1 2 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Баскетбол М» реализуется в МОУ «Деевская СОШ», в рамках дополнительного образования детей, направленность программы физкультурно-спортивная, уровень базовый. Программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами: 1. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральным проектом «Успех каждого ребенка», утвержденным 07.12.2018; 3. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; 4. Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р (далее – Концепция); 5. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 6. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 7. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 8. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 9. Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 №09-3442; 10. Уставом МОУ «Деевская СОШ». 1.2.Актуальность программы Необходимость данного курса обусловлена повышенным интересом обучающихся к спортивным играм и запросом родителей, заинтересованных в укреплении здоровья, физического развития и позитивной занятостью своих детей. Результатом систематических тренировок является участие обучающихся в ежегодных городских соревнованиях по баскетболу. Программа реализуется с помощью теоретических и практических занятий. В теоретический курс введены знания умения и навыки необходимые обучающимся как для игры в баскетбол, так и для общего развития. 3 1.3.Направленность программы Дополнительная общеразвивающая программа «Баскетбол М» является программой спортивной направленности, предполагает базовый уровень освоения знаний и практических навыков, по времени реализации рассчитана на 1 год обучения. Программа рассчитана на 72 часа в год, 36 учебных недель. Программа разработана на основе типовых программ по физической культуре. Является модифицированной. 1.4.Отличительные особенности программы Программа реализуется в рамках дополнительного образования обучающихся через учебнотренировочный процесс. В данной программе отражены технологии с здоровье сберегающей направленностью. Принцип саморазвития и самосовершенствования личностного аспекта обучающихся, заложенный в программе развития, подкрепляется возможностью использовании технологий, включающих ученика в процесс получения знаний, развития способности к самоуправлению и самообразованию. Система дополнительного физического воспитания должна создавать максимально благоприятные, комфортные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребѐнка, его самоопределение. Поэтому в основе принципов развития системы дополнительного образования лежат идеи оптимизации и интенсификации учебно-тренировочного процесса. В основе создания групп большую роль играет фактор привлечения перспективных обучающихся, а также всех желающих получить дополнительное образование в рамках раздела образовательной области «Физическая культура» - «Баскетбол М». 1.5. Адресат программы, режим занятий: Адресат программы: обучающиеся 12-13 лет Объем программы: 72 часа в год. Срок освоения: 1 года (уровень освоения программы – базовый). Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 часу. Группа до 12 человек 1.6. Цель и задачи программы Цель программы: создание условий для более полного раскрытия физических, психических и интеллектуальных способностей учащихся в процессе занятий баскетболом. Задачи программы: оздоровительные: - содействие укреплению здоровья, разностороннему физическому развитию; - формирование правильной осанки при статических позах и передвижениях, обучение рациональному дыханию при выполнении физических упражнений; образовательные: - формирование основ естественных движений человека, а также других двигательных действий, согласно программе физического воспитания; - подготовка обучающихся к выполнению государственных требований уровней физической подготовленности; - приобретение знаний по физической культуре и умений применять физические упражнения в режиме дня; воспитательные: - воспитание моральных и волевых качеств, навыков правильного поведения, интереса, потребности и привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями; 4 - воспитание физических качеств в соответствии с возрастными, половыми и индивидуальными особенностями учеников. 1.7.КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 1.10. Учебный план № Раздел, тема всего 1 Количество часов теория практика 1 1. Теоретическая подготовка 2. Общая физическая подготовка 10 10 3. 20 20 4. Специальная физическая подготовка Технико - тактическая подготовка 20 20 5. Спортивные и подвижные игры 20 19 6. Участие в соревнованиях Итого: 1 72 1 71 Формы контроля Предварительн ый Текущий, коррекционный Текущий, коррекционный Текущий, коррекционный Оперативный Правила игры 1.11. Содержание программы Учебно-тренировочные часы распределены следующим образом: на теоретический курс – 1 час, в которые входит вводный инструктаж по ТБ, повторный инструктаж, правила личной гигиены спортсмена, история развития и правила игры в баскетбол, основные средства спортивной тренировки. Практическая часть состоит из 71час, из них на общую физическую подготовку (ОФП) отводится – 10 часов, на специальную физическую подготовку (СФП) - 20 часов. Игровая подготовка составляет 19 часов, на совершенствование и применение технических и тактических приѐмов игры 20 часов. По программе 2 часа в неделю. Режим проведения занятий в соответствии с графиком физкультурно-оздоровительной работы. Теоретическая подготовка. 1. Развитие баскетбола в России и за рубежом. 2. Общая характеристика сторон подготовки спортсмена. 3. Физическая подготовка баскетболиста. 4. Техническая подготовка баскетболиста. 5. Тактическая подготовка баскетболиста. 6. Психологическая подготовка баскетболиста. 7. Соревновательная деятельность баскетболиста. 8. Организация и проведение соревнований по баскетболу. 9. Правила судейства соревнований по баскетболу. 10. Места занятий, оборудование и инвентарь для занятий баскетболом. Физическая подготовка. 1. Общая физическая подготовка. 1.1. Общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного веса, с партнером, с предметами (набивными мячами, фитболами, гимнастическими палками, обручами, с мячами 5 различного диаметра, скакалками), на снарядах (перекладина, опорный прыжок, стенка, скамейка, канат). 1.2. Подвижные игры. 1.3. Эстафеты. 1.4. Полосы препятствий. 1.5. Акробатические упражнения (кувырки, стойки, перевороты, перекаты). 2. Специальная физическая подготовка. 2.1. Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста. 2.2. Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста. 2.3. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста. 2.4. Упражнения для развития ловкости баскетболиста. Техническая подготовка. 1. Упражнения без мяча. 1.1. Прыжок вверх-вперед толчком одной и приземлением на одну ногу. 1.2. Передвижение приставными шагами правым (левым) боком: с разной скоростью; в одном и в разных направлениях. 1.3. Передвижение правым – левым боком. 1.4. Передвижение в стойке баскетболиста. 1.5. Остановка прыжком после ускорения. 1.6. Остановка в один шаг после ускорения. 1.7. Остановка в два шага после ускорения. 1.8. Повороты на месте. 1.9. Повороты в движении. 1.10. Имитация защитных действий против игрока нападения. 1.11. Имитация действий атаки против игрока защиты. 2. Ловля и передача мяча. 2.1. Двумя руками от груди, стоя на месте. 2.2. Двумя руками от груди с шагом вперед. 2.3. Двумя руками от груди в движении. 2.4. Передача одной рукой от плеча. 2.5. Передача одной рукой с шагом вперед. 2.6. То же после ведения мяча. 2.7. Передача одной рукой с отскоком от пола. 2.8. Передача двумя руками с отскоком от пола. 2.9. Передача одной рукой снизу от пола. 2.10. То же в движении. 2.11. Ловля мяча после полуотскока. 2.12. Ловля высоко летящего мяча. 2.13. Ловля катящегося мяча, стоя на месте. 2.14. Ловля катящегося мяча в движении. 3. Ведение мяча. 3.1. На месте. 3.2. В движении шагом. 3.3. В движении бегом. 3.4. То же с изменением направления и скорости. 3.5. То же с изменением высоты отскока. 3.6. Правой и левой рукой поочередно на месте. 3.7. Правой и левой рукой поочередно в движении. 3.8. Перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте. 4. Броски мяча. 4.1. Одной рукой в баскетбольный щит с места. 4.2. Двумя руками от груди в баскетбольный щит с места. 4.3. Двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и остановки. 6 4.4. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места. 4.5. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину после ведения. 4.6. Одной рукой в баскетбольную корзину с места. 4.7. Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения. 4.8. Одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов. 4.9. В прыжке одной рукой с места. 4.10. Штрафной. 4.11. Двумя руками снизу в движении. 4.12. Одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении. 4.13. В прыжке со средней дистанции. 4.14. В прыжке с дальней дистанции. 4.15. Вырывание мяча. 4.16. Выбивание мяча. Тактическая подготовка. 1. Защитные действия при опеке игрока без мяча. 2. Защитные действия при опеке игрока с мячом. 3. Перехват мяча. 4. Борьба за мяч после отскока от щита. 5. Быстрый прорыв. 6. Командные действия в защите. 7. Командные действия в нападении. 8. Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями. Календарный учебный график к дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе № Месяц Число Форма Кол-во Тема занятий Форма контроля п/п занятий часов 1 Теория 1 Теоретическая Предварительный 3 подготовка 2 Теория/ 1 Общая физическая 5 практика подготовка 3 Теория/ 1 Общая физическая 10 практика подготовка 4 Теория/ 1 Общая физическая 12 практика подготовка сентябрь 5 Теория/ 1 Общая физическая 17 практика подготовка 6 Теория/ 1 Общая физическая 19 практика подготовка 7 Теория/ 1 Общая физическая 24 практика подготовка Текущий, 8 Теория/ 1 Общая физическая 26 коррекционный практика подготовка 9 Теория/ 1 Общая физическая 1 практика подготовка 10 Теория/ 1 Общая физическая 3 практика подготовка 11 Теория/ 1 Общая физическая 8 практика подготовка октябрь 12 Теория/ 1 Специальная 10 практика физическая подготовка 13 Теория/ 1 Специальная 15 практика физическая подготовка 7 Теория/ практика 1 17 1 22 Теория/ практика Теория/ практика 1 24 1 29 Теория/ практика Теория/ практика 1 31 Теория/ практика 1 5 1 7 Теория/ практика Теория/ практика 1 12 1 14 Теория/ практика Теория/ практика 1 19 1 21 Теория/ практика 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 ноябрь 24 Теория/ практика 1 26 1 28 Теория/ практика Теория/ практика 1 3 1 5 Теория/ практика Теория/ практика 1 10 1 12 Теория/ практика Теория/ практика 1 17 25 26 27 28 29 декабрь 30 31 Специальная физическая подготовка Специальная физическая подготовка Специальная физическая подготовка Специальная физическая подготовка Специальная физическая подготовка Специальная физическая подготовка Специальная физическая подготовка Специальная физическая подготовка Специальная физическая подготовка Специальная физическая подготовка Специальная физическая подготовка Специальная физическая подготовка Специальная физическая подготовка Специальная физическая подготовка Специальная физическая подготовка Специальная физическая подготовка Специальная физическая подготовка Специальная физическая подготовка Текущий, коррекционный 8 32 19 33 24 34 26 35 14 36 16 37 38 21 январь 23 39 28 40 30 41 4 42 6 43 11 44 45 13 февраль 18 46 20 47 25 48 27 49 4 50 6 51 11 52 53 13 март 18 54 20 55 25 56 27 57 апрель 58 1 3 Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Технико - тактическая подготовка Технико - тактическая подготовка Технико - тактическая подготовка Технико - тактическая подготовка Технико - тактическая подготовка Технико - тактическая подготовка Технико - тактическая подготовка Технико - тактическая подготовка Технико - тактическая подготовка Технико - тактическая подготовка Технико - тактическая подготовка Технико - тактическая подготовка Технико - тактическая подготовка Текущий, Технико - тактическая коррекционный подготовка Технико - тактическая подготовка Технико - тактическая подготовка Технико - тактическая подготовка Технико - тактическая подготовка Технико - тактическая подготовка Технико - тактическая подготовка Спортивные и подвижные игры Спортивные и подвижные игры Спортивные и подвижные игры Спортивные и Оперативный подвижные игры Спортивные и подвижные игры Спортивные и подвижные игры Спортивные и 9 59 8 60 10 61 15 62 17 63 22 64 24 65 29 66 6 67 13 68 69 70 71 72 15 май 20 22 27 29 практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 подвижные игры Спортивные подвижные игры Спортивные подвижные игры Спортивные подвижные игры Спортивные подвижные игры Спортивные подвижные игры Спортивные подвижные игры Спортивные подвижные игры Спортивные подвижные игры Спортивные подвижные игры Спортивные подвижные игры Спортивные подвижные игры Спортивные подвижные игры Спортивные подвижные игры Участие соревнованиях и и и и и и и и и и Оперативный и и и в Правила игры 72 Условия реализации программы Условия набора детей: в группу принимаются все желающие заниматься в данном объединении, на основании письменного заявления родителей и наличия справки об отсутствии медицинских противопоказаний. Группы разновозрастные, разнополые. Набор детей в группы обучения может проводится с конца августа. Комплектование групп проводится до 02 сентября. Группы комплектуются из детей, освоивших программу школьного обучения или вновь прибывающие учащиеся, имеющие необходимые знания и умения, либо опыт участия в баскетбольных соревнованиях. 1.8.Планируемые результаты освоения программы По окончании изучения курса «Баскетбол М» должны быть достигнуты определенные результаты. Обучающиеся научатся: - соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий физической культурой; - планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание умственных, физических нагрузок и отдыха; - управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, во время игр и соревнований; - правилам индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 10 Обучающиеся получат возможность научится: - владеть правилами поведения во время соревнований, соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену, поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленности; - способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, во время игр и соревнований; Метапредметные результаты Обучающиеся научатся: - бережно относится к собственному здоровью и здоровью окружающих; - умениям выполнения двигательных действий и физических упражнений базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры; - культуре речи, ведении диалогов в доброжелательной и открытой форме, проявление внимания к собеседнику, интереса и уважения; - организовывать и проводить спортивные соревнования; - предупреждать факторы потенциально опасных для здоровья и их опасных последствий; - логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения. Обучающиеся получат возможность научится: - понимать, как физическая культура влияет на здоровье человека, как можно организовать и вести активный здоровый образ жизни; - овладеть сведениями о роли и значении физической культуры в формировании целостной личности человека, в развитии его сознания и мышления, физических, психологических и нравственных качеств; Предметные результаты Обучающиеся научатся: - в доступной форме объяснять правила(технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять; -выполнению технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности; - играть в баскетбол с соблюдением основных правил; - в доступной форме объяснять правила(технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять; - использовать подвижные игры с элементами волейбола как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека; - демонстрировать жесты волейбольного судьи; - проводить судейство по волейболу; Обучающиеся получат возможность научится: - организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности; - организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.); - выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности; - планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга. В дни отмены занятий для организации образовательного процесса используется электронная форма обучения с применением дистанционных технологий. Уроке проводятся в онлайн, офлайн режиме, онлайн экскурсий, дистанционных выставок работ. Контроль знаний в 11 этот период осуществляется через онлайн тестирование, проектную деятельность, проверка выполненных заданий дистанционно. Промежуточная аттестация осуществляется на основании «Положения МОУ «Деевская СОШ» «Порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся в системе дополнительного образования» по общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Баскетбол М». По программе дополнительного образования промежуточная аттестация осуществляется в форме защиты проектов. Сроки промежуточной аттестации утверждаются приказом директора и отражены в календарном графике школы на учебный год. 1.9.Краткое описание материально-технической базы для реализации программы 1. Спортивный зал с баскетбольной разметкой. 2. Уличная баскетбольная площадка. 3. Волейбольные, баскетбольные, футбольные, набивные мячи. 4. Шведские стенки, гимнастическое оборудование и т.п. 5. Баскетбольная форма, жилетки разного цвета. 6. Гантели, скакалки, обручи, эспандеры, тренажеры 7. Компьютеры с выходом в Интернет, экраны, проекторы. 8. Хорошо оборудованный школьный стадион. 1.13. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы Образовательный процесс осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода и основных дидактических принципов: -принцип доступности; -принцип связи педагогического процесса с жизнью и практической деятельностью; -принцип научности; -принцип сознательности и активности; -принцип систематизации (последовательное усложнение материала); -принцип наглядности; -принцип единства воспитания, образования, обучения и спортивной деятельности; принцип интеграции. В образовательном процессе используются педагогические технологии: -личностно-ориентированного обучения; -развивающего обучения; -дифференцированного обучения; -самостоятельного проблемно-аналитического поиска решений. Формы обучения и виды занятий -основной формой работы являются занятия - беседа; - практические занятия; - подготовка к соревнованиям; - проектная деятельность; - коллективные формы работы; - индивидуальные занятия и консультации; -открытые занятия. Методическое обеспечение: -учебно-методический комплекс, в который входит: - каталог аудио- и видеоматериалов; - каталог учебного оборудования; - каталог специальной литературы; -каталог наглядно-демонстрационного материала (дидактический материал, таблицы, раздаточный материал, плакаты и т.д.). 12 -календарно – тематическое планирование. -диагностический инструментарий (тестовые материалы). -разработки педагога информационного характера (беседы, рефераты по темам программы, викторины, кроссворды и т.д.). -разработки открытых учебных занятий, конспекты воспитательных мероприятий, презентации к занятиям. -инструкции по ТБ. Дидактическое обеспечение: - электронные, мультимедийные источники по физической культуре. 1.14.Описание форм диагностики программы В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются четыре вида результатов: входящий (определение уровня индивидуальных способностей, обучающихся) текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся); промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие); итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения). Выявление достигнутых результатов осуществляется: -через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала); -сдача нормативов (мониторинг) Система показателей эффективности реализации программы Для оценки эффективности реализации образовательной программы изостудии «Баскетбол М» определена система целевых индикаторов и показателей. № Критерий, показатель Единица измерения % 1 Доля обучающихся с высоким уровнем обученности 2 Доля обучающихся с высоким уровнем сформированности специальных и ключевых компетентностей Доля обучающихся, вовлеченных в активную спортивную деятельность (школьные, городские и окружные соревнования, сдача норм ГТО и др) Доля победителей и призеров соревнований различного уровня % Доля обучающихся с высоким и выше среднего уровнем личностного развития в процессе освоения образовательной программы Высокая сохранность контингента обучающихся 3 4 5 6 Инструментарий Методика оценки и качества ЗУН обучающихся, методика оценки исследовательских умений и навыков Мониторинг сформированности специальных и ключевых компетентностей % Банк данных достижений обучающихся, портфолио. % Банк данных достижений обучающихся, портфолио. % Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы Изучение и анализ журналов учета рабочего времени педагога % 13 7 Доля обучающихся, продолживших обучение в кружок дополнительного образования «Баскетбол М» % Анализ приказов по личному составу обучающихся МОУ «Деевская» СОШ Формы аттестации С целью контроля и оценки результатов подготовки и учета индивидуальных образовательных достижений обучающихся применяются: входной контроль; текущая аттестация; промежуточная (итоговая) аттестация. Виды аттестации: входной контроль, текущая, промежуточная (итоговая). Входной контроль (предварительная аттестация) - это оценка исходного уровня знаний обучающихся перед началом образовательного процесса. Текущая аттестация - это оценка качества усвоения обучающимися содержания конкретной дополнительной общеразвивающей программы в период обучения после начальной аттестации до промежуточной (итоговой) аттестации. Промежуточная аттестация - это оценка качества усвоения обучающимися содержания конкретной дополнительной общеразвивающей программы по итогам I и II полугодий. Итоговая аттестация - это оценка обучающимися уровня достижений, заявленных в дополнительных общеразвивающих программах по завершению всего образовательного курса программы. Принципы аттестации: - учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся; - адекватность специфике детского объединения к периоду обучения; - свободы выбора педагогом методов и форм проведения и оценки результатов; - открытости результатов для педагогов и родителей. Функции аттестации: -учебная, так как создает дополнительные условия для обобщения и осмысления обучающимися полученных теоретических и практических знаний, умений и навыков; -воспитательная, так как является стимулом к расширению познавательных интересов и потребностей обучающихся; -развивающая, так как позволяет обучающимся осознать уровень их актуального развития и определить перспективы; -коррекционная, так как помогает педагогу своевременно выявить и устранить объективные и субъективные недостатки учебно-воспитательного процесса; -социально-психологическая, так как дает каждому обучающемуся возможность пережить «ситуацию успеха». Формы проведения промежуточной аттестации: зачет. Формы проведения итоговой аттестации: зачет. Критерии оценки результативности Контроль за эффективностью применяемых средств тренировки ведется по разделам подготовки. Работа по физической (общей и специальной) и технической подготовке проверяется контрольными упражнениями и систематическими визуальными наблюдениями за качеством выполнения движений. Критерий оценки - соответствие показанных результатов в контрольных упражнениях плановым индивидуальным заданиям. Контроль за тактической подготовкой заключается в вынесении периодических оценок в упражнениях и играх. Критерий оценки - степень эффективности выполнения игровых действий в защите и нападении с учетом выполняемых игроками функций. Психологическая подготовка контролируется периодическими оценками, выставляемыми игрокам за проявление ими: целеустремленности, смелости и решительности в игровых действиях в защите и нападении; игровой выдержки и самообладания, воли в борьбе с утомлением при 14 больших тренировочных нагрузках, чувства товарищества. Критерий оценки - степень проявления указанных качеств. Контроль за теоретической подготовкой проводится на зачетах и собеседованиях по заданным темам. Степень знаний занимающихся является в данном случае критерием оценки. Контроль за степенью тренированности производится выполнением контрольных упражнений и фиксацией показателей самоконтроля (вес, сон, аппетит, самочувствие). Критерием оценки можно считать сопоставление результатов, показанных игроками в контрольных упражнениях, а также сравнение данных самоконтроля с основными показателями и данными врачебного контроля. Педагогический контроль в процессе соревнований осуществляется по следующим разделам: отношение участников к соревнованиям; выполнение отдельными игроками и командой тактического плана игры и эффективность их действий; технические показатели игроков и команды; переносимость игроками соревновательных нагрузок. Отношение игроков к соревнованиям проверяется при помощи оценки поведения игроков до начала соревнований, в ходе игры и после, ее окончания. Критерием оценки служит степень проявления игроками дисциплинированности и инициативы во всех игровых действиях, игровой выдержки и самообладания, воли к победе. Контроль за выполнением отдельными игроками и командой в целом тактического плана игры и контроль за их действиями проводится выставлением оценок игрокам и команде за творческое претворение в игре индивидуальных, групповых и командных заданий и за успешность их действий в нападении и защите. Критерий оценки - степень выполнения игроками и командой тактического плана игры и степень успешности их действий в нападении и защите. Технические показатели команды в целом и отдельных игроков контролируются с помощью основных технических показателей: бросков (с игры и штрафных), взятия мяча, отскакивающего от своего щита и щита противника, потерь мяча, результативных передач и т.п. Критерий оценки соответствие показанных результатов плановым индивидуальным и командным заданиям. Переносимость соревновательных нагрузок определяется по внешним признакам, по жалобам на усталость, по снижению результативности игровых действий (особенно при выполнении бросков и при действиях в защите), по ухудшению поведения игрока (потеря выдержки и самообладания, раздражительность и т.п.). Общая оценка за игру складывается из оценок, полученных баскетболистом по всем разделам контроля, вносится в журнал или дневник тренера. Педагогический контроль осуществляется не только в процессе тренировочных занятий и соревнований. Он должен по возможности охватывать многогранную деятельность спортсмена. Важно знать, в какой мере воспитываемые на занятиях и соревнованиях качества и навыки переносятся в производственную деятельность, учебу, быт. Оценочные материалы Критерии оценки уровня теоретической подготовки: высокий уровень - обучающийся освоил практически весь объѐм знаний 100-80%, предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием; средний уровень - у обучающегося объѐм усвоенных знаний составляет 70-50%; сочетает специальную терминологию с бытовой; низкий уровень – обучающийся овладел менее чем 50% объѐма знаний, предусмотренных программой; ребѐнок, как правило, избегает употреблять специальные термины. Критерии оценки уровня практической подготовки: Результат № Тесты высокий М Д средний М Д низкий М Д 15 1 2 3 4 5 Ведение мяча с обводкой стоек (через 3 м). Отрезок 15 м. туда и обратно Челночный бег 3х10м с ведением мяча (сек). Штрафной бросок (из 10 бросков). Бросок в кольцо после ведения мяча (из 10 попыток). Броски мяча в стенку с 3 м. и ловля после отскока за 30 сек (количество раз). 10 11 10,5 11,5 11 12 8,8 9,8 9,0 10 9,3 10,3 8,5 9,5 8,8 9,7 9,0 10 8,4 9,4 8,7 9,6 9,0 10 8,6 9,0 8,9 9,2 9,2 9,4 8,3 8,6 8,5 8,8 8,8 9,0 8,1 8,5 8,4 8,7 8,7 9,0 8,0 8,4 8,3 8,6 8,6 9,0 5 5 4 4 3 3 5 5 4 4 3 3 6 6 5 5 4 4 6 6 5 5 4 4 5 5 4 4 3 3 6 6 5 5 4 4 7 7 6 6 5 5 8 8 7 7 6 6 19 18 18 17 17 16 20 19 19 18 18 17 21 20 19 18 18 17 22 20 20 19 19 19 1.15. Список литературы 1.Программа разработана на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1 -11 классов. Авторы: доктор педагогических наук В.И. Лях, кандидат педагогических наук А.А. Зданевич. Допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (Москва «Просвещение» 2012г.) и дополнительной образовательной программы по баскетболу с углубленным изучением отдельных предметов, лицензия №201 приложение от 7.08.2012г.) 2. Концепция практико-ориентированного мониторинга физического развития и физической подготовленности детей, подростков и молодежи образовательных учреждений ХМАО-Югры., Бекреев Д.П., Младенцев А.В. Педагогика здоровья: сборник научно-методических трудов.Выпуск 7/ отв.ред. Ефремов А.В.- Ханты-Мансийск: РИО ИРО, 2009.- 336с. 3. Некоторые подходы к организации содержания дополнительного урока физической культуры с оздоровительной направленностью, Д.П. Бекреев и др. Сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: в 2т. Т 1/ под ред. С.И. Логинова; Сургут, гос.ун-т ХМАО-Югры.- ИЦ СурГУ, 2009.-209с. 4. Организация работы по физическому воспитанию в образовательном учреждении: учебнометодическое пособие для учителей физической культуры образовательных учреждений/ сост. Д.П. Бекреев и др. – Ханты-Мансийск: РИО АУ «Институт развития образования», 2010.- 180 с. 16 5. Жилкин А.И. Легкая атлетика: Учеб. Пособие для студентов высш. Пед. Учеб. Заведений/ А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. 6. Ковалько В.И.Поурочные разработки по физкультуре. 5-9 классы. Универсальное издание.- М.: ВАКО, 2005. 7. Матвеев Л.П., Озолин Э.С. «Теория и методика физического воспитания». М.: Физкультура и спорт, 1991. 8. «Внеурочная деятельность учащихся Баскетбол» авторы: Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М. «Просвещение» 2013г. 9. «Игры в тренировке баскетболистов» Санкт-Петербург 2009 г. комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11классы. В.И. Лях А. А. Зданевич М. Просвещение, 2010г. 10.Программы «Организация работы спортивных секций в школе» А. Н. Каинов 2014г. «300 соревновательно – игровых заданий по физическому воспитанию» И.А. Гуревич, Минск 2004 год. 17