РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Новое поколение» для обучающихся 6 класса село Деево, 2024 год. 1. Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе следующих документов: Конституция Российской Федерации (ст. 43). Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" (Федеральный Закон принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года и подписан Президентом РФ 29 декабря 2012 года). Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2. № 282110), «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Курск Смоленская основная общеобразовательная школа». Концепция духовно-нравственного развития личности гражданина России. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Деевская средняя общеобразовательная школа» имеет лицензию) на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам в области начального общего, основного общего образования бессрочно. В настоящее время в России идѐт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека. Подготовить ребѐнка к жизни – это конечная цель системы. Принципиально важно – что и как формировать у него для еѐ достижения. Любой ребѐнок, в каком бы возрасте он ни был, требует к себе самого пристального внимания. Он не просто член коллектива, он прежде всего личность. Обращение к личности ребѐнка, к его жизненным силам и потенциальным возможностям, к его самовоспитанию является одним из средств решения вопросов воспитания. Цель: развитие эмоционально-ценностного отношения к жизни, необходимого для становления здорового человека с активной гражданской позицией. Для осуществления поставленных целей необходимо решение следующих практических задач: развивать эмоционально-ценностное отношение к жизни, общечеловеческие и национальные духовные ценности; формировать активную жизненную позицию личности, приобретение опыта гражданских действий, демократического поведения и общения; развивать умения и навыки конструктивно-критического мышления, инициативы, самостоятельности, навыков коллективной деятельности; воспитывать уважение к народным традициям и культуре, уважительного и толерантного отношения культуре и традициям других народов; научить детей действовать в соответствии со своими правами, не ущемляя при этом права других людей; сформировать у учащихся понимание принципов и ценностей демократического гражданского общества, жизни и деятельности человека в таком обществе, научить правовым способам влияния граждан на жизнь и политику своей школы, города и государства в целом. Программа рассчитана для реализации в 5 – 9 классах и включает в себя следующие направления: Гражданско-патриотическое воспитание Нравственное и духовное воспитание Воспитание положительного отношения к труду и творчеству Интеллектуальное воспитание Здоровьесберегающее воспитание Социокультурное и медиакультурное воспитание Правовое воспитание и культура безопасности Формирование коммуникативной культуры Экологическое воспитание Культуротворческое и эстетическое воспитание Программа внеурочной деятельности «Новое поколение» выстраивается в соответствии со школьной программой развития и поэтому и ставит своей целью, прежде всего, личностный рост ученика. Личностный рост ученика возможен при условии становления системы личностных образовательных смыслов каждым воспитанником. Это позволяет выйти на компетентностный подход в обучении и воспитании. 2. Ожидаемые результаты. Личностные и метапредметные результаты к концу 5 класса Целью данной программы является направленность на достижение воспитательных результатов в соответствии с ФГОС, в частности: Личностные результаты: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; формирование познавательной и информационной культуры; формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Метапредметные результаты: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств еѐ осуществления; умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; формирование осознанной адекватной и критической оценки своей деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определѐнной сложности; умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы. умение извлекать информацию из различных источников. умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнѐра, формулировать и аргументировать своѐ мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать еѐ с позицией партнѐров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов. Воспитание – длительный процесс, состоящий их огромного количества составляющих, поэтому явный результат можно получить только по окончании обучения. Явным результатом является формирование полноценной психически и физически здоровой личности с устойчивым нравственным поведением, способной к самореализации и самоопределению в социуме. Конечную цель своей работы я вижу в становлении личности, обладающей следующими качествами: умею взаимодействовать с другими людьми способен к обучению умею управлять своими эмоциями веду здоровый образ жизни обладаю гражданской позицией. чувствую сопричастность в судьбе страны. испытываю гордость за свою страну умею самостоятельно строить свою жизнь 3. Содержание внеурочной деятельности. Гражданско-патриотическое воспитание (3 ч.) Устный журнал, коллективно-творческие дела, праздники, урок мужества, военноисторическая викторина. Нравственное и духовное воспитание (4 ч.) Викторины, дискуссии, социальный проект, тренинг, коллективные творческие дела. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству (2 ч.) Творческие выставки, трудовые десанты. Интеллектуальное воспитание (2 ч.) Интеллектуальный марафон, экскурсии, интеллектуальная игра. Здоровье сберегающее воспитание (3 ч.) Беседы, устный журнал, викторины. Правовое воспитание и культура безопасности (6 ч.) Беседы. Формирование коммуникативной культуры (5 ч.) Дискуссии, тренинги. Экологическое воспитание (3 ч.) Экскурсии, устный журнал, интеллектуальный марафон. Культуротворческое и эстетическое воспитание (6 ч.) Коллективные творческие дела, праздники, конкурс поделок. 4. Тематический план. № п/п Направление работы Количество часов 1 Гражданско-патриотическое 3 ч. воспитание 2 Нравственное и духовное 4 ч. воспитание 3 Воспитание положительного 2 ч. отношения к труду и творчеству 4 Интеллектуальное воспитание 2 ч. 5 Здоровье сберегающее воспитание 3 ч. 7 Правовое воспитание и культура 6 ч. безопасности 8 Формирование коммуникативной 5 ч. культуры 9 Экологическое воспитание 3 ч. 10 Культуро творческое и 6 ч. эстетическое воспитание ―О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 2015 годы‖. Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. Ростов н/Д, 1995. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания /Педагогика. 1995. № 4 Блинов В.И., Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности / Школьное образование. М.2007. Вагина Л.А., Дорошенко Е.Ю. Педагогические советы / В помощь администрации школы. Волгоград. Издательство «Учитель». 2006. № 2 Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва «Просвещение» 2009 Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! М., 2000. Компьютер Интерактивная доска Интернет-ресурсы: http://festival.1september.ru http://nsportal.ru http://ped-kopilka.ru http://www.uchportal.ru http://standart.edu.ru 5. Календарно-тематическое планирование. № п/п Дата Направление воспитательной План. Ф работы а к т. 1 03.09 Гражданско-патриотическое воспитание 2 10.09 Формирование коммуникативной культуры 3 17.09 Экологическое воспитание 4 24.09 Правовое воспитание и культура безопасности 5 01.10 Нравственное и духовное воспитание 6 08.10 Нравственное и духовное воспитание Меропри ятие УУД Герб, флаг и гимн Кемеровск ой области. Яи коллектив класса, школы. Что нам осень золотая приготови ла. Правила дорожного движения. К Дню пожилого человека. Поговори мо Личностные результаты: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; формирование познавательной и информационной культуры; формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, 7 15.10 8 22.10 9 29.10 10 12.11 11 19.11 12 26.11 13 03.12 14 10.12 вежливост и. Диспут "Разумное и нравствен ное всегда совпадают ". Загрязнен ие вод мирового океана. Золотая зебра (ПДД). гражданской позиции; формирование нравственных чувств Нравственное и духовное и нравственного воспитание поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Экологическое воспитание формирование ответственного отношения к учению, готовности и Правовое воспитание и культура способности к безопасности саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Воспитание положительного "Осень Метапредметные отношения к труду и творчеству. своими результаты: руками"овладение навыками поделки самостоятельного из приобретения новых природног знаний, организации о учебной деятельности, материала поиска средств еѐ осуществления; Здоровье сберегающее воспитание Игра путешеств умение планировать ие "Город пути достижения здоровья" целей на основе самостоятельного Нравственное и духовное К дню анализа условий и воспитание матери. средств их "Самая достижения, выделять милая, альтернативные родная, любимая" способы достижения цели и выбирать Интеллектуальное воспитание Игра Экологическое воспитание "Счастлив наиболее эффективный способ, ый осуществлять случай" познавательную Правовое воспитание и культура Знай, рефлексию в безопасности помни, отношении действий выполняй 15 17.12 Культуро творческое и эстетическое воспитание 16 24.12 Культуро творческое и эстетическое воспитание 17 14.01 Здоровье сберегающее воспитание 18 21.01 Правовое воспитание и культура безопасности 19 28.01 Гражданско-патриотическое воспитание 20 04.02 Интеллектуальное воспитание 21 11.02 Экологическое воспитание 22 18.02 23 25.02 Гражданско-патриотическое воспитание Формирование коммуникативной культуры Здоровьесберегающее воспитание 24 03.03 Формирование коммуникативной культуры 25 10.03 Правовое воспитание и культура безопасности (ПДД) Мастерска я Деда Мороза Новый год в разных странах. О вредных привычках . "Береги здоровье смолоду" Как уберечься от беды? "Иной здесь видится Россия". Знакомств ос произведе ниями искусства о родном крае. "Тайна имени" беседа. КВН "Лес" День Защитник а Отечества. Протест против курения. У друзей нет выходных. Подросток и закон. по решению учебных и познавательных задач; формирование осознанной адекватной и критической оценки своей деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определѐнной сложности; умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы. умение извлекать информацию из различных источников. умение работать в группе 26 17.03 Здоровьесберегающее воспитание 27 07.04 Культуротворческое и эстетическое воспитание 28 14.04 Культуро творческое и эстетическое воспитание 29 21.04 Формирование коммуникативной культуры 30 28.04 Культуротворческое и эстетическое воспитание 31 05.05 Формирование коммуникативной культуры 32 12.05 Воспитание положительного отношения к труду и творчеству 33 19.05 Правовое воспитание и культура безопасности 34 26.05 Формирование коммуникативной культуры Как уберечься от гриппа? Фотовыст авка «Зимние узоры» «В мире прекрасно го» «Юмор – лучшее лекарство от стресса» Поэтическ ая гостиная ―Красота спасѐт мир‖ «Протяне м руку помощи» «Сто дорогодна твоя» Беседа о правилах безопасно го поведения во время весеннего половодья Конкурс чтецов «Дорогой подвига», посвящѐн ный Дню Победы