Пояснительная записка
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Обществознание — интегральная учебная дисциплина, цель которой состоит в том,
чтобы, овладев основами социально-гуманитарных наук — наук о человеке и обществе, —
учащиеся получили комплексное и целостное знание об обществе.
Этими науками являются философия, социология, социальная психология, политология,
правоведение, культурология, экономическая теория. Поэтому предмет обществознания
чрезвычайно сложен и многомерен, требует неординарного поиска ответов на
поставленные вопросы, оперирования понятиями всех перечисленных выше наук об
обществе.
Данный элективный курс предназначен для эффективной подготовки учащихся 10-11
классов профильного уровня к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по
обществознанию, который по своему содержанию соответствует государственному
стандарту среднего (полного) образования по предмету. Курс призван оказать помощь в
систематизации, углублении, обобщении знаний по модульным блокам: «Общество»,
«Духовная жизнь общества». «Человек. Познание», «Политика», «Экономика»,
«Социальные отношения», «Право».
Теоретический материал адекватен кодификатору элементов содержания по
обществознанию, проверяемых в рамках ЕГЭ. Последовательность тем курса подчинена
логике построения элементов кодификатора, что усиливает практическую направленность
курса.
В процессе подготовки к ЕГЭ по обществознанию очень важно не только владеть
содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых строится
письменная работа, являющаяся формой проведения ЕГЭ. Разнотипность заданий и
работа с ними призваны сформировать у учащихся представления о форме контрольноизмерительных материалов по обществознанию, уровне их сложности, особенностях их
выполнения, и нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ЕГЭ.
Цель курса: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений учащихся в
рамках обществоведческого курса для более успешной сдачи ЕГЭ.
Задачи курса:
преобразоватьсодержание теоретического материала в более доступную для восприятия
учащимися форму;
выявить существенные признаки социальных объектов и явлений;
раскрыть и понятьсущность обществоведческих понятий разной степени сложности;
научить учащихся применять социально-гуманитарные знания в процессе решения
познавательных и практических задач;
формировать и развивать у учащихся интеллектуальные и практические умения;
воспитывать социальную ответственность, трудолюбие и умение преодолевать трудности.
В процессе обучения происходит формирование основных знаний и умений,
проверяемых в рамках ЕГЭ:
- биосоциальная сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности,
место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также
важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм,
механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
- распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его
описания;
- сравнивать социальные объекты, выявлять их общие черты и различия;
- соотносить обществоведческие знания с социальными реалиями, их отражающими;
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных
наук;
- анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в
различных знаковых системах (схема, таблица, диаграмма);
- распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовым и
исключать лишнее;
- устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных
явлений и обществоведческими терминами, понятиями;
- применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных
объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из
предложенного списка;
- различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
- называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому
контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
- перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса и т. п.;
- раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социальногуманитарных наук; приводить примеры определенных общественных явлений, действий,
ситуаций;
- применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и
практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
- осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной
информации по определенной теме из оригинальных, неадаптированных текстов
(философских, научных, правовых, политических, публицистических);
- формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные
суждения и аргументы по определенным проблемам.
Элективный курс позволит преодолеть определенный психологический барьер перед
экзаменом, в том числе связанный и с незнанием экзаменуемыми, как им следует
оформить результат выполненного задания, чтобы получить максимальное количество
баллов за представленный ответ.
Работа с учащимися 10-11 классов профильного уровня предполагает
следующие формы и приемы:
1) лекции с последующим опросом;
2) лекции с обсуждением документов/статей/текстов;
3) беседы;
4) практические занятия;
5) анализ альтернативных ситуаций;
6) работа в парах, группах, индивидуально;
7) выполнение работ по заданному алгоритму;
8) решение заданий КИМов ЕГЭ.
Система оценивания и формы контроля:
На протяжении всего курса обучения учащиеся выполняют задания различных уровней
сложности. В конце изучения каждого модульного блока проводится контрольная
письменная работа по заданиям ЕГЭ в рамках данной темы: 10 класс – 4 контрольных
работы по модульным блокам –«Общество», «Духовная жизнь общества», «Человек.
Познание», «Политика»; 11 класс – 3 контрольных работы по модульным блокам –
«Экономика», «Социальные отношения», «Право». В конце изучения каждой из двух
частей курса учащиеся пишут пробный ЕГЭ. Пробный ЕГЭ/ контрольная работа
представляет собой практические задания, сформированные в КИМ ЕГЭ / материалы
контрольной работы по усмотрению учителя, по пройденным темам, взятые с сайта
ФИПИ (открытый банк ЕГЭ по обществознанию). Оценка освоения учащимся программы
элективного курса по каждой его части – зачет – выставляется при получении им не менее
80% зачетов соответственно по 1,2 части элективного курса.
Критерии оценивания достижений обучающихся по предмету:
1) по контрольным работам – зачет (при верном выполнении 40% заданий)
2) по пробным ЕГЭ – зачет (при наборе 42 баллов и более за работу и более)
Предполагаемые результаты изучения курса:
1. учащиеся систематизируют и обобщают знания курса обществознания;
2. учащиеся успешно выполняют задания различных типов и уровней сложности;
3. общая готовность каждого учащегося 10-11 классов профильной группы к сдаче ЕГЭ по
обществознанию.
Элективный курс рассчитан для учащихся 10 класс по обществознанию на 68 часов и
разделен на две части: часть 1 – 34 часа, часть 2 – 34 часа.
Программа курса
Часть 1- 34 часа
Введение 1 час
Общая характеристика особенностей КИМов по обществознанию, специфики проведения
экзамена, знакомство с кодификатором, спецификацией, демонстрационной версией ЕГЭ
текущего года.
Модульный блок «Общество» 8 часов
Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Понятие
«общество» в узком и широком смысле. Функции общества. Общественные отношения.
Общество – динамическая система. Сферы общественной жизни. Специфические черты
общества.
Общество и природа. Понятие «природа» в узком и широком смысле. «Вторая природа».
Взаимодействие общества и природы. Противоречия общества и природы. Представления
о взаимосвязи общества и природы.
Общество и культура. Понятия «культура». Система взаимоотношений общества и
культуры.
Взаимосвязь экономической, социальной, политической, и духовной сфер
общества. Взаимосвязь сфер общественной жизни общества. Взаимовлияние сфер.
Социальные институты. Социальный институт. Основные комплексы социальных
институтов. Функции социальных институтов.
Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Общественное
развитие. Реформа и ее виды. Революция и ее виды. Модернизация. Традиционное
общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное общество. Формационный и
цивилизационный подходы к изучению общества. Западная и восточная цивилизации.
Понятие
общественного
прогресса. Различные взгляды на направленность
общественного развития. Сущность понятий «прогресс» и «регресс». Особенности
прогресса и его критерии. Стагнация.
Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобализация.
Основные направления глобализации. Последствия процесса глобализации. Единство
современного мира. Основные факторы единства современного человечества.
Глобальные проблемы человечества. Термин «глобальные проблемы». Причины
возникновения. Общие черты. Главные (приоритетные) глобальные проблемы. Основные
направления разрешения глобальных проблем. Социальные прогнозы перспектив
человечества.
Контрольная работа по модульному блоку «Общество». Проверка уровня знаний и
умений по пройденной теме. Решение практических заданий из КИМов ЕГЭ.
Модульный блок «Духовная жизнь общества» 9 часов
Культура и духовная жизнь. Подходы к пониманию культуры как явления
общественной жизни. Понятие «культура». Материальная культура. Духовная культура.
Основные функции культуры. Структура духовной жизни общества.
Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная; молодежная
субкультура. Типология культур. Основные формы: элитарная, народная, массовая.
Разновидности культуры: субкультура, контркультура. Влияние массовой культуры на
духовную жизнь общества.
Средства массовой информации. СМИ и их роль в духовной жизни общества. Функции
СМИ.
Искусство, его формы, основные направления. Понятие «искусство». Теории
происхождения искусства. Предмет искусства. Виды и жанры. Специфические черты
искусства. Функции искусства.
Наука. Понятие «наука». Виды наук. Модели развития научного знания. Функции
современной науки.
Социальная и личностная значимость образования. Образование. Цель образования.
Функции образования. Система образования в России. Сеть образовательных учреждений.
Комплекс принципов, определяющих функционирование системы образования. Общие
тенденции в развитии образования.
Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Определение «религия».
Происхождение религии. Религиозная вера. Культ. Атрибуты религиозного культа.
Ранние формы религии: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия. Национальногосударственные религии. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Основные
функции религии.
Мораль. Нравственная культура. Понятие «мораль». Развитие норм морали: табу,
обычай,
традиция,
моральные
правила.
Происхождение
морали.
Понятие
«нравственность». Мораль и право: общее и различия. Важнейшие функции морали в
обществе. Нравственная культура личности. Важнейшие принципы современной
нравственной культуры личности.
Тенденции духовной жизни современной России. Основные проблемы и тенденции
современной культурной ситуации в России.
Контрольная работа по модульному блоку «Духовная жизнь общества». Проверка
уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение практических заданий из КИМов
ЕГЭ
Модульный блок «Человек. Познание» 7 часов
Человек как результат биологической и социальной эволюции. Бытие
человека. Теории происхождения человека. Человек – биологическое существо.
Основные отличия человека от животного. Человек – существо социальное. Бытие
человека. Потребности и интересы человека.
Деятельность
человека,
ее
основные
формы.
Мышление
и
деятельность. Деятельность. Деятельность человека и активность животного. Основные
компоненты деятельности. Виды действий. Игра как деятельность. Общение, структура
общения. Функции общения. Учение. Труд. Основные классификации деятельности.
Творческая деятельность. Мышление. Типы мышления.
Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Цель жизни. Смысл жизни. Проблема
смысла жизни человека. Самореализация.
Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Индивид.
Индивидуальность. Личность. Структура личности. Социализация. Этапы социализации.
Внутренний мир человека. Сознательное и бессознательное. Внутренний (духовный)
мир человека. Структура духовного мира человека. Мировоззрение, структура
мировоззрения. Типы мировоззрения. Менталитет. Сознание, структура сознания.
Самосознание. Бессознательное. Отличие сознательного от бессознательного.
Познание мира. Формы познания. Познание. Процесс познания. Агностицизм,
скептицизм, оптимизм. Чувственное познание: ощущение, восприятие, представление.
Рациональное познание: понятие, суждение, умозаключение.
Истина и ее критерии. Относительность истины. Что есть истина? Относительная
истина, абсолютная истина. Критерии истины. Функции практики в процессе познания.
Виды человеческих знаний. Научное познание. Знание. Виды знания. Формы знания.
Научное познание. Уровни научного познания. Структура теории. Методы научного
познания: анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование, абстракция.
Социальные науки, их классификация. Социальные науки. Классификация социальных
наук. Важнейшие социальные науки. Социальное познание. Особенности социального
познания. Социальный факт.
Контрольная работа по модульному блоку «Человек. Познание». Проверка уровня
знаний и умений по пройденной теме. Решение практических заданий из КИМов ЕГЭ.
Модульный блок «Политика» 7 часов
Политическая система, ее структура и функции. Политическая система общества и ее
структура. Структурные компоненты (подсистемы) политической системы общества.
Функции политической системы. Основные теории происхождения государства.
Государство. Признаки государства. Функции государства. Формы правления: монархия,
республика.
Формы
государственно-территориального
устройства:
унитарное,
федеративное, конфедерация. Политические режимы.
Политические партии и движения. Становление многопартийности в
России. Избирательные системы. Политическая партия и ее черты Виды политических
партий. Партийная система, типы партийных систем. Политические движения. Виды
политических движений. Основные этапы становления многопартийности в России.
Политический режим. Типы политических режимов. Политический режим.
Демократический, тоталитарный, авторитарный режимы.
Политическая идеология. Политическая идеология. Основные этапы формирования
идеологии. Уровни политической идеологии и функции. Типы политических идеологий.
Политическая культура. Политическая культура. Компоненты политической культуры.
Функции политической культуры.
Гражданское общество. Основные подходы к определению сущности гражданского
общества. Соотношение государства и гражданского общества. Предпосылки
гражданского общества. Структура и функции гражданского общества.
Человек в политической жизни. Политическое участие. Содержание политической
жизни. Политический статус личности. Политическая роль личности. Типы политических
ролей. Политический лидер. Особенности политического лидерства. Классификация
типов политических лидеров. Политическое участие. Виды политического участия.
Основные типы политической деятельности.
Контрольная работа по модульному блоку «Политика». Проверка уровня знаний и
умений по пройденной теме. Решение практических заданий из КИМов ЕГЭ.
Итоговый контроль по 1 части – 2часа.
Часть 2 - 34 часа
Модульный блок «Экономика» 10 часов
Экономика: наука и хозяйство. Термин «экономика». Экономика – это хозяйство.
Производство, распределение, обмен, потребление. Факторы производства. Экономика
как наука. Функции экономической теории. Макроэкономика. Микроэкономика.
Экономические системы. Экономическая система. Основные типы экономических
систем: традиционная, централизованная, рыночная, смешанная. Многообразие рынков.
Спрос, закон спроса. Предложение, закон предложения.
Экономическое содержание собственности. Собственность. Право собственности.
Экономическое содержание собственности. Виды собственности.
Измерители экономической деятельности. Система национальных счетов. ВВП. ВНП.
НД.
Экономический цикл и экономический рост. Экономический цикл. Фазы
экономического цикла. Причины циклического развития экономики. Виды кризисов.
Экономический рост.
Экономика и государство. Роль государства в экономике. Правовое регулирование.
Денежно-кредитная политика. Инфляция и ее виды. Банковская система. Налоговобюджетная политика. Налоги, функции налогов. Государственный бюджет.
Государственный долг.
Мировая
экономика:
внешняя
торговля,
международная
финансовая
система. Мировая экономика. Международное разделение труда (МРТ). Мировой рынок.
Международная торговля. Типы экономической интеграции. Структура международной
валютно-финансовой системы.
Экономика потребителя. Экономика производителя. Потребитель. Цель потребителя.
Рациональное поведение потребителя. Доход потребителя. Уровень жизни. Бизнес,
предпринимательство. Виды предпринимательства.Основныепринципы, регулирующие
предпринимательскую деятельность. Функции предпринимательства.
Рынок труда. Безработица. Рынок труда, рабочая сила. Особенности рынка труда.
Характерные черты конкурентного труда. Заработная плата. Прожиточный минимум.
Безработица. Причины безработицы. Основные виды безработицы. Последствия
безработицы.
Контрольная работа по модульному блоку «Экономика». Проверка уровня знаний и
умений по пройденной теме. Решение практических заданий из КИМов ЕГЭ.
Модульный блок «Социальные отношения» 11 часов
Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальная связь, виды.
Типы социальных действий. Формы социального взаимодействия.
Социальные группы, их классификация. Социальная общность. Признаки социальной
общности и ее виды. Виды социальных групп. Социальная структура общества.
Квазигруппа. Организация. Малая группа.
Социальный статус. Социальная роль. Социальный статус. Статусный набор.
Компоненты социального статуса. Престиж. Авторитет. Социальная роль.
Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальная
дифференциация. Неравенство. Стратификация. Критерии стратификации. Исторические
типы стратификационных систем. Социальная мобильность. Виды социальной
мобильности.
Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Социальная норма: обычаи, традиции.
Нормы морали, правовые нормы, религиозные нормы, политические нормы, эстетические
нормы. Девиантное поведение. Деликвентное поведение. Социальный контроль.
Семья и брак как социальные институты. Семья. Функции семьи. Виды семьи. Брак,
виды брака. Демографическая и семейная политика в Российской Федерации.
Молодежь как социальная группа. Молодежь. Особенности социального положения
молодежи. Типы самодеятельности молодежи.
Этнические общности. Межнациональные отношения. Этническая общность. Подходы
(теории) понимания сущности этносов, их происхождения. Виды этнических общностей.
Межнациональные отношения. Способы мирного сотрудничества. Основные тенденции
развития наций. Межнациональный конфликт. Причины и типы межнациональных
конфликтов. Виды национализма. Пути разрешения межнациональных проблем.
Национальная политика в Российской Федерации.
Социальный конфликт и пути его разрешения. Конфликт и его участники. Причины,
повод, противоречия конфликта. Виды противоречий. Социальный конфликт и виды.
Функции социальных конфликтов.
Социальные процессы в современной России. Социальные процессы в современной
России. Стратификационная структура российского общества. Основные тенденции
развития социальной структуры современного российского общества.
Контрольная работа по модульному блоку «Социальные отношения». Проверка
уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение практических заданий из КИМов
ЕГЭ.
Модульный блок «Право» 11 часов
Право в системе социальных норм. Социальные нормы: типы, функции. Норма права,
признаки нормы права. Структура нормы права: гипотеза, диспозиция, санкция. Виды
правовых норм. Право в системе социальных норм: особенности взаимодействия. Теории
происхождения права, признаки и функции.
Система права: основные отрасли, институты, отношения. Система права институт
права, подотрасль, отрасль права. Виды институтов права. Основные отрасли российского
права.
Источники права. Правовые акты. Источник (форма) права. Виды источников права:
правовой обычай, судебный прецедент, правовая доктрина, нормативно-правовой акт,
нормативно-правовой договор. Нормативно-правовой акт. Виды нормативно-правовых
актов: закон, подзаконный акт.
Правонарушения. Правоотношения,
участники.
Структура
правоотношений.
Правонарушение. Состав (структура) правонарушения. Виды правонарушений:
преступление и проступок.
Конституция РФ. Конституция. Этапы конституционного развития России. Особенности
Конституции РФ: структура, содержание.
Юридическая ответственность и ее виды. Юридическая ответственность, ее признаки.
Принципы юридической ответственности. Основные виды юридической ответственности.
Функции.
Основные понятия и нормы административного, гражданского, трудового,
семейного и уголовного права в Российской Федерации. Характеристика основных
отраслей российского законодательства: основные источники, основные понятия и нормы.
Международные документы о правах человека. Всеобщая декларация прав человека.
Международный пакт о гражданских, политических, экономических, социальных и
культурных правах. Судебная защита. Правосудие. Система международной защиты прав
человека.
Правовая культура. Правовая культура: структура, уровни. Правосознание.
Правотворчество. Законность. Правопорядок. Функции правовой культуры. Значение
правовой культуры.
Контрольная работа по модульному блоку «Право». Проверка уровня знаний и умений
по пройденной теме. Решение практических заданий из КИМов ЕГЭ.
Итоговый контроль по 2 части – 2 часа.
Литература для учителя:
Административный кодекс РФ. – М., 2016.
Всеобщая декларация прав человека. – М., 2001.
Гражданский кодекс РФ. – М., 2016.
Конституция РФ. – М., 2017. – 32с.
Лазебникова А.Ю. ЕГЭ-2018. Обществознание.30 вариантов. Типовые тестовые задания
от разработчиков ЕГЭ / А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Е.С. Королькова. – М., 2018.
– 350с.
6. Обществознание. 9-11 класс. Практикум по праву. Задачи, схемы, тренинги, правовые
ситуации, проблемные задания / С.А. Зинина, Т.А. Корнева, Т.А. Шарова. – М., 2013 –
116с.
7. Обществознание: пособие-репетитор / под ред. О.С. Белокрыловой, В.И. Филоненко. –
Ростов н/Дону, 2013. – 479с.
8. Семейный кодекс РФ. – М., 2017.
9. Трудовой кодекс РФ. – М., 2017.
10. Уголовный кодекс РФ. – М., 2016.
11. Чернышова О.А. Обществознание. Большой справочник для подготовки к ЕГЭ: учебнометодическое пособие. – Ростов н/Дону, 2017. – 528с.
12. Школьный словарь по обществознанию: пособие для учащихся 10-11 классов / Ю.И.
Аверьянов, Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая. – М., 2003. – 93с.
1.
2.
3.
4.
5.
Электронные ресурсы для учителя:
1. Сайт ФИПИ - http://www.fipi.ru
2. Сайт онлайн-школа Максимум - https://education.maximumtest.ru
3. Сайт Центр онлайн-обучения Фоксфорд - https://foxford.ru