Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Основы (социально -гуманитарной направленности) структурное подразделение МОУ Деевская СОШ- Центр образования и циф

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Деевская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО
Школьным педагогическим советом
Протокол №1
от «30» августа 2024 г.
_________Е.А. Дунаева

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
МОУ «Деевская СОШ»
________Л.В. Болотова
«30» августа 2024 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор
МОУ «Деевская СОШ»
________ А.А.Жолобов
«02» сентября 2024 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Основы IT-технологий»
технической направленности
(структурное подразделение МОУ «Деевская СОШ» - Центр образования цифрового и гуманитарного
профилей «Точка роста»)
Возраст обучающихся: 12-14 лет
Срок реализации программы: 2024-2025 уч.г.
Трудоемкость программы: 72 ч.
Форма обучения: очная
Уровень сложности: стартовый

Автор-разработчик:
педагог дополнительного образования
А.В. Белошенко

4

1. Пояснительная записка.
Программа составлена в соответствии со следующими нормативными
документами:
1.
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2.
Федеральным проектом «Успех каждого ребенка», утвержденным
07.12.2018;
3.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015
№ 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года»;
4.
Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 № 678-р (далее – Концепция);
5.
Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6.
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам;
7.
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от
22.09.2021 №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
8.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
9.
Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих
общеобразовательных
программ
Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 №09-3442;
10. Уставом МОУ «Деевская СОШ».
1.1 Направленность
Направленность (профиль) программы – Техническая.
1.2 Актуальность
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время на современном
этапе развития общества очевидна необходимость всестороннего развития общества.
Данная программа разработана с учетом возрастных особенностей детей, включая
множество игровых упражнений, пробуждая интерес к новой деятельности, погружает
детей в информационную среду, соответствующую современному развитию прикладных и
информационных технологий. Основной линией является с раннего возраста нацелить
ребенка на грамотное использование компьютерной техники и гаджетов с использованием
их функций во благо своего развития и познания мира, адекватное восприятие новых и
классических информационных технологий и готовность к быстрому техническому
прогрессу.
1.3 Отличительные особенности программы (новизна).
Отличительными особенностями программы «Основы IT-технологий» являются:
учитывание особенностей современного мира в части популяризации компьютерной

5

техники и еѐ использования молодым поколением. Процесс освоения программы позволяет
привить детям осознание важности использования компьютера и гаджетов не в
развлекательных целях, а как инструмента для получения новых знаний, повышения
скорости выполнения различных бытовых и учебных задач. Также программа учитывает
необходимость построения у ребенка метапредметных связей между различными
областями знаний, такими как: начальные геометрические знания, целеполагание,
наблюдение, дискретизация,иерархия, логика.
1.4 Адресат программы
Данная программа рассчитана на детей в возрасте от 12 до 14 лет.
Учебная деятельность является ведущей. В школе приобретаются не только новые
знания и умения, но и определенный социальный статус, меняются интересы, ценности,
уклад жизни ребенка. Ребенок действительно становится школьником тогда, когда
приобретает соответствующую внутреннюю позицию. Важно, чтобы его учебная работа
стала осмысленной и эффективной, а для этого должны быть сформированы учебнопознавательные мотивы, в основе которых лежит познавательная потребность и
потребность в саморазвитии.
Большое значение имеет формирование такого компонента учебной деятельности,
как контроль, и особенно, самоконтроля. Недостаточно контролировать работу по
конечному результату, необходим пооперационный контроль. Научить ребенка
контролировать сам процесс учебной работы – значит, способствовать формированию
произвольного внимания.
Ребенок должен научиться и адекватно оценивать свою работу. При этом важна не
отметка как таковая, а содержательная оценка – анализ, какие плюсы и минусы имеет
выполнение задания.
Доминирующей психической функцией становится мышление, и именно словеснологическое мышление. Но важно развивать и образное мышление, связывая его с
творческим мышлением, воображением ребенка.
Совершенствуется восприятие школьника: для того чтобы ребенок более тонко
анализировал качества объектов, педагог должен проводить специальную работу, обучая
его наблюдению.
Память развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. Дети
становятся
способны
целенаправленно,
произвольно
запоминать
материал.
Совершенствование смысловой памяти дает возможность освоить достаточно широкий
круг рациональных способов запоминания.
От результативности учебной деятельности непосредственно зависит развитие
личности школьника. Статус отличника или неуспевающего отражается на самооценке
ребенка, его самоуважении и самопринятии. Осознание своих способностей и умений
качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства
компетентности.
1.5 Объем и срок освоения
Программа «Основы IT-технологий» имеет объем 72 часа. Срок освоения
программы 1 год
(72 часа в год).
1.6 Форма обучения – очная, групповая. Группа численностью до 10 человек.
1.7 Особенности организации образовательного процесса
Особенностями организации образовательного процесса являются;
* занятия по индивидуальным учебным планам с учетом возраста и уровня
подготовки;
* ориентирована как на индивидуально-личностный подход, так и на работу в
команде;
* основной формой занятий являются практические занятия;
* занятия проходят в разновозрастных группах.

1.8 Режим занятий
Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу. Всего 72 часа в год.

6

1.9 Формы аттестации

Устный опрос;

Наблюдение

Контрольные вопросы

Конкурс
1.10 Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
(мониторинг) (Приложение 1)
1.11 Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.
Выставка
Участие в конкурсе
Творческая работа
2.Цель и задачи общеразвивающей программы
Обучить основным навыкам работы с персональным компьютером и гаджетами,
используя технические средства визуализации, прикладные программы, игры.
Задачи
Обучающие

Научить использовать компьютерные технологии в повседневной жизни с
учетом здоровьесбережения, скорости выполнения однотипных операций, безопасности
при использовании коммуникативных технологий, информационной «гигиены»;

Дать начальные знания об устройстве компьютерной техники, программном
обеспечении и логике работы устройств и систем;

Научить детей находить и использовать знания, полученные в
образовательном процессе, при использовании технических устройств и информационных
технологий.
Развивающие

Расширить кругозор в сфере информационных технологий, информационных
систем, поиска, хранения, обработки и применения информации;

Развить логические и технические способности ученика;

Сформировать пространственное мышление, широкий взгляд на
информационные технологии.
Воспитательные

Сформировать такие качества как аккуратность, пунктуальность,
терпеливость, чувство меры, постановка цели и еѐ диcкретизация;

Привить осознание ограниченности технического мира и необходимость
использования его исключительно в образовательных, познавательных, коммуникативных
целях.

Воспитать чувство ответственности и бережливости к компьютерной технике,
в частности к гаджетам.

7

3.Учебный план
3.1. Содержание программы
Задачи

№
п/п
1.
2.
3.

a. Научить использовать компьютерные технологии в повседневной жизни с
учетом здоровьесбережения, скорости выполнения однотипных операций,
безопасности
при
использовании
коммуникативных
технологий,
информационной «гигиены»;
b. Развить логические и технические способности ученика;
c. Сформировать такие качества как аккуратность, пунктуальность, терпеливость,
чувство меры, постановка цели и еѐ диcкретизация.
количество часов
формы
название раздела, темы
всего теория практика аттестации/контроля
Вводное занятие: правила
по охране труда, поведения в
кабинете
Вводное занятие: правила по
охране труда, техника
безопасности.
На улицах нашего села (в
рамках занятий по основам
БДД)VR

1

1

-

1.устный опрос

2

1

1

1.устный опрос

1

0,5

0,5

Контрольные вопросы

16

2

14

1. устный опрос
2. наблюдение
3. конкурс
4. контрольные вопросы

1

0

1

Контрольные вопросы

1

0,5

0,5

Контрольные вопросы

Информация: обработка,
логика, иерархия.

14

6

8

Это должны знать все (в
рамках занятий по основам
БДД)VR

1

0,5

0,5

Контрольные вопросы

4.
Графический редактор.

5.
6.
7.

8.
9.

10.
11.
12.
13.
14.

Наши верные друзья (в
рамках занятий по основам
БДД)VR
Опасные игры(в рамках
занятий по основам
БДД)VR

1. устный опрос
2. наблюдение
3. контрольные вопросы

Безопасность при
использовании средств ИКТ.

14

4

10

1. устный опрос
2. наблюдение
3. конкурс
4. контрольные вопросы

Мы-пассажиры(в рамках
занятий по основам БДД)VR
Знаки на дорогах(в рамках
занятий по основам БДД)VR

1

0,5

0,5

Контрольные вопросы

1

0,5

0,5

Контрольные вопросы

Визуализация и дизайн.

14

4

10

1. устный опрос
2. наблюдение
3. контрольные вопросы

1

0,5

0,5

Контрольные вопросы

4

3

1

72

24

48

Правила перехода улиц и
дорог(в рамках занятий по
основам БДД)VR
Техническое устройство
компьютерной техники.
Всего часов

1. наблюдение
2. контрольные вопросы

8

3.2. Содержание учебного плана
Тема 1. Вводное занятие - 1 час
Теория: 1 час
Инструктаж по технике безопасности во время проведения занятий по ритмопластике.
Правила поведения в актовом зале.
Тема 2. Вводное занятие: правила по охране труда, техника безопасности - 2 часа
Теория: 1 час
Инструктаж по технике безопасности во время проведения занятий, правила поведения в
кабинете информатики.
Практика: 1 час
Гимнастика для глаз.
Тема 3. На улицах нашего города (в рамках занятий по основам БДД) - 1 час
Теория 0.5
Беседы о районе города, в котором живут обучающиеся. Педагог рассказывает, что по
улицам города движутся транспорт и пешеходы.
Практика 0.5
Дети учатся быстро определять левую и правую стороны. Дети должны понять, что и
машины, и пешеходы движутся по правой стороне дороги (тротуара). На этом занятии надо
научить детей двигаться и по лестнице, и по коридорам Центра по правой стороне.
Тема 4 Графический редактор – 16 часов.

Теория: 2 часа
Знакомство детей с основными понятиями темы. Знакомство с графическими объектами,
редакторами.
Практика: 14 часов
В процессе изучения темы необходимо дать четкие определения следующих понятий:
–Пиксель.
–Графический приметив.
–Способ хранения графической информации
–Форматирование графических файлов.
Главной задачей темы является научить детей разбирать графический объект на
геометрические примитивы, определять их количество, виды, способы совмещения. Дети
учатся дискретизировать объекты, определять порядок создания объекта. Отрабатываются
умения, применяемые ко всем программам и приложениям на разных технических
устройствах, такие как: копирование, вставка, выделение области, работа с цветом,
масштабирование, «горячие» кнопки клавиатуры, основные элементы меню программ,
буфер обмена, текстовая информация (шрифт, кегль), справочная информация.
Демонстрируя готовый графический объект дети должны найти и определить
геометрические фигуры и примитивы, из которых он состоит, порядок действий при
создании объекта, необходимые инструменты графического редактора. Затем ученик
создает копию объекта на своем рабочем месте в графическом редакторе. По завершению
работы, ученик сохраняет рисунок в нужном формате в своей учебной папке.
Контрольные вопросы:

9

1. Основные графические объекты и примитивы при создании рисунков в графических
редакторах.
2. Почему так важно точно следовать разработанному плану по созданию объекта?
3. Какие команды и действия, применяемые при создании графического рисунка являются
универсальными для всех программ и приложений?
4. Какими знаниями, полученными в школе, ты воспользовался при создании
графического рисунка?
Тема 5. «Наши верные друзья» - 1 час.
Практика: 1 ч.
Отработать с учащимися умение переходить дорогу, ориентируясь на сигналы
светофоров, закрепить разницу значений сигналов транспортного и пешеходного
светофоров. Научить переходить улицу по зеленому сигналу транспортного светофора и
разрешенному сигналу пешеходного светофора.
Учебно-наглядные пособия: модели трехсекционного светофора и пешеходного
светофора.
Необходимая терминология: стоп; внимание, сигнал, пешеходный светофор, стойте,
идите.
Демонстрируя трехсекционный светофор, педагог объясняет значение каждого
сигнала для водителя и пешехода.
При красном сигнале запрещается движение транспорта и пешеходов через
перекресток. При зеленом сигнале разрешается движение транспорта и пешеходов через
перекресток. Желтый сигнал означает «Внимание!». Он включается при смене сигналов
светофора, движение транспорта и пешеходов через перекресток запрещается. I
Контрольные вопросы и задания.
1.Что означает красный сигнал светофора?
2.Что означает желтый сигнал светофора?
3.Что означает зеленый сигнал светофора?
4. Какой сигнал пешеходного светофора запрещает переходить улицу?
Тема 6. «Опасные игры» - 1 час.
Теория 0.5
Объяснение обучающимся об опасности проведения игр на проезжей части улицы
(дороги), предупредить их об увеличении опасности весной на улицах и дорогах в связи с
увеличением в это время года числа машин и пешеходов. Закрепить знания учащихся по
правилам дорожного движения с помощью настольных игр.
Учебно-наглядные пособия: набор фигур и схем для изучения правил дорожного
движения, агитационные плакаты.
Практика – 0.5 час
Педагог, используя наглядные пособия, рассказывает и показывает, где движется
транспорт по улицам и дорогам, где должны играть дети. На Макете улицы располагают на
проезжей части дороги модели транспорта, на тротуаре - фигуры пешеходов.
Перемещая фигуры пешеходов на проезжую часть улицы при движении моделей
транспорта, демонстрируется несколько опасных положений.
Надо привести учащимся пример, рассказать о конкретном случае, когда ученик играл
в неположенном месте, на проезжей части дороги, и на него наехал транспорт,
восстановить обстановку на схеме при помощи фигур пешеходов и моделей транспортных
средств.
После занятия дети должны твердо усвоить, где можно устраивать игры, кататься на
санках, коньках, велосипедах.
Игра .Дети делятся на две группы (транспорт и пешеходы). Каждому из группы
«транспорт» дают табличку с названием вида транспорта: «велосипед», «автомобиль»,

«мотоцикл» и т. д. Пешеходам дают таблички: «школьник», «пешеход». Команда
«Движение!» подается для тех, у кого таблички с названием вида транспорта. Команду
«Тротуар!» подают для пешеходов. Дети должны четко реагировать на свою команду.
По команде «Движение!» учащиеся поднимают вверх таблички с названиями:
«автомобиль», «мотоцикл» и т. п. По команде «Тротуар!» то же проделывают пешеходы.
Зазевавшиеся получают штрафные очки. Затем игру проводят во дворе на размеченной
площадке (повторяют несколько раз).
Контрольные вопросы и задания
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

10

Почему с наступлением весны надо быть особенно осторожным на улице?
Почему опасно переходить улицу перед близко идущим транспортом?
Какие весенние игры ты знаешь на улице и где можно в них играть?
Где можно кататься на самокате и детском велосипеде?
Почему опасно цепляться за автомобиль?
Почему нельзя играть на улице?
Почему нельзя кататься на санках с горок на улице?

Тема 7. Информация: обработка, логика, иерархия – 14 часов.
Теория: 6 часов.
Дать определения видам информации, способам ее обработки (получение, хранение,
передача и т.д.). Также дети получат возможность узнать логику работы программ и систем
с точки зрения повседневного использования (взаимодействие программ между собой,
причины сбоев и некорректной работы устройств, очередность выполнения команд и т.д.).
Также будут даны определения иерархии, ее принципов; реализация иерархической
структуры каталогов в компьютерной технике. Форматы файлов. Операционные системы.
Практика: 8 часов.
Создание файлов, каталогов, операции с ними (переименование, удаление, копирование и
т.д.). Определение уровней в иерархическом дереве.
Демонстрация загруженности оперативной памяти. Ребята должны будут открывать
различные программы и приложения (в зависимости от устройства) и следить за
изменением загруженности оперативной памяти.
Определение принадлежности форматов файлов с программами, в которых они созданы.
Изучение навыков работы в операционных системах: Windows, Linux, IOS, Android.
Знакомство с особенностями мессенджеров, чатов. Их сходства и различия.
Тема 8. «Это должны знать все» - 1 час.
Теория – 0,5ч.
Рассказать им об особенностях движения транспорта и пешеходов по мокрой и скользкой
улице.
Практика – 0,5 ч.:
Педагог объясняет детям, что называется правилами дорожного движения и почему они
необходимы. Он рассказывает о роли транспорта в жизни населения и о потребности в
транспорте промышленности и сельского хозяйства, обращает внимание учащихся на рост
транспорта в количественном отношении и об увеличении интенсивности его движения,
разъясняет, что одним из важных условий обеспечения безопасности движения транспорта
и пешеходов на улицах и дорогах является строгое соблюдение правил движения
водителями транспортных средств и пешеходами.
Привести примеры последствий нарушений правил движения на улицах и дорогах.
Группы детей на улице должны ходить только по тротуару и пешеходным дорожкам под
руководством взрослого (учителя, вожатого) по два человека в ряд (парами). Переход
улицы группе детей разрешается только в присутствии взрослого и в разрешенных местах
перехода улиц.

Контрольные вопросы и задания.
1. Зачем нужно знать и выполнять правила дорожного движения?
2. Как нужно вести себя при движении по улице в группе?
3. В каких местах разрешается переход улицы группе учащихся?

11

Тема 9. Безопасность при использовании средств ИКТ – 14 часов.
Теория: 4 часа.
Понятие безопасности при использовании электронно-вычислительных устройств с точки
зрения электробезопасности, пожаробезопасности.
Понятие безопасности при использовании коммуникационных программ и приложений.
Объяснить правила удаленного общения (компьютерный этикет). Объяснить детям
особенности удаленного общения, последствия нарушения этикета общения. Также будут
рассмотрены вопросы, связанные с видами морального и психологического насилия
посредством использования средств ИКТ, а также способы защиты.
Практика: 10 часов.
Использование различных интерактивных приложений, презентаций, игр, в которых
затронуты вопросы безопасности при использовании средств ИКТ. Ребята будут пробовать
создавать чаты и группы, научатся их администрировать и контролировать соблюдение
правил компьютерного этикета.
Тема 10. «Мы - пассажиры» - 1 час.
Теория – 0,5ч.
Познакомить учащихся с правилами пользования общественным транспортом; показать,
как нужно его обходить.
Педагог рассказывает детям, что трамвай, троллейбус, автобус нужно ожидать на тротуаре
или на посадочной площадке. Посадка на общественный транспорт производится в порядке
очереди при полной остановке транспорта. Входить в салоны автобусов и троллейбусов и
вагоны трамваев можно через заднюю дверь, выходить через переднюю дверь. Войдя в
салон (вагон) надо взять билет и пройти вперед. При выходе из трамвая надо посмотреть
направо и убедившись в полной безопасности, идти к тротуару.
При выходе на остановке из автобуса или троллейбуса надо пройти на тротуар, дойти
до пешеходного перехода или перекрестка и убедившись в безопасности, выходить на
проезжую часть для перехода улицы.
Стоящий трамвай обходят спереди (так как в этом случае виден встречный трамвай) и
также только по пешеходному переходу.
Из легкового автомобиля, как и из автобуса, выходят только в сторону тротуара. При
выходе из легкового автомобиля необходимо осторожно открывать дверь, чтобы не задеть
пешехода.
Практика – 0,5 ч.:
Несколько обучающихся двигаются по «улицам» с плоскими макетами трамвая,
троллейбуса, автобуса. По пути следования они останавливаются. Группы учащихся,
соблюдая правила движения, обходят остановившийся «городской транспорт». Далее
учащиеся меняются местами, упражнения продолжаются.
Просмотр и обсуждение мультипликационного фильма «Смешарики – Азбука
безопасности - Безопасное место».
Рисование по теме.
Контрольные вопросы и задания.
1. Где нужно ожидать трамвай, троллейбус, автобус?
2. Когда можно начинать посадку в общественный транспорт?
3.Через какую дверь нужно входить в автобус, троллейбус, трамвай?
4.Как нужно вести себя в общественном транспорте?

5.Как надо обходить стоящие трамвай, автобус, троллейбус?

12

Тема 11. «Знаки на дорогах» - 1 час.
Теория – 0,5ч.
Знакомство обучающихся с некоторыми часто встречающимися в микрорайоне центра и по
месту жительства дорожных знаков, а также со знаками, необходимыми пешеходу.
Учебно-наглядные пособия: дорожные знаки
Необходимая терминология: дорожный знак, железнодорожный переезд, шлагбаум,
одностороннее движение.
Практика – 0,5 ч.:
Педагог рассказывает о дорожных знаках, которые помогают организовывать безопасное
движение транспорта и пешеходов. Особое внимание он обращает на знаки:
«Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом»;
знаки, предупреждающие о пересечениях и примыканиях: «Пешеходный переход»
(предупреждающий и указательный знаки); «Дети», «Пункт медицинской помощи»,
«Телефон», «Одностороннее движение». Очень важно выслушать понимание и трактовку
этих знаков детьми, т.к. например, знак «Дети» некоторые школьники воспринимают, как
команду «Перебегать дорогу быстро!». Необходимо довести до сведения детей значение
этих знаков.
Контрольные вопросы и задания
1. Зачем нужны дорожные знаки!
2, Расскажите, какие вы знаете дорожные знаки и что они обозначают.
3. Где устанавливается знак «Железнодорожный переезд без шлагбаума»?
4. В каких местах устанавливается знак «Дети»?
5. Какие дорожные знаки вам встречаются по дороге в школу?'
Тема 12. Визуализация и дизайн – 14 часов.
Теория: 4 часа.
Будут рассмотрены вопросы, связанные с необходимостью использования средств
визуализации для более комфортного использования компьютерной техники. Влияние
яркого света при использовании устройств в темное время суток. Настройка гаджетов под
индивидуальные особенности ребенка. Будут даны основные понятия дизайна как
неотъемлемой составляющей при создании любого продукта.
Практика: 10 часов.
Ребята будут настраивать внешний вид рабочего стола в различных операционных
системах (цветовые и звуковые схемы, шрифты, кегль и т.д.). Настройка гаджетов «под
себя» с учетом особенностей личности и здоровья. Изменение тем оформления в различных
средах с целью получения знаний о возможностях графического дизайна.
Тема 13. «Правила перехода улиц и дорог» - 1 час.
Теория 0.5
Закрепить правила перехода через дорогу, познакомить с особенностями перехода через
дороги с односторонним движением.
Ход занятия, материалы для педагога: Переходить улицу нужно только по подземным
переходам, пешеходным мостикам, в отведенных для этого местах, обозначенных разметкой (пешеходный переход) или дорожным (указательным) знаком «Пешеходный переход»,
а если их нет, то на перекрестках по линии продолжения тротуаров или обочин. Это
является границей перекрестка, на перекрестке скорость транспорта уменьшается.
Запрещено переходить перекресток по диагонали. Его надо переходить только по линиям
границы перекрестка, проходя поочередно улицы. Таким же образом переходят несколько

13

улиц при движении по площади.
Если на перекрестке переход обозначен по одной стороне, то пересекать проезжую часть
надо только по нему; по другой стороне перекрестка, где нет обозначений, переходить
улицу нельзя.
Прежде чем сойти на проезжую часть улицы, проверьте, не приближается ли транспорт. До
перехода проезжей части убедитесь, что слева нет приближающегося транспорта, а затем
начинайте переходить улицу. Дойдя до середины, посмотрите направо и, пропустив
транспорт, закончите переход. Пересекая проезжую часть, пешеходы не должны
задерживаться без необходимости. Тот, кто не успел закончить переход улицы, должен
остановиться на «островке безопасности», а при его отсутствии - на середине проезжей
части улицы.
Практика – 0.5 час
Вместе с детьми создаем памятки по безопасному движению на дорогах для детей и
родителей.
Тема 14. Техническое устройство компьютерной техники – 4 часа.
Теория: 3 часа.
Основные элементы компьютеров и гаджетов, их роль в системе.
Практика: 1 час.
Ребята смогут увидеть, подержать в руках и даже собрать системный блок.
3.3.Планируемые результаты.

Обучающиеся будут знать:

о возможностях компьютерных устройств и гаджетов с целью
здоровьесбережения и ускорения работы на них;

об опасностях при использовании коммуникационных программ и
приложений;

о широте возможностей электронно-вычислительной техники в современном
мире.
Обучающиеся будут уметь:

использовать компьютерные устройства с учетом личных потребностей и
особенностей здоровья;

создавать, редактировать и обрабатывать графические рисунки;

использовать инструменты персонализации для различных устройств;

управлять и администрировать коммуникационные приложения с целью
защиты от психологического воздействия;

использовать стандартные кроссплатформенных функций клавиатуры,
элементов меню программ, элементов управления файловой структурой;

дискретизировать задачу и выполнять ее поэтапно.
Обучающиеся получат возможность научиться:

компьютерной этике общения;

использовать алгоритмы защиты от психологического влияния со стороны
пользователей коммуникационными приложениями и программами;

целеполаганию и разработке плана по достижению цели с использованием
дискретизации задачи.

14

№
п/п

Месяц

Число

1

2

2

5

3

9

4

сентябрь

12

5

16

6

19

7

23

8

26

9

30

10

3

11

7

12

10

13

14

14

октябрь

17

15

21

16

24

17

28

18

31

19

7

20

11

21

ноябрь

14

4.Календарный учебный график
Форма занятия КолТема занятия
во
часов
Вводное занятие:
Теория
1
правила по охране
труда, поведения в
кабинете
Вводное занятие:
Теория
1
правила поохране
труда, техника
безопасности.
Вводное занятие:
Теория
1
правила поохране
труда, техника
безопасности.
На улицах нашего
Теория
1
села (в
рамках занятий по
основамБДД)
Теория/практика
1
Графический
редактор.
Теория/практика
1
Графический
редактор.
Теория/практика
1
Графический
редактор.
Теория/практика
1
Графический
редактор.
Теория/практика
1
Графический
редактор.
Теория/практика
1
Графический
редактор.
Теория/практика
1
Графический
редактор.
Теория/практика
1
Графический
редактор.
Теория/практика
1
Графический
редактор.
Теория/практика
1
Графический
редактор.
Теория/практика
1
Графический
редактор.
Теория/практика
1
Графический
редактор.
Теория/практика
1
Графический
редактор.
Теория/практика
1
Графический
редактор.
Теория/практика
1
Графический
редактор.
Теория/практика
1
Графический
редактор.
Теория/практика
Наши
верные
1
друзья (в рамках
занятий
по
основам

Форма
контроля
устный опрос

устный опрос

устный опрос

Контрольные
вопросы
устный опрос;
наблюдение;
конкурс;
контрольные
вопросы

Контрольные
вопросы

15

22

18

Теория/практика

1

23

21

Теория/практика

1

24

25

Теория/практика

1

25

28

Теория/практика

1

26

2

Теория/практика

1

27

5

Теория/практика

1

28

9

Теория/практика

1

29

12

Теория/практика

1

16

Теория/практика

1

31

19

Теория/практика

1

32

23

Теория/практика

1

33

26

Теория/практика

1

34

9

Теория/практика

1

13

Теория/практика

1

30

декабрь

январь
35

БДД)VR
Опасные игры(в
рамках занятий
по основам
БДД)VR
Информация:
обработка,
логика,
иерархия.
Информация:
обработка,
логика,
иерархия.
Информация:
обработка,
логика,
иерархия.
Информация:
обработка,
логика,
иерархия.
Информация:
обработка,
логика,
иерархия.
Информация:
обработка,
логика,
иерархия.
Информация:
обработка,
логика,
иерархия.
Информация:
обработка,
логика,
иерархия.
Информация:
обработка,
логика,
иерархия.
Информация:
обработка,
логика,
иерархия.
Информация:
обработка,
логика,
иерархия.
Информация:
обработка,
логика,
иерархия.
Информация:
обработка,
логика,

Контрольные
вопросы

устный опрос
наблюдение
контрольные
вопросы

16

36

16

Теория/практика

1

37

20

Теория/практика

1

38

23

Теория/практика

1

39

27

Теория/практика

1

40

30

Теория/практика

1

41

3

Теория/практика

1

42

6

Теория/практика

1

43

10

Теория/практика

1

44

13

Теория/практика

1

17

Теория/практика

1

46

20

Теория/практика

1

47

24

Теория/практика

1

48

27

Теория/практика

1

3

Теория/практика

1

45

49

февраль

март

иерархия.
Информация:
обработка,
логика,
иерархия.
Это должны
знать все (в
рамках занятий
по основам
БДД)VR
Безопасность
при
использовании
средств ИКТ.
Безопасность
при
использовании
средств ИКТ.
Безопасность
при
использовании
средств ИКТ.
Безопасность
при
использовании
средств ИКТ.
Безопасность
при
использовании
средств ИКТ.
Безопасность
при
использовании
средств ИКТ.
Безопасность
при
использовании
средств ИКТ.
Безопасность
при
использовании
средств ИКТ.
Безопасность
при
использовании
средств ИКТ.
Безопасность
при
использовании
средств ИКТ.
Безопасность
при
использовании
средств ИКТ.
Безопасность
при

Контрольные
вопросы

устный опрос
наблюдение
конкурс
контрольные
вопросы

17

50

6

Теория/практика

1

51

10

Теория/практика

1

52

13

Теория/практика

1

53

17

Теория/практика

1

54

20

Теория/практика

1

55

24

Теория/практика

1

56

27

Теория/практика

1

57

31

Теория/практика

1

58

3

Теория/практика

1

59

7

Теория/практика

1

60

10

Теория/практика

1

61

14

Теория/практика

1

17

Теория/практика

1

63

21

Теория/практика

1

64

24

Теория/практика

1

65

28

Теория/практика

1

66

5

Теория/практика

1

67

12

Теория/практика

1

15

Теория/практика

1

19

Теория/практика

1

62

68
69

апрель

май

использовании
средств ИКТ.
Безопасность
при
использовании
средств ИКТ.
Безопасность
при
использовании
средств ИКТ.
Безопасность
при
использовании
средств ИКТ.
Мы-пассажиры(в
рамках
занятий по
основам
БДД)VR
Знаки на дорогах(в
рамках
занятий по
основам
БДД)VR
Визуализация и
дизайн
Визуализация и
дизайн
Визуализация и
дизайн
Визуализация и
дизайн
Визуализация и
дизайн
Визуализация и
дизайн
Визуализация и
дизайн
Визуализация и
дизайн
Визуализация и
дизайн
Визуализация и
дизайн
Визуализация и
дизайн
Визуализация и
дизайн
Визуализация и
дизайн
Визуализация и
дизайн
Правила перехода
улиц и
дорог(в рамках
занятий по

Контрольные
вопросы

Контрольные
вопросы

устный
опрос
наблюдение
контрольные
вопросы

Контрольные
вопросы

18

70

22

Теория/практика

1

71

26

Теория/практика

1

72

29

Теория/практика

1

ИТОГО

основам
БДД)VR
Техническое
устройство
компьютерной
техники.
Техническое
устройство
компьютерной
техники.
Техническое
устройство
компьютерной
техники.

наблюдение
контрольные
вопросы

72

4.2.Материально-техническое обеспечение
Кабинет информатики, индивидуальное рабочее место (компьютерный стол, стул,
персональный компьютер), интерактивная доска.
4.3.Информационное обеспечение
Интернет источники:
http://nsportal.ru/ - социальная сеть работников образования
https://мвд.рф/ - информационный портал, содержащий официальную информацию
о защите персональных данных в сети Интернет
https://dm-centre.ru/
4.4.Кадровое обеспечение – учитель информатики МОУ «Деевская СОШ» А.В. Белошенко.
4.5.Методическое обеспечение.
* методы обучения и воспитания
Игровые методы: организация игровых ситуаций помогает усвоению программного
содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений.
Эмоциональные методы: поощрение, порицание, создание ярких наглядно-образных
представлений, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, удовлетворение
желаний быть значимой личностью.
Познавательные методы: опора на жизненный опыт, познавательный интерес,
создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений,
выполнение творческих заданий.
Волевые методы: предъявление учебных требований, информирование об
обязательных результатах обучения, самооценка деятельности и коррекция, рефлексия
поведения, прогнозирование деятельности.
Социальные методы: развитие желания быть полезным, создание ситуации
взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничество,
заинтересованность в результатах, взаимопроверка.
Практические – получение информации на основании практических действий,
выполняемых обучающимися. Основные методы работы – тренировки, тренинги,
упражнения, творческие задания и показы.
Наглядные – сообщение учебной информации при помощи средств наглядности
(просмотр видео – роликов, телевизионные версии пластических и театральных
спектаклей)
Методы воспитания:
- Создание ситуаций успеха на занятиях по программе является одним из
основных методов эмоционального стимулирования и представляет собой

19











специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых
ребенок добивается хороших результатов, что ведет к возникновению у него
чувства уверенности в своих силах и «легкости» процесса обучения.
- Метод формирования готовности восприятия учебного материала с
использованием способов концентрации внимания и эмоционального
побуждения.
- Метод стимулирования занимательным содержанием при подборе ярких,
образных текстов, музыкального сопровождения.
- Метод создания проблемных ситуаций заключается в представлении
материала занятия в виде доступной, образной и яркой проблемы.
* формы организации образовательного процесса
Формой организации образовательного процесса по программе «Основы IT-технологий»
являются занятия в группах. Обосновывается это особенностями возраста детей (7-11 лет),
их заинтересованностью в получении знаний выбранного направления, а также тем, что ряд
изучаемых понятий подразумевает одновременную деятельность (например, при изучении
функций чатов и мессенджеров).
* формы организации учебного занятия
вводное занятие – занятие, которое проводится в начале образовательного периода с целью
ознакомления с предстоящими видами работы и тематикой обучения
конкурсы
наблюдения;
беседы;
практические занятия.
* педагогические технологии
Программа предполагает применение следующих технологий:
Здоровьесберегающая технология
Социально-культурная технология
Технология личностно-ориентированного обучения
Коллективно-творческая деятельность
* алгоритм учебного занятия
Схема построения занятия одинакова на всех этапах обучения.
Вводная часть - подготовительная часть – основная часть – заключительная часть.
В вводную часть входит орг. момент (построение, приветствие) и сообщение темы занятия
(3-5 мин)
Подготовительная часть включает упражнения разминки для глаз (5-7 мин)
Основная часть содержит учебно-тренировочные занятия и практики.
В заключительную часть входит подведение итогов, прощание, уход (5-10) минут.
* дидактические материалы
Раздаточный материал, карточки, плакаты, стенды, памятки и т.д.

20

5.Список литературы
Литература для педагога:

1. Матвеева Н. В. Информатика. 2–4 классы : методическое пособие / Н. В. Матвеева,

М. С. Цветкова. — М. : БИНОМ. Лабора-тория знаний, 2016. — 128 с.
2. Полежаева О. А.П49 Информатика. УМК для начальной школы [Элек-тронный
ресурс] : 2–4 классы. Методическое пособиедля учителя / Автор-составитель: О. А.
Полежаева. —Эл. изд. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. —136 с. : ил.
Литература для обучающихся:
1. .Информатика.2класс: учебник: в 2 ч./ Н.В.Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К.Конопатова
и др.—М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
2. Информатика.

3

класс:

учебник:

в

2

ч./

Н.В.Матвеева,

Е.Н.

Челак,

Е.Н.

Челак,

Н.К.Конопатова и др. —М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
3. Информатика.

4

класс:

учебник:

в

2

ч./

Н.В.Матвеева,

Н.К.Конопатова и др. —М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.

21

Приложение 1
Мониторинг освоения образовательной программы дополнительного
образования «Основы IT-технологий»
Цель:

 отслеживание динамики результатов обучения ребѐнка в процессе освоения им
дополнительной образовательной программы, повышения успеваемости
обучающихся;
 обеспечение объективной, достоверной и оперативной информации о качестве
результатов освоения образовательной программы

Задачи:
1. Контроль качества образования;
2. Подбор эффективных методов обучения;
3. Выявление результатов педагогического процесса;
4. Получение сведений о личности обучающихся;
5. Индивидуальный подбор методов и приемов воздействия на каждого обучающегося.
6. Самоанализ своего педагогического труда.
Сроки проведения.
Входной контроль

Дата проведения: Сентябрь

Промежуточный контроль

Дата проведения: Декабрь

Итоговый контроль

Дата проведения: Май

С целью проверки эффективности развития личностных качеств и исполнительских
навыков обучающихся были разработаны ее параметры и критерии.
Исходя из структуры технических, психологических, социально-педагогических
способностей обучающихся были выделены следующие параметры:



Универсальные учебные действия;
Подготовка по предмету.

Параметру «универсальные учебные действия» соответствуют следующие
критерии:
- Мотивация, активная позиция обучающегося - интерес и потребность к данному виду
деятельности, активность самоорганизации и стремление к занятиям, проявляемая
активность при достижении целей, эмоциональное участие в процессе обучения, умение
устанавливать личностный смысл деятельности, мотивировать ее внутренней или внешней
необходимостью
- Общее развитие (физическое, эмоциональное)- наличие общих физических и
психологических предпосылок для занятий соответствующим видом деятельности;
- Работоспособность - усидчивость, способность сосредоточенно повторять различные
действия, выполнять все требования педагога на протяжении всего занятия.
- Умение работать в команде - наличие коммуникативных навыков как фактора
социализации обучающихся, создания благоприятного климата в детском коллективе для
более легкого и успешного освоения программы.
- Умение самостоятельно находить способы решения поставленной задачи – осознание
обучающимися уровня освоения планируемого результата деятельности, приводящее к
пониманию своих проблем и тем самым созданию предпосылок для дальнейшего
самосовершенствования.
Параметру «Подготовка по предмету» соответствуют следующие критерии:

22

- Ориентирование в способах дискретизации задачи – умение верно определять порядок
выполнения действий.
- Умение быстро переключать внимание, или держать внимание на нужном объекте –
умение находиться в текущем моменте и решать текущие задачи.
- Знание комплекса упражнений для глаз – умение самостоятельно выполнять данные
упражнения, помнить их наизусть.
-Степень развития способностей: быстрая ориентация в меню различных программ и
приложений, выявление общих характеристик при использовании функций
персонализации; выявления потенциально опасных коммуникационных связей.
Для проведения мониторинга определены три уровня развития определенных качеств:
высокий, средний, низкий.
Высокому уровню (4-5 баллов) соответствуют:
Высокое и четкое проявление параметра, хорошо сформированный навык, глубокое,
устойчивое знание предмета;
Средний уровень развития (2-3 балла) характеризуется:
Среднее проявление параметра, навык сформирован, присутствуют знания на среднем
уровне, результат не стабильный;
Начальный уровень развития (0-1 балл):
Исследуемый параметр не развит, не выражен или проявляется на низком уровне,
редко, навык не сформирован.
В ходе проведения мониторинга применялись следующие методы:
 наблюдение,
 опрос,
 беседа,
 диагностика,
 обобщение педагогического опыта,
 опытная работа.
Проводится оценивание основных параметров по критериям, указанным в таблице. Оценка
проводится по 5-ти бальной системе.
Данные суммируются и выводится средний балл. Мониторинг проводится в
индивидуальном порядке. Результаты заносятся в итоговую таблицу


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».