Факультатив Информатика в задачах для обучающихся 10 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультатива по информатике
«Информатика в задачах»
для 10 класса

Пояснительная записка
Факультатив «Информатика в задачах» направлен на подготовку учеников к ЕГЭ по
информатике и ИКТ. Данная программа составлена в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего образования, ФЗ «Об
образовании», с учетом учебного плана МОУ «Деевская СОШ».
Целью настоящего курса является подготовка учащихся к единому государственному
экзамену по информатике и ИКТ.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
 сформировать положительное отношение к процедуре контроля в формате единого
государственного экзамена;
 изучить структуру и содержание контрольных измерительных материалов по
предмету;
 сформировать умение работать с инструкциями, регламентирующими процедуру
проведения экзамена в целом;
 сформировать умение эффективно распределять время на выполнение заданий
различных типов;
 сформировать умение правильно оформлять решения заданий с развернутым
ответом.
Формы проведения занятий: лекции, практические занятия, самостоятельная работа,
тренинги по тематическим блокам.
Программой предусмотрены методы обучения: объяснительно-иллюстративные,
частично-поисковые, практические.
Общая характеристика учебного курса
Программа данного курса ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу
информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для подготовки к
сдаче единого государственного экзамена.
Изучение контрольно-измерительных материалов позволит учащимся не только
познакомиться со структурой и содержанием экзамена, но и произвести самооценку своих
знаний на данном этапе, выбрать темы, требующие дополнительного изучения, спланировать
дальнейшую подготовку к ЕГЭ.
Описание места учебного курса в учебном плане
Учебный курс реализуется за счет вариативного компонента, формируемого
участниками образовательного процесса. Используется время, отведенное на внеурочную
деятельность. Форма реализации – элективный курс. Общий объем курса – 34 часа, из
расчета 1 час в неделю.
Планируемые результаты
В ходе изучения курса достигаются следующие образовательные результаты,
сформированные в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего
общего образования.
Метапредметные результаты:
 умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации
планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
 умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной

деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты;
 владение навыками познавательной, навыками разрешения проблем;
 способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания;
 умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением техники
безопасности, гигиены, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
 владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и
незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Личностные результаты:
 формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
личностному самоопределению,
 формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности,
правосознание, способности ставить цели и строить жизненные планы.
В части развития предметных результатов наибольшее влияние изучение курса
оказывает на:
 формирование представления об особенностях проведения, о структуре и
содержании КИМов ЕГЭ по информатике;
 формирование навыков и умений эффективно распределять время на выполнение
заданий различных типов; применять различные методы решения тестовых заданий
различного типа по основным тематическим блокам по информатике: подсчитывать
информационный объѐм сообщения; осуществлять перевод из одной системы счисления в
другую;
осуществлять арифметические действия в двоичной, восьмеричной и
шестнадцатеричной системах счисления;
использовать стандартные алгоритмические
конструкции при программировании; строить и преобразовывать логические выражения;
строить для логической функции таблицу истинности и логическую схему; использовать
необходимое программное обеспечение при решении задачи; писать программы.
Содержание учебного курса
Модуль 1. Математические основы информатики
Тема 1. Кодирование информации
Информация и сообщения. Алфавит. Кодирование и декодирование информации.
Правило Фано. Кодирование звуковой информации. Кодирование растровой графической
информации. Измерение количества информации. Алфавитный подход к определению
количества информации
Учащиеся должны знать
 методы измерения количества информации
Учащиеся должны уметь:
 кодировать и декодировать информацию
 определять объѐм памяти, необходимый для хранения звуковой и графической
информации
 подсчитывать информационный объѐм сообщения
Тема 2. Системы счисления

Позиционные системы счисления. Перевод чисел из десятичной системы в системы
счисления с другим основанием и обратно. Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная
системы счисления. Выполнение действий над числами, записанных вне десятичных
системах счисления.
Учащиеся должны знать
 о записи целых чисел в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах
счисления;
 о записи целых чисел в позиционных системах счисления с различными
основаниями.
Учащиеся должны уметь:
 записывать целые числа в позиционных системах счисления с различными
основаниями.
Тема 3. Основы логики
Логические значения, операции и выражения. Таблица истинности. Основные
логические операции: отрицание, конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквиваленция.
Основные законы алгебры логики, их использование для преобразования логических
выражений. Логические игры. Нахождение выигрышной стратегии.
Учащиеся должны знать
 основные понятия и законы математической логики.
Учащиеся должны уметь:
 строить и анализировать таблицы истинности;
 преобразовывать логические выражения;
 строить дерево игры по заданному алгоритму и обосновать выигрышную стратегию.
Тема 4. Моделирование
Графы. Представление графа в виде схемы и в табличном виде.
Учащиеся должны уметь:
 Умение сопоставить таблицу и схему, соответствующие одному и тому же графу
 Умение найти количество путей в графе, удовлетворяющих заданным требованиям
Модуль 2. Информационные и коммуникационные технологии
Тема 1. Электронные таблицы и базы данных
Реляционные базы данных. Объекты, отношения, ключевые поля. Электронные
таблицы, формулы, абсолютные и относительные адреса ячеек
Учащиеся должны знать
 способы представления информации в базах данных.
Учащиеся должны уметь:
 обрабатывать числовую информацию в электронных таблицах.
Тема 2. Компьютерные сети
IP-адрес, маска адреса, поразрядная конъюнкция. Диаграммы Эйлера-Венна, формула
включений и исключений.
Учащиеся должны знать
 базовые принципы сетевой адресации.
Учащиеся должны уметь:
 осуществлять поиск информации в сети Интернет.
Модуль 3.Алгоритмизация и программирование
Тема 1. Исполнение алгоритмов. Программирование
Тема 2. Задания по программированию с развернутым ответом

Основные алгоритмические конструкции: линейная последовательность операторов,
цикл, ветвление. Синтаксис, типы данных, операции, выражения языка программирования
(Pascal). Ввод-вывод данных, использование подпрограмм и функций. Использование
стандартных библиотек. Работа с массивами. Поиск элемента в массиве по заданному
критерию, сортировка
Учащиеся должны знать

формальное исполнение алгоритма, записанного на естественном языке, или
умение создавать линейный алгоритм для формального исполнителя с ограниченным
набором команд;

основные конструкции языка программирования, понятия переменной,
оператора присваивания.
Учащиеся должны уметь:
 исполнять рекурсивный алгоритм;
 исполнять алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором
команд;
 работать с массивами;
 анализировать алгоритм, содержащего цикл и ветвление;
 анализировать программу, использующую процедуры и функции;
 анализировать результат исполнения алгоритма;
 прочесть фрагмент программы на языке программирования и исправить
допущенные ошибки;
 составить алгоритм и записать его в виде простой программы на языке
программирования;
 создавать собственные программы для решения задач средней сложности.

Перечень учебно-методического обеспечения
Для реализации предполагаемого учебного курса можно использовать отдельные
издания в виде учебного и методического пособий:
1. ЕГЭ 2020. Информатика. 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для
подготовки к единому государственному экзамену / Д.М. Ушаков. – Москва: АСТ, 2019.
2. ЕГЭ 2020. Информатика. 16 вариантов. Типовые варианты экзаменационных
заданий от разработчиков ЕГЭ / В.Р. Лещинер. – М.: Издательство «Экзамен», 2020.
3. Задачник-практикум (Часть 1). Под редакцией И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. — М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
4. Информатика. 10 класс. Углубленный уровень: учебник в 2 ч. Ч. 2. /К.Ю. Поляков,
Е.А. Еремин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
5. Информатика. 11 класс. Углубленный уровень: учебник в 2 ч. / К.Ю. Поляков, Е.А.
Еремин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
6. Информатика. Единый Государственный Экзамен. Готовимся к итоговой аттестации:
[учебное пособие] / В.Р. Лещинер, С.С. Крылов, А.П. Якушкин. – Москва: Издательство
«Интеллект-Центр», 2020.
7. Крылов С.С. Информатика и ИКТ. Методические рекомендации для учащихся по
индивидуальной подготовке к ЕГЭ 2020 года. – М.: ФИПИ, 2020.
8. Крылов С.С. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе
анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 года по Информатике и ИКТ. – М.: ФИПИ,
2020.
9. Ушаков Д., Юркова Т. Паскаль для школьников. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2011.

Календарно – тематическое планирование элективного курса по информатике
класс
№

1.
2.
3.
4.

5.
6.
7.
8.

9.

10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

17.
18.
19.

Тема урока
Модуль 1.
Математические основы
информатики
1.1 Кодирование информации
Информация
и
сообщения.
Алфавит.
Кодирование и декодирование информации.
Правило Фано
Кодирование растровой графической
информации
Измерение количества информации.
Алфавитный подход к определению количества
информации
Решение заданий (№5,9,10,13)
1.2 Системы счисления
Позиционные системы счисления. Перевод
чисел из десятичной системы в системы
счисления с другим основанием и обратно
Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная
системы счисления
Выполнение действий над числами, записанных
вне десятичных системах счисления
Решение заданий (№1,16)
1.3 Основы логики
Логические значения, операции и выражения.
Таблица истинности. Основные логические
операции: отрицание, конъюнкция, дизъюнкция,
импликация, эквиваленция
Основные законы алгебры логики, их
использование для преобразования логических
выражений
Логические игры. Нахождение выигрышной
стратегии
Решение заданий (№2,18)
Решение заданий (№23)
Решение заданий (№26)
1.4 Моделирование
Графы. Представление графа в виде схемы и в
табличном виде
Решение заданий (№3,15)
Модуль
2.
Информационные
и
коммуникационные технологии
2.1 Электронные таблицы и базы данных
Реляционные базы данных. Объекты,
отношения, ключевые поля
Электронные таблицы, формулы, абсолютные и
относительные адреса ячеек
Решение заданий (№4,7)

Кол-во
часов
16
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
6
1

1
1
1
1
1
2
1
1
6
3
1
1
1

Дата проведения
план
факт

10

№

20.
21.
22.

23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.

30.
31.
32.

Тема урока
2.2 Компьютерные сети
. IP-адрес, маска адреса, поразрядная
конъюнкция
Диаграммы Эйлера-Венна, формула включений
и исключений
Решение заданий (№12,17)
Модуль
3.Алгоритмизация
и
программирование
3.1
Исполнение
алгоритмов
Программирование
Основные алгоритмические конструкции:
линейная последовательность операторов, цикл,
ветвление
Синтаксис, типы данных, операции, выражения
ЯП Pascal
Ввод-вывод данных, использование
подпрограмм ифункций. Использование
стандартных библиотек
Работа с массивами. Поиск элемента в массиве
по заданному критерию, сортировка
Решение заданий (№6,8,11,14,19,20)
Решение заданий (№21)
Решение заданий (№22)
3.2 Задания по программированию с
развернутым ответом
Задания по программированию с развернутым
ответом (№24)
Задания по программированию с развернутым
ответом (№25)
Задания по программированию с развернутым
ответом (№27)
Тренинг по вариантам

33.
Выполнение тренировочного варианта
34.

Кол-во
часов
3
1
1
1
10
7
1
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
2
1
1

Дата проведения
план
факт


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».