Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Азбука туризма (туристко-краеведчексой направленности)

Пояснительная записка
В сфере образования туризм в органичном соединении с краеведением
является видом образовательной деятельности, посредством которого
решаются многие задачи обучения и воспитания.
Программой
предусмотрено
целенаправленное
формирование
совокупности умений работать с информацией. Содержание программы
связано с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или
селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности;
способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует
чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным
ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным
ценностям; развивает интерес к ТКД; формирует установку на здоровый
образ жизни.
Программа составлена в соответствии со следующими
нормативными документами:
1.
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2.
Федеральным проектом «Успех каждого ребенка», утвержденным
07.12.2018;
3.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015
№ 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года»;
4.
Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденной распоряжением Правительства Российской
Федерации от 31.03.2022 № 678-р (далее – Концепция);
5.
Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
6.
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам;
7.
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от
22.09.2021 №652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
8.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
при реализации образовательных программ»;
9.
Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ
Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 №09-3442;
10.
Уставом МОУ «Деевская СОШ».

Направленность программы «Азбука туризма» – туристскокраеведческая, стартовый уровень сложности.
Новизна программы «Азбука туризма» заключается в том, что она
адаптирована к условиям обучения и воспитания в условиях нашего города,
является начальной ступенью на пути к освоению более сложных программ
туристско-краеведческой направленности.
Актуальность программы обусловлена тем, что она тесно связана с
учебно-воспитательным процессом в школе, предоставляет возможности для
широкого ознакомления детей с окружающим миром.
Педагогическая
целесообразность
программы
состоит
в
неисчерпаемых
развивающих,
познавательных
и
воспитательных
возможностях краеведения и туризма.
Отличительные особенности программы состоят в том, что она
позволяет
расширить
возможности
познавательной
деятельности
воспитанников
при
реализации
«регионального
компонента»
общеобразовательных программ. Региональный компонент образования
нашел свое отражение, прежде всего в деятельности детского объединения
туристско-краеведческой направленности. Под краеведением в системе
дополнительного образования понимают изучение обучающимися природы,
экономики, истории и культуры своей местности – микрорайона, города,
села, района, области. Д.С.Лихачев писал “Любовь к родному краю, знание
его истории - вот основа на которой и может осуществляться рост духовной
культуры всего общества. Краеведение учит людей любить не только свои
родные места, но и знания о них, приучает интересоваться историей,
искусством, литературой повышать свой культурный уровень”. От других
подобных программ данную программу отличает адаптация к уральской
земле.
Адресат программы – обучающиеся в возрасте 8-14 лет,
заинтересованные в получении знаний и представлений по истории, культуре
и
природе
родного
края.
Группа учащихся до 15 человек.
Объем программы – 72 часа, запланированных на весь период
обучения, необходимых для освоения программы в полном объеме.
Формы организации образовательного процесса – программа
реализуется в МОУ «Деевская СОШ».
Занятия проводятся с группой учащихся в виде теоретических и
практических занятий в помещении и на местности. Теоретические знания
сообщаются обучающимися в виде бесед, мини-лекций и в ходе
практических
занятий.
Наиболее доступными формами организации ТКД с детьми данного
возраста являются: беседы, практические занятия.
Срок освоения программы – 38 недель.
Режим занятий – занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных
часа, с обязательным проведением 10-15-ти минутной динамической паузы,
что составляет 72 часа в год, что соответствует действующим нормам СП 2.4.

3648-20.
Цели и задачи программы
Цель дополнительной общеобразовательной программы «Азбука
туризма» - создание дополнительных условий для личностного развития
школьников за счет удовлетворения их потребностей в познании
окружающего мира, формирование и совершенствование универсальных
учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных)
реализуется через решение следующих задач:
Научить:
правилам поведения в походе;
основам ориентирования;
правилам поведения в транспорте;
традиционным тульским играм;
играм по правилам дорожного движения.
Привить:
устойчивый интерес к занятиям по туризму и краеведению;
чувство уважения, любви к своей малой Родине;
бережное отношение к окружающему миру.
Развить:
наблюдательность, внимательность;
смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к краеведению и
туризму;
навыки общения и взаимодействия в группе;
самостоятельность,
исполнительность,
дисциплинированность,
инициативность обучающихся;
творческий потенциал.
Сформировать:
устойчивый интерес к краеведению и туризму;
- образное мышление;
навыки работы в команде;
умение анализировать свою деятельность (с помощью педагога) и
проводить ее коррекцию
творческие способности;
основы знаний в области туризма и краеведения;
способность к саморазвитию
стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более
высоких и оригинальных творческих результатов;
мотивацию к здоровому образу жизни.
Воспитать:
-трудолюбие, терпение;
-уважительное отношение к другому человеку, доброжелательность;
-старательность;
-активность, целеустремленность, настойчивость;
-ответственность за свою деятельность;
- уверенность в себе и результатах своей деятельности;

Ожидаемые результаты и способы их проверки
Предметные результаты
К концу обучения по данной программе обучающиеся научатся:
- договариваться о распределения функций и ролей в туристскокраеведческой деятельности;
- первичным навыкам ориентирования на местности;
У обучающихся будут сформированы:
-умения планировать и осуществлять совместную деятельность;
-способность к саморазвитию
У обучающихся будут развиты:
-основные представления о краеведении и туризме;
-наблюдательность, внимательность;
-смекалка, изобретательность и устойчивый интерес к туристскокраеведческой деятельности;
Обучающимся будут привиты:
-устойчивый интерес к занятиям туристско-краеведческого направления.
Метапредметные результаты
У обучающихся будут сформированы:
-умения анализировать свою деятельность (с помощью педагога) и проводить
ее коррекцию;
-навыки культуры поведения, в том числе в учебном диалоге;
-способность к саморазвитию;
-умения использовать знания, полученные на занятиях, в реальной жизни.
У обучающихся будут развиты:
-коммуникативные навыки;
-гибкость в поисках решений и идей;
-навыки работы в команде.
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
-чувство уважения, любви к своей малой Родине;
-чувство гордости за свою родину, российский народ и историю России;
- мотивация к здоровому образу жизни.
-уважительное отношение к семейным ценностям;
Обучающимся будут привиты:
-устойчивый интерес к туристско-краеведческой деятельности;
-бережное отношение к окружающему миру.
У обучающихся будут воспитаны:
-трудолюбие, терпение, усидчивость;
-уважительное отношение к другому человеку, доброжелательность;
-активность, целеустремленность, настойчивость;
-ответственность за свою деятельность;
-любовь к природе и окружающему миру.
Способы проверки ожидаемых результатов могут варьироваться,
исходя из уровня развития детей, но основываются в основном на
педагогическом наблюдении, а также оцениваются по результатам
проводимых мероприятий.
Предусмотрена итоговая аттестация в виде выполнения практического

задания в конце обучения.
Учебно-тематический план
(стартовый уровень сложности)
№ Наименование тем
п/п
1. Вводное занятие.
Техника
безопасности на
занятиях туризмом.
ПДД.

2.
3.

4.
5.

6.

7.
8.

Понятие туризм.
Виды туризма.
Понятие «техника
туризма».
Специальное
снаряжение для
занятий техникой
туризма.
Естественные и
искусственные
Специальная
подготовка. Узлы.
Вязка узлов.
Специальное
снаряжение для
проведения
походов.
Подготовка к
походу.
Виды костров.

Ориентирование по
местным
признакам.
Знакомство с
компасом и картой.
10. ОФП. Спортивные
и подвижные игры.
9.

Количество часов
всего теория практика
1
1

Формы контроля/
аттестации
Текущий контроль:
Входная диагностика:
беседа, педагогическое
Текущий контроль:
фронтальный опрос,
практическая работа,
педагогическое
наблюдение.

2

2

10

4

6

Текущий контроль:
опрос, анализ

6

2

4

10

4

6

4

2

2

Текущий контроль:
опрос, анализ
Текущий контроль:
практические задания,
анализ
Текущий контроль:
опрос, анализ

6

2

4

2

1

1

10

4

6

10

10

Текущий контроль:
опрос, анализ
Текущий контроль:
опрос, анализ
Текущий контроль:
практические задания,
анализ
Текущий контроль:
практические задания,
анализ

11. Краеведение.
Знакомство с
Уралом.
Туристские
возможности
нашего края.
12. Аттестация

10

4

1
Итого:

72

26

6

Текущий контроль:
опрос, анализ

1

Итоговый контроль:
практические задания

46

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Вводное занятие
знакомство с учащимися. Введение в программу «Азбука туризма».
Практические занятия. Игра «Где бывали?»
2. Понятие туризм. Виды туризма.
Что такое туризм? Знакомство с видами туризма: пешеходный, водный,
лыжный, вело и др.
Практические занятия. Эстафеты «Виды туризма»
3. Специальное снаряжение для занятий техникой туризм
Понятие «техника туризма». Специальное туристическое снаряжение
для занятий техникой туризма. Перечень личного снаряжения.
Страховочные системы (грудная обвязка, беседка), их виды,
устройство и требования к ним. Карабины, их виды, строение. Виды
карабинов: без муфты, с закручивающейся муфтой, с автоматической и
полуавтоматической закручивающейся муфтой. Спусковые устройства,
их виды: восьмерка, лепестки, БСУ. Устройства для подъѐма, их виды
для разных частей тела: жумар -для рук, кроль- для тела, педаль- для ног.
Каска. Рабочие перчатки. Веревки основные и вспомогательные.
Практические занятия. Надевание страховочной системыпросмотр как выглядит на человеке. Отличие видов карабинов и
закручивание их муфт. пристегивание спускового устройства –
восьмерка к веревке и карабину. пристегивание жумара к веревке.
Эстафеты «Пристегивание карабинов».
4. Естественные и искусственные препятствия и техника их
преодоления.
Знакомство с техническими этапами и техника их преодоления
(параллельные перила, бревно, скалодром). Практические занятия.
Обработка техники преодоления этапов- по перильным веревкам,
переправы по бревну, преодоление скальной стенки. Преодоление
естественных препятствий.
5. Специальная подготовка. Узлы. Вязка узлов.
Знакомство с туристскими узлами. Названия. Их значение.
Практические занятия. Вязка основных узлов: восьмерка,
проводник, прямой. Техника их вязания.
6. Специальное снаряжение для проведения походов.
Личное снаряжение для похода. Групповое снаряжение:
ознакомление с составом группового снаряжения, укладка.
Практические занятия. Укладка рюкзака. Эстафета «Собери

рюкзак». Отгадывание сканворда и зарисовка снаряжение для похода.
7. Подготовка к походу.
Подготовка к походу. Формирование группы. Подготовка
снаряжения, распределение обязанностей среди
участников.
Знакомство с маршрутом. Краеведческие особенности маршрута.
Практические занятия. Игра «Готовимся в поход».
8. Вид костров.
Правила разведения костров в лесу. Пожарная опасность. Виды
туристских костров, их значение.
Практические занятия. Эстафеты «Виды костров».
9. Ориентирование по местным признакам. Знакомство с компасом
и картой.
Ориентирование по местным признакам: по мху на дереве, по
веткам на дереве, по муравейнику, по теням на снегу, по солнцу, по
звездам и др. Значение для туристов умения ориентироваться на
местности с компасом и картой.
Практические занятия. Работа с компасом: его строение и
значение. Работа с картой: значение цветов и их нахождение на карте.
10. ОФП. Спортивные и подвижные игры.
Эстафеты.
11. Краеведение. Знакомство с Уралом. Туристские
возможности нашего края.
День рождения Свердловской области. Знакомство с туристскими
возможностями нашего края. Животный и растительный мир ТО.
Практические занятия. Настольная игра-пазлы «Символика
Урала». Просмотр видеофильмов.
12. Аттестация в виде практических заданий.
Соблюдение правил поведения- основа безопасности. Правила
поведения и соблюдение техники безопасности на занятиях в учебном
классе, в спортивном зале, в лесу. Техника безопасности при
проведении туристских походов. Охрана природы. Соблюдение правил
дорожного движения; правила поведения в транспорте при переездах
группы. Требования техники безопасности при работе с личным и
групповым снаряжением.
Практические занятия. Игра «Светофор», викторина по ПДД.
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график (Приложение №1).
Учебно
–
воспитательный
процесс
обеспечивает
педагог
дополнительного
образования,
имеющий
высшее
образование,
направленность (профиль) которого соответствует
направленности
(профилю) дополнительной общеразвивающей программы, осваиваемой
обучающимися.
Он осуществляет организацию деятельности обучающихся по
усвоению знаний, формированию умений и компетенций; созданию
педагогических условий для формирования и развития творческих
способностей, удовлетворению потребностей в интеллектуальном,
нравственном и физическом совершенствовании, укреплению здоровья,

организации
свободного
времени,
профессиональной
ориентации;
обеспечению достижения обучающимися нормативно установленных
результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы.
Отвечает
требованиям
Профессионального
стандарта
«Педагог
дополнительного образования детей и взрослых», утвержденного приказом
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 5 мая
2018г. №298н.
Условия реализации программы.
Программа может быть реализована при наличии детей, заинтересованных
в освоении данной программы и родителей, поддерживающих этот интерес.
Методы формирования у обучающихся знаний, умений и навыков
обусловлены планируемыми результатами освоения данной программы и
сроком ее реализации.
Как отмечено в пояснительной записке, занятия с детьми предполагается
проводить со всей группой обучающихся одновременно в виде
теоретических и практических занятий в помещении и на местности.
Теоретические знания сообщаются детям в виде бесед, мини-лекций, а
также в ходе практических занятий. Такой подход к организации занятий
представляется
оптимальным
для решения педагогических
задач по стимулированию интереса детей к туристско-краеведческой
деятельности,развития у
них
самостоятельности,
инициативности, исполнительности,
творчества.
Практические занятия целесообразно проводить в виде коллективного
обсуждения конкретной задачи по подготовке к конкретному виду
деятельности.
Кроме того, целесообразно предусмотреть выполнение упражнений,
направленных на закрепление определенных знаний, умений и навыков, а
также викторин, игр, которые могут быть разработаны педагогом или
заимствованы из соответствующих источников, а также на электронных
образовательных ресурсах (ЭОР).
Календарный учебный график
№
п/п

Месяц

Число Форма
занятия

1

сентябрь

2

Теория

Колво
часов
1

Теория/

1

Тема занятий
Вводное занятие.
Техника
безопасности
на
занятиях
туризмом.
ПДД.

2

4

Понятие туризм.

Форма контроля
Текущий
контроль:
Входная
диагностика:
беседа,
педагогическое
Текущий
контроль:
фронтальный
опрос,
практическая
работа,
педагогическое
наблюдение

3

9

4

практика
Теория/
практика
Теория/
практика

1
1

11

5

Теория/
практика

1

Теория/
практика

1

Теория/
практика

1

Теория/
практика

1

Теория/
практика

1

Теория/
практика

1

Теория/
практика

1

Теория/
практика

1

Теория/
практика

1

Теория/
практика

1

16

6
18

7
23

8
25

9
30

10
2

11
7

12

октябрь
9

13
14

14

16

Виды туризма
Понятие туризм.
Виды туризма
Понятие «техника
туризма».
Специальное
снаряжение для занятий
техникойтуризма.
Понятие «техника
туризма».
Специальное
снаряжение для занятий
техникойтуризма.
Понятие «техника
туризма».
Специальное
снаряжение для занятий
техникойтуризма.
Понятие «техника
туризма».
Специальное
снаряжение для занятий
техникойтуризма.
Понятие «техника
туризма».
Специальное
снаряжение для занятий
техникойтуризма.
Понятие «техника
туризма».
Специальное
снаряжение для занятий
техникойтуризма.
Понятие «техника
туризма».
Специальное
снаряжение для занятий
техникойтуризма.
Понятие «техника
туризма».
Специальное
снаряжение для занятий
техникойтуризма.
Понятие «техника
туризма».
Специальное
снаряжение для занятий
техникойтуризма.
Понятие «техника
туризма».
Специальное
снаряжение для занятий
техникойтуризма.
Естественные
и
искусственны

Текущий контроль:
опрос, анализ

Текущий контроль:
опрос, анализ

Текущий контроль:
опрос, анализ

Текущий контроль:
опрос, анализ

Текущий контроль:
опрос, анализ

Текущий контроль:
опрос, анализ

Текущий контроль:
опрос, анализ

Текущий контроль:
опрос, анализ

Текущий контроль:
опрос, анализ

Текущий контроль:
опрос, анализ

Текущий контроль:
опрос, анализ

Теория/
практика

1

Теория/
практика

1

Теория/
практика

1

Теория/
практика

1

Теория/
практика

1

Теория/
практика

1

11

1

13

Теория/
практика
Теория/
практика

1

18

1

20

Теория/
практика
Теория/
практика

1

25

1

27

Теория/
практика
Теория/
практика

1

2

1

4

Теория/
практика
Теория/
практика

1

9

1

11

Теория/
практика
Теория/
практика

1

16

15
21
16
23
17
28
18
30
19
6
20

21

22

ноябрь

23

24

25

26

27

28
декабрь
29

30

препятствия. Техника их
преодоления
Естественные
и
искусственны
препятствия. Техника их
преодоления
Естественные
и
искусственны
препятствия. Техника их
преодоления
Естественные
и
искусственны
препятствия. Техника их
преодоления
Естественные
и
искусственны
препятствия. Техника их
преодоления
Естественные
и
искусственны
препятствия. Техника их
преодоления
Специальная
подготовка. Узлы.
Вязка узлов.
Специальная
подготовка. Узлы.
Вязка узлов.
Специальная
подготовка. Узлы.
Вязка узлов.
Специальная
подготовка. Узлы.
Вязка узлов.
Специальная
подготовка. Узлы.
Вязка узлов.
Специальная
подготовка. Узлы.
Вязка узлов.
Специальная
подготовка. Узлы.
Вязка узлов.
Специальная
подготовка. Узлы.
Вязка узлов.
Специальная
подготовка. Узлы.
Вязка узлов.
Специальная
подготовка. Узлы.
Вязка узлов.
Специальное
снаряжение
для
проведения походов.

Текущий контроль:
опрос, анализ
Текущий контроль:
опрос, анализ
Текущий контроль:
опрос, анализ
Текущий контроль:
опрос, анализ
Текущий контроль:
опрос, анализ
Текущий контроль:
опрос, анализ
Текущий контроль:
опрос, анализ
Текущий контроль:
опрос, анализ
Текущий контроль:
опрос, анализ
Текущий контроль:
опрос, анализ
Текущий контроль:
опрос, анализ
Текущий контроль:
опрос, анализ
Текущий контроль:
опрос, анализ
Текущий контроль:
опрос, анализ
Текущий контроль:
опрос, анализ
Текущий контроль:
опрос, анализ

1

18

Теория/
практика
Теория/
практика

1

23

1

25

Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика

1

Теория/
практика

1

Теория/
практика

1

Теория/
практика

1

Теория/
практика

1

Теория/
практика

1

32

33

34

35

13

36

15

37
38

20
январь
22

39

27

40

29

41

3

42

5

43

1
1
1
1
1
1
1
1

10

44
12

45
февраль

17

46
19

47
24

48
26

Специальное
Текущий контроль:
снаряжение
для опрос, анализ
проведения походов.
Специальное
Текущий контроль:
снаряжение
для опрос, анализ
проведения походов.
Специальное
Текущий контроль:
снаряжение
для опрос, анализ
проведения походов.
Подготовка к
Текущий контроль:
походу.
опрос, анализ
Подготовка к
Текущий контроль:
походу.
опрос, анализ
Подготовка к
Текущий контроль:
походу.
опрос, анализ
Подготовка к
Текущий контроль:
походу.
опрос, анализ
Подготовка к
Текущий контроль:
походу.
опрос, анализ
Подготовка к
Текущий контроль:
походу.
опрос, анализ
Виды костров.
Текущий контроль:
опрос, анализ
Виды костров.
Текущий контроль:
опрос, анализ
Ориентирование по
Текущий контроль:
местным
опрос, анализ
признакам.
Знакомство с
компасом и картой.
Ориентирование по
Текущий контроль:
местным
опрос, анализ
признакам.
Знакомство с
компасом и картой.
Ориентирование по
Текущий контроль:
местным
опрос, анализ
признакам.
Знакомство с
компасом и картой.
Ориентирование по
Текущий контроль:
местным
опрос, анализ
признакам.
Знакомство с
компасом и картой.
Ориентирование по
Текущий контроль:
местным
опрос, анализ
признакам.
Знакомство с
компасом и картой.
Ориентирование по
Текущий контроль:
местным
опрос, анализ
признакам.
Знакомство с
компасом и картой.

49

Теория/
практика

1

Теория/
практика

1

Теория/
практика

1

Теория/
практика

1

Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика

1

Теория/
практика

1

Теория/
практика

1

3

50
5

51
10

52

март
12

53

17

54

19

55

24

56

26

57

31

58

2

59

7

60

9

61

14

62

16

63
апрель

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

21

64
23

65
28

Ориентирование по
местным
признакам.
Знакомство с
компасом и картой.
Ориентирование по
местным
признакам.
Знакомство с
компасом и картой.
Ориентирование по
местным
признакам.
Знакомство с
компасом и картой.
Ориентирование по
местным
признакам.
Знакомство с
компасом и картой.
ОФП. Спортивные
подвижные игры.
ОФП. Спортивные
подвижные игры.
ОФП. Спортивные
подвижные игры.
ОФП. Спортивные
подвижные игры.
ОФП. Спортивные
подвижные игры.
ОФП. Спортивные
подвижные игры.
ОФП. Спортивные
подвижные игры.
ОФП. Спортивные
подвижные игры.
ОФП. Спортивные
подвижные игры.
ОФП. Спортивные
подвижные игры.
Краеведение.
Знакомство с
Уралом.
Туристские
возможности
нашего края
Краеведение.
Знакомство с
Уралом.
Туристские
возможности
нашего края
Краеведение.
Знакомство с
Уралом.

Текущий контроль:
опрос, анализ

Текущий контроль:
опрос, анализ

Текущий контроль:
опрос, анализ

Текущий контроль:
опрос, анализ

и Текущий контроль:
опрос, анализ
и Текущий контроль:
опрос, анализ
и Текущий контроль:
опрос, анализ
и Текущий контроль:
опрос, анализ
и Текущий контроль:
опрос, анализ
и Текущий контроль:
опрос, анализ
и Текущий контроль:
опрос, анализ
и Текущий контроль:
опрос, анализ
и Текущий контроль:
опрос, анализ
и Текущий контроль:
опрос, анализ
Текущий контроль:
опрос, анализ

Текущий контроль:
опрос, анализ

Текущий контроль:
опрос, анализ

66

Теория/
практика

1

Теория/
практика

1

Теория/
практика

1

Теория/
практика

1

Теория/
практика

1

Теория/
практика

1

Итоги

1
72

30

67
5

68
7

69
май

12

70
14

71
19

72

21
ИТОГО

Туристские
возможности
нашего края
Краеведение.
Знакомство с
Уралом.
Туристские
возможности
нашего края
Краеведение.
Знакомство с
Уралом.
Туристские
возможности
нашего края
Краеведение.
Знакомство с
Уралом.
Туристские
возможности
нашего края
Краеведение.
Знакомство с
Уралом.
Туристские
возможности
нашего края
Краеведение.
Знакомство с
Уралом.
Туристские
возможности
нашего края
Краеведение.
Знакомство с
Уралом.
Туристские
возможности
нашего края
Аттестация

Текущий контроль:
опрос, анализ

Текущий контроль:
опрос, анализ

Текущий контроль:
опрос, анализ

Текущий контроль:
опрос, анализ

Текущий контроль:
опрос, анализ

Текущий контроль:
опрос, анализ

Итоговый контроль

Критерии оценки знаний, умений обучающихся.
Как отмечено в пояснительной записке, планируется проведение
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
С учетом возраста обучающихся аттестация проводится в виде выполнения
практических заданий. Методы диагностики: наблюдение, собеседование,
ролевые игры, выставки, конкурсы, викторины, игры-практикумы и т.д.
Материально-техническое обеспечение программы
Список необходимого снаряжения и оборудования для реализации

данной программы:
Палатка (1 шт.)
Тент (1 шт.)
Котлы (1 шт.)
Костровые приспособления (1 комплект)
Трапики (6 шт.)
Компас жидкостный (15 шт.)
Топор (1 шт.)
Пила (ножовка) (1 шт.)
Комплект карты-схемы пришкольного участка (15 шт.)
Состав простейшей медицинской аптечки
Раствор йода 5 %
5 гр.
Раствор зеленки 1т.
5 гр.
Бинт стерильный
2 шт.
Жгут резиновый
1 шт.
Перекись водорода 3 т.
20 гр.
Нашатырный спирт
5 гр.
Вата
50 гр.
Лейкопластырь бактерицидный
5 шт.
Ножницы
1 шт.
Валидол
10 табл.

Формы аттестации/контроля
Входная диагностика проводится в начале 1-го года обучения с целью
определения уровня подготовки обучающихся: беседа, педагогическое
наблюдение.
Цель текущего контроля успеваемости обучающихся – установление
фактического уровня теоретических знаний и практических умений по темам
(разделам) дополнительной общеразвивающей программы.
Форму текущего контроля определяет педагог с учѐтом контингента
обучающихся, уровня их обученности, содержания учебного материала,
используемых им образовательных технологий. Средства текущего контроля:
педагогическое наблюдение, практическая работа, самооценка и взаимная
оценка работ обучающимися и с помощью педагога работа, опрос по
теоретическому материалу, оценка результатов работы и др.
Оценочные материалы. Методические материалы
Оценочные материалы:
• опросник;
• викторина.
Ведущими принципами работы с детьми являются: индивидуальнодифференцированный подход к каждому ребѐнку, творческое содружество и
сотворчество детей, родителей, педагога, сочетание индивидуальных,
групповых форм работы.
С целью достижения поставленной в программе цели и получения
запланированного результата, с учетом индивидуальных особенностей и
способностей детей педагог привлекает обучающихся к открытию новых
знаний и включает обучающихся в эту деятельность. Педагог учит детей
ставить перед собой цели и искать пути их достижения, а также пути
решения возникающих проблем.
Образовательный процесс строится с использованием следующих
методов обучения:
1. Иллюстративный
(объяснение
сопровождается
демонстрацией
наглядного материала: использование картин, иллюстраций, репродукций,
плакатов, демонстрационных материалов, видеофильмов).
2. Исследовательский метод (сопоставление, сравнение, нахождение
связей, общностей, различий, наблюдение за ходом работы педагога).
3. Репродуктивный (воспроизводящий: прием повтора, показ этапной
работы педагогом, работа по образцу).
4. Привлечение личного эмоционального, визуального, бытового опыта
ребенка для установления связей с окружающим миром.
5. Игровой (дидактические, развивающие игры, игры на развитие
глазомера, воображения, игра-конкурс, игра-путешествие, викторины,
отгадывание кроссвордов).
6. Метод коллективных и индивидуально-групповых работ.

7. Проблемный

метод (объяснение основных понятий, терминов,
создание проблемных ситуаций, самостоятельный поиск ответов, анализ
ошибок и поиск путей их устранения).
8. Эвристический метод (выполнение части работы самостоятельно).
9.Словесный (беседа, рассказ, использование образцов педагога,
художественное слово).
10. Творческий (выполнение работы самостоятельно).
11. Создание «ситуации успеха», эстетической радости от результата
труда.
Педагог должен придерживаться ряду принципов обучения:
принцип гуманизации- полное признание прав обучающегося и
уважение к нему в сочетании с разумной требовательностью;
принцип демократизации - индивидуально-ориентированный характер
педагогического процесса;
принцип природосообразности- педагогический процесс организуется
как процесс, поддерживающий и укрепляющий здоровье обучающихся,
способствующий созданию здорового образа жизни;
принцип культуросообразности- понимание педагогического процесса
как составной части культуры общества и семьи, как культурноисторической ценности, включающих прошлый опыт воспитания,
образования и обучения и закладывающих их будущее;
принцип научности - отбор содержания образования в соответствии с
современным уровнем развития науки и техники, искусства;
принцип доступности и нарастающей трудности - учитывать уровень
интеллектуального развития каждого обучающегося и индивидуальную
скорость продвижения при овладении новыми знаниями или требованиями;
принцип наглядности - применять разумно и в меру разнообразные
иллюстрации,
демонстрации,
наглядные
пособия,
современные
информационные технологии; использовать наглядность не только для
иллюстрации, но и как самостоятельный источник знания, метод создания
проблемной ситуации;
принцип систематичности и последовательности - обучение с раннего
возраста
разнообразным
способам
систематического,
логического
развернутого и сжатого изложения своих мыслей: пересказ, рассказ;
принцип сознательности, активности, самостоятельности, творчества и
инициативы обучающихся в сочетании с педагогическим руководством коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием
индивидуальных особенностей личности каждого ребенка, при котором
обучающиеся приобщаются к сотрудничеству и кооперации при решении
задач теоретического и практического характера, учатся распределять
задания в группе, координировать индивидуальные действия, руководить и
подчиняться распоряжениям других.
Внедрение таких современных педагогических технологий, как:
развивающего обучения, игровых технологий, здоровьесберегающих, работы
с одаренными детьми, личностно - ориентированного подхода в обучении,

информационно – коммуникационных технологий– позволяет развивать и
оптимизировать учебно – воспитательный процесс.
С целью установления обратной связи педагог обеспечивает
возможность демонстрации обучающимися индивидуальных достижений в
электронном формате: скриншоты, видеозаписи выполнения заданий,
видеоролики и др.
Представляет к размещению на официальном сайте МОУ «Деевская
СОШ» и регулярно обновляет информацию о запланированных
активностях и достижениях обучающихся в рамках реализации
дополнительной общеразвивающей программы.
Используемые методы, приемы и технологии обучения способствуют
последовательной реализации компетентностно - деятельностного подхода:
ориентированы на формирование у обучающихся компетенций осуществлять
универсальные действия, личностные, регулятивные, познавательные,
коммуникативные; рассчитаны на применение практико-ориентированных
знаний, умений, навыков.
Методика обучения создает наиболее благоприятные возможности для
развития творческих способностей, фантазии и воображения обучающихся.
Программа обеспечена различными методическими видами продукции.
Учебно-методический комплекс
1. иллюстративный материал,
2. занимательный, развивающий материал,
3. презентации,
4. ИОТ – 013 – 2016 по охране труда при проведении занятий по туризму,
5. ИОТ - 008 – 2016 по охране труда при проведении прогулок, туристских
походов,
6. ИОТ - 004 – 2016 правила по ТБ во время проведения массовых
мероприятий,
7. Календарный учебный график (Приложение №1)
Учебные пособия:
 справочная литература по проблемам детско-юношеского туризма;
 видеоматериалы: «Красная книга Свердловской области».
Методические материалы:
Методическая разработка «Игры на биваке»;
Методическая разработка «Упражнения по спортивному ориентированию для
работы с детьми 1-2-х гг. обучения»;
Методическая разработка «Игры и упражнения на местности для обучения
навыкам спортивного ориентирования».
Информационное обеспечение программы
Карточка дополнительной общеразвивающей программы «Азбука
туризма» размещена в АИС «Навигатор дополнительного образования детей
области», дополнительная общеразвивающая программа «Азбука туризма» на официальном сайте учреждения в разделе «Сведения об образовательной
организации.

Список литературы
Для педагога
1 Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от
29.12.2012 г № 273-ФЗ, в ред. от 17.02.2023 г. // Российская газета. – 2012.
– 31 дек.
2 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации и признании утратившей силу части 3 статьи 3 Федерального
закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О
государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание
государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» :
Федеральный закон от 28.12.2022 № 568-ФЗ // Российская газета. – 2022.
– 30дек.
3 Об утверждении Концепции развития дополнительного образования
детей и признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от
04.09.2014 № 1726-р : распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 №
678-р (вместе с «Концепцией развития дополнительного образования
детей до 2030 года») // Консорциум КОДЕКС : электронный фонд
правовых и нормативно технических документов. – Москва, 2023. – URL:
https://docs.cntd.ru/document/420219217 (дата обращения: 09.04.2023)
4

Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации
на период до 2025 года : распоряжение Правительства Российской
Федерации от 29.05.2015 № 996-р // Российская газета. – 2015. – 8 июня.

5

Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам :
приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 // Консорциум
КОДЕКС : электронный фонд правовых и нормативно технических
документов. – Москва, 2023. – URL: http://pravo.gov.ru https://docs.cntd.ru/document/551785916 (дата обращения: 09.04.2023)

6

Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей : приказ Минпросвещения России от
03.09.2019 № 467 (в ред. от 02.02.2021) // Консорциум КОДЕКС :
электронный фонд правовых и нормативно технических документов. –

7

8

9

10

11

12
13
14
15
16
17
18
19

Москва, 2021. – URL: https://docs.cntd.ru/document/561232576 (дата
обращения: 11.04.2023)
Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ :
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 № 816 // Официальный интернет – портал правовой
информации.
Москва,
2017.
URL:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201709200016
(дата
обращения: 09.04.2023)
Об
утверждении
профессионального
стандарта
«Педагог
дополнительного образования детей и взрослых» : приказ Минтруда
России от 22.09.2021 № 652н // Консорциум КОДЕКС : электронный
фонд правовых и нормативно технических документов. – Москва, 2023. –
URL:
https://docs.cntd.ru/document/726730634
(дата
обращения:
09.04.2023)
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) :
письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18
ноября 2015 г. № 09-3242 // КОДИФИКАЦИЯ.РФ : [сайт]. – Москва,
2022. - URL: https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minobrnauki-Rossii-ot-18.11.2015N-09-3242/ (дата обращения: 09.04.2023)
СП
2.4.3648-20.
Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи : утв. Постановлением Главного государственного санитарного
врача РФ от 28.09.2020 № 28 // Официальный интернет-портал правовой
информации.
Москва,
2020.
–
URL:
http://pravo.gov.ru/proxy/ips//?docbody=&prevDoc=602107773&backlink=1
&&nd=102955243 (дата обращения: 09.04.2023)
СанПиН 1.2.3685-21 Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания : утв. Постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 //
Официальный интернет-портал правовой информации. - Москва, 2021.URL:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202102030022
(дата обращения: 09.04.2023)
Барышева Ю.А., Формирование эколого-краеведческих знаний в
начальной школе . Москва, 1997
Бесова М.А., В школе и на отдыхе. Познавательные игры для детей от 610 лет. Москва,
2008
Винокурова Н., Развивающие задачи, упражнения, задания. Москва,
1998
Винокурова Н.Сборник тестов, задач упражнений
. Москва, 1998
Володченко В., Юмашев В.Выходи играть во двор
. Москва, 1989
Геллер Е.М.Игры на переменах для школьников. Москва, 2008
Девицкий Г.И. Веселые старты. Москва, 1992
Ильина В.А.Игры, конкурсы, развлечения. Москва, 2001

20 Маслов А.Г.Программа «Туризм и ориентирование в школе» - М.:
ФГБОУ ДО ФЦДО, 2021 г
21 Мищенкова Л.В. 150 лучших развивающих игр для детей 7-10 лет. - М.:
АСТ-издательство, 2009
22 Усыскин Г.С.В классе, в парке, в лесу. Москва, 1992
23 Уфимцева Н.П.Советы организатору кружка «Юный
ориентировщик»,1989
Электронные образовательные ресурсы
1 URL:http://dopedu.ru (28.08.2023)
2 URL:www.pedsovet.org (28.08.2023)

3
5
7

1
4
2
3
4
5
6

URL:www.uchportal.ru (28.08.2023)4
URL:http://dopedu.ru (28.08.2023)
URL:www.school-russia.prosv.ru (28.08.2023)6
URL: www.ed.gov.ru (28.08.2023)
URL: http://www.edu.ru/ (28.08.2023)
Электронные источники:
www.photosight.ru
http://goroda-rossii.com
http://www.ostashkov.ru
http://community.livejournal.com/famous_places/
http://www.tounb.tula.net/Exgibition/kreml.html
http://wiki.penzadom.ru/index.php
http://www.myslo.ru/gazeta/663/history/2975/http://www.myslo.ru/gazeta/661/
story/2910


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».