Пояснительная записка
Программа
внеурочной
деятельности
для
5
класса
общеобразовательного учреждения, разработана в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от
03.02.2014)"Об образовании в Российской Федерации";
требованиями
Федерального
государственного
образовательного стандарта основного общего образования (далее
ФГОС ООО);
Программой внеурочной деятельности. Григорьев Д.В.,
Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная
деятельность и проблемно-ценностное
общение.
Пособие
для
учителей
общеобразовательных
учреждений. — М.: Просвещение, 2021. — 96 с. — (Работаем по
новым стандартам);
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России, планируемыми результатами основного
общего образования;
Федеральным перечнем учебников на 2025–2026 учебный год,
рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном
процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы
общего образования;
требованиями к уровню подготовки учащихся 5 классов.
Общая характеристика курса
Программа курса внеурочной деятельности рассчитана на 34
часа (1 раз в неделю, 1 год обучения в условиях организации
внеурочной деятельности ФГОС ООО) и предназначена в качестве
курса по выбору естественнонаучного цикла общеинтеллектуального
направления для учащихся 5-го класса.
Требования к результатам освоения программы
внеурочной деятельности
Личностные результаты освоения программы:
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и
локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской
Федерации, житель конкретного региона);
осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли,
материков, их крупных районов и стран;
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и
поступки других людей;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде,
необходимости ее сохранения и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение
к
истории,
культуре,
национальным
особенностям,
традициям и образу жизни других народов, толерантность;
готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной
траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
образовательные
результаты
–
овладение
на
уровне
общего
образования законченной системой географических знаний и умений,
навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал
нацеленный на понимание собственной деятельности и сформированных
личностных качеств:
умение
формулировать
своѐ
отношение
к
актуальным
проблемным ситуациям;
умение толерантно определять своѐ отношение к разным народам;
умение использовать географические знания для адаптации
созидательной деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы:
Регулятивные универсальные учебные действия:
определять
цель
деятельности
учителя
и самостоятельно.
на
занятии
с помощью
Учиться планировать учебную деятельность на занятии.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ еѐ проверки.
Работая по предложенному плану,
использовать необходимые
средства (дополнительную литературу, простейшие приборы и
инструменты).
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные универсальные учебные действия:
ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна
дополнительная информация (знания) для решения поставленной задачи в
один шаг.
делать предварительный отбор источников информации для решения
поставленной задачи.
добывать новые знания: находить необходимую информацию в
предложенных учителем словарях и энциклопедиях.
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в
разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
перерабатывать
полученную
информацию:
наблюдать
и
делать
самостоятельные
выводы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Вступать в беседу на занятии в жизни.
Совместно договариваться о
правилах общения и поведения в
школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяется по
трем уровням
Первый
уровень
результатов
(получение
школьниками
социальнозначимых знаний): приобретение школьником представлений о
проектной деятельности, профориентационных знаний по ряду профессий
(топограф, журналист, картограф, минеролог, почвовед, антрополог).
Второй уровень результатов (развитие социально-значимых отношений
школьников):
развитиеценностныхотношенийшкольникаксвоемуОтечеству,природе,знани
ям, науке, формирование позитивного отношения к учебной дисциплине
географии, исследовательской деятельности.
Третий
уровень
социально-
результатов
значимого
(приобретение
действия):
получение
школьниками
опыта
школьником
опыта
самостоятельного группового действия в процессе реализации проекта,
опыт
публичного
выступления
по
проблемным
вопросам;
опыт
формирования позитивного отношения к труду; опыт общения со
сверстниками.
Содержание программы внеурочной деятельности (1 час в неделю – 34 часа)
Вводное занятие(1 час)
Организация занятий внеурочной деятельности. Определение требований к
учебной организации обучающихся в ходе реализации программы.
Тема 1. Карта–величайшее творение человечества (2 часа)
Основные источники географической информации: глобус, справочники,
географические карты. Карта – величайшее творение человечества. Имена на
карте мира.
Тема 2. Ориентирование на местности (2 часа)
История изобретения компаса. Способы ориентирования на местности.
Тема3. Жизнь земной коры (3 часа)
Вулканы, гейзеры, горячие источники. Землетрясения. Разнообразие форм
рельефа на Земле. Рельеф своей местности. Минералогия.
Тема 4. Голубая планета (5 часа)
Водяные смерчи, бури и ураганы в море. Растительный и животный мир океанов
и морей. Тайны Мирового океана. Крупнейшие реки Земли. Крупнейшие озера
земли, озера-диковинки. В мире падающей воды.
Тема 5. Воздушное покрывало (4 часа)
Современные методы изучения атмосферы.
Обработка
и
оформление
результатов наблюдения за погодой. Грозные явления в атмосфере. Местные
признаки и приметы для предсказания погоды.
Тема 6. Зеленая планета (4 часа)
Удивительные растения и животные. Уникальный подводный мир, планктон, его
значение, морские сообщества, коралловые рифы. Рекордсмены животного мира.
Рекорды растительного мира. Красная Книга России и РТ. Крупные заповедники
и охраняемые природные территории.
Тема 7. Путешествие по материкам и океанам. Рекорды планеты (6 часов)
Занимательный материал по материкам (Евразия, Африка, Северная Америка,
Южная Америка, Антарктида и Австралия). Рекорды каждого материка в
рубрике «самый, самое, самая». Составления визитных карточек материков.
Построение профиля каждого материка. Океаны Земли: особенности рельефа и
природы.
Тема 8. Чудеса России (3 часа)
Знакомство с географическими чудесами России: озеро Байкал, Эльбрус
(Кавказ),
долина
гейзеров
(Камчатка),
столбы
выветривания
(Коми),
фотографий, иллюстраций, видеофильмов. Сообщения учащихся. Составление
коллажей.
Тема 9. Особо охраняемые природные территории РФ (4 часа)
Заповедники.
Заказники.
Исторические
достопримечательности
Исторические достопримечательности своего края.
РФ.
Итоговое занятие (1час)
Обобщение и контроль усвоения материала по программе внеурочной
деятельности. Презентация лучших проектов.
Тематическое планирование
Раздел темы
Общее
количество
часов
Введение. Вводное занятие.
1
Тема 1. Карта – величайшее творение человечества.
2
Тема 2. Ориентирование на местности
2
Тема 3. Жизнь земной коры
3
Тема 4. Голубая планета
5
Тема 5. Воздушное покрывало
4
Тема 6. Зеленая планета
3
Тема 7. Путешествие по материкам и океанам. Рекорды
6
планеты
Тема 8.Чудеса России
3
Тема 9.Особо охраняемые природные территории РФ
4
Итоговое занятие
1
Итого
34
Календарно-тематическое планирование
№
Тема
Кол- во
часов
Вводное занятие(1час)
1
Введение в курс внеурочной деятельности
Тема 1. Карта– величайшее творение человечества (2часа)
1
2
3
Карта– величайшее творение человека.
Имена на карте мира
1
1
Тема 2. Ориентирование на местности (2часа)
4
5
История изобретения компаса.
Способы ориентирования на местности.
Тема 3. Жизнь земной коры(3часа)
1
1
6
7
Вулканы и Землетрясения.
Рельеф своей местности.
1
1
8
Минералогия.
Тема 4. Голубая планета (5часа)
1
9
10
Водяные смерчи, бури и ураганы в море.
Растительный и животный мир океанов и морей.
1
1
11
12
Тайны Мирового океана.
Крупнейшие реки и озера Земли. Озера- диковинки.
1
1
13
В мире падающей воды.
Тема 5. Воздушное покрывало (4часа)
1
14
15
16
Современные методы изучения атмосферы.
Погода и ее капризы.
Грозные явления в атмосфере. Опасные природные явления
1
1
1
17
Местные признаки и приметы для предсказания погоды.
1
Тема 6. Зеленая планета (3часа)
18
Удивительный и уникальный органический мир.
1
19
Рекордсмены органического мира.
1
20
Крупные заповедники и охраняемые природные территории.
1
Тема 7. Путешествие по материкам и океанам. Рекорды планеты(6часов)
21
Загадочный мир материков
1
22
23
24
Рекорды материков в рубрике «самый, самое, самая».
Составления визитных карточек материков.
Океаны Земли в рубрике «самый».
1
1
1
25
Загадочный мир океанов.
1
26
Составление визитных карточек океанов.
Тема 8.Чудеса России (3часа)
1
27
Чудеса России– великие природные объекты страны.
1
28
Озеро Байкал, Эльбрус (Кавказ), долина гейзеров(Камчатка), столбы
выветривания (Коми).
Визитные карточки, коллажи чудес России.
Тема 9. Особо охраняемые природные территории (4часа)
1
Заповедники
Заказники
Исторические достопримечательности РФ
Исторические достопримечательности своего края
1
1
1
1
29
30
31
32
33
1
Итоговое занятие(1час)
34
1
Презентация лучших проектов.