Факультатив Функциональная грамотность. Комплексный анализ текста для обучающихся 8 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика курса «Комплексный анализ текста»
Рабочая программа курса «Комплексный анализ текста» разработана в соответствии с
Законом РФ «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012 г., Федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом
Министерства просвещения России от 31.05.2021 г. № 287, основной образовательной программой
основного общего образования МОУ «Деевская СОШ».
Курс «Комплексный анализ текста» направлен на освоение обучающимися навыков работы
с текстом. Понимание текста требует нравственно-интеллектуальных усилий и может быть
достигнуто в процессе «диалога с текстом». Сам процесс «общения» с текстом – это учебная
деятельность, когда духовно-нравственное становление личности постепенно происходит как
часть самого обучения, приобретения тех знаний, умений. Процесс понимания текста, его
интерпретация учеником – уже творчество.
Деятельность обучающихся на основе текста развивает и мышление, и чувства
(рациональное и эмоциональное), способствует воспитанию и эстетическому, и этическому,
является решающим фактором формирования языковой личности. Курс призван обеспечить
освоение наиболее актуальных для работы над текстами способов деятельности учащимися
основной школы и подготовку обучающихся к разработке и реализации собственных текстов.
Актуальность курса «Комплексный анализ текста» определяется, с одной стороны,
необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны,
новизной формы сдачи экзамена по предмету, которая включает в себя и сжатое изложение, и
тестовые задания, и творческую работу, то есть подготовку к ГИА.
Актуальным становится умение сокращать текст до минимума информации без ущерба для
смысла.
В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено
минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в программу
основной школы.
Умение работать с текстом, понимать информацию во многом определяют достижения
человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к
изменяющимся условиям современного мира. Данный курс неразрывно связан со всеми
школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в
перспективе способствует овладению будущей профессией.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
Цель курса – научить восьмиклассников анализировать содержание и лингвистические
компоненты текста, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать
собственный текст.
Задачи изучения курса:
 помочь школьникам подняться на новую ступень речевой культуры, научиться более
осознанно и свободно пользоваться богатствами русского языка для передачи своих
мыслей и чувств;
 работать не только над обогащением словаря учащихся, но и над увеличением
подвижности того запаса слов, которым владеет ученик в данный момент;
 соблюдать совокупность требований к правильной и хорошей речи;
 развивать речевое чутьё, гибкость и смелость мышления, вызвать стремление быть
вдумчивым и проницательным читателем;
 формировать умение мыслить творчески, рассуждать логично, доказательно, с опорой на
анализ текста художественного произведения или жизненный опыт;
 формировать собственный письменный стиль каждого ребёнка;
 выявлять творческие способности у каждого школьника;

2

помочь преодолеть комплексы, справиться со своими коммуникативными проблемами,
развивать речь, память, внимание, способствовать становлению характера, умению
побороть себя и свои пороки;
 помочь ученикам раскрыть красоту и богатство русского языка, показать им его
многообразные возможности, приучить обучающихся вдумчиво относиться к слову и
побудить к созданию собственных творческих работ.
 научить применять полученные знания и умения при анализе текста.
Ценностные ориентиры содержания курса
Государственный экзамен в 9 классе требует от учащихся умения работать с текстом с
позиций определения темы, идеи и проблемы. Общая направленность экзамена заключается в
проверке следующих умений и навыков:
 писать изложения разных видов
 читать текст и анализировать его содержание
 выполнять тестовые задания, проверяющие знания и умения в разных областях школьного
курса русского языка.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт
условия для реализации метапредметной функции, которую русский язык выполняет в системе
школьного образования.


МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Данная рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом МОУ «Деевская
СОШ» и годовым календарным графиком и предусматривает проведение занятий курса в 8 классе
в объёме 34 часов.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Данная программа предусматривает проведение практических занятий, исследований, деловой
игры, тренингов; организацию групповых форм работы, дифференцированного обучения, личностноориентированного обучения, самостоятельной работы обучающихся.
Занятия включают
 Повторение пройденного материала.
 Составление обобщающих таблиц и схем.
 Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ,
выводы).
 Самостоятельный отбор материала.
 Работа в группах.
 Проведение практикумов.
 Работа с пакетами КИМов.
 Написание изложений и сочинений.
Технологии обучения
В процессе изучения русского языка будут применяться технология развития критического
мышления, проблемное обучение, ИКТ.








МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВОРЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ:
использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительнореферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе
представленных в электронном виде;
анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского
языка.
3

В основу программы положена идея личностно-ориентированного и когнитивнокоммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким
образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению
русского языка в 8 классе.
Содержание курса направлено на формирование знаний и умений, необходимых для
выполнения заданий, проверяющих следующие виды компетенций:
- лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный
лингвистический анализ языковых явлений;
- языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарем и
грамматическим строем, соблюдение языковых норм;
- коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой
деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.
В соответствии с требованиями государственного стандарта и образовательной программой
школы у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются
следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные,
организационные.
Все виды учебной деятельности учащихся на занятии, различные упражнения, составляющие
единую методическую систему, подчинены решению комплексной задачи – развитие речи
школьников, усвоение ими практической грамотности.
ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде
практических работ, с помощью тестов, письменных работ (сжатого изложения, сочинениярассуждения), редактирования текста. После изучения всего курса проводится итоговая
контрольная работа: сжатое изложение и сочинение-рассуждение. Письменные работы
оцениваются по критериям, предусмотренным для ГИА.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения курса обучаемый должен знать:
• основные признаки текста;
• основные признаки сжатия текста;
• основные приемы написания сочинений разных типов.
В результате изучения курса обучаемый должен уметь:
• осознанно воспринимать текст;
• определять тему, проблему, основную мысль текста, авторскую позицию и точку зрения
героя;
• правильно и лаконично излагать содержание текста;
• определять в тексте наиболее важные с содержательной точки зрения слова, анализировать их
структурно-смысловые связи;
• членить текст на смысловые части, то есть определять не только его главную тему, но и
микротемы;
• выявлять главную и второстепенную информацию в тексте, распознавать ее на слух;
• владеть различными приемами сжатия текста;
• письменно передавать содержание текста в сжатом виде, используя при этом различные
средства речевой выразительности;
• самостоятельно создавать тексты заданных типов и стилей речи;
• проводить иллюстративные аргументы из прочитанного текста, подтверждающие указанные
мысли;
• выполнять орфографические, пунктуационные и грамматические нормы;
• свободно владеть знаниями по грамматике русского языка при решении тестовых заданий.
При выразительном чтении текста: умение выбирать тон, темп чтения,
принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности;
определять, где нужны логические ударения, паузы.
4

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты освоения курса:
1) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку, осознание богатства родного языка;
2) готовность использовать знания в учении и в повседневной жизни для поиска и
исследования информации, представленной различной форме;
3) способность характеризовать собственные знания и умения по предметам, формулировать
вопросы.
Метапредметные результаты:
1) коммуникативные УУД: владеть видами речевой деятельности, строить речевое
продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; воспринимать устную и письменную
речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной
проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и
правила русского речевого этикета;
2) познавательные УУД: формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить
логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие
тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из
различных источников; определять основную и второстепенную информацию, применять метод
информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать,
систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами;
3) регулятивные УУД: постановка и формулировка цели деятельности; планирование
последовательности действий и при необходимости изменение ее; осуществление самоконтроля,
самооценки, самокоррекции;
- воспитание любви к родному языку, отношение к нему как основному средству
человеческого общения во всех сферах человеческой деятельности;
- обеспечение языкового развития обучающихся, овладение разнообразными видами речевой
деятельности;
- формирование возможности грамотного письма, рационального чтения, полноценного
восприятия звучащей речи;
- развитие возможности свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном
языке;
- использование языка в разных ситуациях общения, соблюдение норм речевого этикета.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. Текст как результат речевой деятельности
Тема, основная мысль.
Абзац. Зачин (первое предложение). Виды зачинов. Синтаксическое строение зачинов.
Ключевые слова.
Взаимодействие названия (заголовка) и текста.
Способы связи между предложениями в тексте (цепная и параллельная связь). Средства
связи между предложениями в тексте (лексические и грамматические).
Смысловая и композиционная целостность текста.
Лексические, грамматические средства выражения отношения, оценки.
Знать: основные правила работы с текстом.
Уметь: различать характер заданий к тексту.
Раздел 2. Средства выразительности в тексте
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы,
антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика,
термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и
приставки); морфологические, синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды
однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные
5

изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические, тропы, средства экспрессивного
синтаксиса).
Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.
Стилистические возможности языковых средств.
Знать: основные средства выразительности.
Уметь: различать
средства
выразительности; находить
в
тексте
средства
выразительности; анализировать текст с точки зрения средств выразительности.
Раздел 3. Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова
Выразительное чтение как тест на понимание текста. Тон и темп чтения. Логические паузы
и ударения. Интонация текста.
Знать: основные правила выразительного чтения.
Уметь: умение выбирать тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его
языковые особенности; определять, где нужны логические ударения, паузы.
Раздел 4. Синтаксические и пунктуационные нормы текста
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение.
Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки
препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом
предложении.
Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Знать: синтаксические и пунктуационные нормы.
Уметь: использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста.
Раздел 5. От анализа текста к изложению
Виды изложений.
Способы и приёмы компрессии (сокращения) текста. Главная и второстепенная
информация в тексте. Исключение второстепенной информации, подробностей, деталей,
обобщение однородных явлений и фактов, сочетание исключения и обобщения. Письменное
воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости.
Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста
Учимся редактировать текст. Типы речевых, грамматических ошибок. Предупреждение
речевых, логических, фактических ошибок.
Знать: основные требования к изложению, способы компрессии текста.
Уметь: выделять ключевые слова в тексте, применять способы компрессии текста, воспроизводить
текст разных стилей с заданной степенью свёрнутости, редактировать текст.
Раздел 6. Сочинение – это тоже текст
Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания
сочинения – рассуждения. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание
текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
Извлечение информации из различных источников
Знать: структуру сочинения-рассуждения.
Уметь: создавать текст в письменной форме в соответствии с заданной темой и функциональносмысловым типом речи.

6

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
урока
1

2

3–4

5–6
7

Тема урока
Определение, признаки и характеристика текста как
единицы языка. Тема, идея, проблема текста и
способы их установления и формулирования. Роль
ключевых слов текста.
Способы и средства связи между предложениями в
тексте. Характер смысловых отношений между
частями текста. Смысловая и композиционная
целостность текста
Особенности использования лексических,
словообразовательных, морфологических,
синтаксических средств выразительности в тексте.
Выбор и организация языковых средств в
соответствии с темой и основной мыслью текста.
Практическая работа «Анализ текста с точки зрения
использования в нём средств выразительности»
Выразительное чтение как тест на понимание текста.
Логические паузы и ударения. Интонация текста

Колво
часов

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

1

https://oge.sdamgia.ru/

1

https://oge.sdamgia.ru/

2

https://oge.sdamgia.ru/

2

https://oge.sdamgia.ru/

1

https://oge.sdamgia.ru/

8

Словосочетание и предложение.

1

https://oge.sdamgia.ru/

9 – 10

Словосочетание и предложение.
Функции сложного предложения в тексте.

2

https://oge.sdamgia.ru/

11 – 12 Пунктуация в простом предложении текста.
Текстовые иллюстрации синтаксических и
пунктуационных норм
13 – 14 Пунктуация в простом предложении текста.
Текстовые иллюстрации синтаксических и
пунктуационных норм
15 – 16 Пунктуация в сложном предложении текста.
Текстовые иллюстрации синтаксических и
пунктуационных норм

2

https://oge.sdamgia.ru/

2

https://oge.sdamgia.ru/

2

https://oge.sdamgia.ru/

17 – 18 Виды изложений.
Глубина и точность понимания содержания,
проблематики исходного текста.

2

https://resh.edu.ru/subj
ect/lesson/6939/start/3
25645/https://resh.edu.
ru/subject/lesson/6945/
start/282286/
https://oge.sdamgia.ru/

19 – 20 Способы и приёмы компрессии (сокращения)
текста. Сжатое изложение.

2

https://resh.edu.ru/subj
ect/lesson/6939/start/3
25645/https://resh.edu.
ru/subject/lesson/6945/
start/282286/
https://oge.sdamgia.ru/
https://resh.edu.ru/subj
ect/lesson/6939/start/3
25645/https://resh.edu.
ru/subject/lesson/6945/
start/282286/
7

21

Главная и второстепенная информация в тексте.

22 – 23 Ключевые слова и их роль в определении границ
главной информации. Соотношение микротемы и
абзацного строения текста. Представление об абзаце
как о пунктуационном знаке.
24 – 25 Практическая работа по предупреждению речевых,
логических, фактических ошибок
26 – 27 Структура сочинения-рассуждения.

2

https://oge.sdamgia.ru/
https://resh.edu.ru/subj
ect/lesson/6939/start/3
25645/https://resh.edu.
ru/subject/lesson/6945/
start/282286/
https://oge.sdamgia.ru/

2

https://oge.sdamgia.ru/

2

28 – 29 Алгоритм написания сочинения – рассуждения.

2

https://oge.sdamgia.ru/
http://old-rozental.ru/
https://uchi.ru/
https://oge.sdamgia.ru/
https://pedsovet.su/load/
27
https://oge.sdamgia.ru/
https://pedsovet.su/load/ 27

30

Критерии оценки сочинения-рассуждения.

Речевые клише, используемые в сочинениирассуждении.
Подготовка к написанию сочинения – рассуждения.
32 – 33 Написание сочинения - рассуждения
34
Анализ работ
31

1

1

1

https://oge.sdamgia.ru/

2
1

https://oge.sdamgia.ru/

ЛИТЕРАТУРА
1. Александрова Е. С. тренажер по русскому языку. Орфография. 8 класс. Москва, Вако, 2020.
62 с.
2. Бондаренко М. А. Русский язык. 8 класс. Рабочая тетрадь в 2-х частях. Москва:
Просвещение, 2024. 64 с.
3. Иванова С. Н. Русский язык. Тетрадь для повторения и закрепления. 8 класс. Минск:
Попурри, 2020. 96 с.
4. Никулина М. Ю. Комплексный анализ теста. Русский язык 8 класс. Рабочая тетрадь по
русскому языку. Изд-во: Экзамен, 2023. 94 с.
5. Черногрудова Е.А. Тренажер по русскому языку. 8 класс. Изд-во: Экзамен, 2025. 96 с.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».