ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Формирование
математической грамотности» для 7 класса составлена с учѐтом ФГОС
второго поколения.
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений,
составляющих основу математической грамотности. В 7 классе обучающиеся
учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного
предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику
необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину, могут
иметь как личный, местный, так и национальные глобальные аспекты.
Обучающиеся должны обладать универсальными способами анализа
информации и еѐ интеграции в единое целое. В таком контексте
математическая грамотность выступает как способ социальной ориентации
личности, интегрирующей связь образования, в первую очередь общего, с
многоплановой человеческой деятельностью.
В основу математической грамотности положены три пересекающихся
аспекта:
математическое содержание,
которое
используется
в
тестовых заданиях;
контекст, в котором представлена проблема;
математические мыслительные процессы, которые описывают, что
делает ученик, чтобы связать этот контекст с математикой,
необходимой для решения поставленной проблемы.
Низкий уровень математической грамотности подрастающего
поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме.
Современному российскому обществу нужны эффективные граждане,
способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в
трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу
обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность
проблемы развития математической грамотности у школьников на уровне
общества. Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители
также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во
взрослой жизни. Поэтому актуальность развития математической
грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса
заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях
обучающихся, чему способствует их математическая грамотность.
Поскольку математическая грамотность понимается как совокупность
знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека
в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только
для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства
выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом
задач, но и для развития российского общества в целом.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7 классов. В
программе учитываются возрастные и психологические особенности
школьников данного возраста, обучающихся на ступени основного общего
образования.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Цель программы: развитие способности учащегося формулировать,
применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта
способность включает математические рассуждения, использование
математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать,
объяснить и предсказать явления. Она помогает понять роль математики в
мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения,
которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
гражданину.
Содержание учебного курса (34 часа)
Диаграммы (7 часов)
Реальные числовые данные. Анализ таблиц, диаграмм. Сбор информации.
Столбчатые и круговые диаграммы. Определение и вычисление величин по
графику, таблице, диаграмме.
Выражения, тождества, уравнения. Функции (8 часов)
Арифметические и алгебраические выражения: свойства операций и
принятых соглашений. Анализ и интеграция информации для принятия
решения.
Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной
функции
Применение графиков линейной функции для иллюстрации процессов из
повседневной жизни. Задачи практико-ориентированного содержания.
Математика в реальной жизни (8 часов)
Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения
проводить в уме несложные рассуждения. Создание проекта «Комната моей
мечты»: расчѐт сметы на ремонт, расчѐт сметы на обстановку. Составление
расчѐтов коммунальных услуг своей семьи, планирование расходов на отпуск
семьи, учѐт расходов на питание. Наглядная геометрия (8 часов).
Начальные понятия геометрии. Основные построения с помощью циркуля и
линейки. Решение задач на нахождение неизвестных элементов простых
геометрических фигур, многоугольников, окружностей. Формирование
числовых и пространственных представлений у детей. Работа по сравнению
абстрактных и конкретных объектов.
Занимательные задачи (4 часа).
Решение математических задач, требующих от учащихся логических
рассуждений. Решение обратных задач, используя круговую схему. Решение
задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме
несложные рассуждения.
Планируемые результаты курса внеурочной деятельности.
Курс направлен на
формирование личностных,
метапредметных
и предметных результатов. Личностные результаты:
решению моральных дилемм на основе учѐта позиций участников дилеммы,
ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении
моральным нормам и этическим требованиям;
выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение
благополучия.
Метапредметными результатами является формирование регулятивных,
коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий
(УУД).
Регулятивные УУД:
ѐ время и планировать управление им;
вносить необходимые коррективы в исполнение;
переговоров;
действия;
коррективы в исполнение как в конце действия;
практической задачи в познавательную;
результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне
произвольного внимания;
Коммуникативные УУД:
совместной деятельности;
передавать партнѐру необходимую
информацию
как ориентир
для построения действия;
контроль, коррекцию, оценку
действий партнѐра, уметь
убеждать;
— устанавливать рабочие отношения, эффективно
сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в
группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со
сверстниками и взрослыми;
чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме
внутренней речи;
проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть
монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
-этическим и психологическим принципам общения и
сотрудничества на основе уважительного отношения к партнѐрам, внимания
к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности
адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и
эмоциональную поддержку партнѐрам в процессе достижения общей цели
совместной деятельности;
Познавательные УУД
поискового характера;
умение понимать и адекватно оценивать язык средств массовой
информации;
информации в соответствии с целью чтения;
условий;
признаков;
объектов;
предполагающих стандартное применение одного из них;
исследовательские
и
проектные действия,
исследовательской и проектной деятельности.
создание
продукта
Предметные результаты:
практике;
инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
использовать функционально-графические представления для описания и
анализа реальных зависимостей;
освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с
простейшими пространственными телами и их свойствами;
представления о статистических закономерностях в реальном
мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и
прогнозов, носящих вероятностный характер;
Результаты обучения:
решения,
используя
при
этом
разные
способы;
ученные математические знания в решении
жизненных задач;
углубления материала основного курса, расширения кругозора и
формирования мировоззрения, раскрытия прикладных аспектов математики.
Тематическое планирование
№
Наименование разделов, блоков, тем
Количество часов
1
Диаграммы
7
2
Выражения, тождества, уравнения. Функции
7
3
Математика в реальной жизни
8
4
Наглядная геометрия
8
5
Занимательные задачи
4
34
Итого
Задачи:
распознавать проблемы, возникающие в окружающей
действительности, которые могут быть решены средствами
математики;
формулировать эти проблемы на языке математики;
решать эти проблемы, используя математические факты и
методы;
анализировать использованные методы решения;
интерпретировать полученные результаты с учетом
поставленной проблемы.
При проведении занятий предлагаются следующие формы
работы:
построение алгоритма действий;
фронтальная, когда ученики работают синхронно под
управлением учителя;
работа в парах, взаимопроверка;
самостоятельная, когда ученики выполняют индивидуальные
задания в течение занятия; постановка проблемной задачи
и совместное ее решение;
обсуждение решений в группах, взаимопроверка в группах.
Календарно-тематическое планирование по курсу
«Математическая грамотность» 7 класс (20232024 уч. год)
№ Тема занятия
Планируемые
Количество
результаты
часов
Диаграммы (7 часов)
1.
2.
Статистические явления,
представленные в различной
форме: текст, таблица,
столбчатые и линейные
диаграммы, гистограммы.
Составление диаграмм для
наглядного представления
данных
Извлекать и
1
интерпретировать
информацию из готовых
диаграмм. Уметь
проводить исследования
простейших социальных 1
явлений по готовым
3.
4.
5.
6.
Представление результата в диаграммам.
виде диаграмм
Составление различных
диаграмм
Элементы теории множеств
как
объединяющее основание
многих
направлений
математики.
Диаграммы Эйлера-Венна
1
1
1
1
7.
Решение задач на вероятность
1
событий в реальной жизни.
Выражения, тождества, уравнения. Функции (7 часов)
8.
Арифметические
и
алгебраические выражения:
свойства операций и принятых
соглашений.
Анализирует и интегрирует
информацию для принятия
решения.
Моделирование изменений
окружающего мира с
помощью линейной функции
Применение графиков
линейной функции для
иллюстрации процессов из
повседневной жизни.
Задачи
практикоориентированного
содержания: на движение
Задачи практико-
9.
10.
11.
12.
13.
Уметь проводить
1
исследования
простейших социальных
явлений по графикам
данных функций.
1
Решать задачи из
реальной практики.
1
1
1
1
ориентированного содержания:
на движение по реке.
14.
Задачи
практикоориентированного
содержания: на совместную
работу.
Математика в реальной жизни (8 часов)
1
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
Умение
рассчитывать Уметь применять
покупку, количества товаров вычислительные навыки
на различные цели
при решении
практических задач:
Кулинарные рецепты.
бытовых, кулинарных и
Пропорции.
др. Решать задачи из
Задачи на смеси.
реальной практики,
Создание проекта «Комната
выполнять сбор
моей мечты»
Расчет сметы на ремонт информации, развивать
способность
«Комнаты моей мечты»
планировать свою
Расчет коммунальных услуг
деятельность и решать
своей семьи
Планирование отпуска своей поставленные задачи.
Уметь рассчитать
семьи
Учет расходов своей семьи на площадь, периметр при
решении практических
питание
задач на составление
сметы на ремонт
помещений. Выполнять
практикоориентирован
ные задания на
нахождение площади.
Наглядная геометрия (8 часов)
Рисование
фигуры
одним Конструировать
росчерком. Графы.
алгоритм
воспроизведения
Геометрические задачи на
рисунков, построенных
построения
и треугольников,
Геометрические задачи на
прямоугольников,
построения
строить по алгоритму,
Геометрические задачи на
осуществлять
построения и на изучение
свойств фигур, возникающих в самоконтроль, проверяя
ситуациях повседневной
соответствие
жизни, задач практического
полученного
содержания
изображения заданному
Симметрия вокруг нас.
Геометрические задачи
практического содержания
рисунку
Геометрические задачи
практического содержания
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
30.
Решение геометрических задач
исследовательского характера.
1
Занимательные задачи (4 часа)
31.
32.
33.
34.
Задачи на переливание
Задачи на взвешивание
Задачи с монетами
Задачи с игральной костью
Развивать смекалку и
находчивость,
прививать интерес к
математике.
1
1
1
1
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Гаврилова Т.Д. Занимательная математика, 5-11 классы Волгоград:
Учитель. 2005;
2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор: пособие для учителя М,: Просвещение. 2010;
3. К.П.Ахметов а "Авторская школа Жании Аубакировой" . Математическая
грамотность.
4. Григорьева Д.И. Подготовка школьников к олимпиаде по математике.
Методическое пособие М: Глобус. 2009;
5. Заболотнева Н.В. Олимпиадные задания по математике 5-8 классы.
Волгоград: Учитель. 2005;
6. Ковалѐва Г.С. Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий.
Учебное пособие для общеобразовательных организаций в 2-х ч – М.;
СПб.: Просвещение. 2020.
7. Депман И.Я. За страницами учебника математики: книга для чтения
учащимися 5-7 классов. –М: Просвещение. 2009;
8. Ковалѐва Г.С. Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий.
Учебное пособие для общеобразовательных организаций в 2-х ч – М.;
СПб.: Просвещение. 2020; 9. Шарыгин И.Ф., Шивкин А.В. Математика.
Задачи на смекалку, -М: Просвещение.
2006;
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Институт стратегии развития образования. Банк заданий
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/
Функциональная математическая грамотность. https://vk.com/wall206737446_17145 PISA: математическая грамотность.
https://rikc.by/ru/PISA/2-ex__pisa.pdf
Сборник тестов по математической грамотности для учащихся 5-11 классов
https://multiurok.ru/files/sbornik-tiestov-po-matiematichieskoi-ghramotnosti.html
Математическая грамотность Сборник тестовых заданий по математике (6-7
классы)
https://nsportal.ru/shkola/matematika/library/2020/10/20/matematicheskayagramot
nost-zadachi
Электронный банк заданий функциональной грамотности
https://fg.resh.edu.ru/?redirectAfterLogin=%2Ffunctionalliteracy%2Fevents
Банк заданий по функциональной грамотности
https://media.prosv.ru/fg/ Математическая грамотность
http://testuser7.narod.ru/School3/Ahmetova1.pdf Тесты
по математике для подготовке к PISA
https://kopilkaurokov.ru/matematika/testi/tiesty-po-matiematikiedliapodghotovkie-k-pisa