Муниципальное общеобразовательное учреждение "Деевская средняя общеобразовательная школа" РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО Школьным педагогическим советом Заместитель директора по УВР МОУ «Деевская СОШ» Протокол № 1 от «30» августа 2024 г. ________/ Е.А.Дунаева ________Болотова Л.В. «30» августа 2024 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ "Деевская СОШ" __________ Жолобов А.А. «02» сентября 2024 г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фольклорный ансамбль «Карусель» художественной направленности Уровень программы: ознакомительный Возраст учащихся: 6-11 лет Срок реализации: 4 года (272часа) Год обучения: 2024-2025 (68 часов) Автор-составитель: Данилова О.В. (педагог дополнительного образования) Раздел 1. Пояснительная записка. Программа дополнительного образования МОУ «Деевская СОШ» разработана в соответствиис: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2, п. 1,2,3,14; ст.75); Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 04.сентября 2014 г.), Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1008 от 29.08.2013 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам", Концепцию развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-p); Письмом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования", Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18 ноября 2015 г. № 09-3242), Уставом общеобразовательного учреждения «Деевская СОШ» и иными нормативными и правовыми документами. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования СанПиН 2.4.4.3172-14» (далее — СанПиН 2.4.4.3172-14.). Система дополнительного образования МОУ «Деевская СОШ» ставит цель: формирование у обучающихся основных вокальных умений и навыков, личностных качеств, необходимых для занятий ансамблевым и сольным народным пением. Система дополнительного образования ОУ функционирует в течение учебного года. Создаются условия для непрерывного процесса развития творческой личности. Учебный план составлен с учетом возрастных особенностей детей. Предусмотрены групповые занятия. Для отслеживания результатов деятельности учащихся дополнительного образования проводятся концерты, фестивали, открытые уроки и т.д. Характеристика дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: Направленность дополнительной общеразвивающей программы - художественная. Уровень освоения Программы — базовый Фольклор — коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой жизненный опыт и знание. Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий смысл, являясь средством воспитания человека: идейно-эстетического, нравственного, патриотического. Общая характеристика учебного предмета. Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. Она влияет на интеллектуальное развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте, создает фундамент музыкальной культуры человека. Игры, задания, игровые упражнения учат ребенка искусству слушать и понимать музыку. Разучивание песни-игры удобны для пения и не представляют особых трудностей при исполнении. В процессе игры на народных инструментах ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности, улучшается музыкальная интонация и развивается чувство ритма. Особую ценность игра на шумовых ритмических инструментах представляет для детей с низким уровнем музыкальных способностей, уже после нескольких занятий у детей активизируется чувство музыкального восприятия, все это способствует «негласному» формированию певческого голоса. Таким образом, активизация музыкально — ритмической деятельности в процессе песниигры активно развивает музыкальность, способствует формированию певческой интонации, является фактором накопления музыкально - слуховых впечатлений, что и является актуальностью программы. Описание места учебного предмета. Дополнительная общеразвивающая программа «Фольклорный ансамбль» предполагает одновременное овладение певческим, инструментальным, хореографическим и драматическим исполнительством. Такой подход позволит обучающимся по данной программе качественно усвоить пройденный материал, овладеть необходимыми певческими и исполнительскими навыками и принимать активное участие в творческой деятельности коллектива. Программа рассчитана на возраст детей от 6 до 10 лет. Она позволяет в полном объѐме комплексно изучить традиционную народную культуру, реализовать методику музыкально- эстетического воспитания детей посредством фольклора. Содержание уроков основано на изучении традиционного фольклора. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета. Программа содержит следующие разделы: - сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; - виды учебных занятий по предмету «Фольклорный ансамбль» Срок реализации Программы, общее количество часов. Формы организацииобразовательной деятельности и режим занятий. Программа рассчитана на 4 года. Всего на освоение программы отводится: 272 часов.Занятия проводятся: 1- й год обучения -68 часа; 2- й год обучения -68 часов; 3-й год обучения -68 часов; 4-й год обучения -68 часов; Формы организации образовательной деятельности и режим занятий Формы организации деятельности на занятии: - групповая; - фронтальная; - подгрупповая. Режим занятий: Всего на освоение программы отводится: 272 часов. 1 год обучения — 2 раза в неделю по 1 учебному часу. Время занятий включает 40 минут учебного времени и 5 минут обязательный перерыв ( (СанПиН 2.4.4.3172-14 ). 2 год обучения — 2 раза в неделю по 1 учебному часу. Время занятий включает 40 минут учебного времени. 3 год обучения —2 раза в неделю по 1 учебному часу. Время занятий включает 40 минут учебного времени. 4 год обучения —2 раза в неделю по 1 учебному часу. Время занятий включает 40 минут учебного времени. Результаты освоения программы. Элементы содержания программы могут быть использованы в других предметах, в том числе и предметах основного общего образования, что способствует формированию у обучаемых целостной картины окружающего мира. Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: - словесный (рассказ, беседа, объяснение); - наглядный (наблюдение, демонстрация); - практический (упражнения воспроизводящие и творческие). Результат освоения программы «Фольклорный ансамбль» направлен на приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков: - знание начальных основ песенного фольклорного искусства; - знание характерных особенностей народного пения, вокально-хоровых жанров и основных стилистических направлений ансамблевого исполнительства, художественно-исполнительских возможностей вокального коллектива; - умение грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в составах фольклорных коллективов; - умение сценического воплощения народной песни, народных обрядов и других этнокультурных форм бытования фольклорных традиций, в том числе исполнения театрализованных фольклорных композиций; - навыки фольклорной импровизации сольно и в ансамбле; - практические навыки исполнения народно-песенного репертуара; - навыки владения различными манерами пения; - навыки аккомпанирования голосу в процессе работы, а также в концертном исполнении вокальных произведений различных жанров; - навыки публичных выступлений. Реализация учебного плана по предмету может проводиться в форме групповых занятий (численностью до 15 человек) или мелкогрупповых занятий (численностью от 2 до 5 человек). Формы проведения занятий по предмету «Фольклорный ансамбль» Цели программы: Воспитательные: 1. Воспитывать интерес к основам народной традиционной культуры: народные праздники, трудовые ситуации, народный театр, народная хореография, народный вокал, место детского фольклора в традиционной культуре. 2. Приобщить детей и их родителей к этническим традициям русской семьи, таким образом передать опыт поколений в воспитании для дальнейшего его использования. Развивающие: 1. Воздействовать на развитие индивидуальных творческих способностей, обучающихся черезизучение и восстановление традиций русского народа; 2. Содействовать развитию психических свойств личности и логического мышления через освоение всех составляющих национальной культуры. Специфика учебного предмета Программа учебного предмета «Фольклорный ансамбль» и разработана на основе федеральных государственных образовательных стандартов. Предмет направлен на получение учащимися специальных знаний о многообразных исполнительских формах бытования народной песни и принципах ее воспроизведения. Предлагаемая программа ориентирована на изучение, практическое освоение и собирание песенно-музыкального, танцевального и обрядового фольклора России. Программа может послужить задачам возрождения фольклорного творчества как одной из важных составляющих национальной художественной культуры. Отдавая должное академическому способу обучения на классических образцах авторского искусства, необходимо помнить, что основой формирования личности, ее эстетических потребностей является гармоничное освоение, начиная с самого юного возраста, художественных ценностей традиционной национальной культуры своего народа, народов других стран, профессиональных произведений искусства, часто опирающихся на фундаментальные элементы традиционной культуры. Цель и задачи учебного предмета «Фольклорный ансамбль» Цель: развитие музыкально-творческих способностей учащегося, на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области фольклора, а также выявление наиболее способных учащихся и их дальнейшая подготовка к продолжению музыкального образования в профессиональных учебных заведениях среднего профессионального образования по профилю предмета. Задачи: - развитие мотивации к познанию народных традиций и овладению специфическими чертами народной музыки; - получение учащимися необходимых знаний об аутентичных народных традициях и песенной культуре; - создание условий для передачи знаний и представлений о разнообразных жанрах музыкальнопоэтического творчества (вокальном, инструментальном, литературном, танцевальном и др.); - развитие у обучающихся музыкальных способностей (слуха, чувства ритма, музыкальнойпамяти); - обучение вокально-певческим навыкам, присущим народной манере исполнения, а также навыкам импровизации; - освоение учащимися навыков и умений ансамблевого и сольного пения; развитие художественных способностей учащихся до уровня, необходимого для дальнейшего обучения в профессиональных образовательных учреждениях культуры и искусства. Классы (годы обучения) Начальные классы (1-2) Начальные Формы проведения занятий Вокальный ансамбль (Мелкогрупповые/ групповые), Ансамбль (Мелкогрупповые/ групповые) классы(3-4) Такая форма обеспечивает личностно-ориентированный подход в обучении, даѐт возможность более точно раскрыть творческую индивидуальность каждого учащегося: вокальные возможности (тембр, диапазон, интенсивность голоса), музыкальные способности, эмоциональнопсихологические особенности. Каждый класс имеет свои дидактические задачи, и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала. Виды учебных занятий по предмету «Фольклорный ансамбль» - вокально-хоровые занятия: - Работа над вокальным и артикуляционным аппаратом; - постановка дыхания; - разбор музыкального материала по партиям; - работа над партитурой; - постановка концертных номеров и т. п. - воспитание звуковой культуры, выразительности, красоты и певучести звучания; - овладение различными певческими стилями; - работа над важнейшими средствами музыкально-художественного исполнения (точность прочтения музыкального текста, выразительность интонации, ритмическая четкость, соблюдение динамики, фразировки, диалекта, особенностей формообразования). - подробное изучение подлинных народных традиций . - изучение диалекта того или иного певческого стиля, -освоение основ народной хореографии; -освоение приѐмов игры на этнографических инструментах; - постановка концертных номеров и фольклорных композиций; - аудио/видео демонстрация записей подлинных исполнителей народных песен и др. Конструкциями, скрепляющими учебный материал, являются: а) цикл традиционных календарно-земледельческих обрядов в сочетании с основными православными праздниками; 6) основные жанры народного творчества. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 1 -2 год обучения № n/n 1. Тема Основы вокально-хоровой работы певческая установка, навыки пения стоя и сидя. Постановка дыхания (дыхание перед началом пения, одновременный вдох и начало пения, задержка дыхания перед началом пения). Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемой песни. Смена дыхания в процессе пения, развитие навыков цепного дыхания. Выработка естественного и свободного звука, отсутствие форсирования звука. Способы формирования гласных в различных регистрах. Развитие дикционных навыков, взаимоотношение гласных и согласных в пении. Развитие подвижности артикуляционного аппарата за счѐт активизации губ и языка. Развитие диапазона и интонационных навыков. Развитие ансамблевых навыков, выработка активного унисона, ритмической устойчивости и динамической ровности в произнесение текста. В вокально-хоровой работе может быть использован следующий музыкальный материал: фрагменты из простейших народных песен, имитация зовов животных, специальные упражнения. 2. 3. Малые фольклорные формы устной традиции: игры и считалки, дразнилки, страшилки, загадки, скороговорки. Музыкальные фольклорные игры (круговые формы) 5. Прибаутки и потешки в одноголосном изложении и в сопровождении музыкального инструмента (балалайка, гармонь) Сказки с элементами музицирования (простейшие попевки — характеристики героев, инструментальное сопровождение). 6. Игровые хороводы в одноголосном изложении и в сопровождении музыкальногоинструмента (балалайка, гармонь) 7. Колыбельные в одноголосном изложении 8. Частушки, небылицы в одноголосном изложении и сопровождении музыкальногоинструмента (балалайка, гармонь) 9. Игра на ударных инструментах (ложки, трещотки). 4. Всего: 136 ч. 3 — 4 год обучения № Тема Вокально-хоровая работа. Развитие диапазона, интонационные упражнения, постановка 1. дыхания, освоение народной манеры пения 2. Музыкальные игры (повторение пройденных и разучивание новых образцов) 3. Музыкальные сказки с распределением по ролям персонажей и театрализованной постановкой 4. Хороводные и хороводно-игровые песни в двухголосном изложении без сопровождения, с хореографическими элементами 5. Шуточные и плясовые песни в двухголосном хореографическими элементами 6. Частушки, шуточные припевки, небылицы в двухголосном изложении с сопровождением и а cappella, с элементами движения 7. Песни святочного периода — колядки, подблюдные, христославия, святочные хороводы в двухголосном изложении без сопровождения 8. Масленичный обряд - Проводы Масленицы. Песни, частушки, прибаутки и пляски. Театрализованная постановка 9. Весенние заклички и хороводы в одно-двухголосном изложении без сопровождения, с элементами хореографии 10. Освоение импровизационных приѐмов на материале пройденных жанров народной песни 11. изложении без сопровождения, с Игра на народных музыкальных инструментах: ударные, духовые (кугиклы и калюки), струнные (балалайка) Всего: 136 ч. В репертуар предмета «Фольклорный ансамбль» включаются произведения народной песенной традиции различных жанров: песни календарных праздников (колядки, подблюдные, масленичные, веснянки, волочебные, троицкие, жнивные, осенние); песни свадебного обряда (величальные, корильные, плясовые, лирические, плачи); материнский фольклор (колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, сказки); - музыкальные игры; - хороводы; лирические протяжные песни; эпические песни (былины, исторические песни, духовные стихи, баллады). Раздел 2. Содержание программы. Учебный план. 1 год обучения. Наименование раздела. темы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Русская песня-что это? Введение в предмет. Все дети любят народные игры. Что такое фольклор? Мы знакомимся с волшебными нотками Поем вместе правильно Количество часов всего 17 Народные игры Потешки (материнский фольклор) Считалки (детский фольклор) Колыбельные (материнский фольклор) 17 Праздник «Коляда» Что такое «Колядки»? Учим колядки Наши зимние забавы Зимние вечерки Учим колядные песни Учим колядные песни Готовимся быть артистами (народный театр) 17 Масленица, народные сказки Масленица-праздник Масленица-кривошейка (учим песни) Масленица-кривошейка (учим песни) Дни недели масленицы Масленные песни (повтор) Участие в концерте Сказки (народный театр) Песни в сказках Играем сказку «репка» с песнями Весна-весняночка Закликание весны Учим веснянки Учим веснянки Весенние хороводы Разбор песен Егорьев День (праздник) Егорьевские песни Закрепляем пройденный материал Участие в концерте 17 ИТОГО 68 теория 1 2 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 &О]ЭМЫ аттестации практика (контроля) 2 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 1 2 1 2 1 1 Участие концерте в Участие в концерте 1 1 1 1 1 16 1 2 2 1 2 1 1 1 1 52 Итоги концерта 2 год обучения. № 1 2 3 4 5 6 7 8 Нapoднoe пение в ансамбле. Дыхательная гимнастика. Повторение изученного материала. Артист говорит речь в пении Изучение народных хоров. Учим песни Учим песни Русские инструменты. Викторина Поем вместе Что такое унисон? Учим репертуар Частушки. Шуточный жанр фольклора 16 Что такое частушка? Учим репертуар Учим репертуар Скоморошина. Что это? Учим репертуар Учим репертуар Двухголосие. Учимся слышать себя в ансамбле. Участие в отчетном концерте 17 18 19 20 21 22 23 Масленица Танки и хороводы. Песни. Работа над репертуаром Работа над репертуаром Игровой фольклор в масленицу Работа над репертуаром Скоморшина . Работа над репертуаром Шуточные сценки (народный театр) 9 10 11 12 13 14 15 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Количество часов Наименование раздела. темы всего 17 2 1 1 1 1 1 2 2 2 гестирован ие 2 2 17 1 1 2 2 2 2 2 2 2 1 Итоги концерта 17 1 2 2 2 2 2 2 гестирован ие 1 Работа над репертуаром Участие в концерте 17 Егорьев день. Встреча весны. Кто такой Егорий? Песни приуроченные к празднику Работа над репертуаром Работа над реперуаром Бытовая Хореография в хороводных песнях Работа над репертуаром Работа над репертуаром Заликание весны. Канон в ансамбле Участие в концерте ИТОГО теория &О]ЭМЫ аттестации практика (контроля) 68 2 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 8 60 Итоги концерта 3 год обучения. Наименование раздела. темы Количество часов всего теория практика 1 Игровой фольклор(детский) Игра — как жанр народной песни 2 Учим репертуар 3 4 Игровые Тамбовской области Учим репертуар 5 Русский Костюм центральной России 1 1 6 Песни -сценки Учим репертуар 1 2 7 17 1 2 1 2 2 2 2 9 Венок зимних песен Святочные песни Учим репертуар 10 Учим репертуар 11 Зимние вечерки 12 Учим репетуар 13 Колядки и святки-в чем отличие? 14 Отчетный концерт 15 Масленица Масленица-гуляние 16 Хоровод масленицы 2 17 Учим репертуар 2 18 Учим репертуар 1 2 19 Сказка о масленице 1 2 20 Учим репертуар 2 21 Участие в концерте 2 22 Закликание весны Что такое веснянка? 23 Учим репертуар 2 24 Учим репертуар 2 25 Заклички-жаваронки 2 26 Подготовка к концерту 27 Подготовка к концерту 28 Духовые народные инструменты Отчетный концерт 8 29 ИТОГО Формы аттестации (контроля) 17 1 1 2 2 1 2 2 1 3 2 Итоги концерта 17 1 2 17 1 1 2 1 2 1 1 2 68 13 55 Итоги концерта 4 год обучения. № Наименование раздела, темы Количество часов Формы всего теория практика аттестации ( *Р ) 17 2 1 2 9 10 11 12 13 14 15 16 Встоки народной песни Язьшество. Начало песенного искусства древней Руси Учим выбранный репертуар Русский костюм. Репертуар областных стилей. Учим репертуар. Былина. Исторические песни. Учим репертуар Учим репертуар Участие в школьном концерте 17 Святки. Северные хороводы Учимся петь трехголосие. Слушаем Северный Хор. Слушаем манеру. Учим репертуар Учим репертуар Учим репертуар Что такое духовные стихи? Учим репертуар Участие в святочном концерте 17 Масленица Участие в скоморшине 18 19 20 21 22 23 24 25 Учим репертуар Учим репертуар «Как на масляной неделе»-сценка Учим репертуар Разновидности шумовых инструментов Плясовая «Тимоня» изучаем песню Что такое кугиклы? Участие в акции «Открытая школа» 1 2 3 4 5 6 7 8 26 27 28 29 30 31 32 1 1 1 1 1 2 2 1 2 2 1 2 1 2 2 2 2 2 1 Итоги концерта 17 2 1 1 17 Весенние хороводные песни Что такое весенний танок? Учим репертуар Балалайка-частушечница-проба игры Учим репертуар Поем трехголосие на распевках. Учим репертуар Учим репертуар Участие в концерте ИТОГО 1 1 68 1 1 1 1 14 2 2 2 2 2 1 2 1 Итоги концерта 2 2 2 2 2 1 2 54 Итоги концерта Содержание учебного плана. 1 год обучения Раздел 1. «Русская песня-что это?» Тема 1.1. Введение в предмет. Что такое ансамбль? Что такое фольклор? Теория (Зч.) Общее понятие терминов, народные игры. Практика (14.) Разучиваем репертуар. Раздел 2. «Праздник «Коляда» Тема 1.2. Что такое «Колядки»? Теория (4 ч.) Общее понятие о празднике. Практика (13ч.) Разучивание тематических песен. Раздел 3. «Масленица, народные сказки» Тема 1.3. Масленица-праздник. Теория (Зч.) Общее понятие о празднике, разыгрывание сценок. Практика (14 ч.) Учим элементы бытовой хореографии, разучиваем тематические песни. Раздел 4. «Весна-весняночка» Тема 1.4. Закликание весны Теория ( 5ч.) Что такое заклички? Общие сведения о весенних традициях Древней Руси Практика (12ч.) Разучивание репертуара. 2 год обучения Раздел 1. «Нapoднoe пение в ансамбле.» Тема 2.1 Дыхательная гимнастика. Повторение изученного материала. Теория ( Зч.) Знакомство с выразительными возможностями пения в ансамбле. Практика (14 ч.) Дыхание-фундамент пения. Разучивание репертуара в ансамбле. Раздел 2. «Частушки. Шуточный жанр фольклора» Тема 2.2. . Что такое частушка? Теория (2ч.) Понятие о шуточном жанре фольклора Практика ( 15ч.) Разучивание тематического репертуара. Раздел 3. «Масленица» Тема 2.3. Танки и хороводы. Песни. Теория (1ч.) Рассказ о масленичных гуляниях, хороводах. Практика (16ч.) Разучивание репертуара, тематических песен. Раздел 4. «Егорьев день. Встреча весны.» Тема 2.4. Кто такой Егорий? Песни, приуроченные к празднику Теория(1ч.) Рассказ о празднике Практика ( 16ч.) Учим репертуар, характерный празднику. 3 год обучения Раздел 1. «Игровой фольклор (детский).»Тема 1.1. Игра — как жанр народной песни Теория (1ч.) Роль игры в народной песне. Практика (6ч.) Изучаем характерные данному жанру песни. Раздел 2. «Венок зимних песен.» Тема 3.1. Святочные песни Теория (4ч.) Рассказ о празднике, обычаях, о различиях между святками и колядками. Практика ( 13ч.) Разучивание нового репертуара, игра в «народном театре». Раздел 3. «Масленица» Тема 3.2. Масленица-гуляние Теория (3 ч.) Проверка знаний о масленице. Пробуем жанр-народный театр. Практика (14ч.) Повторение выученных масленичных песен . Раздел 4. «Закликание весны» Тема 3.3. Что такое веснянка? Теория (З ч.) Весенний фольклор. Обычаи, традиции, праздники. Практика (14ч.) Разучивание характерного данному жанру репертуара. 4 год обучения Раздел 1. «Истоки народной песни» Тема 4.1. Язычество. Начало песенного искусства древней Руси Теория (4ч.) Знакомство с песенными истоками народного искусства — это знакомство со своейРодиной. Роль Исторических песен в искусстве народного пения. Практика (13ч.) Разучивание характерного данному жанру репертуара. Раздел 2. « Святки. Северные хороводы» Тема 4.2. Учимся петь трехголосие. Теория (Зч.) Северная традиция фольклора. О Северном xope. Практика (14ч.) Для исполнения духовных стихов, разучиваем двух-трехголосные произведения. Раздел 3. «Масленица» Тема 4.3. Участие в Скоморошине. Теория (2ч.) Показательное выступление в скоморошине. Рассказ о масленичных забавах. Практика ( 15ч.) Подготовка к акции «Первая школа» Раздел 4. «Весенние хороводные песни» Тема 4.4. Что такое весенний танок? Теория ( 4ч.) Рассказ про весенние хороводы. Викторина Практика (13ч.) Манера исполнения веснянок. Характер Исполнения песен в хороводе. Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы. 1.Тестовые задания (устный опрос, тестирование). 3. Демонстрационные: организация конкурсов, соревнований, презентация. 6. Педагогическая диагностика. 7. Передача обучающемуся роли педагога. 8. День творчества в кружках. 9. Самооценка обучающихся своих знаний и умений. 10. Комбинированная: наблюдение, решение проблемы. 14. Собеседование. 15. Творческий отчет (концерт, конкурс, флэшмоб и т.п.). 16. Домашнее задание на самостоятельное выполнение. 17. Карта индивидуальных достижений. Виды контроля: - предварительный (входной) контроль - проверка знаний учащихся на начальном этапе освоения Программы. Проводится в начале реализации Программы в виде входного тестирования. - текущий контроль - отслеживание активности обучающихся в выполнении ими творческих работ. - итоговый контроль - заключительная проверка знаний, умений, навыков по итогам реализации Программы в каждом учебном году. Презентация подготовленных учащимися творческих работ. Концерты. Этапы педагогического контроля Срок Какие знания, умения, навыки проведения контролируются № п/п 1 Предварительный контроль 1. сентябрь Умение слышать музыку, ритмичность, координирование между пением и движением. Текущий контроль 2. декабрь 3. апрель Чистота интонирования, ритмичность. Знания Практический o праздниках, обычаях. тест Запоминание голосовых партий. Чистое Контрольный интонирование. срез Итоговый контроль 4. май 4 5 6 Практический тест Выявление знаний этнографической Открытое терминологии (костюм, вокальные приемы, занятие хореография). Показательные выступления. Календарное планирование 2-го года обучения Кол-во Форма Месяц Число Тема занятия часов занятия Теория/ 1 2 Дыхательная гимнастика. Повторение практика изученного материала. 4 Теория/ практика 1 9 Теория/ практика Теория/ практика 1 Теория/ практика Теория/ практика 1 Изучение народных хоров. 1 Изучение народных хоров. 2 3 Форма подведения сентяб рь 11 16 18 1 Дыхательная гимнастика. изученного материала. Артист говорит речь в пении Артист говорит речь в пении Форма контроля Повторение Тестирование Учим песни 1 Учим песни 1 Двухголосие. Учимся слышать себя в ансамбле. Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика 1 Двухголосие. Учимся слышать себя в ансамбле. Отчетный концерт 1 Русские инструменты. Викторина Теория/ практика Теория/ практика 1 Русские инструменты. Викторина Русские инструменты. Викторина 28 Теория/ практика 1 Поем вместе Что такое унисон? 30 Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика 1 1 Поем вместе Что такое унисон? Разучивание репертуара 1 Разучивание репертуара 1 Что такое частушка? 1 Что такое частушка? 1 Что такое частушка? 14 13 октябр ь 16 21 15 23 16 17 18 6 19 11 20 13 21 ноябр ь 18 20 23 25 24 27 25 2 26 4 27 9 28 32 1 9 12 31 Учим песни 7 11 30 1 2 10 29 Учим песни 30 9 22 1 25 8 14 Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика 23 7 декабр ь 11 16 18 23 1 1 1 Разучивание репертуара 1 Разучивание репертуара 1 Разучивание репертуара 1 Разучивание репертуара 1 Скоморошина. Что это? 1 Скоморошина. Что это? 1 Скоморошина. Что это? 1 Разучивание репертуара 1 Разучивание репертуара Тестирование 25 33 13 34 15 35 20 36 январь 37 27 38 29 39 3 40 5 41 10 42 43 44 12 февра ль 24 46 26 47 3 48 5 49 10 50 12 51 март 24 54 26 55 31 56 2 57 59 17 19 53 58 17 19 45 52 22 апрель 7 9 Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика 1 Разучивание репертуара 1 Разучивание репертуара 1 Двухголосие. Учимся слышать себя в ансамбле. Двухголосие. Учимся слышать себя в ансамбле. Отчетный концерт 1 Танки и хороводы. Песни. 1 Танки и хороводы. Песни. 1 Разучивание репертуара 1 Разучивание репертуара 1 Разучивание репертуара 1 Разучивание репертуара 1 1 Игровой фольклор в масленицу Игровой фольклор в масленицу Игровой фольклор в масленицу Разучивание репертуара 1 Разучивание репертуара 1 Разучивание репертуара 1 Разучивание репертуара 1 1 Шуточные сценки (народный театр) Разучивание репертуара 1 Разучивание репертуара 1 Отчетный концерт 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Кто такой Егорий? Песни приуроченные к празднику Кто такой Егорий? Песни приуроченные к празднику Кто такой Егорий? Песни приуроченные к празднику Разучивание репертуара Разучивание репертуара Тестирование 16 61 21 62 23 63 28 64 30 65 5 66 67 68 Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Практика 14 60 май 7 12 ИТОГО 1 Разучивание репертуара 1 Разучивание репертуара Бытовая 1 Хореография в песнях Бытовая Хореография в песнях Разучивание репертуара 1 Разучивание репертуара 1 Разучивание репертуара 1 Разучивание репертуара 1 Отчетный концерт 1 1 хороводных хороводных Итоги концерта 68 Раздел 4 . Планируемые результаты изучения учебного предмета. Достижение планируемых результатов данной программы в соответствии с ФГОС на ступенях начального и среднего общего образования, отражают все аспекты работы преподавателя с учеником. Существенной частью этого процесса является художественная деятельность, направленная на восстановление ныне утраченных обществом своих исторических и национальных корней. Процесс изучения предмета делится на 3 этапа обучения: подготовительный, начальный и основной. Это позволяет распределять учебный материал на весь период обучения соответственно возрастным возможностям учащихся. Этапы обучения Возраст Срок реализации 6-8 лет 2 года Начальный (1 -2 классы) Начальный (3-4 классы) 8-11 лет 2 года Задачи Знакомство с допесенными формами, с детским, игровым и материнским фольклором. Развитие и закрепление полученных на 1-2 годах обучения знаний, умений , навыков. Знакомство с календарными жанрами, хороводными, шуточными и плясовыми песнями Итоговое завершение программы «Фольклорный ансамбль может проводиться в виде концерта (театрализованного выступления), исполнения концертных программ, творческого показа. Критерии оценки качества исполнения могут быть: - точное знание слов песни; - точное знание партии; - стремление к соответствующей стилю манере пения; - стремление к соблюдению диалектных особенностей; - эмоциональность исполнения; - соответствие художественному образу песни. Оптимальный вариант итогового контроля — концертно-творческая деятельность: регулярное участие в акциях, фестивалях народного творчества, смотрах и конкурсах, образовательных программах, в проведении мастер-классов, семинаров и конференций, а также в иных мероприятиях уровня образовательного учреждения, районного и областного уровня. Раздел 5. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса. Минимально необходимый для реализации в рамках образовательной программы дополнительного учебного предмета «Фольклорный ансамбль» перечень аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя: - учебные аудитории для индивидуальных, групповых и мелкогрупповых занятий, концертный зал; - звукотехническое оборудование (музыкальный центр, персональный компьютер); - мультимедиа-оборудование - музыкальные и шумовые инструменты - костюмные комплексы для девочек и для мальчиков - театральные ширмы - кукольные игрушки (перчаточные, марионетки, на тростях и другие для фольклорных сценок и спектаклей) - бытовая утварь для оформления концертов и выступлений ансамбля и погружения в этносреду (половики, полотенца, коврики, прялки, кухонная утварь и т.п.) Раздел 6. Списки рекомендуемой методической и нотной литературы, аудио и видеоматериалов 1. 2. 3. 4 5 6. 7. 1. Список рекомендуемой методической литературы Алексеев А. Русский календарно-обрядовый фольклор Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, «Наука», Сибирское предприятие РАН, Серия книг «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» Ананичева Т. Песенные традиции Поволжья. М., «Музыка»,1991 Вендина Т. И., Попов И. А. Атлас русских народных говоров, 2004 Карачаров И. Н. Песенные традиции бассейна реки Пселл. Белгород, «Крестьянское дело», 2004 Костюмы Курской губернии. Курск, 2008 Красовская Ю. Е. Человек и песня. Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности» № 14. М., «Советский композитор», 1989. Куприянова Л. Л. Русский фольклор, учебник (1-4 классы), «Мнемозина», 2002. 8. Колотыгина И. А. Песни Ставропольского края. Исторический очерк // Музыкальный фольклор. Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 15. — М., 1974. — С. 9. Мельник Е. Варженские певицы и их песни. М., «Советский композитор», 1986. 10. Новицкая М. Ю. От осени до осени. Хрестоматия. Издание центра Планетариум. М., 1994. 11. Прокопец О. Н. Традиционная культура Тульского края. М., 1998. 12. Руднева А. В. Курские танки и карагоды. M.,1975. 13. Рудиченко Т. С. Донская казачья песня в историческом развитии. Ростов, 2004 14. Толстая С. М. Полесский народный календарь. М., «Индрик», 2005. 2. Список рекомендуемой методической литературы 1. Анисимова А. П. Песни и сказки Пензенской области. Пенза,195З 2. Бондарева Н. Русские народные песни Алтайского края. М., 1995 3. Ведерникова Н. М. Фольклор Калужской губернии. «Родник», 1998 4. Веретенников И. И. Южнорусскиекарагоды. Белгород, «Везелица»,199З. 5. Власов А. Н. «А в Усть-Цильме поют». Сборник. Издательство «ИнКа»,1992 6. Гилярова Н. Н. Музыкальный фольклор Рязанской области. 2-е издание. - Рязань: ОНМЦ, 1994. 7. Гилярова Н. Н. Новогодние поздравительные песни Рязанской области. М., 1985. 8. Дорофеев Н. И. Русские народные песни Забайкалья. Семейский распев. «Советский композитор», 1989. 9. Ефименкова Б. Б. Северная причеть. М., «Советский композитор», 1980. 10. Мехнецов А. М. Лирические песни ТомскогоПриобья. Л., «Советский композитор», 1986. 11. Мехнецов А. М. Хороводные песни, записанные в Томской области. Л. «Советский композитор». 1973. 12. Померанцева Э. В. Фольклор Ярославской области. Ярославское издательство,1958 13. Потанина Р. П. Обрядовые песни русской свадьбы Сибири. Новосибирск, «Наука», 1981. 14. Рубцов Ф. А. Русские народные песни Смоленской области. Ленинград. Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1991. 15. Савельева Н. М. Календарные и свадебные песни села Верещаки Брянской области. Сборник. Брянск, 1993. 16. Савельева Н. М. Сумские песни. М., МГК им. Чайковского, 1995. 17. Тархова А., Мальков Н. Песни села Канаевки. Пенза, 2006. 18. Терентьева Л. А. Народные песни Куйбышевской области. Куйбышевский государственный институт культуры, 1983. 19. Фѐдоров А. И. Хороводные и игровые песни Сибири. Новосибирск, «Наука», 1985. 20. Христиансен Л. Л. Уральские народные песни. 21. Щуров В. М. Русские песни Алтая. Выпуск 1. Песни Убино-Ульбинской долины. М., «Композитор», 2004. 22. Щуров В. М. Южнорусская песенная традиция. Исследования. М., «Советский композитор», 1987 3. Список рекомендуемых аудио и видеоматериалов аудио записи этнографических исполнителей и коллективов 1. Антология. «Музыкальный фольклор СССР», «Фирма Мелодия», 1989. Пластинка 1 «Народная музыка южной России», пластинка 2 «Песни русского казачества» 2. Антология. «Музыкальное творчество народов СССР», Музыкальный фольклор средней полосы России и Поволжья, «Фирма Мелодия», 1990 3. Антология. «Музыкальное творчество народов СССР», Русская народная музыка Севера и Сибири, BTПO «Фирма Мелодия», 1990 4. Антология. «Музыкальное творчество народов СССР», Музыкальный фольклор западной России, «Фирма Мелодия», 1990 5. «Антология народной музыки. Душа народа». «Фирма Мелодия», 2009 6. Песни Вятской губернии и Белорусского Полесья. (Аудио приложение к книге М. Л. Копыловой «В поисках костяной иглы») , 2005: Экспедиционные записи Вятской губернии «Календарь» и «Свадьба» 1. Из коллекции Кабинета народной музыки Воронежской государственной академии искусств, выпуски 1-8, «Фольклорный ансамбль села Фощеватово Белгородской области», «Фольклорный ансамбль села Плѐхово Курской области», «Фольклорный ансамбль Русская Буйловка Воронежской области», «Фольклорный ансамбль села Глуховка Белгородской области», «Фольклорный ансамбль сел Пузево и Гвазда Воронежской области», «Фольклорный ансамбль «Воля» Воронежского государственного института искусств». 2. Из собрания фонограмм архива Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, «Эпические стихи и притчи Русского Севера», 1986 3. Из собрания фонограмм архива Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, «Музыкальный эпос русского севера», 2008 год 4. «На Петра хлеб пекла». Исторические концерты Фольклорной комиссии. (Песни РусскоБелорусско-Украинского пограничья), APE 5. «Конь бежит колокол звенит». Песни Архангельской, Псковской и Витебской земель, 1999г. 6. Народный календарь. Песни народных праздников и обрядов. Выпуски 1 и 2. «Фирма Мелодия», 1989 7. Традиционная музыка русского северо-запада «Музыка Русского Поозерья», Традиции музыкальной жизни.2005 8. Традиционное искусство Поозерья. «Вечериночная музыка». «Мелодия», 1990 9. «Казаки — некрасовцы на концерте в Московской консерватории». «Мелодия», 1984 4. другие аудио и видеоматериалы - цикл видео фильмов «Мировая деревня» и «За околицей»; - телевизионные передачи из цикла «Странствия музыканта» TMK «Россия-Культура»; - экспедиционные записи отечественных фольклористов: Гиляровой Н. Н, Кабанова А. С., Красовского А. В., Медведевой В. Н., Мехнецова А. М., Пушкиной С. И., Illypoвa В. М.и др.