РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультатива по информатике «Информатика в задачах» для 10 класса Пояснительная записка Факультатив «Информатика в задачах» направлен на подготовку учеников к ЕГЭ по информатике и ИКТ. Данная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, ФЗ «Об образовании», с учетом учебного плана МОУ «Деевская СОШ». Целью настоящего курса является подготовка учащихся к единому государственному экзамену по информатике и ИКТ. Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач: сформировать положительное отношение к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена; изучить структуру и содержание контрольных измерительных материалов по предмету; сформировать умение работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; сформировать умение эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; сформировать умение правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом. Формы проведения занятий: лекции, практические занятия, самостоятельная работа, тренинги по тематическим блокам. Программой предусмотрены методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, практические. Общая характеристика учебного курса Программа данного курса ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для подготовки к сдаче единого государственного экзамена. Изучение контрольно-измерительных материалов позволит учащимся не только познакомиться со структурой и содержанием экзамена, но и произвести самооценку своих знаний на данном этапе, выбрать темы, требующие дополнительного изучения, спланировать дальнейшую подготовку к ЕГЭ. Описание места учебного курса в учебном плане Учебный курс реализуется за счет вариативного компонента, формируемого участниками образовательного процесса. Используется время, отведенное на внеурочную деятельность. Форма реализации – элективный курс. Общий объем курса – 34 часа, из расчета 1 час в неделю. Планируемые результаты В ходе изучения курса достигаются следующие образовательные результаты, сформированные в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования. Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; владение навыками познавательной, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением техники безопасности, гигиены, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Личностные результаты: формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, способности ставить цели и строить жизненные планы. В части развития предметных результатов наибольшее влияние изучение курса оказывает на: формирование представления об особенностях проведения, о структуре и содержании КИМов ЕГЭ по информатике; формирование навыков и умений эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; применять различные методы решения тестовых заданий различного типа по основным тематическим блокам по информатике: подсчитывать информационный объѐм сообщения; осуществлять перевод из одной системы счисления в другую; осуществлять арифметические действия в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления; использовать стандартные алгоритмические конструкции при программировании; строить и преобразовывать логические выражения; строить для логической функции таблицу истинности и логическую схему; использовать необходимое программное обеспечение при решении задачи; писать программы. Содержание учебного курса Модуль 1. Математические основы информатики Тема 1. Кодирование информации Информация и сообщения. Алфавит. Кодирование и декодирование информации. Правило Фано. Кодирование звуковой информации. Кодирование растровой графической информации. Измерение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации Учащиеся должны знать методы измерения количества информации Учащиеся должны уметь: кодировать и декодировать информацию определять объѐм памяти, необходимый для хранения звуковой и графической информации подсчитывать информационный объѐм сообщения Тема 2. Системы счисления Позиционные системы счисления. Перевод чисел из десятичной системы в системы счисления с другим основанием и обратно. Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Выполнение действий над числами, записанных вне десятичных системах счисления. Учащиеся должны знать о записи целых чисел в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления; о записи целых чисел в позиционных системах счисления с различными основаниями. Учащиеся должны уметь: записывать целые числа в позиционных системах счисления с различными основаниями. Тема 3. Основы логики Логические значения, операции и выражения. Таблица истинности. Основные логические операции: отрицание, конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквиваленция. Основные законы алгебры логики, их использование для преобразования логических выражений. Логические игры. Нахождение выигрышной стратегии. Учащиеся должны знать основные понятия и законы математической логики. Учащиеся должны уметь: строить и анализировать таблицы истинности; преобразовывать логические выражения; строить дерево игры по заданному алгоритму и обосновать выигрышную стратегию. Тема 4. Моделирование Графы. Представление графа в виде схемы и в табличном виде. Учащиеся должны уметь: Умение сопоставить таблицу и схему, соответствующие одному и тому же графу Умение найти количество путей в графе, удовлетворяющих заданным требованиям Модуль 2. Информационные и коммуникационные технологии Тема 1. Электронные таблицы и базы данных Реляционные базы данных. Объекты, отношения, ключевые поля. Электронные таблицы, формулы, абсолютные и относительные адреса ячеек Учащиеся должны знать способы представления информации в базах данных. Учащиеся должны уметь: обрабатывать числовую информацию в электронных таблицах. Тема 2. Компьютерные сети IP-адрес, маска адреса, поразрядная конъюнкция. Диаграммы Эйлера-Венна, формула включений и исключений. Учащиеся должны знать базовые принципы сетевой адресации. Учащиеся должны уметь: осуществлять поиск информации в сети Интернет. Модуль 3.Алгоритмизация и программирование Тема 1. Исполнение алгоритмов. Программирование Тема 2. Задания по программированию с развернутым ответом Основные алгоритмические конструкции: линейная последовательность операторов, цикл, ветвление. Синтаксис, типы данных, операции, выражения языка программирования (Pascal). Ввод-вывод данных, использование подпрограмм и функций. Использование стандартных библиотек. Работа с массивами. Поиск элемента в массиве по заданному критерию, сортировка Учащиеся должны знать формальное исполнение алгоритма, записанного на естественном языке, или умение создавать линейный алгоритм для формального исполнителя с ограниченным набором команд; основные конструкции языка программирования, понятия переменной, оператора присваивания. Учащиеся должны уметь: исполнять рекурсивный алгоритм; исполнять алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд; работать с массивами; анализировать алгоритм, содержащего цикл и ветвление; анализировать программу, использующую процедуры и функции; анализировать результат исполнения алгоритма; прочесть фрагмент программы на языке программирования и исправить допущенные ошибки; составить алгоритм и записать его в виде простой программы на языке программирования; создавать собственные программы для решения задач средней сложности. Перечень учебно-методического обеспечения Для реализации предполагаемого учебного курса можно использовать отдельные издания в виде учебного и методического пособий: 1. ЕГЭ 2020. Информатика. 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену / Д.М. Ушаков. – Москва: АСТ, 2019. 2. ЕГЭ 2020. Информатика. 16 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ЕГЭ / В.Р. Лещинер. – М.: Издательство «Экзамен», 2020. 3. Задачник-практикум (Часть 1). Под редакцией И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. 4. Информатика. 10 класс. Углубленный уровень: учебник в 2 ч. Ч. 2. /К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. 5. Информатика. 11 класс. Углубленный уровень: учебник в 2 ч. / К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. 6. Информатика. Единый Государственный Экзамен. Готовимся к итоговой аттестации: [учебное пособие] / В.Р. Лещинер, С.С. Крылов, А.П. Якушкин. – Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2020. 7. Крылов С.С. Информатика и ИКТ. Методические рекомендации для учащихся по индивидуальной подготовке к ЕГЭ 2020 года. – М.: ФИПИ, 2020. 8. Крылов С.С. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 года по Информатике и ИКТ. – М.: ФИПИ, 2020. 9. Ушаков Д., Юркова Т. Паскаль для школьников. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2011. Календарно – тематическое планирование элективного курса по информатике класс № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. Тема урока Модуль 1. Математические основы информатики 1.1 Кодирование информации Информация и сообщения. Алфавит. Кодирование и декодирование информации. Правило Фано Кодирование растровой графической информации Измерение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации Решение заданий (№5,9,10,13) 1.2 Системы счисления Позиционные системы счисления. Перевод чисел из десятичной системы в системы счисления с другим основанием и обратно Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления Выполнение действий над числами, записанных вне десятичных системах счисления Решение заданий (№1,16) 1.3 Основы логики Логические значения, операции и выражения. Таблица истинности. Основные логические операции: отрицание, конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквиваленция Основные законы алгебры логики, их использование для преобразования логических выражений Логические игры. Нахождение выигрышной стратегии Решение заданий (№2,18) Решение заданий (№23) Решение заданий (№26) 1.4 Моделирование Графы. Представление графа в виде схемы и в табличном виде Решение заданий (№3,15) Модуль 2. Информационные и коммуникационные технологии 2.1 Электронные таблицы и базы данных Реляционные базы данных. Объекты, отношения, ключевые поля Электронные таблицы, формулы, абсолютные и относительные адреса ячеек Решение заданий (№4,7) Кол-во часов 16 4 1 1 1 1 4 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 2 1 1 6 3 1 1 1 Дата проведения план факт 10 № 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. Тема урока 2.2 Компьютерные сети . IP-адрес, маска адреса, поразрядная конъюнкция Диаграммы Эйлера-Венна, формула включений и исключений Решение заданий (№12,17) Модуль 3.Алгоритмизация и программирование 3.1 Исполнение алгоритмов Программирование Основные алгоритмические конструкции: линейная последовательность операторов, цикл, ветвление Синтаксис, типы данных, операции, выражения ЯП Pascal Ввод-вывод данных, использование подпрограмм ифункций. Использование стандартных библиотек Работа с массивами. Поиск элемента в массиве по заданному критерию, сортировка Решение заданий (№6,8,11,14,19,20) Решение заданий (№21) Решение заданий (№22) 3.2 Задания по программированию с развернутым ответом Задания по программированию с развернутым ответом (№24) Задания по программированию с развернутым ответом (№25) Задания по программированию с развернутым ответом (№27) Тренинг по вариантам 33. Выполнение тренировочного варианта 34. Кол-во часов 3 1 1 1 10 7 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 2 1 1 Дата проведения план факт