ВНУД Функциональная грамотность (математическая) для обучаюзихся 5 класса

1

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»» для
учащихся 5 класса школы разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования. Основные
документы, используемые при составлении рабочей программы:
• Федеральный закон от29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Концепция Национальной программы повышения уровня функциональной грамотности
населения РФ;
• Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности
населения и развитию финансового образования в РФ».
• Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
основного
общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №
1897 (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577);
• Финансовая грамотность: учебная программа. 5-7 классы, общеобразоват. орг./ Е. А.
Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова, А.В.Половникова - М.: ВАКО, 2018. – 40с. –
(Учимся разумному финансовому поведению)
• Финансовая грамотность: учебная программа. 8-9 классы, общеобразоват. орг./ Е. Б.
Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц - М.: ВАКО, 2018. – 32с. – (Учимся разумному
финансовому поведению)
• Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образовании, утвержденный приказом Минобрнауки
России от 31.03.2014 № 253 (в ред. Приказа Министерства просвещения РФ от 8 мая 2019
г. N 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 28 декабря 2018 г. N 345»)

Цель:
Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5
класса как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к
образованию.
Программа нацелена на развитие: способности человека формулировать, применять и
интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает
математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и
инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять
роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения,
которые необходимы конструктивному, активному
и размышляющему гражданину
(математическая грамотность); способности человека принимать эффективные решения в
разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового
благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической
жизни.

Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу
функциональной грамотности.
В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного
предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных
как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по
оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте
(семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебному плану внеурочной деятельности в 5 классе изучаются два модуля
«Математическая грамотность» и «Финансовая грамотность» курса «Функциональная
грамотность» по 17 часов каждый модуль, всего 34 часа (1 час в неделю).
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы
обучающихся 5 класса в сфере экономики семьи.
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают формирование
активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание
ответственности и нравственного поведении в области экономических отношений в семье
и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.

Основные содержательные линии курса:
Модуль «Финансовая грамотность»
НАЯ Содержание курса
5 класс (17 часов)
Раздел 1. Доходы и расходы семьи
Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?»
Познавательная беседа «Деньги». Интерактивная беседа «Драгоценные металлы. Монеты.
Купюры». Творческое задание «Доходы семьи». Работа со статистикой «Расходы семьи».
Игра «День рождение». Ролевая игра «Семейный бюджет». Практическая работа «Долги.
Сбережения. Вклады».
Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого
защититься
Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться».
Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий,
природных катаклизмов». Решение логических задач «Страхование». Познавательная
беседа «Страховая компания. Страховой полис. Страхование имущества, здоровья,
жизни». Практическая работа «Принципы работы страховой компании».
Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют
Познавательная беседа «Налоги. Виды налогов». Познавательная беседа «Социальные
пособия». Решение экономических задач «Социальные выплаты».
Познавательная беседа «Государство – это мы».
Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье
3

Решение проблемной ситуации «Как спасти деньги от инфляции». Познавательная беседа
«Банковские услуги». Практическая работа «Вклады (депозиты)». Деловая игра «Кредит.
Залог». Игра «Возможности работы по найму и собственного бизнеса». Игра «Примеры
бизнеса, которым занимаются подростки». Проект «Личный финансовый план».
Раздел 5. Что такое финансовая грамотность
Смотр знаний по курсу «Финансовая грамотность».
. Планируемые результаты
Личностными результатами изучение курса «Финансовая грамотность» являются:
• умение грамотно распоряжаться деньгами.
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного
заработка;
• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных экономических ситуациях; участие в принятии решение о семейном
бюджете.
Требования к предметным результатам освоения курса:
- овладение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег,
благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, финансовое
планирование, налогообложение.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки и анализа, организации,
передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на
интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач
в виде таблицы, схемы;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
4

• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
• умение излагать своѐ мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку
событий;
• определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Предметными: результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли
денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов
семьи;
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• освоение приѐмов работы с экономической информацией, еѐ осмысление; проведение
простых финансовых расчѐтов.
• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и
направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей
их решения;
• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Тематическое планирование
№
п/п

Тема урока

Кол-во часов

Почему важно развивать финансовую грамотность

1

2.

Семья как потребитель.

1

3.

Хозяйственная деятельность семьи.

1

4.

Что такое деньги

1

5.

Откуда берутся деньги

1

Планирование, учет и контроль в семейном
хозяйстве.
Что такое бюджет семьи.

1

Что кладут в потребительскую корзину.

1

9.

Доходы и расходы семьи.

1

10.

Бюджет семьи.

1

11.

Ресурсосбережение основа финансового
благополучия.

1

1.

6.
7.
8.

1

5

Банковская карта Виды банковских карт.

1

13.

Как умно управлять своими деньгами.

1

14.

Как сделать сбережения.

1

15.

Кредиты. Виды кредитов.

1

16.

Налоги.

1

17.

Социальные пособия.

1

12.

Модуль «математическая грамотность»
Содержание курса
Формы проведения занятий: - практические занятия с элементами игр, самостоятельная
работа .
Курс состоит из трѐх модулей, включающих разные виды заданий.
В «Стартовых заданиях» представлено две ситуации, каждая из которых содержит
нескольку вопросов, на которые и надо ответить, внимательно прочитав текст и рассмотрев
таблицы и иллюстрации.
«Обучающие задания» связаны с рассмотренными вами ситуациями и разделены на
рубрики: «Знаете ли вы?», «Найдите ошибку», «Разные задачи». Выполняя эти задания,
обучающиеся смогут понять, какие ошибки были допущены в стартовой работе, и почему это
произошло. Возможно, они были недостаточно внимательны при чтении текста, упустили
важную информацию, которая содержалась в рисунке или таблице. Или причина ошибки в том,
что дети не освоили необходимое математическое действие, допустили вычислительную
ошибку.
В «Итоговых заданиях» представлены различные ситуации, которые могут встретиться в
жизни. Для успешного выполнения задания нужно внимательно прочитать текст, рассмотреть
иллюстрации, познакомиться с информацией справочного характера – пояснениями к термину,
формуле и пр. Обращайте внимание на то, в какой форме требуется дать ответ: могут
встретиться вопросы с выбором одного или нескольких ответов, задания с кратким и
развѐрнутым ответом, в которых нужно записать решение. Иногда нужно не просто дать ответ,
но и объяснить его.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Широкий социально-экономический контекст заданий создаѐт базу для формирования
универсальных учебных действий:
- познавательных: способность постановки реальных проблем и их решение средствами
математики; умение определять и находить требуемую информацию;
6

- коммуникативных: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном
обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- регулятивных: овладение навыками планирования, прогнозирования, контроля и
оценки;
- личностных: обеспечение ориентации в социальных ролях и соответствующей им
деятельности; объяснение гражданской позиции в конкретных ситуациях общественной жизни
на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей.
- метапредметных: находит и извлекает математическую информацию в различном
контексте (Уровень узнавания и понимания)
№
п/п

Тема занятия

Кол
-во час ов

1-2

Применение чисел и действий над ними. Счет и
десятичная система счисления.

2

3-4

Сюжетные задачи, решаемые с конца.

2

5-6

Задачи на переливание (задача Пуассона) и
взвешивание.
Логические задачи: задачи о «мудрецах», о
лжецах и тех, кто всегда говорит правду

2

7-9

1011

12-13

1415
16-17

3

Первые шаги в геометрии. Простейшие
геометрические фигуры. Наглядная геометрия.
Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение
объекта на части и составление модели.

2

Размеры объектов окружающего мира (от
элементарных частиц до Вселенной) длительность
процессов окружающего мира.

2

Комбинаторные задачи. Представление данных в виде
таблиц, диаграмм, графиков.
Проведение аттестации
итого

2

2
17

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».