Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Футбол (физкультурно-спортивной направленности)

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Деевская средняя общеобразовательная
школа»
РАССМОТРЕНО
Школьным педагогическим советом
Протокол №1
от «30» августа 2024 г.
_________Е.А. Дунаева

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
МОУ «Деевская СОШ»
________Л.В. Болотова
«30» августа 2024 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор
МОУ «Деевская СОШ»
________ А.А.Жолобов
«02» сентября 2024 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Футбол»
физкультурно-спортивной направленности
Возраст обучающихся: 11-15 лет
Срок реализации программы: 2024-2025 уч.г.
Трудоемкость программы: 107 ч.
Форма обучения: очная
Уровень сложности: базовый
Автор-разработчик:
педагог дополнительного образования
Р.А. Ахмадиев

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Система физического воспитания в нашей стране имеет многолетний опыт становления
и направлена на решение основных социально значимых задач: укрепление здоровья
населения, физическое и двигательное развитие и воспитание высоких нравственных
качеств.
Особое внимание уделяется детскому возрасту, поскольку на этом этапе развития
закладывается основа дальнейшего совершенствования и формируется потенциал
физических возможностей, которые могут быть реализованы в различных сферах
деятельности человека.
Данная
рабочая
программа
является
программой
дополнительного
образования,предназначена для занятий в общеобразовательном учреждении в спортивных
клубах и направлена на выявление и развитие способностей детей, приобретение ими
определенных знаний и умений и ориентирована на развитие компетентности в данной
области, формирование навыков на уровне практического применения.
Программа направлена на повышение двигательной активности детей и
подростков, совершенствование технических умений и приобретение новых
двигательных навыков, формирование умения работать в команде, воспитывая тем
самым дисциплинированность и ответственность.
Программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
1.
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
2.
Федеральным
проектом
«Успех
каждого
ребенка»,
утвержденным 07.12.2018;
3.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от
29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года»;
4.
Концепцией развития дополнительного образования детей до
2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской
Федерации от 31.03.2022 № 678-р (далее – Концепция);
5.
Постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
6.
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным
программам»;
7.
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от
22.09.2021 №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
8.
Приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;

9.
Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ
Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 №09-3442;
10. Уставом МОУ «Деевская СОШ».
Направленность образовательной программы - физкультурно-спортивная.
Актуальность образовательной программы заключается в том, что у взрослого и детского
населения России в последнее десятилетие значительно понижаются показатели критериев
здоровья, мотивации здорового образа жизни, пристрастие к вредным привычкам и
наркотическим веществам. Поэтому вовлечение и привитие мотивации к здоровому образу
жизни необходимо начинать с младшего школьного возраста. Программа актуальна на
сегодняшний день, так как ее реализация восполняет недостаток двигательной активности,
имеющийся у детей в связи с высокой учебной нагрузкой, имеет оздоровительный эффект, а
также благотворно воздействует на все системы детского организма.
На уроках физической культуры учащихся получают определенные навыки игры в
футбол, но для этого в учебной программе отведено небольшое количество часов. Этого
недостаточно, чтобы в совершенстве овладеть навыками игры. Данные занятия позволяют
учащимся получить определенные навыки игры в волейбол. Занятия способствуют
укреплению костно-связочного и мышечного аппарата, улучшению обмена веществ в
организме. В процессе занятий футболист достигает гармоничного развития своего тела,
красоты и выразительности движений. Занятия рассчитаны на учащихся с 11-15 лет и
реализуются в течение учебного года. Программа служит основным документом для
эффективного построения многолетней подготовки резервов квалифицированных
футболистов и содействия успешному решению задач физического воспитания детей
школьного возраста.
Новизна образовательной программы заключается в том, что в ней предусмотрено
уделить большее количество учебных часов на разучивание и совершенствование
тактических приемов, что позволит учащимся идти в ногу со временем и повысить уровень
соревновательной деятельности в футболе. Реализация программы предусматривает также
психологическую подготовку. Кроме этого, по ходу реализации программы, предполагается
использование тестирования для перехода на следующий этап обучения, поиск информации
в интернете, просмотр учебных программ, видеоматериала.
Педагогическая целесообразность образовательной программы:
Футбол - один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших
всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание.
Чтобы играть в футбол, необходимо уметь быстро бегать, мгновенно менять направление и
скорость движения, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью и выносливостью.
Эмоциональные напряжения, испытываемые во время игры, вызывают в организме
занимающихся высокие сдвиги вдеятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем.
Качественные изменения происходят и в двигательном аппарате. Постоянные
взаимодействия с мячом способствуют улучшению глубинного и периферического зрения,
точности и ориентировке в пространстве.
Игра в футбол развивает также мгновенную реакцию на зрительные и слуховые
сигналы, повышает мышечное чувство и способность к быстрым чередованиям напряжений
и расслаблений мыши. Небольшой объем статических усилий и нагрузок в игре благотворно
влияет на рост юных спортсменов. Обучение содержанию программного материала
построено на основе общих методических положений:
 от простого к сложному,
 от частного к общему,



с использованием технологий личностно - ориентированного подхода в обучении.
Развитие двигательных качеств на всех этапах подготовки проходит в соответствии с
сенситивными возрастными периодами.
Отличительные особенности образовательной программы:
При достаточно ограниченном выборе учащихся тренер-преподаватель зачисляет в
группы начальной подготовки всех желающих заниматься футболом. Поэтому главным
направлением учебно-тренировочного процесса является:
1. Создание условий для развития личности юных футболистов.
2. Укрепление здоровья обучающихся, соблюдение требований личной и общественной
гигиены, организация врачебного контроля.
3. Воспитание морально-волевых качеств, дисциплинированности и ответственности юных
футболистов.
4. Формирование знаний, умений и навыков по футболу.
5. Привитие любви к систематическим занятиям спортом.
6. Достижение оптимального для данного этапа уровня технической и тактической
подготовленности юных футболистов.
Адресат образовательной программы:
В программу принимаются дети в возрасте 11-15 лет, проявляющие интерес к
занятиям по футболу, допущенные врачом к занятиям физической культурой. В дальнейшем
они проходят медицинский контроль 2 раза в год.
Два раза в год (декабрь, май) в учебно-тренировочных группах проводятся
контрольные испытания по общей, специальной физической и технической подготовке.
Уровень образовательной программы, объем и сроки:
Программа дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности
«Футбол» рассчитана на 1 год обучения – 107 учебных часа и предполагает равномерное
распределение этих часов по неделям с целью проведение регулярных еженедельных
дополнительных занятий со школьниками. Уровень программы – базовый.
Программа предусматривает работу в каникулярное время. Режим занятия по данной
программе проводятся в форме урока. Периодичность - три раза в неделю по одному
учебному часу ограниченному временем (45 мин).
Место проведения: спортивный зал школы, школьный стадион.
Особенности набора детей: учащиеся с разным уровнем физической подготовленности,
группой здоровья - основная и подготовительная (по заключению врача).
Цель образовательной программы:
 содействие всестороннему развитию личности школьника посредством дополнительных
занятий футболом.
Задачи образовательной программы:
 укрепление здоровья;
 содействие правильному физическому развитию;
 формирование у занимающихся необходимых теоретических знаний в области
физической культуры для самостоятельного использования их в повседневной жизни;
 овладение основными приемами техники и тактики игры футбол;
 развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и
гибкости;
 привитие организаторских навыков;




подготовка учащихся к соревнованиям по футболу;
воспитание
моральных
и
волевых
качеств,
дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы;

смелости,

настойчивости,

Ожидаемые результаты и способы их проверки:
При посещении свыше 70% занятий должны наблюдаться сформированные
знания по теоретическому разделу программы, практические умения в освоенных
упражнениях, учащиеся должны демонстрировать прикладное значение изученных
упражнений. Сформирована «школа мяча», владение основными техническими
приемами футбола. Понимание сущности игры, значение техники и тактики. Умение
не только самостоятельно выполнять действие, но и обучать упражнениям товарищей.
Самостоятельно (в команде) выбирать тактический вариант игры и реализовывать его,
распределяя роли игроков. Активно взаимодействовать в команде. На протяжении 15
минут учебной игры (2х7,5 минут по правилам мини футбола) демонстрировать
высокий уровень работоспособности, без снижения эффективности освоенных
технических действий
Способ проверки:
- участие в соревнованиях различного уровня.
- турнир (между собой, между другими командами
Формы обучения:








групповая;
игровая;
индивидуально-игровая;
в парах;
индивидуальная;
практическая;
комбинированная;

Режим занятий:
Год
обучения

Количество часов
в год

1-й год обучения

107

Количество
обучающихся
в группе
10-15

Количество
занятий в неделю
3

Особенности организации образовательного процесса:
Основными формами учебно-воспитательного процесса при реализации программы
являются:
 Групповые, теоретические и практические занятия;
 Соревнования различного уровня (тренировочные, школьные, районные);
 Подвижные игры;
 Эстафеты;
 Квалификационные испытания.
Определяющей формой организации образовательного процесса по данной программе
является секционные, практические занятия и соревнования.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Футбол - один из наиболее массовых и любимых видов спорта у нас в стране. Занятия
футболом улучшают работу сердечно - сосудистой и дыхательной систем, укрепляют
костную систему, развивают подвижность суставов. Постоянное взаимодействие с мячом
способствует улучшению периферического зрения, ориентировке в пространстве.
Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в футбол требует
от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и
умения пользоваться приобретенными навыками. Развивается чувство ответственности,
коллективизма, скорость принятия решений.
Предлагаемая программа помогает улучшить физические, физиологические и
психические возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий,
дополняющих уроки физической культуры.
В предложенной программе выделяются четыре раздела:
1. Основы знаний.
2. Общая и специальная физическая подготовка.
3. Техническая подготовка.
4. Тактическая подготовка.
В разделе «Основы знаний»представлен материал по истории развития футбола,
правила соревнований, жесты судей, ТБ во время занятий футболом.
В разделе «Общая и специальная физическая подготовка» даны упражнения,
строевые команды и другие двигательные действия, которые способствуют формированию
общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают
определенные двигательные качества.
В разделе «Техника и тактика игры»представлен материал по футболу
способствующий обучению техническим и тактическим приемам.
Практическая часть более чем на 90 % представлена практическими действиями –
физическими упражнениями.
Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом необходимых
теоретических понятий, беседу с учащимися, показ изучаемых технических элементов,
просмотр презентаций.
Два раза в год должны проводиться контрольные испытания по общей и специальной
подготовке.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
1.





2.




3.



Основы знаний (теоретическая часть):
история возникновения и развитие футбола;
сведения о строении и функциях организма человека;
правила игры в футбол, понятие о методике судейства, жесты судей;
роль соревнований в спортивной подготовке юных футболистов;
места занятий, инвентарь.
Общефизическая подготовка (практическая часть):
строевые упражнения;
гимнастические упражнения;
легкоатлетические упражнения;
подвижные и спортивные игры.
Специальная физическая подготовка (практическая часть):
упражнения для привития навыков быстроты ответных действий;
подвижные игры;




4.

упражнения для развития скорости;
упражнения для развития качеств, необходимых при приемах и передачах мяча;
упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении ударов по воротам;
Техническая подготовка (практическая часть):
Техника нападения
 перемещения и стойки;
 действия с мячом, передачи мяча, удары по мячу;
Техника защиты:
 действия без мяча: воспрепятствовать сопернику в получении мяча (закрывание);
 овладеть мячом, сыграв на перехват (перехват).
5. Тактическая подготовка:
Тактика нападения:
 индивидуальные действия;
 командные действия.
Тактика защиты:
 индивидуальные действия;
 командные действия.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№
п/п

Содержание

1. Основы знаний
2. Общая физическая подготовка
3. Техническая подготовка
4. Тактическая подготовка
ИТОГО

4.1 Календарно-тематическое планирование
№
Форма
Кол-во
Месяц
Число
п/п
занятия
часов
1
2
Теория
1
2
4
Теория
1
3
6
Теория
1
Теория/
4
9
1
практика
Теория/
5
11
1
практика
сентябрь
Теория/
6
13
1
практика
Теория/
7
16
1
практика
Теория/
8
18
1
практика
Теория/
9
20
1
практика

Учащиеся 11-15 лет
Группа 10-15 человек
3
10
45
49
107

Тема занятия
Основы знаний
Основы знаний
Основы знаний
Общая физическая
подготовка
Общая физическая
подготовка
Общая физическая
подготовка
Общая физическая
подготовка
Общая физическая
подготовка
Общая физическая
подготовка

Форма
контроля
Беседа
Беседа
Беседа

Зачет

10

23

11

25

12

27

13

30

14

2

15

4

16

7

17

9

18

11

19

14

20

октябрь

16

21

18

22

21

23

23

24

25

25

28

26

30

27

1

28

6

29

8

30

11

31

ноябрь

13

32

15

33

18

34

20

35

22

Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/

1
1
1
1

Общая физическая
подготовка
Общая физическая
подготовка
Общая физическая
подготовка
Общая физическая
подготовка

1

Техническая подготовка

1

Техническая подготовка

1

Техническая подготовка

1

Техническая подготовка

1

Техническая подготовка

1

Техническая подготовка

1

Техническая подготовка

1

Техническая подготовка

1

Техническая подготовка

1

Техническая подготовка

1

Техническая подготовка

1

Техническая подготовка

1

Техническая подготовка

1

Техническая подготовка

1

Техническая подготовка

1

Техническая подготовка

1

Техническая подготовка

1

Техническая подготовка

1

Техническая подготовка

1

Техническая подготовка

1

Техническая подготовка

1

Техническая подготовка

Зачет

36

25

37

27

38

29

39

2

40

4

41

6

42

9

43

11

44

12

45

декабрь

13

46

16

47

18

48

20

49

23

50

25

51

27

52

10

53

13

54

15

55

17

56

январь

20

57

22

58

24

59

27

60

29

практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика

1

Техническая подготовка

1

Техническая подготовка

1

Техническая подготовка

1

Техническая подготовка

1

Техническая подготовка

1

Техническая подготовка

1

Техническая подготовка

1

Техническая подготовка

1

Техническая подготовка

1

Техническая подготовка

1

Техническая подготовка

1

Техническая подготовка

1

Техническая подготовка

1

Техническая подготовка

1

Техническая подготовка

1

Техническая подготовка

1

Техническая подготовка

1

Техническая подготовка

1

Техническая подготовка

1

Техническая подготовка

1

Техническая подготовка

1

Техническая подготовка

1

Техническая подготовка

1

Тактическая подготовка

1

Тактическая подготовка

Зачет

61

31

62

3

63

5

64

7

65

10

66

12

67

14
февраль

68

17

69

19

70

21

71

24

72

26

73

28

74

3

75

5

76

7

77

10

78

12

79

14

80

март

17

81

19

82

21

83

24

84

26

85

28

86

31

Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/

1

Тактическая подготовка

1

Тактическая подготовка

1

Тактическая подготовка

1

Тактическая подготовка

1

Тактическая подготовка

1

Тактическая подготовка

1

Тактическая подготовка

1

Тактическая подготовка

1

Тактическая подготовка

1

Тактическая подготовка

1

Тактическая подготовка

1

Тактическая подготовка

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Тактическая подготовка
Тактическая подготовка
Тактическая подготовка
Тактическая подготовка
Тактическая подготовка
Тактическая подготовка
Тактическая подготовка
Зачет
Тактическая подготовка
Тактическая подготовка
Тактическая подготовка
Тактическая подготовка
Тактическая подготовка
Тактическая подготовка
Тактическая подготовка

87

2

88

4
апрель

89

7

90

9

91

11

92

14

93

16

94

апрель

18

95

21

96

23

97

25

98

5

99

7

100

12

101

14

102

16
май

103

19

104

21

105

23

106

26

107

28
ИТОГО

практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
107

Тактическая подготовка
Тактическая подготовка
Тактическая подготовка
Тактическая подготовка
Тактическая подготовка
Тактическая подготовка
Тактическая подготовка
Тактическая подготовка
Тактическая подготовка
Тактическая подготовка
Тактическая подготовка
Тактическая подготовка
Тактическая подготовка
Тактическая подготовка
Тактическая подготовка
Тактическая подготовка
Тактическая подготовка
Тактическая подготовка
Тактическая подготовка
Тактическая подготовка
Тактическая подготовка

5. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
№
п\п
1
2
3
4
5
6.

1
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7.
8.

Наименование объектов и средств материально-технического
Количество
обеспечения
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Футбол. Ю.Д.ЖелезнякВ.П.Водянникова. Москва«Просвещение»,2002.
1
«Справочник
учителя
физической
культуры»,
П.А.Киселев,
1
С.Б.Киселева; - Волгоград: «Учитель»,2008.
Организация работы спортивных секций в школе. Программы,
1
рекомендации. А.Н.Каинов, Волгоград: «Учитель» 2010.
Внеурочная деятельность учащихся. Футбол.- Г.А. Колодницкий,
1
В.С.Кузнецов,М.В.МасловМосква «Просвещение» ФГОС 2013.
Как помочь детям стать здоровыми: Методическое пособие / Е.А.
1
Бабенкова, - М.: ООО «Издательство Астрель», 2003.
«Дружить со спортом и игрой», Г.П.Попова; Волгоград:
1
«Учитель»,2008.
Информационно-коммуникативные средства
Мультимедийные средства обучения
1
Технические средства обучения
Компьютер с программным обеспечением
1
Интерактивная доска
1
Мультимедийный проектор
1
Документ – камера
1
Инвентарь
Ворота футбольные
2
Барьер многофункциональный
8
Мяч футбольный
10
Фишки для эстафет и спортивных игр
20
Конус разметочный
8
Координационная лестница
2
Секундомер
1
Гимнастические скамейки
4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».