставится. В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения. При проверке техники чтения рекомендуется подобрать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец учебного года): 1 класс - 10 слов; 2 класс 15 - 20 слов; 3 класс - 25 -30 слов; 4 класс - 35 - 40 слов; 5 класс 45 – 60 слов; 6 класс - 70-80 слов; 7 класс - 75- 85 слов; 8-9 классы - 90 - 100 слов. При оценке техники чтения принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения. Например, все эти особенности следует учитывать при чтении учащимися басен. Анализ чтения басен надо начинать оценивать по анализу образа главных персонажей и уяснению ситуации, в которой они находятся. Как ученик осмысливает язык басни, умеет ли выделятьглавный смысл? При оценке чтения учащимися стихотворений следует обращать внимание на выразительность. Однако следует соблюдать индивидуальный подход к учащимся. В оценке техники и выразительности чтения с 1 по 9 классы используется пятибалльная система. Письменные контрольные работы по математике Состояние знаний по математике учащихся, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам для детей с лёгкой степенью умственной отсталости определяется данными текущего учета и периодически проводимых контрольных письменных работ. Оценка контрольных работ и счетный опрос производятся в пятибалльной системе. Оценка за контрольную работу по математике является общей в тех случаях, когда в контрольное задание включаются математические задачи, примеры, иллюстративно- графические (геометрические) работы. Контрольные письменные работы по математике проводятся для всех учащихся, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам для детей с нарушением интеллекта 2 по 9 кл. Кроме общего контрольного задания для класса в целом, необходимо подготавливать особые контрольные работы по математике отдельно для тех учащихся, с которыми учебные занятия ведутся по индивидуальному плану. Контрольные письменные работы после проверки их учителем подлежат разбору в классе и на индивидуальных занятиях с учащимися. Оценка за контрольную письменную работу не является решающей при определении четвертного или переводного балла даже в тех случаях, когда она расходится с оценками, которые имеет ученик по устному счету, устному решению задач практического характера (измерение) и за текущие контрольные письменные работы. Задания практического характера (графические, геометрические работы, изготовление моделей и пр.) рекомендуется давать отдельно от заданий по решению арифметических, геометрических задач и примеров, проводить их целесообразнее на другом уроке. Подчеркнем, что геометрический материал занимает важное место в обучении математике. Учащиеся учатся распознавать геометрические фигуры, тела на моделях, рисунках, чертежах, применяют измерительные и чертежные материалы, приобретают практические умения в решении задач профессионально-трудового обучения. Содержание контрольных письменных работ по математике для 2- 9классов 1 класс. Проверяются: знание письменной нумерации в пределах 20; знание числового ряда и места каждого числа в этом ряду; знание десятичного составачисел второго десятка; умение считать равными группами в пределах 20; умения решать арифметические примеры на каждое из четырех действий; умения решать задачи в один вопрос; умения пользоваться ученической линейкой при выполнении простейших графических работ (черчение полос, столбиков, квадрата, прямоугольника, треугольника). В текст одной контрольной работы включается 2-3 задания. Например: а) одна простая арифметическая задача, 8-10 примеров и практическое задание -определить время по рисунку циферблата часов или начертить при помощи линейки одну -две геометрические фигуры; б) две простые задачи, 6-8 примеров и счет денег по образцам монет. класс. Проверяются: знание письменной нумерации в пределах 100; знание числового ряда и место каждого числа в этом ряду; знание десятичного состава двухзначного числа; умение считать равными группами, решать арифметические задачи и примеры на каждое из действий (I полугодие); умение решать задачи в два действия, знание табличного умножения и деления; умение выполнять предусмотренные учебной программой простейшие графические или геометрические работы, например, начертить циферблат часов, сетку для домино или лото, геометрические фигуры, квадраты с клетками для изготовления метра и т.д. В текст контрольной работы включается не более 3 заданий, а именно: а)6-8 арифметических примеров с двумя числовыми компонентами(II полугодие) и одна простая задача; б) одна арифметическая задача в два действия и задание, в котором выясняется знание нумерации числа: в) знание табличного умножения и деления (в примерах и задачах),практическая работа с линейкой. 2 класс. Выявляются: знание нумерации, десятичного состава трехзначных чисел; знание табличного умножения и деления; умение решать примеры и задачи с простыми и именованными числами (рубли и копейки, метры и сантиметры, граммы и килограммы, часы и минуты), а также навыки и умения выполнять простейшие графические работы (черчение квадрата и прямоугольника по данным предварительного самостоятельного измерения образцов, черчение стрелок на рисунках циферблатов часов, черчение сеток на картах для арифметических игр, изготовления метра и пр.). В текст каждой контрольной работы включаются не менее 3 и не более 4заданий, например: а) одна сложная (в 2-3 вопроса) арифметическая задача и 4-6 примеров; б) две простейшие задачи и 6-8 примеров: Как в первом, так и во втором случаев число заданий включается практическое задание по черчению при помощи ученической линейки. 5–8–9 классы. В тексты контрольных работ (письменных) включаются задания с целью выявления знаний нумерации, арифметические задачи и примеры (решить и проверить) с простыми и именованными числами (не более двух наименований) и задания практического характера (графические работы с использованием геометрического материала). Объем материала для контрольной письменной работы примерно может быть следующим: 3 класс: а) задачи в 2-3 действия,2-4 простых примера, запись 3-4 многозначных чисел под диктовку учителя, черчение отрезков заданной длины; б) две задачи в 1-2 действия, 2-4 простых примера, запись 3-4 многозначных чисел под диктовку, черчение углов или окружности. 4 класс: а) задачи в 3–4 действия, 2-4 примера, разложение 2-3 многозначных чисел на десятичные группы, черчение окружности с радиусом и диаметром; б) две задачи, не более 2 действий каждая, 2-4 примера, запись 2-3 многозначных чисел под диктовку учителя, черчение треугольников. 5 класс: а) задача (не более 4 действий), 6-8 примеров, черчение разрядной сетки, черчение плана класса или земельного участка по данным размерам длины и ширины (участки прямоугольной формы); б) две задачи, не более 2 вопросов каждая, 6-8 примеров, черчение разрядной сетки, черчение заданных прямоугольников. 8-9 классы: а) запись многозначных чисел и разложение их на десятичные группы по заданию учителя, решение задачи с составными именованными числами, 4-6 примеров, обращение десятичных дробей в обыкновенные и обыкновенных в десятичные или обращение десятичных дробей в именованные числа; б) черчение развертки куба или прямоугольного параллелепипеда и изготовление модели. Числовые данные для задач учащихся можно брать из справочных таблиц (цены на продукты, предметы обихода, на билеты городского транспорта и т.д., нормы материала на пошивку вещей, которые изготавливаются в школьной учебной мастерской). В контрольные задания могут быть включены вопросы о соотношении единиц измерения, например: Сколько сантиметров в метре? Во сколько раз метр больше сантиметра? Сколько килограммов в центнере, в тонне? Во сколько раз центнер легче тонны? Объем контрольной работы должен быть таким, чтобы на ее выполнение учащимся требовалось: - во II полугодии 1 класса 25-35мин; - во 2 - 3 классах - 40 мин; - в 4 - 9 классах 33 - 40 мин. - Учащиеся должны за указанное время не только выполнить работу, но и успеть проверить ее. - В комбинированную контрольную работу могут быть включены 1-3 простые задачи или 1-3 простые задачи и составная (начиная со 2 класса), или 2 составные задачи, примеры в одно или несколько арифметических действий, математический диктант, сравнение чисел, а также вычислительные, измерительные или другие геометрические задания. Нормы оценки письменных работ по математике 5 - ставится за работу, в которой нет ошибок в вычислениях, при записи плана правильно записаны наименования, правильно сформулированы вопросы к действиям и безошибочно записано решение задачи. Если ученик допустил ту или иную неточность в формулировке одного из вопросов или ошибку при вычислении и самостоятельно внёс поправки, оценка не снижается. 4 - ставится, когда: 1) задача решена правильно и нет ошибок в формулировке вопросов к действию, в наименованиях и в ответе, а в решениях примеров допущены 1-2ошибки; 2) когда задача и примеры решены правильно, но допущены 1-2 ошибки в записи наименований; 3) когда задача и примеры решены правильно, а формулировки вопросов к действиям задачи по существу правильны, но не точны; 4) когда правильны решения задачи и примеров, запись наименований и вопросов к действиям задачи, но конечный ответ записан ошибочно. 5) в том случае, когда ученик изменил одно из чисел задачи или примера (например переставил цифры), но дал правильные решения. 3 - ставится за работу, в которой: 1) правильно решены задачи и не решены примеры; 2) не решены задачи, но решены примеры; 3) задача решена, но допущены ошибки в наименованиях, формулировках вопросов к действиям; в решениях примеров допущены 1-3 ошибки. 2 - ставится за работу, в которой: 1) ошибочно решены задача и половина примеров; 2) ошибочно решены или не решены примеры и при правильном решении задачи даны ошибочные формулировки и допущены ошибки в записи наименований. 1 - ставится в том случае, когда решения задачи и примеров ошибочны. За невыполнение практического задания общий оценочный балл снижается на единицу. За орфографические ошибки на не пройденные правила, допущенные учеником в контрольной работе по арифметике, оценка не снижается. Учащимся с плохой моторикой за несовершенное каллиграфическое выполнение контрольной работы по арифметике оценка неснижается. Оценка устных ответов учащихся по математике Задачи преподавания математики сводятся к тому, чтобы учащиеся безболезненно могли включаться в трудовую деятельность, чтобы у них повышались целеустремленность, работоспособность, трудолюбие, развивалось умение планировать свою работу и доводить ее до логичного завершения. Систематический и регулярный устный опрос учащихся являются обязательным видом работы на уроках математики. Знания и умения учащихся по математике оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса на основании текущих и итоговых письменных или практических работ по пятибалльной системе. 5 - ставится, если ученик: 1) дает правильные осознанные, глубокие ответы на все поставленные вопросы, правильно выполняет предметно-практические задания; 2) умеет самостоятельно и правильно решить задачу, примеры и объяснить ход решения; 3) умеет правильно производить и объяснять практические задания, записывать данные именованных чисел, производить вычисления; 4) называет геометрические фигуры, их элементы, выполняет работы по черчению с помощью измерительного и чертежного инструментов, умеет объяснить последовательность работы. 4 - ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки 5, но: 1) при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах; 2) при вычислениях и решении задач нуждается в дополнительных промежуточных записях и в дополнительных вопросах учителя, уточнении и объяснении выбора действий; 3) с незначительной помощью учителя правильно узнает и называет геометрические фигуры, их положения в пространстве, по отношению друг к другу; 4) выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью. Если ученик в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, ему может быть поставлена оценка 5. 3 - ставится ученику, если он: 1) при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует математические правила, может частично их применять; 2) может выполнять вычисления с опорой на различные виды счетного материала, умеет записывать решения задач, но с помощью учителя; 3) узнает и называет геометрические фигуры, их положение на плоскости и в пространстве, умеет делать чертежи в тетрадях и целевых таблицах, но с помощью вопросов и практической помощи учителя. После предварительного коллективного обсуждения в классе может выполнять измерения и последовательно записывать их в тетради. 2 - ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не может воспользоваться помощью учащихся и учителя. Объем знаний, умений и навыков по математике у учащихся, по адаптированным программам для детей с интеллектуальными нарушениями Учащиеся должны знать: - наизусть таблицу сложения однозначных чисел, таблицу умножения однозначных чисел и со ответствующие табличные случаи деления; - названия и обозначения единиц величин стоимости, длины, массы, времени, площади, объема, окружности, круга; - натуральный ряд чисел от 1 до 1 000 000; геометрический материал. Учащиеся должны уметь: - чертить окружность с помощью циркуля с заданным радиусом, диаметром; - измерять углы, чертить углы по данным размерам с помощью транспортира; - вычислять периметр, площадь прямоугольника, объем прямоугольника,параллелепипеда; - измерять отрезки, ломаную, стороны многоугольника. Итоговая аттестация 1. Обучение завершается итоговой аттестацией в форме 2-х испытаний: 1.1. Комплексная оценка предметных результатов усвоения обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения), математики и основ социальной жизни. 1.2. Оценка знаний и умений по выбранному профилю труда 2.Выпускникам: обучающимся с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаётся свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти.