ВНУД Функциональня грамотность (математическая) для обучающихся 4 класса

Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности для 4 класса «Математическая грамотность»
разработана
в
соответствии
с
требованиями
Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, требования к
основной образовательной программе начального общего образования.
Программа «Математическая грамотность» составлена на основе авторского
курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторысоставители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).
Программа «Математическая грамотность» учитывает возрастные, общеучебные
и психологические особенности младшего школьника.
Целью
изучения
курса «Математическая грамотность»
является
развитие
математического образа мышления, внимания, памяти; расширять кругозор учащихся в
различных областях элементарной математики, расширять математические знания в области
чисел, правильно применять математическую терминологию; формировать у обучающихся
способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут;
высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику
так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному,
заинтересованному и мыслящему гражданину.


Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;



расширять математические знания в области чисел;



содействовать умелому использованию символики;



правильно применять математическую терминологию;



развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая
внимание на количественных сторонах;



развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения задач;
учить находить и извлекать информацию из различных текстов;



учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;



уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа курса внеурочной деятельности «Математическая грамотность» предназначена
для реализации 4 классах начальной школы и рассчитана на 33 часа (1 час в неделю).
Формы организации занятий:
·
Предметные недели;
·
Олимпиады;
·
Деловые беседы;
·
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
·
Практические упражнения.
4 класс
Нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление
числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи с
тройкой величин «цена, количество, стоимость», сравнение различных вариантов покупок;
нахождение размера скидки на товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение и
заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками, умение
пользоваться калькулятором.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение младшими школьниками следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– формулировать жизненную ситуацию на языке математики;
–применять математические понятия, факты, процедуры размышления;
–интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты;
– формировать духовные и эстетические потребности;
–овладевать начальными навыками адаптации в современном мире: сопоставление
доходов и расходов, простые вычисления в области семейных потребностей;
– уметь пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и
взаимооценки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных
ситуациях;
–уметь переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный
жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели поведения для
своего самосовершенствования.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания,
самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными
задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения курса:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказать явления;
–способность извлекать математическую информацию в различном контексте;
–способность применять математические знания для решения разного рода проблем;
–способность формулировать математическую проблему на основе анализа
ситуации;
–интерпретация и оценка математических данных в контексте лично значимой ситуации;
–интерпретация и оценка математических результатов в контексте национальной или
глобальной ситуации;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
· степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
· поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают
положительные результаты;
· результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при
выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
· косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества
успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и
др.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Числа. Арифметические действия. Величины. 7 ч.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион
и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа
налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и
др.). Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы
массы. Литр.
Мир занимательных задач. 19 ч.
Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство,
например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.
Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее
эффективных способов решения.
Геометрическая мозаика. 7 ч.
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки.
Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма
треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый
конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№

Разделы

Кол-во часов

1.

Числа. Арифметические действия. Величины

7

2.

Мир занимательных задач

19

3.

Геометрическая мозаика

7

Итого

33

Формы организации
Преобладающие формы организации занятий – групповая и индивидуальная.
Формы занятий: тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования.
Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по
сбору числового материала, задачи на основе статистических данных, сказки на
математические темы, конкурсы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4 КЛАСС (33 часа)
№

Содержание
(разделы, темы)

Кол-во
часов

Форма проведения

1

Интеллектуальная
разминка

1

Игра.

2

Числа-великаны

1

Игра-путешествие.

3

Мир занимательных
задач

1

Решение логических задач.

4

Кто что увидит?

1

Задачи и задания на развитие
пространственных
представлений.
Занимательные задания с
римскими цифрами.

5

Римские цифры

1

6

Числовые головоломки

1

Решение и составление
ребусов, содержащих числа.

7

Секреты задач

1

Задачи в стихах повышенной
сложности.

8

В царстве смекалки

1

9

Математический
марафон

1

Сбор информации и выпуск
математической газеты
(работа в группах)
Решение задач.

10

«Спичечный»
конструктор

1

Построение конструкции по
заданному образцу.

11

«Спичечный»
конструктор

1

Построение конструкции по
заданному образцу.

1

Составление карты
путешествия: на
определённом транспорте по
выбранному маршруту.

12
Математические
фокусы
13

Выбери маршрут

1

Электронные математические
игры (работа на компьютере).

14

Интеллектуальная
разминка

1

Изучение способа быстрого
поиска суммы.

15

Занимательное
моделирование

1

16

Занимательное
моделирование

1

Моделирование из проволоки.
Создание объёмных фигур из
развёрток.
Моделирование из проволоки.
Создание объёмных фигур из
развёрток.

ЦОР/ЭОР
https://learningapps.org/i
ndex.php?s=математика
https://uchi.ru/activities/t
eacher/
https://uchitel.club/workp
rograms
https://urok.1sept.ru/articl
es/687706
http://skiv.instrao.ru/bank
zadaniy/matematicheskay
a-gramotnost/

17

Занимательное
моделирование

1

18

Математическая
копилка

1

19

Какие слова спрятаны
в таблице?

1

20

«Математика — наш
друг!»

1

Задачи и задания по проверке
готовых решений, в том числе
неверных.

21

Решай, отгадывай,
считай

1

Задачи и задания на развитие
математических навыков.

22

В царстве смекалки

1

23

В царстве смекалки

1

24

Числовые головоломки

1

25

Мир занимательных
задач

1

Сбор информации и выпуск
математической газеты
(работа в группах).
Сбор информации и выпуск
математической газеты
(работа в группах).
Решение и составление
ребусов, содержащих числа.
Заполнение числового
кроссворда (судоку, какуро).
Задачи со многими
возможными решениями.

26

Мир занимательных
задач

1

27

Математические
фокусы
Интеллектуальная
разминка

1
1

Решение головоломок и
занимательных задач.

29

Интеллектуальная
разминка

1

Решение головоломок и
занимательных задач.

30

Блиц-турнир по
решению задач

1

31

Математическая
копилка

1

32

Геометрические
фигуры вокруг нас

1

Решение логических,
нестандартных задач,
имеющих несколько решений.
Создание сборника числового
материала для составления
задач
Поиск квадратов в
прямоугольнике.

33

Математический
лабиринт

1

28

Итого

Моделирование из проволоки.
Создание объёмных фигур из
развёрток.
Составление сборника
числового материала для
составления задач.
Работа с таблицей

Задачи со многими
возможными решениями.
Отгадывание задуманных
чисел.

Задачи-шутки и задачисмекалки.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Функциональная грамотность. 4 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк,
С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://learningapps.org/index.php?s=математика
https://uchi.ru/activities/teacher/
https://uchitel.club/workprograms
https://urok.1sept.ru/articles/687706
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, принтер, магнитная доска. Наборы сюжетных и
предметных картинок.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Цифровой веер, учебные весы, набор геометрических фигур, рабочие листы к занятиям, тетради,
бумага разного формата, письменные и чертёжные принадлежности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».