РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ».
1-4 классы
Программа курса «Читательская грамотность» для 1-4 классов составлена в соответствии
с требованиями ФГОС НОО , с основной образовательной программой начального общего
образования и примерными программами начального общего образования.
Общий объем учебного времени составляет 135 часов. Из них в 1-м классе – 33 часа (1 час
в неделю), во 2-м классе – 34 часа (1 час в неделю), в 3-м классе – 34 часа (1 час в неделю),
в 4-м классе – 34 часа (1 час в неделю).
Результаты освоения курса.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Читательская грамотность»
достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности,
обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника,
ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания.
Личностные результаты освоения программы предмета «Читательская грамотность»
отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений,
развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным,
социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения
сформированных представлений и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
1) становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине,
проявление интереса к изучению родного языка,
истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и
настоящего в культуре общества;
2) осознание своей этнокультурной и российской
сопричастности к прошлому, настоящему и будущему
гражданской
идентичности,
своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и
других народов в процессе восприятия и анализа
произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов
России;
3) первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
1) освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого
человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других
моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их
национальности, социального статуса, вероисповедания;
2) осознание этических понятий, оценка поведения и поступков
художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
персонажей
3) выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и
систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
4) неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям.
Эстетическое воспитание:
1) проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к
различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах
художественной деятельности;
2) приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической
оценки произведений фольклора и художественной литературы;
3) понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств,
создающих художественный образ.
Физическое воспитание,
благополучия:
формирование
культуры
здоровья
эмоционального
1) соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной);
2) бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
1) бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и
животных, отражённых в литературных произведениях;
2) неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира,
понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа,
способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
1) овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных
задач;
2) потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами
литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности,
любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и
художественной литературы, творчества писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Читательская грамотность» в начальной школе у
обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:
базовые логические действия:
1) сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали),жанру, соотносить
произведение и его автора, устанавливать основания
для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
2) объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
3) определять существенный признак
произведения по темам, жанрам и видам;
для
классификации,
классифицировать
4) находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции),
восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять
аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
5) выявлять недостаток информации для решения учебной(практической) задачи на
основе предложенного алгоритма;
6) устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и
художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике
поступков героев;
базовые исследовательские действия:
1) определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на
основе предложенных учителем вопросов;
2) формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
3) сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на
основе предложенных критериев);
4) проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина —
следствие);
5) формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
6) прогнозировать возможное развитие процессов, событийи их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях; работа с информацией:
1) выбирать источник получения информации;
2) согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
3) распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа её проверки;
4) соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей)
правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
5) анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
6) самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
У обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия:
общение:
1) воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
2) проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога
и дискуссии;
3) признавать возможность существования разных точек зрения;
4) корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
5) строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
6) создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
7) готовить небольшие публичные выступления;
8) подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
У обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:
самоорганизация:
1) планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
2) выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
1) устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
2) корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
1) формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
2) принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
3) проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
4) ответственно выполнять свою часть работы;
5) оценивать свой вклад в общий результат;
6) выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по
учебному предмету «Читательская грамотность» отражают специфику содержания
учебного курса, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися
в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам
обучения.
К концу обучения в первом классе обучающийся научится:
1) Владеть техникой (навыком) слогового плавного (с переходом на чтение целыми
словами) осознанного и правильного чтения вслух с учётом индивидуальных
возможностей.
2) Воспринимать фактическое содержание текста, осмысливать, излагать фактический
материал; устно отвечать на вопросы, подтверждать свой ответ примерами из
текста; задавать вопросы к фактическому содержанию произведения; участвовать в
беседе по прочитанному.
3) Определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения
под руководством учителя.
4) Определять в произведении хронологическую последовательность событий,
восстанавливать последовательность событий в произведении. Воспроизводить
содержание текста пo плану под руководством взрослого.
5) Характеризовать героя произведения, давать элементарную оценку (положительная
/ отрицательная и почему) его поступкам. Объяснять значение незнакомого слова с
опорой на контекст.
Получат возможность научиться:
1) Характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам.
2) Сравнивать героев одного произведения по заданным критериям.
3) Находить в тексте средства художественной выразительности (звукоподражание,
сравнение), понимать их роль в произведении, использовать выразительные
средства языка в собственном высказывании.
Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием
словарей.
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
1) объяснять важность чтения для решения учебных задач и применения в различных
жизненных ситуациях: переходить от чтения вслух к чтению про себя в
соответствии с учебной задачей, обращаться к разным видам чтения (изучающее,
ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное), находить в
художественных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций,
быта, культуры разных народов, ориентироваться в нравственно-этических
понятиях в контексте изученных произведений;
2) читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов
доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные
произведения в темпе не менее 40 слов в минуту (без отметочного оценивания);
3) различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности
стихотворного произведения (ритм, рифма);
4) понимать содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения:
отвечать и формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения;
5) владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять
тему и главную мысль, воспроизводить последовательность событий в тексте
произведения, составлять план текста (вопросный, номинативный);
6) описывать характер героя, находить в тексте средства изображения (портрет) героя
и выражения его чувств, оценивать поступки героев произведения, устанавливать
взаимосвязь между характером героя и его поступками, сравнивать героев одного
произведения по предложенным критериям, характеризовать отношение автора к
героям, его поступкам;
7) объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием
словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном
значении;
8) осознанно применять для анализа текста изученные понятия (автор, литературный
герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения, сравнение, эпитет);
9) участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: понимать
жанровую принадлежность произведения, формулировать устно простые выводы,
подтверждать свой ответ примерами из текста;
10) пересказывать (устно) содержание произведения подробно, выборочно, от лица
героя, от третьего лица;
11) читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения,
инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
12) составлять высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не
менее 5 предложений);
13) ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, аннотации,
иллюстрациям, предисловию, условным обозначениям;
14) выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка,
используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
15) использовать справочную литературу для получения дополнительной информации
в соответствии с учебной задачей.
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
1) отвечать на вопрос о культурной значимости устного народного творчества и
художественной литературы, находить в художественных произведениях
отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов,
ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных
произведений;
2) читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные
виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое
выборочное);
3) читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов
доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные
произведения в темпе не менее 60 слов в минуту (без отметочного оценивания);
4) различать художественные произведения и познавательные тексты;
5) различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности
стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое
произведение от эпического;
6) понимать
жанровую
принадлежность,
содержание,
смысл
прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы к
учебным и художественным текстам;
7) владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать
тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте
произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста; составлять план текста
(вопросный, номинативный, цитатный);
8) характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам
героев, составлять портретные характеристики персонажей; выявлять взаимосвязь
между поступками, мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного
произведения и сопоставлять их поступки по предложенным критериям (по
аналогии или по контрасту);
9) отличать автора произведения от героя и рассказчика, характеризовать отношение
автора к героям, поступкам, описанной картине, находить в тексте средства
изображения героев(портрет), описание пейзажа и интерьера;
10) объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием
словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном
значении, средств художественной выразительности (сравнение, эпитет,
олицетворение);
11) осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный
герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения,
эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение);
12) участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить
монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением орфоэпических и
пунктуационных норм, устно и письменно формулировать простые выводы,
подтверждать свой ответ примерами из текста; использовать в беседе изученные
литературные понятия;
13) пересказывать произведение (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица
героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица;
14) при анализе и интерпретации текста использовать разные типы речи
(повествование, описание, рассуждение) с учётом специфики учебного и
художественного текстов;
15) читать по ролям с соблюдением норм произношения, инсценировать небольшие
эпизоды из произведения;
16) составлять
устные
и
письменные
высказывания
на
основе
прочитанного/прослушанного текста на заданную тему по содержанию
произведения (не менее 8 предложений), корректировать собственный письменный
текст;
17) составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;
18) сочинять тексты, используя аналогии, иллюстрации, придумывать продолжение
прочитанного произведения;
19) использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку,
оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски,
примечания);
20) выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка,
используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
21) использовать справочные издания, в том числе верифицированные электронные
ресурсы, включённые в федеральный перечень.
К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:
1) Владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать бегло, со скоростью,
позволяющей понимать прочитанное, правильно (без искажений), сознательно и
выразительно (передавая своё отношение к читаемому, делая смысловые акценты,
соблюдая паузы); в соответствии с учебной задачей обращаться к различным видам
чтения (изучающее, выборочное, ознакомительное, просмотровое).
2) Воспринимать
фактическое
содержание
художественного,
научнопознавательного и учебного текстов, осмысливать, излагать фактический материал;
отвечать на вопросы в устной и письменной формах, подтверждать свой ответ
примерами из текста; задавать вопросы к прочитанным произведениям, в том числе
проблемного характера; участвовать в беседе по прочитанному. Различать автора
произведения, его героя и того, кто о нём рассказывает, определять тему и главную
мысль прочитанного или прослушанного произведения.
3) Определять в произведении хронологическую последовательность событий,
находить и самостоятельно составлять портретные характеристики героев,
описание пейзажа, интерьера. Пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато),
включая в свой ответ повествования, описания или рассуждения. Составлять план
текста (вопросный, номинативный, цитатный). Характеризовать героев
произведения, давать оценку их поступкам; устанавливать взаимосвязь между
поступками, мыслями, чувствами героев. Сравнивать героев одного произведения и
героев разных произведений по предложенным критериям, а также самостоятельно
определять критерии для сравнения.
4) Находить в тексте средства художественной выразительности (метафора,
олицетворение, эпитет, сравнение), понимать их роль в произведении;
использовать в речи выразительные средства языка для передачи своих чувств,
мыслей, оценки прочитанного.
5) Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием
словарей и других источников информации.
2. Cодержание курса.
Раздел «Виды речевой деятельности» (8 ч.) включает следующие содержательные
линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения).
Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и
письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения.
Аудирование (слушание) — это умение слушать и слышать, то есть адекватно
воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных
текстов).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по
объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения;
выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений,
соответствующих смыслу текста.
Говорение (культура речевого общения) определяет специфические умения вести диалог,
отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил
речевого этикета, воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах,
выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании
авторский замысел, передавая основную мысль текст.
Раздел «Виды читательской деятельности» (60 ч.) включает в себя работу с разными
видами текста.
Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: восприятие
изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения, научнопопулярного текста; воссоздание картины жизни, представленной автором; установление
причинно-следственных связей в художественном, учебном и научно-популярном
текстах; понимание авторской позиции в произведении; выделение главной мысли текста.
Предусматривает ознакомление ребенка младшего школьного возраста с книгой как
источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
В разделе «Круг детского чтения» (48 ч.) реализуются принципы отбора содержания
чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного
выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской
деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и
нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности
для восприятия детьми, читательских предпочтений младших школьников.
Раздел
«Литературоведческая
пропедевтика»
(7
ч.)
содержит
круг
литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления
с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах
выразительности языка.
Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных
произведений)» (12 ч.) является ведущим элементом содержания начального этапа
литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе
читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми
знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность. Особое внимание
уделяется созданию различных форм интерпретации текста.
3. Тематическое планирование
№
1
2
Тема
И.
Токмаковой
«Сентябрь».
Сказка о
медвежатах и
детёнышах
панды.
3.
Надёжная
защита.
4.
Одежда для
яблок
Содержание
Стихотворение И.
Токмаковой
«Сентябрь».
Готовимся к
выразительному
чтению
стихотворения И.
Токмаковой
«Сентябрь»
Учебный текст
«Сказка о
медвежатах и
детёнышах панды»,
«Пролететь сквозь
облако» .Сведения о
белых медведях.
Учебный текст «
Надёжная защита»
Учебный текст
«Одежда для яблок».
Понятие «диалог»
ЭОР
Виды деятельности
Первый год обучения 33 часа
Прогнозирование содержания
стихотворения.
Формирование эмоциональной
оценки стихотворения.
Библиотека
Анализ средства
ЦОК
художественной
https://m.edsoo.ru/7f4 выразительности: сравнение.
Развитие технической стороны
10de8
чтения. Сопровождающее
чтение. Развитие
интонационного строя речи.
Выразительное чтение
стихотворения.
Взаимная оценка
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
Умение в устной речи выражать
свои мысли в
соответствии с поставленной
задачей или вопросом
Установление причинноследственных связей в тексте
Прогнозирование содержания
стихотворения..
Рассуждение в форме простых
суждений об объекте. Умение
учитывать разные мнения.
Формирование собственного
мнения и позиций.
5.
6.
7
8
Учебный
текст
«Приятный» запах
помойки.» Понятие
«метр»,
«килограмм».
«Приятный»
запах
помойки.
Сказка
Русалочке.
о Учебный
текст Библиотека ЦОК
«Сказка
о
Русалочке». Понятие https://m.edsoo.ru/7f4
10de8
«моя безопасность»
Рисовые
картины
Договор кота
и
мышей.
Почему
в
мире
много
Кузнецовых?
9
10
Как напугать
с
помощью
воздуха.
Доктор
медведь.
Деньги
гроши
Формирование
текст на части.
умения
делить
Учебный
текст
«Рисовые картины».
Понятия
Формирования умения задавать
вопросы по содержанию.
«ландшафтный
дизайн».
Рисование картины для рисового
поля.
«флористика»,
Деление
текста
на
части,
озаглавливание каждой части.
Учебные
тексты https://bomoonlight.ru
«Договор кота и /azbuka
мышей», «Почему в
мире
много
Кузнецовых?»
Умение
задавать
вопросы.
Умение
приходить
от
в
выполнения
действий
в
умственном плане к выполнению
их во внешнем плане и обратно.
Учебный
текст
о «Сказка о львёнке и
и мяче». Понятие «что
такое хорошо и что
такое плохо»
Сказка
львёнке
мяче.
11
Умение искать и отбирать
информацию, необходимую для
ответа на поставленный вопрос.
Формирование навыков работы с
содержащейся
в
тексте
информацией.
Умение
обмениваться информацией в
парной деятельности
Учебные
тексты
«Как напугать с
помощью воздуха»,
«Доктор медведь».
Сведения о лягушке.
Умение осознанно читать текст.
Умение ориентироваться
на
страницах учебного пособия.
Умение задавать вопросы по
содержанию текста.
и Учебный
текст https://stranamasterov.
«Деньги и гроши». ru/
Понятие «деньги»,
«значение денег»
Умение
прогнозировать
содержание по заголовку.
Умение отбирать необходимую
информацию.
Подготовка сообщений в группах
12
Бумажные
осы.
Воздушные
кораблики.
Учебные тексты
«Бумажные
Воздушные
кораблики».
Сведения
осы.
о
http://www.edu.ru/
Формирование осознанного и
беглого чтения. Умение задавать
вопросы
по
содержанию,
отвечать на воросы, подтверждая
примерами.
шелкопряде.
13
14
Антикрыло.
Строительств
о
паутины.
Зачем кобре
очки? Хитрая
фасоль.
Санта- Клаусы
в шортах.
15
В. Степанова
«Что мы
Родиной
зовём»
16
Ненецкая
сказка «Бурый
и белый
медведи
Учебные тексты
Объяснение значение слова с
опорой
на
контекст.
Использование
словарей
и
другой справочной литературы.
Умение слушать других и
отстаивать свою
«Антикрыло.
Строительство
паутины.
Зачем
кобре очки?
Хитрая фасоль».
Сообщение о пауке,
кобре.
Учебный текст
«Санта- Клаусы в
шортах»
точку зрения.
https://stranamasterov.
ru/
Стихотвор
ение
В.
Степанова
«Что
мы
Родиной
зовём».
Ненецкая сказка
«Бурый и белый
медведи
17
«Белый
медведь» и
«Бурый
медведь».
Научнопознавательные
тексты «Белый
медведь» и «Бурый
медведь».
18
Чувашская
сказка
«Почему
зеленые ёлка с
сосной»
Чувашская сказка
«Почему зеленые
ёлка с сосной»
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
10de8
https://bomoonlight.ru
/azbuka
Развитие способность выражать
собственное мнение,
аргументировать своё мнение.
Прогнозирование содержания
стихотворения.
Формирование эмоциональной
оценки стихотворения. Анализ
идейного содержания. Развитие
технической стороны чтения.
Сопровождающее чтение.
Развитие интонационного строя
речи. Выразительное чтение
стихотворения. Взаимная оценка
Анализ содержания сказки.
Творческое задание: придумать
свой финал сказки. Словарная
работа
Анализ содержания научнопознавательных текстов.
Сравнение текстов разных типов.
Развитие технической стороны
чтения. Сопровождающее
чтение. Выразительное чтение
сказки по ролям. Взаимная
оценка
Анализ
содержания
сказки.
Определение главной мысли
сказки.
Восстановление
последовательности событий.
Логические упражнения.
19
20
21
В. Сивоглазова
«Вечнозелены
е растения».
Чувашская
сказка
«Почему
зелёные ёлка с
сосной»
В. Сивоглазова
«Вечнозелены
е растения».
Чувашская
сказка
«Почему
зелёные ёлка с
сосной»
Рассказ Н.
Сладкова
«Рыцарь».
Научнопознавательный
текст В.
Сивоглазова
«Вечнозеленые
растения».
Чувашская сказку
«Почему зелёные
ёлка с сосной»
Научнопознавательный
текст
В.
Сивоглазова
«Вечнозеленые
растения».
Чувашская сказка
«Почему зелёные
ёлка с сосной»
Рассказ Н. Сладкова
«Рыцарь».
22
Г. Скребицкого
«Лесное эхо»
Рассказ Г.
Скребицкого
«Лесное эхо»
23
Г. Скребицкого
«Лесное эхо»
Рассказ Г.
Скребицкого
«Лесное эхо»
24
Научнопознавательны
й текст «Эхо».
Г.
Скребицкого
«Лесное эхо»
Научнопознавательный
текст «Эхо». Г.
Скребицкого
«Лесное эхо»
https://stranamasterov.
ru/
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
10de8
https://stranamasterov.
ru/
Сравнение художественного и
научнопознавательного текстов.
Извлечение необходимой
информации из
научнопознавательного текста.
Развитие технической стороны
чтения. Сопровождающее
чтение. Выразительное чтение по
ролям отрывка сказки
Сравнение художественного и
научнопознавательного текстов.
Извлечение необходимой
информации из
научнопознавательного текста.
Развитие технической стороны
чтения. Сопровождающее
чтение. Выразительное чтение по
ролям отрывка сказки
Актуализация знаний об авторе.
Прогнозирование содержания
произведения. Анализ
содержания рассказа.
Анализ средства художественной
выразительности: описание.
Определение главной мысли
рассказа. Развитие технической
стороны чтения. Выразительное
чтение отрывка рассказа
Анализ содержания рассказа.
Пересказ по плану. Выявление и
обсуждение средства
художественной
выразительности: описания
Анализ содержания рассказа.
Пересказ по плану. Выявление и
обсуждение средства
художественной
выразительности: описания
Сравнение художественного и
научнопознавательного текстов.
Извлечение нужной информации
из научнопознавательного
текста. Развитие технической
стороны чтения.
Сопровождающее чтение.
Выразительное чтение отрывка
из рассказа. Взаимная оценка
Рассказ В.
Осеевой
«Сторож».
Рассказ В. Осеевой
«Сторож».
26
В. Осеевой
«Навестила».
Рассказ В. Осеевой
«Навестила».
27
Рассказ Е.
Пермяка
«Кто?».
28
В. Драгунского
25
29
30
Рассказ Е. Пермяка
«Кто?».
Рассказ В.
Драгунского
«Англичанин
Павля»
«Англичанин
Павля»
В. Драгунского
«Англичанин
Павля»
Рассказ В.
Драгунского
«Англичанин
Павля»
Экскурсия в
библиотеку
Понятия
«библиотека»,
«библиотекарь»,
«правила в
библиотеке».
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
10de8
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
10de8
https://stranamasterov.
ru/
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
10de8
Актуализация знаний об авторе.
Анализ содержания рассказа.
Словарная работа.
Формирование нравственной
оценки поступков героев
рассказа. Развитие технической
стороны чтения.
Сопровождающее чтение.
Развитие интонационного строя
речи. Выразительное чтение
отрывка из рассказа.
Взаимная оценка
Анализ содержания рассказа.
Составление плана текста.
Пересказ по плану. Взаимная
оценка Формирование
нравственной оценки поступков
героев рассказа.
Развитие технической стороны
чтения.
Анализ содержания рассказа.
Составление плана текста.
Пересказ по плану. Взаимная
оценка. Формирование
нравственной оценки поступков
героев рассказа. Восстановление
последовательности событий
рассказа. Составление вопросов
к тексту. Развитие технической
стороны чтения.
Сопровождающее чтение.
Инсценировка отрывка из
рассказа. Взаимная оценка
Актуализация знаний об авторе и
его произведениях.
Прогнозирование содержания
произведения. Анализ
содержания рассказа. Словарная
работа. Логические упражнения
Развитие технической стороны
чтения. Сопровождающее
чтение. Развитие
интонационного строя речи.
Инсценировка рассказа
Работа со словарями. Поиск
словарей в каталоге. Поиск
нужной информации в словаре
31
Л. Каминского
«Как Петя
ленился»
Л. Каминского
«Как Петя
ленился»
32
Л. Каминского
«Как Петя
ленился»
Л. Каминского
«Как Петя
ленился»
33
А. Рахимова
«Каникулы!!!
Ура!!!».
Стихотворение
Рахимова
«Каникулы!!!
Ура!!!».
http://www.edu.ru/
А.
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
10de8
Актуализация знаний об авторе и
его произведениях.
Прогнозирование содержания
произведения. Анализ
содержания рассказа.
Определение главной мысли
рассказа. Характеристика героя.
Логические упражнения
Развитие технической стороны
чтения. Сопровождающее
чтение. Развитие
интонационного строя речи.
Выразительное чтение рассказа
по ролям.
Формирование эмоциональной
оценки стихотворения.
Определение главной мысли
стихотворения. Словарная
работа. Развитие технической
стороны чтения.
Сопровождающее чтение.
Развитие интонационного строя
речи. Выразительное чтение
стихотворения.
Взаимная оценка
2 класс
№
Тема
1
И. Асеевой «С
Днём знаний».
2
Г.
Ладонщиков
Содержание
Стихотворение И.
Асеевой «С
Днём знаний».
Г. Ладонщиков
ЭОР
Виды деятельности
Второй год обучения 34 часа
Формирование
эмоциональной оценки
стихотворения. Анализ
содержания стихотворения.
Анализ средств
художественной
выразительности: эпитеты,
Библиотека
метафора. Словарная работа.
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8 Развитие технической
стороны чтения.
Сопровождающее чтение.
Развитие интонационного
строя речи.
Выразительное чтение
стихотворения. Взаимная
оценка
Прогнозирование названия
произведения Формирование
эмоциональной
http://www.edu.ru/
«С добрым
утром!».
3.
Удмуртская
сказка
«Березкакрасави
ца»
4.
Удмуртская
сказка
«Березкакрасави
ца
5.
Удмуртская
сказка
«Березкакрасави
ца
6.
Удмуртская
сказка
«Березкакрасави
ца
7.
Китайская
сказка
«Жадный Ча»
«С добрым утром!».
Удмуртская сказка
«Березкакрасавица»
Удмуртская сказка
«Берёзкакрасавица»
http://www.edu.ru/
Удмуртская сказка
«Березкакрасавица
http://www.edu.ru/
Удмуртская сказка
«Берёзкакрасавица»
Китайская сказка
«Жадный .Ча»
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f
410de8
оценки стихотворения.
Словарная работа. Развитие
технической стороны чтения.
Сопровождающее чтение.
Развитие интонационного строя
речи.
Выразительное чтение
стихотворения.
Формирование эмоциональной
оценки сказки. Анализ сюжета.
Составление плана и подготовка
к пересказу. Характеристика
героев. Анализ
нравственного содержания
сказки. Определение главной
мысли. Логические упражнения.
Словарная работа
Развитие технической стороны
чтения. Сопровождающее
чтение. Развитие
интонационного строя речи.
Сопровождающее чтение.
Выразительное чтение по ролям.
Взаимная оценка
Развитие технической стороны
чтения. Сопровождающее
чтение. Развитие
интонационного строя речи.
Сопровождающее чтение.
Выразительное чтение по ролям.
Взаимная оценка
Развитие технической стороны
чтения. Сопровождающее
чтение. Развитие
интонационного строя речи.
Сопровождающее чтение.
Выразительное чтение по ролям.
Взаимная оценка
Формирование эмоциональной
оценки сказки. Анализ сюжета.
Составление плана и подготовка
к пересказу. Анализ
нравственного содержания
сказки. Определение главной
мысли. Творческое задание:
придумать свой финал сказки.
Составление вопросов к сказке
8.
Китайская
сказка
«Жадный Ча»
9.
«Дракон»
10
11
.
12
.
Китайская сказка
«Жадный .Ча»
Научнопознавательн
ый текст «Дракон».
Китайская сказка
«Жадный
.Ча»
Чувашская
сказка
«Откуда
взялась река»
Чувашская сказка
«Откуда
взялась
река»
Чувашская
сказка
«Откуда
взялась река»
Чувашская сказка
«Откуда
взялась
река»
Экскурсия в
библиотеку
Новый год в разных
странах.
13
.
Сказка «Откуда
взялась река»
14
.
Занятие в
компьютерном
классе
Сказка
«Откуда взялась
река»
Занятие в
компьютерном
классе
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f
410de8
https://stranamastero
v.ru/
https://stranamastero
v.ru/
Формирование эмоциональной
оценки сказки. Анализ сюжета.
Составление плана и подготовка
к пересказу. Анализ
нравственного содержания
сказки. Определение главной
мысли. Творческое задание:
придумать свой финал сказки.
Составление вопросов к сказке
Составление вопросов к
научнопознавательному тексту.
Развитие технической стороны
чтения. Сопровождающее
чтение. Развитие
интонационного строя речи.
Сопровождающее чтение.
Выразительное чтение отрывка
из сказки. Взаимная оценка
Анализ сюжета сказки. Анализ
нравственного содержания
сказки. Составление плана и
подготовка к пересказу.
Словарная работа
Анализ сюжета сказки. Анализ
нравственного содержания
сказки. Составление плана и
подготовка к пересказу.
Словарная работа
Работа со словарями и
энциклопедиями. Поиск
словарей и энциклопедий в
каталоге. Поиск нужной
информации в словарях и
энциклопедиях
Развитие технической стороны
чтения. Сопровождающее
чтение. Развитие
интонационного строя речи.
Сопровождающее чтение. Игра
«Читаем цепочкой».
Инсценировка сказки. Взаимная
оценка
Поиск нужной информации в
сети Интернет.
Сайты: www.slovari.ru,
www.gramota.ru,
www.academic.ru (словари и
энциклопедии); www.yauznayu.ru, www.poznaiko.ru,
www.potomy.ru (энцикло педии
для школьников)
15
.
16
.
17
.
18
.
19
.
Научнопознават
ельный текст
«Пауксеребрянка»
Научнопознавательн
ый текст «Пауксеребрянка»
Н. Сладков
«Воздушный
замок»
Н. Сладков
«Воздушный замок»
Н. Сладков
«Воздушный
замок»
Н. Сладков
«Воздушный замок»
Н. Сладкова
«Болтливые
окуни»
Н. Сладкова
«Болтливые
окуни»
20.
Н. Сладков
«Болтливые
окуни»
21.
Рассказ В.
Осеевой
«Долг»
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f
410de8
http://www.edu.ru/
Рассказ Н.
Сладкова
«Болтливые окуни»
Рассказ Н.
Сладкова
«Болтливые
окуни»
Рассказ
Николая
Сладкова
«Болтливые окуни»
Рассказ В.
Осеевой «Долг»
http://www.edu.ru/
Сопоставление художественного
и научнопознавательного
текстов. Словарная работа
Развитие технической стороны
чтения. Сопровождающее
чтение. Развитие
интонационного строя речи.
Игра «Читаем цепочкой».
Сопровождающее чтение.
Выразительное чтение рассказа.
Взаимная оценка
Развитие технической стороны
чтения. Сопровождающее
чтение. Развитие
интонационного строя речи.
Игра «Читаем цепочкой».
Сопровождающее чтение.
Выразительное чтение рассказа.
Взаимная оценка
Анализ сюжета рассказа. Анализ
нравственного содержания
рассказа. Словарная работа.
Определение главной мысли
рассказа
Анализ сюжета рассказа. Анализ
нравственного содержания
рассказа. Словарная работа.
Определение главной мысли
рассказа
Развитие технической
стороны чтения.
Сопровождающее чтение.
Развитие интонационного
строя речи.
Сопровождающее чтение.
Игра «Читаем цепочкой».
Выразительное чтение
рассказа по ролям.
Взаимная оценка
Анализ нравственного
содержания рассказа.
Составление вопросов к
рассказу. Творческое
22.
23.
24.
25.
В. Осеева
«Долг»
В. Осеевой
«Картинки»
В. Осеева
«Картинки»
Л.
Каминского
«Послушный
Петя»
26.
Л.
Каминского
«Послушный
Петя»
27.
Л.
Каминского
«Послушный
Петя»
Рассказа В.
Осеевой «Долг»
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8
Рассказ В.
Осеевой
«Картинки»
Рассказ В.
Осеевой
«Картинки»
http://www.edu.ru/
Рассказ Л.
Каминского
«Послушный
Петя»
Рассказ Л.
Каминского
«Послушный
Петя»
Рассказ Л.
Каминского
«Послушный
Петя»
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8
задание: придумать свой
финал рассказа. Словарная
работа. Определение
главной мысли рассказа
Развитие технической
стороны чтения. Развитие
интонационного строя речи.
Сопровождающее чтение.
Выразительное чтение
рассказа по ролям.
Взаимная оценка
Анализ нравственного
содержания рассказа.
Формирование
эмоциональной оценки
рассказа.
Развитие технической
стороны чтения.
Соревнование по
произнесению
скороговорок.
Сопровождающее чтение.
Выразительное чтение
рассказа по ролям
Актуализация знаний об
авторе. Формирование
эмоциональной оценки
рассказа. Анализ средства
художественной
выразительности: описание
и сравнения. Анализ
содержания. Работа над
художественным приёмом
(омофоны). Словарная
работа
Актуализация знаний об
авторе. Формирование
эмоциональной оценки
рассказа. Анализ средства
художественной
выразительности: описание
и сравнения. Анализ
содержания. Работа над
художественным приёмом
(омофоны). Словарная
работа
Развитие технической
стороны чтения.
Соревнование по
произнесению
скороговорок.
28.
И. Бродского
«История
двойки»
Стихотворение
И. Бродского
«История
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8
двойки»
29.
И. Бродского
«История
двойки»
И. Бродского
«История двойки»
30.
Рассказ В.
Голявкина
«Вот что
интересно!»
Рассказ В. Голявкина
«Вот что
интересно!»
31.
Рассказ В.
Голявкина
«Вот что
интересно!»
Рассказ В. Голявкина
«Вот что
интересно!»
https://stranamasterov.ru/
Сопровождающее чтение.
Игра «Читаем цепочкой».
Чтение рассказа по ролям.
Взаимная оценка
Формирование
эмоциональной
оценки
стихотворения.
Анализ
содержания стихотворения.
Анализ
нравственного
содержания стихотворения.
Формулирование главной
мысли.
Прогнозирование
содержания произведения.
Развитие технической
стороны чтения.
Соревнование по
произнесению
скороговорок.
Сопровождающее чтение.
Игра «Читаем цепочкой».
Выразительное чтение
стихотворения.
Взаимная оценка
Актуализация знаний об
авторе. Анализ сюжета
рассказа. Характеристика
героев рассказа. Анализ
нравственного содержания
рассказа. Словарная работа.
Определение главной
мысли
рассказа. Составление плана
и подготовка к пересказу.
Составление вопросов к
рассказу
Актуализация знаний об
авторе. Анализ сюжета
рассказа. Характеристика
героев рассказа. Анализ
нравственного содержания
рассказа. Словарная работа.
Определение главной
мысли
рассказа. Составление плана
и подготовка к пересказу.
Составление вопросов к
рассказу
32.
33.
34.
Рассказ В.
Голявкина
«Вот что
интересно!»
Рассказ В. Голявкина
«Вот что
интересно!»
Рассказ В.
Голявкина
«Вот что
интересно!»
Рассказ В. Голявкина
«Вот что
интересно!»
З. Письман
«В летние
каникулы».
Стихотворение З.
Письман «В летние
каникулы».
https://stranamasterov.ru/
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8
Актуализация знаний об
авторе. Анализ сюжета
рассказа. Характеристика
героев рассказа. Анализ
нравственного содержания
рассказа. Словарная работа.
Определение главной
мысли
рассказа. Составление плана
и подготовка к пересказу.
Составление вопросов к
рассказу
Развитие технической
стороны чтения.
Соревнование по
произнесению
скороговорок.
Сопровождающее чтение.
Игра «Читаем цепочкой».
Выразительное чтение по
ролям. Взаимная оценка
Формирование
эмоциональной оценки
стихотворения. Анализ
содержания стихотворения.
Выявление средств
художественной
выразительности:
сравнения. Составление
своих сравнений. Словарная
работа. Развитие
технической стороны
чтения. Соревнование по
произнесению
скороговорок.
Сопровождающее чтение.
Выразительное чтение
стихотворения
3 класс
№
Тема
Содержание
ЭОР
Третий год обучения 34 часа
Виды деятельности
Стихотворение А.
Усачёв «1 сентября».
Готовимся к
выразительному
чтению
стихотворения «1
сентября»
1
А. Усачёв «1
сентября».
2
П. Синявского
«Родная
песенка».
Стихотворение П.
Синявского «Родная
песенка
П. Синявского
«Родная
песенка».
». Готовимся к
выразительному
чтению
стихотворения
«Родная песенка»
3
А. Пантелеева
«Главный
инженер».
А. Пантелеева
«Главный
инженер».
Рассказ А.
Пантелеева
«Главный инженер».
6
А. Пантелеева
«Главный
инженер».
Готовимся к чтению
по ролям отрывка из
рассказа «Г лавный
инженер»
7
А. Пантелеева
Готовимся к чтению
4
5
«Главный
инженер».
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f
410de8
https://stranamastero
v.ru/
Прогнозирование содержания
произведения. Формирование
эмоциональной оценки
стихотворения. Анализ
содержания стихотворения.
Словарная работа. Полисемия
слов. Развитие технической
стороны чтения.
Сопровождающее чтение. Игра
«Читаем цепочкой».
Выразительное чтение
стихотворения.
Взаимная оценка
Формирование эмоциональной
оценки стихотворения. Анализ
содержания стихотворения.
Анализ средств художественной
выразительности: свёрнутые
сравнения (метафоры).
Словарная работа.
Развитие технической стороны
чтения. Сопровождающее
чтение. Игры: «Читаем
цепочкой», «Кто дальше?»,
«Читаем перевёрнутый текст».
Выразительное чтение
стихотворения.
Анализ содержания рассказа.
Определение главной мысли.
Прогнозирование развития
сюжета.
по ролям отрывка
из рассказа «Г
лавный инженер»
Развитие технической стороны
чтения. Сопровождающее
чтение. Игры: «Читаем
цепочкой» и «Читаем
одновременно».
Развитие технической стороны
чтения. Сопровождающее
чтение.
http://www.edu.ru/
Игры: «Читаем цепочкой» и
«Читаем одновременно».
Выразительное чтение по
ролям отрывка из рассказа
8
9
А. Пантелеева
«Главный
инженер».
А. Пантелеева
«Главный
инженер».
Тайская сказка
10 «Птицаболтунья».
Тайская сказка
11 «Птицаболтунья».
12
Китайская сказка
«Олени и пёс»
13 Научнопознавате
льный текст
«Скорость бега
животных».
14
Готовимся
к
чтению по ролям
отрывка из рассказа
А.
Пантелеева
«Главный инженер»
Готовимся
к
чтению по ролям
отрывка из рассказа
А.
Пантелеева
«Главный инженер»
Тайская сказка
«Птица-болтунья».
Готовимся к
выразительному
чтению сказки
«Птица-болтунья»
Готовимся к
выразительному
чтению сказки
«Птица-болтунья»
Китайская
сказка
«Олени и пёс»
http://www.edu.ru/
Анализ содержания сказки.
Составление вопросов к
сказке.
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f
410de8
https://stranamastero
v.ru/
Научнопознавательн
ый текст «Скорость
бега животных».
Готовимся к
выразительному
чтению сказки
Научнопознавательный
текст «Скорость бега
животных».
Развитие технической
стороны чтения.
Сопровождающее чтение.
Игра «Читаем цепочкой».
Выразительное чтение по
ролям отрывка из рассказа.
Озаглавливание частей
рассказа. Подготовка к
пересказу. Определение
главной мысли
Развитие технической
стороны чтения.
Сопровождающее чтение.
Игра «Читаем цепочкой».
Выразительное чтение по
ролям отрывка из рассказа.
Подготовка к пересказу.
«Олени и пёс»
Научнопознавательный
текст «Скорость бега
животных».
Развитие технической
стороны чтения.
Сопровождающее чтение.
Игра «Марш — пауза».
Выразительное чтение сказки.
Взаимная оценка
Прогнозирование содержания
произведения. Анализ
содержания сказки и мотивов
её героев. Характеристика
героев. Определение главной
мысли сказки
Чтение научнопознавательного текста
«Скорость бега животных».
Развитие технической
стороны чтения.
https://stranamasterov.ru/
Сопровождающее
чтение. Игра
«Марш — пауза».
15
Чтение сказки «Олени
и пёс»
Готовимся к
выразительному
чтению сказки «Олени
и пёс»
16.
Занятие в
компьютерном классе
Занятие в
компьютерном классе
17.
Н. Сладков «Домики
на ножках».
Рассказ Н. Сладкова
«Домики на ножках».
18.
Н. Сладков «Домики
на ножках».
Рассказ Н. Сладкова
«Домики на ножках».
http://www.edu.ru/
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8
Готовимся к
выразительному
чтению сказки
«Олени и пёс»
Поиск нужной
информации в
сети Интернет.
Сайты:
www.slovari.ru,
www.gramota.ru,
www.academic.ru
(словари и
энциклопедии);
www.yauznayu.ru,
www.poznaiko.ru,
www.potomy.ru
Актуализация
знаний об авторе
и его
произведениях.
Анализ
содержания
рассказа. Анализ
использованных
автором средств
эмоционального
воздействия.
Выявление
средств
художественной
выразительности:
сравнения.
Анализ
использованных
автором средств
эмоционального
воздействия.
Выявление
средств
художественной
выразительности:
сравнения.
Работа со
справочниками
или Интернетом
для поиска
нужной
информации.
Рассказ Н. Сладкова
«Домики на ножках».
19.
20.
Н. Сладков «Домики
на ножках».
Экскурсия в
библиотеку
Освобождение
Ленинграда от блокады
Скребицкий Г.
21.
«Любитель песни»
Рассказ Скребицкого
Г. «Любитель песни»
22.
Рассказ Скребицкого
Г. «Любитель песни»
23
.
Скребицкий Г.
«Любитель песни»
Скребицкий Г.
«Любитель песни»
Научнопознавательн
ый текст «Тюлень».
24
.
Рассказ
Скребицкого Г.
«Любитель
песни»
Научнопознавате
льный текст
«Тюлень».
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8
Развитие
технической
стороны чтения.
Сопровождающее
чтение.
Игра
«Читаем
одновременно».
Выразительное
чтение рассказа.
Взаимная оценка
Работа со
словарями. Поиск
словарей в
каталоге. Поиск
нужной
информации в
словаре
Актуализация
знаний об авторе
и его
произведениях.
Анализ
содержания
рассказа. Анализ
использованных
автором средств
эмоционального
воздействия и
художественной
выразительности:
описания.
Словарная работа
Озаглавливание
частей рассказа.
Составление
плана рассказа.
Восстановление
последовательности
событий
Анализ содержания
научнопознавательного
текста.
Формулирование
оценки. Выявление,
чего не хватает в
научнопознавательн
ом тексте.
25
.
26
.
27
.
28
.
Научнопознавательн
ый текст «Тюлень».
Л. Каминского
«Падежи Юры
Серёжкина»
«Как определить
падеж имени
существительного?».
Учебный текст «Как
определить падеж
имени
существительного?».
Готовимся к
чтению по ролям
отрывка из
рассказа
«Любитель
песни»
Рассказ Л.
Каминского
«Падежи
Юры
Серёжкина»
http://www.edu.ru/
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8
Учебный текст
«Как определить
падеж имени
существительног
о?». Готовимся к
постановке
рассказа
Л. Каминского
«Падежи Юры
Серёжкина
Учебный текст
«Как определить
падеж имени
существительног
о?».
http://www.edu.ru/
Развитие
технической
стороны чтения.
Сопровождающее
чтение. Игры
«Читаем цепочкой»
и «Читаем
одновременно».
Чтение по ролям
отрывка из рассказа.
Взаимная оценка
Актуализация
знаний об авторе
и его
произведениях.
Прогнозирование
содержания
произведения.
Формирование
эмоциональной
оценки рассказа.
Анализ
содержания
рассказа.
Прогнозирование
дальнейшего
развития
событий.
Чтение учебного
текста. Применение
на практике знаний,
полученных из
учебного текста.
Развитие
технической
стороны чтения.
Сопровождающее
чтение. Игра «Кто
дальше?».
Инсценировка
рассказа «Падежи
Юры Серёжкина»
Чтение учебного
текста. Применение
на практике знаний,
полученных из
учебного текста.
Развитие
технической
стороны чтения.
Сопровождающее
чтение. Игра «Кто
29
.
30
.
Л. Каминского
«Падежи Юры
Серёжкина
Н. Носов «Заплатка»
Учебный текст
«Как определить
падеж имени
существительног
о?».
Рассказ Н.
Носова
https://stranamasterov.ru/
«Заплатка»
31
.
32
.
Н. Носов
«Заплатка»
Н. Носов «Заплатка»
Готовимся к
выразительному
чтению рассказа
Н. Носова
«Заплатка»
http://www.edu.ru/
Рассказ Н.
Носова
«Заплатка»
дальше?».
Инсценировка
рассказа «Падежи
Юры Серёжкина»
Чтение учебного
текста. Применение
на практике знаний,
полученных из
учебного текста.
Развитие
технической
стороны чтения.
Сопровождающее
чтение. Игра «Кто
дальше?».
Инсценировка
рассказа «Падежи
Юры Серёжкина»
Актуализация
знаний об авторе и
его произведениях.
Анализ
содержания рассказа
и подготовка к
пересказу.
Составление плана
текста.
Характеристика
героев
Развитие
технической
стороны чтения.
Соревнование по
произнесению
скороговорок.
Взаимная оценка.
Сопровождающее
чтение. Игра
«Читаем цепочкой».
Выразительное
чтение рассказа.
Взаимная оценка
Развитие
технической
стороны чтения.
Соревнование по
произнесению
скороговорок.
33
.
Е. Евсеевой
«Каникулы».
Стихотворение
Е. Евсеевой
«Каникулы».
34
.
Е. Евсеевой
«Каникулы».
Стихотворение
Е. Евсеевой
«Каникулы».
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8
Формирование
эмоциональной
оценки
стихотворения.
Словарная работа.
Создание новых
слов по образцу.
Развитие
технической
стороны чтения.
Соревнование по
произнесению
скороговорок.
Взаимная оценка.
Сопровождающее
чтение. Игра
«Читаем цепочкой».
Выразительное
чтение
стихотворения.
Взаимная оценка
Развитие
технической
стороны чтения.
Соревнование по
произнесению
скороговорок.
Взаимная оценка.
Сопровождающее
чтение. Игра
«Читаем цепочкой».
Выразительное
чтение
стихотворения.
Взаимная оценка
4 класс
№
Тема
Содержание
ЭОР
Виды деятельности
Четвертый год обучения 34 часа
1
Г. Ляховицкой
«Осеннее
чудо».
Стихотворение Г.
Ляховицкой
«Осеннее чудо».
Готовимся к
выразительному
чтению
стихотворения
https://stranamasterov.ru/
Анализ содержания
стихотворения. Словарная
работа. Анализ средств
художественной
выразительности. Развитие
технической стороны
чтения. Сопровождающее
чтение. Игра «Читаем
цепочкой». Выразительное
чтение стихотворения.
Взаимная оценка
«Осеннее чудо
Стихотворение Г.
Ладонщикова
«Рисунок». Готовимся
к выразительному
чтению стихотворения
«Рисунок»
2
Г. Ладонщикова
«Рисунок».
3
Занятие в
компьютерном
классе
Занятие в
компьютерном классе
4
Пермяка
«Сказка о
большом
колоколе»
Рассказ Е. Пермяка
«Сказка о большом
колоколе»
5
Пермяка
«Сказка о
большом
колоколе»
Рассказ Е. Пермяка
«Сказка о большом
колоколе»
https://stranama
sterov.ru/
Актуализация знаний об авторе
и его произведениях.
Формирование эмоциональной
оценки стихотворения. Анализ
содержания стихотворения.
Развитие технической стороны
чтения. Сопровождающее
чтение. Игры «Читаем
цепочкой», «Кто дальше?»,
«Читаем перевёрнутый текст».
Выразительное чтение
стихотворения. Взаимная
оценка
Поиск нужной информации в
сети Интернет.
Сайты: www.slovari.ru,
www.gramota.ru,
www.academic.ru (словар и и
энциклопедии); www.ya
uznayu.ru, www.poznaiko.ru,
www.potomy.ru (энциклопедии
для школьников)
Актуализация знаний об авторе
и его произведениях. Анализ
содержания рассказа. Поиск в
тексте необходимой
информации. Анализ средств
художественной
выразительности: описание,
метафора. Словарная работа.
Определение темы и главной
мысли рассказа
Актуализация знаний об авторе
и его произведениях. Анализ
содержания рассказа. Поиск в
тексте необходимой
информации. Анализ средств
художественной
выразительности: описание,
метафора. Словарная работа.
Определение темы и главной
мысли рассказа
6
7
8
Экскурсия в
библиотеку
Экскурсия в
библиотеку
Сказка о
большом
колоколе
Готовимся к
выразительному
чтению отрывка из
«Сказки о большом
колоколе»
Н. Богданова
«Фюнфкиндер»
Рассказ Н.
Богданова
«Фюнфкиндер»
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/7f410de8
Работа со словарями и
энциклопедиями. Поиск
словарей и энциклопедий в
каталоге. Поиск нужной
информации в словарях и
энциклопедиях
Развитие технической стороны
чтения. Сопровождающее
чтение. Игры «Читаем
цепочкой» и «Читаем
одновременно». Выразительное
чтение отрывка из сказки.
Взаимная оценка
https://stranamasterov.ru/
Н. Богданова
«Фюнфкиндер»
Рассказ Н.
Богданова
«Фюнфкиндер»
9
10
Н. Богданова
«Фюнфкиндер»
Рассказ Н.
Богданова
«Фюнфкиндер»
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8
Анализ содержания
рассказа. Анализ
средств
художественной
выразительности.
Поиск в тексте
необходимой
информации.
Характеристика
героев рассказа,
наблюдение за
изменениями в их
характере и поведении
на протяжении
повествования.
Словарная работа
Анализ средств
художественной
выразительности.
Поиск в тексте
необходимой
информации.
Характеристика
героев рассказа.
Формирование и
осмысление
эмоциональной
оценки поступков
героев рассказа
Наблюдение за
изменениями героев в
их характере и
поведении на
протяжении
повествования.
11
12
Н. Богданова
«Фюнфкиндер»
Н. Богданова
«Фюнфкиндер»
13 Калмыцкая сказка
«Воробей
весельчак».
Рассказ Н.
Богданова
«Фюнфкиндер»
Готовимся к
выразительному
чтению отрывка из
рассказа
«Фюнфкиндер»
Озаглавливание
частей рассказа.
https://stranamasterov.ru/
«Воробей весельчак».
Калмыцкая сказка
https://stranamasterov.ru/
Научно14 познавательный
текст «Воробей».
Научнопознавательный текст
«Воробей».
15 Научнопознавательный
текст «Воробей».
Научнопознавательный текст
«Воробей».
http://www.edu.ru/
16 Н. Носова «Когда
мы смеёмся»
Рассказ Н. Носова
«Когда мы смеёмся»
http://www.edu.ru/
Развитие технической
стороны чтения.
Сопровождающее
чтение. Игры «Читаем
цепочкой».
Сопровождающее
чтение.
Выразительное чтение
отрывка из рассказа.
Взаимная оценка
Характеристика
героев сказки. Поиск в
тексте главной мысли
сказки.
Словарная
работа
Сравнение
художественного и
научнопознавательного
текста. Развитие
технической стороны
чтения.
Сопровождающее
чтение. Игры «Марш
— пауза».
Сопровождающее
чтение.
Развитие технической
стороны чтения.
Сопровождающее
чтение. Игры «Марш
— пауза».
Сопровождающее
чтение.
Взаимная оценка
Актуализация знаний
об авторе и его
произведениях.
Анализ содержания
рассказа. Анализ
средств
художественной
выразительности.
Характеристика
героев рассказа.
Определение
Рассказ Н. Носова
«Когда мы смеёмся»
1
7
Н. Носова «Когда мы
смеёмся»
1
8
Рассказ «Когда мы
смеёмся»
1
9
Н. Сладкова
«Подводные ежи»
2
0
Научнопознавательн
ый текст «Ёрш».
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8
Готовимся к
выразительному
чтению рассказа
«Когда мы смеёмся»
Рассказ Н.
Сладкова
«Подводные ежи»
Научнопознавательн
ый текст «Ёрш».
Готовимся к
выразительному
чтению рассказа
«Подводные ежи»
http://www.edu.ru/
темы и главной
мысли рассказа.
Словарная работа.
Критическое
осмысление
выводов,
сделанных
автором.
Составление плана
текста и
подготовка к его
пересказу
Сопровождающее
чтение. Игры
«Читаем
одновременно».
Сопровождающее
чтение.
Выразительное
чтение отрывка
рассказа. Взаимная
оценка.
Актуализация
знаний об авторе и
его произведениях.
Прогнозирование
содержания
рассказа.
Формирование и
осмысление
эмоциональной
оценки рассказа.
Анализ средства
художественной
выразительности:
описание.
Словарная работа.
Составление плана
и подготовка к
пересказу
Развитие
технической
стороны чтения.
Сопровождающее
чтение. Игры
«Читаем
цепочкой» и
«Читаем
одновременно».
Выразительное
чтение рассказа.
Взаимная оценка
2
1
Научнопознавательн
ый текст «Ёрш».
2
2
Тима Собакина
«Подводная песня».
2
3
2
4
Научнопознавательн
ый текст «Ёрш».
Готовимся к
выразительному
чтению рассказа
«Подводные ежи»
https://stranamasterov.ru/
Стихотворение
Тима Собакина
«Подводная песня».
Научнопознавательн
ые
Научнопознавательн
ые тексты «Акулы»
и
«Медузы»
тексты «Акулы» и
«Медузы»
Стихотворение
Тима Собакина
«Подводная песня».
Научнопознавательн
ые тексты «Акулы»
и
«Медузы»
Стихотворение
Тима Собакина
«Подводная песня».
Научнопознавательн
ые тексты «Акулы»
и
«Медузы»
Стихотворение
Тима Собакина
«Подводная песня».
Научнопознавательн
ые тексты «Акулы»
и
«Медузы»
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410
de8
Сопровождающее
чтение. Игры
«Читаем
цепочкой» и
«Читаем
одновременно».
Выразительное
чтение рассказа.
Взаимная оценка
Формирование
эмоциональной
оценки
стихотворения.
Анализ
содержания
стихотворения.
Сравнение
стихотворения и
научнопознаватель
ных текстов.
Поиск
информации в
энциклопедии или
в Интернете о
планктоне и
медузах
Формирование
эмоциональной
оценки
стихотворения.
Анализ содержания
стихотворения.
Сравнение
стихотворения и
научнопознавательн
ых текстов.
Формирование
эмоциональной
оценки
стихотворения.
Анализ содержания
стихотворения.
Сравнение
стихотворения и
научнопознавательн
ых текстов. Поиск
информации в
энциклопедии или в
Интернете о
планктоне и медузах
2
5
2
6
2
7
2
8
2
9
Тима Собакин
«Подводная песня».
Тима Собакин
«Подводная песня».
А. Саломатова «Его
последний день»
А. Саломатова «Его
последний день»
Рассказ «Его
последний день»
30
Рассказ «Его
последний день»
Готовимся к
выразительному
чтению
стихотворения
«Подводная песня»
Готовимся к
выразительному
чтению
стихотворения
«Подводная песня»
Рассказ А.
Саломатова «Его
последний день»
Рассказ А.
Саломатова «Его
последний день»
Готовимся к
выразительному
чтению отрывка из
рассказа «Его
последний день»
Готовимся к
выразительному
чтению отрывка из
рассказа «Его
последний день»
https://stranamasterov.ru/
http://www.edu.ru/
Развитие
технической
стороны чтения.
Сопровождающее
чтение. Игра «Кто
дальше?».
Выразительное
чтение
стихотворения
наизусть. Взаимная
оценка
Развитие
технической
стороны чтения.
Сопровождающее
чтение. Игра «Кто
дальше?».
Выразительное
чтение
стихотворения
наизусть. Взаимная
оценка
Анализ содержания
рассказа. Словарная
работа.
Анализ содержания
рассказа. Развитие
технической
стороны чтения.
Развитие
технической
стороны чтения.
Соревнование по
произнесению
скороговорок.
Взаимная оценка.
Сопровождающее чтение.
Игра «Читаем цепочкой».
Выразительное чтение
отрывка из рассказа
Стихотворение В.
Капустиной
31
«Обиженный
портфель»
В. Капустиной
32 «Обиженный
портфель»
33
34
Н. Анишиной «Че м
пахнет лето».
Н. Анишиной «Че м
пахнет лето».
Стихотворение В.
Капустиной
«Обиженный
портфель». Готовимся
к выразительному
чтению
стихотворения
«Обиженный
портфель»
http://www.edu.
ru/
Готовимся к
выразительному
чтению
стихотворения
«Обиженный
портфель»
Стихотворение Н.
Анишиной «Че м
пахнет лето».
Готовимся к
выразительному
чтению
стихотворения «Чем
пахнет лето»
Готовимся к
выразительному
чтению
стихотворения «Чем
пахнет лето»
Формирование
эмоциональной оценки
стихотворения. Анализ
содержания стихотворения.
Анализ средств
художественной
выразительности:
олицетворение.
Развитие технической
стороны чтения.
Сопровождающее чтение.
Игра «Читаем цепочкой».
Выразительное чтение
стихотворения наизусть.
Взаимная оценка
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/7f410de8
Формирование
эмоциональной оценки
стихотворения. Анализ
содержания стихотворения.
Развитие технической
стороны чтения.
Соревнование по
произнесению
скороговорок. Взаимная
оценка.
Сопровождающее чтение.
Игра «Читаем цепочкой».
Выразительное чтение
стихотворения наизусть.
Взаимная оценка.