Факультатив Комплексный анализ текста для обучающихся 11 класса

Пояснительная записка
Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 34 часов, базируется на программнометодических материалах по русскому языку, анализе результатов части С ЕГЭ предыдущих лет и на требованиях к
выполнению задания №22- 26,27 (2025 год).
Основанием являются базовые программы по русскому языку рекомендованные в общеобразовательных школах и
исследования в данной области И.П. Цыбулько, С.И. Львовой, А. Г. Нарушевича, Г.Т. Егораевой, Л. Л. Соколовой, А. Н.
Тихова, С. А. Павловой, аналитические материалы ФИПИ, а так же программа Драбкиной С.В., Субботина Д.И. Русский
язык. Готовимся к Единому государственному экзамену. 2024, 2025 г.г.
Введение спецкурса, как вариативной части учебного плана общеобразовательного учреждения, обусловлено тем,
что часть С ЕГЭ составляет примерно 1/3 от общего количества баллов, набранных учеником на экзамене, и
существенно влияет на общее количество баллов, необходимое для поступления в вуз. Главные принципы, на которых
строится курс: научность, системность, доступность. Это позволит учащихся максимально успешно овладеть
ключевыми языковыми и речевыми компетенциями.
Актуальность данной программы состоит в том, что в условиях введения ЕГЭ необходимо больше внимания
уделять анализу текстов разных стилей и типов речи; целенаправленно развивать монологическую речь; формировать у
учащихся умения рассуждать на предложенную тему, формулировать тезис и приводить аргументы; отрабатывать
навыки рационального чтения художественных, научно-популярных, публицистических текстов, формировать на этой
основе общеучебные умения работы
с книгой. Курс составлен с целью подготовки учащихся к выполнению заданий
части С ЕГЭ по русскому языку.
Программа спецкурса состоит из 2-х разделов.
Первый раздел «Разноаспектный анализ текста». В данном разделе рассматривается последовательность
расположения частей текста, систематизируются и дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи
в тексте. Поскольку данный раздел носит комплексный характер, учащиеся будут учиться анализировать не только
стилевые особенности текста, но и содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства.
Второй раздел «Сочинение – рассуждение». Данный раздел программы предусматривает конструирование текста
типа рассуждения на основе исходного текста, развивает умение понимать и интерпретировать читаемый текст,
создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль, выстраивать композицию, отбирать языковые средства,
объяснять их роль в тексте, выбирать стиль и тип речи. Умения и навыки, приобретенные в данном разделе, направлены
на выполнение задания повышенного уровня сложности.
Программа включает в себя:
1) пояснительную записку;

2) содержание программы;
3) технологию организации учебного процесса;
4) формы итогового контроля по освоению и критерии их оценки;
5) требования к результатам освоения ЕГЭ;
6) основные термины и понятия, необходимые для овладения спецкурсом;
7) приложения;
8) методическую литературу, список литературы для учащихся, интернет-ресурсы;
9) контролирующие материалы;
10) примерные ученические сочинения на осонове исходного текста.
Цели и задачи курса:
1.
Помочь
ученикам
максимально
подготовиться
к
выполнению
задания
№
22-26,27
ЕГЭ.
2. Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей.
5. Формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте.
6. Совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое
понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений
7. Создание условий для формирования ключевых компетентностей у учащихся: коммуникативных, языковых,
культуроведческих, лингвистических.
В результате прохождения программного материала обучающиеся должны знать:
 основные понятия, необходимые для создания текста и его анализа;
 определение терминов, встречающихся в формулировке задания в критериях оценивания;
 виды текста;
 определение понятий «вступление» и «заключение»;
 что такое проблема текста, комментарий, позиция автора;
Обучающиеся должны уметь:
 указывать средства связи между частями текста;
 определить тему и основную мысль текста;
 определить тип и стиль речи;
 использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста;
 понимать и интерпретировать содержание исходного текста;








анализировать форму исходного текста;
находить характерные для исходного текста языковые средства;
создавать связное высказывание;
излагать последовательно собственные мысли;
использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.
оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного
языка.
Ожидаемые результаты можно представить в виде практических умений и навыков
по самостоятельному
анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, в том числе специальной языковедческой тематики и
проблематики и написание творческой работы по данной проблематике, что предполагает последний вид испытаний ЕГЭ.
Технология организации учебного процесса
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего
ученика главной фигурой образовательного процесса.
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его
взаимодействии с учителем и соучениками. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы
с учащимися. Освоение курса предполагает следующую типологию уроков:
-уроки-лекции;
-уроки применения знаний на практике;
-уроки навыков (тренировочные);
- уроки комплексного применения знаний.
Преобладают групповые и индивидуальные формы работы. Основными организационными формами вовлечения
учащихся в учебную деятельность являются:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов в жанре
рецензии,
эссе);
- самостоятельная работа (написание рецензии, эссе, нахождение выразительных средств языка и объяснение их роли);
-работа
в
группах;
- индивидуальная работа.
Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию
самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты
личности.

Набор заданий для работы помещён в тренировочных тестах и индивидуальных карточках, распределён в
соответствии с процессом и структурой ЕГЭ.
Формы итогового контроля и критерии их оценки
Контроль уровня сформированности по освоению универсальных учебных действий осуществляется на трёх уровнях:
 текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);
 промежуточный (проводится в форме контрольной работы и теста в соответствии с требованиями ЕГЭ);
 итоговый (в конце курса) проводится в форме теста в соответствии с требованиями ЕГЭ и на основе КИМ
Содержание программы
РАЗДЕЛ I
Разноаспектный анализ текста. (18 часов)
Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста. (9 часов)
Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение
микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи.
Тема 2. Лингвистический анализ текста. (9 часов)
Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.
Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.
Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного
употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.
Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись.
Лексически – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория,
перифраза, художественный символ, паронимы.
Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм,
эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические
конструкции.
РАЗДЕЛ II
Сочинение-рассуждение на основе текста. (16 часов)
Тема 1. Анализ текста. (4 часа)
Содержание исходного текста.

Тексты научно-популярного, публицистического, разговорного стиля.
публицистического, разговорного стиля. Рецензия. Эссе.
Тема 2. Композиция и языковое оформление сочинения. (6 часов)
Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.
Авторская позиция.
Основная часть сочинения.
Финал сочинения-рассуждения. Изложение собственного мнения.
Тренировочные сочинения. (6 часов)
Практические работы:
1) Написание сочинений-рассуждений;
2) редактирование.

Анализ

композиции

научного,

Основные термины и понятия
Стили речи: публицистический, художественный, научный, разговорный.
Типы речи: описание, повествование, рассуждение.
Изобразительно-выразительные средства языка: эпитет, метафора, сравнение, аллегория.
Лексические средства: антонимы, контекстные антонимы, гипербола, индивидуально-авторские неологизмы,
синонимы, контекстные синонимы, синтаксические синонимы, стилистические синонимы, метафора, метонимия,
оксюморон, олицетворение, оценочная лексика, перифраза, пословицы и поговорки, фразеологизмы, цитаты, эпитет.
Синтаксические средства: авторская пунктуация, анафора, антитеза, риторические фигуры, градация, инверсия,
композиционный стык, многосоюзие, парцелляция, повтор, присоединительные конструкции, синтаксический
параллелизм, эпифора.
Календарно-тематическое планирование
№ Тема
урока, Тип урока
п/п содержание
учебного материала

УУД

Планируемые
предметные
результаты
освоения материала
Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста (9 часов)
Текст.
Тема
и Лекция
Ведение
1
основная
мысль
лекционной

Вид контроля Домашн Примерн
ее
ая дата
задание (учебная
неделя)
1

текста

2

Средства
связи лекция
между частями текста
Способы
связи
предложений в тексте

3

Выделение микротем Практическ
в тексте
ая работа
Лексические средства Лекция
организации текста

4

5

Морфологические
Лекция
средства организации
текста

записи,
анализ,
выявление
фактически
значимого
материала
Ведение
лекционной
записи,
анализ,
выявление
фактически
значимого
материала

2

Практическая
работа
Ведение
лекционной
записи,
анализ,
выявление
фактически
значимого
материала
Ведение
лекционной
записи,
анализ,
выявление
фактически
значимого

3
4

5

материала
Синтаксические
Лекция
Ведение
6
средства организации
лекционной
текста
записи,
анализ,
выявление
фактически
значимого
материала
Стили речи
Тренировоч Работа
с
7
ный тест
текстом
Контрольная работа Тренировоч Работа
с
8
№1 (промежуточная ) ный тест
текстом
Типы речи
Практикум Работа
с
9
текстом,
выявление
характерных
признаков
Тема 2. Лингвистический анализ текста (9часов)
Практикум, тестировани
10 Изобразительновыразительные
тестировани е
средства
языка, е
оформляющие
описание
и
рассуждение
Анализ
изобразительновыразительных
средств,
оформляющих
описание
и

6

Тренировочны
й тест
Тренировочны
й тест
Практикум с
элементами
зачета

7

Практикум,
тестирование

10

8
9

рассуждение
11 Многозначные слова.
Переносное значение
слова.
Лексика
ограниченного
употребления.
Фразеологизмы.
12 Синонимы.
Контекстные
синонимы Антонимы.
Контекстные
антонимы
13 Фонетические
средства
выразительности:
аллитерация,
ассонанс,
эвфония,
диссонанс. Звукопись
метафоры,
14 Тропы:
сравнение,
эпитет,
олицетворение,
ирония,
гипербола,
метафора, аллегория,
перифраза.
Художественный
символ, паронимы
15- Стилистические
градация,
16 фигуры:
антитеза, оксюморон,
лексический повтор,
анафора,
эпифора,

Практикум

отработка
действия по
образцу

Практикум

11

Практикум

Отработка
действия по
образцу

Практикум

12

Практикум

Развитие
образного
мышления

Практикум

13

Практикум

Развитие
образного
мышления

Практикум

14

Практикум

Построение
текста,
обработка
текста
в
соответстви

Практикум

15,16

параллелизм,
эллипсис, умолчание,
риторические
фигуры,
синтаксические
конструкции
контрольна
17 Промежуточная
контрольная работа я работа
№ 2 (Тестирование)
Тема 3. Анализ текста (4 часа)
Лекция
18- Содержание
19 исходного текста

20

Тексты
Практикум
функционального
стиля.
Анализ
композиции текстов
научного,
публицистического,
разговорного стилей

21- Рецензия. Эссе
22

Урок
комплексно

и
с
поставленной
задачей

тестировани
е

17

Ведение
лекционной
записи,
анализ,
выявление
фактически
значимого
материала
Построение
текста,
обработка
текста
в
соответстви
и
с
поставленной
задачей,
проведение
Аналитическ
ой работы
Формировани
е текста

18,19

Практикум

20

21,22

го
применения
знаний
Лекция
Ведение
23- Промежуточная
лекционной
24 контрольная работа
№3
записи,
анализ,
выявление
фактически
значимого
материала
Тема 4. Композиция и языковое оформление сочинения (6 часов)
к Практикум Формировани
25- Выступление
е текста
26 сочинению.
Смысловые
и
грамматические связи
предложений.
Авторская позиция
часть Практикум Формировани
27- Основная
е текста
29 сочинения.
Изложение
собственного мнения
Практикум Формировани
30 Заключительная
часть сочинения
е текста
Практикум Формировани
31, Тренировочные
е текста
32 сочинения
Практикум Формировани
33, Итоговая
е текста
34 контрольная работа.
Примерный текст для
написания
сочинения-

23,24

25,26

27,28

29,30
31,32
Итоговый
приактикум

33,34

рассуждения.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Методическая литература по предмету
Загоровская О.В., Григоренко О.В.Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Часть С, Москва «Просвещение», 2009-2013
Л. И. Пучкова «Русский язык. ЕГЭ. Типовые тестовые задания». Москва« Экзамен», 2012
Л. И. Пучкова «Русский язык. ЕГЭ. Сборник заданий». Москва «Экзамен», 2008
Н. Григорьева «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ». Москва «Айрис Пресс», 2011
Г. Т. Егораева «Русский язык. ЕГЭ. 100 баллов» (выполнение задания 3 (С) ). Москва «Экзамен», 2007
А. Б. Малюшкин «Тестовые задания для проверки знаний уч-ся по русскому языку». Москва «Творческий центр»,
2009
Е. И. Никитина «Русская речь. Развитие речи 10 класс». Москва «Дрофа», 2005
Н. П. Завражнова «Русский язык 10-11 классы. Тесты и тренинговые задания». Волгоград «Учитель», 2008

Литература, рекомендованная учащимся
1. Л. И. Пучкова «Русский язык. ЕГЭ. Типовые тестовые задания». М: «Экзамен», 2012
2. Л. И. Пучкова «Русский язык. ЕГЭ. Сборник заданий». М: «Экзамен», 2011
3. Н. А. Сенина «Тематические тесты». Ростов-на-Дону «Легион», 2011
4. Н. П. Завражнова «Тесты и тренинговые задания» Волгоград «Учитель», 2009
Интернет-ресурсы
Материалы сайтов:
1. http://www.ege.edu.ru
2. http://rustest.ru
3. wwwfipi.ru
4. http://www.prosa.ru
5. http://www.pritchi.nm.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».