РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Новое поколение»
для обучающихся 6 класса
село Деево, 2024 год.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих документов:
Конституция Российской Федерации (ст. 43).
Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" (Федеральный
Закон принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом
Федерации 26 декабря 2012 года и подписан Президентом РФ 29 декабря 2012
года).
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2. № 282110), «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях» зарегистрированные в Минюсте
России 03 марта 2011 года.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2010 года № 1897
«Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования»
Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Курск
Смоленская основная общеобразовательная школа».
Концепция духовно-нравственного развития личности гражданина России.
Муниципальное
общеобразовательное
учреждение
«Деевская
средняя
общеобразовательная школа» имеет лицензию) на право осуществления
образовательной деятельности по образовательным программам в области начального
общего, основного общего образования бессрочно. В настоящее время в России идѐт
становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое
образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными
изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные
подходы, иное право, иные отношения, иное поведение. Важнейшей составляющей
педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие
учителя с учениками. Особая роль отводится духовному воспитанию личности,
становлению нравственного облика человека. Подготовить ребѐнка к жизни – это
конечная цель системы. Принципиально важно – что и как формировать у него для еѐ
достижения. Любой ребѐнок, в каком бы возрасте он ни был, требует к себе самого
пристального внимания. Он не просто член коллектива, он прежде всего личность.
Обращение к личности ребѐнка, к его жизненным силам и потенциальным
возможностям, к его самовоспитанию является одним из средств решения вопросов
воспитания.
Цель: развитие эмоционально-ценностного отношения к жизни, необходимого для
становления здорового человека с активной гражданской позицией.
Для осуществления поставленных целей необходимо решение
следующих практических задач:
развивать эмоционально-ценностное отношение к жизни, общечеловеческие и
национальные духовные ценности;
формировать активную жизненную позицию личности, приобретение опыта
гражданских действий, демократического поведения и общения;
развивать умения и навыки конструктивно-критического мышления,
инициативы, самостоятельности, навыков коллективной деятельности;
воспитывать уважение к народным традициям и культуре, уважительного и
толерантного отношения культуре и традициям других народов;
научить детей действовать в соответствии со своими правами, не ущемляя при
этом права других людей;
сформировать у учащихся понимание принципов и ценностей демократического
гражданского общества, жизни и деятельности человека в таком обществе,
научить правовым способам влияния граждан на жизнь и политику своей
школы, города и государства в целом.
Программа рассчитана для реализации в 5 – 9 классах и включает в себя
следующие направления:
Гражданско-патриотическое воспитание
Нравственное и духовное воспитание
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству
Интеллектуальное воспитание
Здоровьесберегающее воспитание
Социокультурное и медиакультурное воспитание
Правовое воспитание и культура безопасности
Формирование коммуникативной культуры
Экологическое воспитание
Культуротворческое и эстетическое воспитание
Программа внеурочной деятельности «Новое поколение» выстраивается в
соответствии со школьной программой развития и поэтому и ставит своей целью,
прежде всего, личностный рост ученика. Личностный рост ученика возможен при
условии становления системы личностных образовательных смыслов каждым
воспитанником. Это позволяет выйти на компетентностный подход в обучении и
воспитании.
2. Ожидаемые результаты.
Личностные и метапредметные результаты к концу 5 класса
Целью данной программы является направленность на достижение воспитательных
результатов в соответствии с ФГОС, в частности:
Личностные результаты:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики;
формирование познавательной и информационной культуры;
формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения
к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции;
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам.
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные результаты:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний,
организации учебной деятельности, поиска средств еѐ осуществления;
умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа
условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы
достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять
познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и
познавательных задач;
формирование осознанной адекватной и критической оценки своей
деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия
одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность
результата и способа действия, реально оценивать свои возможности
достижения цели определѐнной сложности;
умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы
взаимодействия, планировать общие способы работы.
умение извлекать информацию из различных источников.
умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на
основе координации различных позиций при выработке общего решения в
совместной деятельности; слушать партнѐра, формулировать и аргументировать
своѐ мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать еѐ с
позицией партнѐров, в том числе в ситуации столкновения интересов;
продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех их
участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Воспитание – длительный процесс, состоящий их огромного количества
составляющих, поэтому явный результат можно получить только по окончании
обучения. Явным результатом является формирование полноценной психически и
физически здоровой личности с устойчивым нравственным поведением, способной к
самореализации и самоопределению в социуме.
Конечную цель своей работы я вижу в становлении личности, обладающей
следующими качествами:
умею взаимодействовать с другими людьми
способен к обучению
умею управлять своими эмоциями
веду здоровый образ жизни
обладаю гражданской позицией.
чувствую сопричастность в судьбе страны.
испытываю гордость за свою страну
умею самостоятельно строить свою жизнь
3. Содержание внеурочной деятельности.
Гражданско-патриотическое воспитание (3 ч.)
Устный журнал, коллективно-творческие дела, праздники, урок мужества, военноисторическая викторина.
Нравственное и духовное воспитание (4 ч.)
Викторины, дискуссии, социальный проект, тренинг, коллективные творческие дела.
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству (2 ч.)
Творческие выставки, трудовые десанты.
Интеллектуальное воспитание (2 ч.)
Интеллектуальный марафон, экскурсии, интеллектуальная игра.
Здоровье сберегающее воспитание (3 ч.)
Беседы, устный журнал, викторины.
Правовое воспитание и культура безопасности (6 ч.)
Беседы.
Формирование коммуникативной культуры (5 ч.)
Дискуссии, тренинги.
Экологическое воспитание (3 ч.)
Экскурсии, устный журнал, интеллектуальный марафон.
Культуротворческое и эстетическое воспитание (6 ч.)
Коллективные творческие дела, праздники, конкурс поделок.
4. Тематический план.
№ п/п Направление работы
Количество часов
1
Гражданско-патриотическое
3 ч.
воспитание
2
Нравственное и духовное
4 ч.
воспитание
3
Воспитание положительного
2 ч.
отношения к труду и творчеству
4
Интеллектуальное воспитание
2 ч.
5
Здоровье сберегающее воспитание 3 ч.
7
Правовое воспитание и культура
6 ч.
безопасности
8
Формирование коммуникативной
5 ч.
культуры
9
Экологическое воспитание
3 ч.
10
Культуро творческое и
6 ч.
эстетическое воспитание
―О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 2015 годы‖. Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р
Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и
нравственности. Ростов н/Д, 1995.
Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного
воспитания /Педагогика. 1995. № 4
Блинов В.И., Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и
во внеурочной деятельности / Школьное образование. М.2007.
Вагина Л.А., Дорошенко Е.Ю. Педагогические советы / В помощь администрации
школы. Волгоград. Издательство «Учитель». 2006. № 2
Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России. Москва «Просвещение» 2009
Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание.
Воспитание! М., 2000.
Компьютер
Интерактивная доска
Интернет-ресурсы:
http://festival.1september.ru
http://nsportal.ru
http://ped-kopilka.ru
http://www.uchportal.ru
http://standart.edu.ru
5. Календарно-тематическое планирование.
№ п/п Дата
Направление воспитательной
План. Ф работы
а
к
т.
1
03.09
Гражданско-патриотическое
воспитание
2
10.09
Формирование коммуникативной
культуры
3
17.09
Экологическое воспитание
4
24.09
Правовое воспитание и культура
безопасности
5
01.10
Нравственное и духовное
воспитание
6
08.10
Нравственное и духовное
воспитание
Меропри
ятие
УУД
Герб, флаг
и гимн
Кемеровск
ой
области.
Яи
коллектив
класса,
школы.
Что нам
осень
золотая
приготови
ла.
Правила
дорожного
движения.
К Дню
пожилого
человека.
Поговори
мо
Личностные
результаты:
формирование
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню
развития науки и
общественной
практики;
формирование
познавательной и
информационной
культуры;
формирование
толерантности как
нормы осознанного и
доброжелательного
отношения к другому
человеку, его мнению,
мировоззрению,
культуре, языку, вере,
7
15.10
8
22.10
9
29.10
10
12.11
11
19.11
12
26.11
13
03.12
14
10.12
вежливост
и.
Диспут
"Разумное
и
нравствен
ное всегда
совпадают
".
Загрязнен
ие вод
мирового
океана.
Золотая
зебра
(ПДД).
гражданской позиции;
формирование
нравственных чувств
Нравственное и духовное
и нравственного
воспитание
поведения,
осознанного и
ответственного
отношения к
собственным
поступкам.
Экологическое воспитание
формирование
ответственного
отношения к учению,
готовности и
Правовое воспитание и культура
способности к
безопасности
саморазвитию и
самообразованию на
основе мотивации к
обучению и познанию.
Воспитание положительного
"Осень
Метапредметные
отношения к труду и творчеству.
своими
результаты:
руками"овладение навыками
поделки
самостоятельного
из
приобретения новых
природног знаний, организации
о
учебной деятельности,
материала поиска средств еѐ
осуществления;
Здоровье сберегающее воспитание Игра путешеств умение планировать
ие "Город пути достижения
здоровья" целей на основе
самостоятельного
Нравственное и духовное
К дню
анализа условий и
воспитание
матери.
средств их
"Самая
достижения, выделять
милая,
альтернативные
родная,
любимая" способы достижения
цели и выбирать
Интеллектуальное воспитание
Игра
Экологическое воспитание
"Счастлив наиболее
эффективный способ,
ый
осуществлять
случай"
познавательную
Правовое воспитание и культура
Знай,
рефлексию в
безопасности
помни,
отношении действий
выполняй
15
17.12
Культуро творческое и
эстетическое воспитание
16
24.12
Культуро творческое и
эстетическое воспитание
17
14.01
Здоровье
сберегающее воспитание
18
21.01
Правовое воспитание и культура
безопасности
19
28.01
Гражданско-патриотическое
воспитание
20
04.02
Интеллектуальное воспитание
21
11.02
Экологическое воспитание
22
18.02
23
25.02
Гражданско-патриотическое
воспитание
Формирование коммуникативной
культуры
Здоровьесберегающее воспитание
24
03.03
Формирование коммуникативной
культуры
25
10.03
Правовое воспитание и культура
безопасности
(ПДД)
Мастерска
я Деда
Мороза
Новый год
в разных
странах.
О вредных
привычках
. "Береги
здоровье
смолоду"
Как
уберечься
от беды?
"Иной
здесь
видится
Россия".
Знакомств
ос
произведе
ниями
искусства
о родном
крае.
"Тайна
имени" беседа.
КВН
"Лес"
День
Защитник
а
Отечества.
Протест
против
курения.
У друзей
нет
выходных.
Подросток
и закон.
по решению учебных
и познавательных
задач;
формирование
осознанной
адекватной и
критической оценки
своей деятельности,
умения
самостоятельно
оценивать свои
действия и действия
одноклассников,
аргументировано
обосновывать
правильность или
ошибочность
результата и способа
действия, реально
оценивать свои
возможности
достижения цели
определѐнной
сложности;
умение
организовывать и
планировать учебное
сотрудничество и
совместную
деятельность с
учителем и со
сверстниками,
определять общие
цели, способы
взаимодействия,
планировать общие
способы работы.
умение извлекать
информацию из
различных
источников.
умение работать в
группе
26
17.03
Здоровьесберегающее воспитание
27
07.04
Культуротворческое и
эстетическое воспитание
28
14.04
Культуро творческое и
эстетическое воспитание
29
21.04
Формирование коммуникативной
культуры
30
28.04
Культуротворческое и
эстетическое воспитание
31
05.05
Формирование коммуникативной
культуры
32
12.05
Воспитание положительного
отношения к труду и творчеству
33
19.05
Правовое воспитание и культура
безопасности
34
26.05
Формирование коммуникативной
культуры
Как
уберечься
от гриппа?
Фотовыст
авка
«Зимние
узоры»
«В мире
прекрасно
го»
«Юмор –
лучшее
лекарство
от
стресса»
Поэтическ
ая
гостиная
―Красота
спасѐт
мир‖
«Протяне
м руку
помощи»
«Сто
дорогодна твоя»
Беседа о
правилах
безопасно
го
поведения
во время
весеннего
половодья
Конкурс
чтецов
«Дорогой
подвига»,
посвящѐн
ный Дню
Победы