Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности для 4 класса «Математическая грамотность»
разработана
в
соответствии
с
требованиями
Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, требования к
основной образовательной программе начального общего образования.
Программа «Математическая грамотность» составлена на основе авторского
курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторысоставители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).
Программа «Математическая грамотность» учитывает возрастные, общеучебные
и психологические особенности младшего школьника.
Целью
изучения
курса «Математическая грамотность»
является
развитие
математического образа мышления, внимания, памяти; расширять кругозор учащихся в
различных областях элементарной математики, расширять математические знания в области
чисел, правильно применять математическую терминологию; формировать у обучающихся
способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут;
высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику
так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному,
заинтересованному и мыслящему гражданину.
Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
расширять математические знания в области чисел;
содействовать умелому использованию символики;
правильно применять математическую терминологию;
развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая
внимание на количественных сторонах;
развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения задач;
учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа курса внеурочной деятельности «Математическая грамотность» предназначена
для реализации 4 классах начальной школы и рассчитана на 33 часа (1 час в неделю).
Формы организации занятий:
·
Предметные недели;
·
Олимпиады;
·
Деловые беседы;
·
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
·
Практические упражнения.
4 класс
Нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление
числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи с
тройкой величин «цена, количество, стоимость», сравнение различных вариантов покупок;
нахождение размера скидки на товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение и
заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками, умение
пользоваться калькулятором.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение младшими школьниками следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– формулировать жизненную ситуацию на языке математики;
–применять математические понятия, факты, процедуры размышления;
–интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты;
– формировать духовные и эстетические потребности;
–овладевать начальными навыками адаптации в современном мире: сопоставление
доходов и расходов, простые вычисления в области семейных потребностей;
– уметь пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и
взаимооценки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных
ситуациях;
–уметь переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный
жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели поведения для
своего самосовершенствования.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания,
самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными
задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения курса:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказать явления;
–способность извлекать математическую информацию в различном контексте;
–способность применять математические знания для решения разного рода проблем;
–способность формулировать математическую проблему на основе анализа
ситуации;
–интерпретация и оценка математических данных в контексте лично значимой ситуации;
–интерпретация и оценка математических результатов в контексте национальной или
глобальной ситуации;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
· степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
· поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают
положительные результаты;
· результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при
выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
· косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества
успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и
др.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Числа. Арифметические действия. Величины. 7 ч.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион
и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа
налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и
др.). Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы
массы. Литр.
Мир занимательных задач. 19 ч.
Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство,
например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.
Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее
эффективных способов решения.
Геометрическая мозаика. 7 ч.
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки.
Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма
треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый
конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Разделы
Кол-во часов
1.
Числа. Арифметические действия. Величины
7
2.
Мир занимательных задач
19
3.
Геометрическая мозаика
7
Итого
33
Формы организации
Преобладающие формы организации занятий – групповая и индивидуальная.
Формы занятий: тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования.
Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по
сбору числового материала, задачи на основе статистических данных, сказки на
математические темы, конкурсы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4 КЛАСС (33 часа)
№
Содержание
(разделы, темы)
Кол-во
часов
Форма проведения
1
Интеллектуальная
разминка
1
Игра.
2
Числа-великаны
1
Игра-путешествие.
3
Мир занимательных
задач
1
Решение логических задач.
4
Кто что увидит?
1
Задачи и задания на развитие
пространственных
представлений.
Занимательные задания с
римскими цифрами.
5
Римские цифры
1
6
Числовые головоломки
1
Решение и составление
ребусов, содержащих числа.
7
Секреты задач
1
Задачи в стихах повышенной
сложности.
8
В царстве смекалки
1
9
Математический
марафон
1
Сбор информации и выпуск
математической газеты
(работа в группах)
Решение задач.
10
«Спичечный»
конструктор
1
Построение конструкции по
заданному образцу.
11
«Спичечный»
конструктор
1
Построение конструкции по
заданному образцу.
1
Составление карты
путешествия: на
определённом транспорте по
выбранному маршруту.
12
Математические
фокусы
13
Выбери маршрут
1
Электронные математические
игры (работа на компьютере).
14
Интеллектуальная
разминка
1
Изучение способа быстрого
поиска суммы.
15
Занимательное
моделирование
1
16
Занимательное
моделирование
1
Моделирование из проволоки.
Создание объёмных фигур из
развёрток.
Моделирование из проволоки.
Создание объёмных фигур из
развёрток.
ЦОР/ЭОР
https://learningapps.org/i
ndex.php?s=математика
https://uchi.ru/activities/t
eacher/
https://uchitel.club/workp
rograms
https://urok.1sept.ru/articl
es/687706
http://skiv.instrao.ru/bank
zadaniy/matematicheskay
a-gramotnost/
17
Занимательное
моделирование
1
18
Математическая
копилка
1
19
Какие слова спрятаны
в таблице?
1
20
«Математика — наш
друг!»
1
Задачи и задания по проверке
готовых решений, в том числе
неверных.
21
Решай, отгадывай,
считай
1
Задачи и задания на развитие
математических навыков.
22
В царстве смекалки
1
23
В царстве смекалки
1
24
Числовые головоломки
1
25
Мир занимательных
задач
1
Сбор информации и выпуск
математической газеты
(работа в группах).
Сбор информации и выпуск
математической газеты
(работа в группах).
Решение и составление
ребусов, содержащих числа.
Заполнение числового
кроссворда (судоку, какуро).
Задачи со многими
возможными решениями.
26
Мир занимательных
задач
1
27
Математические
фокусы
Интеллектуальная
разминка
1
1
Решение головоломок и
занимательных задач.
29
Интеллектуальная
разминка
1
Решение головоломок и
занимательных задач.
30
Блиц-турнир по
решению задач
1
31
Математическая
копилка
1
32
Геометрические
фигуры вокруг нас
1
Решение логических,
нестандартных задач,
имеющих несколько решений.
Создание сборника числового
материала для составления
задач
Поиск квадратов в
прямоугольнике.
33
Математический
лабиринт
1
28
Итого
Моделирование из проволоки.
Создание объёмных фигур из
развёрток.
Составление сборника
числового материала для
составления задач.
Работа с таблицей
Задачи со многими
возможными решениями.
Отгадывание задуманных
чисел.
Задачи-шутки и задачисмекалки.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Функциональная грамотность. 4 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк,
С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://learningapps.org/index.php?s=математика
https://uchi.ru/activities/teacher/
https://uchitel.club/workprograms
https://urok.1sept.ru/articles/687706
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, принтер, магнитная доска. Наборы сюжетных и
предметных картинок.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Цифровой веер, учебные весы, набор геометрических фигур, рабочие листы к занятиям, тетради,
бумага разного формата, письменные и чертёжные принадлежности.